On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Эрязо Эрзянь Масторось! Пингеде пингес эрязо! Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!Erzänj mel, erzänj kel, Erzänj Mastor! Ersän mieli, ersän kieli, ersän Maa! | Эрзя, муить ундоксот! Erzia, muit\' undoksot!

АвторСообщение
администратор




Пост N: 2559
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.05.10 13:07. Заголовок: Как эрзянский Инязор Пургаз стал русским?


Кода Пургаз эрзянь Инязоронок кить-кить теить рузонь ломанекс? = Как эрзянского Инязора Пургаза делают русским человеком?

http://erzians.my1.ru/news/2007-11-28-18<\/u><\/a>

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет [см. все]


администратор




Пост N: 3252
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.11.10 16:31. Заголовок: ПУРГАЗ. (из одноимен..


ПУРГАЗ.
(из одноименной статьи краеведа Ю. Максимова)

Территория, объединенная под властью Пургаза, была весьма значительной. Она охватывала правобережье Оки и Волги до впадения в неё Суры, за исключением земель, прилегавших непосредственно к Нижнему Новгороду, включала Суру и Мокшу с притоками в их среднем течении. На юге спускалось на правобережье Алатыря. Политическим и экономическим центром североэрзянских земель традиционно считают Эрземазы (Арзамас).

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 517
Зарегистрирован: 16.04.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.05.10 18:36. Заголовок: "Это ещё раз под..


"Это ещё раз подтверждает, инонациональный историк
далеко не всегда может быть объективным даже в
освещении явных исторических фактов и, походя,
запросто причислить эрзянского Инязора в число
предков русских, путая, или неверно толкуя
значение всего лишь одного слова «русь»."

"К русскому миру отнесли Эрзю арабские путешественники Х века Ибн-Хаукаль и Истархи. Ибн Хаукаль: «Русы состоят из трёх племён, из коих одно ближе к Булгару, а царь его находится в городе, называемом Ки-а-а (Kiijawa). Второе племя выше первого, оно называется Салавия, а царь её… А третье племя называется Arsaija (Ersanija), а царь его находится в Arsa. Люди отправляются торговать с ним в Kerbaja (Kiijawa). Но чтобы кто-то достигал с иностранцами до А-а-а (Ersanija), то этого я никогда не слышал, ибо они убивают всякого иностранца, вступающего в их землю. Но они спускаются по воде и ведут торговлю, ничего не рассказывая про свои дела и товары, и не допуская никого провожать их и входить в их страну. Из Arba (Arsa, Ersa) вывозятся чёрные соболи, чёрные лисицы и свинец». Истархи: «Русы состоят из трех племен, из коих одно ближе к Булгару, а царь его живет в городе, называемом Куяба, который город больше Булгара; другое племя называется Славия и ещё племя называют Артания, а царь его находится в Арте. Купцы прибывают в Куябу, что же касается Арты, то никто туда не входит, ибо они (жители) убивают всякого чужестранца, путешествующего по их земле: только что они спускаются по воде и торгуют, но никому не рассказывают о своих делах и не допускают никого провожать их. Из Арты вывозяться черные соболи и свинец… Арта находится между Хазаром и великим Булгаром» (Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. СПб, 1870. С.188-193). " А.М.Шаронов "Народ Эрзя и Русь: в фокусе русского неславянина"

Эрзяне по отношению к русским - это пранарод, стоявший у истоков жизни русской. В связи с этим Инязор Пургаз, действительно, великий предок русских.

Кстати, все мои стихи посвящены именно этой тематике: в основе Руси - Эрзянь Мастор, это ее исток. Причем русскоязычные читатели не отрицают этого, они признают наше эрзянское первоначало. Я не получала ни одного отрицательного отзыва. Стихи эрзянской тематики мною размещены на следующих сайтах:
http://www.stihi.ru/avtor/tatianarot
http://www.litsovet.ru/index.php/author.page?author_id=9659
http://www.clubochek.ru/users.php?us=tatiana
http://www.chitalnya.ru/users/tatiana/


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 185
Зарегистрирован: 22.03.10
Откуда: казахстан, караганда
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.06.10 12:43. Заголовок: Танюш пишет: рзяне ..


Танюш пишет:

 цитата:
рзяне по отношению к русским - это пранарод


правильно Танюш ,я все больше и больше скланяюсь ,что эрзя -это самоназвание ариев,советские ученые уже давно нашли ариев, но озвучивать побоялись и сейчас боятся
Танюш пишет:

 цитата:
Ибн-Хаукаль и Истархи

-
Где найти выкопировку из трудов этих писателей на русском и английском языках
Смущает ,то что мы попадаем под обыкновенный подлог.
Я уже писал о вандалах иордана,не нахожу в трудах иордана ,где он говорит о морденс и меренс
Сдается мне ,что это опять фальшивка
Нас всегда учили ,читай первоисточник,потому как комментаторы так нагло врут,что не по себе становится
В трудах из Карамзина пишется ар руса=руссы
Это либо они пишут про эрзян и тогда русы никакого отношения к этим документам не имеют,
либо руссы -это царский род эрзян ,больше я не вижу вариантов
Русские произошли из смеси словян, финноУгров и балтов-это закономерно выводит на, то ,что эрзяне более древне, чем руссы
И обратите внимание, когда говорят про руссов молчат об арисах/Галкина называет их эрзя/и наоборот
Вот почитайте ,как дунайские/истринские/ резанцы делали германцев бельгийцев ,голландцев

Австразия (фр. Austrasie, нем. Austrasien, лат. Austrasia) — северо-восточная часть франкского государства Меровингов (в противоположность юго-западной части — Нейстрии).

Занимала территорию в бассейнах Мааса и Мозеля, а также области к востоку от Рейна (сейчас там располагаются северо-восточные регионы Франции, Бельгия, Нидерланды, а также западные территории Германии). Столица Австразии находилась в г. Мец, хотя некоторые правители выбирали в качестве своей резиденции Реймс.

Австразия административно сформировалась в 511 году, когда после смерти Хлодвига королевство франков было разделено на две части. Австразия досталась старшему, хотя и незаконному, сыну Хлодвига, Теодориху. В VI—VII веках Австразия временами обособлялась в самостоятельное королевство, управлялась своими королями и майордомами. От майордомов Австразии, ставших в 687 году фактическими правителями всего королевства франков, произошла династия Каролингов.

При преемниках Карла Великого Австразия вошла в состав Германии.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 941
Зарегистрирован: 15.11.06
Откуда: Россия
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.06.10 14:06. Заголовок: profi пишет: Где на..


profi пишет:

 цитата:
Где найти выкопировку из трудов этих писателей на русском и английском языках


Вы написали правильно -писатели. Труд писателя - в большей части художественное произведение, т.е. его
фантазия на темы первоисточников или темы предыдущих писателей. Можно предположить, что первоисточников
Вы не найдете, кроме подложных конечно.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 521
Зарегистрирован: 16.04.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.05.10 21:28. Заголовок: Вышел альманах, в ко..


Вышел альманах, в котором размещена подборка моих стихов эрзянской тематики:



Размещаю не ради хвальбы, а чтобы знали, что эрзянская тема звучит не только на эрзянских сайтах, но и в русскоязычных альманахах. И русские воспринимают ее с большим интересом, так как понимают, что это и их история.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 2569
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.05.10 21:42. Заголовок: Танюш пишет: эрзян..


Танюш пишет:

 цитата:
эрзянская тема звучит не только на эрзянских сайтах,



Поздравления Виряве!= Шумбракстнема валт-мельть Виряванень!
Пильгс-модас сюконямот теть!


Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 911
Зарегистрирован: 09.12.09
Откуда: Украина, Киев
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.11.10 23:05. Заголовок: ПУРны ГАйСэ... ПУРГА..


ПУРны ГАйСэ... ПУРГАЗ

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Пост N: 102
Зарегистрирован: 21.05.09
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.11.10 10:01. Заголовок: Пургась, арсян, пурь..


Пургась, арсян, пурьгине валстонть. Ломаненть, нать, истямо обуцязо ульнесь.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 3276
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.11.10 23:15. Заголовок: -аз(-ас): те валпес..


-аз(-ас): те валпесь, кона невти киньгак-мезеньгак лангс, невти лемвал(имя сущесввительное).
Ламо эрзянь валт те валпенть марто. Ютксост ламо цёраломанень лемтькак.

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Пост N: 207
Зарегистрирован: 27.02.10
Откуда: Эрзянь Мастор, Нижний Новгород
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.11.10 01:05. Заголовок: "Как эрзянский И..


"Как эрзянский Инязор Пургаз стал русским" - уже не актуально, нынче в моде "Как эрзянский Инязор Пургаз стал мордовским мусульманином(!)"

Да, это не шутка, именно "мордовским мусульманином" был эрзянский Инязор по мнению портала рузонь...тьфу "эрзянь ки".
http://www.erzan.ru/news/mordovskij-istorik-podaril-jerzjanam-purgaza<\/u><\/a>

эрзянь ки: "Впрочем, никаких намеков, процесс уже запущен, и эрзян, наравне с мокшей, благодаря стараниям Г. Мусалева, Е. Четвергова, А. Шаронова и П. Рябова можно считать историческими мусульманами. "

отсюда назревает вопрос о том, ГДЕ же был а главное КЕМ был "председатель" эрзянь ки, в 90-е когда когда выше перечисленные им персоны(исторические мусульмане как он выразился) были во главе эрзянского движения, вместе с ещё рядом персон создавали общество "Масторава", занимались проблемами эрзян.

Автор статьи предлагает считать истинным героем эрзянского народа - Тюштю вместо Пургаза. Безусловно Инязор Тюштя является эрзянским национальным героем, запечатлённым в эрзянском эпосе, но нигде более о нём не известно, ни сохранившихся летописей или других данных нет. В то время как Пургаз не единожды упоминается в русских летописях т.е запечатлён в исторической науке. И Тюштя и Пургаз - национальные герои эрзян, один остался в народной памяти другой - в исторической науке и никому не дозволено эрзян лишать героев.
И пожалуй главный вопрос: почему, некогда, эрзянский ресурс "эрзянь ки" вдруг "восстал" против эрзянского движения?

ВалдоИнеМаол, первый после самого Сергу!)))))))))))
(председатель военного трибунала эрзянь автономии по осуждению Т.Сергу)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 927
Зарегистрирован: 09.12.09
Откуда: Украина, Киев
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.11.10 07:58. Заголовок: Маол пишет: Да, это..


Маол пишет:

 цитата:
Да, это не шутка, именно "мордовским мусульманином" был эрзянский Инязор по мнению портала рузонь...тьфу "эрзянь ки".


Прочитал, спасибо, Маол, за ссылку. Это просто стихийное бедствие какое то для эрзян! Писать комментарии, соглашаться или нет с автором - невозможно, да, скорее всего и не нужно. Для этого придётся встать на одну ступеньку с автором и при этом есть риск на ней остаться! Жалко, талантливый, в общем то, мальчик... Поучиться бы в своё время, да мир посмотреть, цены бы не было эрзянину... "Проклятие семидесяти лет" даёт о себе знать!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 3289
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.11.10 22:51. Заголовок: Маол пишет: И пожал..


Маол пишет:

 цитата:
И пожалуй главный вопрос: почему, некогда, эрзянский ресурс "эрзянь ки" вдруг "восстал" против эрзянского движения?



Вейке келейстэ содавикс литературань маралясь-героесь кортнесь истя: "Тештне кирвастневить, лисни те киненьгак эряви!"
Миненек савкшны поладомс те меревксэнть истя: "Тештне мадстневить, лисни, теяк киненьгак эряви..."

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 3391
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.12.10 17:21. Заголовок: Историческая справка..


Историческая справка о Пургасе и Пургасовой Руси

Наиболее полный объем известий о Пургасовой Руси и связанных с ней событиях представлен в Лаврентьевской летописи. Остальные летописи (Симеоновская, Московский летописный свод конца XV в., Воскресенская, Ермолинская. Львовская, Тверская, Холмогорская, Никоновская) и текст «Истории Российской» В. И. Татищева несут все то же сокращенное известие. Всего в Лаврентьевской летописи встречаются два упоминания Пypraca, одно Пургасовой волости, одно Пургасовой Руси:

1. 1228 г. января 14. Поход на мордву в. кн. Юрия Всеволодовича и др. князей.

«...Того же месяца (января) в 14 день великый князь Гюрги, и Ярослав, и Костянтиновичи Василко, Всеволод идоша на мордву. И муромскый князь Гюрги Давыдовичь, в шел в землю Мордовьскую, Пургасову волость, пожгоша жита и потравиша, и скоты избиша, полон послаша назад. А мордва вбегоша в лесы своя, в тверди, а кто не вбегл, тех избиша наехавше Гюргеви молодии, в 4-й (?) день генваря. То видевше молодии Ярославли и Василкови и Всеволожи, утаившеся, назаутрие exaша в лес глубок, а мордва давше им путь, а сами лесом обидоша их около, избита и; а иных изымаша; бежаша в тверди, тех тамо избиша, и князем нашим не бысть кого воеваги. А болгарьскый князь пришел был на Пуреша, ротника Юргева, и слышав, оже великый князь Юрги с братьею жжеть села мордовьская, и бежа прочь ночи. А Юрги с братьею и со всеми полкы возвратишася вевояси добри здорови...»

2. 1229 г. апреля. Нападение мордвы на Нижний Новгород.

«…Месяца априля придоша мордва с Пургасом к Новугороду и отбишася их новгородци; и зажегше монастырь святое богородици и церковь, иже бе вне града, того же дни и отъехаша прочь, поймав свое «избьеные болшие...»

3. 1229 г. Победа пурешева сына над мордвой.

«...Того же лета победи Пургаса Пурешев сын с половци, и изби мордву всю и русь Пургасову, а Пургас едва вмале утече...»

Проблема Пургаса и Пургасовой Руси в отечественной историографии решается путем интерпретации трех небольших фрагментов Лаврентьевской летописи. Результаты этой интерпретации весьма различны и во многом противоречивы в силу значительного количества слабо доказательных предположений.

Пургасова Русь рассматривается в трудах выдающихся отечественных историков В. Н. Татищева, Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, которые акцентировали внимание на военной стороне событий. Н. И. Костомаров впервые провел дифференциацию: Пургас был назван эрзянским князем, а Пуреш - мокшанским. Позднее он высказал мысль, что и Пургасова Русь есть целый народ финского происхождения. Однако она была подвергнута критике Д. И. Иловайским, по мнению которого летописец был прекрасно осведомлен о ситуации в мордовских землях и не мог спутать этноним «Русь» ни с каким другим.

Н.И.Храмцовский и А.В.Экземплярский в трудах по истории нижегородского края писали о том, что разрозненные мордовские племена объединились в союз и выбрали общего главу - Пургаса.

Мордовский историк Т.В.Васильев в книге «Мордовия», касаясь вопроса о «Пургасовой Руси», отмечал, что классовая дифференциация у мордвы находилась в то время в начальной стадии и поэтому беглые русские крестьяне стремились стать гражданами страны Пургаса, который привлекал их в свою армию. Именно русские крестьяне, находившиеся в армии мордовского инязора Пургаса, упоминаются в летописи под названием «Пургасова Русь». Разработки М.Г.Сафаргалиева и А.П.Смирнова легли в основу концепции развития феодальных отношений у мордвы, изложенной в первом томе издания «Очерков по истории Мордовской АССР». Пургасову волость авторский коллектив «Очерков» характеризовал как территориальное политическое объединение во главе с мордовским князем Пургасом. Аналогичная точка зрения изложена во втором издании Большой Советской энциклопедии.

При рассмотрении взаимоотношений мордвы с болгарами и татарами A.X.Халиков отметил, что в домонгольское время юго-восточные районы расселения мордвы в Верхнем Посурье находились под властью Волжской Булгарии и были заняты тюркоязычным населением. Сообщения русских летописей он расценивал как факт протектората Булгарии над мордовскими землями.

Своеобразную интерпретацию «Пургасовой Руси» предложил академик B.В.Седов, который выдвинул предположение о том, что население Пургасовой уси начала XIII в., возможно, является потомками присурских именьковцев, отождествляемых им с антами. Пензенский археолог Г.Н.Белорыбкин сделал вывод о буртасской принадлежности князя Пургаса.

Отрицают принадлежность к мордве населения Пургасовой волости А.Г.Кузьмин и его последователи - Е.С.Галкина и В.В. Фомин. По их мнению, в Пургасовой Руси следует видеть отдельное этническое образование руссов, не имевшее ничего общего с основными центрами Древнерусского государства.

Таким образом, даже по вопросу этнического состава Пургасовой Руси историческая наука до сих пор не пришла к единому мнению.


Реальные исторические события выглядели следующим образом.

К началу XIII в. единая держава с центром в Киеве раскололась, начался период усобиц. Русские князья воевали друг с другом, беспощадно разоряя земли противников, привлекали в качестве союзников половцев, волжских булгар. Оформились фактически самостоятельные государственные образования - Новгородская боярская республика, Галицко-Волынская Русь, Черниговская Русь, Владимиро-Суздальская Русь и др. О своей самостоятельности заявили и мордовские земли. Русским летописцам они известны как «Земля Мордовская», «Пуресова волость», «Пургасова волость», в рамках которой сущетсвовала «Пургасова Русь».

При описании мордовских земель русский летописец употребляет термин «волость», что весьма значимо, поскольку так обычно называли княжеский удел с привычной системой управления, повинностями населения, политической и экономической структурой. Кроме того, употреблялся термин «Русь», свидетельствующий об интегрированности этих территорий в систему русских княжеств и наличии существенного русского населения. В тоже время Пургасова Русь явилась логическим завершением, вершиной процессов государственного строительства у мордвы. Легитимизируя себя, она вступила в ожесточенную феодальную войну, которую вели между собой осколки Древней Руси.

Венгерский монах Юлиан (XIII в.), сообщая о пяти «величайших языческих царствах», называл «царство морданов», где «было два князя». Они олицетворяли собой две мощные политические группировки, каждая из которых опиралась не только на собственные силы и потенциал, но и имела союзников.

В 1210-е гг., по всей видимости, Пуреш, которого традиция считает мокшанским князем, обратился к великому владимиро-суздальскому князю Юрию Всеволодовичу с просьбой о союзе, подкрепленной предложением обратить мордву в христианство. Переговоры были удачными, поскольку Лаврентьевская летопись под 1228 г. упоминает Пуреша как союзника князя Юрия: «...пришед был на Пуреша ротника Юргева». Ю. А. Лимонов считает, что мордовской феодально-племенной верхушке удалось втянуть владимиро-суздальских князей в междоусобицу.

Союз владимиро-суздальского и мокшанского князей изменил ситуацию в мордовских землях. Используя ее, князь Юрий усилил нажим на Пургаса. пытаясь восстановить зависимость северо-западных и северных мордовских земель от владимиро-суздальского княжества. В 1220 г. он выступил в качестве организатора наиболее мощного объединенного похода русских князей против волжских булгар, в котором участвовал князь Святослав Всеволодович Юрьевский - брат Юрия, он осуществлял общее руководство, владимирскими полками командовал опытный воевода Еремей Глебович, послал свои дружины Ярослав Всеволодович Переяславский, муромский князь Давыд направил в поддержку своего сына Святослава. Дружины сошлись в устье Оки, на мордовской земле. Поход был для русских князей удачным, булгары были разбиты. Напуганные разгромом Ошеля, они прислали посольство к великому князю Юрию, «молящееся и мира просящее». После длительных переговоров в Городце Радилове был заключен мир. По мнению В. А. Кучкина, «по-видимому, одним из условий договора был отказ булгарских князей от протектората над мордовскими племенами».

Поход 1220 г. имел существенное значение в истории «земли Мордовской», поскольку после него владимирские князья решили закрепить за собой устье Оки - место традиционного сбора русских дружин. В 1221 г. Юрий основывает здесь Нижний Новгород, который становится опорным пунктом великокняжеского влияния в регионе.

В 1226 г. князь Юрий Всеволодович направил в мордовские земли рать под предводительством своих братьев Святослава и Ивана, прославленных победами над волжскими булгарами. Они взяли и разграбили несколько селений и возвратились, как указывает летописец, «с победою».

В сентябре 1228 г. князь Юрий послал на мордву своего племянника Василька Константиновича, который княжил в Ростове. В помощь ему был дан воевода Еремей Глебович. Осень стояла скверная, лили проливные дожди. Измотанное непогодой и слякотью войско повернуло назад. Однако от идеи похода князь Юрий решил не отказываться. Наоборот, по его инициативе эта экспедиция приобретает’ еще больший размах. Он сам становится во главе войска. К Юрию Всеволодовичу присоединились его брат, князь Ярослав, племянники - Васильке и Всеволод Константиновичи и муромский князь Юрий Давыдович.

Объединенное войско выступило в поход 14 января 1229 г., по морозцу. Рати вторглись в земли инязора Пургаса, пожгли и потравили хлеб, перебили скот, захваченных в плен отправили в свой обоз. Мордовские воины вынуждены были отступить и укрыться в лесах и твердях. Воодушевленные успехом, дружинники Ярослава и Константиновичей тайком от князя Юрия углубились в лес в поисках мордовского войска. Пургас заманил их в засаду и перебил. Захваченные в плен были доставлены в тверди и там казнены. Однако, не имея достаточно сил для нападения на объединенное войско, Пургас продолжал придерживаться избранной тактики партизанской войны. Мордовские воины не вступали в открытый бой, а продолжали укрываться в лесах и твердях. Русский летописец по этому поводу сообщает: «...князем нашим не бысть кого воевати».

Видимо, Пургас готовился к этой войне и предпринял ряд дипломатических маневров, в частности, укрепил свои связи с волжскими булгарами. Неслучайно же в том же 1229 г. булгары предприняли поход против мордовского инязора Пуреша, который был союзником князя Юрия. Однако, когда булгарские воеводы получили известие о том, что русская рать жжет селения Пургасовой «волости», они повернули назад. Пургас остался один на один с русскими дружинниками, булгары его предали.

Война затягивалась, русские князья не ожидали, видимо, такого мощного и организованного сопротивления. Поэтому, пограбив некоторое время владения инязора Пургаса, они увели свои дружины. Однако этим дело не кончилось. К весне 1229 г. Пургас, собравшись с силами, неожиданно в тяжелых условиях апрельского бездорожья появился под стенами Нижнего Новгорода и осадил его. Взять город ему не удалось, нападение на кремль было отбито. Воины Пургаса сожгли посад, Богородицкий монастырь, а затем инязор увел их на родину.

Летом 1229 г., не успев оправиться от опустошения, нанесенного объединенной русской ратью, владения Пургаса подверглись новому нашествию. Сын Пуреша в союзе с половцами буквально опустошил всю «волость». Сам Пургас едва успел спастись бегством.

В 1232 г. сын великого князя Всеволод совместно с рязанскими и муромскими князьями пожег мордовские селения, многих жителей перебил.

Анализируя ситуацию, сложившуюся в регионе накануне монгольского нашествия, следует выделить ряд моментов.

1. В условиях распада единой державы Рюриковичей о своей фактической независимости заявила «Земля Мордовская», внутри которой началась борьба за гегемонию двух мощных политических образований, известных русскому летописцу как «Пургасова волость» и «Пуресова волость». Они явилась логическим завершением, вершиной процессов государственного строительства у мордвы.

2. Легитимизируя себя, «Земля Мордовская» вступила в ожесточенную феодальную войну, которую вели между собой осколки Древней Руси. При этом достаточно четко просматриваются два процесса. С одной стороны, мордовской феодально-племенной верхушке удалось втянуть владимиро- суздальских князей в междоусобицу. С другой, русские князья, используя ситуацию, попытались закрепиться на мордовских землях, восстановив прежнюю зависимость северо-западных и западных земель и подчинив часть восточных.

3. Взаимоотношения Руси, или русских княжеств, как государственных образований, и мордовских племен, как формирований этнических, нельзя рассматривать с прежних позиций. По всей видимости, следует доверять летописцу, который называл русские княжества и мордовские территории «землями», т.е. выравнивал их социально-политический статус.

Именно эти исторические аспекты стоит учитывать при решении вопроса о возведении памятника историческому деятелю начала XIII в. Пургасу.


Е.Н.Бикейкин, главный научный сотрудник – заведующий отделом истории кандидат философских наук


Наиболее полный объем известий о Пургасовой Руси и связанных с ней событиях представлен в Лаврентьевской летописи. Остальные летописи (Симеоновская, Московский летописный свод конца XV в., Воскресенская, Ермолинская. Львовская, Тверская, Холмогорская, Никоновская) и текст «Истории Российской» В. И. Татищева несут все то же сокращенное известие. Всего в Лаврентьевской летописи встречаются два упоминания Пypraca, одно Пургасовой волости, одно Пургасовой Руси:

1. 1228 г. января 14. Поход на мордву в. кн. Юрия Всеволодовича и др. князей.

«...Того же месяца (января) в 14 день великый князь Гюрги, и Ярослав, и Костянтиновичи Василко, Всеволод идоша на мордву. И муромскый князь Гюрги Давыдовичь, в шел в землю Мордовьскую, Пургасову волость, пожгоша жита и потравиша, и скоты избиша, полон послаша назад. А мордва вбегоша в лесы своя, в тверди, а кто не вбегл, тех избиша наехавше Гюргеви молодии, в 4-й (?) день генваря. То видевше молодии Ярославли и Василкови и Всеволожи, утаившеся, назаутрие exaша в лес глубок, а мордва давше им путь, а сами лесом обидоша их около, избита и; а иных изымаша; бежаша в тверди, тех тамо избиша, и князем нашим не бысть кого воеваги. А болгарьскый князь пришел был на Пуреша, ротника Юргева, и слышав, оже великый князь Юрги с братьею жжеть села мордовьская, и бежа прочь ночи. А Юрги с братьею и со всеми полкы возвратишася вевояси добри здорови...»

2. 1229 г. апреля. Нападение мордвы на Нижний Новгород.

«…Месяца априля придоша мордва с Пургасом к Новугороду и отбишася их новгородци; и зажегше монастырь святое богородици и церковь, иже бе вне града, того же дни и отъехаша прочь, поймав свое «избьеные болшие...»

3. 1229 г. Победа пурешева сына над мордвой.

«...Того же лета победи Пургаса Пурешев сын с половци, и изби мордву всю и русь Пургасову, а Пургас едва вмале утече...»

Проблема Пургаса и Пургасовой Руси в отечественной историографии решается путем интерпретации трех небольших фрагментов Лаврентьевской летописи. Результаты этой интерпретации весьма различны и во многом противоречивы в силу значительного количества слабо доказательных предположений.

Пургасова Русь рассматривается в трудах выдающихся отечественных историков В. Н. Татищева, Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, которые акцентировали внимание на военной стороне событий. Н. И. Костомаров впервые провел дифференциацию: Пургас был назван эрзянским князем, а Пуреш - мокшанским. Позднее он высказал мысль, что и Пургасова Русь есть целый народ финского происхождения. Однако она была подвергнута критике Д. И. Иловайским, по мнению которого летописец был прекрасно осведомлен о ситуации в мордовских землях и не мог спутать этноним «Русь» ни с каким другим.

Н.И.Храмцовский и А.В.Экземплярский в трудах по истории нижегородского края писали о том, что разрозненные мордовские племена объединились в союз и выбрали общего главу - Пургаса.

Мордовский историк Т.В.Васильев в книге «Мордовия», касаясь вопроса о «Пургасовой Руси», отмечал, что классовая дифференциация у мордвы находилась в то время в начальной стадии и поэтому беглые русские крестьяне стремились стать гражданами страны Пургаса, который привлекал их в свою армию. Именно русские крестьяне, находившиеся в армии мордовского инязора Пургаса, упоминаются в летописи под названием «Пургасова Русь». Разработки М.Г.Сафаргалиева и А.П.Смирнова легли в основу концепции развития феодальных отношений у мордвы, изложенной в первом томе издания «Очерков по истории Мордовской АССР». Пургасову волость авторский коллектив «Очерков» характеризовал как территориальное политическое объединение во главе с мордовским князем Пургасом. Аналогичная точка зрения изложена во втором издании Большой Советской энциклопедии.

При рассмотрении взаимоотношений мордвы с болгарами и татарами A.X.Халиков отметил, что в домонгольское время юго-восточные районы расселения мордвы в Верхнем Посурье находились под властью Волжской Булгарии и были заняты тюркоязычным населением. Сообщения русских летописей он расценивал как факт протектората Булгарии над мордовскими землями.

Своеобразную интерпретацию «Пургасовой Руси» предложил академик B.В.Седов, который выдвинул предположение о том, что население Пургасовой уси начала XIII в., возможно, является потомками присурских именьковцев, отождествляемых им с антами. Пензенский археолог Г.Н.Белорыбкин сделал вывод о буртасской принадлежности князя Пургаса.

Отрицают принадлежность к мордве населения Пургасовой волости А.Г.Кузьмин и его последователи - Е.С.Галкина и В.В. Фомин. По их мнению, в Пургасовой Руси следует видеть отдельное этническое образование руссов, не имевшее ничего общего с основными центрами Древнерусского государства.

Таким образом, даже по вопросу этнического состава Пургасовой Руси историческая наука до сих пор не пришла к единому мнению.


Реальные исторические события выглядели следующим образом.

К началу XIII в. единая держава с центром в Киеве раскололась, начался период усобиц. Русские князья воевали друг с другом, беспощадно разоряя земли противников, привлекали в качестве союзников половцев, волжских булгар. Оформились фактически самостоятельные государственные образования - Новгородская боярская республика, Галицко-Волынская Русь, Черниговская Русь, Владимиро-Суздальская Русь и др. О своей самостоятельности заявили и мордовские земли. Русским летописцам они известны как «Земля Мордовская», «Пуресова волость», «Пургасова волость», в рамках которой сущетсвовала «Пургасова Русь».

При описании мордовских земель русский летописец употребляет термин «волость», что весьма значимо, поскольку так обычно называли княжеский удел с привычной системой управления, повинностями населения, политической и экономической структурой. Кроме того, употреблялся термин «Русь», свидетельствующий об интегрированности этих территорий в систему русских княжеств и наличии существенного русского населения. В тоже время Пургасова Русь явилась логическим завершением, вершиной процессов государственного строительства у мордвы. Легитимизируя себя, она вступила в ожесточенную феодальную войну, которую вели между собой осколки Древней Руси.

Венгерский монах Юлиан (XIII в.), сообщая о пяти «величайших языческих царствах», называл «царство морданов», где «было два князя». Они олицетворяли собой две мощные политические группировки, каждая из которых опиралась не только на собственные силы и потенциал, но и имела союзников.

В 1210-е гг., по всей видимости, Пуреш, которого традиция считает мокшанским князем, обратился к великому владимиро-суздальскому князю Юрию Всеволодовичу с просьбой о союзе, подкрепленной предложением обратить мордву в христианство. Переговоры были удачными, поскольку Лаврентьевская летопись под 1228 г. упоминает Пуреша как союзника князя Юрия: «...пришед был на Пуреша ротника Юргева». Ю. А. Лимонов считает, что мордовской феодально-племенной верхушке удалось втянуть владимиро-суздальских князей в междоусобицу.

Союз владимиро-суздальского и мокшанского князей изменил ситуацию в мордовских землях. Используя ее, князь Юрий усилил нажим на Пургаса. пытаясь восстановить зависимость северо-западных и северных мордовских земель от владимиро-суздальского княжества. В 1220 г. он выступил в качестве организатора наиболее мощного объединенного похода русских князей против волжских булгар, в котором участвовал князь Святослав Всеволодович Юрьевский - брат Юрия, он осуществлял общее руководство, владимирскими полками командовал опытный воевода Еремей Глебович, послал свои дружины Ярослав Всеволодович Переяславский, муромский князь Давыд направил в поддержку своего сына Святослава. Дружины сошлись в устье Оки, на мордовской земле. Поход был для русских князей удачным, булгары были разбиты. Напуганные разгромом Ошеля, они прислали посольство к великому князю Юрию, «молящееся и мира просящее». После длительных переговоров в Городце Радилове был заключен мир. По мнению В. А. Кучкина, «по-видимому, одним из условий договора был отказ булгарских князей от протектората над мордовскими племенами».

Поход 1220 г. имел существенное значение в истории «земли Мордовской», поскольку после него владимирские князья решили закрепить за собой устье Оки - место традиционного сбора русских дружин. В 1221 г. Юрий основывает здесь Нижний Новгород, который становится опорным пунктом великокняжеского влияния в регионе.

В 1226 г. князь Юрий Всеволодович направил в мордовские земли рать под предводительством своих братьев Святослава и Ивана, прославленных победами над волжскими булгарами. Они взяли и разграбили несколько селений и возвратились, как указывает летописец, «с победою».

В сентябре 1228 г. князь Юрий послал на мордву своего племянника Василька Константиновича, который княжил в Ростове. В помощь ему был дан воевода Еремей Глебович. Осень стояла скверная, лили проливные дожди. Измотанное непогодой и слякотью войско повернуло назад. Однако от идеи похода князь Юрий решил не отказываться. Наоборот, по его инициативе эта экспедиция приобретает’ еще больший размах. Он сам становится во главе войска. К Юрию Всеволодовичу присоединились его брат, князь Ярослав, племянники - Васильке и Всеволод Константиновичи и муромский князь Юрий Давыдович.

Объединенное войско выступило в поход 14 января 1229 г., по морозцу. Рати вторглись в земли инязора Пургаса, пожгли и потравили хлеб, перебили скот, захваченных в плен отправили в свой обоз. Мордовские воины вынуждены были отступить и укрыться в лесах и твердях. Воодушевленные успехом, дружинники Ярослава и Константиновичей тайком от князя Юрия углубились в лес в поисках мордовского войска. Пургас заманил их в засаду и перебил. Захваченные в плен были доставлены в тверди и там казнены. Однако, не имея достаточно сил для нападения на объединенное войско, Пургас продолжал придерживаться избранной тактики партизанской войны. Мордовские воины не вступали в открытый бой, а продолжали укрываться в лесах и твердях. Русский летописец по этому поводу сообщает: «...князем нашим не бысть кого воевати».

Видимо, Пургас готовился к этой войне и предпринял ряд дипломатических маневров, в частности, укрепил свои связи с волжскими булгарами. Неслучайно же в том же 1229 г. булгары предприняли поход против мордовского инязора Пуреша, который был союзником князя Юрия. Однако, когда булгарские воеводы получили известие о том, что русская рать жжет селения Пургасовой «волости», они повернули назад. Пургас остался один на один с русскими дружинниками, булгары его предали.

Война затягивалась, русские князья не ожидали, видимо, такого мощного и организованного сопротивления. Поэтому, пограбив некоторое время владения инязора Пургаса, они увели свои дружины. Однако этим дело не кончилось. К весне 1229 г. Пургас, собравшись с силами, неожиданно в тяжелых условиях апрельского бездорожья появился под стенами Нижнего Новгорода и осадил его. Взять город ему не удалось, нападение на кремль было отбито. Воины Пургаса сожгли посад, Богородицкий монастырь, а затем инязор увел их на родину.

Летом 1229 г., не успев оправиться от опустошения, нанесенного объединенной русской ратью, владения Пургаса подверглись новому нашествию. Сын Пуреша в союзе с половцами буквально опустошил всю «волость». Сам Пургас едва успел спастись бегством.

В 1232 г. сын великого князя Всеволод совместно с рязанскими и муромскими князьями пожег мордовские селения, многих жителей перебил.

Анализируя ситуацию, сложившуюся в регионе накануне монгольского нашествия, следует выделить ряд моментов.

1. В условиях распада единой державы Рюриковичей о своей фактической независимости заявила «Земля Мордовская», внутри которой началась борьба за гегемонию двух мощных политических образований, известных русскому летописцу как «Пургасова волость» и «Пуресова волость». Они явилась логическим завершением, вершиной процессов государственного строительства у мордвы.

2. Легитимизируя себя, «Земля Мордовская» вступила в ожесточенную феодальную войну, которую вели между собой осколки Древней Руси. При этом достаточно четко просматриваются два процесса. С одной стороны, мордовской феодально-племенной верхушке удалось втянуть владимиро- суздальских князей в междоусобицу. С другой, русские князья, используя ситуацию, попытались закрепиться на мордовских землях, восстановив прежнюю зависимость северо-западных и западных земель и подчинив часть восточных.

3. Взаимоотношения Руси, или русских княжеств, как государственных образований, и мордовских племен, как формирований этнических, нельзя рассматривать с прежних позиций. По всей видимости, следует доверять летописцу, который называл русские княжества и мордовские территории «землями», т.е. выравнивал их социально-политический статус.

Именно эти исторические аспекты стоит учитывать при решении вопроса о возведении памятника историческому деятелю начала XIII в. Пургасу.


Е.Н.Бикейкин, главный научный сотрудник – заведующий отделом истории кандидат философских наук


"ЭМ" 14.12.10


Материал был бы более понятен, если вместо псевдоэтнонима "мордва" использовались бы исторические названия народов Эрзя и Мокша.

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Пост N: 235
Зарегистрирован: 27.02.10
Откуда: Эрзянь Мастор, Нижний Новгород
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.12.10 19:28. Заголовок: :sm57: "К нач..




"К началу XIII в. единая держава с центром в Киеве раскололась, начался период усобиц. Русские князья воевали друг с другом, беспощадно разоряя земли противников, привлекали в качестве союзников половцев, волжских булгар. Оформились фактически самостоятельные государственные образования - Новгородская боярская республика, Галицко-Волынская Русь, Черниговская Русь, Владимиро-Суздальская Русь и др. О своей самостоятельности заявили и мордовские земли. Русским летописцам они известны как «Земля Мордовская», «Пуресова волость», «Пургасова волость», в рамках которой сущетсвовала «Пургасова Русь». "

вывод: праздник 1000-я единения - не бред, т.е до феодальной р-сти "мордва"(по которой то-ли понимается, то-ли не понимается эрзя) являлось частью Киевской Руси!
извините, но мнения Бикейкина откровенно "мордовские"

"наличии существенного русского населения."

куда же без них.

"«царство морданов», где «было два князя»"
слова вырваны из контекста

"Пургас заманил их в засаду и перебил. Захваченные в плен были доставлены в тверди и там казнены."
"захваченных в плен отправили в свой обоз."

обратите внимание как облагораживается образ юрия, который берёт пленных в "обоз", и как образ Пургаза ожесточают ("перепил", "казнены") в то время как летописец сообщает: "А мордва вбегоша в лесы своя, в тверди, а кто не вбегл, тех избиша наехавше Гюргеви молодии" - подобно нацистам уничтожали не успевших укрыться в лесу.

"рязанскими и муромскими князьями"
население этих княжеств было не менее эрзянским, чем та же пургасова волость

"который называл русские княжества и мордовские территории «землями», т.е. выравнивал их социально-политический статус. "

следует учесть, что не стоит соотносить эрзянский этнос и земли Пургаса, т.к эрзяне в больших кол-вах кроме Пургасовой волости проживали и в других землях и княжествах(Муромское, Рязанское) и рядом с Н.Новгородом
Пургасова волость - наиболее сильная волость эрзян. Подобно нынешней "ЭМ", мы же не можем сказать, что многие тысячи "пофигичных" эрзян эрзянами не являются, они тоже эрзяне, даже если зовут себя мордвой - ведясь политике, просто ЭМ по национальным вопросам наиболее инициативная часть эрзян. Кроме того не известны точные пределы этой волости, либо р-он Кадома на границе с мокшанами, либо р-он Арзамаса или др. территорий.

"Именно эти исторические аспекты стоит учитывать при решении вопроса о возведении памятника историческому деятелю начала XIII в. Пургасу."

Следует учитывать, что "при решении вопроса о возведении памятника историческому деятелю начала XIII в. Пургасу" от использования слов "МОРДВА", "МОРДОВСКАЯ ЗЕМЛЯ", "МОРДОВСКИЙ КНЯЗЬ" и др. следует отказаться!




ВалдоИнеМаол, первый после самого Сергу!)))))))))))
(председатель военного трибунала эрзянь автономии по осуждению Т.Сергу)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 3392
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.12.10 19:45. Заголовок: Маол пишет: Следует..


Маол пишет:

 цитата:
Следует учитывать, что "при решении вопроса о возведении памятника историческому деятелю начала XIII в. Пургасу" от использования слов "МОРДВА", "МОРДОВСКАЯ ЗЕМЛЯ", "МОРДОВСКИЙ КНЯЗЬ" и др. следует отказаться!



Виде.

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Пост N: 296
Зарегистрирован: 27.02.10
Откуда: Эрзянь Мастор, Нижний Новгород
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.03.11 21:00. Заголовок: Если хоть раз держал..


Если хоть раз держали в руках газету "Эрзянь Мастор", то легко бы нашли и телефон и эл. адрес газеты.(для вопросов)
p.s не "мордовского" героя, а эрзянского. Ок?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 20
Зарегистрирован: 17.04.08
Откуда: Казахстан, Алма-ата
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.11 18:33. Заголовок: Новое видиние Романа..


Новое видиние Романа - ПУРГАЗ. http://vkontakte.ru/note120118128_10828429 прочитайте!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 3669
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.11 18:38. Заголовок: живай пишет: Новое ..


живай пишет:

 цитата:
Новое видиние Романа - ПУРГАЗ



Тосо сон эрзянь кельсэ?

Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 21
Зарегистрирован: 17.04.08
Откуда: Казахстан, Алма-ата
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.11 18:52. Заголовок: Арась -Рузов кельс...


Арась -Рузов кельс.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 22
Зарегистрирован: 17.04.08
Откуда: Казахстан, Алма-ата
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.11 18:56. Заголовок: Роман отредактирован..


Роман отредактирован. Там нет оскорбительного прозвища.И наша родина названа своим именем.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 3671
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.11 22:11. Заголовок: живай пишет: Роман ..


живай пишет:

 цитата:
Роман отредактирован. Там нет оскорбительного прозвища.И наша родина названа своим именем.



Паро. Ансяк монь ули сон кавто кельсэ, эрзякс ды рузокс. Мон ловныять васня эрзянь кельсэ. Истя мелезэм тусь!!!
Мейле понгсь тень рузонь кельсэсь. Карминь ловномо ды... кадыя.... Те тунь лия ёвтамо... Рузонь кельсесэнть пек лавшомсь эрзянь оймесь эйстэнзэ... Секскак, эрзят, ловнодо сонзэ эрзянь кельсэ!!! Ансяк сестэ тынь марясыкнк сонзэ ине питнензэ, ине эрзянь ёжонзо! Эйсэнзэ виевде виев эрзянь ойме ёжо! Секскак "мордватне" сонзэ 1988 иестэ саезь а печатакшныть. Пелить: сонзэ ловномась эрзянь кельсэ пек кепеди эрзянь ойме ёжонть.

Вана кода сон ушодови:

Кузьма Абрамов
ПУРГАЗ

КЕЗЭРЕНЬ ПИНГЕДЕ ЁВТНЕМА

ОБРАН ОШ

Лей чиресэ пандыне,
Пандонть прясо кудыне...


(Эрзянь моросто)


- Покш леенть кувалт венстявозь сэрей пандось вельтязь тусто вирьсэ. Леесь чуди чипельде пелеве ёнов, лемезэ Ока. Пандонть тёкшкесэ, виренть потсо, неяви ош. Сон весе чувтонь, перьканзо сэрей пирявт. Пирявтсонть тумонь эчке чочктнень алце пест пезнавтозь модас, верце пест ланга чапозь знярыя венецть. Те чаповксось теи пирявтонть седе сэреекс ды цидярдыцякс. Чапозь чочктнень ланга каднозь вальмань кондят теине юткот...


Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 3676
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.03.11 13:05. Заголовок: Сынь каднозь ваномс..


Сынь каднозь ваномс ды налсо леднемс. Пирявтонть потмо ёндо, чапозь венецтнень видьс, кайсезь мода, сон умок вельтявсь пиже нарсо. Эзганзо таркань-таркань тейнезь кустеминеть. Неть кустематнева ошонь ванстыцятне кузнить пирявтонть пряв. Ошось аволь покш, эйсэнзэ весемезэ ветькеменьшка кудо.
Ошонть эйтэ пелеве ёнов, нилешка вайгельбень ютко, Окась пры Рав леентень. Равось тей чуди чивалгома ёндо, ды тестэ сынь кавонест туить чудеме вейке покш леекс.


Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 3679
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.03.11 22:23. Заголовок: Кавто лейтнень васод..


Кавто лейтнень васодема улосонть теезь покш венчень лотксема тарка. Веденть чирева стявтнезь палманть, лангаст путнезь чочкт ды ацазь сэдявкст. Теске а васоло знярыя латот, алгаст вачказь ракшань кедть, коцт ашкот, медь парть, солавтозь шта, левшень рогожасо сюро ды лия эрьва мезе. Сэдявкстнэнь чирева палмантнева пикс вельде соднозь покш венчт. Венчтне, конат састь а умок, конат пурныть туеме. Сазтнестэ кантнить латотнень алов питерть, паргот, куйметь, конат пешксеть васолдо ускозде, - кшнинь коймть, узерть, эскть, суликань эргть, парцеень коцт. Туицятненень вачкить рогожасо сюро, медь парть, коцт ашкот, мушконь ды левшень пикст. Ломантне лият тапить тевтеме, кортнить, ванныть перька. Тесэ маряви эрьва кодамо келень кортамо - эрзянь, мокшонь, рузонь, биляронь, натой губаноньгак.

Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 3684
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.03.11 23:01. Заголовок: Оршнезьгак ломантн..


Оршнезьгак ломантне эрьвась эсензэ койсэ. Эрзятне ды мокшотне - викшнезь кувака ашо панарсо, сэньсэ артозь пракстаксонь понкссо. Рузтнэнь панарост истят жо, ашо коцтонь, ансяк апак викшне. Биляронь ломантне, кизэнь псинть лангс апак вано, кувака епанчасот. Епанчаст эрьва кодамо тюсонь - якстереть, сэнть, пижеть, улить натой ожоткак. Сынст весень пильгсэ карсезь кедень кемть. Губантнэяк оршазь сынст ладсо. Эрзятне, мокшотне ды рузтнэ карснезь ленгень ды мушконь пикскень карьсэ. Ютксост улить ламо апак карсезьгак, кепеть, пильгест пиезь, лазновозь.
Пандо чамаванть, венчень лотксема таркастонть а васоло, срадсть зярыя чувтонь кудот. Кардазост аштить виренть ёнов, пирест валгить леентень. Пиретнень песэ - базар. Тезэнь стявтнезь микшнема лавцят. Теске жо, базаронть куншкасо, гайгить зярыя толбандят. Толонть велькссэ рестыть сывель, калт, пидить ямт. Микшнема лавцятнева вачказь шумбра кшить, прякат, пидезь сывель, топо, медь ды лия эрьва кодамо ярсамопель. Шержев атя микшни пуре. Пекшень покш парьстэ амольди кечесэ ды кайси чувтонь вишка ваканнэва. Микшнема лавцятнень юткова яксить рамсицят, рамсить ярсамопель, ярсыть теске. Кие панды биляронь пиже ярмаксо, кие - уронь кедьсэ. Базарось пешксе шалнома вайгельде. Ломантне шалныть венчень лотксема таркасонтькак. Тосо моли важодомань шалт.

Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 3693
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.03.11 20:11. Заголовок: Венчень лотксема тар..


Венчень лотксема тарканть эйстэ вирентень туи ки, кузи пандованть ды кужосто кужос пачкоди ошонтень, сезеви келей ортанть икелев, косо васодеви кавто лия ки марто. Неть кавто китнестэ вейкесь туи чилисема ёнов. Сонензэ мерить биляронь ки. Омбоцесь туи лембе мастор ёнов. Ошонь ортась келей, кеме, тарксезь кшнинь эчке пинкссэ. Ней сон ашти панжозь кавтов. Эзганзо лисить-совить якиця ломанть. Ошонть перька, ков саты сельме варштавксот, срадсь певтеме вирь. Равонть ды Оканть томбалеяк - вирь. Равонть эйстэ чипелев, оканть эйстэ чилисемав, сравтовсть эрзянь ды мокшонь мастортнэ. Седе тов чипеле эрить губант. Сынь а сокить, а видить, эсь ракшаст марто яксить масторонь келес. Телентень туить лембе мастор ёнов, кизэнтень сыть тей, эрзятнень ды мокшотнень малав. Мокшотне эрить эйстэст а васоло ды свал эшксевить мартост. Чилисема ёно, Сура леенть томбале, эрить билярт. Ока леенть томбале, чивалгома ёнов, эрить рузт. Сынст эйстэ вельть ламо. Сынст масторось васов венстявсь чивалгомав ды пелеве ёнов.
Кода несынек, эрзянь масторось ашти рузонь, мокшонь ды биляронь мастортнэнь ютксо. Неть колмо мастортнэ пинкс ладсо карксызь сонзэ эрьва ёндо.


Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 3705
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.03.11 22:29. Заголовок: *** Обран ошонть пр..


***
Обран ошонть прявтозо Обран атя. Сонзэ раськесь эри ошсонть ды перька виртнева. Кезэрень пингева те таркасонть ульнесь хазаронь ош. Сестэ эрзятне ды мокшотне тей усксесть хазартнэнень каявкс. Каявксонть хазартнэ тестэ саилизь Равганть ало пелев. Зярдо рузонь князтне маштызь хазаронь каганатонть, тезэнь васня сакшность билярт ды кармакшность тееме эсест ош. Эрзятне панизь. Сынь ловсть те тарканть эсестэкс. Васенцекс тей кандынзе кудонзо-ашконзо Обранонь покштясь. Сонзэ лемезэ ульнесь истя жо Обран. Се шкастонть саезь эрзятне кармасть тезэнь тееме эсест ош. Теицякс паро ладсо ульнесь Обранонь раськесь. Секс лемеськак тензэ кадовсь Обран ош. Рузтне тензэ мерить Абрамов городок, биляртнэ - Ибрагим ош.


Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 04.09.12
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.09.12 18:47. Заголовок: Народ совесть имейте..


Народ совесть имейте, не все эрзянский язык знают. А обсуждение почитать интерестно. Вы бы хоть перевод написали на английский или язык межнационального общения в РФ.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Пост N: 488
Зарегистрирован: 27.02.10
Откуда: Эрзянь Мастор, Нижний Новгород
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.09.12 22:34. Заголовок: "Народ совесть и..


"Народ совесть имейте, не все эрзянский язык знают. А обсуждение почитать интерестно."

Дорогу осилит идущий. Мы на форуме проводим очень полезную(как для национального самосознания, так и для общего развития) акцию: "хочется понять то что написано - изучи эрзянский".




Эрязо Эрзянь Масторось! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1
Зарегистрирован: 04.09.12
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.09.12 10:14. Заголовок: Да я своих предков я..


Да я своих предков язык пытаюсь восстановить, а на язык соседей все как-то времени не хватает. Да и без практики изучение будет однобоким.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 30
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет