Попробуем представить здесь основы эрзянской этнической Веры. / Терявттано невтемс тесэ эрзянь пазнэнь Кемемань юртнэнь. Не являюсь специалистом в этой области. Надеюсь, знающие люди помогут в создании данной темы. / А улян пек парсте содыцякс те тевсэнть. Кеман, содыцятне лездыть те сёрмадовкссонть ды витьсызь ильведевксэм.
Бог един. / Инешкипазось вейке. Эрзяне называют Его - Инешкипаз, Нишкепаз, Нишке. / Эрзятне мерить Тензэ Инешкипаз, Нишкепаз, Нишке.
Что в имени Твоём? / Мезе Тонь лемсэть? Ине=Великий. Шки=шкитямс=творить. Паз=Бог.
Что является Храмом для эрзян? / Мезесь ашти Ванстомакс эрзятнень туртов?
Для эрзян Храмом является Природа - Мир, созданный Инешкипазом. / Эрзятнень туртов Ванстомакс ашти Пертьпельксэсь, конань теизе Инешкипазось.
Для чего создан Человек Инешкипазом? / Мейсь Инешкись Ломаненть теизе?
Быть Человеком, но не рабом божьим, помощником Бога для сохранения Природы. / Улемс Ломанекс, аволь пазонь урекс, Пертьпелксэнть ванстыцякс, идицякс.
Может ли Человек-эрзя замолить свой грех? / Ознови-арась эрзя-ломаненть пежетезэ?
Нет. Человек может молить о снисхождении, но жить будет ощущая всегда тяжесть греха и вины за него. / Арась. Ломанесь озны чумонзо нолдамонь кис, ансяк эрямопингензэ перть канды пежетенть сталмонзо оймесэнзэ, мари чумо пежетенть кувалма.
Эрзянская семья в прошлом была многолюдной. В хозяйстве держали много скота: лошадей, коров, овец, свиней, домашней птицы.
В каждом дворе имелось место для убоя животных. По старинным поверьям, разбрызгивать кровь по двору – большой грех, да и животных её запах беспокоит. Поэтому была специальная ямка для слива крови. Её закрывали камнем, который называли сярко-кев.
Именно такую каменную плиту я обнаружил при ремонте своего двора. С виду отбитый по краям под конус круг. Что это такое, я не знал, на жернов не похож, слишком тонок. По своей халатности и незнанию разбил его. Что натворил, понял спустя годы. К счастью, один из обломков Сярко-кева сохранился. Вытащил его из парилки бани, нашёл своё место в витрине эрзянского музея.
При восстановлении керемети в 1996 году я вновь встретился с подобными камнями. Два были найдены на территории святилища, третий камень-плиту завёз со стороны, предварительно выбил на нём знак-символ Инешкипаза.
Одна из найденных плит, оказалась квадратной в пределах 30 см., с глубокими бороздами по красно-розовому граниту, словно кто-то пальцами по глине провёл волнообразные линии-валы. Объяснение пока не найдено.
можно и мужчины носили обереги на шее автор заблуждается, не делайте поспешных выводов, духовность не терпит искажений , традиционные верования итак искажены и оболганы не будем же и мы попадаться на удочку лжи будте пределельно внимательны в своих материплпх!!
символ эрзянской вери восьмиконечная звезда, 4 стихии, 4 периода жизни в физическом теле, философия таково семь тел человека и все связано с бесконечностью инеялт -эрьме вселенский разум, еще эрзяне не рисовали лиц божеств и не делали идолов были знаки тёшкст, вийтёшкст, к стати слово вышивка-викшнемс от слова вий-тёшкт-шкинемс. а икон не было.
новы этнической природной истинной религии чуваш Турăç полностью совпадает с Эрзянь пазнэнь Кемема ! Думаю не случайно. Я рад узнать это!
в истории написано,что когда булгарцы переходили на исламскую веру чуваши не приняли этой веры переселились через волгу к одноверцам эрзянам поэтому и такое сходство
Сисем покштят ды седи тов, это явленный физический мир , тонкий мир восьмой это все веси мезесь неяви , мезесь ансяк маряви, абсолют, философия эрзян не отличается от философии многих народов, а современные аврамистические религие это антидуховное рабовладельческое сооружение базой для которого были эгипет и прочие цивилизации где человека царя в ранг живого бога ставили , они все призывают рабскому преклонению перед правителями, не развивают духовность а порабощают ее, раб не стремится к свободе потомучто он знает что его удел страх и подчинение, ))
Пост N: 14
Зарегистрирован: 10.10.07
Откуда: Tatarony, Bugulymaosch
Рейтинг:
0
Отправлено: 11.10.07 10:25. Заголовок: Re:
Erzyany-rasyke пишет:
цитата:
Для лучшего понимания эрзянской религии не помешало бы, если бы некоторые эрзяне, например, предоставили образцы своего общения с Инешкипазом и Масторавой (в каких-нибудь ситуациях).
Пост N: 125
Зарегистрирован: 14.11.06
Откуда: Latvija, Riga
Рейтинг:
1
Отправлено: 05.03.07 22:35. Заголовок: Re:
Для лучшего понимания эрзянской религии не помешало бы, если бы некоторые эрзяне, например, предоставили образцы своего общения с Инешкипазом и Масторавой (в каких-нибудь ситуациях).
Существует ли в Эрзянь Кемема (Эрзянской Вере) посредник для общения с Инешкипазом-Творцом? Ули-арась Эрзянь Кемемасонть кияк, кона эряви Инешкипазнэнь пшкадемстэ-озномсто?
Арась. / Нет.
Эрзянину не требуется поп или иной служитель для обращения к Инешкипазу-Творцу. Эрзянтень а эряви бачкась эли диаконось Инешкипазонтень пшкадемстэ.
те а виде эрзятнень ульнесть озксветиест озатяст сфрьжаст. сынст веси чавизь знярдо христианизациясь сась локшо марто. Были или нет у эрзян жрецы были однозначно, они просто вели образ жизни мало чем отличающийся от остальных. просто на порядок выше остальных, эрзянских жрецов можно сравнивать с шаманами. Просто когда произошла насильственная христианизация в первую очередь убивали духовных лидеров и военных руководителей. Пожалыста очень осторожно относитесь к данной теме(((( Хватит уже и так наломали не мало дров. Марийцы и эрзяня имеют одинаковую на 80 процентов духовную культуру , вывод у марийцев есть жрецы и сейчас так же и у эрзян. Пазонь чансть весемене!
Пост N: 1
Зарегистрирован: 10.10.07
Откуда: Tatarony, Bugulymaosch
Рейтинг:
0
Отправлено: 10.10.07 09:30. Заголовок: Re:
Erzyany-rasyke пишет:
цитата:
Те мезе? Лия ломанень мелень кардамка? А чарькодеви мелеть, ялгам.
Те а мелень кардамка а арсемка парынестэ эрзятнень ульнесть свалшкань Озатяст Сырьжаст! Васняяк христосонь стада ваныцятне сынст чавнызь ды теде арсицяломанесь чарькоди а рузонь содыйтнень манчемкаст а эрявкшны тенст пек кемемс арседе парынестэ!
Инечи марто, эрзят! / С Великим Днём, эрзяне! Инечистэнть минек сэрдятне тешкстнесть од иенть ушодоманзо. / В Великий День наши предки отмечали начало нового года.
Что в имени Твоём? / Мезе Тонь лемсэть? Ине=Великий. Шки=шкитямс=творить. Паз=Бог.
ИНЕШКИПАЗ переводится так ИНЕ - Великий ( ая, ое) ШКИ - ТВОРЕНИЕ ПРОИЗВОЛНОЕ ШКА - ВРЕМЯ У КОТОРОГО НЕТ НИ НАЧАЛА НИ КОНЦА, ПАЗ ПРЯВТ+ АЗОР т и так ИНЕШКИПАЗ ( иногда в обиходе НИШКЕПАЗ) ХОЗЯИН ВЕЛИКОГО ТВОРЕНИЯ у которого нет и не начала ни конца. По мокшански ШКАБАВАЗ тоже хозяин творения просто мокшане 3 раза меняли веру были и мусульманами и християнами и свою веру почитали поэтому менталитет мокшан таков где удобнее туда и пойдем слабое этно-духовное самосознание у наших братьев(((((
Пост N: 3
Зарегистрирован: 10.10.07
Откуда: Tatarony, Bugulymaosch
Рейтинг:
0
Отправлено: 10.10.07 11:37. Заголовок: Re:
Ламо уже кавтолдынек, Маризь Кемалень севинек, те виде, а эдь сон вадрятев ушодокшнось, археологтне , ламо мезе кекшить видечи а невтить, христосонь муизь улавонзо?, ялатеке тензе чекить, лпмо мезесь тееви минек тевсенть апак арсе, ламо кеж эрзятнень ютксо нет единства, зависть, готовы мы друг друга съесть, это и к сожалению у марийцев и у чуваш!
Пост N: 16
Зарегистрирован: 10.10.07
Откуда: Tatarony, Bugulymaosch
Рейтинг:
0
Отправлено: 12.10.07 08:38. Заголовок: Re:
Эрзянь нилькс пишет: [quote]Теде а содан. Ды лезэяк теньсэ а неяви тень. Эрзянь раськенть кис аштицятнеде ней аволь пек ламо.[/quot Мон тенде макстнить информация Кавказ центр порталсонь ды бакунь газетатнесэ, сёрмалинь коми народ порталскак. Пургаз Покштянтень кеврунгонь стявтомась те Пазонь тев, ды лисезе те изнявкс карми Покш, монь тевен авуль пек парт улить тувталт содан Инешкипазось мартом ды весемезе идевэвстнень сравсынь вакстон. Важодян середиця марто, чапан-пурнан эрзянь шкинема ды пичкавтома койтненеде содамочи, эрзянь содамотёшкстнеде ды пурнан витнянь эрзянь раськень пазне кемемась, валкс косо кармить веси минек покштитне ды сынст ютавтома лувось тень веси эряви сермадос на теологической духовно-философской основе важодемвксем 50% ламос веси анок.Сюкпрят! Пазонь чансть весемене!
Отправлено: 23.11.07 10:49. Заголовок: Шумбрачи! Хотел бы о..
Шумбрачи! Хотел бы ответить по поводу рабства в Авраамистических религиях,так как являюсь мусульманином.В исламе нет духовенства,как не было его и в христиантсве и иудаизме,но некоторые люди находили соблазн в том,чтобы использовать силу людей объединенных верой в Творца,в достижении совсем других меркантильных целей.Поэтому они изменяли религию единобожия,так чтобы человек был рабом людей,которые находятся у власти.Мусульманин преклоняется только перед своим Создателем(было бы глупо зазнаваться и не признавать всемогущество своего создателя),мусульманин не заискивает и не унижается перед власть имущими и теми кто сильнее,если он это делает,это позор его как личности.Мусульманин имеет честь обращаться к Всевышнему когда захочет,без посредников и икон,так как они придуманы для того чтобы уводить от Бога. В чем то Ислам даже ближе к Эрзянской религии,чем Христианство,его люди с веками совсем извратили и сделали действительно религией рабства.Насколько я знаю среди Эрзян тоже были мусульмане,до христианской экспансии.Ведь у Эрзян был союз и тесные отношения с Волжской Булгарией и некоторые Эрзяне роднились с татарами.Не знаю правда ли,но я слышал,что даже сын Пургаза,взял в жены ханскую дочку.Мусульмане не отдают своих дочерей за иноверцев,значит,сын Пургаза был мусульманином или принял Ислам.
цитата: Раськень Озкс необходимо возродить в первозданном виде без мордовских развлекаловок, извращающих саму суть эрзянской Веры. Это первостепенная задача.
Это основа, Танюш права, мы должны возродить свой настоящий эрзянский Раськень ОЗКС
Этот вопрос можно решить 10 июля. То что, РАСЬКЕНЬ ОЗКС - не эрзянский, это факт.
Отправлено: 01.02.08 15:02. Заголовок: Да удивительное рядо..
Да удивительное рядом...еслиб я не знал что речь идет об Эзрянах, то прочитав принципы вашей веры решил бы что вы Караимы - это наиболее древняя ветвь Иудаизма, свободная от последующих наслоений, формальностей и"додумок" последующих поколений...Не знаю как вы к этому отнесетесь - но мне объективно приятно видеть что ваш Народ находится гораздо ближе к истинной (с моей тз) вере в истинного Бога, чем например христиане.
Добрый день! Хотелось бы знать, каковы эрзянские обряды при посещении родных могил на кладбище. Какие творят приношения? Когда, как часто посещают кладбища (т.е. существуют ли аналоги православных родительских суббот и т.п.?) Спасибо.
Здравия всем! Тема что заглохла? Неужели не кому не интересна ВЕРА предков?!
Вопрос, все что я на форуме видел это сопоставление Эрзя и Словян, но уже после крещения, каковы были отношения до крещения? Какова разница между исконной верой Эрзян и ведической верой русских, к примеру
Есть ли какие то священные книги? заранее благодарю!
цитата: Какие грехи в эрзянской вере считаются самыми тяжкими?
Думаю, как и у всех других народов. Те же. Но пока никто этот вопрос не исследовал в этом плане.
Предложу в качестве ознакомления тяжкие грехи чувашской исконной религии.
Семь смертных грехов:
1) Предание забвению Турă и заветов предков; 2) Убийство невинного человека; принесение человеческих жертв; 3) Слепая вера в выдуманные кем-то учения; 4) Паразитирование на природных и человеческих ресурсах; 5) Исполнение богопротивных черных ритуалов, вхождение в храмы, оскверненные занесением трупа или праха; 6) Поклонение, задрав заднюю часть тела против неба; 7) Подмена себяобожанием любви к Турă;
P/s Чувашское Турă на эрзянский можно перевести -Инешкипаз.
1) Предание забвению Турă и заветов предков; 2) Убийство невинного человека; принесение человеческих жертв;
Эти два первых пункта очень понятны, а вот уже начиная с третьего-слепая вера в выдуманные кем-то учения-неужели здесь кроется столько опасности, что его причислили к тяжкому греху?
неужели здесь кроется столько опасности, что его причислили к тяжкому греху?
Это близко к "не создавай себе кумиров". Заветы наших предков имеют до того обширный опыт, что чьи-то выдуманные учения или толкования(секты, тайные общества и пр.) не принимаются исконной религией - грех. Даже на современном этапе(этап высокой грамотности людей) Вы можете видеть, что слепая вера ведет к деградации личности -реальная опасность.
Я напишу Вам свое понимание, которое может отличаться от официального толкования грехов.
4) Нельзя жить, как паразит, в том числе просить милостыню, показывая людям свои увечья, болезни, оборванных детей и т.д. Человек рожден по образу и подобию Создателя и это образ нельзя ронять так низко. 5) Умерших людей надо хоронить на кладбищах. Нельзя использовать какие-то человеческие части умершего человека для ритуалов. Некоторые религии эти части трупов называют мощи... 6) Голова свободного человека исконной веры при обращениии к Богу не может быть опущена ниже пояса(зада)-это должно быть противно верующему и выглядит не пристойно. 7) Думаю комментариев не требует, это намного хуже гордыни.
Это мое личное понимание, основанное на своем жизненном опыте. Мои родителеи и предки- все исповедовали исконную чувашскую религию.
И еще: Отпущение грехов на земле не дано никому. Не надо грешить , нечего будет отпускать.
Спасибо. В этих семи пунктах целая философия жизни. Как жаль, что в эрзянской религии нет такой классификации. Кто знает, если бы были перечислены каноны того, что нельзя, возможно и более дружными и терпимыми мы стали друг к другу.
Как жаль, что в эрзянской религии нет такой классификации.
Можно предположить, что исконные религии во многом схожи. Я родился в эрзянском селе, где около 300 лет вместе живут эрзяне и чуваши. Во многом религиозные традиции схожи- это отмечали в своих приветственных речах на Раськень Озкс 2007 Инязор и известный скульптор Чуваши (профессор чувашской исконной веры) Ф.Мадуров. Полагаю, что в исконной эрзянской религии есть подобные понятия и их кто-то восстановит и здесь разместит.
Я уже где-то здесь размещал, но для информации повторю еще раз заповеди чувашской исконной религии:
Девять заповедей:
1.ЧТИ ПРЕДКОВ СВОИХ. ПУСТЬ ИМ НИКОГДА НЕ БУДЕТ СТЫДНО ЗА ДЕЛА ТВОИ.
2.ДОЖИВИ ДО ПРАВНУКОВ. ПУСТЬ ОНИ ЗАПОМНЯТ ТЕБЯ ДОБРЫМ, МУДРЫМ, СПРАВЕДЛИВЫМ.
3.ДЕТЕЙ РАСТИ В РАДОСТИ И КРЕПКОМ ТЕЛЕ. ЛУЧШЕ ТЕБЯ ЭТОГО НИКТО НЕ СДЕЛАЕТ.
4.РАДУЙСЯ ВНУКАМ. ПОСТАРАЙСЯ ДАТЬ ИМ ТО, ЧТО НЕ СМОГ ДАТЬ ДЕТЯМ.
5.ДАЙ ДЕТЯМ ЛУЧШИЕ ЗНАНИЯ. СДЕЛАЙ ДЛЯ ЭТОГО ВСЁ ОТ ТЕБЯ ЗАВИСЯЩЕЕ.
6.НАЙДИ СВОЮ ПОЛОВИНУ. ПУСТЬ ЕЁ ГЛАЗА ВСЕГДА СВЕТЯТСЯ ВОСХИЩЕНИЕМ ТОБОЙ. 7. ВЫРОСШИМ ДЕТЯМ ПРИГОТОВЬ ОТДЕЛЬНОЕ ЖИЛИЩЕ. ЭТО ТВОЙ ДОЛГ.
8.УКРЕПЛЯЙ ЗДОРОВЬЕ. ТВОЁ ЗДОРОВЬЕ – ДОСТАТОК СЕМЬИ, КРЕПОСТЬ РОДА, СИЛА НАРОДА. 9.ОБЕРЕГАЙ ПРИРОДУ. ПОМНИ, ТЫ ЧАСТЬ ЕЁ, ДА БУДЕТ ТАК!
В принципе, я полагаю, это не только религиозные заповеди -это итог огромного жизненого опыта наших предков - по сути культура...
Отправлено: 29.09.10 09:09. Заголовок: Василиса сермады:Как жаль, что в эрзянской религии нет такой классификации.
Василиса, пожалуйста, не торопитесь с выводами. Все есть. chuvashon_erzja сермады: 4) Нельзя жить, как паразит, в том числе просить милостыню, показывая людям свои увечья, болезни, оборванных детей и т.д. Человек рожден по образу и подобию Создателя и это образ нельзя ронять так низко. По данному поводу у эрзян есть старинная народная сказка "Сюпав Ништей" (Богатый Нищий) в которой п.4 представлен как нельзя лучше. По другим пунктам тоже можно поискать ответов в народной мудрости. Уверен, что-нибудь найдется. Проблема только в кодификации. То есть извлечь и расставить все по своим полочкам.
Пост N: 1069
Зарегистрирован: 15.11.06
Откуда: Россия
Рейтинг:
2
Отправлено: 29.09.10 09:27. Заголовок: volgin Andrei пишет:..
volgin Andrei пишет:
цитата:
Все есть.
Согласен.
На текущий момент все народы работают над Старением своих Мифов, Легенд и пр. Может не очень хорошее слово "Старение", другими словами:без древней религии, легенды происхождения в глобальном мире выжить очень сложно. Чем древнее Легенда или Миф, тем весомее считается вклад этноса в общую культуру государства, соответственно вес этноса в политической жизни. Во многом по этой причине сейчас поспешно празднуют "тысячелетия" городов и пр.
"В принципе, я полагаю, это не только религиозные заповеди -это итог огромного жизненого опыта наших предков - по сути культура..."
Да...точно, кто в сёлах живёт - знает как прекрасно видно каждого человека, виден его грех - видна расплата за него, всё на виду. Естественно предки прекрасно всё это знали.....но характер нашего народа, может быть,такой, что пытаемся забыть былое, считая его недостойным, думая, что предки глупее были, а мы сейчас лучше..и.тд. А ведь мудрость нужно бережно хранить и пользоваться ею. Мне грустно было, когда я узнал, что бабушка сожгла рукописи пра пра деда...давно уже правда, конечно никого не виню, об этом не может быть и речи, но всё-таки я считаю, что нужно хранить мудрость, пусть даже там ничего особенного не было, но в любом случае интересно-же посмотреть как пра пра дед мир воспринимал. Например, смотрел передачу, калмыки знают предков до 10 поколения, даже их характеры знают, примерную внешность, чем занимались.....вот, что значит память предков. Смотрел передачу, как евреи в израиле хранят свои знания ещё допотопных времён, тщательно охраняют их как секретное оружие, куча специальных людей следят и работают над ними...да, россия, да , вечный бардак, как экономический, так и духовный...но считаю, что надо быть сильнее всех этих "внешних раздражителей".
Смотрел передачу, как евреи в израиле хранят свои знания ещё допотопных времён, тщательно охраняют их как секретное оружие, куча специальных людей следят и работают над ними
Проблема документальных архивов касается всех россиян. Если подойти к этой проблеме строго, то может оказаться, что подлинные документы сохранились где-то со времени Екатерины 2, даже от Петра1 почти не найти -все перепись. За этот период Вы имеете шанс найти свою родословную -это 5-6 поколение по мужской линии. У чуваш родственниками считаются до 6 колена, 7 колено -условно называются "чужие", т.е. можно заключать браки. Я периодически знакомлю своего сына с именами его дедов и прадедов до 6 колена, чтобы он представлял древо рода по мужской линии. Надеюсь он эти знания передаст моему внуку в свое время.
Отправлено: 29.09.10 11:21. Заголовок: chuvashon_erzja сермады: На текущий момент все народы работают над Старением своих
Позволю себе немного не согласиться. Если этот тезис касается сказки "Сюпав Ништей", то сказка взята из книги 1883 года рождения. Тогда и речи о возрождении(или воссоздании) эрзянского этноса не было. А если тезис касается празднования 1000-летия Елабуги, то основание города и его "тюркский" след наслаивается на древние финно-угорские поселения. Почему, потому что..... (как говорит Шаймиев ) до прихода на территорию современного Татарстана племен, основавших Волжскую Булгарию там жило финно-угорское население- факт. Другое обстоятельство: Города ЕлаБУГА, БУГульма,БУГУруслан географически находятся на условной линии-оси. Население данных городов (Бугульма и Бугуруслан в большей степени, Елабуга-в меньшей) имеет в своем составе и "финно-угорский" (вернее подзабытый ЭРЗЯНСКИЙ) элемент. И потом, в названии городов на слух "пробивается" что-то древнее изпокон веков идущее. Например: (Елабуга=ЭЛЭ+БУКА, Бугульма=БУКА+УЛЕМА(или УЛЬМА), Бугуруслан=БУКА+АРСА(ЭРЗЯ)лан). Василиса, а сказку я выложу на форуме, немного позже. Вам на каком: Эрзянском или Русском языке? Следите за сообщениями в теме.
Отправлено: 30.09.10 13:45. Заголовок: volgin Andrei пишет:..
volgin Andrei пишет:
цитата:
Эрясть-айшсть атят бабат кавто ломать
Интерессная сказка. Сюжет действительно подходит под п.4-Нельзя жить как паразит, в том числе просить милостыню, показывая людям свои увечья, болезни, оборванных детей и т.д. Заработанное таким образом добра не принесёт.
Отправлено: 07.10.10 20:52. Заголовок: ДРЕВО ЖИЗНИ В каждо..
ДРЕВО ЖИЗНИ
В каждом человеке заложена эволюционная система. Эрзянская религия учит, что бог (Инешкипаз—отец, Анге патяй (богородица)—патяй, т.е. старшая сестра, а человек, неважно мужчина или женщина—любимое дитя Бога, а женщина еще и Анге патяй,— покровительница рожениц. Нечто подобное находим и в учении Иисуса Христа: «Я сказал: Вы—боги, и сыны Всевышнего- все Вы». Эти слова противоречат рабской философии православия и подкрепляют древнее зооастрийское учение. С далекой древности наши предки научились определять Древо рода и древо человека, несущие энергетические центры по оси Мира, восходящие к Богу, и с нисходящие к предкам. Заложены они в человеке под магической цифрой 7, священных центров и тройственной системы бытия: Пазонь Чи, Эрямо Чи, Тона Чи. От активности этих центров зависит поведение человека и деятельность целого этноса. Дисциплинировало поведение человека и он восходил по энергетическим центрам к совершенству разума, приближал себя к Богу или, наоборот, нисходил на нет. Если у личности задействована потребность к получению знаний, энергетические центры от состояния спячки активизируются, меняется и его поведение, меняются интересы. По современным определениям (вийпетат), места, т.е.чакры определяются с половых органов, живота, груди, сердца, шеи, лба и центра завихрения волос—семь энергетических центров, чакр. Поведение человека определяется по его потребностям: дворник, пастух, водитель, солдат, торговец, фермер, домохозяйка. Их духовный уровень стандартный. У этих людей активизируются нижние энергоцентры и интересы замыкаются животными потребностями: безопасность, питание, дом (квартира), размножение, деньги. Чем сильнее активизируются энергоцентры, тем индивидуальнее личность ,его способности и интересы. Работоспособность вышестоящих чакр способствуют влиять на физический мир. К ним относятся техническая интеллигенция, руководители крупного бизнеса, военоначальники, политики. Четвертый энергоцентр выделяет людей подверженных подвижничеству, помощи людям, благотворительности. К ним относятся учителя, врачи, соцработники, пишущая интеллигенция. Пятый центр наделяет людей творчески одаренных, способных самовыражению, людей искусства: артисты, художники, композиторы, певцы, музыканты. Шестой центр из общества выделяет особо одаренных людей: вождей, духовников. И последний энергоцентр раскрывается редко, тем, кто по духовности приближен к Богу. Из древности известны имена просветителя зооастризма Зароатустры и легендарного царя эрзян Тюшти. По этим определениям можно судить об этносе в целом и о политике ведущего государства.
Николай Аношкин
По расшифровке магической графики эрзян часто повторяются цифры: 3, 4, 5, 6, 7 .
Отправлено: 08.10.10 10:15. Заголовок: Хотелось бы знать,че..
Хотелось бы знать,человек уже рождается с какой то уже более развитой чакрой или по жизни развитие идет какой то одной из чакр более чем других оставшихся?В зависимости от воспитания ,места и социального статуса.
От редакции. Очевидно, заметили, что Инечи, древний праздник эрзян, не имеет никакого отношения к иудейской (еврейской) Пасхе. В свою очередь, Пасха никак не связана с именем Христа. Она возникла 600 лет до его рождения. По своему присхождению Пасха - это День освобождения евреев из-под египетского ига. Слово "пасха" не приняли эрзяне из-за его сексуального звучания. Благодаря ему, и сохранилось светлое, величественное слово - Инечи. "ЭМ" 25.04.2003.
Интересное обсуждение, в связи с которым интересно было бы размыслить над некоторыми вопросами: Мельников-Печерский, описывая религиозные верования эрзян и мокшан пишет, что эрзяне называют верховного бога Паз или Чампаз, мокшане - Шкай. Так вот: если с мокшанским Шкай(Оцюшкай, Шкабаваз) всё понятно, шкай - творец. А вот с эрзянским что-то не то. Что означает Паз? Что означает Чам? И почему ныне("Масторава") верховный бог именуется Инешкипаз или Нишкепаз(т.е из работ каких исследователей взято)? Отсюда видно, что вариант "Инешкипаз" несколько сближается с мокшанским вариантом. Основы эрзянской веры нигде не записаны, никаких священных текстов, закреплявших бы определённые положения - нет , отсюда единственным источником может быть лишь работы исследователей, этнографов изучавших некоторые аспекты остатков религиозных воззрений эрзи.
Отправлено: 09.04.12 22:35. Заголовок: Маол пишет: Основы ..
Маол пишет:
цитата:
Основы эрзянской веры нигде не записаны,
Вот мы и пытаемся их записать. Источниками, кроме перечисленных, могут являться и "Масторава" и "Эрьмезь" и другие фольклорные и художественные произведения эрзянской литературы. По крупицам нам нужно собирать этот материал.
Маол пишет:
цитата:
Инешкипаз" несколько сближается с мокшанским вариантом.
Это, может. мокшанский сближается с эрзянским? Мне представляется, что так. Так как мокшанский этнос, на мой взгляд более молодой, чем эрзянский. Я не специалист в этой области, но сравнение численности и дисперсности Эрзи, на мой взгляд, подтверждает больший возраст Эрзя народа.
Мельников-Печерский, описывая религиозные верования эрзян и мокшан пишет, что эрзяне называют верховного бога Паз или Чампаз, мокшане - Шкай.
Я читал Мельникова-Печерского разов 10 и с первого раза пришел к выводу, на котором стою и до сих пор. Он царский чиновник, вел царскую политику на наших землях, которая уничижала коренные народы, особенно эрзян, земли которых основа российского государства.
Поэтому описывая то, что удалось ему выудить при исследовании управляемого народа, он конечно же не преминул навести тень на плетень. Он не историк эрзянского народа, он тонкий фальсификатор нашей истории и верования в том числе. Наш народ имеет своего Бога - Паза - Инешкипаза. Это название мы услышали от своих предков. Чампас и прочие названия выдумки. Я помню от бабушки, был термин Чинь Паз. Но это не дневной Бог, а эрямо чинь паз, то есть Бог, которого ты знаешь при жизни.
Эрюш правильно пишет, что наша задача описать сейчас то, что сохранили по наследству из уст в уста. Что же делать если нашу религию уничтожали до пепла. Я находил упоминания о молельных домах. Маол эти материалы есть в нашей областной библиотеке, в отделе редких рукописей.
Поэтому описывая то, что удалось ему выудить при исследовании управляемого народа, он конечно же не преминул навести тень на плетень. Он не историк эрзянского народа, он тонкий фальсификатор нашей истории и верования в том числе. Наш народ имеет своего Бога - Паза - Инешкипаза. Это название мы услышали от своих предков. Чампас и прочие названия выдумки.
Думаю, что основания для такого мнения есть и они достаточно реальны. Я придерживаюсь такой версии: Инешкипаз=Нишкепаз (сокращ.)= Чипаз. "Чампас" = неверное, услышанное или неверно записанное. Никто, по-моему, этот термин в народе не использует. А вот три предыдущих термина использовались и моими предками (я сам их слышал) и фигурируют в имеющихся вариантах эрзянских молитв (озолмасо).
Пост N: 473
Зарегистрирован: 27.02.10
Откуда: Эрзянь Мастор, Нижний Новгород
Рейтинг:
2
Отправлено: 10.04.12 13:18. Заголовок: На безрыбье как гово..
На безрыбье как говорится... С этим принципом можно и труды других исследователей списывать на фальш. Однако никто кроме них ничего не записывал(по крайней мере о других нецарских источниках ничего не известно). При написании Масторавы и др. современных ЛИТЕРАТУРНЫХ(а не религиозных) трудов вполне себе использовались работы имперцев Печерского, Смирнова, Шахматова и т.д.
"Чампас и прочие названия выдумки. Я помню от бабушки, был термин Чинь Паз. Но это не дневной Бог, а эрямо чинь паз, то есть Бог, которого ты знаешь при жизни."
У М-Печерского огромное количество описок, связанных с эрзянскими словами. Поэтому Чам пас вполне мог быть искажённым вариантом Чинь паз. Про молельные дома тоже слышал, там речь идёт вроде о Саратовской губернии.
Отправлено: 10.04.12 22:07. Заголовок: Маол пишет: там реч..
Маол пишет:
цитата:
там речь идёт вроде о Саратовской губернии.
Да нет речь идет о нынешнем Дальнеконстантиновском районе Нижегородской губернии. И даже о временах архимандрита Дмитрия Сеченова, который наиболее активно уничтожал нашу веру, за что и хотели его канонизировать, как святого. Помню глаза членов общественной палаты Нижегородской губернии, когда я выступил и сказал, что это был фактически фашист, по отношению к нашему народу. И большинством голосов мы отказали церкви в поддержке их идеи его святости.
Отправлено: 11.04.12 07:44. Заголовок: Маол пишет: С этим ..
Маол пишет:
цитата:
С этим принципом можно и труды других исследователей списывать на фальш.
Я то хотел сказать, что надо читать между строк. Например многие авторы особенно церковники писали: "темные, упрямые, грязные мордва" в том числе и о нас об эрзянах. Но есть другая правда, что наше платье заняло первое место на выставке в Лейпциге и потом в Париже. Мог тупой, грязный народ сотворить чудо?
Или летописи, где кем только нас не выставляют. И опять где об контактах с эрзяами, то "мордва-предатели или мордва предатели из племени эрзя". Наиболее правдивая книга профессора казанского университета Смирнова "Мордва" и то он пишет, что мы самоеды. Какой нибудь старичок пошутил, что "минсь прянок сэвтям" он и написал, что есь предположение.
Не нужны мы как народ ни царской власти, ни коммунистам, ни нынешней, поэтому и нет правдивого описания древнейшего народа с его культурным наследством, духовная часть которой и есть религия. Поэтому и писали, что ни попадя. Поэтому и пишут нынешние заказые историки, что греет душу властям, за что платят деньги.
Поэтому да, на безрыбье и рак рыба. И когда читаешь "Пантеон мордовских богов" (вроде такое название) Мокшина, получаешь информацию, что была и есть Вирьава, Норовава и прочие, но в отличие от автора, надо видеть, что есть Инешкипаз - Бог единый, а остальные покровители леса, пашни, воды и т.д. Тем мы и неудобны, потому нашу веру и уничтожали, что во главе угла нашей души была мать-природа и ее творец. В ней не было и нет чинопочитания, властного поклонения, властной организации, а это чревато народным бунтом. Поэтому наши предки и были всегда впереди разных восстаний на Руси. Потому как нашу душу топтали, Почему Несмеян Васильев встал во главе восставшихся терюхан, только из-за насильственного крещения, которое случилось в селе Борцово.
Где-то уже писал: Инешкипаз, Масторава, Эрзянь Мастор, Эрзянь Мелькужо, Раськень Озкс, Эрзянь покш Чи, Эрзянь келень Чи и пр. - это наши институты, которые эрзянский актив восстановил и они основа нашей культуры и духовности. Теперь идем дальше Эрзянь раськень Чи, Эрзянь ознома и т.д. И где брать историю по ним? Конечно же в трудах и тех, кто наводил тень на плетень, но и в архивах, в устном наследстве и конечно же все сверяя с уже открытой, реальной историей эрзян.
Где-то уже писал: Инешкипаз, Масторава, Эрзянь Мастор, Эрзянь Мелькужо, Раськень Озкс, Эрзянь покш Чи, Эрзянь келень Чи и пр. - это наши институты, которые эрзянский актив восстановил и они основа нашей культуры и духовности. Теперь идем дальше Эрзянь раськень Чи, Эрзянь ознома и т.д.
Это наше богатство и ценности Эрзя народа. "Мор-два" понимает, что идёт возрождение Эрзя народа.
И это вызывает административный зуд мордовской и промордовской власти: - ЕМЯ, -1000-летие..., - "интернациональная семья", - День "родного" (?????) языка, - концепция "единого мордовского языка", - парашютисты и русская водка и русские песни на Раськень Озкс, - требование убрать эрзянский флаг с Раськень Озкс (мордовец Тултаев), - абсурдное понятие "мордовский (мокшанский и эрзянский) народ", - мордовский парадокс ККФУН, когда в нем представлены как ЭРЗЯ и МОКША люди, открыто отказавшиеся сами от своих национальностей в пользу экзоэтнонима-клички "мордва" и призывающие других эрзян и мокшан отказаться от своей национальности в пользу "миллионной мордвы", - суды над газетой "Эрзянь Мастор", - суды с автором "Масторава" А. Шароновым, - угрозы судом сайту Finugor только за то, что этот сайт признает существование народа Эрзя, - требования перенести дату Раськень Озкс в угоду РПЦ - антиконституционные заявления о "нелегитимности" Конгресса Эрзя народа - провокации против известных эрзян и эрзянских общественных организаций - использование в отношении эрзянских деятелей и организаций, действующих в соответствии с законодательством РФ, негативных терминов и определений - недопущение проведения Конгресса Эрзя народа под различными предлогами
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 8
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет