Пост N: 321
Зарегистрирован: 27.02.10
Откуда: Эрзянь Мастор, Нижний Новгород
Рейтинг:
1
Отправлено: 01.05.11 14:45. Заголовок: В ХХI веке, общест..
В ХХI веке, общество по всей видимости будет ещё более информационным чем сейчас. Сегодня наконец почти сошло на нет положение "эрзянский значит сельский или колхозный и т.д". Хоть колыбель, или "дом" нашего языка и культуры это село, но сегодня оно практически уничтожено и как таковое эрзянское движение ныне это современное,по большей части городское явление, результат анализа ценностей, взвешивания всех "за" и "против". Скорее всего процесс поиска своих корней населением(городского) будет только набирать популярность. Сегодня нужно наконец сформулировать адекватную идею "Эрзянь Мастор"(эрзянской земли), возрождение эрзянского народа, как сохранившейся(в отличии от легендарных и не очень мери, муромы, веси,мещеры и т.д) уникальной дорусской культуры, без всякого пафоса и гиперболизации. Есть Россия как государство, а внутри неё есть Эрзянь Мастор как культурно-этничекая, исконная земля эрзянского народа. Не "мордовская пустошь"(без особых границ и т.д), а именно эрзянская земля(этническая территория). Нужно чёткая концепция эрзян как коренного народа Волго-Окского и Сурско-Мокшанского междуречья. Скорее всего в будущем будет проблема ухудшения экологической ситуации, эрзян как издревле экокультурного народа, со своей уникальной философией по отношению к окружающей среде(см. М-Печёрский) также должны волновать эти вопросы, возможно участие эрзян в экологических программах экологов или властей(и позиционировать себя именно как эрзя), возможно проявление своей(эрзянской) инициативы в этом вопросе(вполне можно собраться "под своими знамёнами", со своими отличительными чертами, согласоваться с властями и журналистами и реально провести субботник в какой нибудь точке эрзянь мастор) - это будет только плюсом, и в укреплении национального самосознания и в соблюдении чистоты и т.д. Это касается не только экологических проблем, вполне возможна заинтересованность эрзян и др. актуальными сегодня проблемами - с/х, ситуация в сёлах, ситуация с образованием в Мордовии и образованием по стране в целом, здравоохранением и прочее. Т.е заинтересованность эрзянской общественности абсолютно во всех факторах, касающихся жизни каждого эрзянина - движение эрзян должно заниматься не только вопросами традиционной культуры(т.к это скорее элитарный аспект, это всегда меньшинство), но и повседневности,современного развития жизни от эрзянской позиции. Т.е эрзя в 21 веке должен быть человеком с активной гражданской позицией со след. отношениями(эрзя и политика(нац. и гос), эрзя и культура(нац. и гос). эрзя и язык(нац. и гос.) и мн. др. т.е какова эрзянская позиция относительно различных проявлений жизни в стране. Что касается эрзянской культуры, то главными являются положения- эрзянь кель(язык, как истинная и неоспоримая основа нашей культуры,) эрзянь мель( эрзянская идентичность, самосознание), эрзянь мастор(чёткое понимание, осознание родной земли, родины - это отнюдь не только Мордовия, это ВСЕ эрзянские населённые пункты(включая исторические(этнические), Мордовия - это современный, правовой центр нашей земли.). Эрзя в 21 веке, наверное должен быть "продвинутым" т.е разбираться в многочисленных новинках в разных сферах, и в первую очередь смотреть на них сквозь призму эрзянского самосознания(если он хороший программист, почему-бы не потратить силы на создание эрзянского сайта например? если он хороший музыкант, то почему бы не создать отдельный альбом с эрзянской музыкой? и т.д и т.п. С учётом того, что 21 век - информационный век, и всё большую популярность получает интернет, который со временем может вообще полностью заместить тв, газеты и т.д. Нужно делать упор именно на него(но не забывая о традиционных сми). Нужны профессиональные журналисты, программисты и т.д(Создание сайтов, движений, проектов и т.д). Важным пунктом будет являться медиасфера.
Вариант позиционирования.
Эрзя в первую очередь эрзя, живущий в России, а не россиянин, который "по совместительству" эрзя. Эрзянь Мастор в данном случае может иметь несколько определений. 1) Дом, семья, имущество(не зависимо от местонахождения эрзянина), 2) республика Мордовия как официальное этнотерриториальное образование(конкретная территория), 3)Исконные этнические земли народа.
КОДЕКС ЭРЗЯН ЭРЗЯ (ЭРЗЯНКА): 1. Свою национальность определяет - ЭРЗЯ. 2. Владеет ЭРЗЯ языком и говорит на нём. 3. Не владеющий ЭРЗЯНСКИМ языком – изучает его. 4. Воспитывает детей и внуков как частицу ЭРЗЯ НАРОДА. 5. Учит детей и внуков ЭРЗЯНСКОМУ языку. 6. В жёны стремится взять девушку, женщину ЭРЗЯНКУ. 7. Замуж стремится выйти за ЭРЗЯ парня, мужчину. 8. Живёт ЭРЗЯНСКИМ умом и ЭРЗЯНСКИМ мироощущением. 9. Сохраняет и стремится следовать ЭРЗЯНСКИМ традициям и обычаям. 10. Хранит ЭРЗЯНЬ МАСТОР – СТРАНУ ЭРЗЯ НАРОДА. 11. Чтит ИНЕШКИПАЗА-ТВОРЦА. 12. Стремится знать историю и культуру ЭРЗЯ народа. 13. Стремится знать ЭРЗЯНСКИЙ эпос «МАСТОРАВА». 14. Участвует в ЭРЗЯНСКИХ общих проектах и делах. 15. Выписывает и читает эрзянские издания. 16. Помогает другим ЭРЗЯНАМ.
Эрюш ВЕЖАЙ (Написано для эрзян с целью исправления и дополнения)
Отправлено: 27.03.14 09:11. Заголовок: А вообще, ЭРЗЯНЬ ЛОМ..
А вообще, ЭРЗЯНЬ ЛОМАНЕНЬ ЭРЯМО КОЙРИСЬМЕСЬ пек парсте сермадозь и эряви шкасто!! Курок эрзянь келень чи карматанок ютавтомо. Те эрзянь кодексэньть тосо эряви ёвлемс.
Отправлено: 27.03.14 22:13. Заголовок: Василиса пишет: А в..
Василиса пишет:
цитата:
А вообще, ЭРЗЯНЬ ЛОМАНЕНЬ ЭРЯМО КОЙРИСЬМЕСЬ пек парсте сермадозь и эряви шкасто!! Курок эрзянь келень чи карматанок ютавтомо. Те эрзянь кодексэньть тосо эряви ёвлемс.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 20
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет