10 сехте вадря роботанзо, конатне ванстовить Питерэнь Рузонь музеень запасниктнесэ ды киненьгак а невтневить
Я подумала, может, составить письмо от имени эрзян Санкт-Петербурга с просьбой включить эти скульптуры в постоянную экспозицию Русского музея? Под лежачий камень вода не течет, искусство великого Эрьзи в первую очередь нужно нам - эрзянам.
Пост N: 79
Зарегистрирован: 16.04.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг:
1
Отправлено: 02.11.09 18:19. Заголовок: Вот что у меня получилось Письмо-обращение директору ГРМ
191186, Санкт-Петербург, Инженерная ул. д.4 Директору Государственного Русского музея Гусеву Владимиру Александровичу
Уважаемый Владимир Александрович, в связи с 50-летием со дня смерти гениального российского скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи (Нефёдова) – русского Родена, именно так называют за рубежом нашего всемирно знаменитого сородича, эрзяне Санкт-Петербурга обращаются к Вам с глубочайшей просьбой организовать персональную выставку его самобытнейшего творчества, а также рассмотреть вопрос постоянного экспонирования находящихся в запасниках Государственного Русского Музея скульптур непревзойденного резчика. Считаем, что повод для этого более чем достаточный. Вся жизнь С.Д.Эрьзи была наполнена безмерной любовью к Родине и служению ей, стоит лишь вспомнить основные вехи пути легендарного скульптора. С 1906 г. до 1914 года скульптор жил в Милане, Венеции, Флоренции, Риме, Париже, Ницце. В 1913 году в Париже в галерее Жоржа Пети Эрьзя открыл первую профессиональную выставку скульптуры и рисунка. Тонко чувствуя эмоциональные возможности пластики, Эрьзя передавал мельчайшие нюансы человеческих чувств и переживаний. Итальянские и французские газеты стали называть его "русским Микеланджело", "русским Роденом". При поддержке А.В.Луначарского в ноябре 1926 года С.Д.Эрьзя вновь с выставкой своих произведений отправился в заграничную командировку. Во Франции интерес общественности к творчеству Эрьзи был настолько велик, что выставка его произведений дополнительно проработала ещё месяц в помещении галереи Жана Шерпантье. Из Франции С.Д.Эрьзя по приглашению президента Аргентины Марсело Торкато-де Альвеара уехал в эту страну, где жил и работал в Буэнос-Айресе в 1927 -1950 годах. Здесь он встретил удивительные породы субтропического дерева: кебрачо, альгарробо и урундай, обладающие высокой прочностью, причудливыми наростами, красотой фактуры на срезе. Обрабатывая небольшую часть куска дерева, шлифуя его и тонируя мастикой особого состава, Эрьзя выявлял лишь лицо, иногда руки, оставляя остальную поверхность нетронутой. Сочетание естественной фактуры дерева с тщательно полированной поверхностью создает очень интересное, поражающее нас и сегодня своей оригинальностью художественное впечатление. В 1950 году Эрьзя возвратился на родину, привезя ей в дар более 250 своих произведений. В 1954 году в Москве с большим успехом прошла его персональная выставка. В 1956 году Эрьзя был награждён орденом Трудового Красного Знамени. В запасниках Государственного Русского музея хранятся такие шедевры легендарного скульптора, как Автопортрет («Тоска»), «Бетховен», «Музыка Грига», «Медуза Горгона», «Шепот» и другие. Нам думается, что всемирно признанное творчество С.Д.Эрьзи достойно быть представлено посетителям ГРМ постоянно, а не томиться в запасниках музея. Деревянные скульптуры такого высочайшего уровня мастерства, максимально наполненных одухотворенностью и высочайшим философским смыслом, безусловно, могли бы стать одними из наиболее впечатляющих оригинальных экспонатов ГРМ, привлекающих самые широкие слои посетителей. Искусство великого Эрьзи в первую очередь нужно нам – эрзянам, мы чтим память нашего легендарного сородича, однако мы уверены, что его жизнеутверждающее самобытнейшее творчество вызовет огромный интерес у всех петербуржцев, независимо от их национальности, так как оно несет в мир вечные непреходящие ценности.
191186, Санкт-Петербург, Инженерная ул. д.4 Директору Государственного Русского музея Гусеву Владимиру Александровичу
Уважаемый Владимир Александрович!
В связи с 50-летием со дня смерти гениального сына Эрьзя народа, всемирно известного скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи (Нефёдова) – русского Родена, именно так называют за рубежом нашего всемирно знаменитого сородича, эрзяне эрзянских общественных организаций и Санкт-Петербурга обращаются к Вам с глубочайшей просьбой организовать персональную выставку его самобытнейшего творчества, а также рассмотреть вопрос постоянного экспонирования находящихся в запасниках Государственного Русского Музея скульптур непревзойденного резчика. Считаем, что повод для этого более чем достаточный. Вся жизнь С.Д.Эрьзи была наполнена безмерной любовью к Родине и служению ей, стоит лишь вспомнить основные вехи пути легендарного скульптора. С 1906 г. до 1914 года скульптор жил в Милане, Венеции, Флоренции, Риме, Париже, Ницце. В 1913 году в Париже в галерее Жоржа Пети Эрьзя открыл первую профессиональную выставку скульптуры и рисунка. Тонко чувствуя эмоциональные возможности пластики, Эрьзя передавал мельчайшие нюансы человеческих чувств и переживаний. Итальянские и французские газеты стали называть его "русским Микеланджело", "русским Роденом". При поддержке А.В.Луначарского в ноябре 1926 года С.Д.Эрьзя вновь с выставкой своих произведений отправился в заграничную командировку. Во Франции интерес общественности к творчеству Эрьзи был настолько велик, что выставка его произведений дополнительно проработала ещё месяц в помещении галереи Жана Шерпантье. Из Франции С.Д.Эрьзя по приглашению президента Аргентины Марсело Торкато-де Альвеара уехал в эту страну, где жил и работал в Буэнос-Айресе в 1927 -1950 годах. Здесь он встретил удивительные породы субтропического дерева: кебрачо, альгарробо и урундай, обладающие высокой прочностью, причудливыми наростами, красотой фактуры на срезе. Обрабатывая небольшую часть куска дерева, шлифуя его и тонируя мастикой особого состава, Эрьзя выявлял лишь лицо, иногда руки, оставляя остальную поверхность нетронутой. Сочетание естественной фактуры дерева с тщательно полированной поверхностью создает очень интересное, поражающее нас и сегодня своей оригинальностью художественное впечатление. В 1950 году Эрьзя возвратился на родину, привезя ей в дар более 250 своих произведений. В 1954 году в Москве с большим успехом прошла его персональная выставка. В 1956 году Эрьзя был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
В запасниках Государственного Русского музея хранятся такие шедевры легендарного скульптора, как Автопортрет («Тоска»), «Бетховен», «Музыка Грига», «Медуза Горгона», «Шепот» и другие. Нам думается, что всемирно признанное творчество С.Д.Эрьзи достойно быть представлено посетителям ГРМ постоянно, а не томиться в запасниках музея. Деревянные скульптуры такого высочайшего уровня мастерства, максимально наполненных одухотворенностью и высочайшим философским смыслом, безусловно, могли бы стать одними из наиболее впечатляющих оригинальных экспонатов ГРМ, привлекающих самые широкие слои посетителей. Искусство великого Эрьзи в первую очередь нужно нам – эрзянам, Эрзя народу. Мы чтим память нашего легендарного национального скульптора, однако мы уверены, что его жизнеутверждающее самобытнейшее творчество вызовет огромный интерес у всех петербуржцев, независимо от их национальности, так как оно несет в мир вечные непреходящие ценности.
С пожеланиями добра и успеха
Редакция газеты "Эрзянь Мастор" Фонд спасения Эрзя языка. Фонд эрзянской культуры "Руця" Музей эрзянской культуры Совет Старейшин Эрзя народа Эрзянь Инязор Пиргуж Исполком Эрзянь Инекужо-Конгресса Эрзя народа
О результатах рассмотрения нашего обращения просим Вас дать ответ по адресу: 430000 Республика Мордовия г. Саранск ул. Коммунистическая, 33/1 ком. 113 Редакция газеты "Эрзянь Мастор". Тел. 8 834 2 24 28 65. E-mail: erzia@moris.ru
Может, стоит записаться и на приём к В.А.Гусеву? Мне кажется, это было бы результативнее.
Койсэм, сёрмантькак кучома, вастомскак эряви. Сёрмадстык прят Гусев ялганть марто кортамо. Улема, Андю марто. Прянк сёрмадынк: представители эрзянских общественных организаций и эрзянской общественности Санкт-Петербурга. Отпечатайте текст и вручите лично при беседе.
Если нет возражений по исправленному тексту, то можно его послать по адресу через Интернет? Или только письмом с печатью Фонда спасения Эрзя языка из Саранска?
Пост N: 82
Зарегистрирован: 16.04.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг:
1
Отправлено: 03.11.09 00:00. Заголовок: Через Интернет я мог..
Через Интернет я могу переслать на сайт музея, но оно вряд ли будет восприниматься как официальное, так как ни подписей, ни печати. Лучше испробовать все пути: и через Интернет, и письмо, и на личный прием. Андю марто мон кортан.
Пост N: 87
Зарегистрирован: 16.04.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг:
1
Отправлено: 09.11.09 01:28. Заголовок: Гражданин мира Что ..
Гражданин мира
Что связывает средневековый шведский город Выборг, находящийся на берегу Финского залива почти на самой границе между Россией и Финляндией, с именем легендарного эрзянского скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи? Собственно говоря, ничего, но именно здесь, в скромной квартире-студии, заставленной книжными полками, 7 ноября 2009 года состоялась наша встреча с Натальей Абрамовной Розенберг - профессором, зав.кафедрой культурологи РГПУ им.А.И.Герцена, членом СХ России. Наталья Абрамовна посвятила свою жизнь изучению взаимовлияния культур финно-угорских, тюркских и русского народов от средневековья до современности, именно этим проблемам и посвящены написанные ею 3 монографии и более 50 публикаций. В 2007 году вышла в свет очередная книга этого удивительного, тонко чувствующего национальные особенности, автора - «Степан Эрьзя. Аргентинский период: на пересечении культурных традиций». Именно эта книга и явилась причиной нашей встречи с Натальей Абрамовной, так как интерес к легендарной личности скульптора и его творчеству с годами не иссякают в наших эрзянских душах. В ходе нашей беседы с первых же минут наметилось четыре наиболее значимых темы. Хочу их сразу обозначить: 1. С.Д.Эрьзя – скульптор мирового уровня, гражданин мира; 2. Глубоко философское содержание творчества С.Д.Эрьзи, активное воздействие его скульптур на сознание зрителей; 3. Нереализованные монументальные проекты гениального скульптора; 4. Состояние архива великого скульптора. Мне представляется, что каждая из этих тем достойна отдельно написанного очерка, поэтому я лишь бегло познакомлю с мнением автора этой замечательной книги. Первое, на чем акцентировалась наша беседа, - это космополитизм творчества С.Д.Эрьзи. Наталья Абрамовна пишет в своей книге: «Эрьзя является скульптором, преодолевшим в своем творчестве разграничение на западное/не западное, своё/чужое». Аргентина, как известно, одна из стран Латинской Америки. Евразия и Латинская Америка - это фактически два диаметрально противоположных полюса, и преодолеть эту биполярность, преобразовать ее в синтез, под силу разве что, действительно, гениальнейшим личностям, каким и был Степан Эрьзя. Этот факт, на мой взгляд, совершенно несправедливо был недооценен многими и многими искусствоведами, исследователями творчества скульптора –гражданина мира. И наше нежное спасибо Наталье Абрамовне за её профессиональную чуткость, за верно подмеченную редкостную особенность творчества Степана Дмитриевича: «…Его произведения открываются современному зрителю во всей полноте заключенных в них смыслов, пролагают пути для диалога культур и способствуют установлению межкультурной коммуникации». Следующим, не менее интересным, предметом нашего разговора с Натальей Абрамовной стала глубина философской мысли С.Д.Эрьзи. Мне доводилось, к сожалению, читать реплики отдельных злопыхателей о том, что С.Д.Эрьзя был недостаточно образован, что ему зачастую не хватало элементарных знаний. Однако творчество Эрьзи гениально не только «своей/чужой» самобытностью, но и извечными вопросами, на которые скульптор-мыслитель мучительно искал свои и только свои ответы, не доверяя чужому опыту, и давал эти ответы в своих детищах – скульптурах и в своих дневниковых записях. Недаром русская эмигрантская пресса в творчестве Эрьзи видела продолжение великой духовной традиции русской культуры. Образы Л.Толстого и А.Невского символизировали собой смысл целых эпох российской истории. Даже в свои 70 лет скульптор оставался для эмиграции воплощением неукротимой воли к свободе, настоящим сыном богемы. В своей книге Наталья Абрамовна обнажает связь философских размышлений скульптора с идеями Бердяева об обретении человеком в себе Бога, и наоборот. Не могу удержаться, чтобы не процитировать следующий эпизод, приведенный в «Аргентинском периоде»: « Эрьзя вновь и вновь задавал себе и своему другу Л.Орсетти казалось бы простой вопрос – «вы верите в то, что есть некое продолжение нас после нашей смерти?... Если от нас что-то остается, тогда должнобыло бы происходить улучшение человеческой сущности. А мы хорошо знаем, что этого не происходит… Я настаиваю на том, что если что-то и переживает нас, сущность человека должна меняться к лучшему»… Эрьзя ненавидел церковные институты. Именно церковь, по мнению Эрьзи, благославляет скотское состояние, в котором находится народ, и его духовную омертвелость. Однако, на мой уточняющий вопрос о религиозности скульптора Наталья Абрамовна ответила, что, безусловно, Эрьзя был верующим человеком и в подтверждение приводит слова самого Степана Дмитриевича: «Думаю, что только в поиске добра и в понимании добра утверждается акт веры. Он в праведной жизни и в отношении к природе и всем ее существам, как имеющим в себе Бога». Образы Эрьзи несомненно давали ответ о предназначении человека в этом мире. В своих поисках добра и красоты, через боль, тоску и отчаяние Эрьзя прекрасно понимал, что касается сакральных сфер культуры. Именно духовное священнодействие скульптора наполняло созданные им образы магическим смыслом, глубоким философским содержанием. Наталья Абрамовна в своей книги не прошла и мимо приверженности С.Д.Эрьзи к монументальным произведениям. Для скульптора было большой трагедией, что мечта всей его жизни так и не нашла своего воплощения. Следует вспомнить, что впервые крупномасштабные замыслы посещали скульптора в период его жизни на Урале в 1918-1920 годах, именно тогда у него возникла идея создать из целой горы монумент Революции. В поисках нужного монолита он исходил пешком Уральские горы, а позднее исследовал окрестности Баку, Батуми, Афона и даже нашел там несколько подходящих утесов. Однако, экономические и технические условия того времени помешали осуществить грандиозный замысел скульптора. Существует версия, согласно которой Гатсон Борглем, создатель одного из чудес света – монумента четырем американским президентам: Дж.Вашингтону, Т.Джефферсону, Е.Рузвельту и А.Линкольну, в скальной поверхности горы Рашмор в Южной Дакоте (США), мог встречаться со Степаном Дмитриевичем Эрьзей и, вполне возможно, именно идея гениального Эрьзи и вдохновила известного на весь мир американца. Находясь в Аргентине, С.Д.Эрьзя в 30-е годы вновь вынашивает планы создания уникальных монументов национальным героям страны О.Хиггинсу и Сан-Мартину. Он намеривается соорудить их в Андах, этот замысел был им, как инженером, тщательно продуман и рассчитан. Но, к сожалению, правительство Аргентины не нашло денег на их реализацию. Именно неудача в реализации горных проектов и усилившаяся в старости ностальгия по родине подтолкнули Эрьзю к решению вернуться в Россию. Степан Дмитриевич вернулся не один, с ним прибыли в Россию его скульптуры и архив. За некоторые из этих скульптур американцы предлагали Эрьзе миллионы, но Мастер понимал, что он обязан вернуть их Родине. И какое же разочарование по возвращению, вероятно, испытывал признанный скульптор, когда, сойдя с трапа корабля в Одессе, не увидел ни одного встречающего! Часть своих скульптур С.Д.Эрьзя завещал Государственному Русскому Музею. К большому сожалению, такие шедевры, как Автопортрет («Тоска»), «Бетховен», «Музыка Грига», «Медуза Горгона», «Шепот», обречены томиться в запасниках музея. Скульптуры такого высочайшего уровня мастерства, максимально наполненные одухотворенностью и высочайшим философским смыслом, безусловно, могли бы стать одними из наиболее впечатляющих оригинальных экспонатов ГРМ, привлекающих самые широкие слои посетителей. Необычайна и судьба архива С.Д.Эрьзи. Доподлинно известно, что Степан Дмитриевич очень трепетно относился к своему творчеству. Будучи, высокопрофессиональным фотографом, он делал снимки каждой своей работы. Скульптор самым тщательным образом собирал и хранил афиши со всех своих выставок, отзывы в прессе о своем творчестве. В каком состоянии сейчас эти бесценные свидетельства триумфа Мастера? Представляется, что старинные афиши, оригинальные снимки, сделанные самим скульптором, вызвали бы несомненно огромный интерес как у художественной публики, так и у обычного обывателя. Большую часть своей жизни Степан Дмитриевич вел дневники, которые были у него выкрадены. У Степана Дмитриевича был сложный бескомпромиссный характер, понятно, что в советские закрытые времена было слишком много запрещенных тем. Поэтому напрашивается вывод, что дневники скульптора, скорее всего, были выкрадены не с целью наживы, а из идеологических соображений. Предпринимались ли попытки найти дневники Мятежного Эрьзи? Или нам безынтересна их судьба?! Вот с такими мучительными вопросами я возвращалась из средневекового Выборга в сегодняшний Санкт-Петербург, ощущая и свою вину перед Памятью Гения Кебрачевых Лесов.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 13
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет