Отправлено: 30.03.07 01:13. Заголовок: Эрзянь ды мокшонь велеть-сядот. / Эрзянские и мокшанские населённые пункты.
Страна /Регион Район Населенный пункт Эрзянское название населенного пункта Дата возникнов. Общее население Эрзянское/ мокшанское население Этнический состав Достопримечательности
Отправлено: 14.12.10 19:33. Заголовок: Наверное надо привес..
Наверное надо привести эти данные в более привлекательной форме. Потом там есть ошибки и неполная информация, например по Нижегородской области Сельские населенные пункты районов Нижегородской области с компактным проживанием нерусского населения (По полевым материалам В.Н.Морохина. 1996 г.)
БОЛЬШЕБОЛДИНСКИЙ: э р з я: д. Ивановка, с. Пермиёво, с. Пикшень; ВОЗНЕСЕНСКИЙ: э р з я: д. Преображенка; ВОРОТЫНСКИЙ РАЙОН: м а р и: с. Хмелёвка; ч у в а ш и: п. Казанский, п. Лысая Гора, п. Петровский, п. Шереметьево. ВОСКРЕСЕНСКИЙ РАЙОН: м а р и: д. Б.Юронга, д. Кузнец, д. М.Юронга, д. Нестерино. ГАГИНСКИЙ: э р з я: с. Б.Уда, с. Итманово, с. Какино. КНЯГИНИНСКИЙ: т а т а р ы: с. Урга. КРАСНООКТЯБРЬСКИЙ: э р з я: д. Марьевка; т а т а р ы: с. Актуково, с. Антяровка, с. Б.Рыбушкино, с. Ендовищи, д. Кадомка, с. Карга, с. Ключищи, с. Красный Яр, с. Кузьминка, с. М.Рыбушкино, с. Медяны, с. Пошатово, с. Овечий Овраг, с. Семёновка, с. Трехозёры, с. Уразовка, с. Чембилей. ЛУКОЯНОВСКИЙ: э р з я: с. Атингеево, д. Берёзовка, п. Веселейка, п. Григорьевка, с. Иванцево, с. Кельдюшево, д. Крапивка, п. Красная Горка, п. Кузнецкий, д. Николаевка, с. Новосёлки, с. Пичингуши, с. Салдаманово, с. Чиргуши, с. Шандрово; м о к ш а: с. Печи, с. Санки. ПЕРВОМАЙСКИЙ: э р з я: с. Б.Макателем, с. М.Макаталем, д. Лахма, с. Пандас; м о к ш а: д. Пурьево; т а т а р ы: д. Верзеляй. ПИЛЬНИНСКИЙ: э р з я: с. Бакшандино, с. Кислинка, с. Наваты, п. Троицкий, с. Юморга; т а т а р ы: с. Красная Горка, с. Н.Мочалей, с. Петряксы, с. Ст.Мочалей. СЕРГАЧСКИЙ: э р з я: с. Акузово, д. Вязовка, д. Зимняки, д. Каменка, д. Новая Берёзовка, Старая Берёзовка; т а т а р ы: с. Анда, с. Андреевка, с. Грибаново, с. Камкино, с. Кочко-Пожарки, с. Шубино. СЕЧЕНОВСКИЙ: э р з я: с. Васильевка, д. Елизаветино, д. Левашовка, с. Мамлейка, д. Михайловка, д. Новосёлки; т а т а р ы: с. Красный Остров. СОКОЛЬСКИЙ: б е л о р у с ы: д. Н.Короли, д. Ятово. СПАССКИЙ: т а т а р ы: с. Базлово, с. Ишеево, с. Татарское Маклаково, с. Тукай. ТОНКИНСКИЙ РАЙОН: м а р и: д. Ст.Краи, д. Типайки. ТОНШАЕВСКИЙ РАЙОН: м а р и: д. Б.Куверба, д. Б.Одошнур, д. Б.Ошкаты, д. Б.Селки, д. Дупляки, д. Енаево, д. Колдырята, д. Крутой, д. Куженер, д. М. Куверба, д. М.Одошнур, д. М.Ошкаты, д. М.Селки, д. Ошары, д. Маяки, д. Пекшик, д. Письменер, д. Ромачи, д. Трошонки, д. Шимбуй. ШАРАНГСКИЙ РАЙОН: м а р и: д. Астанчурга, д. Б.Килемары, с. Б.Рудка, д. Качеево, д. Козлянур, с. Кушнур, д. М.Рейчваж, д. М.Уста, д. Марс, д. Мельниково, д. Пайдушево, д. Рудомучаж, д. Тишкино, д. Чура, д. Черномуж. ШАТКОВСКИЙ: э р з я: с. Алемаево, с. Великий Враг, с. Вечкусово, п. Знаменский, с. Кардавиль, с. Корино, д. Крапивка, с. Н.Иванцево, с. Понетаевка, п. Свободный Труд, с. Ст.Иванцево. Мне кажется эти все данные надо забить как таблицу: по столбцам республика, область, район, раньше проживали (эрзя, мокша, русские) ныне проживают (эрзя, мокша, русские). Статистика по селениям есть по переписи 2002 года. Такая статистика есть по переписям до 50 годов, по дореволюционным переписям.
Отправлено: 14.12.10 19:41. Заголовок: Не успел стереть наз..
Не успел стереть название не наших сел, сработал комп и отправил. Эти данные Морохина на данный период. Те данные которые по нашей области были размещены раньше, они в основном дореволюционного периода. Все селения Дальнеконстантиновского и части других районов уже полностью русские. На 2008 год в селе Сеськино была одна бабулечка, которая говорила на эрзянском языке. Сейчас жива нет не знаю.
Часть селений вошли в развивающиеся города, например. ныне эрзянские селения Лапшиха и Кузнечиха являются микрорайонами Нижнего Новгорода.
ШАТКОВСКИЙ: э р з я: с. Алемаево, с. Великий Враг, с. Вечкусово, п. Знаменский, с. Кардавиль, с. Корино, д. Крапивка, с. Н.Иванцево, с. Понетаевка, п. Свободный Труд, с. Ст.Иванцево.
Да еще. На эрзянском языке эти селения звучат совсем по другому: Алямаево - Алянь веле, Великий враг - Ине Лей, Вечкезь веле, Н.Иванцево - Од веле, Ст.Иванцево - Ташто веле.
Здравствуйте, Моя бабушка родилась в с. Старая Письмянка (Лениногорский район, Татария) в 1926 г. Внешне очень похожа на мордву-эрзю. Многие по внешним признакам ассоциировали мою бабушку с мордовкой. О национальности бабушки ничего не знаю. Единственное, помню что она рассказала мне одну мордовскую пословицу, и сказала, что ей рассказала эту пословицу мама (моя прабабушка). На мой взгляд - предки моей бабушки из обрусевшей ясачной мордвы-эрзи. Однако несколько смущает, то, что у ней вроде не мордовская девичья фамилия - выдрина. Кроме того, ничего в интернете о мордве в старой письмянке не нашел (кроме вашего перечня мордовских населенных пунктов). Есть наоборот ссылка, что это село основали казаки. Подскажите что-нибудь. Письмянка - это русское, или все-таки изначально русско-мордовское село? Может ли моя бабушка иметь мордовские корни? Как объяснить тогда, что фамилия выдрин у мордвы не встречается? (по крайней мере в интернете не нашел). С уважением Евгений Владивосток
Пост N: 368
Зарегистрирован: 14.11.06
Откуда: РФ, С-Петербург
Рейтинг:
1
Отправлено: 26.04.07 21:24. Заголовок: Re:
Евгений пишет:
цитата:
Письмянка
мне кажется "письмянка" от эрзянского "письмар" - скворец! кто еще что скажет.
Евегний, во Владивостоке есть Серьгей Сурков, он ищет свои корни, они у него из Кочкурова. Свяжитесь с ним. Он хочет организовать там обзщество эрзянское. вместе будет проще и удобнее общаться! могу подкинуть контакты его!
Огромное спасибо, Вчера я созванивался с директорм ансамбля эрьзи в Лениногрске Мариной Романовной Шавиной. Она мне сказала, что Старая Письмянка - село в котором всегда жила эрьзя. Половина населения этого села до революции были эрьзя. Сечас там также очень много эрьзян. Кадышева певица оказывается эрьзя с Лениногорского района. Многие эрьзяне при переписях записывались там как русские. Подскажите такая тенденция характерна и для мордовии? Мое мнение, что эрьзя это отдельный народ. Моя бабушка анна зосимовна антропологически: Рост 157 см., Волосы рыжие, лицо белое, Глаза голубые, полностью депигментирована, лицо широкое, чуть скуластое, носик маленький, как вылепленный. Знаю, что мокша совсем другая. У ее двоюродной сестры и по ныне живущей в письмянке фамилия циберкина. Подскажите мне телефон Суркова. Во мне 25 процентов эрьзи и я светлый только благодаря сильным генам эрьзи. Все остальные у меня с юга. Кстати меня приглашают посетит родину бабушки. Если у вас есть еще какая либо информация про эрьзю Старой Письмянке сообщите пожалуйста. Очень чистоплотные, аккуратные эрьзяне. Судя по моей бабушке. Она помнила пословиц 8-9 по эрьзински. Одна из них связана с картошкой. Их по ее словам ей рассказала ее мама. С уважением Евгений
Пост N: 371
Зарегистрирован: 14.11.06
Откуда: РФ, С-Петербург
Рейтинг:
1
Отправлено: 28.04.07 11:43. Заголовок: Re:
Евгений пишет:
цитата:
Кадышева певица оказывается эрьзя с Лениногорского района.
Кадышень Надя (Надежда Кадышева) - родилась в деревне Ташто Макалейужо (Сатрый Макалауш). Клявлянь буе (Клявлинский р-н) , Самарань ёнксо (самарская область), но никак не с Лениногорского р-на. Я сам родом с Клявлинского р-на и знают доподлинно, что родом она с Ташто Макалейужо!!! И на концерты в Клявлю приезжала, и даже пела эрзянские песни, и костюм у нее есть... - всё это было! Однако сейчас она забыла про свои корни... поёт русское только!
вот про Кадышеву немного тут и тут... телефон Сергея Владимировича сообщу, напишите мне на ящик andju-petrjanj(собака)mail.ru )f то тут светить телефон не прелично!)
Извините, значит я не так понял Марину Романовну. Все равно от Лениногорска до Клявлино километров 40. Все равно один район. Подскажите, а в клявлинском районе есть русско-мордовские села? Или эрьзя проживает изолированно. При переписи 2002 г. была тенденция, что эрьзя записывалась как "русские"? Я знаю, что Клявлино - эрьзинский район. На гербе Клявлино помоему колос и поле. А Клявлино основал эрьзя Клявлин. Подскажите, вся ли эрьзя в Клявлино знает свой язык, или там процессы обрусения. Пословицы вспомню на мордовском. Поможет папа. Завтра сброшу. Эрьзянь Нилькс вы не ответили - откуда у вас сведения что в Письмянке проживает эрьзя (откуда этот перечень населенных пунктов?)
Пост N: 373
Зарегистрирован: 14.11.06
Откуда: РФ, С-Петербург
Рейтинг:
1
Отправлено: 28.04.07 14:00. Заголовок: Re:
Евгений пишет:
цитата:
равно от Лениногорска до Клявлино километров 40. Все равно один район.
нет района не один и тот же....Клявлино -это Самарская область , а Лениногорск -Татария! Хотя, конечно мы так там никогда не делили...ведь все свои кругом. В Клявлинском районе есть русские тоже деревни, и даже чувашские тоже есть! В частности я могу сказать , что в деревне, где я родился - Од Пиче веле (село Новые Сосны) эрзяне ( сейчас конечно есть и русские, есть и переселенцы, но оно эрзянское село! Ташто Пиче веле (село Старые Сосны) -тоже эрзянское, имеено с него пошла наша деревня! Рядом Од Макалейужо (Новый Маклауш) тоже эрзянское, Семейкино, ....да кругом там эрзянские села!
Евгений пишет:
цитата:
При переписи 2002 г. была тенденция, что эрьзя записывалась как "русские"?
были конечно такие тенденции. многие под воздействием СМИ записывались "мордвой"
Евгений пишет:
цитата:
А Клявлино основал эрьзя Клявлин. Подскажите, вся ли эрьзя в Клявлино знает свой язык, или там процессы обрусения.
а откуда инфрмация про эрзянина Клявлю? мне оч. инетерсно. сама станция Клявлина конено в большинтсве своем русская и жувт люди многих национальностей!!!! а вот деревня Клявлино - эрзянская. Язык в деревнях знают, но в тоже время и процесс обруссения пошел, молдежь меж собой по-русски гвоорят, так хотят быть похожими на городских! Хотя язык родной знают!
Евгений пишет:
цитата:
откуда этот перечень населенных пунктов?
его составил Ильконь Микай (Ильин Михаил Михайлович), наш земляк, проживает в Лениногорском районе Татарии, если не ошибаюсь из Спиридоновки.
Так Вот выдержка из биографии Кадышевой Надежда Кадышева для многих - звезда. И то, что родилась и росла она в деревне Старый Маклауш, где и по сей день стоит домик ее деда и бабки по материнской линии, никак не умаляет восхищения. Наоборот, хоть какая-то причастность к ее жизни наполняет людей гордостью. Это мы почувствовали, побывав на родине Надежды Никитичны. Каждый, кого встречали в Старом Маклауше, а мы обращались и к детям, и к взрослым, оживленно рассказывал о ней. Надежда здесь легенда, но очень близкая, живая, осязаемая что ли. Вот разговорились с 68-летним Анатолием Михайловичем Фадеевым и 87-летней Авдотьей Михайловной Сайгушевой. Они родные брат и сестра, в Старом Маклауше жили их деды и прадеды. Анатолий Михайлович работал вместе с Надиным отцом Никитой Михайловичем на железной дороге. Жила их семья на разъезде Дымка, в 18 км от села, а в Старом Маклауше жили дед и бабка Надиной матери. У них Надежда и ее сестры проводили каникулы. А в 13 Надиных лет семья переехала жить на станцию Письмянка в Лениногорский район Татарии Т. е. с 13 лет она жила в Письмянке - на родине бабушки. От Письмянки до Маклауша километров 15. Марина Петровна сказала, что в Лениногорске живет ее тетя. А сама Кадышева приезжает туда иногда с концертами. Кстати по другой информации Она родилась не в Маклауше, а в дер. Горки.
Пост N: 70
Зарегистрирован: 17.11.06
Откуда: Россия, Лениногорск ош
Рейтинг:
1
Отправлено: 28.04.07 21:08. Заголовок: Re:
До революции Лениногорский, Бугульминский, часть Альметьевского районов Татарстана относились к Бугульминскому уезду Самарской губернии. Село Старая Письмянка основано в 30-40-е годы 18 в. отставными солдатами и ссыльными поляками. название происходит от татарского Пичмен - расчищенное место в лесу. Имеются сходные названия: Солдатская Письмянка, Панская Письмянка, Новая Письмянка.
Старая Письмянка большое село и там издавна живут очень много национальностей: татары, эрзя, чуваши, русские, наверняка есть и другие.
Если интересно выложу более подробный рассказ.
И еще уточнение имя основателя села Клявлино - Клевле Чурекеев.
Ильконь Микай Уважаемый Ильконь Микай, мне очень интересен ваш подробный рассказ. Я не могу точно узнать национальное происхождение своей бабушки. Знаю, что она родилась в Старой Письмянке, внешне очень похожа на мордовку-эрьзю. А также знала несколько мордовских пословиц (ей их рассказала ее мама). Бабушка переехала в Тавричанку, Приморский край в 1935 г. в возрасте 8 лет. Жила в части Старой Письмянки - "Верхушка". Фамилия у ней Выдрина (девичья). Как ни странно Выдрина была и ее мама в девичестве. Такая фамилия могла быть и у русских, и у мордвы-эрьзи (фамилии ей часто давали русские попы), и у поляков (в интернете нашел, что были польские графы Выдрины). Может вам поможет информация, что она жила именно в Верхушке - части Старой Письмянки. Вы можете точно узнать - какой народ населял именно "Верхушку" в начале века? Может быть же такое, что каждую часть Письмянки населял свой народ. От бабушки я уже никогда не узнаю ее национальность. Но даже если и она была эрьзей, то обрусевшей. Поскольку по словам отца говорила, что русская. Что никак не согласовывалось с ее внешностью. Буду Вам очень благодарен. Если поможете. Я в свою очередь могу Вам подробно рассказать о судьбе переселенцев со Старой Письмянке в Тавричанке (их переехало человек 200 в 1934 -35 г. - Романовы, Нефтюковы, Морозовы, Выдрины, Синегаевы, Майоровы, и др. из-за голода) Евгений Каргополов Владивосток
Ильконь Микай Здравствуйте! А где вы находите информацию про села, меня интересует Кармалка и Старый Кувак, моя бабушка была мордва, но вот точно ли неизвестно, а очень хочется узнать корни, спасибо!
Уважаемый Ильконь Микай, мне очень интересен ваш подробный рассказ. Я не могу точно узнать национальное происхождение своей бабушки. Знаю, что она родилась в Старой Письмянке, внешне очень похожа на мордовку-эрьзю. А также знала несколько мордовских пословиц (ей их рассказала ее мама). Бабушка переехала в Тавричанку, Приморский край в 1935 г. в возрасте 8 лет. Жила в части Старой Письмянки - "Верхушка". Фамилия у ней Выдрина (девичья). Как ни странно Выдрина была и ее мама в девичестве. Такая фамилия могла быть и у русских, и у мордвы-эрьзи (фамилии ей часто давали русские попы), и у поляков (в интернете нашел, что были польские графы Выдрины). Может вам поможет информация, что она жила именно в Верхушке - части Старой Письмянки. Вы можете точно узнать - какой народ населял именно "Верхушку" в начале века? Может быть же такое, что каждую часть Письмянки населял свой народ. От бабушки я уже никогда не узнаю ее национальность. Но даже если и она была эрьзей, то обрусевшей. Поскольку по словам отца говорила, что русская. Что никак не согласовывалось с ее внешностью. Буду Вам очень благодарен. Если поможете. Я в свою очередь могу Вам подробно рассказать о судьбе переселенцев со Старой Письмянке в Тавричанке (их переехало человек 200 в 1934 -35 г. - Романовы, Нефтюковы, Морозовы, Выдрины, Синегаевы, Майоровы, и др. из-за голода) Евгений Каргополов Владивосток
И еще: Марина Романовна - директор национального ансамля эрьзи сказала, что татары и чуваши до 30-х годов в Письмянке не жили. Там были пополам эрьзя и русские (с ее слов).
Уважаемый Ильконь Микай, мне очень интересен ваш подробный рассказ. Я не могу точно узнать национальное происхождение своей бабушки. Знаю, что она родилась в Старой Письмянке, внешне очень похожа на мордовку-эрьзю. А также знала несколько мордовских пословиц (ей их рассказала ее мама). Бабушка переехала в Тавричанку, Приморский край в 1935 г. в возрасте 8 лет. Жила в части Старой Письмянки - "Верхушка". Фамилия у ней Выдрина (девичья). Как ни странно Выдрина была и ее мама в девичестве. Такая фамилия могла быть и у русских, и у мордвы-эрьзи (фамилии ей часто давали русские попы), и у поляков (в интернете нашел, что были польские графы Выдрины). Может вам поможет информация, что она жила именно в Верхушке - части Старой Письмянки. Вы можете точно узнать - какой народ населял именно "Верхушку" в начале века? Может быть же такое, что каждую часть Письмянки населял свой народ. От бабушки я уже никогда не узнаю ее национальность. Но даже если и она была эрьзей, то обрусевшей. Поскольку по словам отца говорила, что русская. Что никак не согласовывалось с ее внешностью. Буду Вам очень благодарен. Если поможете. Я в свою очередь могу Вам подробно рассказать о судьбе переселенцев со Старой Письмянке в Тавричанке (их переехало человек 200 в 1934 -35 г. - Романовы, Нефтюковы, Морозовы, Выдрины, Синегаевы, Майоровы, и др. из-за голода) Евгений Каргополов Владивосток
Пост N: 43
Зарегистрирован: 15.01.07
Откуда: Абхазия, Сухум
Рейтинг:
0
Отправлено: 12.07.07 00:59. Заголовок: Re:
http://suslony.ru/Penzagebiet/Shemysh.htm Офигенный сайт. Вот тут информация по всем нас. пунктам Шемышейского района Пензенской области (самый эрзянский район) с указанием проживающего народа, численностью жит, исторической справкой.
сюкпря за ссылку!!! сайт полезный, надо будет связаться с автором, но это после приезда с Раськень Озкс, сегодня уже уезжаю. Так что "увидемся и услышимся" на форуме позже, буду 17 июля.
Отправлено: 22.04.11 11:51. Заголовок: Кто живет в этом Оре..
Кто живет в этом Оренбургском селе?
"Однако для начала немного истории. Первыми поселенцами села Емантаево были жители деревни Гавриловка, которые в 1900 году на собранные всем миром деньги построили церковь, и в селе был организован свой приход. При храме была церковноприходская школа, в которой до революции шло обучение на русском языке, а после – на родном мордовском. "
Отправлено: 13.09.11 20:54. Заголовок: История с. Новая Малыкла (по материалам местной печати).
Август 2010 года был необычным. Во-первых, он выдался жарким. Во вторых, и это главное, я смог наконец-то поехать на родину предков – в село Новая Малыкла Ульяновской области. Я был там дважды – в 1997 г. и в 2008 г. – но, к сожалению недолго. Мне хотелось не только пообщаться с многочисленными родственниками, но и узнать историю села, поэтому я зашел в районную библиотеку. Вот что удалось узнать.
Согласно древним архивным документам, первым в 1664 г. было основано село на берегу Большого Черемшана, названное Старой Бесовкой. Позднее, в 1699 г. и село Елховый Куст. Потом заселились крепостными и беглыми людьми другие места. В 1719 г. первые поселенцы появились в Старой Малыкле - в устье речки Малыколки. Возникновение села Новая Малыкла следует отнести к первой половине XVIII века (1744 год). В то время деревня состояла из семи крестьянских дворов, построенных в один ряд по правому берегу тихой равнинной реки Малыколки. Вероятно, название села произошло от названия этой речушки. Хотя есть версия, что название происходит от тюркского: «малыклы» - принадлежащая хозяину, княжеская. Село образовалось выходцами из села Старая Малыкла. Позже стали прибывать крестьяне и беглые люди - переселенцы из Нижегородской губернии. В деревне дружно селились эрзяне, мокшане, чуваши, татары, русские. Село росло. В 1780 году князь П. Мещерский докладывал императрице Екатерине II, что в деревне Новая Малыкла, принявшей к тому времени крещение, уже проживало 197 государственных крестьян и 127 душ помещичьих. В конце XVIII в. по документам генерального межевания здесь стояло 62 двора, в которых проживало 317 мужчин и 240 женщин. Жители занимались в основном земледелием, скотоводством, пчеловодством. С образованием Самарской губернии в 1850 г., Новая Малыкла вошла в состав вновь созданного Ставропольского уезда Самарской губернии. По реформе 1861 г. крестьяне получили по 6,7 дес. на ревизскую душу, что обрекало их на нищету и малоземелье, и как следствие, на миграции на Южный Урал и в Сибирь. Поэтому более половины хозяйств прибегали к аренде чужих земель. Они арендовали 1010 дес. пахотных земель по цене 5,7 рублей за дес., 260 дес. пастбищ и сенокосов по 3 руб. за десятину. По данным книги «Список населённых мест Самарской губернии», в 1859 г. в Новой Малыкле, к этому времени бывшей уже удельной деревней, было 167 дворов с населением 1366 человек, а в 1889 г. - 301 двор. В 1879 г. на средства прихожан здесь была построена церковь. В 1881 г. была открыта церковно-приходская школа, где учились в младшем отделении 20 мальчиков и 3 девочки, в среднем - 9 мальчиков и 1 девочка, в старшем-2 мальчика и 3 девочки. Спустя двадцать лет, в ней училось 35 мальчиков мордовской национальности. Вскоре в селе уже имелось семь ветряных мельниц, две маслобойни, открылась земская больница. В книге «Сборник статистических сведений по Самарской губернии» (том 2), имеются интересные сведения, характеризующие положение крестьян в 1884 г. Тогда в с. Новая Малыкла насчитывалось 2020 ревизских душ и 316 домохозяев. Крестьяне относились к бывшим удельным. В селе были 16 двором безземельных, 40 бесхозяйственных дворов, 42 хозяйства были безлошадными, 36 не имели ни коров, ни лошадей, а 17 хозяйств не имели собственных домов. В 1900 году село стало волостным центром. В этом же году при церкви открыта школа грамоты, где обучалось 11 девочек, и министерское двухклассовое училище. В 1904 г. была открыта земская больница (Несколько зданий того времени и сейчас сохранились на территории центральной больницы). В 1910 г. в удельном селе было 388 дворов, 2480 жителей (мордва). В 1914 г. население Н. Малыклы составляло около 2600 человек. В 1919 г. в c. Н. Малыкла работал клуб им. III Интернационала, библиотека, в которой насчитывалось около 100 экземпляров общественно–политической литературы. По Всесоюзной переписи 1926 г. в с.Н. Малыкла, которая относилась теперь к Новомалыклинскому сельсовету Мелекесского уезда Самарской губернии, проживало уже 1615 человек в основном мордвы. До 1928 г. Малыкла была в составе Ставропольского уезда Самарской губернии. В 1928-1929 гг. – центр Новомалыклинского района Ульяновского округа Средневолжской области (в нее были объединены бывшие Самарская и Ульяновская губернии). В апреле 1929 г. бывшая партизанка, участница гражданской войны Елена Глухова и батрачка Евдокия Чиркова организовали здесь коммуну «III Интернационал», которая состояла из 120 женщин-мордовок и пятерых мужчин. Чтобы зарегистрировать коммуну, коммунарки сложились по гривеннику и на эти деньги командировали Глухову и Чиркову в колхозцентр. Государство выделило коммуне 189 га земли, три стареньких трактора, 13 лошадей и 16 коров. Председателем коммуны была избрана Глухова. Коммуна положила начало образованию колхоза «Родина», который существует в селе и в настоящее время. В 1929-1935 гг. – в Мелекесском районе Средневолжского края. В 1935-1943 гг. – райцентр Новомалыклинского района Средневолжского края. С образованием в 1943 г. Ульяновской области Н. Малыкла становится центром вновь образованного Новомалыклинского района Ульяновской области. С 1962 г. – в составе Мелекесского сельского района (бывшие Новомалыклинский и Мелекесский районы). С 1965 г. снова райцентр Новомалыклинского района. Широкое строительство началось в Новой Малыкле в 1960-1970-е годы. В 1957 году сдано в эксплуатацию здание райкома партии. В 1967 г. была построена типовая трехэтажная Новомалыклинская средняя школа на 640 мест. В последующие годы в Новой Малыкле появились: центральная районная больница, детский сад, новый районный Дом культуры, районная библиотека, аптека, гостиница и другие объекты. В 1996 году - население 3610 человек. В селе установлен памятник-обелиск 316 землякам, погибшим в Великой Отечественной войне и на пьедестале установлен в честь 40-летия коллективизации трактор «Универсал» (1969 год). В настоящее время здесь проживает почти 3,5 тыс. человек, из них 2,5 тыс. представителей эрзянской или мокшанской национальности.
В настоящее время здесь проживает почти 3,5 тыс. человек, из них 2,5 тыс. представителей эрзянской или мокшанской национальности.
Спасибо за материал. Говорите ли сами на эрзянском? На каких языках говорят сейчас в селе? Каково процентное соотношение населения по национальностям? Хотя бы примерно.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет