Попробуем представить здесь основы эрзянской этнической Веры. / Терявттано невтемс тесэ эрзянь пазнэнь Кемемань юртнэнь. Не являюсь специалистом в этой области. Надеюсь, знающие люди помогут в создании данной темы. / А улян пек парсте содыцякс те тевсэнть. Кеман, содыцятне лездыть те сёрмадовкссонть ды витьсызь ильведевксэм.
Бог един. / Инешкипазось вейке. Эрзяне называют Его - Инешкипаз, Нишкепаз, Нишке. / Эрзятне мерить Тензэ Инешкипаз, Нишкепаз, Нишке.
Что в имени Твоём? / Мезе Тонь лемсэть? Ине=Великий. Шки=шкитямс=творить. Паз=Бог.
Что является Храмом для эрзян? / Мезесь ашти Ванстомакс эрзятнень туртов?
Для эрзян Храмом является Природа - Мир, созданный Инешкипазом. / Эрзятнень туртов Ванстомакс ашти Пертьпельксэсь, конань теизе Инешкипазось.
Для чего создан Человек Инешкипазом? / Мейсь Инешкись Ломаненть теизе?
Быть Человеком, но не рабом божьим, помощником Бога для сохранения Природы. / Улемс Ломанекс, аволь пазонь урекс, Пертьпелксэнть ванстыцякс, идицякс.
Может ли Человек-эрзя замолить свой грех? / Ознови-арась эрзя-ломаненть пежетезэ?
Нет. Человек может молить о снисхождении, но жить будет ощущая всегда тяжесть греха и вины за него. / Арась. Ломанесь озны чумонзо нолдамонь кис, ансяк эрямопингензэ перть канды пежетенть сталмонзо оймесэнзэ, мари чумо пежетенть кувалма.
Смотрел передачу, как евреи в израиле хранят свои знания ещё допотопных времён, тщательно охраняют их как секретное оружие, куча специальных людей следят и работают над ними
Проблема документальных архивов касается всех россиян. Если подойти к этой проблеме строго, то может оказаться, что подлинные документы сохранились где-то со времени Екатерины 2, даже от Петра1 почти не найти -все перепись. За этот период Вы имеете шанс найти свою родословную -это 5-6 поколение по мужской линии. У чуваш родственниками считаются до 6 колена, 7 колено -условно называются "чужие", т.е. можно заключать браки. Я периодически знакомлю своего сына с именами его дедов и прадедов до 6 колена, чтобы он представлял древо рода по мужской линии. Надеюсь он эти знания передаст моему внуку в свое время.
Отправлено: 29.09.10 11:21. Заголовок: chuvashon_erzja сермады: На текущий момент все народы работают над Старением своих
Позволю себе немного не согласиться. Если этот тезис касается сказки "Сюпав Ништей", то сказка взята из книги 1883 года рождения. Тогда и речи о возрождении(или воссоздании) эрзянского этноса не было. А если тезис касается празднования 1000-летия Елабуги, то основание города и его "тюркский" след наслаивается на древние финно-угорские поселения. Почему, потому что..... (как говорит Шаймиев ) до прихода на территорию современного Татарстана племен, основавших Волжскую Булгарию там жило финно-угорское население- факт. Другое обстоятельство: Города ЕлаБУГА, БУГульма,БУГУруслан географически находятся на условной линии-оси. Население данных городов (Бугульма и Бугуруслан в большей степени, Елабуга-в меньшей) имеет в своем составе и "финно-угорский" (вернее подзабытый ЭРЗЯНСКИЙ) элемент. И потом, в названии городов на слух "пробивается" что-то древнее изпокон веков идущее. Например: (Елабуга=ЭЛЭ+БУКА, Бугульма=БУКА+УЛЕМА(или УЛЬМА), Бугуруслан=БУКА+АРСА(ЭРЗЯ)лан). Василиса, а сказку я выложу на форуме, немного позже. Вам на каком: Эрзянском или Русском языке? Следите за сообщениями в теме.
Отправлено: 30.09.10 13:45. Заголовок: volgin Andrei пишет:..
volgin Andrei пишет:
цитата:
Эрясть-айшсть атят бабат кавто ломать
Интерессная сказка. Сюжет действительно подходит под п.4-Нельзя жить как паразит, в том числе просить милостыню, показывая людям свои увечья, болезни, оборванных детей и т.д. Заработанное таким образом добра не принесёт.
Отправлено: 07.10.10 20:52. Заголовок: ДРЕВО ЖИЗНИ В каждо..
ДРЕВО ЖИЗНИ
В каждом человеке заложена эволюционная система. Эрзянская религия учит, что бог (Инешкипаз—отец, Анге патяй (богородица)—патяй, т.е. старшая сестра, а человек, неважно мужчина или женщина—любимое дитя Бога, а женщина еще и Анге патяй,— покровительница рожениц. Нечто подобное находим и в учении Иисуса Христа: «Я сказал: Вы—боги, и сыны Всевышнего- все Вы». Эти слова противоречат рабской философии православия и подкрепляют древнее зооастрийское учение. С далекой древности наши предки научились определять Древо рода и древо человека, несущие энергетические центры по оси Мира, восходящие к Богу, и с нисходящие к предкам. Заложены они в человеке под магической цифрой 7, священных центров и тройственной системы бытия: Пазонь Чи, Эрямо Чи, Тона Чи. От активности этих центров зависит поведение человека и деятельность целого этноса. Дисциплинировало поведение человека и он восходил по энергетическим центрам к совершенству разума, приближал себя к Богу или, наоборот, нисходил на нет. Если у личности задействована потребность к получению знаний, энергетические центры от состояния спячки активизируются, меняется и его поведение, меняются интересы. По современным определениям (вийпетат), места, т.е.чакры определяются с половых органов, живота, груди, сердца, шеи, лба и центра завихрения волос—семь энергетических центров, чакр. Поведение человека определяется по его потребностям: дворник, пастух, водитель, солдат, торговец, фермер, домохозяйка. Их духовный уровень стандартный. У этих людей активизируются нижние энергоцентры и интересы замыкаются животными потребностями: безопасность, питание, дом (квартира), размножение, деньги. Чем сильнее активизируются энергоцентры, тем индивидуальнее личность ,его способности и интересы. Работоспособность вышестоящих чакр способствуют влиять на физический мир. К ним относятся техническая интеллигенция, руководители крупного бизнеса, военоначальники, политики. Четвертый энергоцентр выделяет людей подверженных подвижничеству, помощи людям, благотворительности. К ним относятся учителя, врачи, соцработники, пишущая интеллигенция. Пятый центр наделяет людей творчески одаренных, способных самовыражению, людей искусства: артисты, художники, композиторы, певцы, музыканты. Шестой центр из общества выделяет особо одаренных людей: вождей, духовников. И последний энергоцентр раскрывается редко, тем, кто по духовности приближен к Богу. Из древности известны имена просветителя зооастризма Зароатустры и легендарного царя эрзян Тюшти. По этим определениям можно судить об этносе в целом и о политике ведущего государства.
Николай Аношкин
По расшифровке магической графики эрзян часто повторяются цифры: 3, 4, 5, 6, 7 .
Отправлено: 08.10.10 10:15. Заголовок: Хотелось бы знать,че..
Хотелось бы знать,человек уже рождается с какой то уже более развитой чакрой или по жизни развитие идет какой то одной из чакр более чем других оставшихся?В зависимости от воспитания ,места и социального статуса.
От редакции. Очевидно, заметили, что Инечи, древний праздник эрзян, не имеет никакого отношения к иудейской (еврейской) Пасхе. В свою очередь, Пасха никак не связана с именем Христа. Она возникла 600 лет до его рождения. По своему присхождению Пасха - это День освобождения евреев из-под египетского ига. Слово "пасха" не приняли эрзяне из-за его сексуального звучания. Благодаря ему, и сохранилось светлое, величественное слово - Инечи. "ЭМ" 25.04.2003.
Интересное обсуждение, в связи с которым интересно было бы размыслить над некоторыми вопросами: Мельников-Печерский, описывая религиозные верования эрзян и мокшан пишет, что эрзяне называют верховного бога Паз или Чампаз, мокшане - Шкай. Так вот: если с мокшанским Шкай(Оцюшкай, Шкабаваз) всё понятно, шкай - творец. А вот с эрзянским что-то не то. Что означает Паз? Что означает Чам? И почему ныне("Масторава") верховный бог именуется Инешкипаз или Нишкепаз(т.е из работ каких исследователей взято)? Отсюда видно, что вариант "Инешкипаз" несколько сближается с мокшанским вариантом. Основы эрзянской веры нигде не записаны, никаких священных текстов, закреплявших бы определённые положения - нет , отсюда единственным источником может быть лишь работы исследователей, этнографов изучавших некоторые аспекты остатков религиозных воззрений эрзи.
Отправлено: 09.04.12 22:35. Заголовок: Маол пишет: Основы ..
Маол пишет:
цитата:
Основы эрзянской веры нигде не записаны,
Вот мы и пытаемся их записать. Источниками, кроме перечисленных, могут являться и "Масторава" и "Эрьмезь" и другие фольклорные и художественные произведения эрзянской литературы. По крупицам нам нужно собирать этот материал.
Маол пишет:
цитата:
Инешкипаз" несколько сближается с мокшанским вариантом.
Это, может. мокшанский сближается с эрзянским? Мне представляется, что так. Так как мокшанский этнос, на мой взгляд более молодой, чем эрзянский. Я не специалист в этой области, но сравнение численности и дисперсности Эрзи, на мой взгляд, подтверждает больший возраст Эрзя народа.
Мельников-Печерский, описывая религиозные верования эрзян и мокшан пишет, что эрзяне называют верховного бога Паз или Чампаз, мокшане - Шкай.
Я читал Мельникова-Печерского разов 10 и с первого раза пришел к выводу, на котором стою и до сих пор. Он царский чиновник, вел царскую политику на наших землях, которая уничижала коренные народы, особенно эрзян, земли которых основа российского государства.
Поэтому описывая то, что удалось ему выудить при исследовании управляемого народа, он конечно же не преминул навести тень на плетень. Он не историк эрзянского народа, он тонкий фальсификатор нашей истории и верования в том числе. Наш народ имеет своего Бога - Паза - Инешкипаза. Это название мы услышали от своих предков. Чампас и прочие названия выдумки. Я помню от бабушки, был термин Чинь Паз. Но это не дневной Бог, а эрямо чинь паз, то есть Бог, которого ты знаешь при жизни.
Эрюш правильно пишет, что наша задача описать сейчас то, что сохранили по наследству из уст в уста. Что же делать если нашу религию уничтожали до пепла. Я находил упоминания о молельных домах. Маол эти материалы есть в нашей областной библиотеке, в отделе редких рукописей.
Поэтому описывая то, что удалось ему выудить при исследовании управляемого народа, он конечно же не преминул навести тень на плетень. Он не историк эрзянского народа, он тонкий фальсификатор нашей истории и верования в том числе. Наш народ имеет своего Бога - Паза - Инешкипаза. Это название мы услышали от своих предков. Чампас и прочие названия выдумки.
Думаю, что основания для такого мнения есть и они достаточно реальны. Я придерживаюсь такой версии: Инешкипаз=Нишкепаз (сокращ.)= Чипаз. "Чампас" = неверное, услышанное или неверно записанное. Никто, по-моему, этот термин в народе не использует. А вот три предыдущих термина использовались и моими предками (я сам их слышал) и фигурируют в имеющихся вариантах эрзянских молитв (озолмасо).
Пост N: 473
Зарегистрирован: 27.02.10
Откуда: Эрзянь Мастор, Нижний Новгород
Рейтинг:
2
Отправлено: 10.04.12 13:18. Заголовок: На безрыбье как гово..
На безрыбье как говорится... С этим принципом можно и труды других исследователей списывать на фальш. Однако никто кроме них ничего не записывал(по крайней мере о других нецарских источниках ничего не известно). При написании Масторавы и др. современных ЛИТЕРАТУРНЫХ(а не религиозных) трудов вполне себе использовались работы имперцев Печерского, Смирнова, Шахматова и т.д.
"Чампас и прочие названия выдумки. Я помню от бабушки, был термин Чинь Паз. Но это не дневной Бог, а эрямо чинь паз, то есть Бог, которого ты знаешь при жизни."
У М-Печерского огромное количество описок, связанных с эрзянскими словами. Поэтому Чам пас вполне мог быть искажённым вариантом Чинь паз. Про молельные дома тоже слышал, там речь идёт вроде о Саратовской губернии.
Отправлено: 10.04.12 22:07. Заголовок: Маол пишет: там реч..
Маол пишет:
цитата:
там речь идёт вроде о Саратовской губернии.
Да нет речь идет о нынешнем Дальнеконстантиновском районе Нижегородской губернии. И даже о временах архимандрита Дмитрия Сеченова, который наиболее активно уничтожал нашу веру, за что и хотели его канонизировать, как святого. Помню глаза членов общественной палаты Нижегородской губернии, когда я выступил и сказал, что это был фактически фашист, по отношению к нашему народу. И большинством голосов мы отказали церкви в поддержке их идеи его святости.
Отправлено: 11.04.12 07:44. Заголовок: Маол пишет: С этим ..
Маол пишет:
цитата:
С этим принципом можно и труды других исследователей списывать на фальш.
Я то хотел сказать, что надо читать между строк. Например многие авторы особенно церковники писали: "темные, упрямые, грязные мордва" в том числе и о нас об эрзянах. Но есть другая правда, что наше платье заняло первое место на выставке в Лейпциге и потом в Париже. Мог тупой, грязный народ сотворить чудо?
Или летописи, где кем только нас не выставляют. И опять где об контактах с эрзяами, то "мордва-предатели или мордва предатели из племени эрзя". Наиболее правдивая книга профессора казанского университета Смирнова "Мордва" и то он пишет, что мы самоеды. Какой нибудь старичок пошутил, что "минсь прянок сэвтям" он и написал, что есь предположение.
Не нужны мы как народ ни царской власти, ни коммунистам, ни нынешней, поэтому и нет правдивого описания древнейшего народа с его культурным наследством, духовная часть которой и есть религия. Поэтому и писали, что ни попадя. Поэтому и пишут нынешние заказые историки, что греет душу властям, за что платят деньги.
Поэтому да, на безрыбье и рак рыба. И когда читаешь "Пантеон мордовских богов" (вроде такое название) Мокшина, получаешь информацию, что была и есть Вирьава, Норовава и прочие, но в отличие от автора, надо видеть, что есть Инешкипаз - Бог единый, а остальные покровители леса, пашни, воды и т.д. Тем мы и неудобны, потому нашу веру и уничтожали, что во главе угла нашей души была мать-природа и ее творец. В ней не было и нет чинопочитания, властного поклонения, властной организации, а это чревато народным бунтом. Поэтому наши предки и были всегда впереди разных восстаний на Руси. Потому как нашу душу топтали, Почему Несмеян Васильев встал во главе восставшихся терюхан, только из-за насильственного крещения, которое случилось в селе Борцово.
Где-то уже писал: Инешкипаз, Масторава, Эрзянь Мастор, Эрзянь Мелькужо, Раськень Озкс, Эрзянь покш Чи, Эрзянь келень Чи и пр. - это наши институты, которые эрзянский актив восстановил и они основа нашей культуры и духовности. Теперь идем дальше Эрзянь раськень Чи, Эрзянь ознома и т.д. И где брать историю по ним? Конечно же в трудах и тех, кто наводил тень на плетень, но и в архивах, в устном наследстве и конечно же все сверяя с уже открытой, реальной историей эрзян.
Где-то уже писал: Инешкипаз, Масторава, Эрзянь Мастор, Эрзянь Мелькужо, Раськень Озкс, Эрзянь покш Чи, Эрзянь келень Чи и пр. - это наши институты, которые эрзянский актив восстановил и они основа нашей культуры и духовности. Теперь идем дальше Эрзянь раськень Чи, Эрзянь ознома и т.д.
Это наше богатство и ценности Эрзя народа. "Мор-два" понимает, что идёт возрождение Эрзя народа.
И это вызывает административный зуд мордовской и промордовской власти: - ЕМЯ, -1000-летие..., - "интернациональная семья", - День "родного" (?????) языка, - концепция "единого мордовского языка", - парашютисты и русская водка и русские песни на Раськень Озкс, - требование убрать эрзянский флаг с Раськень Озкс (мордовец Тултаев), - абсурдное понятие "мордовский (мокшанский и эрзянский) народ", - мордовский парадокс ККФУН, когда в нем представлены как ЭРЗЯ и МОКША люди, открыто отказавшиеся сами от своих национальностей в пользу экзоэтнонима-клички "мордва" и призывающие других эрзян и мокшан отказаться от своей национальности в пользу "миллионной мордвы", - суды над газетой "Эрзянь Мастор", - суды с автором "Масторава" А. Шароновым, - угрозы судом сайту Finugor только за то, что этот сайт признает существование народа Эрзя, - требования перенести дату Раськень Озкс в угоду РПЦ - антиконституционные заявления о "нелегитимности" Конгресса Эрзя народа - провокации против известных эрзян и эрзянских общественных организаций - использование в отношении эрзянских деятелей и организаций, действующих в соответствии с законодательством РФ, негативных терминов и определений - недопущение проведения Конгресса Эрзя народа под различными предлогами
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 19
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет