Вирязь лоткак яжамо минек кудонь кевтнень. Надькин кев, Кемаль кев. Надькинынь кулувтызь, Кемаль сонсь тусь, тевенть кадызе, конась пек стака. Ды минь карматам сыниск судямо? Те апаро. Сынь изняро тейсть. мизяро тениск максь Пазось. И минденек весене эряви тениск сюконямс тень кис. Лоткадо яжамо минек арсемамеленек (сознание). Минденек эряви теймекс раскень чудилей, косо бу уливильть весе арситятне эрзянь меленть, келенть ды койтнень. Чумундан эсинь, седе икелей эинь истя арсе. Так что давайте так: Надькин, Кемаль и прочие радетели эрзя народа вне критики. Они сделали все что могли, а мы всего лишь продолжатели их дела. Их заслуга еще и в том, что с ними считались, а со многими нами нет, не считаются.
Надькин, да, был учителем русского языка и в Дагестане, но там же говорил и о своем эрзянском. Прочитайте его стихотворение про тополя и осинку и вам станет многое ясно. Ясно то, как человек пререживал о судьбе своего народа.
Пост N: 22
Зарегистрирован: 29.10.11
Откуда: Самара
Рейтинг:
0
Отправлено: 26.02.12 22:40. Заголовок: Virjaz пишет: в ДВИ..
Virjaz пишет:
цитата:
в ДВИЖЕНИИ нет профессиональных преподавателей
После ухода от дел Кемаль и Журавлева.....скажу проще, в ДВИЖЕНИИ нет даже сколько нибудь мало-мальски порядочных людей. Все одна шушера, брызгающая ядом во всех и обсирающая свою историю.(((
Пост N: 23
Зарегистрирован: 29.10.11
Откуда: Самара
Рейтинг:
0
Отправлено: 26.02.12 22:57. Заголовок: Virjaz пишет: на ск..
Virjaz пишет:
цитата:
на сколько я помню специализация "русский
На сколько я помню разговор начался с чьего-то голословного утверждения, что соввласть "Меньше всего "советы" заботились о сохранении языка, культуры, "
Да у Кемаль специализация русский язык. Мало того, когда ей в первый раз предложили вести еще и эрзянь кель(для увеличения собственных часов) так как не хватало учителей эрзянского, она очень даже этого не желала. И надо думать, совсем не из-за "малой заботы соввласти об эрзянском языке".
Пост N: 32
Зарегистрирован: 29.04.11
Откуда: Россия, Тольятти
Рейтинг:
0
Отправлено: 26.02.12 22:52. Заголовок: село Вышка Это морд..
село Вышка
Это эрзянское селение существовало уже в первой половине 17-го столетия, а может быть и ранее, когда русские люди сюда еще не заглядывали. Позднее, мимо этой деревни провели пограничную черту от реки Волги на Промзино городище, следы которой видны и до настоящаго времени.**) Тогда эта деревня называлась "Семенкова" и в 1667 году состояла из 14 дворов с полудвором.***) Местные старожилы разсказывают, что первоначально их деревня стояла на берегу реки Волги****), среди густого леса и волжские рабойники сильно одолевали их; в предупрежденье внезапнаго набега неприятеля, местные жители строили башни, возвышавшаяся над лесом и с них наблюдали за движением врага. От этих башен, называвшихся "вышками", деревня впоследствии получила нынешнее название. Частыя нападения грабителей заставили население деревни Семенковой выйти из леса и перенести деревню на полторы версты в сторону от Волги, к большой проезжей дороге, на берег оврага "Протомойка", где она с тех пор и находится*****).
А тоньть корякс ловнынь тонть валтнэнь? Может быть, но перечитал еще раз и реакция опять такая же. Понимаете, когда мы пишем, что-то о людях, начавших процесс возрождения эрзя-народа, надо быть очень осторожными в словах. Они должны нести общественное сознание поступательно вперед к цели, которую озвучили эти люди, а всякое сомнение и критика разветвляют путь к этой цели, уводят в сторону.
Понятно, что многие из вас стояли у истоков и кажется, что было как то все по другому. Наверное это так, но еще раз говорю, что они часть народного фундамента, на который уже воздвигаются стены.
Отправлено: 27.02.12 13:17. Заголовок: И еще, давайте не ос..
И еще, давайте не оставлять без внимания публикации в которых идут нападки на нас. Например зайдя на один сайт (забыл на какой, ищу снова), то прочитал интервью взятое у какого-то эрзянского патриота, юриста по профессии, фамилию не помню. Который, прямо сказал, что путь возрождения эрзя-народа только в сепаратизме. Ну так нельзя. Мы чего, вокруг появившегося ребенка, хотим видеть мордоворотов с касками? Такие публикации не сможем пресечь, так как они заказаны давно противниками эрзя-народа, но и помогать им делать из нас сепаратистов и экстремистов не надо. Мы мирные люди и хотим одного, возрождения своего народа.
Ох если бы вы знали сколько мне достается. И со стороны властей и со стороны сепаратистов. А речь моя вот о чем, сегодня разрушители страны ищут отмазку и стрелочников. Так не надо идти у них на поводу. Не надо, чтобы те кто вешает лапшу народам России, вешали ее с нашей помощью. Никто и не говорит, что нас не убивали и не расстреливали, даже сжигали. Но идея сепаратизма, экстремизма не может быть и жить. Необходима народная воля, а она будет тогда, когда народ себя таковым осознает. Пока есть небольшая активная часть эрзя-народа, которая должна расти. Но расти она будет только тогда, когда народная идея привлечет остальных эрзян. Забывших, незнавших что они эрзя. Да эрзянские патриоты участвовали во всех восстаниях Руси, но что это дало кроме крови? Ничего, наоборот места нашего проживания стирали с лица земли, а потом оголенные пустыни отдавали, как свободные земли дворянам. Давайте искать пути нашего возрождения в рамках того государства, в котором живем. Давайте давить на власть, но прежде объединившись на здравой идее. Что толку я один спорю с властями нижегородской области, никакого толку. Что толку, что я перестал ходить на все мероприятия организуемые ими для общественности. Ну не поехал я в Москву представлять мордву Нижегородской области, поехал Аношкин и представил.
Идет поступательное движение, вот и надо его развивать. Готовится Конгресс, надо ставить на нем вопросы для государства и надо находить ходоков, которые бы смогли доставить наши идеи до верхов и далее по миру. К сожалению в этом вопросе у нас тупик.
А сепаратистом быть хорошо. Я тоже иногда говорю: поеду в Какино, поставлю четыре столба по усаду и подниму древний эрзянский флаг, потом отделюсь от Нижегородской губернии. Отделюсь, а дальше-то что. Ведь такой я буду один, другие жители села будут стороной обходить мое поместье.
Так и здесь. Не надо быть кучкой самых правильных эрзян, надо быть во главе эрзянского сообщества, которое к сожалению пока вобрало всего лишь маленькую часть народа.
Отправлено: 27.02.12 17:37. Заголовок: Прочитал про докумен..
Прочитал про документ эрзянина. Значит не я один так думаю. Так кто у нас художник? Давайте строить такой документ. Пусть это будет по русски свидетельство эрзянина. Эрзякс Раськень, юртонь лопа.
Формат А-3, согнутый по середине. На одной половине название свидетельства, на второй все паспортные данные: дата рождения, место рождения, кто отец и мать. Дату смерти не надо вводить. Оставить где нибудь пустую строку, в которой если пожелают родственники внести эту дату, с обязательным извещением хранителя базы данных. Внизу фотография, роспись владельца, и роспись регистратора, с указанием кто выдал документ и где. Право выдачи надо предоставить в каждой области и республике самостоятельно. Актива уже хватает. Документ регистрировать в электронной базе данных, а потом передавать все данные в единую базу. Номера начинать с цифр, которыми отмечены все регионы по линии ГАИ. Сразу будет видно кто, откуда. Художник откликнись. Я постараюсь в Нижегородской области это сделать к летним праздникам.
Забыл сказать. Сверху стороны обложки символ солнца, посередине название документа, в низу эрзянский флаг. На задней части телефоны эрзянь мастор, координатора по области, названия сайтов и электронных почт.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 15
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет