On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Эрязо Эрзянь Масторось! Пингеде пингес эрязо! Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!Erzänj mel, erzänj kel, Erzänj Mastor! Ersän mieli, ersän kieli, ersän Maa! | Эрзя, муить ундоксот! Erzia, muit\' undoksot!

АвторСообщение
администратор




Пост N: 600
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.11.07 13:02. Заголовок: Единственному в мире музею эрзянской культуры - 15 лет!


20 ноября музей эрзянской культуры отмечает свой маленький юбилей - 15 лет!

Музей создан энергией и подвижнической деятельностью Аношонь Тумая (Аношкин Николай Иванович) и его добровольных помощников и друзей. Десять лет назад РДК г.Лукоянова Нижегородской области приютил экспозицию, посвященную истории и культуре коренного народа Нижегородской области. Без государственной поддержки, на средства друзей музея, создана уникальная экспозиция по культуре и истории Эрзя народа. Существование музея эрзянской культуры до сих пор остаётся незамеченным чиновниками из АФУН господина М.Мосина, Консультативного Комитета финно-угорских народов господина В.Маркова, занятых проведением "масштабных" фестивалей. Может маленький юбилей эрзянского музея позволит им обратить внимание на него? Может это маленькое, но важное событие в современной культурной жизни Эрзя народа позволит руководителям этих высоких структур хотя бы поздравить создателей музея с маленьким юбилеем и поблагодарить их за подвижническую деятельность?
Музей вполне подходит для туристических маршрутов. Об этом стоит подумать.
Подсказываем адрес: Нижегородская область, г.Лукоянов, пл.Мира, РДК, Музей эрзянской культуры. тел. 8 831 96 4 12 12

Музей нуждается в поддержке.
Эрзя.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 36 [только новые]


администратор




Пост N: 4008
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.08.11 22:07. Заголовок: КОДА ..


КОДА УШОДЫТЬ МААР

(как зачинали маар)



Этот обряд настолько древний, что о нем не осталось никаких сведений в эрзянском фольклоре. Обряд зооастрийской веры, предки арии зачинатели столь удивительно красивого и умного религиозного действия. Маар- центр этнической Родины, освященный богом и предками через живую кровь. Еще Заратустра возводил их, пел гимны Асура Мазды, величал Митра , живите в мире. Наследие глубокого Арктического прошлого.

Как зачинать маар? Я не знал вплоть до момента, когда на практике все пошло по логике. Палил во всю полуденное солнце. Повинуясь инстинкту, поднял руки слепящему диску, молитва Инешкипазу, благословение Инешкипаза, что мне предстоит от имени всего своего эрзянского народа зачать древний кой, определить земную сферу Ра. А людям, которые завтра придут возлагать маар, новую, качественно лучшую жизнь. Да благословит меня, сына своего и моего сына на великое дело.

От колышка натянутой бечевой определили радиус маара, шесть крупных шагов, в итоге двенадцать шагов, священное число Солнца – Чипая. Пошли по ходу солнца, первый сброшенный ком дерна.



Линия определялась натянутой бечевой и фиксировалась колышком. Так, вероятно, зачинали маар далекие предки. То, что не сохранилось об этом сведений не столь важно, важно , что есть маары, свидетели старинного коя. Койме – инструмент, который известен с древнейших времен, в названии имеет сакральную сторону. Кой-обряд, Ма- земля. Все просто. Уверенно прошли кольцо борозды, отделили поле от сакрального места. Здесь место духа предков. Мощный Камаз несколько раз свалил чистый белый песок и мы, и подошедшие рабочие сделали курган- подушку для завтрашней церемонии, Раськень Озкса.



Н. Аношкин.


Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 602
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.11.07 00:22. Заголовок: Как перекликается...


Вепсские юбилеи имеют традиционный привкус горечи
13.11.2007

В этом году исполняется 40 лет Вепсскому этографическому музею, расположенном в городке Шоутарвь (Шелтозеро, Республика Карелия). Музей основал слесарь петрозаводского предприятия Рюрий Лонин. Тогда СССР переживал новый этап повальной славянизации истории севера Европы и создание музея полуживой "чуди" стало самым ярким финно-угорским демаршем 1960-ых годов ХХ века.

Сейчас большинство "прописанных" вепсов живёт в Республике Карелия. На ее территории до недавнего времени существовало небольшое вепсское государство - Вепсская национальная волость. Ссылаясь на экономические соображения, ВНВ была ликвидирована несколько лет тому назад. На протесты лояльных власти вепсских масс внимания не обратили - так сейчас принято в РФ.

Среди активных "протестантов" был и 75-летний учёный, основатель Вепсского этнографического музея Рюрик Лонин. Но и он не помог противостоять напору власти - она, самодовольная, творит что хочет с людьми слабыми и прямодушными.

Однако, для годится, чиновники Карелии решили отпраздновать 40-летие самого музея - эдакого мавзолея вепсской цивилизации. В столице - городе Петроскои - провели конференцию с мудрёным названием: «Историко-культурное наследие вепсов и роль музея в жизни местного сообщества».

На следующий день поехали в экс-столицу Вепсского государства - Шоутарвь (кстати, не смотря на обещания власти, в официальных документах и, вообще везде, населённый пункт Шоутарвь звучит только по-русски - Шелтозеро). Там же провели выставку и диспут - что-то про родной язык, который по минимуму изучают в школах, и родную землю, которую лишают последних признаков вепсскости.

Все эти мероприятия, конечно, оставили в вепсском вопросе традиционные три точки. Жирные. Что же будет с вепсами в ХХІ веке? Как остановить повальную ассимиляцию и миграцию вепсов в города? Будет ли реализовано право вепсов на самоопределение в границах РФ? Вопросы, вопросы...

И где тот Чудо-Катанандов и Диво-Путин, который ответит на них честно и прямо? Нету их. Только поэты имеют ответы на все вепсские вопросы:

Может, рано мне пока что – в ад,
Но уже, конечно, поздно – в рай.

ОК


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 4009
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.08.11 22:10. Заголовок: РАСЬКЕНЬ ОЗКС НА ..


РАСЬКЕНЬ ОЗКС НА РОДНИКЕ или

фестиваль эрзянской песни на Ежати




Это культурное мероприятие по своему значению разноплановое . По факту его проведения пишут ныне с разных идеологических точек представители прессы. Одни хотят угодить власти и официальной идеологии Мордовии, другие, пишут более честно, но, не имея при этом собственного мнения и оценки события. В этом случае информация из первых уст ценна и объективна. Фестиваль национальной культуры соткан из разноцветных, самостоятельных и ярких мероприятий. О каждом из них можно писать и писать.

Взаимодействие множества людей, и прошел немалый организационный труд по вертикали власти. Местный районный отдел культуры, которую возглавляет замечательная женщина, талантливый организатор Федосеева Т.И.стал центром организации праздника. Работники областного министерства культуры приняли ответственность за проведения регионального эрзянского праздника. Не менее важен труд и тех, кто своими руками строил и готовил место, кормил народ. Скромные и ответственные работники, трудом своим предвосхитили успех народного праздника. В эрзянском эпосе «Масторава» труд Творца-бога Инешкипаза сопровождает труд во вред, нечистой силой Идемевся. Эта сторона наглядно проявляется в любом большом деле. Не обошлось и у нас без этого, но осталась незамеченным для многих. Личностный эгоизм проявлялся, но чей больше вклад или выгода, в этом случае - не так важно. Организация прошла успешно. Главное праздник состоялся, царил эрзянский дух, торжествовала эрзянская культура, а это признается многими и благодарностью Главы района.

До 23 июля 2011 года Музей эрзянской культуры г.Лукоянова провел на этом пятачке эрзянской земли три эрзянские озкса и праздника. Обходились тогда без финансовой помощи местных властей. Праздники были подлинно народными. Праздник 2011 года поддержало правительство Нижегородской области. Нижнегородский ОНМЦ разработал программу Межрегионального фестиваля национальной культуры нижегородских эрзян «Эрзянь лисьмапря». Но денег, для тех, кто занимался подготовкой праздника, выискивали из местных ресурсов. Областные чиновники финансировали проведение песенного фестиваля, а много обещающий Безаев, руководитель Нижегородского «Ялгат», на которого возлагались большие надежды, не оправдал себя. Организация из других регионов выезда творческих коллективов , как Пенза, Ульяновск , Рязань сорвалась. Но была с его стороны щедрость, на выделенные из Мордовии деньги потратил на водку и на денежные призы участникам спортивных игр. Его совершенно не интересовало культовое мероприятие праздника и строительство памятников. Поэтому автор этих строк, организатор народных праздников имеет право на упрек, что следующий праздник может провести и без этого мордвина, который вел себя как «идемевсь». На фестиваль песни приехали творческие группы из регионов России: Татарстан, Самара и Нижегородской области. В обрядовых действиях помогли артисты из Поволжского ФУЦ г. Саранска. Но приехали и официальные лица с иными целями, внедрить в сознание людей мордовскую идеологию. Однако, со всех концов страны ехали эрзяне не столь на фестиваль песни, сколь прикоснуться таинству народной обрядовой культуры. Действие обряда получилось на славу. Впервые современный эрзянский этнос принял участие в возложении нового маара по канонам древнеарийской культуры. Застолбили Центр этнической Родины. Неожиданным для многих, сюрпризом стало открытие скульптурной композиции- монумента предкам.



Образы Тюшти, Пургаза,Литовы, Иньавы, Ушмодея, Покштяя и Великой бабушки . Удачно вписались в круговом обзоре с диким камнем, создают цельной образ духа предков, - работа молодого скульптора Николая Аношкина- младшего. Это ответ эрзян министру культуры Мордовии мокшанину Тултаеву, который собирается видимо изучать вопрос 100 лет, стоит ли в г.Саранске ставить памятник Пургазу? Ведь Инязор Пургаз эрзя - не мордвин! Царь эрзянского государства и Пургасовой Руси, постоянно отражал набеги мордвы – мокши.

Эрзянский флаг, которому не менее 4- х тысячилетий, поднят над рожденным мааром, трепещет трехколор ветерок на фоне памятника, святых ликов Великих Предков. Не меньший трепет создается в душах эрзян приехавших с регионов России, и они ,невольно, рукой смакивают набежавшую слезу с глаз. Мордовская нелепица никак не вяжется в выступлениях мордовских чиновников, с очевидным, и вечным, – Эрзя и Русь неделимы. Эрзя, тем более Нижегородский край, колыбель этноса, помнящий свою государственность никогда не была под тюрками и тюрским миром, как мокша, куда ныне под мордвой тащат нас мордовские чиновники . Наука и политика борются, такая вот истина. За научную истину стоит эрзянский музей, борется за культуру народа, за его будущее.

Да, этот праздник был не просто фестивалем национальной культуры.

Это был и подлинный Раськень Озкс, со всеми обрядами и егоатрибутами , сопутствующие Озксу, без всякого шума и трескотни, организовала группа подлинных эрзян-патриотов. Большой автобус, переполненный людьми, последовал к культовой поляне «Лугакужо». Последовал обряд поминания предков фольклорным ансамблем «Умарина» из села Пикшень Б-Болдинского района, и эрзянок из старого Иванцева из Шатковского района. Озкс был не спектаклем, не показной экзотикой, а подлинным молением, ностальгией людей по ушедшей культуре предков и эрзянской родине. С этого надо подходить к возрождению этноса.

Праздник закончился, сняты флаги, но последовала просьба людей, эрзянский флаг оставить на мачте. Здесь заложен символический Центр Эрзянской Родины. Место постоянного паломничества не только к роднику напиться, но и духовному зову и насыщения души.



Николай Аношкин. Иньатя Озкса.



Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 205
Зарегистрирован: 22.10.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.08.11 22:29. Заголовок: Эрзянь нилькс пишет:..


Эрзянь нилькс пишет:

 цитата:
20 ноября музей эрзянской культуры отмечает свой маленький юбилей - 15 лет!





Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 206
Зарегистрирован: 22.10.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.08.11 21:59. Заголовок: Музей эрзянской кул..



Музей эрзянской культуры г. Лукоянов



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 207
Зарегистрирован: 22.10.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.08.11 12:58. Заголовок: Virjaz пишет: Музей..


Virjaz пишет:

 цитата:
Музей эрзянской культуры г. Лукоянов













Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 4010
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.08.11 22:32. Заголовок: ОБРАЗЫ СКУЛЬПТУРНОЙ ..


ОБРАЗЫ СКУЛЬПТУРНОЙ КОМПОЗИИЦИИ, МОНУМЕНТА ПРЕДКАМ



Скульптурная композиция состоит из семи парсун.




Каждый образ несет конкретные черты исторического или мифологического лица, кастового порядка в эрзянском обществе. Среди портретов выделяются высотой образ иньазора Пургаза и бабушки-сырькая. Роль инязора Пургаза в средневековой истории народа огромна. Его время совпало трагическими событиями вторжением тюрского мира и борьба за выживание государства и в целом эрзянского народа. Это его первый скульптурный образ выполненный молодым скльптором Николаем Аношкиным. Образ матери, бабушки, символ мудрости и власти.Старая женщина в эрзянском обществе всегда вдовлела разумом рода. Рядом с Пургазом поставлен образ женщины, ставшей женой бога Едола (молнии). Эрзяне называли ее разными именами: Литова (ливтни ава), Сыржа (колдунья), Азравка (хозяйка). Родом она с терюшевской земли, с нижегородчины. Пургаз носил символ рода – молнию, Литова ему родственница, поэтому два эти образа рядом, из одной божественной семьи. Рядом с Литовой образ Иньавы- Великой женщины. Образы женственности и матери всегда были почитаемы . Она продолжатель рода, она хранительница очага, она хранительница памяти и обрядов.

Тюштя, могучее суровое лицо мудреца. Он первый вождь и царь народа, учитель и пророк. Образ Тюшти напоминает великого мыслителя и миротворца середины 2-го тыс. до н.э. Заратустры. Рядом с великой бабушкой образ покштяя, намного меньше, чем подчеркивается его зависимость от жены.

Завершает круг воин, ушмодей. Под шлемом суровое, ушедшее в себя лицо, он исполнитель воли. Скульптурная композиция просматривается со всех сторон. Их словно выперла земля, и они живые, хотят сказать? Открытые рты героев - это выдох духа предков. Услышь их!

Материал памятника: липа, железобетон, дикий камень.



Художник композиции Аношкин Н.Н., скульптор Аношкин Н.Н.. Строился монумент силами рабочих Лукояновского ПАП.


Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Пост N: 357
Зарегистрирован: 27.02.10
Откуда: Эрзянь Мастор, Нижний Новгород
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.08.11 16:16. Заголовок: Одежда мокшанская, и..


Одежда мокшанская, и сюлгама тоже.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 5405
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.11.12 14:39. Заголовок: ЮБИЛЕЙ МУЗЕЯ ..


ЮБИЛЕЙ МУЗЕЯ


Годы, они, как и дни, также стремительно летят, когда жизнь наполнена содержательной и интересной работой. Рождения музея национальной культуры на Лукояновской земле как бы предопредила история города. В тридцатые годы Лукояновский уезд, а это около 40 тысяч эрзянского населения готова была создать национальный эрзянский округ. Город открыл на базе женской гимназии эрзянский педтехникум, начали готовить преподавателей эрзянского языка для сельских школ, параллельно работал Починковский эрзянский педтехникум. Руководителями района и города, партийной организации становились эрзяне. Народное образование также вели эрзяне. Открывались предприятия с эрзянскими названиями, как «Салмокс» и т.д.. Из деревень хлынуло в город эрзянское население. В 1934 году с образованием мордовского АО лучшие кадры, руководители, педагоги были приглашены в город Саранск, строить национальную республику. В Лукоянове пошел спад эрзянского присутствия, особенно после административного разделения на районы уезда. Многие эрзянские сёла ушли из под влияния Лукоянова.

В 1992 году нами краеведами-общественниками при районном Доме культуры создан и открыт необычный музей. Музей культуры эрзянского народа. Этому способствовала программа министерства культуры РФ направленная на «Возрождение культуры, языка и традиций малых народов Поволжья». Начинали с нуля. В городских библиотеках отсутствовала всякая литература, которая могла бы помочь в этой не простой работе. Помогли учёные и руководители национальных общественных организаций г. Саранска. За годы работы, мне, с сентября 1994 годы уже как директору

этого музея пришлось многое сменить в работе, в том числе принять статус музея «Эрзянь культурань музеесь». Согласно государственной программе усилия направить первую очередь на возрождение эрзянского языка, как основу культуры.

Отказаться от пропаганды мокшанской культуры, в которой был я не сведущ, также от мордовской глобализации - смешения культуры. Общественным советом музея открыли общественную организацию, «Ассоциацию по спасению эрзянского языка им. Д.Т.Надькина. За два года выполнили уставные требования. Обеспечили школы и библиотеки бесплатно за наш счёт учебниками и литературой. Началось преподавание родного языка в трёх школах, два были на подходе к этому. В дальнейшем музей вёл работу уже по другим направлениям, восстановлением культового наследия предков, поиск и восстановление памятников седой старины проведение на них обрядовых праздников. Большое внимание проявляли различным средствам пропаганды: кино, выставки, лекции. И так 20 лет, каждый год, находя оригинальные средства для пропаганды национальной пропаганды эрзянской культуры.

Вторник 20 ноября в районном ДК при поддержке администрации районной культуры и РДК проходил большой праздник культуры- юбилей музея. Приехало много гостей, которых встретили в «Выставочном зале» РДК. Перед этим там открыли юбилейную фотовыставку музея. Много позитивного произошло в культуре за эти годы. Эрзянская национальная культура заняла прочное место в культуре Лукояновского района, заявила о себе за пределами. Большие связи наладил Лукоянов с Мордовией. Коллективы сельских Домов культуры получили национальные костюмы, не стыдно было участвовать в них и на Поле Чудес. Музей эрзянской культуры получил большую известность не только в России, но о ней знают в Финляндии. На финские деньги организовали большую передвижную выставку фото о культуре народа. Праздник общения работников культуры удалось на славу. Роль музея и в будущем, несомненно, будет цементирующим национальные традиции и национального самосознания людей. Однако на самостоятельность музея влияет его перевод администрацией района под юридическое подчинение Лукояновского краеведческого музею. Музей эрзянской культуры по статусу общеэтнический, единственный в России. Подчинение провинциальному краеведческому музею по статусу ниже может его стереть. И это, я хорошо понимаю, понимают и мои друзья - эрзянские активисты, но не понимают это в министерстве культуры Нижегородской области и местная администрация района. Не случайно все 20 лет жизни и работы Музея не было ни рекомендаций, ни методической помощи от областного управления культуры, все инициативы шли снизу, от нас, краеведов и не всегда получали поддержку. Юбилей Музея поддержан и финансирован администрацией отдела культуры района, несомненно, за это, я очень благодарен своему начальнику Федосеевой Татьяне Ивановне. Юбилей – это отчёт за все годы работы эрзянского музея культуры , работа впечатляет, этого не заметить или умолчать нельзя. Музей подлинно народный- национальный, достойный самой высокой оценки и уважения, поддержки и развития.

Руководитель и создатель музея Николай Аношкин.

Г.Лукоянов ноябрь 2012




Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.11.12 19:10. Заголовок: Эрзянь нилькс пишет:..


Эрзянь нилькс пишет:

 цитата:
Руководитель и создатель музея Николай Аношкин.

Аношкин, без сомнения много сделал став директором, но музей был организован заведующим отделом культуры, ныне главный редактор Лукояновской правды, который уговорил губернатора Немцова выделить деньги на это. Он тогда очень помог еврейскому сообществу и заодно мордве-эрзя. Первым директором стал Михаил Савлев, а Аношкина пригласили как художника - оформителя и друга Савлева.

То, что музей стал отделением краеведческого музея - заслуга Аношкина, который отказался оформлять эрзянский музей юридическим лицом. И он врет, что ему не помогали. Была комиссия с министерства культуры области, которая рекомендовала ему начать с создания списка экспонатов - основы всякого музея. Где этот список? Сколько раз об этом говорил и я.

А помните хай на форуме и в газете "Эрзянь Мастор" по поводу моего письма губернатору о придании единственному эрзянскому музею областного статуса и национально-исследовательского центра, который бы объединил школьные эрзянские музеи. Он был против этого, только бясь, что его не оставят в должности директора, хотя первое мое условие в разговоре с замом министра было - Аношкин директор, по уходу на пенсию старший научный сотрудник музея.

Так что были и рекомендации и предлагали методическую помощь, даже приглашали его на курсы музейных работников.

Что касается национальных костюмов, то вы Николай Иванович к ним отношения никакого не имеете, не надо примазываться к чужим трудам.

И не надо думать, что он в районе изгой, районные власти ему помогают, правда в силу своего бюджета. Более того помогают и в личном, семейном плане. Да разве бы смог он один организовать такое масштабное мероприятие, как эрзянь лисьма пря, конечно же нет. Но он обо всех забывает, как об истинных организаторах музея и тянет одеяло на себя и всюду мерещатся деньги, которые уплывают мимо него.



Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.11.12 05:07. Заголовок: Инзейне1 пишет: Нек..


Инзейне1 пишет:

 цитата:
Некак Безаев "ялгамок"вельмесь,сыргойсь

Ну уж наверное а истямо, как Ротанова и койгить еще. Мезе бу уливиль если бы кемамо карминь сондэндэ. А так ялгакс не напрашиваюсь киякне. Кода ванынь эсинь сельмсэ эрзянь раськень проблематнень лангс истя и седе тов карман.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




Пост N: 1153
Зарегистрирован: 09.12.09
Откуда: Украина, Киев
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.11.12 17:12. Заголовок: сандар пишет: Кода..


сандар пишет:

 цитата:
Кода ванынь эсинь сельмсэ эрзянь раськень проблематнень лангс истя и седе тов карман.


Ды кода ванат содатано, Миша! "Списком" Мон сеть читнестэ Шиофоксо, видестэ меремс, пек учинь, тонть стямонть эрзянь коцтонть алов. Аволь монь вакс, аволь Эрюшонь вакс... Эрзянь коцтонть алов... Эзить учово. Ды ней тынь Татьяна Петровна Ротанова марто ве куросо, нолдык чумом, куронть лемезэ "сознательная мордва", кирдивиенть марто ве тев тейдядо -Изнетядо эрзянь раськенть. Ней тынк вейсэндявксонть лемезэ "Раське-сиев -мордва"

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.11.12 20:22. Заголовок: Сыресь Боляень пишет..


Сыресь Боляень пишет:

 цитата:
Эрзянь коцтонть алов... Эзить учово.

Кода мон тов аран, кода тынь кедь еиде максо, ладно тон мерить "шумбрат Миша", а кода Тултаевне. Ито сермадыть и тесэ и газетасо, "что также встретили и "...товарища Безаева". А еще евтан Яков Прозасынь седемка мельде кишнеме акарман. Ротанова март тоже акарман. Те тыниньк ялганк ульнесь, монь же мартундо тевть арасельть и акармить.

Списком, да меринь, кода весе кандидадтнэде ульнесь кортамка и кода весеньде ки превезэ ульнесь кортасть, обсуждениянть закончили, предлагать одт кандидадт тоже закончили, кадовсь только проголосовать.

Мекс молинь Шиофокс? Во первых, монь сразу тынь теимизь наблюдателем, хотя скевтимизь в начале "...молян арась делегатом". Мон тутже гайнинь Инзеййнене и меринь, чтобы монь кандидатурам с списка убрали, наблюдателем а молян Венгрияс, монь ярмакун арасть. Потом вдруг мон оказался в списке делегатов, те мондянь гайнесь Колесникова. Мон тутже гайнинь Мусалевне и меринь, что не мее монь март чарамо, раз сразу мондянь не доверили ульмекс делегатом от эрзян, то мон больше не участвую в этом процессе. Еще насчет мольмекс, а мольмекс пурнынь совет движениянь, конась решил, что мон должен мольмекс ды кортамо диспоронь проблемадо.

Минь колмоце Конгресс добивались, чтобы уливиль в консультативном комитете представитель финно-угорских народов живущих за пределами титульных образований, косо как раз минь седе пек ематам. И минь договаривались, что мон Шиофоксо теде и карман кортамо, мезе и теинь. Ней комитетэсь арси кода тов ветямкс истямо координатор.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
moderator




Пост N: 495
Зарегистрирован: 20.07.10
Откуда: Челябинск
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.11.12 20:55. Заголовок: сандар пишет: Кода ..


сандар пишет:

 цитата:
Кода мон тов аран, кода тынь кедь еиде максо, ладно тон мерить "шумбрат Миша", а кода Тултаевне



паряк коцтось тонть эйстэ пек верев ульнесь кепедезь или кшнинь уськсэ тапазь ,пелить пупамс кедеть?????????????

Эрязо Эрзянь Масторось! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 5413
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.11.12 21:12. Заголовок: сандар пишет: Кода ..


сандар пишет:

 цитата:
Кода ванынь эсинь сельмсэ эрзянь раськень проблематнень лангс истя и седе тов карман.



"Мордвань" сельмукшсо? Вант, мезе ней....

Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 5414
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.11.12 21:13. Заголовок: сандар пишет: А так..


сандар пишет:

 цитата:
А так ялгакс не напрашиваюсь киякне.



Кинь тон ялгась, Михаил Иванович, теде кортамскак а эряви. Те виде.

Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 5412
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.11.12 21:09. Заголовок: Сандар пишет: по по..


Сандар пишет:

 цитата:
по поводу моего письма



Вы так и подписались, как здесь, "Сандар"?

Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.11.12 21:36. Заголовок: Эрзянь нилькс пишет:..


Эрзянь нилькс пишет:

 цитата:
Вы так и подписались, как здесь, "Сандар"?

Да истя. Только ведь и тон ульнить против того, чтобы эрзянь музеесь уливиль бы областной статус марто. Стувтыть мезе сермадыть?

А насчет ника сандар, так уж аздан кодамо ник саймекс. Саинь школань прозвищам Сандаров, а соваван, Безаев А соваван, Анажов а соваван.

Зарегистрироваться не получается. Так что Сандар - истямо цера минек велесэ ульнесь.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




Пост N: 5417
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.11.12 22:14. Заголовок: сандар пишет: Тольк..


сандар пишет:

 цитата:
Только ведь и тон ульнить против того, чтобы эрзянь музеесь уливиль бы областной статус марто. Стувтыть мезе сермадыть?

Те тон мезде?

А насчет ника сандар, так уж аздан кодамо ник саймекс. Саинь школань прозвищам Сандаров, а соваван, Безаев А соваван, Анажов а соваван.

Мекс а совават, ялгай, пшкадть сенень, кие минек Мелькужонть мельга ваны. Бути мон монсь карман кардамот тезэнь совсеме, мон теть монсь теде ПАНЖАДО пачтян. Стяко иля чумондо эйсэм. Тонсь содат, кие панжадо Мелькужотнень мельга ней ваны.

Зарегистрироваться не получается. Так что Сандар - истямо цера минек велесэ ульнесь.



Теде сёрмадынь седе вере. Зярс совсек.

Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.11.12 05:43. Заголовок: Эрзянь Нилькс пишет:..


Эрзянь Нилькс пишет:

 цитата:
по поводу моего письма

А тон мезде?

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




Пост N: 5420
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.12 22:07. Заголовок: сандар пишет: А тон..


сандар пишет:

 цитата:
А тон мезде?



Ялгай, теде тон сёрмадат... Мон а содан. Бути лецтнят мезеяк ташто, макст невкс (ссылка). Паро?

Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.11.12 09:59. Заголовок: Меня спрашивали, в т..


Меня спрашивали, в том числе Сыресь как можно перечислить деньги на поддержание Лукояновского музея эрзянской культуры. Сообщаю, что в Лукояновском Краеведческом музее, отделением или отделом которого является сейчас эрзянский музей есть счет, который мне дала руководитель отдела культуры Лукояновской администрации Федосеева Татьяна Ивановна.

УФК по Нижегородской области (Финансовое управление администрации Лукояновского муниципального района, л/с 2400001162 краеведческий музей) в счете пишете, что перечисляете деньги для развития музея (отдела) (или на какое-то конкретное мероприятие) эрзянской культуры.
ИНН 5221006458/КПП 522101001
р/с 40701810222021000019
БИК 042202001
ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской области г. Н.Новгород

Таким образом перечисленные деньги пройдут через бухгалтерский учет и будут расходоваться только на нужды эрзянского музея (ныне отдела Лукояновского краеведческого музея) в соответствии с решением его совета.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Пост N: 431
Зарегистрирован: 22.10.10
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.11.12 22:25. Заголовок: Сандар пишет: А пом..


Сандар пишет:

 цитата:
А помните хай на форуме и в газете "Эрзянь Мастор" по поводу моего письма губернатору о придании единственному эрзянскому музею областного статуса и национально-исследовательского центра, который бы объединил школьные эрзянские музеи. Он был против этого, только бясь, что его не оставят в должности директора, хотя первое мое условие в разговоре с замом министра было - Аношкин директор, по уходу на пенсию старший научный сотрудник музея.



Что мешает создать эрзянский музей имеющий областной статус и национально-исследовательский центр НЕ на базе Лукояновского. Музей работает, при мизерном финансировании добился довольно значительных успехов, имеет богатый набор экспонатов, и исторических предметов.

В данной ситуации, вспоминается ответ Четвергова когда приходят советчики с предложениями "как лучше сделать газету" - Сделайте свое и лучше.

Так, сделайте свой музей.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.12.12 05:47. Заголовок: Virjaz пишет: Музей..


Virjaz пишет:

 цитата:
Музей Аношкина, вот он, его видно, о нем пишут, его знают.

Музей не Аношкина, он музей эрзян. И никто не отрицает, что Аношкин много сделал и делает на своем посту, но есть историческая правда о его создателях, которую не надо забывать. Тем более и Маликов организатор учреждения музея и Савлев - первый директор живы и здравствуют.

Что касается этно парка, тоже не он один это делает. Федосеева сыну дала полную ставку художника и он рубит скульптуры. Понин со товарищами их устанавливает. Эрзянские патриоты выделяют из своего кармана деньги. А если бы я не подключился, то межрегионального мероприятия не было бы ну и еще многого в Нижегородской области.

Так что успокойся я лично на славу Аношкина не претендую, но и не претендую на все остальное, что он творит. Поэтому шли деньги на музей по опубликованному тут счету.


Эрюш сотри пожалуйста все, что не касается музея в этой теме.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.12.12 06:18. Заголовок: Да Виряз, чтобы ты ..


Да Виряз, чтобы ты знал идея этнопарка не Аношкина, а моя, я высказал ее Аганину в 2011 году, который поддержал это и началась работа. Вот сейчас договариваюсь, чтобы весной посадить там деревья. На очереди работа со студентами архитекторами по проекту. Чтобы там была большая крытая площадка для концертной деятельности, музейный комплекс под открытым небом, в котором будут древние жилища эрзян и т.д.

Федосеева планирует реставрировать и восстановить еще два культовых места, которые когда-то Николай Ив. вместе с отделом культуры открыл, а теперь они заброшены.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




Пост N: 5422
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.12 22:22. Заголовок: сандар пишет: выска..


сандар пишет:

 цитата:
высказал ее Аганину в 2011 году, который поддержал это и началась работа. Вот сейчас договариваюсь, чтобы весной посадить там деревья. На очереди работа со студентами архитекторами по проекту. Чтобы там была большая крытая площадка для концертной деятельности, музейный комплекс под открытым небом, в котором будут древние жилища эрзян и т.д.



Все Ваши действия по отношению к этому проекту будут проходить с целью мордвинизации, или же при сохранении эрзянскости музея? Думаю, посетителей нашего форума именно это больше всего беспокоит....

Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.12.12 07:07. Заголовок: Эрзянь нилькс пишет:..


Эрзянь нилькс пишет:

 цитата:
или же при сохранении эрзянскости музея? Думаю, посетителей нашего форума именно это больше всего беспокоит....

По моему все читали мое письмо Шанцеву, разве там говорится о создании какого-то другого музея, кроме как поднятия его статуса в системе музеев. И создания на его базе полноценного научно-исследовательского центра эрзян.

Вчера был в министерстве культуры, в музейном отделе, тоже об этом разговаривали и чтобы вернуть музею самостоятельность, оформив его как юридическое лицо. Но чтобы это сделать сейчас работники Лукояновского музея проводят работу по систематизации фонда, оформления его в соответствии с положениями о музеях, чего не хотел делать Аношкин, да и сейчас всячески им в этом мешает. А везде пишет, что ему не помогают оформить музей юридическим лицом. Это вранье.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.12.12 07:22. Заголовок: санд пишет: Вчера б..


санд пишет:

 цитата:
Вчера был в министерстве культуры

Тут ведь еще вот что. В Лукояново пришел к власти энергичный, деловой человек, который сразу же подключился к работе по эрзянской культуре. Он видит, что это должно быть выгодно району, может стать его культурным лицом. Такого же настроя и зав отделом культуры и спорта. А какой они устроили, конечно же с Аношкиным юбилей музея, спроси у Четвергова, он в восторге.

Так что с ними надо работать, а не ерничать и подставлять их.

Ну ладно нравится тебе лить грязь на Безаева лей, я вытерплю, но этих людей отмечай, что они тебе, музею, эрзянскому народу сделали то, то,то... Федосеева сшила замечательные эрзянские костюмы для ансамбля из Иван-буе, Мордовия руками Тултаева, по моей просьбе, подарила костюмы для Пичингушского хора. Так ты отметь это, а не пиши в "Эрзянь Мастор", что делаешь все один ты, намекая, что наладил отношения с властями Мордовии и появились костюмы.

Эрюш наверно становлюсь старым забыл пароль для Ника Сандар пришли его СМСкой на мой телефыон 8-902-781-80-99

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.12.12 10:30. Заголовок: Чё то "мордва..


Чё то "мордва" активизировалась! Опять, наверное, какую то гадост готовит!!!

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




Пост N: 5421
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.12 22:09. Заголовок: Мельвановикс Мелькуж..


Мельвановикс Мелькужонь ломанть. Весе сёрмадовксонк-мельполадксонк, конат явсть кортамо темастонть нардавить. Ловнодо тень коряс Мелькужосо прянь ветямо лувонть. Нардавкстнэ - сонзэ коряс.

Мелькужонь ветицясь.

Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 5427
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.12.12 22:20. Заголовок: На почту мелькужо пр..


На почту мелькужо пришло сообщение от Н.И. Аношкина. По его просьбе размещаю его текст:

"Музей эрзянской культуры не нуждается в услугах Безаева".

К Этнопарку, к его созданию, он никакого отношения не имеет и мы не собираемся строить "мордовскую" деревню. Это дело наше и только наше. Фонды музея сданы краеведческому музею, но это не значит, что музея нет. Музей есть и будет.Обойдемся без "доброхотов".

Николай Аношкин.


Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.12.12 07:38. Заголовок: Аношкин пишет: К Эт..


Аношкин пишет:

 цитата:
К Этнопарку, к его созданию, он никакого отношения не имеет и мы не собираемся строить "мордовскую" деревню.

И не строй и я не собираюсь строить "мордовскую" деревню

Аношкин пишет:

 цитата:
Это дело наше и только наше.

Чье ваше?

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.12.12 08:35. Заголовок: Аношкина пишет, Ниль..


Аношкина пишет, Нилькс разместил:

 цитата:
Обойдемся без "доброхотов".

А чего же пасквиль писал Губернатору или тебе нужны деньги, добытые Безаевым "жульническим способом", или не нужны, ты уж определись.

Еще два вопроса давно ли писал кое-кому отчет и расскажи сообществу, как тебя инструктировали перед съездом в Саранске, чтобы ты молчал и ты молчал, я рядом сидел, но в интернете и в газете вдруг появилось твое выступление.

Помнишь чего я тебе сказал по телефону, так вот ты то и есть.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




Пост N: 5429
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.12.12 17:16. Заголовок: санд пишет: Помнишь..


санд пишет:

 цитата:
Помнишь чего я тебе сказал по телефону, так вот ты то и есть.



Ёвтаса мелем: Карадо каршо сёвноматнень прядомс. Койсэм, кавоненк чарькодтядо, сынь паро а кандыть. Саты. Карман нартнеме сынст. Кадсынь ансяк сетнень, конатнесэ кортамось моли тевде.
Мелькужонь Ветицясь.

Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.12.12 17:57. Заголовок: Эрзянь нилькс пишет:..


Эрзянь нилькс пишет:

 цитата:
Карман нартнеме сынст.

Виде, кода преветь истя и тейк, но тынь весе и газетасо и тесэ монь лангс весе рудазтнень, а кода мон карман рудазынь кадытятнень лангс сельть панжамо весень, то тосто и тесэ марян: аэряви севномс.

Мон веть сондэ эинь токшне, пока сон Губернаторнэ эзь сермадо пасквиль. Ды мезе сермадызе?. Если бу Шанцев лездавуль, максувуль ярмакт минденек, то да надо содамкс ков те ярмакнэ ютыть. Мондянь же на счет копейка пельдендэ арась, ды мезе сон карми монь контролировать?

Умок уже весе ярмаковынь лездамочинть, конанть правительства пельде вешан минек культуранте, мерян тениск тейме в районные отделы культуры, чтоб не заниматься бухгалтерией и чтоб народось неивиль, что те властинь ярмакнэ. Но, к сожалению, истямо лездамочи чуросто теить.

Так что нарды весе мезе не относится к музею, но а токо монь сермадовкснэнь.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




Пост N: 5437
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.12.12 21:49. Заголовок: санд пишет: Так что..


санд пишет:

 цитата:
Так что нарды весе мезе не относится к музею, но а токо монь сермадовкснэнь.



Паро. Чарькодитинь. Седе тов истя кармияк, ялгай.

Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 12
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет