Перед тем, как оставить этот мир, древний вождь эрзянского и мокшанского народов Инязор Тюштя собрал сход и сказал: «Я оставляю после себя трубу, - тораму. Она поможет вам объединиться, если случится беда и племена наши поссорятся. Трубите в эту трубу, я услышу и приду к вам на помощь». Миссия группы «Торама», носящей гордое имя трубы Тюшти - сохранение древней культуры эрзянского и мокшанского (да и не только) народов.
Фольклорный ансамбль «Торама» образован в 1990 году. Йовлань Оло и еще три исследователя культуры эрзянского и мокшанского народов образовали первоначальный состав ансамбля. Идея создания именно мужской группы не покидала Оло всегда, - он и здесь остался верным эрзянским традициям, он назвал свое детище в честь трубы своего Инязора Тюшти, поэтому и его участники должны были защитниками своего народа. С течением времени состав увеличился до 9 человек, все - мужчины в возрасте от 16 до 48 лет, но состав его каждый раз был непредсказуем. Оло всегда делал творческие эксперименты были проекты с театральными и танцевальными коллективами, командой КВН и даже девушка-солистка была. Но оригинальность и самобытность была в мужском составе, со «звериным» исполнением песен. «Торама» пользовался и пользуется признанием в самой Мордовии - ансамбль лауреат государственной премии республики Мордовия. В 1994 году победитель всероссийского конкурса народной музыки "Голоса России". Группа постоянно участвует во многих фестивалях и концертах за рубежом: в Эстонии, Финляндии, Латвии, Швеции, Польше, Англии. «Торама» известна и в академической среде - исключительное знание и опыт полевых исследований связывают группу с Обществом Кастрена, Музыкальной Академией Яна Сибелиуса, Финно-Угорским Обществом. Солисты «Торамы» не только поют и проводят обрядовые моления, все они виртуозно владеют музыкальными инструментами. К примеру, по архивам Йовлань Оло реконструировал эрзянскую скрипку «гарзи» и дудки «нудей», барабаны - «чавомат» и «кальцемат». Также ребята из «Торамы» постоянно экспериментируют, к примеру, мокшанское многоголосие зазвучало в джазовом исполнении, а также в поп обработке. Именно скрещение национальных традиций с джазом стало основной темой одного из последних крупных событий в жизни группы в 2001 - Джазового Фестиваля в Гданьске (Польша).
В конце 2001 года Йовлань Оло принял участие в Гражданском Форуме в Москве. Вскоре после этого группа дала феерический концерт в московском клубе МуХА ( кстати, у меня(А.П.,) есть видео запись этого концерта – последнее, что мне выслал Оло лично. 50 минут песен на эрзянском, мокшанском, кратайском языке и живое общение! Супер!) В мае 2002 группа успешно выступила на крупном этнофестивале в Вильнюсе. А 12 июня 2002 года «Торама» в составе делегации из Мордовии приняла участие в праздновании Дня Независимости России в Москве. Это стало последним публичным выступлением Йовлань Оло (Владимира Ромашкина). 29 августа 2002 года в результате затяжной болезни бессменный руководитель группы Йовлань Оло ушел из жизни. Похоронен в Саранске.
а вот также культовая песня ансамбля "Торама":
Тюштя Кезэрень пингень эрзянь моро
Тюштя, да Тюштязоро, Да Тюштязоро - да инязоро.
Ох, косо да Тюштянь масторозо? Да косо да Тюштянь раськезэ?
Кавто да пандо, да пандо ютксо, Кавто да ведень усиясо,
Кавто да ведень усиясо, Ведень усьясо пижине да луга,
Ведень усьясо пижине да луга. Луганть лангсо да путонь кудо,
Луганть лангсо да путонь кудо. Кудынесэнть таргань морга,
Кудынесэнть таргань морга, Морганть лангсо да ашо кшируця.
Морганть лангсо да ашо кшируця, Руцянть лангсо да пижень яндава.
Руцянть лангсо да пижень яндава. Яндавасонть човань пуре.
Торама — древний духовой деревянный музыкальный инструмент, труба в традиционной культуре эрзян, символ надежды.
Зов торамы – призыв к объединению перед лицом врага и в этом качестве торама фигурирует в преданиях об эрзянском инязоре Тюште.
Торама — древний военный и пастуший сигнальный инструмент имеющий два типа.
Пастухи-эрзяне трубили в тораму три раза в день: рано утром при выгоне скота, в полдень ко времени доения коров и вечером по возвращении стада в село.
Происхождение, история: Согласно древней легенде когда среди народа Великого Тюшти начались распри, он удалился от них со своими верными воинами на новые земли, но оставил свою трубу тораму. По одним легендам торама была скрыта в ветвях деревьев, по другим источникам – в земле. У торамы были струны и ветер играл на них. По преданию Тюштя был искусен в волшебстве и тораму суждено было найти только избранному. По завещанию Тюшти, в день, когда враги придут на его землю, протрубит торама и он вернётся к своему народу и накажет недругов.
Устройство: Торама первого вида изготавливалась из ветви берёзы или клёна, которая продольно раскалывалась пополам, сердцевина каждой половины выдалбливалась, затем половины ветви обматывались берестой. При такой обмотке берестой одну сторону трубы делали шире, а другую уже. Внутрь трубы вставляли язык из бересты. Длина инструмента колебалась от 80 до 100 см.
Торама второго вида изготавливалась из колец липовой коры, вставленных друг в друга и заклеенных рыбным клеем в форме раструба. Длина инструмента колебалась от 50 до 80 см.
Оба вида торамы не имели пальцевых отверстий. Из них извлекались 2-3 звука обертонного ряда.
0х, пидезь-панезь монь атякшом Вельмиязо ды толгиязо.
Вельмиязо ды оймиязо Да "ку-ка-ре-ку" сон рангстазо.
Коли саизе да ят мастором, Коли саизе ят монь раськем,
Автор слов вероятно более точно объяснить смысл этих слов,но этот отрывок близок по смыслу русскому:"Пока жаренный петух не клюнет...народ не проснется".
...есть видео запись этого концерта – последнее, что мне выслал Оло лично. 50 минут песен на эрзянском, мокшанском, кратайском языке и живое общение! Супер!...
Можно "нарезать" этот концерт кусками и выложить его на Ютубе и соответсвтвующе подписать. Это, вообще, самый простой способ заявить миру о своём существовании (собсьвенно с Ютуба я и попал на этот форум ) .
Даю посилання (это по украински значит "даю ссылку" )!!! http://www.youtube.com Смысл этого сайта состоит в том, что любую цифровую видеозапись, даже с мобильного телефона!!! (правда ее надо будет перед тем переформатить) можно закачать на сервер и ее сможет посмотреть кто хош во всем мире!!! Есть там и "Торама", правда чуть-чуть.
Отправлено: 13.03.09 11:28. Заголовок: Вот подборка файлов ..
Вот подборка файлов про "Тораму" с Ютуба. http://www.youtube.com/results?search_type=&search_query=torama&aq=f Вообще, если есть человек, немного разбирающийся в программах-видеоредакторах, то при нарезке в каждый файл можно добавить еще и "intro" (стандартное вступление) и эрзянский символ в верхний угол картинки. Тогда ваши нарезки обретут некую целостность . Вот, например, как это сделали ребята из киевского кобзарского цеха http://www.youtube.com/watch?v=PkaDF2uDEz4 .
Отправлено: 13.03.09 21:08. Заголовок: На видео представлен..
На видео представлен представлен легендарный человек. Это Микола Будник - мастер музыкальных инструментов, Пан-Отец (духовный наставник), основатель, Цех-Мастер киевского кобзарского цеха. Имеет судьбу, схожую с судьбой Йовлань Оло - тоже заболел и ушел из жизни в 2002 году.
Отправлено: 17.06.09 13:25. Заголовок: Друзья! Где можно ..
Друзья!
Где можно взять тексты эрзянских песен, исполняемых Торамой? (Норов Паз, Кува содави тундонь чись, Лиседе Раскеть и др.) Для меня это очень важно, потому что я только начинаю изучать эрзянский язык, а записывать слова на слух не решаюсь, дабы не оказаться в смешной ситуации. Я живу в Башкирии, спросить не у кого. Спасибо заранее.
Кроме того, у меня более чем 10-летний опыт русскоязычного песенного стихосложения, была своя арт-роковая группа, где я был вокалистом.
Есть желание впоследствии начать писать песни на эрзянском.
Отправлено: 08.05.11 22:23. Заголовок: В музыкальной культу..
В музыкальной культуре эрзянского народа большое значение имеет торама — духовой музыкальный инструмент. Тораму делают из ветви берёзы или клёна, которую продольно раскалывают пополам, сердцевину каждой половины выдалбливают, а затем половины обматывают берёстой. При обмотке берёстой одну сторону трубы делают шире, а другую у́же. Внутрь трубы вставляют язык из берёсты.
Эрзянский общественный Фонд "Руця" высоко оценивает инициативу эрзянских общественных организаций и общественных деятелей, решение Инязора Эрзя народа о проведении 6 сентября 2011 года в эрзянском селе Вирь Тавла фестиваля эрзянской песни, посвященного 60-летию Йовлань Оло (Ромашкина Владимира),
создателя известной фолк-группы "Торама". Фонд "Руця" выделяет 10000 рублей на создание и установку памятника эрзянскому музыканту и композитору Йовлань Оло (Ромашкину Владимиру Ивановичу. Координатор Фонда "Руця" Эрюш Вежай. 14.08.2011.
Владимир Иванович Ромашкин чачсь 1951-це иень сентябрянь 6-це чистэ Ицялбуень Ицял велесэ. 1975-це иестэ прядызе Л.П.Кирюков лемсэ музучилищань дирижерско-хоровой отделениянть, 1980 иестэ — Казанень консерваториясо дирижерско-хоровой факультетэнть, 1986-це иестэ — МНИИЯЛИЭ-нь аспирантуранть. Важодсь музыкальной училищасо, келень, литературань ды историянь Мордовиянь научно-исследовательской институтсо фольклоронь ды искусствань секциясо научной сотрудникекс. 1986-це иестэ сонзэ кедь алдо лиссь «О некоторых особенностях традиционного песенного искусства мордвы-каратаев» монографиясь, конасонть ванкшнызе Татарстанонь каратаень велетнень фольклоронть. В.Ромашкин – «Каратаи» ды «Истоки» этномузыкальной фильматнес сценариень автор. «Торама» фольклорно-этнографической ансамблянь пурныця. Те сонзэ пингстэ нолдазельть эрзянь ды мокшонь кельсэ морамонь компакт-дисктне. Сон сехте вадрясто седясь раськень кезэрень инструментнэсэ — нюдисэ, гарзясо, чавомасо, вешкемасо. Йовлань Оло истя жо эрзятнень ды мокшотнень вокальной ды инструментальной народной музыкань пурныця.
В.И.Ромашкин — Мордовия Республикань искусствань Заслуженной деятель, МР-нь Государственной премиянь лауреат, А.П.Рябов лемсэ премиянь лауреат, Святой Мариянь крестонть орденэнь кавалер (Эстония). Снимазель «О чем поет «Торама» музыкальной фильмасонть. Эрямосто тусь 2002-це иень августонь 29-це чистэ. 2006-це иестэ Вирь Тавласо панжозель В.Ромашкинэнь лемсэ «Этно-кудо» музей.
Васенце чистэнть Эрзянь-мокшонь национальной драмань театрасо ютавтозель «Песенная культура мордовского края как этно-педагогический аспект» лементь ало кругловой столь. Тей пурнавкшность музыканттнэ, педагогтне, фольклористтнэ, искусствоведтнэ, содавикс ученойтне. Кортамось мольсь В.И.Ромашкинэнь покш путовкстонть эрзянь ды мокшонь морамонь культурантень, этно-педагогической воспитаниясо тиринь моротнень эрявиксчидест. Эрьвась анокстась башка валт, ледстнесь В.Ромашкиндэ. ИНК-нь народной музыкань кафедрань прявтось Н.И.Бояркин, саемга, тонавтсь Ромашкинэнь, кой-конатнень, мекевланк, превс путсь сонсь Йовлань Оло.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 13
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет