On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Эрязо Эрзянь Масторось! Пингеде пингес эрязо! Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!Erzänj mel, erzänj kel, Erzänj Mastor! Ersän mieli, ersän kieli, ersän Maa! | Эрзя, муить ундоксот! Erzia, muit\' undoksot!

АвторСообщение





Пост N: 12
Зарегистрирован: 28.02.13
Откуда: Чита
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.06.13 18:42. Заголовок: Украшения


Какие были украшения, из чего они делались, где брали материалы для украшений, значение украшений?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 3 [только новые]


администратор




Пост N: 5840
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.08.14 22:12. Заголовок: Эрзянь аваломанень п..


Эрзянь аваломанень пряс путомкат:

http://uralistica.com/profiles/blogs/2161342:BlogPost:220439

Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 107
Зарегистрирован: 29.11.13
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.12.14 23:15. Заголовок: ТОПТАНИЕ В..


ТОПТАНИЕ ВОКРУГ ПАРИ
…………………………………………………………………………………………………

Этнграфическая наука относит резьбу по дереву на эрзянских изделиях к декоративно прикладному искусству. Это подтверждает статья известного этнографа Мартьянова Владимира Николаевича, «Материалы по резному орнаменту мордвы», опубликованной в журнале «Советская этнография» за №1. (год?) Слово ученого, известного корифея науки, сделавшего научную карьеру и издавшего ряд книг- исследований по теме «мордовского» орнамента не вызывает споров у тех, кто имеет слабое представление по данной теме. Однако, ныне 80-летненего ученого трудно убедить в чем-то ином, для которого тема народного фольклора только «мордовский».
При всём уважении его личности учёного и его фундаментальным трудам, я, провинциальный исследователь эрзянской графики – подчёркиваю, не мордовской, имею иные взгляды и аргументацию. Владимир Николаевич исследовал, именно эрзянскую графику, не углубляясь в философию символа. Его добросовестный труд описательного характера, альбомы графики на пари помогли раскрыть суть наследия, оставленного предками. В первую очередь у «мордвы», т.е. у мокши данный пласт культуры отсутствует. В их языке даже нет слова «парь». Нет той сложной свадебной обрядовой традиции, где роль липовой долбленки имеет первостепенное место. Народную традицию изготовления ритуально – сакральных парей несло в прошлом только население эрзянского Поволжья. Трудно назвать религиозно – магической утвари, как парь, декоративно- прикладным проявлением. Его суть изготовления сковано традициями народного верования, каноническим требованиям, строго следовавшего по традиции предков, где бы эрзя, не жил.
Процент творческого поиска и фантазии мастера сковывала именно эта традиция, поэтому пари по стилистическому исполнению так похожи один на другой. Это мировоззрение народа, его графическая культура – случайного тут не может быть.
Эту графику, исполненной трехгранно выемчатой резьбой можно отнести к геометрическому письму. Каждый знак несёт смысловую нагрузку, т.е. информацию, которая легко считывается. Резьба знаков строгая, статичная, не терпящая небрежности скорописи. Математически выверенная геометрия знака – есть подлинная магия, отличается красотой и лаконичностью. Как правило, на круглой деревянной утвари один и тот же знак-символ повторяется по горизонтали, образуя бесконечный бордюр орнамента. В этом тоже магия.
Наука не терпит поверхностных суждений и описаний. Графика родного мне по крови народа должна быть понятной. К примеру, египетские иероглифы тоже считали орнаментом, но нашелся человек, который нашёл ключ к чтению и информация пошла (Жак Франсуа Шампольон). Вот поэтому, со всей серьёзностью и ответственностью отвергаю «находки» уважаемых исследователей. К примеру, В.Н.Мартьянов, делает заключения, что «орнамент» паря получил отражение набора украшений мордовского женского костюма, прослеживаемый по материалам могильников I – XVII вв. и по этнографическим памятникам XVIII- XX вв.. Автор убеждён, что изображение украшений, костюмов, вышивок на предметах обихода было распространено, в основном, у мордвы….
Действительно, чувство красоты, такта, меры нельзя отбрасывать у эрзянского народа. Геометрические знаки сами по себе несут совершенство кода математической красоты. Но украшательства, как таковой, ни в костюме, ни на утвари, тем более ритуальной пари не было. Всё определяет целесообразность магии оберега. Всё, что считается орнаментом – это и есть бесконечная по кругу информация – пожелание, молитва к богу Инешкипазу и обратно, хозяйке данной вещи.
В эрзянском обиходе ритуальные знаки - сёрма несли кроме свадебной пари религиозно-ритуальные кадки, ковши, кузовки, кошеля- с которыми имели дело эрзянские выборные люди Озкс-атя и женщины. Для женщин пожелания -молитвы наносились на ткацких станах, прялках, донцах, гребнях, как бы облегчая их тяжёлый монотонный труд. Женщины же на этих же станах ткали в клетку полотна, которые тоже имели функцию оберега. Вышивали ковровой вышивкой (звёздочка Инешкипаза) рубахи , особенно места, где может зайти порча (сярко) –ворот рубахи, подол рубахи, концы рукав. Особенно богата вышивкой оберега, верхняя женская рубаха -руця.
Наиболее известная резьба по дереву, конечно на парях – долбленных из единого ствола липы. Сам процесс заготовки и изготовления имеет глубокий сакральный смысл. Но расскажем, что такое парь. По высоте они имеют размер до метра. Ниже 80 см, называются уже парькой. По диаметру встречаются пари до 80 см при толщине стенок 1,5 – 2,5 см. Имеют крышку, который закрывает «замок». Как правило – это женская принадлежность для хранения холста, женских рубашек, изделий прядения и вышивок. Парь изготавливался в эрзянской семье по рождению девочки, персонально каждой. До совершеннолетия, то есть до её сватовства – это её приданное и её рукоделия, показатель мастерства и трудолюбия.
На пари при изготовлении наносились геометрические знаки, ряд за рядом, в верхней части параллельно друг другу и так несколько полос. Характерные для всех парей мотивы зигзаг(ломаная змейка), елочка (касмо), квадраты с диогональными делениями, внутри или штрихи или угольники, простейшие линии, ромбы, треугольники, антропоморфные изображения духов покровителей, космических стихий. При первом взгляде на небогатый набор геометрических знаков при их множественного повтора по кругу борта пари ощущается красота орнамента. Но это пожелание, молитва, магия красоты.
К примеру, долбленные также из липы кадки, кадушки, большие мерники для муки и зерна, что предназначается для хозяйственного обихода, не украшалось- кроме нанесения семейным или родового знаком. Это говорит об особенности и ценности пари. Что резьба на ней, не иначе как магия, оберег на счастливую и богатую жизнь хозяйки пари. Достаточно одного взгляда чтобы считать информацию. Как правило, первая полоса с верху – это зигзаг, пожелание или просьба долгой жизни. Так- как, жизнь – это постоянные контрасты: день-ночь, радость-грусть, расставания- встречи и т.д., символизирует слом линии. Один сегмент- кемь, кемиксты, кемень т.е.10 циклов жизни. Следующий ряд как правило – это ёлочка, по - другому касома-рост. Это благополучие семьи, рост детьми, животными, хлебом, богатством. Следующий ряд может излом больших треугольников заполненных мелкими треугольниками. Считывается как наполнение семенами жизни. Может быть большими квадратами -восьмилучивой розетки, между которыми , треугольнки -семена жизни. Это посев жизни на квадрат земли (мастор). На наиболее старых парях встречаются антропоморфные изображения духов-стихий покровителей человека в наборе стихией солнца, солярных знаков, набором орудий труда.
Когда-то культовая графика широко была известна эрзянскому народу. Его применяли, начиная семейных знаков, клейм собственности, родовых знаков, до рисуночных молитв-пиктограмм на бересте и рисуночных писем, известных этнографам.
Принимать во внимание, как украшения-орнаменты, это значит - ничего не понять, топтаться на месте. То, что находят археологи в захоронениях в оформлении костюма, доказывает, что это не украшение, а магия и оберег, и каждый деталь имеет самостоятельную смысловую нагрузку. Это нам надо понять, в этом задача исследователя. Эрзянские пари – исследованные археологом, этнографом В.Н.Мартьяновым, стали показателями большой этнографической ценности. Их хранят лучшие музеи страны. Это подлинная большая культура народа и как говорит учёный – они слабо изучены. Данная статья дополняет пробелы, что еще не осознано официальной наукой.
Николай Аношкин.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 5880
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.12.14 21:18. Заголовок: Тумай пишет: поэтом..


Тумай пишет:

 цитата:
поэтому пари по стилистическому исполнению так похожи один на другой. Это мировоззрение народа, его графическая культура – случайного тут не может быть.



Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 12
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет