On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Эрязо Эрзянь Масторось! Пингеде пингес эрязо! Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!Erzänj mel, erzänj kel, Erzänj Mastor! Ersän mieli, ersän kieli, ersän Maa! | Эрзя, муить ундоксот! Erzia, muit\' undoksot!

АвторСообщение
эрзянь коень кепедиця




Пост N: 175
Зарегистрирован: 14.11.06
Откуда: РФ, С-Петербург
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.12.06 11:27. Заголовок: Как эрзянский Инязор Пургаз стал русским???


Своей целью в книге «Язычники крещеной Руси» автор Л. Прозорова, называющий себя историком, поставил восстановление «Правды о Предках» русских. В книге приводится немало интересных фактов и событий на основе обширного списка использованной литературы.
Но автор, Инязора независимой Эрзянь Мастор – Страны Эрзян Пургаза, ничтоже сумняшеся в «правде», записал в число своих предков, в русские.

обложка книги «Язычники крещеной Руси»


Л.Прозоров о Пургазе пишет следующее:
-« В Лаврентьевской летописи упоминается, что некий Пургас вместе с мордвою напал на Нижний Новгород в ответ на нападение владимирского князя Юрия Всеволодовича на мордву, а Муромского Юрия Давыдовича – на «Пургасову волость», но был отбит. (1229г., прим. Э.В.) Однако воины Пургаса спалили монастырь Богородицы и стоявшую вне городских стен церковь. В том же году Пургас был побеждён мордовским князьком Пурешем, объединившемся с половцами, «изби мордву всю и русь Пургасову, а Пургас едва в мале оутече» (то есть убежал с небольшой частью войска). Итак, у истребителя православных церквей и монастырей Пургаса в подданных ходила некая «русь»… Сам Пургас вроде бы действует заодно с мордвою – но и враждует с мордвином Пурешем, а с его именем связывается именно «русь»… Очень вероятно, что перед нами очередной анклав некрещеных руссов, на этот раз – в мордовских землях. Со следами языческих русов Пургаса мы ещё столкнёмся в нашем повествовании». (Курсив Э.В.)

Такова «Правда» (?) Л.Прозорова о выдающемся военном и политическом деятеле Эрзя народа, который в народных легендах и преданиях называется не иначе, как Инязор, что в переводе на русский (Ине/Великий + Азор/Владетель) звучит как великий князь.

Поэтому, прилагательное некий, толкуемое в словарях как весьма неведомый, мало известный, которым автор книги характеризует Пургаза, одного из самых известных эрзянских князей, здесь явно неуместно, если не невежественно.
О личности Пургаза и его роли в эрзянской истории написано немало, как в исторической, научно-популярной, так и в художественной литературе, причём в России, как на эрзянском и мокшанском языках, так и на языке межнационального общения – русском.
Защита Обран ош. Илл. Из романа «Пургаз»


К примеру, вот что пишется в о Пургазе в двухтомной академической энциклопедии «Мордовия», 2004г.:
- «ПУРГАЗ» (по русским летописям Пургас), эрзянский князь (инязор). Национальный герой. В начале 13 века возглавлял одно из княжеств (независимых! Э.В.), которое русские летописцы называли Пургасовой Русью (сравните: Киевская Русь, Белая Русь, Червоная Русь. Каким сильным должно было быть княжество Пургаза, чтобы наряду с хорошо известными и изученными княжествами называться Русью, то есть государством! Э.В.).
Читаем далее здесь же:
Пургаз «впервые упоминается в 1229 году в связи с походом владимиро-суздальского князя Юрия в мордовские земли» (Эрзянь Мастор, прим. Э.В.).


В январе 1229 года эрзянские воины под руководством Инязора Пургаза нанесли удар объединённому войску (нескольких русских княжеств!, прим. Э.В.) русских князей Ярослава Всеволодовича, Василия Константиновича и Всеволода Константиновича.
Вскоре в сражении с Пургазом потерпел поражение и мокшанский князь Пуреш, примкнувший в походе на Эрзянь Мастор к русским князьям. Война за независимость Эрзянь Мастор продолжалась всю снежную зиму 1229 года.
В апреле 1229 года Пургаз осадил Нижний Новгород, построенный владимиро-суздальским князем на захваченной эрзянской земле на месте сожжённого эрзянского города Обран. Сил для освобождения Обран ош от захватчиков оказалось уже недостаточно. Сказались потери в живой силе в ходе нескольких зимних кровопролитных сражений, недостаток в провианте и, можно полагать, наступившая весенняя распутица и половодье Оки и Рав (Волга). Был сожжён посад Нижнего Новгорода, располагавшийся вне стен укреплённого города.
Через несколько месяцев, Пургаз, решивший наказать Пуреша за союз с русскими князьями, совершил поход в южные земли Пуреша. Но этот поход оказался неудачным.
Вскоре к границам Эрзянь Мастор подступила ещё более сильная угроза – монгольское войско. Летом 1237 года, по свидетельствам венгерского монаха Юлиана, Инязор Пургаз «направился в весьма укреплённые места, чтобы защищаться, если хватит сил» от монгольского нашествия. Только во время второго похода в Поволжье, в том числе на Эрзянь Мастор, в 1238-39 годах, монголам удалось сломить сопротивление эрзянского войска.
Но! Среди глав покорённых народов, приезжавших в Орду за ярлыком на княжение, имя Инязора Пургаза не упоминается.
Вильгельм Рубрук об эрзянском Инязоре Пургазе и мокшанском Оцязоре Пуреше писал так: «Один из мордовских царей со своим народом (мокшанский князь Пуреш, прим. Э.В.) ушел с Бату ханом к последнему морю, другой же (эрзянский князь Пургаз, прим. Э.В.) ушел к тверди (в крепости, прим. Э.В.), чтобы защищаться до коле хватит сил…»

Карта из книги В.А. Юрченкова «Хронограф».(1991)



Вот так, сначала русский меч, а затем кривая монгольская сабля, определили дальнейшую историю Эрзя и Мокша народов.
Образ Инязора Пургаза замечательно выведен в поэме «Возмездие» В.Ф. Егорова (1978) и в замечательном историческом романе «Пургаз» эрзянского народного писателя К.Г. Абрамова (1988), переведённого и на русский язык.

А вот как скромно, можно сказать, даже стыдливо, но всё же говорит о Пургасовой Руси – Эрзянь Мастор в той же энциклопедии известный саранский учёный Н.Ф. Мокшин:
«Пургасова Русь («Пургасова волость»), территория(?) в конце 12, начале 13 веков с подвластным мордовскому (эрзянскому, прим.Э.В.) князю Пургазу населением. Центр Пургасовой Руси не установлен. Есть предположение, что им могло быть Пургасовское городище».

Где располагалась возможная столица Эрзянь Мастор?

Краткая статья энциклопедии сообщает:
«Пургасовское городище («Кладовая вершина»/эрз. «Казнень пря», «Утомпря»/), археологический памятник железного века и раннего средневековья у с. Полянки (РМ). Расположено на мысу, образованного двумя оврагами. С напольной стороны – два оборонительных вала высотой 1,8-2 м и рвы. Длина площадки 75 м, ширина до 35 м. Название («Пургазонь ошпандо», прим. Э.В.), по-видимому (?), связано с именем Пургаза. Упоминается в документах 17в. (1628, 1630): «…от Пургасовского городища по оврагу Арге..» (Арге овраг = Оргодема латко?)

из книги «Мордва» («Эрзя-Мокша»)



В книге «Мокшэрзятне умонь шкасто ды ней» (Эрзя и Мокша в древности и современности» (1999) В.А. Юрченков пишет:
- « пек стака шкакс ульнесь 13 пингень ушодксось…эрявсь истямо ломань, конанень кемевельть, арсеманзо, мереманзо топавтовольть, мельганзо куш ков сыргавольть. Самай истямокс кармась улеме Пургаз – превей, сюбав ойме, кеме обуця, икелев неиця». ( Очень тяжёлым (для Эрзя народа) был период начала 13 века. Требовался такой человек, которому бы верили, его идеи и поручения выполнялись бы, за ним бы шли на любое дело. Именно таким человеком стал Пургаз – мудрый, богатый душой, крепкия характером, предвидящий будущее.)
И далее автор отмечает (даю в переводе на русский):
- Пургаз был талантливым полководцем. В 1228 году он разбил дружины русских князей Ярослава Всеволодовича, Василька и Всеволода Константиновичей.
- Пургаз был мудрым дипломатом. Для совместной защиты от набегов русских князей он заключил союз с Волжской Булгарией.
- Пургаз был умным и толерантным правителем Эрзянь Мастор. Он разрешал селиться в Эрзянь Мастор беглым крестьянам из русских княжеств.
- Пургаз был храбрым и полководцем и человеком. Он не сдался монгольским войскам сам и не сдал им свою страну Эрзянь Мастор, хотя понимал, что противостоять такой мощной силе будет очень трудно.
В заключение В.А. Юрченков пишет:
- «Весе ёвтазесь ливтизе-аравтызе Пургаз Инязоронть…раськень васенце героекс». (Всё выше сказанное ставит Инязора Пургаза первым национальным героем).

Вот такова Правда о Герое Эрзя народа Инязоре Пургазе. Эту Правду знают и чтят эрзяне, чтит весь Эрзя народ, покуда он будет жить в подлунном мире под благословением Инешкипаза-Творца. Как видим, она весьма отличается от «Правды» Л.Прозорова.
Это ещё раз подтверждает, инонациональный историк далеко не всегда может быть объективным даже в освещении явных исторических фактов и, походя, запросто причислить эрзянского Инязора в число предков русских, путая, или неверно толкуя значение всего лишь одного слова «русь».
Эрзянскому народу нужны свои историки, способные защитить эрзянскую историю от подобных ошибок.


Эрзянь Атянь Эзем – Совет Старейшин Эрзян, 1999.



Пургазонь тевтне – мельсэнек! / Мы помним имя и дело Инязора Пургаза!




© Эрюш Вежай 2006 ие.

Уледе Эрзят, уледе ялгат!!!
Пазчанготь!

http://www.erzia.org/ -Эрзянь Лопа
http://erzianj-jurnal.livejournal.com/ -Эрзянь Эрий Журнал
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 6 [только новые]





Пост N: 1
Зарегистрирован: 15.10.07
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.10.07 13:00. Заголовок: Re:


shumbratado! vide, shto obran oshosj-te neenj shkanj nignej novgorodosj? di vana divsjan, koda avolj pek umok mokshonj sodaviks lomantne(sermadicjatne di istoriktne) kortastj, shto purgaz ovse avolj erzja, no moksha(!)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 533
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.10.07 22:31. Заголовок: Re:


estenj erzja пишет:

 цитата:
shto



Мекс тон теят эрзянь валрисьметнень рузонь "Что" валонть марто? Эрзятне истя а кортыть.
Тесэ мереви истя: "кортасть, келя,....ды седе тов, эли "-" кикскенть трокст "келя" валтомо.

estenj erzja пишет:

 цитата:
mokshonj sodaviks lomantne(sermadicjatne di istoriktne) kortastj



Эзить марсе, рузтне кортасть: "Степан Эрьзя - русский скульптор"??????! Улиндеряйть преветь, тонсь арсек, кие мезде, кода ды мекс истя корты...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 2
Зарегистрирован: 15.10.07
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.10.07 13:12. Заголовок: Re:


vana, lovnija statjjantj. videste arsinj! nej kemeste karman sodamo:obran oshosj-te nignej novgorod!!!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 14
Зарегистрирован: 01.06.07
Откуда: Россия, Дзержинск,Нижегородская обл.
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.10.07 21:31. Заголовок: Re:


estenj erzja пишет:

 цитата:
obran oshosj-te nignej novgorod!!!


Минек велесэ истя америть.Мерить Ало ош,али рузкс- Нижней ош.

http://lazalyk.narod.ru/ Эрзянь морот Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 3
Зарегистрирован: 15.10.07
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.10.07 10:49. Заголовок: Re:


nuuu... seske kajavide "istja a kortitj, istja a tejnitj". tinsjkak, parjak, kortamosonk koj-zjardo ruzonj valt noldak6natado. a sede pek pejdemam si, zjardo, doprok vese erzjatne nolditj tevs ruzonj keljste saezj "oshte", "eshte", "eshe" valontj. kemeste a sodan, no arsjan, uli minsenek val istjamo smustj marto. uli erzjanj keljse "veljtj" valosj. buti varshtams finnenj di estenj keljtnenj langs, konatne vanstizj kezerenj enkstnenj, toso ulitj valt "vielä" (fin) di "veel" (est). parjak, "veljtj", "vielä" di "veel" valtnenj vejke jurost. smustestkak, parjak, vejketj: "vielä"- eshe, "veel"- eshe; sverh togo, 4to estj; vdobavok. erzjanj "veljtj"-slishkom, boljno; usiljaet, dobavljet ka4estvo. nevtevks: veljtj previjat-sli6kom ti umen. ansjak minek "veljtj" valosj sede seedjste tevs noldavi prilagateljnojtnenj marto. no arsjan, buti uli minsenek val, malaviks smustj marto, mezeks sajnems ruzonj keljste?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 535
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.10.07 13:03. Заголовок: Re:


estenj erzja пишет:

 цитата:
mezeks sajnems ruzonj keljste?



Пек видеть валот, ялга. Монгак истя лован.
Содамочитькак сёрмадовкссот парсте неяви. Эрзянь келенть сюпавчинзэ ды мазычинзэ лезды теть суоминь ды эстэнь кельтнень тонавтомаськак, неяви.
Парсте невтик, кода рузонь кельстэ "ещё" валось шождасто полавтови эрзянсесэнть, чарькодстеви малавикс суоминь ды эстэнь валтнэсэ. Монгак теде а весть арсекшнынь.
А кундат ва сёрмадомо а покшке тешкс-сёрмадкс (заметка) : "Кода эрзякс ёвтамс "ещё"?
Содамочить, койсэм, тенень сатышка.
Койсэм, тонь мельтнень поладомга, тевс вадрясто нолдави "таго" валоськак. (опять), "одс" валоськак, "зярс" ды, улема, лият валткак. Ансяк эряви неть валтнэнь аравтомс лувс ды невтемс, зярдо те эли тона валось ютавтови кода рузонь седе келей смустев валось "ещё". Кундындерят те сёрмадксонтень, койсэм, паро лезэ максат эрзянь келентень, культурантень, келеньсодамочинтеньгак.
Мон аволь келеньсодыян. Эрзянь келенть содаса ансяк покштям-сырявам пельде, секскак монь кельсэмгак, сёрмадомалувсомгак, нама, улить ильведевкст. Паро мельсэ ванан сень лангс, зярдо ломантне ёвтасызь эсь мелест сынст коряваст-витемгаст.

estenj erzja пишет:

 цитата:
no arsjan



Мелезэм седе тукшны эрзякс: "теке марто арсян", эли "ансяк арсян", "тень пингстэ арсян"

Эрюш лелясь.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет