Отправлено: 06.01.09 22:04. Заголовок: Легендарный царь эрзян - инязор Тюштя.
Легендарный царь эрзян - инязор Тюштя.
Тюштя, инязор (ине+азор эрз.; царь, великий князь), легендарный царь, герой эрзянского народа и его эпоса.
Сын Пурьгинепаза(1) и земной эрзянской девушки Литовы(2). В эрзянских героико-эпических песнях выступает в роли земного демиурга, творца раннефеодального эрзянского общества. Обладает волей, силой и способностями, сравнимыми с божественными. Может вызывать гром и молнию, останавливать течение рек. Не тонет в воде. Обладает чудесной способностью в течение месяца трижды менять возраст. При новолунии Тюштя – юноша, в полнолуние он зрелый муж, на исходе месяца – уже мудрый старец. Тюштя живет и действует на земле эрзян – Эрзянь Мастор, в бассейне рек Оки, Суры и Рав (Волги), в период её русской колонизации. Образ легендарного эрзянского инязора сформировался у эрзянского народа на поздней стадии его военной демократии и в первые века феодальной организации эрзянского общества. В эрзянском эпосе образ инязора Тюшти соединяет космогонический миф эрзянского народа о сотворении мира с народными эпическими песнями и сказаниями.
Имеет две историко-эпические линии развития. Первая: при достижении старости Тюштя возносится на небо, к родителям, оставив на земле эрзянскому народу для помощи в трудные времена медную трубу – тораму, способную вещать его волю. Вторая: под натиском русских князей Тюштя уходит с частью своего народа на новые земли , преодолев большую водную преграду, вероятно, с западного берега Оки на восток от неё. На стадии разрушения эпоса и кризиса этнического сознания в трактовку образа Тюшти вносятся мотивы «вины» и «ответственности» за потерю эрзянским народом государственной и территориальной самостоятельности. Основные сюжеты об инязоре Тюште: - избрание его инязором ; - бой с иноземным противником; - победа над чудеснорожденными соперниками; - вознесение на небо; - уход с народом на новые земли.
Примечания:
1.Пурьгине-паз – Бог Грома, сын Творца-Инешки-паза. Бог могущественный и грозный. Обладает карательной силой. Вооружен луком (радуга) и стрелами (молния) а также камнями (пурьгине кев). Скачет по небу на трёх огненных конях, искры высекаются из-под копыт и колёс его колесницы. В левой руке у него – гром, в правой – дождь. 2. Литова – земная эрзянская девушка, ставшая женой Пурьгине-паза (Бога Грома).
Литература. Масторава. – Саранск, 1994 (на эрз. языке). Масторава. – Саранск, 2003 (на рус. языке). Шаронов А.М. Мордовский героический эпос. – Саранск, 2001. Мордовия. Энциклопедия в 2-х томах, т.2, - Саранск, 2004. Мокшин Н.Ф. Мифология мордвы. Этнографический справочник. – Саранск, 2004. Мокшин Николай. Боги и сказания мордвы. – Саранск, 2007.
Есть-ли эрзянские эпические песни о Тюште? Мокшане его считают мокшанским царём, и у них есть основания.
На какие этнографические материалы(песни, предания, сказания и т.д) опирался А.М Шаронов при написании Масторавы и конкретно главы "Тюштянь пинге"? Хочется найти доказательство его эрзянского происхождения.
Этимология имени Тюштя (Тюштян) рассматривается в книге А.И.Маскаева "Мордовская народная эпическая песня" (1964), в монографии А.М.Шаронова "Мордовский героический эпос" (2001), в монографии Е.А.Федосеевой "Книжные формы мордовского героического эпоса" (2007). По Маскаеву, Тюштя означает тёкш атя - верховный старик или тёж атя - тысячник. По Шаронову, Тюштян есть тюсонь максыця - придающий образ, мироустроитель или тештень - звездный, т.е. сошедший с небес. Тюштя происходит от брака Пурьгинепаза и девушки Литавы, что соответствует классическому типу героя - демиурга (греческая мифология и эпос). Генеалогически Тюштян - эрзянский герой, т.к. только в эрзянском фольклоре есть сюжеты о его рождении и о его избрании царем, правителем народа. У мокшан есть 3 сюжета о Тюштяне, но у них нет сюжетов об избрании Тюштяна царем и о его рождении от Пурьгинепаза и Литавы. Это означает, что мокшанский Тюштян производен от эрзянского Тюштяна, т.е. является заимствованным образом. Подробно об этом написано в монографии А.М.Шаронова "Мордовский героический эпос" и дано научное обоснование выдвинутой версии. Если есть еще вопросы, я на них готов ответить. А.М.Шаронов
Мог. Надо анализировать свойства и особенности реки. Что из этих свойств и особенностей может подходить, если "тёкш"=самая высокая точка, наивысший, верховой, возвышающийся над чем-то и т.д.
Пост N: 1084
Зарегистрирован: 15.11.06
Откуда: Россия
Рейтинг:
3
Отправлено: 05.11.10 15:55. Заголовок: Эсть в эрзянском язы..
Есть в эрзянском языке слово тёшкавтомс -облить водой, могло и от этого слова произойти... Иногда, имитируя всплеск воды говорят: тёшк-тёшк ведь валнынь. Тёшк-тёшк очень похожий на всплеск воды звук при ударе о землю при поливе грядок.
Есть в эрзянском языке слово тёшкавтомс -облить водой, могло и от этого слова произойти... Иногда, имитируя всплеск воды говорят: тёшк-тёшк ведь валнынь. Тёшк-тёшк очень похожий на всплеск воды звук при ударе о землю при поливе грядок.
Сюконямот, ялга паро меленть кис. Монь пряс сеск эзь са те валось. Минек велесэяк истя мерекшныльть.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 30
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет