On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Эрязо Эрзянь Масторось! Пингеде пингес эрязо! Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!Erzänj mel, erzänj kel, Erzänj Mastor! Ersän mieli, ersän kieli, ersän Maa! | Эрзя, муить ундоксот! Erzia, muit\' undoksot!

АвторСообщение



Пост N: 1348
Зарегистрирован: 01.07.08
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.11.09 09:31. Заголовок: ЭРЗЯ С ВЫСОТЫ ОРЛИНОГО ПОЛЕТА.


НА НЕКОТОРЫХ ЯЗЫКАХ "ОРЁЛ" ЗВУЧИТ "ЭРЗЯ". ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ И ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ ГДЕ ЗВУЧИТ СЛОВО "ЭРЗЯ".



www.erzan.ru Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 21 [только новые]





Пост N: 1350
Зарегистрирован: 01.07.08
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.11.09 16:58. Заголовок: Художник. Эрзе Ни..


Художник. Эрзе Ним Александровна



Другие работы художника. click here

www.erzan.ru Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1351
Зарегистрирован: 01.07.08
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.11.09 17:06. Заголовок: Республика Ингушетия..


Республика Ингушетия, насыщенная уникальными памятниками истории и культуры, издавна привлекала внимание ученых и любителей старины. На ее территории исследователи неоднократно делали редкие и уникальные находки историко-культурного, искусствоведческого, археологического характера. Однако, многие из них нередко пополняли фонды частных коллекционеров, и лишь единицы находили "свой покой" в государственных хранилищах культурных ценностей нашей страны. Один из таких редких случаев с удачным финалом, постиг и уникального бронзового водолея - орла, некогда хранившегося в святилище средневекового архитектурного комплекса Эрзи в Джейраховском ущелье горной Ингушетии...[/bi

Бронзовый водолей из селения Эрзи замечателен во всех отношениях. Это небольшая фигурка орла высотой 38 см, четко передающая пластику хищной птицы и ее грозный грациозный вид. На тулове сосуда имеются инкрустации медью и серебром. На шейке же орла выгравирована надпись на арабском языке в переводе гласящее: "Во имя Аллаха Всемилостивого, Всемилосердного+". Далее выбита имя мастера произведения Сулейман и дата изготовления предмета - 189 год хиджры, что соответствует 796-797 гг. христианского летоисчисления. Хотя на официальном сайте Государственного Эрмитажа говорится, что информация о месте изготовления водолея на сосуде на читается, однако в научной литературе распространено прочное мнение, что данный сосуд изготовлен в Басре - в одном из центров бывшего Арабского Халифата. В любом случае, редчайший экспонат из Ингушетии выставляется в Эрмитаже в зале культуры и искусства Востока.

Относительно недавно, нам с коллегой из Археологического центра И. Цечоевым посчастливилось посетить Государственный Эрмитаж. И, конечно же, в самую первую очередь мы посетили зал "Культура и искусство Востока", где и выставляется наш бронзовый орел - уникальное произведение культуры не только для Ингушетии, но и для России. Однако, к нашему глубокому сожалению, в зале нас ожидал неприятный казус, оставивший у нас чувство неизбывной горечи и досады. Так, наш гид и экскурсовод по музею, после прочтения лекции по выставленным экспонатам, так и не смог объяснить, откуда же происходит фигурка бронзового орла из экспозиции зала "Культура и искусство Востока". Это выглядело как-то странным и даже неожиданным на фоне многочисленных справочников и научных изданий самого Эрмитажа, в которых орел-водолей неизменно проходил как шедевр мирового искусства. Еще более омрачило и то, что исходной информации о месте находки орла не оказалось и на официальном сайте Государственного Эрмитажа.

Из сложившейся сложной и запутанной ситуации нужно было выходить, и как нам представляется, мы вышли из него с максимальной пользой для нас. Возмущенные обстоятельством отсутствия информации о месте находки бронзового водолея-орла, мы с Ибрагимом провели собственную лекцию по уникальному экспонату, чем приятно удивили как простых посетителей музея, так и горе-экскурсовода. При этом, для последнего, уже покидая Государственный Эрмитаж, мы оставили подробные сведения о средневековом архитектурном комплексе Эрзи, об истории его основания, о легендах и преданиях его жителей, в которых неизменно и постоянно сказители любили говорить о священной птице эрзи - орле, в незапамятные времена свившей гнездо на месте будущего поселения Эрзи. И, конечно же, мы отметили в высшей мере симптоматичность того, что в небольшом местном аульном святилище до недавнего времени хранился бронзовый орел-водолей, являвшийся культовым символом и святым оберегом в жизни горных орлов - жителей средневекового башенного поселения Эрзи.

К сожалению, ситуации, аналогичные с бронзовым орлом из селения Эрзи, сложились еще и с сотнями других культурных ценностей Ингушетии, разбросанных в музеях и частных коллекциях, как нашей страны, так и стран зарубежья. Такие предметы, в частности, хранятся в запасниках Государственного Исторического музея в г. Москве, Северо-Осетинского музея в г. Владикавказ, национального музея Грузии в Тбилиси, и многих многих других.

Изложенный выше пример, неизбежно наталкивает нас на то, что одной из главных задач наших сегодняшних дней должно стать проведение полной инвентаризации всего фонда предметов культурного наследия Ингушетии, находящихся в хранилищах и музейных коллекциях за пределами нашей республики. Конечно, хочется оговориться, что это трудоемкая и многосложная задача. Однако, вместе, скоординировав все наши усилия и возможности, мы сможем достичь в этом деле определенного успеха, ведь за этим кроется богатая история нашего народа, уходящая своими корнями в глубь тысячелетий.


Умалат Гадиев

сотрудник Археологического центра

при Министерстве культуры Ингушетии


www.erzan.ru Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1352
Зарегистрирован: 01.07.08
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.11.09 17:24. Заголовок: Л.Н Гумелева "Д..


Л.Н Гумелева "Древние Тюрки" почитайте Леонти Мровели "Жизнь Картлийских Царей" вы все узнаете как пришли Осетины, кто такие Вайнахи там про Дагестанцев есть информация. Там есть описания войн с Хазарами. И на последок там составлена генеалогическая таблица народов Кавказа, где указано что Кавкас, Лекос, Гаос, Эрас, Картлос, Мовакан были братьями все они сыновья Тирета, а Тирет сын Яфета Кавкас родоначальник Вайнахов, Лекос родоначальник Дагестанцев(Аварцев, Лезгин, Даргинцев, Лакцев), Картлос родоначальник Грузин, Гаос родоначальник древних Армян и.т.д У Кавкаса был легендарный сын Дзурдзук который провел всю жизнь в войнах с Хазарами нас Грузины вплоть до 17века называли то Кавкасианами то Дзурдзуками досих пор в Грузии проживают Бацби(Цова-Тушины) это поздние выходцы из Горного общества (Фяппи) аул.Эрзи(Орел) в 16 веке Эрзинцы разбили армию горных Лезгин(примечательно то что Лезгинами Грузины называли все горское население Дагестана)

www.erzan.ru Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1353
Зарегистрирован: 01.07.08
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.11.09 17:48. Заголовок: Ингушетия Названия..


Ингушетия

Названия аула Эрзи (Аьрзе), возводимое к орлу — аьрзе. Надежным сви-детельством в пользу этого является и. полнейшее звуковое со-ответствие, и то, что в ауле имелся почитаемый за святыню бронзовый водолей, изображенный в образе птицы из семейства орлов. Помимо осознания ясного смысла названия аула, пыт-ливый народный ум стремится дать какое-то объяснение проис-хождения названия аула. По одним преданиям, на том месте в густом лесу охотники нашли гнездо орла и решили: раз орел поселился на этом месте, значит тут ему есть чем питаться, а если место изобилует живностью, то и человек найдет здесь средства к существованию. По другому преданию: когда воз-двигли аул, люди назвали его Эрзи — орел, потому что, если смотреть на аул с горы, он своей планировкой якобы напомина-ет орла, распластавшего крылья в полете. Разумеется, оба эти предания не более как поэтизированный народный вымысел. Здесь отразился фольклорный мотив поиска благодатного места для жилья. Второе предание опирается, скорее всего, на заме-ченное некоторое сходство аула с летящей птицей.



Селение Эрзи(орел).Оттуда выходцы Мамиловы,Яндиевы,Евкуровы,Ораковы и другие

www.erzan.ru Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1354
Зарегистрирован: 01.07.08
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.11.09 18:25. Заголовок: Джейрахско-Ассинский..


Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный музей-заповедник
В республике Ингушетия действует Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник с 1988г. Принята "Государственная программа сохранения и развития Джейрахско-Ассиновского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника". Программа предусматривает проведение основных мероприятий по сохранению памятников истории, культуры и природы, их научному изучению, консервации и реставрации. Сочетание природных комплексов с многочисленными средневековыми памятниками архитектуры создаёт благоприятные возможности для развития туризма.


Горная зона Ингушетии богата уникальными памятниками природы, такими, как Таргимская долина, ущелья рек Армхи и Асса. Здесь сосредоточено много памятников истории и культуры, наиболее значительными из которых являются храмы Алби-Ерды, Тхаба-Ерды, замковый комплекс Вовнушки, архитектурные комплексы Хамхи, Таргим, Эгикал и др.

Ингушские башни уникальны по своей архитектуре. Сотни лет стоят они взметнувшись в небо. Памятники повествуют о мастерстве древних зодчих, об обычаях и традициях горцев, о людях, прославивших когда-то этот прекрасный край. Башенные комплексы строили порой на вершинах скал. С чем это могло быть связано? Вопросы войны и мира всегда стояли остро для народов Кавказа. Для строительства башен места определялись так, чтобы о появлении врагов огненными сигналами разные селения могли сообщать друг другу о надвигающейся опасности. Мы можем обратить внимание на одинокую башню, которая возвышается на пути от с.Фалхан к сс. Лежг и Ольгетти. Она являлась не только боевой, но и сигнальной. Она хорошо видна была в селениях Фалхан и Лежг, а свою очередь башня аула Лежг видна в с.Эрзи. На западном склоне горы Мат-лом возвышается ещё одна одинокая башня, которая как бы нависает над селениями Эрзи, Шуаны и др. Огненные сигналы, поданные в Джейрахе, достигли бы Фуртоуг, затем Харпе, Бейни и постепенно по всей стране... Башни строились на скалах как для защиты от врагов, так и для сохранения годной для обработки земли. Важным условием выбора места для поселения являлось наличие источника воды. К источникам воды предки ингушей относились с особой бережливостью.

Внимание к архитектурным памятникам Ингушетии было обращено ещё в ХVIII-XIX вв.; в 20-40годы ХХ века к их изучению приступили исследователи Л. П. Семенов, Н.Ф. Яковлев, Е.Крупнов, М.М.Базоркин, художники И.П. Щеблыкин и Х. Ахриев и др. Каждая деталь местного быта, все встреченные археологические находки описывались ими с неизменной тщательностью. И.П. Щеблыкин, будучи художником, делал по ходу работ зарисовки средневековых построек. В последующие годы и на современном этапе продолжается изучение башенной архитектуры ингушей. "При удивительной стройности, пропорциональности и довольно большой высоте, - отмечал И.П. Щеблыкин, - они устойчивы и прочны. Поражаешься мастерству строителей, их вкусу и умению так великолепно разрешить и воплотить в реальные формы свои замыслы и фантазии". Башенные комплексы, подобно самим горам Кавказа, имеют целостность, завершенность.

Некогда ингуши в горной зоне жили отдельными обществами: Галгаевское (отсюда самоназвание Ингушей), Цоринское, Джейраховское и Мецхальское. В силу своего места проживания и исторических судеб ингуши испытывали влияние различных религий: переднеазийского язычества, зороастризма, христианства, мусульманства. Л.Семенов, проводивший археологические и этнографические экспедиции в горах Ингушетии, пришел к такому выводу: "В ингушских памятниках отражена смена трех религий, последовательно сменявших одна другую - языческая (наиболее древняя), христианская (начавшая проникать сюда около ХIIвека), мусульманская (проникшая около ХVIIвека)".
Горы, скалы, бурный поток Ассы, башенные исполины, склепы - всё это Джейрахско-Ассинский музей-заповедник.
У самого входа в Джейрахское ущелье раскинулось ингушское селение Фуртоуг. От былой боевой башни сохранилось лишь основание. Башни селения Фуртоуг приземистые. Они шире, ниже и мало ссужаются кверху. Такие башни называли "гала". Они служили основным жилым помещением в эпоху средневековья. Склепы этого селения разрушены.
Джейрахское ущелье является крупным центром культуры ингушей. Селение Джейрах раскинулось по обе стороны дороги, а над ним - склоны могучей, скалистой горы Мат-лом и стройная высокая башня, с устремленной ввысь чешуйчатой верхушкой.
Гора Мат-лом кажется недоступной. Скалистые утесы напоминают тело гиганта. Змейкой вьётся тропинка по горному склону, через луга, по завалам. Навстречу ползут туманы, напоенные ароматами трав, холодным дыханием освежая лица путников.
На горе Мат-лом некогда находилось три святилища: "Сусон-дэла", "Мятер-Дяла" и "Мятцил". От первого святилища остались лишь руины. Остатки Мятар-Дяла находятся севернее от названного святилища. Оно полуразрушено. Святилище "Мятцил" - культовое святилище с прямоугольным основанием и двускатной ступенчатой крышей. Архитектура здания лаконична и строга. С боковых сторон в него ведут два входа, каждый из которых завершается аркой. В давние исторические времена здесь происходили грандиозные моления. Жителями гор этот храм почитался.
Старинные постройки селения Бейни расположены у подножия горы Мат-лом. Особенно красивы они на фоне неба с плывущими белыми облаками…
Далее тропинка в горах ведёт к селениям Лежг и Ольгетти, мимо одинокой боевой башни. Над селением Лежг возвышается высокая, очень стройная боевая башня. Селение Ольгетти, насчитывающее сотни лет заново отстроенное после стихийного бедствия в 2002году, живописно расположилось над долиной реки Армхи.

Севернее Лежги, на отроге горы Мат-лом находится Фалхан - крупный башенный посёлок замкового типа. Замок Дзараховых, состоящий из соединений жилой башни с боевой выходит одной стороной к глубокому оврагу. Боевая башня в высоту достигает 25м. Интересны величественные склепы селения Фалхан. Склеповый некрополь из 12-ти гробниц посёлка Фалхан находится на горном склоне на северо-западе от селения.
Некогда непреступный комплекс замкового типа селения Мецхал.
Находится он северо-восточнее селения Фалхан, на отроге горы Мат-лом. Здесь некогда находились обособленные, но тесно взаимосвязанные, мощные башенные замковые комплексы Точиевых и Котиевых. Этот башенный комплекс был административным и культурно-экономическим центром поздне-средневекового Джейрахско-Мецхальского горно-ингушского общества.

Селение Эрзи (Эрзи в переводе означает "орёл"). "В селении Эрзи насчитывается девять боевых и двадцать две жилые башни. Боевые башни замыкают со всех сторон селение, одна их них, прислонившись к пластам сланца, стоит у входа в аул. Жилые башни расположены между боевыми, занимая всю площадь слегка покатой террасы. Башни сложены в основном из речных валунов и лишь по углам встречаются массивные тесаные блоки… У основания башен лежат более крупные камни. Стены скреплены отдельными плоскими плитами. Башенные постройки не имеют фундамента, они поставлены непосредственно на скальную или сланцевую основу - материк.
Существовал такой обычай - место, отобранное под башню, поливалось молоком. Если молоко при этом не просачивалось в землю, то такой участок считался хорошим, и тогда начинали строительство…
Постройки селения Эрзи позволяют довольно полно представить основные особенности архитектурного стиля".
Жилые башни "гала" редко когда достигали высоты более 10 м. Были они двух- и трехэтажными. В центре башни находился опорный четырёхгранный столб. Крыша жилых башен была плоской.
Особенно красивы в ауле Эрзи боевые башни. Они строились прочно, с учётом возможных случайностей. Боевая башня имеет один входной проём, реже два, и ведут они сразу же на второй и третий этажи. Переходы устраивались по углам и располагались зигзагообразно. Боевые башни в высоту достигают 25-30метров при ширине стен у подножия до 6 метров. Обычно завершается боевая башня пирамидально-ступенчатым покрытием. Издали оно кажется чешуйчатым.

Строительство боевой, да и жилой башни обставлялось очень торжественно. В народе были известны имена строителей. Они строили не только у себя на Родине, но и у соседних народов. Они обладали прекрасным чувством меры, что и позволило им создать такие сооружения, которые смогли сохраниться до наших дней. Искусство своё передавали по наследству. Исторические документы хранят имена ингушских мастеров, славившихся искусством возведения боевых пирамидальных башен, которые являются высшим достижением каменного зодчества северокавказских народов.
Уникальным памятником средневековья является храм Тхаба-ерды. Он был построен ещё в IХ веке. Длина - 16,20 м., ширина - 7, 60м. В 1781 году впервые на его архитектуру обратили внимание путешественники Штедер, затем в 1811 году М.Энгельгардт, в 1886 г. В.Ф. Миллер. Тогда ещё храм был в полной сохранности.
Стены храма сложены из самого разнородного камня, фасад и отдельные детали храма облицованы плитами мягкого известкового конгломерата. Миллер В.Ф. застал в полной сохранности барельеф на фасаде храма Тхаба-ерды: "В пространном сферическом треугольнике, окруженном как бы выпуклой рамою, представлены в середине человек, по-видимому, сидящий на седалище, с моделью церкви на голове; по бокам его две стоящие фигуры - правая (от зрителя) держит в левой руке крест, а правую положила на рукоять меча; левая фигура в епитрахили и с кистями винограда на плечах…В той же западной стене, по обеим сторонам среднего барельефа, вделаны плиты с изображениями двух ангелов; над барельефом - под коньком - ещё плита с неявственной человеческой фигурой, с рукою на рукояти меча". Время сильно попортило изображения.

Храм Тхаба-ерды был центром для предков ингушей. Здесь собирались жители окрестных селений Эгикал, Таргим, Хамхи и др. Старейшины самых крупных селений возглавляли моления. Храм был высоко почитаем.

Селение Таргим расположено ниже по течению реки Ассы. В чём то оно напоминает селение Эгикал. Жилые постройки окружены боевыми башнями. Составной частью любого башенного комплекса Ингушетии всегда являются склепы - "солнечные могильники". Возводя башни, мудрые предки ингушей одновременно строили и наземные склепы, чтобы достойно проводить человека в иной мир.
Джейрахско-ассинский государственный историко - архитектурный музей-заповедник - это десятки башен, множество склепов, святилищ и других сооружений. В Музей-заповедник входит более 100 уникальных архитектурных комплексов (с численностью от 10 до 60 памятников в каждом) разной степени сохранности.

Архитектура и схожа и отлична. В целом всей башенной архитектуре ингушей характерны такие черты как стройность, рациональность и прочность. Но при всей схожести башенные комплексы имеют свои особенности. В разных селах работали мастера, имевшие свой творческий почерк, свою архитектурную манеру. Постройки башенной архитектуры это не только реальные свидетели прошлого, но и своеобразные памятники давно прошедших дней. Они напоминают о далеких, порой легендарных страницах истории ингушей, повествуют о материальном благосостоянии и мощи того или иного рода и их места в социальной структуре ингушского общества. "Ингушские башни для своего времени были подлинным чудом человеческого гения, как для нашего столетия новые шаги человека в небо", - писал исследователь Крупнов Е.

Башенная архитектура ингушей - это источник бессмертия народа, неповторимости, колоссальности его характера и яркое заявление о том, что смыслом жизни человека ингушского общества является высвобождение его беспредельной потенциальной духовной энергии.

Материал использован из: Ингуш.Ru
Опубликовано на сайте: http://aksakal.info

www.erzan.ru Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1355
Зарегистрирован: 01.07.08
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.11.09 18:58. Заголовок: ЗАПОВЕДНИК ЭРЗИ http..


ЗАПОВЕДНИК ЭРЗИ

Государственный природный заповедник "Эрзи" расположен на северном макросклоне Большого Кавказа, в Джейрахско-Ассинской котловине и прилегающих к ней с севера горах Скалистого хребта. Заповедник находится в Джейрахском и Сунженском районах республики Ингушетия.

Здесь охраняется исключительно красивая, с высокиим разнообразием флоры и фауны, горная природа Джейрахско-Ассинской котловины, обитают такие редкие виды как безоаровый козел, тур, серна, лесной кот; из птиц - кавказский улар, беркут, сапсан. Пороизрастает более 180 видов редких растений, в том числе многие эндемики Кавказа. Имеются уникальные природные объекты - массив сосны крючковатой, рощи облепихи, Шоанский ледник, каньон р. Асса. Охраняются также историко-культурные памятники.

Площадь - 5 970 га.


www.erzan.ru Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1356
Зарегистрирован: 01.07.08
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.11.09 19:03. Заголовок: Эрзурум соответствуе..


Эрзурум
соответствует древнеармянскому городу Карин (арм. Կարին или Гарин-Калаба), имя которого греки переделали по-своему в Карано (а арабы — в Каликала). Византийский император Феодосий II (408—450 гг.) укрепил его и дал ему им Феодосиополя (421 году). В 502 г. город временно находился во власти персов, точно так же и в конце VI в., когда значительная часть его жителей была переселена в Гамадан.

В 647 г. его завоевали арабы, с которыми из-за него неоднократно вступали в борьбу греки, но вскоре после 1000 г. он был последними окончательно оставлен. В 1047 г. лежавший по соседству древнеармянский город Ардзн был разрушен персами, и жители его бежали в Карин, который с этого времени стал называться Ардзн-Рум (а по-гречески Арзен), и уже из этого имени с течением времени образовалось Эрзурум.

В 1201 г. Эрзурум попал в руки сельджуков, а в 1247 г. достался монголам; Испанский историк 15 века во время путешествия в Самарканд побывав в городе говорил
« Город располагался на равнине, имел мощную каменную стену с башнями, и в нем был замок. Город не очень населен, и там прекрасная церковь, так как ранее он принадлежал армянским христианам и в нем жило много армян.[2] »

в 1472 г. он вместе с Великой Арменией перешел под персидское владычество, а в 1522 г. областью этой овладели турки. Вследствие победы русских, под начальством Паскевича, над турками на Эрзурумской равнине (в июле 1829 г.) пашалык Эрзурум, вместе с главным городом, оплотом Турции со стороны России и Персии, оказался во власти России, но по Адрианопольскому миру (сентябрь 1829 г.) был возвращен султану. Во время этого похода Эрзурум посетил Пушкин, описавший поездку в своём «Путешествии в Арзрум».


Далее следует сказать о селении Ардзати (Арцати) и городе Ардзн > (Арцн) в древней Эрзерумской или Каринской области. Первое селение и до сих пор существует, город же < Ардзн >, некогда многолюдный и знаменитый, погиб в 1049 г., будучи обложен персианами. Последние, по историческим сведениям, разрушили и сожгли город, несмотря на отчаянную храбрость жителей, которых погибло более сотни тысяч. Часть жителей, успевшая спастись, поселилась в соседнем городе Карине, который с той поры начал процветать, и переименован был в память разрушенного Арцна в < Ардзн-Рум >, то есть греческий < Ардзн >. На месте погибшего < Ардзна , по предположению Штреккера[31] находится ныне селение Карарс (Карарц), окружённое развалинами. Название это состоит из двух слов: кара и арц, что, может быть, означают чёрный или обугленный Арц (Арцн).

Обозревая эти названия, мы замечаем, что словом арс или арц обозначались такие области, которые были расположены на лесистых возвышенностях (города в этих областях располагались на склонах гор, и дороги к ним шли через густые леса).

Слово арс или арц вошло в обыденную речь армян и грузин; им стали обозначать названия птиц и животных, водящихся в горах. Слово арц’ив (орёл) имеет корнем арц и буквально обозначает горную птицу у армян и грузин[32]. У последних существует ещё одно слово арчви; это название серны, горной кавказской антилопы. Что буква ч заменяет здесь ц – видно из мингрельской формы этого слова – ерцќеми (серна). Это-то обстоятельство даёт нам возможность думать, что существовала ещё форма арч этого слова.

Любопытно сделать сопоставление между армянским арц’ив и чеченским ерзау (орёл). При склонении чеченских слов, корень их, как известно, меняется, так, от слова арц множественное число будет ерцниш, но ерзау (именительный падеж единственного числа) уже заключает в себе корень в изменённом виде. Причина этого нам непонятна. А. Шифнер сопоставляет слово ерзау с тушским арц’ив, и находит, что чеченский дифтонг уо переходит в тушский в – это мы видим на ряде примеров, приводимых Шифнером, но как объяснить переход дифтонга ау в ив, суффикс, хорошо известный и в армянском языке? Нам кажется, что тушский арц’ив заимствован из картского арц’иви[33] и другого отношения, кроме общего корня, к чеченскому ерзау не имеет.

Слово арс вошло и в состав древних имён: Арсама (дед персидского царя Дария), Арсамен (сын Дария), Арзас (династическое имя у парфян***** (*****в оригинале издания К.М.Т. – парθян), Арсений (имя многих духовных лиц). В эти имена слово арс вносит понятие о возвышенном или величественном характере.

Форма арц (ардз) несомненно использована и в составном армянском слове ардзаганќ (эхо). По объяснению академика Марра[34], вторая часть этого слова является перерождением пехл. vang (звук) и его иранского эквивалента gwanќ (зов, звук). Если это так, то всё слово ардзаганќ (эхо) буквально означает отзвук горы.

Резюмируя всё сказанное, мы можем положительно утверждать, что слово арс – древнеарийского происхождения, хотя в смысле специально горы, быть может, оно и не имело большого распространения в арийских языках; оно обозначало скорее возвышенность, в общем, неопределённом её значении. Что же касается того, соответствует ли оно современному армянскому сар (гора) и картскому сери (холм), – мы полагаем, что слово арс проникло в Закавказье в глубокой древности, гораздо ранее иранского сар, которое к тому же означало голову, а не гору. Поэтому нам кажется, что армянское сар произошло от звукового изменения в слове арс и в таком виде существовало оно довольно долго, пока не совпало с появившимся впоследствии иранским словом сар.

_____________

В заключение всего изложенного, мы выразим надежду, что грядущие археологические раскопки подтвердят основательность тех взглядов, которые здесь были высказаны. Мы намечаем три положения, которые в будущем следовало бы более подробно развить и научно обосновать:

1. Древние расы с их языками в Передней Азии занимают определённое и самостоятельное место в истории передвижения рас с востока на запад. Имя Торгомы – эпоним доисторического населения Закавказья; населения, делящегося на множество колен и отпрысков, и говорившего на своём особом языке, памятники которого остались в клинообразных надписях Ванской системы. Население это со своим языком, с течением времени, распалось от натиска других рас и на этой основе, путём смешения, создались новые индивидуальности – народы христианской эры.

2. Предки современных чеченцев – отпрыск арийских мидийцев, матианов, живших, между прочим, в одной сатрапии с урартийцами. Пережив последних, они окончательно исчезли из пределов древнего Закавказья к началу VIII в. нашей эры.

3. Чеченский язык имеет особое значение для распознавания характера и смысла ванских клинообразных надписей, так как означенный язык либо отразил на себе влияние ванского языка, либо был родственен ему в доисторические времена, входя в особую группу языков Передней Азии.


www.erzan.ru Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1357
Зарегистрирован: 01.07.08
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.11.09 19:56. Заголовок: Ардзн - область на ю..


Ардзн - область на юго-западе древней Армении.


www.erzan.ru Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1358
Зарегистрирован: 01.07.08
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.11.09 20:10. Заголовок: В «Истории св. патри..


В «Истории св. патриарха Саака и вардапета Маштоца» [ [http://www.vehi.net/istoriya/armenia/saak.html#_ftn24 «История св. патриарха Саака и вардапета Маштоца»] ] неизвестного автора IX века упомятнуты также Мамбрэ (брат Мовсеса Хоренаци), Ардзан > Арцруни, [Под его именем известны «Вопрошения < Ардзана и ответы Езника»] Аган Арцруни [Сын Васака Арцруни и двоюродный брат Ваана Мамиконяна, участвовал в Арташатском соборе 449 г. С молодых лет вел отшельни-ческую жизнь. Его учеником был историк Лазар Парпеци] и Муше. [Упоминают также Корюн и Лазар Парпеци]

www.erzan.ru Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1359
Зарегистрирован: 01.07.08
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.11.09 20:25. Заголовок: Эрзинджан (тур. Er..


Эрзинджан (тур. Erzincan, арм. Երզնկա) — город и административный центр ила (области) Турции Эрзинджан в восточной Анатолии. Соседними городами являются Эрзурум, Сивас, Тунджели, Бингёль, Элязыг, Малатья, Гюмюшхане, Байбурт и Гиресун.

Ущелья гор бесподобны. Иногда едешь несколько верст и видишь по бокам только две отвесных, огромных скалы, а вверху тонкую голубую полоску неба.

< Города > Армении не часты и, как вообще все восточные < города >, грязны, неуютны, некультурны. < Эрзинджан > обращает на себя внимание: он — как оазис в пустыне: весь в зелени, в садах и виноградниках. Но и только... Рука человеческая и тут не проявила себя.


www.erzan.ru Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1360
Зарегистрирован: 01.07.08
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.11.09 20:38. Заголовок: РЕСПУБЛИКА ТЫВА,ЭРЗИ..


РЕСПУБЛИКА ТЫВА,ЭРЗИНСКИЙ КОЖУУН,С ЭРЗИН

< ЭРЗИН >, село в Туве, центр Эрзинского р-на, в 219 км к Ю. от г. Кызыл. Расположено на р. < Эрзин (приток Нарына), в 634 км к Ю.-В. от ж.-д. ст. Абакан. Нас. 3,2 тыс. чел.

Осн. в 1937. В районе выращивают зерновые, кормовые культуры (в т. ч. многолетние травы), картофель, овощи. Разводят кр. рог. скот, свиней, лошадей, птицу, пушных зверей (кролики).

ЭРМАНА ХРЕБЕТ, на В. Забайкалья, в Читинской обл. Протягивается на 175 км по правобережью р. Онон. Выс. до 1434 м. Сложен гранитами, гнейсами и кристаллич. сланцами. Преобладает среднегорный рельеф. На склонах -сосновые и лиственничные леса; местами - участки степей. Назван в честь нем. физика и путешественника А. Эрмана.

www.erzan.ru Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1361
Зарегистрирован: 01.07.08
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.11.09 20:55. Заголовок: Эрице Италия..


Эрице Италия

www.erzan.ru Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1362
Зарегистрирован: 01.07.08
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.11.09 22:34. Заголовок: ОРЕЛ м. самая больша..


ОРЕЛ м. самая большая хищная птица (кроме грифа); царь птиц, представитель силы, зоркости, прозорливости, благородства




Солярный символ всех богов Солнца, полуденное солнце, духовное начало, вознесение, вдохновение, освобождение от уз, победа, гордость, созерцание, апофеоз, царственное происхождение, власть, сила, высота, стихия воздуха. Считалось, что орел способен долететь до Солнца и, не мигая, смотреть на него и соединиться с ним. В этой связи орел олицетворял духовное начало в человеке, которое в состоянии взмыть к Небесам. Двуглавые орлы являются атрибутами богов-близнецов могут означать всезнание и двойную власть. Соперничество между орлом и быком, либо орлом и львом, в котором всегда побеждает орел, олицетворяет триумф духа и интеллекта над плотской природой. Конфликт между орлом и змеем, либо орел со змеей в когтях отображает победу духа. В этой схватке орел олицетворяет силы добра, а змеи - силы хтонические и злые. Кроме того, орел означает свет неявленный, тогда как змей - неявленную тьму. Вместе они составляют космическое целое, целокупность, соединение духа и материи. Орел, увенчивающий колонну, - эмблема всех богов Солнца в их ипостаси sol invictus, победителей тьмы. В алхимии взмывающий ввысь орел - означает освобожденную духовную часть перво-материи, prima materia. Двойной орел изображает андрогинную ртуть. Коронованный орел и лев - это ветер и земля, ртуть и сера, летучее и застывшее начала. У американских индейцев головной убор с орлиными перьями представляет Птицу Гром, мировой дух. Орел - это откровение и посредник между Небом и Землей и, кроме того, символ дня. В некоторых случаях белый орел символизирует мужчину, а коричневый - женщину

www.erzan.ru Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1363
Зарегистрирован: 01.07.08
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.11.09 23:03. Заголовок: Артаксеркс Первый ..


Артаксеркс Первый

Артаксеркс Первый («Владеющий праведным царством»), был царем персидской Империи с 465 года до н.э. до 424 года до н.э. Он был сыном Ксеркса Первого Персидского.

Он также получил прозвище "Макрохейр" или Долгорукий, предположительно, потому что его правая рука была более длинной, чем левая. Через грузинский дом Пахлавуни, российская семья Рюриковичей - Долгоруких заявляла, что их род происходит от этого персидского царя.

После того, как Персия была побеждена при Еримедоне, военные действия между Грецией и Персией зашли в тупик. Когда Артаксеркс Первый пришел к власти, он начал новую традицию отступления Афинян, финансируя их врагов в Греции. Это косвенно заставило Афинян перемещать казначейство Делийской Лиги с острова Тилос в Афинский акрополь. Эта практика финансирования неизбежно вызвала возобновление борьбы в 450 году до н.э., и греки напали в Сражении возле Кипра. После отказа Кимона, был подписан Каллиев мир между Афинами, Аргосом и Персией в 449 году до н.э.

Артаксеркс Первый, который предложил убежище Фемистоклу (Themistocles), победив в Сражении при Салямисе, после чего Фемистокл был подвергнут остракизму (специальная процедура изгнания для афинских государственных деятелей) из Афин.

Артаксеркс уполномочил Эрзу, еврейского священника-писца, посредством декрета взять на себя ответственность за духовные и гражданские дела еврейской нации в Персидской Империи. Копия этого декрета может быть найдена в Эрза 7:13-28.

Эрза, таким образом, уехал из Вавилона в первый месяц седьмого года (~ 455 года до н.э.) правления Артаксеркса, во главе Израильтян, которые включали священников и Левитов. Они прибыли в Иерусалим на первый день пятого месяца седьмого года (еврейский Календарь) – эти события отражены в Библии.

Восстановление еврейского сообщества в Иерусалиме, которое было начато при Кире Великом, который разрешил евреям, удерживавшимся пленниками в Вавилоне, вернуться в Иерусалим и восстановить Храм Соломона. Многие евреи, следовательно, вернулись назад в Иерусалим в 537 году до н.э.


www.erzan.ru Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 13
Зарегистрирован: 06.03.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.03.10 14:04. Заголовок: Артаксеркс Первый.....


Артаксеркс Первый.....
ОРДЫ - КЕСАРЬ(ЦЕСАРЬ, ЦАРЬ) - ПЕРВЫЙ?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 1838
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.11.09 00:01. Заголовок: Вадрясто невтезь ЭРЗ..


Вадрясто невтезь ЭРЗЯ лемесь-валось!

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1364
Зарегистрирован: 01.07.08
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.11.09 13:57. Заголовок: ОРЕЛ - обобщающее на..


ОРЕЛ (ЭРЗЯ) - обобщающее название крупных хищных птиц, принадлежащих к семейству Accipitridae - ястребиных, роду Aquila - орлы. Практически без изменений слово "орел", существующее во многих языках индо-европейской языковой семьи. В древнейшем славянском оно встречается в варианте "оrьlъ" (Булаховский, 1948), в украинском орел, в болгарском - орел, в сербохорватском - орао, в словенском и чешском - orel, в словацком - orol, в польском - orzel, в верхнелужицком - worjol, в нижнелужицком - jerel, в литовском - erмlis, в латышском - мrglis, в древне-прусском - arelie, средне-бретонском - erer, в корнском (кельтском) и бретонском - er, в готском - ara, в древне-верхне-немецком - aro, arn, Aar "орел", в греческом - orniz, в хетском - hara, harana (Фасмер, 1996), в шотландском Erne, в скандинавском Orn (Дементьев и др., 1951). Такая общность указывает на весьма древние корни и на то, что своим происхождением название восходит к индоевропейскому корню *or, (ar, er) (Черных, 1994), в значении "высший, божественный".

Смею от себя лично добавить к этому списку чеченское и ингушское "ЭРЗЯ", очень странно, что исследователи не увидели или не захотели это увидеть.
Ингушское ЭРЗЯ
Польское ОРЗЕЛ
Сходство потрясает!!


www.erzan.ru Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1366
Зарегистрирован: 01.07.08
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.11.09 21:20. Заголовок: ОРЕЛ НА ЭРЗЯНСКОМ???..


ОРЕЛ НА ЭРЗЯНСКОМ???

www.erzan.ru Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 1844
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.11.09 22:22. Заголовок: Семен пишет: ОРЕЛ Н..


Семен пишет:

 цитата:
ОРЕЛ НА ЭРЗЯНСКОМ???



карциган=ястреб
вадов=коршун
куцькан=орёл
вармазей, вармашке=кобчик, сокол

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1367
Зарегистрирован: 01.07.08
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.11.09 23:26. Заголовок: Эрзянь нилькс пишет:..


Эрзянь нилькс пишет:

 цитата:
куцькан=орёл




Куця= куча, кочка

арсян тесэ аволь весе виде, вансынек!

www.erzan.ru Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 139
Зарегистрирован: 26.09.08
Откуда: россия, бугуруслан
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.11.09 09:17. Заголовок: Седе видестэ сёрмадо..


Седе видестэ сёрмадови - КУЗЬГАН - пизэнзэ пек вере таркат, ули лия лемезэяк - ТУМО АТЯКШ.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 4
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет