Пост N: 74
Зарегистрирован: 17.11.06
Откуда: Россия, Лениногорск ош
Рейтинг:
1
Отправлено: 07.06.07 11:01. Заголовок: Медведя по селу водили...
3 Июня 2007 г. в с. Мордовская Кармалка Лениногорского р-на, респ. Татарстан состоялся республиканский эрзянский фестиваль - Балтай 2007, приуроченный к национальному эрзянскому празднику - Овто чи - день Медведя.
Традиция празднования Балтая в Кармалке уходит в глубокую древность, сохраняя при этом живость и своеобразие эрзянского хлебосольства и веселья.
По поводу названия "Балтай" сами кармальцы рассказывают следующую историю: в начале XX в. в селе жил старик Балтай-атя, и был он большим затейником и балагуром. И как то желая повеселить народ он оделся в наряд из кленовых веток и в таком виде прошёлся по деревне с гармошкой. Но, скорее всего это лишь легенда. М. Кармалка возникла в конце XVIII века на землях татарского села Сарабикулово и первоначальное название было Мордовское Сарабикулово. Название Кармалка также восходит к татарскому "Кармалы - вяз". По татарски Бал - мед, Тай - измененное Туе - пир, свадьба; для сравнения традиционный татарский праздник - Сабантуй (по татарски - Сабан-туе).
Первоначально предполагалось республикуанский Балтай провести после Сабантуя 23 июня, однако в последний момент переиграли и праздник прошёл в свой законный день. Сельчане такой пассаж объясняли следующим образом: буквально за 3-4 дня до этого по республике прошёл ураган, кое где посрывало крыши - говорили, что лесной хозяин обиделся на такое неуважение и наказал глупых людей.
Итак это лишь предисловие. На праздник люди стали собираться уже с утра. В Кармалку приехали жители района, народные коллективы из Бугульмы, с Андреевка Бугульминского р-на, Акташ, Альметьевкого р-на, Мордовское Афонькино Черемшанского р-на и др.
В сельском доме культуры все коллективы дали небольшой концерт. Концерт открыл Лениногорский народный ансамбль "Эрзянка" исполнением эрзянского гимна "Вирев молян..." Особенно же полюбился кармальцам Бугульминский ансамбль "Валдо чи" под руководством Рыжовой Г. А. На бис бугульминцы исполнили несколько песен.
После концерта все направились в лес за околицей села на традиционную поляну. Здесь для начала в веселой игре "Кикерька" выбрали будущих медведей. Сама игра выглядела следующим образом: В траву высыпали кикерьки - клубочки из липового лыка, в старину их использовали для плетения лаптей. Участникам завязали глаза и под ободряющие крики зрителей конкурсанты бросились собирать кикерьки. После выявления победителя, ему был вручен приз - традиционные эрзянские лапти - Семеричка-карть.
Концерт тем временем продолжался к микрофону выходили ансамбли и отдельные исполнители. С поздравлениями выступили представители от министерства культуры респ. Татарстан и отдела культуры г. Лениногорска и Лениногорского р-на. Всем участникам были вручены дипломы и памятные подарки.
Самые уважаемые женщины села тем временем приступили к обряжанию "медведей" кленовыми ветками. для чего ветки навешивались на крепкий шпагат и обвязывали на поясе и на груди. На голову водружалась "шапка" из капоротника и цветов. Вместе с главным медведем были наряжены также "медведица" и "медвежонок".
Всё "лесное семейство" было приглашено в круг на танец и вокруг водили двойной хоровод, исполняя традиционную песню "Ки чиресе репсь видезь" - "Вдоль дороги репу сажали".
После проведения традиционного хоровода "медведей" повели в село, где всю праздничную процессию уже встречали праздничные столы накрытые прямо на улице. Здесь все желающие могли отведать пирогов, кваса и других угощений.
Пройдя по кармальским улицам, оказав "лесным хозяевам" почет и уважение вся процессия остановилась на перекрестке главных улиц. Детвора заранее запаслась водой в бутылках. Здесь также водили хоровод, благодарили "медведей" за хороший прошедший год, просили здоровья и благополучия в этом году. Процесс раздевания "медведей" также весьма своеобразен: когда веревки развязываются, все стараются схватить себе кленовую веточку и ею похлопать себя и других, чтобы людям передалась частичка медвежьей силы. Дети же начинают обливать друг друга, прохожих и проезжающие машины водой.
После окончания праздника все коллективы вновь собрались в сельском доме культуры, где им был дан торжественный обед, посошок и долгие проводы. Солисты ансамбля "Валдо чи" вручили так же карамальскому ансамблю "Машура" подарки от своего имени. Надо заметить, "Валдо чи" уже второй раз приезжают в Кармалку на Балтай. За это время между Бугульминцами и Лениногорцами установились крепкие творческие связи: "Валдо чи" приезжали на 20-ти летний юбилей "Эрзянки". "Эрзянка" с ответным дружественным визитом ездили на концерт "Валдо чи" в Бугульму. Можно надеятся, что в дальнейшем такие связи будут только множится и крепнуть.
Я так же второй раз побывал в Кармалке и мне празник чрезвычайно понравился. К великому сожалению у нас в Спиридоновке традиция "Овто-чи" уже забыта, раньше же, старики говорят, проходил праздник примерно так же. В спиридоновке широко продолжают праздновать Троицу - праздник, хоть и христианский по сути, совершенно эрзянский по содержанию.
( Накануне Троицы вся деревня собирается на деревенских кладбищах – поминает предков. Вечером украшают дома березовыми ветками, полы в домах выстилают свежей травой. На следующий день все от мала до велика идут в лес на большую поляну «Макар латко» (овраг Макара), где идет большое гулянье. В лесу народ наряжает лентами березку и с ней ходят по деревне, останавливаясь у дворов и славя хлебосольных хозяев. После этого провожают березку, бросая ее с высокого берега в Шешму. Молодежь заплетала березевые ветки и хлестали ими друг друга.
Традиция эта восходит еще к древним языческим временам, когда эрзя и мокша поминала таким образом своих предков. Вот как описывалась традиция празднования Троицы в Пензенской губернии: «Наваривши всем миром несколько вар пива, и наготовив пирогов, они с этим запасом отправляются на родник, (к Маару - холму, где захоронены предки) версты за две от деревни. Там нарезав веников (березовых веток – от древней традиции захоронения в зимнее время на деревьях) и положив оные рядом, кладут на них пироги и яйца». [Попов М. М. «Селиксенская мордва» «Санкт-Петербургские ведомости» 1834г. перепечатана в книге Малязёва В. Е. «Записки краеведа», Пенза 2001 г. стр. 62]
Береза издревле была самым почитаемым деревом, ее образ участвовал во всех празднествах в часть матери мордовских богов. С весенними и зимними праздниками в честь Анге-патяй соединяется поклонение березовым богам. В репештях (место в лесу, где проводились языческие моления) на берёзе женщины вешали кусок вышитой ткани с графической молитвой предкам и символами покровительницы женщин Анге-патяй. Кроме березняков своеобразные природные храмы - мордовские мольбища (керемети) устраивались в лесу, где росли дубы, вязы, сосны. - Ильин М. М. - "Мордовский излом." )
Мордовскую Кармалку можно назвать и кладезем и послендей надеждой лениногорских эрзян. Только здесь еще преподается в школе эрзянский язык, создан музей эрзянского быта, вечерами проводятся эрзянские дискотеки. За это хочется сказать огромное спасибо руководству ООО "Победа".
СОВЕРШЕННО НЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ИЗМЫШЛЕНИЯ О НАЗВАНИИ И РИТУАЛЕ СМЫСЛЕ ПРАЗДНИКА КОТОРЫЙ ПРЕВРАТИЛИ В МАССОВУЮ ПОПОЙКУ И ЧТО БЫЛО НА ПРАЗДНИКЕ ПОЗОР ЭРЗЯНСКОГО НАРОДА!
Пост N: 420
Зарегистрирован: 15.11.06
Откуда: Россия
Рейтинг:
0
Отправлено: 09.06.07 05:28. Заголовок: Re:
АСОДАВИКС пишет:
цитата:
СОВЕРШЕННО НЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ИЗМЫШЛЕНИЯ О НАЗВАНИИ И РИТУАЛЕ СМЫСЛЕ ПРАЗДНИКА КОТОРЫЙ ПРЕВРАТИЛИ В МАССОВУЮ ПОПОЙКУ И ЧТО БЫЛО НА ПРАЗДНИКЕ ПОЗОР ЭРЗЯНСКОГО НАРОДА!
chuvashon_erzja А содан мезияк мон Звонарёвдо! Сёрмадовксось максозель маны "БАЛТАЙ" лувонть мики сонзе печатакшнызь ды явшекшнызь Суоми -Угрань раськетнень конат эрить татарстансо фестивалев сыцятнене, ансяк велесенть яла лавгить балтай балтай - болтать валонь эйстэ келя Евсьевонь сёрмадовксонзо Смирновонь ули аламненде панжось лувось ансяк сынь ульнесть священникт секскак веси видечинть ункстне эряви невтемс эжели тонь оймесэть эрзянь эвсь Покштянь-Сэрдянь, БЕЗ ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ СВОБОДЫ ДУХОВНОЙ ОСОЗНАНИЯ СВОЕЙ ЭТНИЧЕСКОЙ САМОБЫТНОСТИ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ НАШИМ ВЕЛИКИМ ЧИСТЫМ ДУШОЙ ЛЮДЯМ НЕ БУДЕТ НИКАКОГО ДУХОВНОГО И ПРОСТО ВОЗРОЖДЕНИЯ ЭРЗЯН! МНЕ СТЫДНО ЗА ВСЕХ НАС ЧТО МЫ ПОЗВОЛИЛИ УНИЗИТЬ МАРИЗЬ КЕМАЛЬ, ШАРОНОВА, В ПРОШЛОМ КУЛДУРКАЕВА. А вот присвоение регалий нам ни к чему я был против Чирязов Инязорства - до этого надо было созреть а теперь эти регалии только повод для насмешек и лишние проблемы для самих несущих эти звания. НАМ НАДО ЗАБЫТЬ ПЛОХИЕ ЧЕРТЫ МЕНТАЛИТЕТА НАШЕГО В СЛЕДУЮЩИЙ РАЗ Я ОБЬЯСНЮ ПСИХОЭТНИЧЕСКОЕ ЛИЦО НАШЕЙ НАЦИИ БЕЗ ПРИКРАС И ОБИД Я ЯВЛЯЮСЬ НА ПОЛОВИНУ ХОТЯ ЭРЗЯНИНОМ НО Я БОЛЬШЕ ЭРЗЯ ЧЕМ СМОТРЮ МНОГИЕ ЧИСТОКРОВНЫЕ ЭРЗЯ, УЛЕДЕ ШУМБРАТ ДЫ ПАЗОНЬ ЧАНСТЬ КИНЬ УЛИ МЕЛЕЗЕ СОДАМС КОЙТНЕДЕ ЛОВНОМС ЛАМО МЕЗЕ МУЕВТЬ МАТЕРИАЛТ СОВСЕДЕ: http:// su-mailma.ucoz.ru/ di http://erziya_skinema.livejournal.com/
Пост N: 422
Зарегистрирован: 15.11.06
Откуда: Россия
Рейтинг:
0
Отправлено: 09.06.07 10:38. Заголовок: Re:
АСОДАВИКС пишет:
цитата:
минь веси допрок кельмсэ чавозь
цитата:
ТАТАРСТАН ЭТО ПОТЕМКИНСКАЯ ДЕРЕВНЯ ФАЛЬШ. ЭРЗЯН И МОКШАН ПРОДАЛИ руководители МОРДОВСКОЙ НКА во главе с НОВИКОВЫМ. к стати это НКА сделано фальшиво по указке властей, будущего у эрзян Татарстана нет, еще 5 лет и все.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 4
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет