Эрзянская религиозная философия закодирована в графике. Их не только читать, но и понять несведущему человеку не просто. Моё любопытство с детства, когда я в первые увидел орнаменты на эрзянской пари не пропало. Нашло продолжение в работе музея эрзянской культуры. Их исследованию отдал много лет, пока не понял, что это не что иное, как заложенная информация, которую можно считывать. И действительно, я понял суть метода передачи информации. Для этого нужно знать эрзянский язык и эрзянский духовный мир. Излюбленный метод нанесения мысли на материале – это резьба знаков на дереве. Трёхгранно-выемчатая резьба вмещает в себя большие информационные возможности. Эта техника нанесение знака в основном на липе несет в себе тайны философской мысли. Элементарный знак этой резьбы треугольник, имеющий три глубинные плоскости, образует половинку пирамиды. Эти плоскости символизируют основные стихии в мировоззрении предков: воздух, вода, твердь земли. Они рождают жизнь. Устройство мира предок видел в бесконечном движении в круге времени. В этом круге рождается равносторонний треугольник, где вершина творящее начало (шки), основание пространство (мастор). Свою очередь пространство делится на два равных прямоугольных треугольников, символизируют твердь и воду. Вечное движение во времени пространства- это и есть МИРОВОЗДАНИЕ. В русском языке есть слово тормашка. Вряд, кто может объяснить, что это такое. А это древнее слово и оно утвердилось с эрзянского языка. Буквально с ног на голову, т.е. нарушение или опрокидывание. Эрзянский язык говорит о неестественном состоянии – тормашки, нормальное состояние – шкимастор. Хотя о обожествлении времени Шки (Шка) не понято этнографами и прямо не говорится в мифологии, но это имеет место. Круг- пинькс, чаро – это иесть мироздание. Видимая часть этого круга, небесная сфера, где путь солнца и луны, есть ара, ар га , арка. Его обожествляли предки, строили курганы маары- земную сферу. Любопытно, что в древнем представлении, к примеру солнце на закате проглатывался драконом, а при восходе изрыгался. Этот сюжет имеется в рельефе Софийского собора в Киеве. Однако, для всего человечества круг, символ священности, также оберег. Поэтому эрзянский мастер, нанося молитву-пожелание на утварь, замыкает его в круглый орнамент, чтобы молитва не имела конца. Религиозный пантеон, также имеет графическое воплощение. Его размещают на полотне, где центр, красный цвет символизирует живую кровь народа, которая находится между небесным богом и миром предков в земле (тона чи). В этом заключается дуальность эрзянской религии. Небесная сфера населена духами- стихиями природы, но над ними восьмилучевый животворящий диск бога . Он же и небесное светило Ра, Верепаз, Инешкипаз. В свою очередь Бог-Творец создал из большой воды и света стихию, помощницу себе – Анге патяй. Она, богоматерь создала духов стихий воды и огня. Но все являются покровителями человека. Потому, что Человек любимое дитя Бога. Ангепатяй в свою очередь наделяет мир животворящей жизнью, мечет искры жизни (сятко). Покровительствует женщин, рожениц и всю на земле рождающейся жизнь. . Если небесный пантеон это свет и божеский цвет исходящий от солнца, как созидательное явление, то чёрная твердь (тоначи) имеет иную стихию, где правит разрушитель Идемевсь. В этот мир ушли предки, зарыты их тела, а душа(ойме) ушла Верепазу. Противоположность Анге патей стихия Идемевся также высекает искры (сярко), несущие болезни и смерть людям. Это прочие порчи (наркоть) и злые проявления проявляются повсюду. Человек, живущий на земле ведомый силами добра и зла, только его разум и воля противостоят и определяют путь жизни. Вот такие, с виду простые геометрические символы определяют природу бытия. Они рождаются только у большого и древнего народа, к которым относится ЭРЗЯ. Николай Аношкин.
Образ Мельседея в эрзянском религиозном пантеоне, несомненно, имеет место. В начале 19 века в Терюшевской волости Нижегородчины стал известным религиозный проповедник эрзянской веры Кузьма Алексеев, прозванный Кузька-бог Кузя-паз. Его ведущий святой был Мельседей. Переводится с эрзянского языка как «желание сердца» . В сознании людей, как покровитель, первосвященник или даже как сын бога Верепаза - Нишке. Ассоциируется с христианским Иисусом Христом. Случайно ли? Или это влияние насаждаемого властью православия. С этим, что Кузя – паз вёл дуализм в своей религиозной пропаганде можно не согласиться. Он ярый противник христианской веры и вряд ли ему был известен первый первосвященник из Ветхого Завета Мелхиседек, благословитель Авраама. И в этом попытаемся разобраться в этой статье. Хотя по исследованиям М.Т. Маркелова 1927 год, Кузьма Алексеев был грамотным. Также по утверждению автора Кузьма проводил озксы-моления с народом по канонам древней эрзянской веры, чем заслужил о себе добрую память сородичей. Однако власть всячески сводило подвижничество и миссионерство Алексеева глубокому невежеству и сектантству. Что общего между эрзянским Мельседеем и библейским Мелхиседоком? Близость имён, случайное сходство, или всё же предки эрзян донесли свой древний пантеон верований, в котором имя святого сохранили. Мелхиседок-имя с иудейского диалекта. В полнее естественно, что древние иудеи сохранили его имя за его благословение от Бога Авраама. В представлении, он был предтечей Иисуса Христа, даже внешний образ одинаковый. В четырнадцатой главе Книги Бытие сказано: «И Мелхисидек, царь Селимский, вынес хлеб и вино, и благословил его, и сказал : благословен Авраам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал десятую часть из всего». Кто же это дал право Мельхиседеку, благославлять Аврама. После чего благословенный на единобожье перешел именем на арийский диалект Ав Ра а Ма -(Авраама). За какие подвиги? Мелхиседек стал на сторону царя левитов, чтобы они имели духовную власть над соплеменниками. Огромный пантеон иудеев- язычников, кровавых душегубов, наследников Левиофана и других божеств, требовавших человеческих жертв разъединял племена, между которыми шла междоусобица. Требовалось единое божество, строгое и справедливое. Однако, чем прославился Мелхиседек, кроме благословения совершенно не известно. На это иуадаизм не даёт ответа. В Библии он предстаёт уже не молодым человеком, умудренной жизнью. Правит Салимом - справедливо, избегает военных конфликтов. Священник, который предан своему единому богу, хранит Его заветы. В Библии ни слова о его богатствах или роскоши его двора. Очевидно, что для него ни роскошь, ни богатство не имели значения. Тексты в Ветхом Завете можно трактовать не иначе, что он не имел ни отца, ни матери, ни рода, ни потомков. Происхождение его неизвестно, а годы жизни не сочтены. Напрашивается выводы, что Мелхиседек пришлый - из северного арийского мира, принесший философию арктического гуманизма и коллективизма. Представитель первой философской школы человечества, повернув через Авраама иудеев к единобожью, заложил фундамент для мировой религии христианства. Возможно именно он, Мелхиседек, остановил жертвенный нож, занесённый Авраамом над сыном, и тот в благодарность принял его веру. Ну, а Мельседей, имя, которого из двух сложно- подчиненных слов истинно эрзянское. Когда Мельседей вошёл в эрзянский пантеон, останется тайной. Однако эрзянский народ, не жалкий мордовский субэтнос-племя, язык его не наречие не существующего народа, а автохон с древними корнями и культурными традициями и памятью. Они уходят в глубины истории и их надо искать, а не отрицать. Да благословит тех, Верепаз – Инешкипаз, кто ищет! Паз чангодть!!!
Николай Аношкин.
Версия, изложенная мною, родит большое несогласие тех, кто привык доверять мордовской литературе. На это один ответ, выпущенная мордовская научно-публицитическая литература не последняя инстанция для суждения. Терюшевский пласт эрзянского народа может нести память совместного проживания на берегах великих рек Волга и Ока с древними индоиранскими народами. Они реки звали своими именами РА нгх ВА;, Рав. Сложные слова объединяют глухие согласные- нгх; нх; хи и другие. Это даёт повод утверждать, что имя первосвященника Мелхиседек родился на берегах Волги. Подвижничество древних философов прослеживается в истории. К примеру, в персидском государстве царей династии Ахеменидов существовала каста ученых жрецов, выходцев с севера. Для религиозного обслуживания было построено два культовых города Парса, Пасарга. Имена Мелхиседек и Мельседей тождественны. Это имя философа и правителя, каким эрзянский народ помнит и наделяет Тюштю, в полнее может соответствовать образу Мельседея.
Использован материал: М.Т.Маркелов «Избранные труды» 2009 г. Материалы из журналов «Загадки истории» 2014 г..
Четвергову Евгению Владимировичу. Материал писался мною, чтобы возвысить эрзянскую духовность выше христианского, как первого, который шагнул к единобожью. Притом пантеон верований и философия религиозных представлений предков тесно была связана культурой поволжских ариев-индоиранцев. Богатство эпоса Масторава не могло родиться на пустом месте, а только на очень высокого уровня цивилизации оседлого народа, не отягощенного войнами и массовыми миграциями. Многие космогонические герои верований ушли в тень, к примеру, Валдо Чи, Иничи, Авай-начко мода. Этот пантеон, возможно, установить из ведической литературы.
Просьба, если будете готовить в газету, смело исправляйте мои недочёты. С уважением, Аношкин.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 9
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет