Пост N: 35
Зарегистрирован: 29.07.07
Откуда: Москов ош
Рейтинг:
1
Отправлено: 19.12.08 01:52. Заголовок: Сфера применения языка
Думая о языковых перепетиях эрзян я неоднократно задумывался - а какова сейчас реальная ситуация с языком. Не с его статусом, обучением - тут как раз информации достаточно, а вот именно ситуация с его употреблением. Побывав несколько раз в этом году в Мордовии (да и в соседних областях уже неоднократно) я только ОДИН раз слышал эрзянскую речь - это был разговор по телефону главы села Вирь Тавла с директором Школы резьбы по дереву. Всё! Однако, я прекрасно понимаю, что все мои псевдоисследования абсолютно нерелевантны, хотя бы потому, что я не могу однозначно дать понять, что со мной можно говорить по-эрзянски, скорее наоборот. Тем не менее даже в магазине Масторава, где есть ма-аленька полочка с литературой на мои слова по-эрзянски реагировали как-то странно. Вот хотелось бы узнать из первых рук: а как собственно обстоят дела в употреблением языка самими эрзянами в общении друг с другом. Например, говорят ли родители с детьми, дети друг с другом, говорят ли эрзяне на работе между собой, говорят ли они только на эрзянском в течение некоторого времени (употребляя русские заимствования именно как заимствования с характерными эрзянскими чертами), либо же происходит замещение части фраз, когда одно предложение, фраза могут быть сказаны по-эрзянски, а следующее по-русски? Есть ли ещё старики вообще не понимающие по-русски или не говорящие из принципа, и как у них обстоят дела с заимствованной лексикой, есть ли такие, кто вообще в разговоре обходится без заимствованной (имеется в виде в последнее время) лексики. Многие ли эрзяне грамотно пишут по-эрзянски, вообще какой уровень орфографической грамотности? Многие ли читают те немногие книги, которые есть (но всё-таки они же есть!). Всё время, когда выясняешь эти вопросы, боишься узнать, что язык остался уделом либо в прямом смысле фанатов, либо древних стариков, либо учёных и интеллигентов, специально изучавших его и пишущих на нём, чтобы отличаться от основной массы (но не являющихся их реальными носителями в жизни). Вот такие вот вопросы.
Отправлено: 03.04.09 00:15. Заголовок: Сура пишет: хотелос..
Сура пишет:
цитата:
хотелось бы узнать из первых рук: а как собственно обстоят дела в употреблением языка самими эрзянами в общении друг с другом.
Весьма и весьма печально. Например в нашем посёлке 1/3 эрзя,1/3 мокша, остальные сборная СССР. Благоприятная среда - живи родной язык! НО хотя родители говорят между собой на эрзянском (мокшане на мокшанском) со своими детьми даже дома АБСОЛЮТНО ВСЕ говорят на русском. Первому поколению детей ещё понятен смысл родного языка, но связать несколько слов уже трудно. Далее можно представить, что внуки даже сути родного языка не смогут уловить. Я сам из такой семьи. Мой отец Эрзя, мать Мокша. Между собой говорят каждый на своём языке и прекрасно понимают друг друга, но с детьми ВСЕГДА говорили и говорят на русском. В детстве каждое лето я проводил в РМ даже учился в местной школе, но ни бабушки ни дедушки ни дяди ни тёти ни друзья ни одноклассники НИКОГДА не говорили СО МНОЙ на родном языке, только на русском. Поэтому я не пишу в форум на эрзянском: это будет выглядеть смешно и не понятно. Выводы каждый сделает сам, а моё мнение такое: если это не нужно эрзянам, не нужно никому. Любовь к Родине, к родному языку, к родной истории и культуре начинается в семье а не на баррикадах.
Пост N: 44
Зарегистрирован: 26.09.08
Откуда: россия, бугуруслан
Рейтинг:
0
Отправлено: 07.04.09 16:03. Заголовок: Да автор-то, кажетс..
Да автор-то, кажется, кое-что понял, и, имея интерес, вполне может достичь некоторых успехов и в своём образовании и в образовании своих детей, без баррикад. По своему селу могу сказать, что дети вполне сносно владеют бытовым вариантом родного языка (этакий эрзянско-русский суржик), и немного знакомы с литературной нормой. Хотя, конечно, в период моего ученичества речь русская звучала только на уроках, а потом учителя уходили и в учительской общались на своём и мы тоже, сейчас её куда больше. А вот побывав в Кирюшкино Бугур. района, где уже 15-20 лет эрзянский ведётся в школе, как предмет, где 2 ансамбля песни, где эрзянский музей дети и взрослые младше 25 общаются исключительно на могучем. Причём учителя там были очень заинтересованные, только наизнанку не выворачивались пытаясь засеять головы детей любовью к родному...
вполне может достичь некоторых успехов и в своём образовании и в образовании своих детей, без баррикад.
Веьма сомневаюсь. = Пек кавтолдан. Уж больно верит в Великого Сына Израилева народа, считая его своим Богом. Человек потерял связь со своим народом и его Верой. Верит в религию другого народа. Он - не Эрзя.
Пост N: 74
Зарегистрирован: 26.09.08
Откуда: россия, бугуруслан
Рейтинг:
0
Отправлено: 02.05.09 08:07. Заголовок: Звучит как приговор..
Звучит как приговор, но в ситуации и в отношении человека ищущего это в корне неверно. А в кого верить это личное дело верящего. Мы где-то уже обсуждали этот вопрос. К слову, в селе Кабаево в Мордовии уже около ста лет живут представители нескольких конфессий, эрзяне, ими и остаются. В Армении жили эрзяне - молокане и не теряли национальной идентичности, не знаю нынешнего положения вещей, где-то читал, что они выехали в США. А куда податься эрзянам атеистам? Истяткевкстематнень лангс каршо валтнэнь вешнемань кист пек эйгажав, эряви улемс пек паро превей психологокс сынст вешнемга, ды пек ламо арсемс. Тесэ - на, нерьс! - аволь Эрзя, ды паро... Аволь - те апаро.
Есть вопросы, на которые сегодня нет однозначного мнения. Не знаю, наверно никто не знает, может ли в принципе быть единое мнение. Люди одинаковыми быть не могут. По-моему мнению, сегодня желательно разделить вопросы веры и принадлежности к определенному народу. За границей давно практикуют такую постановку вопроса, нам бы тоже надо начать неспеша рассматривать такой вариант. Отсутствие выбора в жизни, веры в том числе, повышает риски конфликтов, в том числе в смешанных браках. Начать обсуждать эту тему( выбор религии) я готов. В процессе обсуждения сможем узнать мнение эрзянь разных вероисповеданий.
По-моему мнению, сегодня желательно разделить вопросы веры и принадлежности к определенному народу. За границей давно практикуют такую постановку вопроса, нам бы тоже надо начать не спеша рассматривать такой вариант.
Если подойти с умом подойти к этому вопросу, тогда будет все хорошо. Лично сотрудничаем с девушкой эрзянкой, она православная и когда узнала что мы не очень "любим" церковь, она заявила, что сотрудничать не будет потому что......
Вежливо спросил ее, какая у неё цель? Ответ был, возрождение эрзянской культуры, языка и прочее....
После пяти минут молчания, она согласилась, и вот уже более полу- года идет здоровое общение.
Основная сложность заключается в том, что все религии смотрят на эрзянскую с превосходством.
Отправлено: 05.05.09 17:02. Заголовок: Семен пишет: все ре..
Семен пишет:
цитата:
все религии смотрят на эрзянскую с превосходством.
Или просто не приемлют. Эрзяне, почитающие свою этническую веру, к другим вероисповедованиям и религиям относятся нормально. Но эрзяне не приемлют неуважение и агрессию к эрзянской национальной вере. Наибольшую агрессивностью к эрзянской вере страдает РПЦ и её приверженцы. Частенько посещают её сторонники эрзянские сайты.
Наибольшую агрессивностью к эрзянской вере страдает РПЦ и её приверженцы.
РПЦ ведет агрессивную политику по отношению ко всем религиям. Тут, на мой взгляд, большую роль играет превращение РПЦ в бизнес. На современном этапе это явно видно, часто ритуалы имеют ценник. Полагаю, это и прихожане видят и могут испытывать от этого дискомформ. Тут, вероятно, причина не в вере, а в её отдельных порочных проповедниках.
Истинной вере должно быть безразлично отношение к ней иноверцев. Она либо есть либо нет, а привлечение к вере должно происходить с помощью примеров её светлости и честности, на мой взгляд. А то что мы разные культурно - так это жизнь и ни куда не деться, вейке пешкссэнтькак пешттне а вейкеть, однако, мы все остаёмся эрзянами и это главное.
вейке пешкссэнтькак пешттне а вейкеть, однако, мы все остаёмся эрзянами и это главное
Поддерживая vijan1 могу предположить, что на современном этапе может быть наиболее перспективным поиск способов единение на основе эрзянского языка и эрзянской самоидентификации. Вопросы веры, на мой взгляд, носят более интимный характер и требуют аккуратного и индивидуального подхода. Хорошо когда совпадают вероисповедание и самоиденификация, конечный результат может быть более весомым и близким. В других случая процесс может быть более длительным, но положительный результат этого процесса тоже может быть не менее ценен.
Пост N: 76
Зарегистрирован: 31.03.09
Откуда: Россия, Самара
Рейтинг:
0
Отправлено: 15.05.09 20:28. Заголовок: 2 дня назад заезжал ..
2 дня назад заезжал в Николаевку ульяновской обл. Слышу знакомый акцент. Тон эрзя? - спрашиваю. Эрзя - говорит. Разговорились, я на корявом и он на чистом эрзянском. Как приятно слышать родную речь. Кие монь тонавты истя кортамс. Минек эрзят пеле валт рузкс кортыть. Ды мерить оштё мезекс тонень те эряви. Оно кода.
Отправлено: 15.05.09 21:58. Заголовок: 2 дня назад заезжал ..
цитата:
2 дня назад заезжал в Николаевку ульяновской обл. Слышу знакомый акцент. Тон эрзя? - спрашиваю. Эрзя - говорит.
В Николаевке 30% населения - "мордва" (конкретней не указано). Так-то. Я живу в Сызрани, и довольно часто слышу эрзянскую речь: в магазинах, на улице, на вокзале, в общественном транспорте. При том разговаривают не старики, а люди среднего возраста и даже молодежь. При том чаще всего разговаривают на чистом эрзянском, без русских примесей. Так что не все потеряно, пока есть люди, уоторым удобнее говорить на своем родном языке - он будет жить.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 26
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет