On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Эрязо Эрзянь Масторось! Пингеде пингес эрязо! Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!Erzänj mel, erzänj kel, Erzänj Mastor! Ersän mieli, ersän kieli, ersän Maa! | Эрзя, муить ундоксот! Erzia, muit\' undoksot!

АвторСообщение
Семен



Пост N: 1133
Зарегистрирован: 01.07.08
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.08.09 12:00. Заголовок: Эрзянская служба новостей/Эрзянь кулянь невтемакуро. (продолжение)

www.erzan.ru Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 301 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All [только новые]


Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3588
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.03.11 23:54. Заголовок: Одирьва ды нардамо. ..


Одирьва ды нардамо.
(Сёрмадызе Эрюш Вежай, Наста аванзо ёвтнеманзо корява.) Алтави Аваломанень чинтень эрзянь аватненень.

<\/u><\/a>

Вейке кезэрень ды мазый эрзянь велесэ эрясь-аштесь седикеле вейке кудораське. Веленть лемезэ ульнесь Вадов веле. Покшоль велесь. Куринкатнедеяк ламолть эйсэнзэ. Сехте покшось ульнесь Одкуринка, лиятне – Алопе, Верепе, Эрькелей, Кутор, Пенза, Колка, мик Кенерьпакарьгак ульнесь нурька куринкине, кона явиль Пенза куринкастонть трокст ве ёнов. Васов таргавкшнось Вадов велесь Карголеенть кувалт.
Покшоль се эрзянь кудораськесь. Сюпаволь. Мезест ансяк арасель кардайсэст-пиресэст. Алашат, скалт, реветь, тувот, дигат, саразт, мекшть, мик куркасткак лиясто ульнесть-эрсесть.
Кудазоронть лемезэль – Ишут, кудазораванть – Нуякша. Сынст ульнесть кавто цёраст – Сэрьге ды Кията, ды колмо тейтерест Вияна, Лияна ды Литова. Покш цёраст, Сэрьге, урьвакстозель, уш сонсь видиль-сокиль, низэ тензэ кавто эйкакшкеть чачтась.
Сась шка мирденень максомс покш тейтеренть, Виянань. Тейтересь мазыель, кеме рунголь, теке марто ёлганяль, теке чова селейне, ванькс ашо чамаль. Сельмензэ – теке сэнь домка эрькть валдосо цивтёрдылть. Варшты лангозот – паро ёжосо казтянзат. Варштат лангозонзо, сельметькак мазычистэнзэ теть мекев а саевить. Вадряль тейтересь, весемесэ, кода мерить, сайсь. Чамасояк, рунгосояк, валдо превсэяк, чевте седейсэяк, ёроков кедьсэяк. Истятнэде эрзятне пачк мерильть: аволь тейтерь - Инешкипазонь казне. Лия эйкакштнэяк весе ульнесть пек вадрят, ансяк Вияна ютксост ульнесь парочисэнзэ сехте сельмс каявиксэкс-неявиксэкс. Вечкилизь сонзэ тетязо-авазояк, лелязо-ялаксозояк, сазорнэнзэяк.
Ансяк сась шка, ды састь покшкудат чиямонзо. Авардезевсть тетятне-аватне, талнозевсть лелятне-ялакстнэ ды сазорнэтне, ды тейнемс а мезть. Кенерьсь Вияна тейтернесь. Теевсь мацеень кондямо мазый тейтерекс. Сась шказо мирдене лисемс. Кода эрзятне мерить, кенерезь умаренть чувсто эряви шкастонзо кедьс саемс, лиякс сон сонсь пры. Истяня арсесть-тейсть тетят-ават ды алтызь Вияна тейтерест, седей пельксэст.
Чиямо чись ютась вадрясто. Ломо инжеть сакшность од содамонть ды одирьванть пельде. Максызь паро кудораськес. Атявтонь-ававтонь кудораськеськак покшоль. Сюпаволь. Важодемань вечкицяль.
Ютась пель ие. Сась Вияна эсь тетянстэнзэ-аванстэнэ инжекс, тиринь кудов. Авазо кевкстни:
- Кода, сырнень покольнем, эрят од кудосо? Стака теть, аволь?
Тона мери:
- Аволь стака, авакай. Аволь стака, тирякай. Мирдем вечксамам. Ававтом мелем ваны. Атявтом а покори. Весе вечксамизь. Весе кольневтить эйсэм. Стака тевс а аравтыть, муськемасо а сизевтнить. Эрямом пек паро. Ансяк вейкесь аволь паро. Валске стян, шлян, нардтнеме карман – нардамось пачк летьке, пачк начко… Ды истя эрьва чи… Мекс истя, а содан… Мезть тейнемс, а содан…
(Кезэрень шкатнестэ шлямо таркасо пачк ульнекшнесь понгавтозь ансяк вейке покш, коцтонь, нардамо.)
Укстась авазо, таргизе оймензэ, ды мерьсь:
- Тон тейтернем, стякшнок весемеде икеле, сестэ нардамось пачк коське карми…

Истя тейтересь тейськак.
Топавтызе аванзо превспутоманзо ды кармась эрямо седеяк уцяскавсто. Чачтась вете эйкакшт, кастынзэ-тринзе ды кулось ве чистэ вечкевикс мирдензэ марто.

--- ---- ----
2011 ие, эйзюрков, 1 чи



Аванень

<\/u><\/a>

Ванды, ванды, ванды,
Ванды сан кудов.
Сован кудос, теке
Апак учонь лов.
Авам панжсы кенкшенть
Ранксты:- «Цёрам, тон?..»
Прям сон вадяштасы…
Мерян:- «Авай, мон…»
Зяро ковт ды иеть
Эзия некшне,
Зяро веть ды чокшнэть
Авам аварькшнесь
Карго левксэкс срадозь
Эйкакшонзо кис…
Зярдо сы вастомань
Учонь валдо чись?!

Авай, авай, авай!
Иля аварде!
Тонь седеесь, авай,
Аволь пек нардев.
Ванстык, ванстык сонзэ,
Костить сельведеть,
Рисксэть эйстэ, авай,
Менть тон аламнес…

Сон ваны лангозом,
Кеми, а кеми,
Пели, седей пельксэсь
Ва одов ёми…

Иля пеле, авай,
Ней мон а ёман,
Эрьва чистэ вакссот,
Маласот карман.

ЭРЮШ Вежай


Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Сантяй
moderator


Пост N: 128
Зарегистрирован: 21.05.09
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.03.11 10:15. Заголовок: http://www.izhlife.r..

Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3594
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.03.11 11:06. Заголовок: Сантяй пишет: Эрзян..


Сантяй пишет:

 цитата:
Эрзянь вайгель Удмуртиясто!



Вадрясто.
Эрьва кува гайгезэ эрзянь мелесь.

Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3598
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.03.11 15:26. Заголовок: БОГАТСТВО ОБРЯДОВ И ..


БОГАТСТВО ОБРЯДОВ И МАГИЯ ГРАФИКИ


На всех праздниках идет фотосъемка. Люди разъезжаются, увозят драгоценные кадры прошедшего торжества. Идея—собрать всю съемку и показать—зрела годами. И она свершилась в передвижной фотовыставке «Раськень Валдо» настолько удачно, что четвертый год радует россиян в самых неожиданных для организатора местах. «Раськень Валдо» несет заряд бодрости, оптимизма и праздника - такой красивый народ ЭРЗЯ БУДЕТ ЖИТЬ И ЗАВТРА.

Выставка цветной фотографии вернулась в родной город. Здесь, в Лукоянове, она начала свой старт, а вехи её—Санкт-Петербург, Мурманск, Нижний Новгород, Арзамас и множество малых городов и поселков большой страны. Созданная музеем Эрзянской культуры на деньги Общества М.А. Кастрена, Финляндия, живет четвертый год и будет продолжать свою деятельность до 2013 года, когда мировая общественность будет отмечать 100- летие выдающего ученого, этнографа, основоположника исследований уральских языков и культур Матиаса Алексантери Кастрена.

В начале февраля 2011 года в Лукоянове открылась итоговая экспозиция выставки «Раськень Валдо» с новым разделом—»Тайны эрзянской графики и методы расшифровки», а также серия снимков о III-м эрзянском Конгрессе в г. Лукоянове. Плакаты с элементами графики и цветные фото эрзянского колорита взаимно обогатили содержание выставки. Наполнилось оно философским содержанием, культурой очень далеких предков. Многогранность народной информатики впервые полно раскрывает то, что является предметом исследования науки этнография. Исследования музея аналогов не знает. Расцвет исследуемой культуры уходит в глубокую древность. Это эпоха неолитического ренессанса (культура ариев) разнесена человечеством на большие географические пространства. Народ эрзя, сложившейся на этой культуре, пронес через время богатство культуры предков. Она хранилась в языке, фольклоре, в декоративно- прикладном творчестве, в религиозно-обрядовой культуре, закреплялась графикой. В основу сакральных знаний легли геометрические символы и простой арифметический счет, комбинация природных ритмов, к примеру, лунных фаз (рашты-машты) и многое другое. Развитие получили счет и пиктографическое письмо. Генная память эрзянского народа отразилась в национальном костюме и красочных и умных обрядах. Вершиной духовного богатства народа на выставке представлена книга: эрзянский эпос «Масторава» в творчестве профессора Александра Марковича Шаронова. Выставку дополнили и украсили эрзянский эрямопарь и донце, которым не меньше 300 лет. Это наглядный материал, несущий резьбу и сакральные символы. Работы молодого скульптора Н.Н.Аношкина, его современный стиль образа и элементы декоративно-прикладной графики завершили образ большой экспозиции.

Отзывы первых посетителей выставки - это слова благодарности в адрес музея, создателю экспозиции, за чистоту этнической культуры:

«..выставка заслуживает внимания!» — Караванов В.В. депутат земского собрания;

«очередная выставка производит весьма положительные впечатления»- М.А.Савлев, Почетный гражданин Лукояновского района;

«Можно сказать—это научно-этнографическая выставка»—Н.В.Васяева, директор детской библиотеки;

«Выставка Н.И.Аношкина необыкновенная. Для меня—это путешествие в далекую страну»— А.С.

Уже поступили первые предложения, выставку показать в Мордовии.

Николай Аношкин, директор музея Эрзянской культуры


Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3599
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.03.11 15:54. Заголовок: Подборка материалов ..


Подборка материалов ко Дню эрзянского языка.

ЭРЗЯНЬ КЕЛЕНЬ ЧИ МАРТО, ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕ!
С ДНЕМ ЭРЗЯНСКОГО ЯЗЫКА, ЭРЗЯ НАРОД!

В этом году День Эрзя языка будут проводить эрзянские общественные организации во всех регионах компактного проживания Эрзя народа, а также в Эстонии, Финляндии, Украине, Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске. Будет работать Музей эрзянской культуры в г. Лукоянов Нижегородской области, открываться фотовыставки "Раськень валдо" и "Эрзянь раськенть валдозо". В г. Саранске состоится присуждение ежегодной премии Фонда спасения Эрзя языка. 18 лет шагает по Эрзянь Мастор Эрзянь келень Чи - День эрзянского языка. В этом году все мероприятия в честь Дня эрзянского языка- Эрзянь келень Чи проводятся в соответствии с резолюцией Конгресса Эрзя народа, состоявшегося 20 июня 2009 года в г. Лукоянов, в котором Конгресс представителей эрзянского народа твердо и решительно заявил:
ДА - ЭРЗЯ ЯЗЫКУ! НЕТ - маразматическому ЕМЯ (единому "мордовскому" языку)!
Ответственность за сохранения Эрзя языка лежит на нас, на нынешнем поколении эрзян. День Эрзя языка - общенациональный эрзянский праздник.
Эрзянь келень Чи марто, эрзят!

ЭРЗЯНЬ ТЁКШАТЯНЬ ЭЗЕМ-СОВЕТ СТАРЕЙШИН ЭРЗЯН
ЭРЗЯНЬ ИНЕКУЖОНЬ ТЕВ ВЕТЯМО КУРОСЬ - ИСПОЛКОМ КОНГРЕССА ЭРЗЯ НАРОДА

Эрзят! Курок сы эрзянь раськень мазый коесь - Эрзянь келень Чись. Сонзэ минь тешкстнетяно чадыковонь 16 читэнть. Кода сонзэ ютавтомс-тешкстамс? Ловнодо тесэ ды лия таркава. Ламо сёрмадовкст тень корява улить "Эрзянь Мастор" кулялопанть таштампаргосонзо.
Эрзяне! Скоро наступит прекрасный праздник эрзя народа - День эрзянского языка. Мы его отмечаем 16 апреля. Как его провести и отметить? Читайте здесь и в других местах. Много статей об этом есть в архиве газеты "Эрзянь Мастор".
Эрзят! Анокстадо Эрзянь келень Чинтень!
Эрзяне! Готовтесь к проведению Дня эрзянского языка!

Кода тешкстамс Эрзянь келень Чинть?

Кудосо:
1. Теемс ды понгавтомс эрзянь раськекоцт-флаг.

2. Рамамс, таргамс "Масторава" морокерьксэнть ды лия эрзянь книгат.
3. Таргамс ды нолдамс эрзянь моронь седямо плаштинеть-дискть.
4. Анокстамс ды оршамс эрзянь оршамот.
5. Ёвтамс озолма эрзянь раськенть ды келенть кис.
6. Чокшнэ кирвастемс Инешкипазонь штатолнэ эрзянь раськенть ды келенть кис.
7. Эйкакштнэнень, ласькетненень ёвлемс эрзянь раськенть эрямопингедензэ ды келенек мазычидензэ ды сюпавчидензэ.
8. Морамс эрзянь морот, ёвлемс эрзянь ёвкст.
9. Чоп кортамс ансяк эрзякс, косо аволиде уле.
10. Теемс паро эрзянь тев. Лездамс лия эрзятненень, каземс эрзянь книга, теемс сёрмадстома-подписка "Эрзянь Мастор" кулялопас, "Сятко", "Чилисема" журналтнэс.
11. Ёвлемс - 2011 иесь Эрзянь Инязоронть мереманзо коряс яволявтозь Йовлань Олонь иекс.
12. Ушодомс анокстамо Йовлань Олонь Чинтень. Таштамковонь-сентябрянь васенце читнестэ. Вирь Тавла велесэ.
13. Ёвлемс неень шкань эрзянь койтнеде, содавикс ломантненде,
Раськень Озкстонть, Эрзянь Инекужотнеде.
14. Ды а стувтомс весемене ловномс Эрзя раське лемденек мель яволявксонть-Декларациянть,кона ютавтозь те шкас 15 кельс.
Ды ламо лия мезе ули теемка... Ансяк тейть, эрзя! Ансяк меленк улезэ, эрзянь цёрат-ават!
Инешкипазось лездассо тенк вадрясто-лезэвстэ ютавтомс Эрзянь келень чинть!
Паз, чангодть!

Эрюш Вежай.

Эрзянь ломань! Эрзянь ава! Эрзянь цёра!
Иля стувто чадыковонь 16 чистэнть кирвастемс штатол ЭРЗЯНЬ КЕЛЕНТЬ ДЫ РАСЬКЕНТЬ КИС!
Кирвастик ды аравтык вальмалангс. Кадык палы пазонь штатолось минек эрзянь ойменть кис!
Эрзянь келесь - гайгезэ! Эрзянь раськесь- эрязо!

С 1993 года эрзяне отмечают День эрзянского языка. На Эрзя языке.
Власть в последние годы в этот же день, в противовес эрзянскому Дню, отмечет День РОДНОГО(лишь бы не эрзянского!!! ) языка, как правило, проводится на русском, с упором на необходимость создания ЕМЯ.
Для чего ЕМЯ и День родного языка в этот же день? Снизить интерес к Эрзя языку. Зачем его учить, сохранять, если власть обещает скоро создать новый, ЕМЯ?
Такова цель и практическая политика мордвинизации=русификации Эрзя народа. Ждите ЕМЯ, не учите язык... Пока говорите и изучайте только русский. Когда-нибудь вам создадут ЕМЯ (хотя все прекрасно знают, что он никогда не будет создан) и вы его будете учить, тем более, что при переписи вас запишут всё равно не Эрзя, а "МОРДВАСЬ"...

Как же нам праздновать наш «Эрзянь келень Чи»?

Народ жив, пока он бережёт свои имя и язык, обычаи и традиции, своих предков и богов. Мой маленький эрзянский народ в своей истории дошел до того, что практически отказался от имени и языка, своих традиций и обычаев, своей исконно эрзянской этнической религии. К сожалению, этот процесс продолжается, а в последние дни даже ускоряется.
И это несмотря на то, что часть эрзян очень остро осознают всю опасность, кожей и сердцем чувствуют леденящий холод той последней черты, за которой стоит только одно – уход в небытие одного из древнейших и интереснейших народов Европы. Всё дело в том, что таких эрзян осталось единицы. Они воплем кричат:
- Эрзяне! Откройте глаза!
- Посмотрите на себя!
- Ощутите себя!
- Как вы живёте?!
- Куда вас ведут с закрытым ртом и завязанными глазами?!
- Почему идёте в небытие?!!
Но большая часть моего народа уже находится в стадии предсмертного сна и ничего не слышит и не видит, уже не ощущает сердцем и душой своего нахождения у Рубикона, за которым одно – небытие.
Очень больно об этом писать. Но это та правда, которая есть и которую надо знать каждому эрзянину, который чувствует и считает себя таковым.

И всё-таки. Благодаря усилиям лучших из нас, у нас есть и надежда – мы проснёмся! Мы – будем! Эрзянский народ будет жить!
Эту надежду питает возрождение Раськень Озкс, песни «Торама» и других исполнителей, «Эрзянь Мастор», наш эпос «Масторава», Степан Эрьзя, «Сятко», всё-таки надеюсь и «Чилисема»…

Эту надежду питает и наш новый эрзянский кой, наш праздник:«Эрзянь келень Чи» (16 апреля), который большими усилиями нашей эрзянской интеллигенции уже вот несколько лет отмечается той частью эрзян, которая остро, сердцем и душой почувствовала: народ жив и будет жить только тогда, пока будет жив наш язык – душа нашего народа.
Кстати, это, пожалуй, даже лучше нас поняли те, кому «не нужен» эрзянский народ, те, кто пытается для нас создать так называемый «мордовский» язык, смешав эрзянский и мокшанский, одновременно уничтожая последние. Интересно, а не приходила ли им мысль смешать русский, украинский и белорусский? Они ведь так близки! И создать единый «украрусский» или «рускаинский»? А если уж создавать «мордовский» язык (по названию республики), то тогда чего мелочиться, надо смешать сразу четыре языка: русский, мокшанский, татарский и эрзянский, а может даже украинский, если иметь ввиду национальный состав республики). Вот тогда это будет действительно «мордовский» язык! Но почему тогда в своё время отказались даже от создания единой Татаро-Башкирской республики и языка? А ведь такие идеи тоже когда-то имели место.

Как же нам праздновать наш «Эрзянь келень Чи»?

Почему я задаюсь этим вопросом? Причина одна. У нашего народа осталось очень мало живых традиций и обычаев, глядя на которые можно было бы сказать: вот это - эрзяне, это их обычай, праздник эрзян, вот такие они эрзяне. Наши обычаи, традиции, праздники старательно, кнутом и пряником стирались и стираются из нашей памяти русской церковью и властью. И вот, даже в этих условиях, появляется наш новый кой – «Эрзянь келень Чи». Но мы его пока отмечаем только очень узким кругом, только светскими мероприятиями в общественных организациях, пытаемся привлечь к этому школу, власти. Это очень необходимо, но не достаточно. Праздник станет праздником каждой эрзянки и эрзянина от мала до велика только тогда, когда он войдёт в семью. Как помочь этому? И можно ли?
Хотелось бы, чтобы об этом поделились своими мыслями уважаемые читатели и авторы «Эрзянь Мастор».
В свою очередь, поднимая эту тему, хотелось бы высказать и свои мысли.
Конечно, праздник должен отмечаться в организациях, культурных учреждениях, школах (включая высшую и среднюю), детских садах и учреждениях, властных структурах. Небольшая практика его проведения имеется и её нужно улучшать. А дома, в семье мы пока наш новый кой не отмечаем. Да и понятно, все никогда не смогут да и не будут участвовать в официальных мероприятиях. Поэтому большого следа в эрзянской душе и сердце этот день пока не оставляет. В нём как бы не хватает домашнего тепла и уюта. Он пока всего лишь похож на цепь других официальных праздников Российского государства. И всё. Поэтому хотелось бы, чтобы такие тонкие знатоки эрзянской души, как Маризь Кемаль, Римма Жегалина, Числав Журавлёв, Шарононь Сандра и другие подсказали нам, а как я отмечу «Эрзянь келень Чи» дома?
Мне видится наш праздник таким.
После официального мероприятия, или просто после работы, мы приходим домой, готовим и накрываем праздничный стол. Обязательно хотя бы одно из любимых эрзянских блюд. На столе – штатол. Если есть, одеваемся в наши эрзянские панары и руци. Садимся за стол. Старший (старшая) в семье произносит молитву-благодарность Нишкепазу и нашим предкам за то, что дали нам звонкое имя и прекрасный язык. И зажигается штатол. И штатолы зажигаются на каждом подоконнике (с соблюдением мер пожаробезопасности!). И горят весь вечер. И тогда каждый путник будет знать, глядя с улицы на горящие в эрзянских домах и квартирах штатолы:здесь, и здесь и вон там, а вон ещё! – жив эрзянский язык, теплится,как и эти свечи, эрзянская душа. И глядя из своего окна на горящие свечи в других эрзянских окнах, каждый эрзянин будет знать: да! Я ещё не последний из эрзян! Ещё жив мой народ!
И в этот вечер в каждой семье читается «Масторава», детям рассказываются мудрые эрзянские сказки, поются эрзянские песни, вспоминается или вновь изучается эрзянский язык…Это и будет тогда хорошим эрзянским обычаем, коем – «Эрзянь келень Чи».
Что, дорогие эрзяне, попробуем?

Мне можно сказать: наивный романтик строит «маниловские прожекты». Но если в жизни не будет романтики, она будет скучна и сера.

Эрюшонь Вежай




Эрзянь Келень Чи – День Эрзянского языка учреждён в 1993 году Фондом спасения эрзянского языка имени А. П. Рябова (г. Саранск). Символично праздник эрзянского языка был основан в день рождения первого эрзянского профессора Анатолия Рябова.

Биография Рябова А.П.:

Анатолий Павлович Рябов родился 16 апреля 1894 года в с. Лобаски Ичкаловского района в семье эрзянского крестьянина. После окончания сельской начальной школы родители определили Анатолия учиться в Починковское духовное училище, затем он продолжал учебу в Нижегородской духовной семинарии. Смерть отца тяжелой болью отозвалась в душе Анатолия. Он оставляет учебу в семинарии. Однако в осенью 1912 года он успешно сдает экзамены на филологический факультет Нежинского педагогического института, котрый блестяще оканчивает в 1916 году, овладев латинским, английским, финским и эстонским языками.
После четырехлетней педагогической работы в учительской семинарии А. П. Рябов работает сотрудником Нижегородского губернского отдела народного образования. Именно здесь он стремится организовать обучение в школе на эрзя и мокша языках. Активная профессиональная работа Анатолия Павловича по созданию национальной школы для эрзян и мокшан была замечена сотрудниками Наркомпроса РСФСР, и в 1924 году его приглашают работать методистом в Москву, в Центральное мордовское бюро Совнацмена.

Эти годы составляют новый этап в становлении Анатолия Павловича как ученного и государственного деятеля. Он приходит к твердому убеждению, что успех в обучении эрзянских и мокшанских детей придет только в том случае, если они будут учиться на родном языке, этой позиции он твердо придерживался в своей практической деятельности.
В качестве большой научно-педагогической заслуги Анатолия Павловича надо отметить то, что он первым разработал и прочитал курсы по современному эрзянскому дитературному языку, методике эрзянского языка, истории эрзянского языка.
«слишком большая активность» в деле возрождения национальной культуры мордовского народа для НКВД показалась подозрительной. 5 июня 1937 года был выдан ордер (за № 4) на арест и обыск А.П. Рябова, подписанный наркомом внутренних дел МАССР. В предъявленном ему 17 декабря 1937 года обвинении указывается, что он завербован финским шпионом-профессором Бубрихиным, который якобы снабжал его шпионскими материалами. Рябову инкриминировалось также связь с эстонским шпионом Марком. На допросе Рябов отрицал свое участие в антисоветской деятельности. Но его участь была предрешена. Его объяснения никого не интересовали. Более того, протоколы по делу А. П. Рябова подписаны вместо него кем-то другим.
А. П Рябов прожил недолгую жизнь. В расцвете творческих сил оборвалась его кипучая научно-теоретическая деятельность. Но и за эти сорок четыре года Анатолием Павловичем написано около 30 трудов по вопросам эрзянского и мокшанского языкознания и языкового строительства, среди которых красной линией смотрятся: «Эрзянь-сокицянь букварь» (Букварь для эрзянских пахарей) 1925, и «Лисьма пря: Букварьде мейле ловнома книга» (Родник: книга для чтения после букваря) 1926 гг. – это первые помощники-просветители для эрзянских детей!

Сюкпря Анатолий Павлович! Тонь валдо лемесь кадови минек ойме!


Вечкевикс ялгат, уледе Эрзякс! Тешкстадо чадыковонь 16 чисте Эрзянь келень чи. Кода видсте ютавтомондо минек Покшчинть, ловнодо Эрюшонь Вежаень сёрмадовксонзо.






Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3609
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.03.11 23:51. Заголовок: Анокстатано тешкстам..

Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3613
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.03.11 11:58. Заголовок: Курок Числав лелянть..

Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3614
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.03.11 22:29. Заголовок: Эрзянь аватнень ды т..

Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3616
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.03.11 23:07. Заголовок: Эрзянь цёрат, вансто..


Эрзянь цёрат, ванстодо эрзянь аватнень ды тейтертнень. Ансяк сынь ванстсызь эрзянь раськенть.

Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Олен1



Пост N: 26
Зарегистрирован: 07.12.10
Откуда: Россия, Нижний Новгород
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.03.11 10:07. Заголовок: Покш сюкпря тонеть Э..


Покш сюкпря тонеть Эрюш Вежай,сюконян паро мазы валонт кис!!!

Спасибо: 0 
Профиль
Василиса
moderator


Пост N: 80
Зарегистрирован: 05.05.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.03.11 11:16. Заголовок: Монь пельде як сюкпр..


Монь пельде як сюкпря! Эрьзянь валсо ёвтазь поздравлениясь пек седи питней лият раскень валтнэде.

Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3617
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.03.11 12:09. Заголовок: Панжовсь од И-вальма..


Панжовсь од И-вальма, кона сёрмады эрзядо: [BR]http://deralex-erzya.blogspot.com/2011/03/blog-post_05.html<\/u><\/a>

Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Инзейне1
moderator




Пост N: 138
Зарегистрирован: 20.07.10
Откуда: Челябинск
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.03.11 14:28. Заголовок: http://pics.qip.ru/1..




Весе эрзянь мазыйкатненень ды превейкатненень кучан поздоровт тундонь авань чи марто!

Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3631
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.03.11 00:52. Заголовок: Эпос «Масторава» - н..


Эпос «Масторава» - национальное достояние Эрзя народа.
(К 16-й годовщине издания «Масторавы»)


«Мастораву» - эпос Эрзя народа обойти молчанием уже невозможно. Великая книга, впервые изданная на песенно-звучном эрзянском языке в 1994 году, разошлась по рукам эрзян, всех, кого интересует язык, культура, история, мифология нашего народа. Её сейчас читают на эрзянском (1994 год, автор - А.М. Шаронов), мокшанском (2001год, в переводе М.С. Моисеева) , русском (2003 год, в авторском переводе А.М. Шаронова), венгерском языках (2010 год, в переводе Dugntsy Maria). Придет время и этот уникальный эпос будет переведен и на другие финно-угорские и основные мировые языки.

http://pics.qip.ru/3045MdH.jpg

«Масторава» - это гуманитарное открытие рубежа 20-21 веков. «Масторава» - свидетельство огромного интеллектуального потенциала эрзянского народа, способного выдвигать рунопевцев мирового значения, каким проявил себя наш современник Александр Маркович Шаронов, гордость эрзянского народа.
«Масторава» представляет собой огромную ценность для каждого, кто помнит, ценит имя, историю, культуру и язык своих предков.
«Масторава», её содержание, её замечательный, высоко художественный, чистый эрзянский литературный, песенный и поэтический язык дали огромный толчок росту национального самосознания и самоуважения эрзянского народа. Национальный эпос является непреодолимым препятствием для полной ассимиляции эрзи.
Эпос «Масторава» - это «пургине кев», гром камень, гранит (с эрз.) в фундаменте эрзянской культуры. И никакие силы не способны разрушить его. Они только высекают искры из этой эрзянской национальной сокровищницы, искры красоты, света и знаний об истории, религии, философии, культуры и мировоззрения народа Эрзя.
Александр Маркович Шаронов совершил великий национальный гражданский и творческий подвиг, создав «Мастораву» во времена, когда во весь рост встала опасность полного исчезновения эрзянского языка. За это ему эрзянская честь и слава.
Очень весом и велик вклад в создание «Масторавы» поэтических редакторов, известного поэта и писателя И.А. Калинкина и изумительной эрзянской поэтэссы Р.С. Кемайкиной (Маризь Кемаль). В редакционную коллегию входили известные писатели и специалисты И.А. Калинкин (председатель), В.П. Видманова, И.М. Девин, М.В. Дорожкин (научный редактор), Д.Т. Надькин, К.Т. Самородов (научный редактор), Л.В. Седова, Е.Я. Терешкина.
В условиях политики «мордвинизации» эрзянского и мокшанского народов эпос создавался как общий эпос двух народов – Эрзи и Мокши. Иначе бы он просто не вышел. По утверждению А.М. Шаронова, соотношение эрзянских и мокшанских материалов в тексте эпоса составляет 95% и 5%, соответственно. Наличие мокшанского компонента делает эпос достаточно ценным и для Мокша народа.
Эпос Эрзя народа «Масторава», как и Эрзя народ, будут жить вечно.


Эрюш Вежай
14.03.2011



Отзывы об эпосе «Масторава»:
«МАСТОРАВА» – героический эпос Эрзи и Мокши.
(http://finugor.ru/node/14398#comments)

В 1994 году в Саранске опубликован на эрзянском языке героический эпос народов Эрзя и Мокша «Масторава» в объёме 17500 стихотворных строк. В 1995 году на Международной книжной ярмарке «Масторава» стала лауреатом в номинации «Лучшая книга года». В том же 1995 году автору «Масторавы» А.М.Шаронову присуждена Государственная премия Республики Мордовия. В 1997 году А.М.Шаронов за «Мастораву» был удостоен Первой литературной премии Общества М.А.Кастрена, что можно считать фактом признания «Масторавы» лучшим произведением финно-угорского мира. В 2001 году «Масторава» опубликована в переводе на мокшанский язык, в 2003 году – в переводе на русский язык. В 2010 году «Масторава» опубликована в дополненном и переработанном виде в объёме 21528 строк. О «Мастораве» опубликовано более 100 отзывов, высказываний в СМИ в России, рецензий, сотни отзывов и высказываний опубликовано в других странах, о чём свидетельствует информация в Интернете. Профессор П.Домокош (Венгрия) и член-корресподент АН Украины О.Б.Ткаченко «Мастораву» ставят в один ряд с «Калевалой», а её автора называют «эрзянским Лённротом».
«Масторава» прекрасно оформлена народным художником Мордовии Н.С.Макушкиным, написавшим 52 иллюстрации.
«Масторава» вслед за «Калевалой» и «Калевипоэгом» продолжила ряд фино-угорских эпосов, воссоздающих поэтическую историю народа, отраженную в его аутентичном эпосе. Сегодня явление эпоса в культуре того или иного народа свидетельствует не только о его богатом прошлом, но и о его жизнеспособности в условиях современности. Публикация «Масторавы» утвердила народы эрзя и мокша в кругу других этносов, застолбив навечно свое место в мировой истории.





Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3640
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.03.11 22:03. Заголовок: 1894, 14 марта родил..


1894, 14 марта родился
Алексей Яковлевич Дорогойченко
эрзянский поэт, прозаик, публицист, критик, общественный деятеля, один из основоположников эрзянской литературы. Умер в 1947 году.


Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3641
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.03.11 12:22. Заголовок: Лиссь сельме икелев ..


Лиссь сельме икелев "Эрзянь Мастор" кулялопанть од нолдавксось:

http://www.erzia.saransk.ru/

Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Маол
администратор


Пост N: 297
Зарегистрирован: 27.02.10
Откуда: Эрзянь Мастор, Нижний Новгород
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.03.11 22:48. Заголовок: Собрание эрзян в Ниж..


Собрание эрзян в Нижнем Новгороде.
В прошлое воскресенье проходило собрание членов эрзянского сообщества г. Нижнего Новгорода. Во время собрания разбирались два основных вопроса, в первую очередь это подготовка к предстоящему празднику Эрзянь келень Чи, который традиционно отмечается ежегодно 16 апреля в день рождения эрзянского лингвиста, профессора А.П Рябова. Осуждались основные аспекты подготовки и т.д. Кроме того проводилась презентация информационного листа "Варма", выпускаемого специально для сообщества.
(К сожалению из-за низкой скорости инета валожить фотки не можем)


Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3645
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.03.11 23:52. Заголовок: Маол пишет: Кроме т..


Маол пишет:

 цитата:
Кроме того проводилась презентация информационного листа "Варма", выпускаемого специально для сообщества.



Паро ушодкс марто, ялгат. Нама, пароль невтемс сонзэ тесэ... Ванмотнень ды лопиненть терявт кучомс монень И-почтава. Улема, седе куроксто пачтявить?

Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Илиянь Люда



Пост N: 1
Зарегистрирован: 23.03.11
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.11 13:55. Заголовок: http://pics.qip.ru/2..




На фото справа-Александр Любаев.
Александр был активным участником многих эрзянских мероприятий, проводимых в Нижнем Новгороде: День эрзянского языка, Тур по Эрзянь Мастор и т.д. В июле 2010 г с семьей ездил на Раскень Озкс. Мечтал нанять автобус и привезти всех желающих эрзян-своих земляков -на Раскень Озкс 2013 г.
21 марта этого года, при трагических обстоятельствах, он погиб. Мы, эрзяне Нижнего Новгорода, потеряли в его лице достойного соратника, друга и просто хорошего человека. Выражаем соболезнование родным и близким Александра. Светлая ему память.



Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3666
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.11 15:47. Заголовок: Илиянь Люда пишет: ..


Илиянь Люда пишет:

 цитата:
Выражаем соболезнование родным и близким Александра. Светлая ему память.



Минь янксетяно-сюмордтано тынк марто вейсэ...
Админ

Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Инзейне1
moderator




Пост N: 142
Зарегистрирован: 20.07.10
Откуда: Челябинск
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.11 19:22. Заголовок: Илиянь Люда пишет: ..


Илиянь Люда пишет:

 цитата:
Выражаем соболезнование родным и близким Александра. Светлая ему память.



Монгак тынк марто сюмордан.

Спасибо: 0 
Профиль
Сантяй
moderator


Пост N: 130
Зарегистрирован: 21.05.09
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.11 21:41. Заголовок: ((((((((((... Берянь..


((((((((((... Берянь кулясь! Ламо вийть малавиксэнзэ туртов. Кадык лезды тенек тоначисэ паро арсемасо.

Спасибо: 0 
Профиль
vijan
moderator


Пост N: 46
Зарегистрирован: 17.09.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.11 08:48. Заголовок: Ансяк седеймарямо ва..


Ансяк седеймарямо валт. Валдо тоначинь эрямо оймензэ туртов. Нарде малавикстнэнень.

Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3682
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.03.11 00:06. Заголовок: Батяйкина Людмила эр..

Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Маол
администратор


Пост N: 304
Зарегистрирован: 27.02.10
Откуда: Эрзянь Мастор, Нижний Новгород
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.03.11 01:07. Заголовок: :sm36: ..




Спасибо: 0 
Профиль
Олен1



Пост N: 35
Зарегистрирован: 07.12.10
Откуда: Россия, Нижний Новгород
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.03.11 14:28. Заголовок: Мон арсян валс "..


Мон арсян валс "Моя половинка"лись эрзянь кельсте.Полань саема!(свадьба)Пола-половинка.

Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3685
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.03.11 23:17. Заголовок: Олен1 пишет: Пола-п..


Олен1 пишет:

 цитата:
Пола-половинка.



Пель, пеле=половина.
Пола= супруга, жена законная.

Во всех языках есть созвучные слова. В русском языке достаточно много заимствованных слов и словообразований. Но относительно этого созвучия, у меня есть сомнения. Но я не лингвист. Могу ошибаться. Хотелось бы, поэтому, узнать мнение знающего человека.
А сравнение - красивое!

Тонь ёвкскенть кучия "ЭМ" кулялопас. Вансынек, туи-арась прявтвитницянть мелезэнзэ. Таго мерян:- Монь мельс пек тусь! Сёрмадт лият, паро ломань!

Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Олен1



Пост N: 36
Зарегистрирован: 07.12.10
Откуда: Россия, Нижний Новгород
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.03.11 13:46. Заголовок: Эрзянь нилькс пишет:..


Эрзянь нилькс пишет:

 цитата:
Тонь ёвкскенть кучия "ЭМ" кулялопас. Вансынек, туи-арась прявтвитницянть мелезэнзэ.

Сюкпря кучомонть кис.

Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3690
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.03.11 17:38. Заголовок: Олен1 пишет: Сюкпря..


Олен1 пишет:

 цитата:
Сюкпря кучомонть кис.



Сёрмадт одт!

Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3704
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.03.11 21:16. Заголовок: Эрзянь репештядо Сам..


Эрзянь репештядо Самара ёнкссо:

http://excursion-63.ucoz.ru/publ/toponimika/tajna_quot_repchatoj_golovy_quot/10-1-0-37

Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3706
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.03.11 23:13. Заголовок: Лецтясынек Раськень ..


Лецтясынек Раськень Озксонть:
http://mariuver.wordpress.com/2010/07/15/razmysh-rasken/


Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3707
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.03.11 23:21. Заголовок: Эрюш Вежай. Терюшев..


Эрюш Вежай.

Терюшевское восстание эрзян 1743-1745 годов.
Краткая история.
Посвящается русско-мордовской "теории" "1000-летия" и "450-летия" "добровольного вхождения" Эрзя народа в Россию.

Причины восстания.

Жестокая колонизация. Экономическая, административная, религиозная. Последней каплей, положившей конец вековому терпению эрзянского народа, стало распоряжение Нижегородского и Алатырского епископа русской православной церкви Дмитрия Сеченова от 18 мая 1743 года о разрушении и сожжении эрзянских многовековых священных рощ и национальных эрзянских кладбищ.
(История Мордовской АССР. В 2-х т. Т.1. Саранск, 1979, с.96. История СССР. В 12-ти т. Т.3. М., 1967, с. 285.)


“Из Указа Синода в Нижегородскую губернскую канцелярию от 7 июля 1743 года:

“Июня 28-го дня сего года (через 753 года после “крещения Руси”) святейшему правительствующему Синоду преосвященный Дмитрий, епископ нижегородский доношением представил: по должности-де пастырской отъезжал его преосвященство из Нижняго посетить епархию свою (с небольшими дому своего служителями) майя от 16-го дня сего года и, бывши в монастыре Оранском, путешествовал в Зеленогорской монастырь надлежащим трактом через волость Терюшевскую, в которой обретается болшая половина руских старых некрещеных народов (которые, укрывая свое древнее идолопоклонство и волшебство и нехотя прийтить ко свету евангелской проповеди, называются мордвою ложно, понеже они мордвою никогда не бывали и мордовского языка не знали и не знают, а говорят так, как суздалския и ярославския мужики), и проехал мимо трех деревень того же мая 18-го дня, в которых деревнях принимали ево честно и давали проводников до руского села Сарлей, в котором остановился и для ставленников хотел совершить божественную службу и, усмотря близ святаго олтаря кладбище оных некрещеных, акы на поругание святыя церкви в христианском селе в близости церкви поставленное, на котором кладутся их, некрещеных идолаторов, мертвые тела, и приезжая из всех ближних и далных мест, таковые некрещены приносят скверные жертвы кличем и плясками, что весьма богопротивно и как правилами святых отец, так и указами запрещено, которое кладбище давно бы надлежало перенесть в их некрещеные жилища, токмо за нерадением неученых христиан (которыя вкупе со оными некрещеными людми при таковых бесовских игралищах приходя обществуют и скверным их жертвам приобщаются, пьют и ядят с ними заодно), а паче за крайнее послабление оного села Тергошева управителей грузинцов, которые ради скверного своего прибытка в той мерзости им позволяют знатно, не зная или не разсуждая разности между христианами и идолаторами.

И когда его преосвященство, пришед в церковь, приказал у оного кладбища сварить пищу, а дрова насварение брать с того кладбища поставленные на могилах кольи, с которых и созжено десятка с три, а осталные на тех же могилах кольи и струбы для истребления таковых богопротивных и душевредных суевериев велел было зжечь, ибо не точию таковыя, близ святых церквей учиненыя некрещеных кладбища, но и настоящия мечети и капища по указом повсюду разломать поведено. И по выходе его преосвященства из церкви объявили ему тамошние церковники: опасно-де вашему преосвященству здесь стоять, понеже-де мордва советуют вам учинить зло, что услышав, того же часа послал в село Терюшево к управителю оных вотчин грузинцу князь Мелхиседеку Баратаеву с требованием, чтоб таковых злодеев до намерения их не допустить и в том бы охранил. И как его преосвященство отправился из того села, проехал с служителями токмо с полверсты, то из некрещеной деревни Сескина во множественном собрании некрещеных идолаторов со оружием и з дубьем, закричав своими воровскими ясаками, учинили на обоз его преосвященства разбойничье нападение, что увидевши, служители со успехом оборотя от них, едва во оное ж село Сарлей убежать могли, где в овраге коляски переломали и людей многих повредили. Ис котораго обозу, отхватя оныя воры одного церковника, сарлейского дьячка Петра Борисова, били смертными побои, которой и остался у них замертво.

А потом оныя же злодеи, прибегши в село Сарлей до врага, штурмовали их через три часа с немалым умножением с той воровской стороны народа, которых было с пять сот человек мужеск полу с ружьи и с рогатины и с стрелами и з дубьем, а женск пол и дети их — все с палочьем, между которыми злодеи многие такие наглецы были, что, скинув платье донага, отважились (на штурм), имея в руках болшия остроконечныя ножи и рогатины и протчия оружии.

И, хотя оные служители и того села жители от них, злодеев, сколко можно и оборонялись, но, видя такое их многолюдственное собрание и варварское нападение, его преосвященство схоронился было в церкве, но услышав от них злое намерение, что кричат и хвалятся тое церковь зажечь, а его преосвященство и служителей всех побить до смерти, убоявся, ушел из той церкви тайно в дом священнический и, сидя в погребе, готовился к нечаянной смерти…

А когда оные некрещеные прослышали приезд его преосвященства (хотя подлинно и не к ним ехал и о жилищах их, что они на тракте обретаются, не знал), то оные некрещеных волшебники, которые у них, некрещенов, за попов почитаются, собравши со всех деревень на кладбища, возмутили, что архиерей-де едет крестить насильно с солдаты и, ежели-де подлинно с солдаты, то-де сами сожжемся на овинах, а ежели без салдат — то убьем его досмерти. Того ради в первых деревнях пропущали его честно, дожидались высматривая, чтоб внутрь жилищ их въехал, и когда усмотрели, что салдат при его преосвященстве нет, таковое воровское нападение для убивства учинили…

Того ради просил его преосвященство: дабы указом Ея Императорскаго величества поведено было оной Терюшевской волости некрещенов за нанесенную ему обиду и за намерение их ко учинению впредь злодейств всех, кои похотят от злобы и упрямства своего добровольно крестятся, а не похотят — таковых вневолю крестить… богомерзкия же их идолопоклоннические в том селе Сарлей и где инде при церквах святых кладбища есть, по силе правительствующаго Сената определения, святейшему Синоду ноября 30-го дня прошлого 1742-го года объявленного… разорить и з землею сравнять и имеющияся на тех кладбищах колья и струбы и протчее, собрав, зжечь, дабы никакова знака кто где зарыт не осталось…”

Это трагическое восстание, по своему масштабу, числу сражавшихся и территории является настоящей освободительной войной Эрзя народа за свою свободу и независимость. "Ненависть к православному духовенству была столь велика, - говорится в "Истории СССР", что во время... войны восставшие расправлялись с священниками так же, как и с помещиками".

Силы эрзянского восстания.

Основной движущей силой Терюшевского восстания являлось эрзянское население этой и соседних волостей. Возглавил восставший народ Несмеян Васильев, эрзянин села Покш Сеськевеле (Большое Сескино).



Его ближайшими помощниками были эрзяне Пумраз Семенов, Шатрес Плакидин, Котрян Андрюшин, Дружина Цянаев.

Действия русских войск.

Учитывая широкий размах восстания, нижегородский губернатор Друцкой направил на его подавление несколько военных отрядов. Этих сил оказалось недостаточно, восстание охватывало всё новые иновые сёла. Губернские военные отряды были усилены посланными им на подкрепление регулярными правительственными войсками. Войскам удалось добитья победы на повстанцами только после боя у деревни Лапшиха 26 ноября 1743 года.
Руководители восстания были пленены. Среди взятых в плен были Несмеян Васильев, Пумрас Семенов, Шатрес Плакидин. Чтобы запугать эрзянский народ, власти устроили публичное сожжение организатора и руководителя Терюшевского восстания Несмеяна Васильева в эрзянском селе Сарлей.
Последовавшие репрессии, сожжение многих эрзянских сёл, многочисленные расстрелы и публичные казни участников восстания приостановили на некоторое время действия повстанцев. Но жестокий гнет вызвал взрыв новых повстанческих действий эрзян в 1745 году.

Карательными действиями русских войск руководили:

Царица – Елизавета Петровна.
Её придворные – А.Г.Разумовский, А.И. Шувалов
Губернатор Нижнего Новгорода – Друцкой
Епископ русской православной церкви Д. Сеченов
Командир правительственных войск – премьер-майор Юнгер

Земли терюшевских эрзян царица подарила царевичу Бакару Грузинскому


Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3708
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.03.11 23:46. Заголовок: И мнение и убеждение..


Эсь мельгак, эсь мельс кемемаяк: = И мнение и убеждение:

"Исчез язык исчез и народ. Я могу миллиард раз назваться чеченцем, но не зная своего языка я таковым никогда не буду."
________________
Чистокровный Ламро

Эрзякс мон неть превей ломанень превей валтнэнь велявтовлинь истя:

- Ёмась келесь - ёмась раськесь. Кадык мон миллиардоксть мерян эсь прядом, мон эрзяян, ансяк тиринь эрзянь келень апак сода, эйсэнзэ апак корта, мон эрзянь ломанекс зярдояк а тееван, эрзянь ломанекс зярдояк а карман.

Эрюш Вежай.


Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Инзейне1
moderator




Пост N: 151
Зарегистрирован: 20.07.10
Откуда: Челябинск
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.03.11 17:10. Заголовок: http://pics.qip.ru/1..




Мельвановикс,Видяз леляй,чачома чи марто тонть!Арсетяно тонеть кеме шумбрачи вадря эрямо,уцяска ды изнявкст тевсэть!!!!

Спасибо: 0 
Профиль
volgin Andrei
moderator




Пост N: 95
Зарегистрирован: 18.03.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.04.11 10:13. Заголовок: 30-31 марта 2011 год..


30-31 марта 2011 года делегация из Республики Мордовия провела творческие встречи с эрзянами в с.Черемшан и г.Лениногорске Республики Татарстан. В программе встреч были выступления местных коллективов самодеятельности, посещение местных краеведческих музеев по истории эрзян, беседы на тему проблем сохранения и развития языка.
По словам участников делегации из РМ они были приятно удивлены осведомленностью руководителя исполнительного комитета Черемшанского муниципального района Н.Г.Сабирова о народе ЭРЗЯ. Н.Г.Сабиров в своем вступительном приветственном слове говорил об Эрзя-народе и даже ни разу не упомянул слово "мордва"!
Особое внимание делегатов привлекли экспонаты краеведческого музея г.Лениногорска, где наряду с предметами быта местных эрзян собраны письма с фронта, написанные их земляками в период Великой отечественной войны 1941-1945 г.г.
Интересно, что в ходе бесед с эрзянами Татарстана выяснилось, что несмотря на тесные связи с государственными и общественными организациями из РМ они ничего не знают об официальных газетах на эрзянском языке, издаваемых Мордовии, но знают про газету «Эрзянь Мастор» и даже некоторые ее выписывают.

Экспонат краеведческого музея г.Лениногорска. Письмо с фронта

<\/u><\/a>



Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3713
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.04.11 21:43. Заголовок: volgin Andrei пишет:..


volgin Andrei пишет:

 цитата:
Интересно, что в ходе бесед с эрзянами Татарстана выяснилось, что несмотря на тесные связи с государственными и общественными организациями из РМ они ничего не знают об официальных газетах на эрзянском языке, издаваемых Мордовии, но знают про газету «Эрзянь Мастор» и даже некоторые ее выписывают.



Сюконян, Андю, вадря кулянть кис.

Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Сантяй
moderator


Пост N: 140
Зарегистрирован: 21.05.09
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.04.11 20:54. Заголовок: Кода путомс фотокув ..


Кода путомс фотокув тезэнь? а маштан(
Кулят путыксэлинь...

Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3715
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.04.11 21:02. Заголовок: Эйзюрковонь 30 чистэ..


Эйзюрковонь 30 чистэнть Нуянь Видязонь ульнесь чачома чизэ. Ламо вийть сон путы "Эрзянь Мастор" эрзянь кулялопанть нолдамо тевентень. Шумбрачи, валдо мельть ды паро тевть Видяз покштяй!

http://go.mail.ru/search?mailru=1&drch=e&q=%D7%E5%F2%E2%E5%F0%E3%EE%E2+%C5%E2%E3%E5%ED%E8%E9+%C2%EB%E0%E4%E8%EC%E8%F0%EE%E2%E8%F7&rch=e

Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Маол
администратор


Пост N: 311
Зарегистрирован: 27.02.10
Откуда: Эрзянь Мастор, Нижний Новгород
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.04.11 22:49. Заголовок: Сантяй, лепштяк "..


Сантяй, лепштяк "картинка с компьютера" кнопка лангс. Лиси фоткатнень путомань лопа, васня эряви грузямс фотканть тов, => лиси аламо ссылкат, тосто саят ссылка, кодамо эряви(куншкань). Выделяешь сонзэ, "чеерень" вить кнопкасо - скопировать => лепштят вить кнопкасо эсить "ответ"-с - >"вставить"
Лепштят "предосмотр", ванат лиссь - эзь.

Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3723
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.04.11 21:55. Заголовок: Лиссь "Эрзянь Ма..


Лиссь "Эрзянь Мастор" кулялопанть од нолдавксозо. Тосо ули нолдыцятнень ильведевкс. Вана те мазый ёвтнеминенть сёрмадызе
ГАБОНЬ Элен:
ВЕСТЬ ПОЛАНЬ САЕМСТЭ...

Сёрмадыть ловныцянок...

***


(Вечкевикс сырявань ёвтнемазо)

***

Те ульнесь алкукс, ульнесь сонзэ од шкастонзо. Весть минек Орозбиё велесэ, полань саема чистэ лиссь истямо тамаша. Коенть таркас вана истямо ракамка теевсь.

Минек велесэ эрясь-аштесь истямо кой. Зярдо одирьванть од содамось карми ливтемензэ тетянзо-аванзо кудосто, сехте малавикс раськень тейтернень эли аванень эряви урнемс. Урницякс улезэ сазорказо эли патязо. Эряви урнезь евтнемс, мезе юты кудосонть. Кодамо одирьвась мазый, кодамо од содамось кеме-паро цёра-аля, кодат парт-вадрят учонь инжетне, кода одирьванть чачома кудосто саить, кода сон кадсынзе тетянзо-аванзо...

Аванстэнь, патянстэнь ды сазоронстэнь эряви рисьсэ авардемс те шкасто. Весе, мезе неи перькаванзо урницясь, седе ёвтнезэяк, седе тюрьсэ-рисьсэ лайшезэяк.

Лиссь вана истя. Те тевенть, урнеманть-лайшеманть, стувтызь, ломань эзть анокста. Зярдо шкась сась рангстамс, лайшеме ульнесь а кинень. Те шкастонть понгсь сельме икелев одирьванть Маша сазорнэзэ, конань прясо ульнесть аволь пек ламо превть. Шабратне кармавтыть Машань урнеме, келя, ванта, лия кияк арась, а кинень! Шабрань Наста патясь кармавты Машань. Тона каршонзо мери:

- Мон а карман! А содан кода ды мезде урнемс!...

Наста патясь тензэ:

- Мезе неят, седе урнекак! Варштак кудо потмос, мезе тосо юты, седе лайшек-морак.

Маша, шожда прев сазорнэсь, курокке каинзе сельминензэ пертьпельга ды верьга вайгельть рангстызе-таргизе урнеманзо-валонзо:

- Вай, кодамо од содамось амазы-ы! Ды те косто тон, патинем, ансяк муик?!... Вай, ды кода мартонзо мадят тон удомо..?!!

Варштась Маша кудо потс, ды поладсь седеяк марямга:

- А вишка Катю совась тувор алов, ды тосо серьни-и!!!…. А каштом икеле Вася весе прякатнень сэви-и!!!… Инжетненень вейкеяк а кады!!!...

Шабратне нерить чаула Машань пукшозонзо, кардыть эйсэнзэ, а мерить истя урнеме. Ды тона каршост седеяк пек моры:

- Наста бабась весе бокан неринзе-е!!!... А мери тень урьнеме-е!... Сонсь кармавтымим, ней курго пексты-ы!!!... Ды истяня седе тов!!!

Тосо аволь авардемкат, пекень кирдезь весе инжетне цяхасть-ракасть.

«Те - эрямо, а эрямосо эрьва мезе эрси-лисни»,—истя монь вечкевикс сырявам мериль.

***


Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 301 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 32
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет