Когда я был маленьким, меня на все лето отправляли к бабушке и дедушке. В памяти сохранился один любопытный праздник, название ему "Проводы весны". С нижнего конца села (Алопень) в сторону верхнего конца деревни (Верепень) народ с песнями и плясками нес молоденькую березку, на каждой веточке которой было завязано большое количество ленточек. Подходили к каждому двору, звали хозяев, которые в свою очередь выносили угощение (ну не без "огненной воды"конечно) и далее сами присоединялись к процессии. Апофеозом был очень красочный момент, в конце села мужчина несший березу разбегался и бросал березу как можно дальше. К березе подбегала детвора начинала рвать березовые веточки с красивыми лентами. Дальше веточки по возможности разносились по каждому двору.
В связи с написанным выше у меня вопрос, знаком ли этот праздник в других местах, где живут эрзяне?
Пост N: 182
Зарегистрирован: 17.11.06
Откуда: Россия, Лениногорск ош
Рейтинг:
1
Отправлено: 10.01.09 01:23. Заголовок: У нас похоже справля..
У нас похоже справляют Троицу. С утра народ идет на лесную поляну, где идет народное гуляние, общение. Здесь же наряжают березку (украшают лентами) и все вместе спускаются в деревню и ходят с березкой по улицам, обходя дворы. Потом возвращаются к реке, раздевают березу и бросают с высокого берега к реке.
Илькань Микай сермадсь: у нас похоже справляют троицу. Шумбрат Микай. Минек велесе те праздникенть лемзэ "Овтонь каямонь чи", но сонзэ теить через неделю после троицы. Авине оршить килеинь таратсо, кедсь саи килейне истя жо яки велева мартундо народ яки. Потом минек вирсеэ ульнесь ознома тарка, тосо пруд. От тов и сондэ каякшность вец одежа марто и тараднэ марто.
Минь теинек Нижней енкссо праздник "Эрзянь покш Чи" конанть ютавтам каждой иестэ разной районнсо, чтоб эрзятне сыргузевелть (проснулись). Но тейтям в современной редакции. 1 частесь - фестивальной, музыкально-конкурсной, обоцесь - спортивной - минифутбол, воллейбол, гиря, армреслинг, шашки, шахматы. Панжуви сон 12 часов дня, моли до 18-00, потом перерыв, 21-00 и валкскес дискотека од ломаньне.
vijan1 мерсь: Иля покоряво, Безаев леляй. ==== Если бу покордавинь а улинь тесэ уле. Мон сермадынь кода карминек и мекс те тевенть тейме. Тынь то же чаркодеде, сразу мезеяк косо як а пры. Раз татар лувсо эрить, то неить кода сынь теить. Сюкой-сякой событияньть эсиск пелей велявтыть. А минь штык сразу путтам раз а монь корякс. Минь тейтям истя - пурнатан ломаньтнень раськень оймэс на определенном уровне, тынь те базаньть ланксо тееде седе виев тев. Мон истя арсян. Ки пурны, а ки панар орши пятка виец и озномо терги народонть. Сразу кияк ков гак а моли. Семен аздан ульнесь арась Пикшнясо Эрзянь покш чи лангсо, ульнес так бути нес, кода минь Оберега теинек скирнавтозь койги скирнавсь круг потсто. Не то что кедьстэ-кедьст саймекс ды мольмекс Торама мельга. А уж Васильевкасо (кавто иеть позже) истят ломать арасельть. Аэряви ломатнене ярлык сразу клеямс, если сынь арсить а кода тон. Арсемачис эряви ветямс, эряви невтемс те чинть тенене конатне стувтызь или эизь сода эсиск коенть, скорее культуры и традиций.
Семен мери: Тееде истят озкст - коли седеенк сэредить! === А мекс бу тоньдять а теймекс ОЗКС. Минь тов сатам, как сынек круглой стоворс Эрзянь келень чистэ. Видишь пель стовор заняли. Мекс нельзя дополнять друг друга, а обязательно истя или а истя. И кияк монь не убедит, что минек Эрзянь покш чись а максы эрзянь койть, мельть. И минь а кацынек те тевенть, хотя пек стака, а тон тейк ОЗКС и карми пек вадря.
Отправлено: 18.04.09 10:23. Заголовок: Михаил Иванович Вы р..
Михаил Иванович Вы работали в сфере правоохранения, кому как не вам знать, акции против эрзянского языка, создание МОРДОВСКОГО для эрзян, - это ПРЕСТУПЛЕНИЕ!
Отправлено: 18.04.09 11:09. Заголовок: Безаев пишет: Те па..
Безаев пишет:
цитата:
Те паро сермадмокс, что Безаев находится на прямом или косвенном финансировании у властей.
Напоминаю у нас другая тема.
Семен пишет:
цитата:
Михаил Иванович Вы работали в сфере правоохранения, кому как не вам знать, акции против эрзянского языка, создание МОРДОВСКОГО для эрзян, - это ПРЕСТУПЛЕНИЕ!
Семен пишет: Безаев пишет: Минь тов сатам, Ялгат тынь ванодо. Зняро Россиясо эрзянь организацият... Самара, Москов, Н.Новгород ды седе тов. Ки эська эська лади? ки сюлмавкшны? Ки вейсэ важоди? Косо весе вейсэнь тевтне? АРАСТЬ! ==== Так давай тейме вейсэ, а тон видишь предложениядо отказывашься. Мон иной енксов а этян, тесэ бу тевтнень теймекс. Те паро сермадмокс, что Безаев находится на прямом или косвенном финансировании у властей. === Или руководители мордовских организаций продались за гостиницы, железнодорожные билеты, накрытые столы, книги. Ды путмокс подпись Цыганков. То есть минь должны удомс вокзалсо, ярсамкс подворотнясо, эсинек ярмаксо ардомс и еще книгат а саемс конатнень мон весе кандыть школава, а кой конантнень казинь школьникне в качестве призов. Мон мезе должен кудом миемс, раз те тевенть карминь кепедеме? А те шкасто эне жо сермадыцятне озыть моргопелес. Еряви каждоенте тейме эсинзе тев, тон вон видишь мезе мерить, кода скевститинь: мекс эить тее оппозиция Мокшиннэ раз превезыть эзьтук мельсэ. "Мон ульнинь корреспондентом". Таки мезе скевснят минек пельде, минь тожо ульницям корреспондент. Аэряви вешнемс минек поцо душмант, ды пацькамкс по делу и без дела. Еще раз сермадан эряви кевтнень пурнамкс, а кайсемкс. Сэстэ сыть, путувить таркава, таркава вадрят ломать, конатне кармить пряск путмо ве тевинь кис. // Ульк шумбра. Ды весене. Туинь а карман компьютер ваксно 4 чить. Весене вадря маней чи. А если тон сразу, как ренгенсэ ваныть и содат ки эрзя, а ки а эрзя тесэ учемс не мее а эрзя пельде.
25 -це эйзюрковонь чистэнть,Самара ошсо, "Изнямо" аштема кудосонть, ульнесь путозь неевтема "Велень койть" эрзянь кельсэ. 25 марта 2012 года на сцене самарского Дома культуры «Победа» был показан музыкальный спектакль "Велень койть" (Сельские обычаи) на эрзянском языке.
Пост N: 31
Зарегистрирован: 29.10.11
Откуда: Самара
Рейтинг:
0
Отправлено: 23.04.12 09:38. Заголовок: «Од толонь чи» в Сызрани 21 апреля 2012 года
21 апреля 2012 года в Сызранском драматическом театре прошёл праздник «Од толонь чи». Старинным ритуалом - зажжением родовой свечи «штатол», открыл праздник председатель эрзяно-мокшанской автономии Кистанов Иван Васильевич. В древности эрзяне и мокшане на специальном молении, которое проводилось обычно в апреле, добывали новый огонь и разводили костёр, от которого каждый хозяин брал угли в глиняный горшочек и уносил домой, чтобы разжечь очаг заново. В каждой семье огонь поддерживался целый год, до следующей весны… Как и полагается на подобных мероприятиях, не обошлось без пустых и утомительных поздравительных речей от Властей. Но и в таких, казалось бы, формальных актах, эта самая Власть всегда умеет показать свое истинное лицо. Так, один высокопоставленный клоун, более получаса вещал слушателям в зале о великом эрзянском борце из села Красные Ключи – Иване Поддубном. Смешил и в тоже время огорчал красочный рассказ чиновника о силе и подвигах богатыря Михаила Борова, приписываемых почему-то украинцу Поддубному. Хотя все представление и велось на русском языке, и ведущая всякий раз, издевательски коверкала эрзянские названия песен, однако концертная часть программы началась с великолепного выступления детских хореографических ансамблей «Жемчужинки» (г.Сызрань) и «Задоринка» из поселка Варламово Сызранского района. Эрзянские дети к своим программам подгоготовились основательно и с любовью. Приехавщий на праздник Инязор - Мусалев Григорий Дмитриевич обратился к присутствующим на эрзянском языке с интересной речью. Эрзяне внимательно слушали - аплодировали. Представитель от Мордовии - Раиса Щанкина , также на хорошем эрзянском поздравила сызранцев с праздником. (Нечасто, в последнее время, эрзянам и мокшанам приходиться слышать со сцены родную речь от высоких гостей.) Также, заместитель председателя Поволжского центра культур финно-угорских народов, поделилась радостной новостью – в Лондоне создаётся эрзяно-мокшанское землячество. В исполнении ансабля «Келу» из Саранска прозвучали старинные песни «Вирь чиресэ» и «Розь паксинесь» шуточная песня «Эрзянь карть», а также инструментальные наигрыши. Богатство и красота национальных костюмов, хорошо поставленные голоса Анны Атласовой и Нины Макшевой, сильно скрашивали, уже заезженный песенный репертуар заслуженного коллектива. Хозяева праздника, сызранский фольклорный коллектив «Нармонь морыця», которому едва исполнился год, спели песни «Адядо, ялгат, розь паксяв» и «Эрзянка». Яркие национальные костюмы, в которых они выступали, были изготовлены в Саранске и подарены артисткам в прошлом году. Руководит молодым творческим коллективом Атаманова Надежда Гавриловна. Она также является зам. председателя сызранской автономии. Из Самары на праздник приехали фольклорный коллектив «Килейне», народный эрзянский хор «Масторава». В исполнении «Масторавы» прозвучали песни «Косо, косо, да Утяша» и «Адя, ялгат, паро ялгат». Солистка народного хора «Масторава» Нина Черных исполнила эрзянскую песню о родном селе «Веле, веле, велинем». Поздравить сызранцев с праздником приехали соседи из села Кивать Кузоватовского района Ульяновской области. Молодые эстрадные певцы из ансамбля «Пизёлне» исполнили эрзянские песни «Тон ванат» и «Тундонь чись». Особо понравился зрителям эрзянский фольклорный коллектив «Сяткине» из села Кирюшкино Бугурусланского района Оренбургской области. Отлично исполнив три песни – «Пекшень дудкине», «Ковонь валдосо» и песню «Авай, молян мон вирев», гости из Кирюшкино , в шуточной форме поблагодарили Кистанова И.В. и вручили эрзянский курник.(Самарцы уже знают, что оренбургские эрзянки без подарков на праздники не приезжают) Затем концертную программу продолжили представители Самарской городской эрзяно-мокшанской общественной организации «Лисьмапря». Алёна Гаранина (Елена Мезинова) с Ириной Романовой исполнила эрзянские и мокшанские песни. Эстрадный певец Виктор Рауткин спел свои новые песни – «Школань од пора» и «А стувтоват». Зрители долго аплодировали любимому автору-исполнителю из Самары. В репертуаре Виктора насчитывается уже 16 песен. Перед концертом певец поделился творческими планами на будущее - готовятся несколько видеоклипов с его песнями. Во время заключительной песни «Эряк, тиринь мастором», которую исполнила Лауреат Всероссийского эрзяно-мокшанского фестиваля эстрадной песни «Од вий» Евгения Суворова из Саранска, все исполнители, под аплодисменты зрителей, вышли на сцену. После чего, совместно со всеми присутствующими в зале (около 300 чел), была исполнена песня «Вейсэ, эрзят, виевтяно», которая давно стала объединяющей песней, своеобразным гимном всех эрзян. В заключительном слове Кистанов Иван Васильевич, в своей интересной манере общения, искренне поблагодарил всех артистов за выступление и призвал всех эрзян и мокшан любить и уважать свой родной язык и культуру.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 7
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет