В интернете накнулся на такую статью, если где уже встречалось ранее на форуме, заранее извиняюсь за повтор.
Мордовская народная математика Куканов М.А., доцент кафедры математики и ИТ
На музейных предметах
мордовского быта сохранились знаки пиктографического и идеографического характера. Кроме своей декоративной функции, эти изображения выполняли и другую роль: они передавали информацию о происходящих событиях, отражали хозяйственные, правовые и религиозно-магические воззрения.
Наиболее ярким примером пиктографических знаков являются изображения на палках сборщиков налогов. Они представляли собой своеобразные «списки» хозяйств сел. Каждый знак («мета»), нанесенный на палку, означал хозяйство определенного крестьянина и подразумевал в современном понимании фамилию, имя, отчество главы семьи.
Зарубками отмечалось количество мужских душ в семье, точками - количество женских. «Меты» включают в себя понятия «двор», «хозяйство», «глава семьи» и т. д., иначе говоря, они выступают как знаки письма.
Еще в конце XIX в.
мордва пользовалась пиктографическими знаками для передачи сообщений в письменном виде. В 1888 г. было опубликовано Н. Высоцким письмо, посланное из Кузнецкого уезда Саратовской губернии солдату Никите Колесникову в Петербург [1]. Знаки, которыми оно было написано, являлись общеупотребительными и были известны всей
мордве.
Рис. 1. Примеры пиктографических знаков в мордовской письменности. Они означали: 1 — мету Никиты, 2— привязанную лошадь, 3 — дом, 4 — три солнца, 5 — землю, 6 — женщину, 7 — воду, 8 — троих детей, 9 —отсутствие хлеба, 10 — деньги на лошадь, 11 — женщину семейства Косы —Цаплю, 12 — два катящихся кольца, 13 — колесо. Осмысление идеограммы давало следующее содержание письма: «Твой (Никитин) брат Федор (обладающий семейным знаком косы) приехал домой; по прошествии трех дней, умер; жена его плачет, а трое детей голодные сидят. Никита! (солдат) пришли денег. Племянница твоя Цапля обручилась с Петром Колесниковым».
Вплоть до 20-х годов нашего века у мордвы не выходили из употребления счетные бирки, палки сборщиков налогов и т. д. Для записи чисел на них употреблялось семь знаков. Пензенским этнографом Б. Темногрудовым в 20-е годы была составлена таблица наиболее распространенных числовых знаков (рис. 2). Применяя десятичную систему счисления,
мордва пользовалась в основном тремя знаками: 1 — 1, / — 5, X — 10.
Рис. 2. Примеры записей чисел в мордовской народной письменности. Для записи чисел на разряд выше (или ниже) использовались различные грани палок (бирок). Дипломницей матфака МГУ им Н.П.Огарева Т. А. Леоновой (рук. — доцент А.Е.Раик) была расшифрована запись на восьмигранной палке сборщика налогов. Шесть ее граней заполнены определенными знаками, а две разделяют их пополам так, что записи на каждых трех гранях являются продолжением одна другой. При увеличении (или уменьшении) числа единиц на средней грани изменялось значение знаков на нижней. Если предположить, что на средней грани обозначалось число единиц, подлежащих обложению (чередов), то на верхней и нижней указывалось количество денег, приходящихся с них. За один черед платили семь единиц, изображенных на верхней грани, и восемь — на нижней. За два череда должны были платить, естественно, 14 и 16 единиц, а записано на верхней 4 и на нижней 17 единиц; лишняя единица, добавленная на нижней грани, содержит десять единиц верхней грани. Это подтверждено и последующими столбцами.
Если эти единицы обозначали денежные знаки, то на нижней грани было записано количество гривенников, а на верхней — копеек. Десять гривенников (один рубль) изображались знаком X, пять гривенников (50 копеек) — /, один гривенник — 1. Копейки на верхней грани тоже записывались вертикальной зарубкой, только меньших размеров, чем 10 копеек.
Литература
1.
Мордва: Ист.-этногр. очерки /В. И. Козлов (отв. ред.) и др. — Саранск: НИИЯЛИЭ РМ, 1981. — 336 с.