On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Эрязо Эрзянь Масторось! Пингеде пингес эрязо! Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!Erzänj mel, erzänj kel, Erzänj Mastor! Ersän mieli, ersän kieli, ersän Maa! | Эрзя, муить ундоксот! Erzia, muit\' undoksot!

АвторСообщение
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 2621
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.05.10 00:00. Заголовок: Эрзяне - нация пчеловодов.


Мед и воск

Пчела известна на эрзянской земле с незапамятных времён. Не случайно, Богиня-Матерь Анге патяй покровительствовала пчеловодству. Леса покрывали огромные пространства нашей Родины. Они изобиловали дикими пчёлами. Древесные и кустарниковые, многообразие цветковых растений пойменных и суходольных лугов давали пчёлам обилие нектара и пыльцы, благоприятствовали их размножению и расселению.

После отступления ледников равнины Восточной Европы покрылись лесами. Вслед за пчёлами пришли индоевропейские и финно-угорские племена. Предки эрзи от собирательства и охоты перешли одними из первых к бортничеству, от него к пасечному пчеловодству.

Мёд и воск были главным продуктом, наряду с пушниной, внутренней и внешней торговли. На протяжении многих веков мёд был единственным сахаристым продуктом питания и лекарством. Воск использовался в домашнем обиходе и в ритуалах.

В Москве есть музей. Единственный музей пчеловодства. Преподносится, конечно же, как музей пчеловодства. Это не так. До 16 века на территории Эрзянь мастор не было русских поселений.

Пришлые племена переняли искусство пчеловодства именно от эрзи. По словам академика М. Покровского русское население – это на 80% обрусевшие финны. Не зря алчные московские феодалы в 16-17 веках облагали непосильным оброком бортников. Был в востроге от хмельного эрзянского вина, настоенного на лесных ягодах и мёде, сам Иван Грозный.

В отличие от полукочевых племён эрзяне не разрушали дикие борти. Не забирали полностью мёд, часть оставляли пчёлам. Лес при родово-общинном строе был общим, но люди, нашедшие дупла с роем, оставляли свой личный знак резьбой на дереве и никто не трогал их личную собственность. Эрзяне научились готовить искусственные борти. Это искусство вырабатывалось веками.

В спелой сосне бортник должен был выдолбить продолговатое отверстие. На четырёхметровой высоте вырубалось отверстие к дуплу дерева (15-20 см) в диаметре, через которое можно было брать мёд из любой части гнезда. На здоровье сосен долбленные пустоты не отражались, заплывали смолой. Некоторые борти служили очень долго. У каждого было множество бортей, выдолбленных им в вековых деревьях. Ранней весной, после облёта пчел, когда ещё лежал снег, бортник обходил борти, чтобы узнать, как они перезимовали. Он поднимался на дерево, открывал гнездо, удалял мёртвых пчёл, накопившийся сор и крупинки мёда. Это освобождало пчёл от очистки гнезда и предупреждало от нашествия муравьёв.

Когда одевались берёзы в листву, бортник вторично обходилсвои владенья, подрезал старые и испорченные соты. Летом, после цветения липы, кипрея, дягиля, или ближе к осени, начинался “подлад” – подрезка мёда. Посудой служили берестяные короба, с плотно закрывающимися крышками. Взобравшись на выдобленную сосну или липу, бортник, защищённый от пчёл лицевой сеткой из конского волоса, зажигал гнилушку и открывал борть, отгонял пчёл дымом. Если мёда много, он подрезал соты и клал в посуду, которую поднимал на верёвках с земли. Наполненный сотами короб-парго осторожно опускал вниз. С борти обычно нарезали два ведра мёда, а в более удачные годы 2-3 пуда мёда.

Очень оригинальная была защита бортей от лесных зверей и птиц. От медведя подвешивали на прочной верёвке деревянный брус с заострёнными краями, которое мешало зверю добраться до борти. Стволы на значительную высоту обвёртывали гладким лубом или дубовыми скользкими досками.

Опасна для пчёл куница. Защита от неё- зарешёчивание сеткой.

От дятлов развешивали отпугивающие красные ленточки.

Секреты друг от друга эрзяне не хранили.

Будучи наблюдателями и знатоками природы, её ценили и защищали. Они сами были частицей природы. Знали на какой высоте делать борти, спокойно выносить ужаливание лесных пчёл, не морили их голодом. Берегли каждую пчёлку.

С тех далёких времён на карте Волжского бассейна остались топонимы имеющие эрзянское происхождение – Пуре, Пурех, Пурешка. Возможно и название племени “мещера” произошло от эрзянского слова “пчеловод” – “мекше” “пчеловод”. Из летописей X века известно, что вниз и вверх по Волге ходили лодки с воском и мёдом из земель Мордовской и Муромской. Эти товары шли в Астрахань и в Москву, другие Поволжские города.

Мёд был единственным сырьём для виноделия. В больших количествах медовые вина варили монастыри женские и мужские в 17 веках из “мордовских” бортных угодий. Эрзяне не весь мёд отдавали русским феодалам. Делали в лесу тайные погреба. Некоторые медовые клады найдены в наше время.


Аношонь Тумай,

Г. Лукоянов.


Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 184 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]


Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 2899
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.08.10 23:18. Заголовок: Интересно, как это Э..


Интересно, как это Эрюш Вежаю удалось "замять" тему эрзянской автономии? И никто не возразил когда происходило "заминание"? Даже обвиняющие меня в "замятии"? Почему?

Атянь Эзем проходил открыто. По-моему, участники сегодняшней дискуссии там почти все присутствовали и должны помнить детали.
Эпизода обсуждения на Атянь Эзем темы автономии в моём присутствии, по крайней мере, не было. Или я отвлекся при этом. Сидел, вроде, рядом с Танюш. Готовился к конкурсу "Руця". После проведения ритуала зажжения Штатол организовывал обновление Маара и Раськень кирькс.
А вёл Атянь Эзем на Раськень Озкс - Инязор. Как и положено.

Танюш выше спрашивает моё отношение к идее создания эрзянской автономии. Я голосовал за включение этого пункта, предложенного А.М. Шароновым. Готовил редакцию этого пункта. Она есть в резолюции. Она записана. Это и есть моё отношение.
Почему, по ней нет движения вперед? Этот вопрос можно адресовать и Терюшань Серьгу. Вариант обращения в органы власти я переводил в цифровой вариант с технической правкой и направлял исполнителю (Нуянь Видяз) и председателю Исполкома Инекужо - Терюшань Серьгу в марте-апреле с.г.

Перед Раськень Озкс, вечером, проект обращения обсуждался в узком кругу. Были разные мнения: подписывать и не подписывать. Документ посчитали ещё "сырым", требующим доработки. Но большинство заявленных на подпись в проекте людей и руководителей эрзянских организаций, его подписали. В том числе и Эрюш Вежай - председатель фонда "Руця". Эти подписи находятся у Нуянь Видяза, секретаря этого обсуждения.
На этом же обсуждении было принято решение на Раськень Озкс этот документ не озвучивать. Мотивация: Раськень Озкс проходил в сложной обстановке. Была угроза его срыва. Учли и то, что Раськень Озкс по своей сути - ритуальное действо. Решили его озвучиванием этого документа излишне не политизировать. И опять. Это было общее мнение. А не Эрюш Вежая. И никто не был против этого решения.

Так было.

Моё мнение: это было правильное решение.
Думаю, что другие участники дискуссии имеют право на другое мнение. Его можно свободно высказать здесь. Даже такое абсурдное, как "замял" и подобное.

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Терюшань Сергу



Пост N: 438
Зарегистрирован: 23.06.09
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.08.10 23:28. Заголовок: Эрзянь нилькс пишет:..


Эрзянь нилькс пишет:

 цитата:
Перед Раськень Озкс, вечером, проект обращения обсуждался в узком кругу. Были разные мнения: подписывать и не подписывать. Документ посчитали ещё "сырым", требующим доработки. Но большинство заявленных на подпись в проекте людей и руководителей эрзянских организаций, его подписали.



Видимо меня не было на этом вечере))) Потому как я слышал там нечто другое и не видел подписывающих.
видел как на кепках зачеркивали надпись мордва и это посчитали геройским поступком, а то что инязор распространял мордовскую литературу и диски с надписью МЫ МОРДВА, в этом конечно виноват Сергу.
Эрюш, а ведь я об этом говорил еще год назад тебе лично!!


портал "Эрзянь ки"
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO
Спасибо: 0 
Профиль
Танюш



Пост N: 807
Зарегистрирован: 16.04.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.08.10 23:56. Заголовок: Эрзянь нилькс пишет:..


Эрзянь нилькс пишет:

 цитата:
Эпизода обсуждения на Атянь Эзем темы автономии в моём присутствии, по крайней мере, не было. Или я отвлекся при этом. Сидел, вроде, рядом с Танюш.



На моей памяти, не накануне, а именно в день проведения Раськень Озкса Эрюшем Вежаем было объявлено собравшимся, что вопрос автономии подниматься не будет, и обсуждению это не подлежало.

Спасибо: 0 
Профиль
Терюшань Сергу



Пост N: 441
Зарегистрирован: 23.06.09
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.08.10 00:03. Заголовок: Танюш пишет: а имен..


Танюш пишет:

 цитата:
а именно в день проведения Раськень Озкса Эрюшем Вежаем было объявлено собравшимся, что вопрос автономии подниматься не будет, и обсуждению это не подлежало.



И это так, потому как Эрюш Вежай был запуган Тултаевым, был свидетелем и не стоит более юлить.
Эрюш так кто виноват что инязор продает диски МЫ МОРДВА ??? На твой взгляд Терюшань Сергу???

По сути моей критики кстати обоснованной никто слова сказать не может, развели демагогию.

портал "Эрзянь ки"
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO
Спасибо: 0 
Профиль
Сыресь Боляень
администратор




Пост N: 689
Зарегистрирован: 09.12.09
Откуда: Украина, Киев
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.08.10 00:19. Заголовок: Терюшань Сергу пишет..


Терюшань Сергу пишет:

 цитата:
кто виноват что инязор продает диски МЫ МОРДВА


Думаю - мы с тобой тоже... Мы сможем с тобой профинансировать ЭМ! Сколько там в год нужно, знаешь? Вот и продаёт... Думаешь радуется при этом? Пионерский какой то максимализм в тебе, Сергу...

Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 2900
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.08.10 10:24. Заголовок: Танюш пишет: На мое..


Танюш пишет:

 цитата:
На моей памяти, не накануне, а именно в день проведения Раськень Озкса Эрюшем Вежаем было объявлено собравшимся, что вопрос автономии подниматься не будет, и обсуждению это не подлежало.



Это, Танюш, фантазия. Если нет, то на каком собрании это происходило? Когда? Если ты там присутствовала и не опротестовала, то почему? Меня "безоговорочно и бесспорно" редко поддерживают.


Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Танюш



Пост N: 808
Зарегистрирован: 16.04.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.08.10 10:49. Заголовок: Эрзянь нилькс пишет:..


Эрзянь нилькс пишет:

 цитата:
Если ты там присутствовала и не опротестовала, то почему?



Танюш пишет:

 цитата:
и обсуждению это не подлежало.



Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 2902
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.08.10 17:19. Заголовок: Танюш пишет: Танюш ..


Танюш пишет:

 цитата:
Танюш пишет:

цитата:
и обсуждению это не подлежало.



Кем, Танюш, не подлежало? Кому не подлежало? Тебе? Серьгу? И почему? Фантастика! Моё слово для вас закон?! Какой я для вас авторитет?!!!! Как вы могли так "бесспорно-безоговорочно" послушаться какого-то "мордвиниста в эрзянском" движении"? Ты должна была "мочить" меня там же, расстрел - на месте!

Ты вполне могла бы встать на Атянь Эзем заявить о своём желании обсудить тему автономии и о том, кто и как её "заминает. Но этого не произошло. Почему?
Ты и сейчас свободно обсуждаешь эту тему. И никто тебя не заминает.

Возвращаясь к твоей фантазии. Утром, в день Раськень Озкса, состоялся Атянь Эзем. На нём решался только ОДИН вопрос: выборы Инязора.
Это тоже проходило открыто и публично. Обсуждения вопроса эрзянской автономии там не планировалось и не было.

Так каким же собравшимся, в какое время, и на каком собрании я "замял" вопрос об эрзянской автономии? Кто присутствовал на этом собрании? Почему никто, кроме тебя и Серьгу меня никто до сих пор не обвинил в "замятии" темы эрзянской автономии? Долго ж вы собирались с этой мыслью. Зрели? Или только вчера на вас нечаянно это снизошло?

На Раськень Озкс и Атянь Эзем присутствовал и автор включения пункта об автономии в Резолюцию Инекужо, А.М. Шаронов. Думаю, если бы он увидел, что вопрос мной, да ещё лично мной, "заминается", он нашел бы в сравнении с вашми словами более корректные слова и аргументацию недопущения "замятия" и продвижения своего предложения. Поверьте, он умеет убеждать и аргументировать. И он для меня - огромный авторитет. Я не во всем с ним соглашаюсь, но к его мнению равнодушным остаться невозможно. Он ученый. С логикой знаком не хуже нас с вами.

Ещё раз напомню, что решение о том, чтобы не озвучивать документ в адрес высших органов РФ, было принято участниками его подготовки, накануне вечером. Об этом уже я писал выше. Можно ещё раз прочитать мой пост. И вдоль и поперек. Читайте.

Обсуждайте. ОБСУЖДЕНИЮ - ПОДЛЕЖИТ!
Широкому. Публичному. Открытому. Это обсуждение уже идёт. Нас бьют за него на многих сайтах. При этом, как всегда, в чем только не обвиняют. И на первом месте: сразу -"сепаратисты", "вы постановкой вопроса уже разваливаете Россию". Аргументация, что речь идет об автономии в составе РФ пока никем кроме как "попыткой развала России", иначе оппонентами не воспринимается.

И чем шире будет число участвующих в обсуждении, те лучше. Сложнейший, острейший вопрос.

Попробуйте, обсуждать эту тему корректнее, пожалуйста, без навешивания участникам дискуссии каких-либо ярлыков. Надо уважительнее относиться к оппоненту. Можно и без ярлыка сказать, что у вас другое мнение по этому вопросу. Без переходов на личности с навешиванием на эту личность сразу всех собак, которые есть под быстрой рукой. Это очень некрасиво. Ярлыки обычно лепятся теми, у кого маловато аргументов. Лучше порыться в аргументах и их представлять, чем лепить ярлык.

Разве возможно лепить ярлык "мордвинистки" Танюш за то что она может использовать в материалах литературного сайта призведения, которые напечатаны в Мордовии, изданы в Мордовском издательстве, будет использовать для пополнения знаний в эрзянском языке "Эрзянь-рузонь валкс", изданный в "Саранск. Мордовской книжной издательствась" и т.д...?

Такие примеры на Мелькужо есть.

Если подобный метод применять для определения политических взглядов, то газета мордовских властей "Эрзянь правда" - истинно эрзянская, так как она не "Мордвань правда". А газета "Эрзянь Мастор", - это газета мордовская, так как на её страницах можно встретить слово "мордва" и производные от неё.

Как Админ предлагаю. Один ярлык - один день бан. Два - два дня. И так далее...
Поддерживаете это предложение?

Эрюш Вежай


Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Сыресь Боляень
администратор




Пост N: 692
Зарегистрирован: 09.12.09
Откуда: Украина, Киев
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.08.10 18:44. Заголовок: Эрзянь нилькс пишет:..


Эрзянь нилькс пишет:

 цитата:
Один ярлык - один день бан. Два - два дня


Старые грехи отпускаются? Я поддерживаю! !!! ??? !!!

Спасибо: 0 
Профиль
Терюшань Сергу



Пост N: 439
Зарегистрирован: 23.06.09
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.08.10 23:38. Заголовок: virjaz - (2010-08-2..


virjaz - (2010-08-29 15:11:00)

Вежай пишет: "Делегаты доверились нам, когда мы предложили председателем мало известную кандидатуру Серьгу, включившегося в подготовку к Конгрессу". -Что Вежай, вырастил "одтнень"? Кстати, не нам, а "тебе", именно ты предложил Сергу.

Эрюш с тебя пузырь коньяка, благодаря мне Коянкин становится твоим союзником)))

портал "Эрзянь ки"
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 2901
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.08.10 10:25. Заголовок: Терюшань Сергу пишет..


Терюшань Сергу пишет:

 цитата:
благодаря мне Коянкин становится твоим союзником



Спасибо.

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Маол
администратор


Пост N: 126
Зарегистрирован: 27.02.10
Откуда: Эрзянь Мастор, ало песэ
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.08.10 00:00. Заголовок: "Для придания св..


"Для придания своим действиям большей масштабности украинские националисты – «угро-финнологи» "

лоткадо ино!
Буди мон уливлинь мосинэкс - монь бу ПЕЕЕЕЕК раказевинь тынинк лангсо

Спасибо: 0 
Профиль
Сыресь Боляень
администратор




Пост N: 688
Зарегистрирован: 09.12.09
Откуда: Украина, Киев
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.08.10 00:11. Заголовок: http://www.ugraina.o..

Спасибо: 0 
Профиль
Терюшань Сергу



Пост N: 442
Зарегистрирован: 23.06.09
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.08.10 00:19. Заголовок: Эрзяне - нация пчело..


Эрзяне - нация пчеловодов.

Смешная тема )))))))))))))

портал "Эрзянь ки"
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO
Спасибо: 0 
Профиль
Сыресь Боляень
администратор




Пост N: 690
Зарегистрирован: 09.12.09
Откуда: Украина, Киев
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.08.10 00:21. Заголовок: Терюшань Сергу пишет..


Терюшань Сергу пишет:

 цитата:
Смешная тема )))))))))))))


Это только по твоему... Очень серьёзная тема и не страшно, что отвлеклись. Мы к ней ещё вернемся...

Спасибо: 0 
Профиль
Терюшань Сергу



Пост N: 443
Зарегистрирован: 23.06.09
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.08.10 00:26. Заголовок: Сыресь Боляень пишет..


Сыресь Боляень пишет:

 цитата:
Мы к ней ещё вернемся...




К пчеловоду???)))

Видимо тут трутней слишком много, осень, пора их гнать из улья))))))
Да вот только матки нет, от нее несколько лет назад избавились..

портал "Эрзянь ки"
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO
Спасибо: 0 
Профиль
Сыресь Боляень
администратор




Пост N: 691
Зарегистрирован: 09.12.09
Откуда: Украина, Киев
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.08.10 07:52. Заголовок: Терюшань Сергу пишет..


Терюшань Сергу пишет:

 цитата:
К пчеловоду???)))

К теме!
Терюшань Сергу пишет:

 цитата:
тут трутней слишком много, осень, пора их гнать из улья


Тебе не кажется, что ты превышаешь свои полномочия раскидывая обвинения и характеристики? Ты повторяешься и

Спасибо: 0 
Профиль
Терюшань Сергу



Пост N: 444
Зарегистрирован: 23.06.09
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.08.10 20:52. Заголовок: Эрзянь нилькс пишет:..


Эрзянь нилькс пишет:

 цитата:
Как Админ предлагаю. Один ярлык - один день бан. Два - два дня. И так далее...
Поддерживаете это предложение?

Эрюш Вежай



Эмоции захлестывают автора. автор требует аргументации и демократии...
Отмотаю "пленку" назад и вернусь с момента с чего началось:


РАСЬКЕНЬ ОЗКС КАК ГЕНЕРАТОР ВОЗРОЖДЕНИЯ ЭТНОСА

В результате пассионарного толчка в этническом коллективе резко увеличилось количество активных участников, которые начинают ломать устоявшиеся ложные теории.

С точки зрения соплеменников, не получивших по каким-либо причинам энергетического заряда на Раськень Озкс, а причины были, пассионарии действуют нестандартно, вызывающе, нарушая действующие в обществе этнические, правовые и традиционные нормы. Все это порождает стычки внутри пробуждающегося эрзянского этноса, возникает брожение умов, назревают внутренние конфликты. Не редко такие ситуации используются мордовскими чиновниками, которые засылают «активистов», нагнетающих нездоровую атмосферу, создающих конфликтные ситуации, а порой явные провокации.

Избыток такой активности приводит к перегреву внутренних взаимоотношений и заканчивается эгоистическим перетягиванием одеяла, а созидательная энергия превращается в разрушительную силу, данное состояние губительно для еще неокрепшего народа. Затягивающаяся его фаза задерживает возникновение формы эрзянской национальной государственности, которая жизненно необходима для вступления в период национального подъема. <\/u><\/a>


Далее опубликовалась статья:

ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕ И НИКАКОЙ ЧУДИФИКАЦИИ

Пробуждающийся эрзянский этнос требует кардинального пересмотра давно устаревших взглядов, бытующих в среде эрзянского общественного движения Мордовии. Газете «Эрзянь Мастор» и Фонду «спасения эрзянского языка» пора избавиться от использования в национальной кухне мордовских специй и стать подлинно эрзянскими, потому как с каждым днем становится труднее объяснять эрзянской молодежи, как независимая общественно-политическая газета «Эрзянь Мастор» может являться детищем Мордовского республиканского общественного Фонда спасения эрзянского языка.<\/u><\/a>


Никто не смог ответить на поставленные вопросы и ни кто не может авторов обвинить в не объективности, потому как в статье голые факты.

Авторы, эрзяне, обозначили проблемы и выразили свое мнение. В ответ тишина.....
Как говорит админ, у нас демократия....
Демократия говорите???!! Так где обсуждения по существу???? Или демократия военная????
Очень похоже на то, потому как Эрюш Вежай поясняет:
-газету не трогать, проблемы связанные с газетой, инязором,, Атянь эзем, не обсуждать!!!
Не обсуждать значит не говорить своего мнения!
Напоминаю, поднятые вопросы озвучивались мной еще год назад и на Раськень Озкс, но все старались не слышать.

Из молчания "ягнят" следует согласие с ситуацией, тобишь оправдывается мордовский вектор движения или распространение книг, дисков, журналов.

Затем админ ресурса Мелькужо публикует материал где "историческая мордва" в тексте проецируется на эрзя народ, то есть читатель под мордвой должен понимать эрзя и эрзя народ.

Вот название статьи от Эрюша Вежая

Похлёбкин об эрзянском пуре- национальном достояниии и... даже оружии эрзян

а вот кусок текста из него:

"Существует подробное описание трагедии при реке Пьяной (Пьяна), когда перепившееся ополчение князей переяславских, суздальских, ярославских, юрьевских, муромских и нижегородских было почти полностью перебито небольшим войском татарского царевича Арапши 2-го августа 1377 года. При этом сам главнокомандующий князь Иван Дмитриевич Нижегородский утонул вместе с совершенно пьяной дружиной и «штабом». В летописи, скрупулезно описывающей детали этого пьянства, указаны в качестве напитков только мёд, мордовское пуре, брага и пиво, которое воины суздальского князя пили, разбредясь перед боем по деревням".

Теперь разберемся, о чем информирует читателя, эрзянского Мелькужо, этот абзац статьи.

Перепившееся ополчение князей переяславских, суздальских, ярославских, юрьевских, муромских и нижегородских было почти полностью перебито небольшим войском татарского царевича Арапши. Обпились ратники "мордовского пуре", напоили соответственно "мордва" то есть предки эрзян или тех кто сегодня хочет быть эрзей.
Далее читаем:

"русскую сторону от реки Пьяны, которая вовсе не носила подобного наименования до конца XIV века. Так, в XII – XIII веках в русских актах она названа по-русски Межевой рекой, то есть образуемый ею водный рубеж обозначали официально ещё в XII веке как межу между русскими и мордовскими землями.
Этому погранично-рубежному значению река была обязана тем, что левый её берег, мордовский, был крут, обрывист, сложен из известняка, а правый, русский, – низок, равнинен, а по весне и осени даже топок".


Под "мордвой" по Э.Вежаю следует понимать эрзян которых летописец по какой-то причине называл "мордвой". Все бы ничего, да вот не задача (река Пьяна служит межой между русскими и мордвой) За кого сражались и кем тогда были эрзяне живущие в нижегородском княжестве(на русской земле), а их даже в более позднее время было не мало:

Наличие эрзянского населения в Нижегородской губернии которое сохраняло свою эрзянскую самобытность на 1859 г.
Сведения взяты из списков «НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ» НИЖЕГОРОДСКОЙ ГУБЕРНИИ
По сведениям 1859 года изданного Центральным статистическим комитетом Министерства Внутренних дел. САНКТПЕТЕРБУРГ. 1863г.<\/u><\/a>


Арзамасский уезд

В этом уезде Эрзянские селения представляют собой многолюдные селения, по рекам; Сереже, Вадке, Арати, Сумарке, Теше и расположены на древнейших эрзянских становищах. Эрзямаз как известно был центром эрзянской земли в междуречье Оки и Волги.

№ двор. м. ж. № двор. м. ж.
Костянка 486 141 455 544 Волчиха 578 177 555 681
Алемасово 496 153 394 445 Криуша 579 48 176 164
Крапивка 497 50 161 167 Пологовка 580 20 40 61
Вечкусово 498 118 465 563 Волочихинский майдан 582 127 368 487
Великий враг 499 288 986 1146 Вторуское 589 116 360 492
Иванцево старое 500 140 549 629 Хирино 610 192 661 643
Иванцево новое 502 138 556 606 Ключищи 611 82 296 337
Березовка 503 45 158 163 Корино 612 156 536 528
Вад 553 148 538 709 Бестужево 617 81 343 362
Захарьевка 554 17 48 51 Казаново 625 127 526 538
Чувахлеи 559 42 193 171 Понетаевка 632 87 201 200
Вазьян 562 80 299 315 Кардавиль 633 119 310 305
Ивашкино 564 58 161 174 Итог 26 2889 9718 1124
Салалей 573 138 480 591


Княгининский уезд
№ двор. м. ж. № двор. м. ж.
Валгусы малые 2243 17 49 36 Вергизаи 3087 93 341 389
Валгусы большие 2244 38 130 137 Ичалки 3090 300 909 125
Гремячья Поляна 2246 19 65 69 Якшень большая 3091 181 590 660
Поляна 2285 124 340 346 Ревезень 3094 273 861 913
Селищи 2288 63 178 173 Новая быковка 3096 13 55 58
Картмазовка 3028 101 295 302 Пелекшево 3098 82 336 327
Тарталей 3057 36 140 184 Козловка 3099 33 136 133
Пергилеи 3062 146 589 640 Балахна 3102 56 191 197
Кемары большие 3072 150 649 761 Коноплянка 3104 19 66 83
Кемары малые 3073 78 282 329 Выжлеи 3105 32 130 140
Новоалександровка 3084 18 78 109 Чембасово 3107 39 102 139
Николаевка 3085 12 56 65 Якшень малая 3114 45 115 146
Владимировка 3086 13 53 63 Итог 25 1991 6767 7459

Здесь эрзянское население находится по берегам Пьяны, дважды перерезающей уезд.


Нижегородский уезд

№ двор. м. ж. № двор. м. ж.
Борисово 96 172 668 761 Касаниха 174 101 227 336
Криуша 247      97 72 195 247 97 72 195 247 97 72 195 247 97 72 195 247 97 72 195 247 Ломь 175 130 320 413
Вшивка 124 57 178 201 Сиуха 179 121 338 396
Вышка 127 53 164 217 Романиха 181 169 437 497
Инютино 129 141 442 505 Теплое 183 124 336 351
Мирша 145 115 355 498 Винный майдан 184 65 181 207
Зубаниха 146 49 151 191 Шониха 185 81 245 281
Лапшиха 166 136 326 391 Мигалиха 188 138 382 424
Белая Поляна 168 30 80 104 Надежино 189 25 76 92
Инелеи 169 165 445 509 Арапиха 190 36 97 11
Борцово 170 141 358 471 Кажлейка 192 95 276 299
Берсениха 171 37 120 143 Муравьиха 193 111 292 299
Ольгина 194 64 144 173 Кужадон 207 92 280 259
Суроватиха 195 148 343 426 Татарское 218 144 366 416
Курилово 197 65 241 250 Сескино малое 219 100 286 345
Тепелево 198 47 211 264 Бакшеево 220 136 353 491
Поляна малая 199 48 166 176 Терюшево 222 202 525 622
Сарадон 200 67 212 264 Макраша 229 122 290 407
Поляна 201 70 218 250 Терюшево малое 230 124 368 454
Учеватиха 202 33 80 84 Маргуши 231 72 242 258
Льготка 203 37 93 96 Березники 262 64 181 213
Сескино большое 205 118 243 306 Итог 41 4133 11576 13741

Здесь эрзянские селения находятся по всему уезду начиная от Кудьмы по обоим берегам и ее притокам; Пичесть,Мианге,Тунеевке,Майданке,Пустерь,Модане,Сечуге,Кажлейке,Краге и другим.
"Эрзянь Ки" по спискам за 1859 год.

Итак, считающие, что Нижегородское княжество было русским (и там не было эрзян) должны побледнеть, взять револьвер и застрелиться.

Но автор текста Похлёбкин готов дурачить неразумных: "После неё уже все знали, что за Пьяной рекой лежала некая «пьяная сторона», где варили хмельное, сильно опьяняющее зелье, несравненно более коварное, чем то, к которому прежде привыкли русские".

Не иначе как эрзяне живущие в 13 веке тысячах сел были не знакомы с эрзянами через Пьяну или кто то прячет факты???

И далее .... "А в это самое время поганые князья мордовские подвели тайно рать татарскую из мамаевой Орды на князей наших"

Вы уже почувствовали подвох??????

Вот как коварный замысел лжеученых начинает работать против эрзян, почти гениально!!! Эрюш Вежай активный эрзянский деятель публикует статью с явно эрзянским заголовком, всякий читатель под мордвой начинает воспринимать эрзян, это ведь Эрюш сказал с головы до пят эрзя!!! На самом деле это далеко не смешно
Отсюда рождается мифический союз эрзян с татарами, приклеивается заодно к эрзянам ярлык "мордва".

Далее А.Волгин искажая позицию Терюшань Сергу о Пьянском побоище уловками похожими на Мокшинские или Абрамовские, отвергает статью фактически выбросив ее в мусор.

Из текста писанины Волгина следует, что эрзя опять же и есть "мордва" и опять же воевали за татар против русских.

Любой читающий ваши сказки понимает, что историческая мордва и есть эрзя. Так какая тогда разница кем быть??? Более того, читая мордовские книги они молодые эрзяне (читатели) так же будут проецировать мордву на себя, а как известно, эрзяне это название не переваривают и они выбросят реализуемые книги «мордвась» через голову и станут русскими. Которых затем Эрюш Вежай и Коянкин назовут врагами эрзян.

А русские в свою очередь припомнят: "Мордовские хищники, видя разгром земли Дмитрия Константиновича, также захотели воспользоваться обстоятельствами; они хлынули на Поволжье, начали грабить его, но были жестоко наказаны: Борис Константинович (брат Князя Нижегородского) погнался за ними, и у Пьяны истребил их, почти всех частию избив, частию потопив в реке, потом, зимою, вместе с племянниками Василием и Симеоном и воеводой московским, Свиблом, прошёл в самые улусы мордовские, выжег их, ограбил, избил множество жителей, некоторых взял в плен, и – всю землю мордовскую пусту со
твори».

Такой расклад считаю безграмотным, вы вторглись туда, где не имеете знаний.
Я занимался вопросом побоища, и именно поэтому начал критиковать Э.Вежая и Волгина.

Я утверждаю, летописная "мордва" на Пьяне это мокшан,е их же называли мордовскими-татарами, более того есть данные что и часть марийцев называли мордвой.

Считаю, рассматриваемая ситуация принципиальна, потому как это фундамент эрзянской истории.

Возьмите свои амбиции и спрячьте их в морозильник.

Про ярлыки: Считаю что на моих эрзянских предков админ и Волгин наклеили ярлык «мордва» требую бан!!! Который заменить на обдумывание сложившейся ситуации, а так же постарайтесь понять мою позицию которая заключается в формировании логичной максимально правдивой эрзянской истории.
Именно история дает национальное самосознание.
Надеюсь и другие извлекут из этого урок.







Открывшаяся тайна Пьянского побоища и формирования орды


МОРДОВСКО-МОКШАНСКАЯ ОРДА ПРОТИВ ЭРЗЯНЬ МАСТОР

«В 1236 году орды монголо - татар обрушились на народы восточной Европы и пронеслись, как смерч, сметая все на своем пути. Первой жертвой свирепых завоевателей стала Волжская Булгария. Согласно утвержденному на курултае 1235 г. Плану завоевания Европы следующим объектом нападения была Русь», – пишет Гришаков В.В.(книга «Мордва» стр. 56)

Гришаков В.В. (15.8.1963, г. Легница Польская Народная Республика). Кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной истории и права факультета истории и права Мордовского государственного педагогического института им. Евсевьева.

В анналах Уэйверлейского монастыря под 1239 годом содержится «Послание венгерского епископа епископу парижскому о татарах», где говорится: «… На пути впереди них (татар) идут некие племена, именуемые морданами, которые без разбору уничтожают людей, которых повстречают».

Находившаяся у границ Эрзянь Мастор орда, состояла из мордовско-мокшанских народов, они были готовы грабить и убивать богатых соседей.

Эрзяне обладали технологиями производства цветных и черных металлов, а так же изготовлением ювелирных изделий. Все эрзянские захоронения наглядно подтверждают высокий уровень жизни и экономическую мощь Эрзянь Мастор.

Статья Терюшань Сергу<\/u><\/a>


портал "Эрзянь ки"
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO
Спасибо: 0 
Профиль
Танюш



Пост N: 811
Зарегистрирован: 16.04.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.08.10 21:01. Заголовок: Терюшань Сергу пишет..


Терюшань Сергу пишет:

 цитата:
Считаю что на моих эрзянских предков админ и Волгин наклеили ярлык «мордва» требую бан!!!



По-моему, очень справедливое требование!

Спасибо: 0 
Профиль
Сыресь Боляень
администратор




Пост N: 694
Зарегистрирован: 09.12.09
Откуда: Украина, Киев
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.08.10 01:04. Заголовок: Танюш пишет: По-мое..


Танюш пишет:

 цитата:
По-моему, очень справедливое требование!


Танюш, а ты можешь хоть разочек возразить Сергу? Ну, так, для разнообразия! Представляешь, как это шокирует участников форума?!

Спасибо: 0 
Профиль
Маол
администратор


Пост N: 127
Зарегистрирован: 27.02.10
Откуда: Эрзянь Мастор, ало песэ
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.08.10 02:04. Заголовок: Хорошо написано! :s..


Хорошо написано!

но появились некоторые вопросы:

"Вот как коварный замысел лжеученых начинает работать против эрзян, почти гениально!!! Эрюш Вежай активный эрзянский деятель публикует статью с явно эрзянским заголовком, всякий читатель под мордвой начинает воспринимать эрзян, это ведь Эрюш сказал с головы до пят эрзя!!! На самом деле это далеко не смешно
Отсюда рождается мифический союз эрзян с татарами, приклеивается заодно к эрзянам ярлык "мордва". "

до этого с Эрюш Вежаем было обговорено лично? было обсуждение? пришли к общему выводу? прежде чем пытаться искать неверных в этой статье??

"Не иначе как эрзяне живущие в 13 веке тысячах сел были не знакомы с эрзянами через Пьяну или кто то прячет факты???"
у Похлёбкина надо спросить почему он об эрзянах не упомянул. Почему в русских летописях не указано об эрзянах, сражающихся с мордвой и ордой???

"Эрзяне обладали технологиями производства цветных и черных металлов, а так же изготовлением ювелирных изделий. Все эрзянские захоронения наглядно подтверждают высокий уровень жизни и экономическую мощь Эрзянь Мастор. "
почему об эрзянах не слова?? словно газета "Лукояновская "правда"", в р-оне 10 эрзянских населённых пунктов, и население Лукоянова на половину эрзянское - в газете эрзянам не посвящается ни слова.
нет конечно..об эрзянах говорят, урожай все дела...лучший тракторист с. Шандрова....но ни единого упоминания, что это село эрзянское, и что этот тракторист - эрзя.
Может и летописи так-же писались? эрзяне на земле русской как должное, о них не стоит упоминать??
поделитесь с нами фактами, где вот летописи сообщают об эрзянах, а вот о "мордве".

если Эрзянь Мастор обладала экономической мощью, то где упоминания о нас???мы тоже хотим это понять.
карта Дженкинсона меня не убедила...там написано REZANE а рядом VOLODIMER c MOSCOVIA.
Почему это не о Рязанских землях говорится а об эрзянах? Карта не точная(можно взглянуть хотя бы на Каспий)

Нижегородские эрзяне судя по карте полностью входят в зону REZANE, не ужели эрзяне уже тогда были часть Московского гос-ва, и никакой Грозный эрзянские земли не "присоединял" к Москве, они уже были частью...
мне интересно.

Почему о терюханах говорили, что они зовут себя "мордвою" ложно(эрзяне "мордвою" представлялись перед русскими???)
"русское село Сарлей" - русское??? почему бы не сказать эрзянское этим писчим?

Почему если эрзя - Русь изначальная, а русский язык основан на эрзянском и в то же время русском языке слова "эрзя" нет, а??? Почему русские не знают "что такое" эрзя, если они от эрзян произошли???? мокшане подкупили??Почему "непросвещённые" эрзяне объясняют соплеменнику "Мон эрзя", а русскому говорят "Я мордвин", а выражение "Я эрзя" закреплено только с 1995 г.??? Почему в нашем селе "Я- эрзя" не говорили и не говорят, за исключением нескольких человек(вместе со мной)? Т.е жители этого села не эрзяне, а "людоеды", и эрзянами никогда не были? Почему жители русского села, о соседнем эрзянском селе говорят "мордовское село"??? Они же потомки эрзян, что они нас "людоедами"-то зовут??
расскажите, нам интересно

"......Не редко такие ситуации используются мордовскими чиновниками, которые засылают «активистов», нагнетающих нездоровую атмосферу, создающих конфликтные ситуации, а порой явные провокации. "

а для чего тогда нам "не мордовским активистам" создавать конфликтные ситуации и вызывать явные провокации...причём почти со всеми участниками форума???



Спасибо: 0 
Профиль
Танюш



Пост N: 812
Зарегистрирован: 16.04.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.08.10 07:37. Заголовок: Маол пишет: до этог..


Маол пишет:

 цитата:
до этого с Эрюш Вежаем было обговорено лично?



Я не понимаю, для чего тогда нам нужен форум?!! давайте общаться в личке)) А на форуме будем восхвалять друг друга - какие мы хорошие, умные и правильные, и, самое главное, какие мы сплоченные.
Только сплоченность не от этого зависит, и не такими методами достигается.
Для сплоченности необходима как минимум общая идея.
А если некоторые никак не могут определиться, кто они - эрзяне или мордва, то это говорит о том, что до общей идеи мы пока не доросли, - к огромному моему сожалению.




Спасибо: 0 
Профиль
Сыресь Боляень
администратор




Пост N: 696
Зарегистрирован: 09.12.09
Откуда: Украина, Киев
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.08.10 07:56. Заголовок: Танюш пишет: А на ф..


Танюш пишет:

 цитата:
А на форуме будем восхвалять друг друга - какие мы хорошие, умные и правильные, и, самое главное, какие мы сплоченные.


Почему в будущем времени, Танюш? Вы это уже давно и успешно делаете! Сергу Танюш Остальные бяки непонятливые. Не настораживает?
Танюш пишет:

 цитата:
Только сплоченность не от этого зависит, и не такими методами достигается.


А вот с этим согласен на 100%!

Спасибо: 0 
Профиль
Терюшань Сергу



Пост N: 448
Зарегистрирован: 23.06.09
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.08.10 08:10. Заголовок: Рекомендую прочитать..


Рекомендую прочитать повторно



Ответ Терюшань Сергу, Эрюш Вежаю и компании критикующих, но не успевших подумать....


Эрзянь нилькс пишет:

 цитата:
Как Админ предлагаю. Один ярлык - один день бан. Два - два дня. И так далее...
Поддерживаете это предложение?

Эрюш Вежай



Эмоции захлестывают автора. автор требует аргументации и демократии...
Отмотаю "пленку" назад и вернусь с момента с чего началось:


РАСЬКЕНЬ ОЗКС КАК ГЕНЕРАТОР ВОЗРОЖДЕНИЯ ЭТНОСА

В результате пассионарного толчка в этническом коллективе резко увеличилось количество активных участников, которые начинают ломать устоявшиеся ложные теории.

С точки зрения соплеменников, не получивших по каким-либо причинам энергетического заряда на Раськень Озкс, а причины были, пассионарии действуют нестандартно, вызывающе, нарушая действующие в обществе этнические, правовые и традиционные нормы. Все это порождает стычки внутри пробуждающегося эрзянского этноса, возникает брожение умов, назревают внутренние конфликты. Не редко такие ситуации используются мордовскими чиновниками, которые засылают «активистов», нагнетающих нездоровую атмосферу, создающих конфликтные ситуации, а порой явные провокации.

Избыток такой активности приводит к перегреву внутренних взаимоотношений и заканчивается эгоистическим перетягиванием одеяла, а созидательная энергия превращается в разрушительную силу, данное состояние губительно для еще неокрепшего народа. Затягивающаяся его фаза задерживает возникновение формы эрзянской национальной государственности, которая жизненно необходима для вступления в период национального подъема. <\/u><\/a>


Далее опубликовалась статья:

ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕ И НИКАКОЙ ЧУДИФИКАЦИИ

Пробуждающийся эрзянский этнос требует кардинального пересмотра давно устаревших взглядов, бытующих в среде эрзянского общественного движения Мордовии. Газете «Эрзянь Мастор» и Фонду «спасения эрзянского языка» пора избавиться от использования в национальной кухне мордовских специй и стать подлинно эрзянскими, потому как с каждым днем становится труднее объяснять эрзянской молодежи, как независимая общественно-политическая газета «Эрзянь Мастор» может являться детищем Мордовского республиканского общественного Фонда спасения эрзянского языка.<\/u><\/a>


Никто не смог ответить на поставленные вопросы и ни кто не может авторов обвинить в не объективности, потому как в статье голые факты.

Авторы, эрзяне, обозначили проблемы и выразили свое мнение. В ответ тишина.....
Как говорит админ, у нас демократия....
Демократия говорите???!! Так где обсуждения по существу???? Или демократия военная????
Очень похоже на то, потому как Эрюш Вежай поясняет:
-газету не трогать, проблемы связанные с газетой, инязором,, Атянь эзем, не обсуждать!!!
Не обсуждать значит не говорить своего мнения!
Напоминаю, поднятые вопросы озвучивались мной еще год назад и на Раськень Озкс, но все старались не слышать.

Из молчания "ягнят" следует согласие с ситуацией, тобишь оправдывается мордовский вектор движения или распространение книг, дисков, журналов.

Затем админ ресурса Мелькужо публикует материал где "историческая мордва" в тексте проецируется на эрзя народ, то есть читатель под мордвой должен понимать эрзя и эрзя народ.

Вот название статьи от Эрюша Вежая

Похлёбкин об эрзянском пуре- национальном достояниии и... даже оружии эрзян

а вот кусок текста из него:

"Существует подробное описание трагедии при реке Пьяной (Пьяна), когда перепившееся ополчение князей переяславских, суздальских, ярославских, юрьевских, муромских и нижегородских было почти полностью перебито небольшим войском татарского царевича Арапши 2-го августа 1377 года. При этом сам главнокомандующий князь Иван Дмитриевич Нижегородский утонул вместе с совершенно пьяной дружиной и «штабом». В летописи, скрупулезно описывающей детали этого пьянства, указаны в качестве напитков только мёд, мордовское пуре, брага и пиво, которое воины суздальского князя пили, разбредясь перед боем по деревням".

Теперь разберемся, о чем информирует читателя, эрзянского Мелькужо, этот абзац статьи.

Перепившееся ополчение князей переяславских, суздальских, ярославских, юрьевских, муромских и нижегородских было почти полностью перебито небольшим войском татарского царевича Арапши. Обпились ратники "мордовского пуре", напоили соответственно "мордва" то есть предки эрзян или тех кто сегодня хочет быть эрзей.
Далее читаем:

"русскую сторону от реки Пьяны, которая вовсе не носила подобного наименования до конца XIV века. Так, в XII – XIII веках в русских актах она названа по-русски Межевой рекой, то есть образуемый ею водный рубеж обозначали официально ещё в XII веке как межу между русскими и мордовскими землями.
Этому погранично-рубежному значению река была обязана тем, что левый её берег, мордовский, был крут, обрывист, сложен из известняка, а правый, русский, – низок, равнинен, а по весне и осени даже топок".


Под "мордвой" по Э.Вежаю следует понимать эрзян которых летописец по какой-то причине называл "мордвой". Все бы ничего, да вот не задача (река Пьяна служит межой между русскими и мордвой) За кого сражались и кем тогда были эрзяне живущие в нижегородском княжестве(на русской земле), а их даже в более позднее время было не мало:

Наличие эрзянского населения в Нижегородской губернии которое сохраняло свою эрзянскую самобытность на 1859 г.
Сведения взяты из списков «НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ» НИЖЕГОРОДСКОЙ ГУБЕРНИИ
По сведениям 1859 года изданного Центральным статистическим комитетом Министерства Внутренних дел. САНКТПЕТЕРБУРГ. 1863г.<\/u><\/a>


Арзамасский уезд

В этом уезде Эрзянские селения представляют собой многолюдные селения, по рекам; Сереже, Вадке, Арати, Сумарке, Теше и расположены на древнейших эрзянских становищах. Эрзямаз как известно был центром эрзянской земли в междуречье Оки и Волги.

№ двор. м. ж. № двор. м. ж.
Костянка 486 141 455 544 Волчиха 578 177 555 681
Алемасово 496 153 394 445 Криуша 579 48 176 164
Крапивка 497 50 161 167 Пологовка 580 20 40 61
Вечкусово 498 118 465 563 Волочихинский майдан 582 127 368 487
Великий враг 499 288 986 1146 Вторуское 589 116 360 492
Иванцево старое 500 140 549 629 Хирино 610 192 661 643
Иванцево новое 502 138 556 606 Ключищи 611 82 296 337
Березовка 503 45 158 163 Корино 612 156 536 528
Вад 553 148 538 709 Бестужево 617 81 343 362
Захарьевка 554 17 48 51 Казаново 625 127 526 538
Чувахлеи 559 42 193 171 Понетаевка 632 87 201 200
Вазьян 562 80 299 315 Кардавиль 633 119 310 305
Ивашкино 564 58 161 174 Итог 26 2889 9718 1124
Салалей 573 138 480 591


Княгининский уезд
№ двор. м. ж. № двор. м. ж.
Валгусы малые 2243 17 49 36 Вергизаи 3087 93 341 389
Валгусы большие 2244 38 130 137 Ичалки 3090 300 909 125
Гремячья Поляна 2246 19 65 69 Якшень большая 3091 181 590 660
Поляна 2285 124 340 346 Ревезень 3094 273 861 913
Селищи 2288 63 178 173 Новая быковка 3096 13 55 58
Картмазовка 3028 101 295 302 Пелекшево 3098 82 336 327
Тарталей 3057 36 140 184 Козловка 3099 33 136 133
Пергилеи 3062 146 589 640 Балахна 3102 56 191 197
Кемары большие 3072 150 649 761 Коноплянка 3104 19 66 83
Кемары малые 3073 78 282 329 Выжлеи 3105 32 130 140
Новоалександровка 3084 18 78 109 Чембасово 3107 39 102 139
Николаевка 3085 12 56 65 Якшень малая 3114 45 115 146
Владимировка 3086 13 53 63 Итог 25 1991 6767 7459

Здесь эрзянское население находится по берегам Пьяны, дважды перерезающей уезд.


Нижегородский уезд

№ двор. м. ж. № двор. м. ж.
Борисово 96 172 668 761 Касаниха 174 101 227 336
Криуша 247 97 72 195 247 97 72 195 247 97 72 195 247 97 72 195 247 97 72 195 247 Ломь 175 130 320 413
Вшивка 124 57 178 201 Сиуха 179 121 338 396
Вышка 127 53 164 217 Романиха 181 169 437 497
Инютино 129 141 442 505 Теплое 183 124 336 351
Мирша 145 115 355 498 Винный майдан 184 65 181 207
Зубаниха 146 49 151 191 Шониха 185 81 245 281
Лапшиха 166 136 326 391 Мигалиха 188 138 382 424
Белая Поляна 168 30 80 104 Надежино 189 25 76 92
Инелеи 169 165 445 509 Арапиха 190 36 97 11
Борцово 170 141 358 471 Кажлейка 192 95 276 299
Берсениха 171 37 120 143 Муравьиха 193 111 292 299
Ольгина 194 64 144 173 Кужадон 207 92 280 259
Суроватиха 195 148 343 426 Татарское 218 144 366 416
Курилово 197 65 241 250 Сескино малое 219 100 286 345
Тепелево 198 47 211 264 Бакшеево 220 136 353 491
Поляна малая 199 48 166 176 Терюшево 222 202 525 622
Сарадон 200 67 212 264 Макраша 229 122 290 407
Поляна 201 70 218 250 Терюшево малое 230 124 368 454
Учеватиха 202 33 80 84 Маргуши 231 72 242 258
Льготка 203 37 93 96 Березники 262 64 181 213
Сескино большое 205 118 243 306 Итог 41 4133 11576 13741

Здесь эрзянские селения находятся по всему уезду начиная от Кудьмы по обоим берегам и ее притокам; Пичесть,Мианге,Тунеевке,Майданке,Пустерь,Модане,Сечуге,Кажлейке,Краге и другим.
"Эрзянь Ки" по спискам за 1859 год.

Итак, считающие, что Нижегородское княжество было русским (и там не было эрзян) должны побледнеть, взять револьвер и застрелиться.

Но автор текста Похлёбкин готов дурачить неразумных: "После неё уже все знали, что за Пьяной рекой лежала некая «пьяная сторона», где варили хмельное, сильно опьяняющее зелье, несравненно более коварное, чем то, к которому прежде привыкли русские".

Не иначе как эрзяне живущие в 13 веке тысячах сел были не знакомы с эрзянами через Пьяну или кто то прячет факты???

И далее .... "А в это самое время поганые князья мордовские подвели тайно рать татарскую из мамаевой Орды на князей наших"

Вы уже почувствовали подвох??????

Вот как коварный замысел лжеученых начинает работать против эрзян, почти гениально!!! Эрюш Вежай активный эрзянский деятель публикует статью с явно эрзянским заголовком, всякий читатель под мордвой начинает воспринимать эрзян, это ведь Эрюш сказал с головы до пят эрзя!!! На самом деле это далеко не смешно
Отсюда рождается мифический союз эрзян с татарами, приклеивается заодно к эрзянам ярлык "мордва".

Далее А.Волгин искажая позицию Терюшань Сергу о Пьянском побоище уловками похожими на Мокшинские или Абрамовские, отвергает статью фактически выбросив ее в мусор.

Из текста писанины Волгина следует, что эрзя опять же и есть "мордва" и опять же воевали за татар против русских.

Любой читающий ваши сказки понимает, что историческая мордва и есть эрзя. Так какая тогда разница кем быть??? Более того, читая мордовские книги они молодые эрзяне (читатели) так же будут проецировать мордву на себя, а как известно, эрзяне это название не переваривают и они выбросят реализуемые книги «мордвась» через голову и станут русскими. Которых затем Эрюш Вежай и Коянкин назовут врагами эрзян.

А русские в свою очередь припомнят: "Мордовские хищники, видя разгром земли Дмитрия Константиновича, также захотели воспользоваться обстоятельствами; они хлынули на Поволжье, начали грабить его, но были жестоко наказаны: Борис Константинович (брат Князя Нижегородского) погнался за ними, и у Пьяны истребил их, почти всех частию избив, частию потопив в реке, потом, зимою, вместе с племянниками Василием и Симеоном и воеводой московским, Свиблом, прошёл в самые улусы мордовские, выжег их, ограбил, избил множество жителей, некоторых взял в плен, и – всю землю мордовскую пусту со
твори».

Такой расклад считаю безграмотным, вы вторглись туда, где не имеете знаний.
Я занимался вопросом побоища, и именно поэтому начал критиковать Э.Вежая и Волгина.

Я утверждаю, летописная "мордва" на Пьяне это мокшан,е их же называли мордовскими-татарами, более того есть данные что и часть марийцев называли мордвой.

Считаю, рассматриваемая ситуация принципиальна, потому как это фундамент эрзянской истории.

Возьмите свои амбиции и спрячьте их в морозильник.

Про ярлыки: Считаю что на моих эрзянских предков админ и Волгин наклеили ярлык «мордва» требую бан!!! Который заменить на обдумывание сложившейся ситуации, а так же постарайтесь понять мою позицию которая заключается в формировании логичной максимально правдивой эрзянской истории.
Именно история дает национальное самосознание.
Надеюсь и другие извлекут из этого урок.







Открывшаяся тайна Пьянского побоища и формирования орды


МОРДОВСКО-МОКШАНСКАЯ ОРДА ПРОТИВ ЭРЗЯНЬ МАСТОР

«В 1236 году орды монголо - татар обрушились на народы восточной Европы и пронеслись, как смерч, сметая все на своем пути. Первой жертвой свирепых завоевателей стала Волжская Булгария. Согласно утвержденному на курултае 1235 г. Плану завоевания Европы следующим объектом нападения была Русь», – пишет Гришаков В.В.(книга «Мордва» стр. 56)

Гришаков В.В. (15.8.1963, г. Легница Польская Народная Республика). Кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной истории и права факультета истории и права Мордовского государственного педагогического института им. Евсевьева.

В анналах Уэйверлейского монастыря под 1239 годом содержится «Послание венгерского епископа епископу парижскому о татарах», где говорится: «… На пути впереди них (татар) идут некие племена, именуемые морданами, которые без разбору уничтожают людей, которых повстречают».

Находившаяся у границ Эрзянь Мастор орда, состояла из мордовско-мокшанских народов, они были готовы грабить и убивать богатых соседей.

Эрзяне обладали технологиями производства цветных и черных металлов, а так же изготовлением ювелирных изделий. Все эрзянские захоронения наглядно подтверждают высокий уровень жизни и экономическую мощь Эрзянь Мастор.

Статья Терюшань Сергу<\/u><\/a>


портал "Эрзянь ки"
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO
Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 184 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет