Отправлено: 18.12.08 23:20. Заголовок: Эрзя и Мокша. Отличия и сходства.
Эрзя и Мокша. Отличия и сходства.
Минь - эрзянь раське! (Мы - эрзянский народ!):
В национальном костюме.
В одежде:
В эрзянском костюме главное - сочетание присущих национальному костюму цветов, а не цветистость. Одежда - длинная, присущая всем угро-финнам - северным народам. Эрзянки не носили на голове платков, намотанных в виде тюрбана. И не носили штанов в виде татарских шаровар.
В мокшанском костюме - большая цветистость. Это влияние Востока - Хазарского каганата. Одежда - короткая, по колено. Поэтому под рубашку надевались штаны, влияние мусульманства. Мокшанки до 20-х годов 20-го века носили штаны и до сих пор носят платки, намотанные в виде тюрбана. Это у них влияние Хазарского каганата, под властью которого они находились несколько столетий.
В языке.
Отличия настолько велики, что эрзяне и мокшане, не знающие язык собеседника, не понимают полностью друг друга. (Примерно как русский и польский.)
Отправлено: 31.10.09 02:52. Заголовок: Добрый день! По пово..
Добрый день! По поводу внешности... Я- эрзянка, хотя так сложилось, языка практически не знаю. Живу далеко за пределами России (и бывшего СССР). Даже если не произношу не слова, практически любой сразу определяет во мне...русскую. Говорят, очень уж типичная внешность.
Отправлено: 08.11.09 23:44. Заголовок: Так пишут на мокшанском:
Так пишут на мокшанском. Недопустимо много заимствованных слов из других языков с мокшанскими окончаниями (выделены) . Языка как такового уже нет. Мокшанизированный русский суржик.
РЕГИОНАЛЬНАЙ КЯЛЕНЬ И МЕНЫШИНСТВАНЬ КЯЛЕНЬ ЕВРОПЕЙСКЯЙ ХАРТИЯТЬ—ЭРЯФС! Тядде 2 ноябрьстаМордовиять столицаса, Саранскяйса, Мордовскяй национальнай драматическяй театраса «Национальные меньшинства в России: развитие языков, культуры, СМИ и гражданского общества» марстонь программань мяльса кирдезь Европань Советсь, Российскяй Федерациянь Региональнай развитиянь министерствась и Россияса Европейскяй Комиссиять Председательствац етафтсть «Взаимодействие между неправительственными организациями и органами государственной власти» темас коре семинар. Партнеркс тя пуромксти арасть Мордовия Республикань национальнай политикать коряс Госкомитетсь и Финно-угорскяй народонь культурань Поволжскяй центрась. Семинарса оцю мяль шарфневсь региональнай кялень и меньшинствань .кялень Европейскяй хартияти. Мезе тя стамсь? Региональнай кялень и меньшинствань кялень Европейскяй хартиясь – тя Европань Советть Международнай договороц. Тя документсь аф кунара сувась вийс странасонк. Тя договорсь (конвенциясь) путни государствать инголе обязанность – лезнемс кяльти общественнай эряфонь сембе сфератнень эса. Мзярда Хартиять вийс сувамдонза меле етай киза, (а сяда тов колма кизоти весть) государства тиендема отчет Хартиять эряфс етафтоманц коряс Экспертонь Комитету.
Секскак,атят, ёвтаса тенк эсь мелем: велявтодо мекев "Масторава"-нть нолдамо тевентень. Мон а содан, кие-мезе полавтызе апаро ёнов тынк превей арсематнень. Тувталтнэнь содасынк ансяк тынсь, тевень азортнэяк, нама, тынь тынсь. Секскак, пектеяк пек вешан эйсэнк,превей эрзянь атят, илядо тее истямо зыянов ильведевкс. Те ильведевсксэнть питнезэ пек покш карми ды, улема, мейле а витевияк. Ды таго мерян: тень пингстэ минь а карматано потамо Ине Пургазнэнь кеврунгонь стявтома тевстэнтькак. Те тевентькак минь тейсынек! Эрюш Чирязось. 07.11.09
Иноязычных слов намного меньше. Но ещё есть над чем работать. Этот текст наглядно показывает, что эрзянский язык не менее самодостаточен, чем любой другой. По-этому Эрзя народу не нужен чуждый ЕМЯ язык для выражения мысли и чувства на ином языке. По-этому эрзяне категорически, в отличие от мокшан, выступают против маразма в виде идеи ЕМЯ.
Советская этнография утверждает, что эрзяне и мокшане - это субэтносы мордвы. Но учёные этой школы сами же противоречат себе указывая, что ни мокшане, ни эрзяне мордвой себя не называют - само слово отстутствует в словарях этих народов и имеет грубый, уничижительный оттенок. И главное - отсутствует само понятие "мордовский язык". Эрзяне и мокшане используют два разных языка, при чём эрзяне и мокшане - т.н. "мордва" - не понимают друг друга.
Эрзяне Финно-угорский народ, проживает в Республике Мордовия (автономия с 1928 г.), Башкортостане, Татарстане, Чувашии, Самарской, Нижегородской, Саратовской, Пензенской, Ульяновской, Оренбуржской, Московской, Рязанской, Тамбовской, Челябинской, Свердловской областях, а также в Сибири, Алтае, Средней Азии, Украине, Армении и США. Численность по переписи 1989 года вместе с мокшанами - более миллиона человек. Если учесть, что численность мокшан никогда не превышала 200 тысяч человек, эрзянами в 1989 году были более 900 тысяч человек. Эрзяне - четвёртый по численности финно-угорский народ мира после венгров, финнов и эстонцев.
Вместе с тем эрзяне - это нация с самым высоким показателем дисперсности расселения в РФ. Это спровоцировало демографическую катастрофу эрзян. За последние 13 лет, согласно всероссийской переписи, исчезло не менее 300 тысяч эрзян. Без войны, массовых эпидемий и переселений. Эрзяне - всемирные (!) лидеры по темпам ассимиляции. Абсолютное большинство ассимилованных эрзян принимают русскую национальную идентичность. Религия: национальная эрзянская, номинально православные.
В июле 2004 года на традиционном празднике Раскень Озкс в местечке Чукалы избран князь Эрзянии - Инязор. Им стал учёный-математик, лидер Общества спасения эрзянского языка имени Рябова Кшуманцянь Пиргуж. Таким образом эрзяне номинально восстановили свой древний монархический институт.
Мокшане Проживают в Мордовской Республике и Пензенской области. Диаспоры существуют в Саратовской, Самарской области, Западной Сибири, Украине, Москве. Численность - около 200 тысяч человек. Разговаривают на мокшанском языке. После переворота в 1994 году власть в Мордовии удерживает представитель мокшан - Никул Меркушкин. Православные.
простите за вторжение, но никак не могу понять: почему "русские" сторонятся своих Корней: Эрзя и Мокша! Самобытный этнос, богатая история... нет таки "мать городов русских" подавай и все тут... Зачем?
Отправлено: 07.08.10 11:43. Заголовок: 28 april пишет: поч..
28 april пишет:
цитата:
почему "русские" сторонятся своих Корней:
И не только русские некоторые вчерашние эрзя перехали в города поменяли национальность и бьют себя в грудь доказывая ,что они чисто русские Все это идет с преподавания истории России ,где о цивилизованности эрзя в начале нашей эры замалчивают и пишут ,что они были дикими и не знали земледелия и когда пришли словяне/откуда не говорят/ они научили эрзя плодам цивилизации. Не знаю как вы но я видел как в 90 годы цветущие поселки превращались в мертвые поселения 2-3 года и от поселениия остался лишь фундамент. Ушли люди и появилось пустота Археологи раскапывают города и села брошенные с начала нашей эры к которым славяне никакого отношения не имеют ,и все же академическая наука тупо стоит на своем Словяне- это люди говорящие на словянском языке и все ,не ищите словянских черт потому как и корейцы хорошо говорят на словянском языке не хуже украинцев
Пост N: 27
Зарегистрирован: 21.02.10
Откуда: Российская Федерация, Новокузнецк
Рейтинг:
1
Отправлено: 06.08.10 19:55. Заголовок: Да-а.., они таки три..
Да-а.., они таки три братских народа - украинский, белорусский и русский... Но, что-то, после Беловежского соглашения ни черта не клеится. Кто виноват? Правители? Вроде, все этнические славяне: Лукашенко, Янукович, Путин...
Неяви, окойники, мокшотнеяк кармасть кацтамо "мордватнестэ"? Тесэ вана лемдить эсь пряст мокшокс. Истя, арась, мокшот?= Наблюдается тенденция отказа мокшан от псевдоэтнонима "мордва"? Здесь они называют себя мокшанами. Так или не так, мокшане?
Сюкпря Ильконь Микайнень, ёвтась тень косто ваномс! Ули истямо "История Мордовии с древнейших времен до 19 века". нама сёрмадозь сон истя, кода "генеральной черьксэсь" невти... Ансяк лиясто весе а ванови ды урось зепсэ а кекшеви... Ванодо, кода вейке тевде кавсть ды аволь вейкетьстэ сёрмадозь! "По свидетельству иранского историка и государственного деятеля Рашид-ад-Дина, сочинение которого «Сборник летописей№ считается одним из основных источников по политической и социально экономической истории монголов, они напали на европейские народы в «год курицы»… В разделе указанной книги, Рашид-ад-Дин отмечает, что в «год курицы», соответствующий 634 году по мусульманскому календарю, т.е. 4 сентября 1236 -23 августа 1237 г., «сыновья Джучи –Бату, Орда и Берке, сын Угетай-какгана –Кадан, внук Чагатая –Бури и сын Чингиз хана –Кулькан занялись войной с мокшей, буртасами и арджанами и в короткое время завладели ими. Что пишет про это русская летопись? «русская летопись датирует вторжение монголо –татар в «Мордовскую землю» 1239 годом.??? «На ту же зиму взяша Батыеве Татарове Мордовскую землю, и Муром пожгоша и по Клязьме воеваша, и град святые Богородица Гороховец пожгоша, и идоша во станы своя.» Кода нейдяно мордватне ульнесть мордвакс ансяк седе тов рузтнэнь кондякс, зярдо Екатерина летописьтнень лиякс сёрмадовтынзе. Седе тов теке книгасонть сёрмадозь:«Может быть, он последовал мудрому совету своего союзника, ногайского князя Юсуфа, который писал Ивану IV в 1549 году: «Да сколько ни будет чюваши, и черемиси, и эрзян, и мордвы, всех еси с Шигалеем царем к Казани послал». Вана истя...
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 4
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет