On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Эрязо Эрзянь Масторось! Пингеде пингес эрязо! Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!Erzänj mel, erzänj kel, Erzänj Mastor! Ersän mieli, ersän kieli, ersän Maa! | Эрзя, муить ундоксот! Erzia, muit\' undoksot!

АвторСообщение
Семен



Пост N: 1133
Зарегистрирован: 01.07.08
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.08.09 12:00. Заголовок: Эрзянская служба новостей/Эрзянь кулянь невтемакуро. (продолжение)

www.erzan.ru Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 301 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All [только новые]


Овтонь Чавиця



Пост N: 9
Зарегистрирован: 21.03.11
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.11 17:22. Заголовок: Инзейне1 пишет: wer..


Инзейне1 пишет:

 цитата:
wera пишет:

цитата:
Попутнай варма котянезт




А мазы истя теемс ..........



Мокшодо паро тевть илядо учо.

Спасибо: 0 
Профиль
wera



Пост N: 41
Зарегистрирован: 03.04.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.02.11 23:44. Заголовок: Да и плохого-то ведь..


Да и плохого-то ведь в том гораздо меньше, ежели от некоторых псевдоборцев - притовомокшания. Их то посты почему же не топятся? Кто такое допускает? Кроме того, то противозаконно. Разжигание межнациональной и пр.пр. тому подобное. Недопустимо размещать посты, вызывающие у читателя (в частности у мокшан) те чувства, которые вызывают данные, размещаемые на протяжении длительного периода времени, посты. А вам здесь законы не писаны. Вы плюёте на их мнение, на их самолюбие, достоинство и честь, допускаете откровенные оскорбления по любому нужному и ненужному случаю. Поэтому, жУрить типа "мазы истя теемс" неуместно. Начните "мазыста теендемс" с себя. И тогда навряд ли кто посмеет подобное допустить по отношению к вам. При всём при подобном, с уважением и поклоном.

Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3550
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.02.11 12:19. Заголовок: wera пишет: При всё..


wera пишет:

 цитата:
При всём при подобном, с уважением и поклоном.



Взаимно.

Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
wera



Пост N: 42
Зарегистрирован: 03.04.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.02.11 16:10. Заголовок: Проявляем невежестве..


Проявляем невежественную вежливость. Ну, ну. Чтож, впрочем этого и следовало ожидать. Такова суть сайта и его участников. Преследование и недостойное принижение своего же окружения. Выказывание всяческими способами своего превосходства, зачастую ничем не оправданного. Просто по-другому ну никак не отличиться, а равенство признавать-то не хочется. Хочется возвыситься, пусть это и глупо и странно со стороны. Да - это и есть показатель малообразованности и неинтеллигентности. Сначала (какое бы слово подобрать вместо так напрашивающегося "накакать") наследить, а потом трусливо, с деликатно-вежливым и умным видом, уйти в несознанку. Прям как страус, ей богу. Молю бога, чтобы никто из моих соплеменников мокшей не допускал подобных возгласов по отношению к своим соседям. Ведь, как говорится, сосед - самая большая родня. А у вас он ваш враг. Так может то зависит уже не от оных, а от самих себя?
Видимо поэтому сайт из " и финно-угронь друзей" превратился в общение небольшого количества "самых достойных" эрзян. Остальным же сородичам видимо тоже неприятно здесь показываться. Стыдно и неловко им находиться в одном ряду с такими достойными. Может уже хватит? Может уже пора проснуться чувствам разумности?

Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3551
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.02.11 19:11. Заголовок: wera пишет: Проявля..


wera пишет:

 цитата:
Проявляем невежественную вежливость.



Мне представляется, вежливость она и есть вежливость. Лучше, когда она взаимна.





Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Virjaz



Пост N: 105
Зарегистрирован: 22.10.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.02.11 21:22. Заголовок: wera пишет: Видимо ..


wera пишет:

 цитата:
Видимо поэтому сайт из " и финно-угронь друзей" превратился в общение небольшого количества "самых достойных" эрзян. Остальным же сородичам видимо тоже неприятно здесь показываться. Стыдно и неловко им находиться в одном ряду с такими достойными. Может уже хватит? Может уже пора проснуться чувствам разумности?



Одно ваше мокшанское появление на форуме заменяет посещение тысяч ЭРЗЯН. Имеется в виду несуразицу, которую несят мокшанка в вашем лице не смогут сочинить тысячу ЭРЗЯН.

wera пишет:

 цитата:
проснуться чувствам разумности?


wera пишет:

 цитата:
Выказывание всяческими способами своего превосходства, зачастую ничем не оправданного


wera пишет:

 цитата:
Хочется возвыситься, пусть это и глупо и странно со стороны.


wera пишет:

 цитата:
малообразованности и неинтеллигентности


wera пишет:

 цитата:
деликатно-вежливым и умным видом


wera пишет:

 цитата:
Недопустимо размещать посты, вызывающие у читателя (в частности у мокшан) те чувства, которые вызывают данные, размещаемые на протяжении длительного периода времени, посты.





Спасибо: 0 
Профиль
wera



Пост N: 43
Зарегистрирован: 03.04.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.02.11 20:34. Заголовок: Virjaz пишет: Имеет..


Virjaz пишет:

 цитата:
Имеется в виду несуразицу, которую несят мокшанка в вашем лице


По крайней мере, эта "несуразица" объективна. Не оскорбляет другие национальности, а уж тем более, проживающих по соседству.
А Вам бы Ваше внимание, будь то добропорядочным виряз-эрзянином, следовало обратить не на перефразирование-передёргивание, а на изложенные в посте суть и факты. А именно, что форум превращён вместо общения финно-угров-друзей в...., а также, что не наблюдается поддержки со стороны своих же сородичей, а также на бессмысленность и абсурдность приведённой статьи.... (см. что было написано выше, повторяться нет смысла).

Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3553
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.02.11 21:35. Заголовок: Минденек сёрмадыть &..


"Алкуксонь эрзянь" мельсёрмадовкст. Сёрмадыцясь лемензэ эссе путо сёрмадовксонть ало.
[BR]http://www.erzan.ru/news/dve-pravdy-%C2%ABnezavisimoj%C2%BB-mordovskoj-gazety-i-erjusha-vezhaja-0<\/u><\/a>

Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Сыресь Боляень
администратор




Пост N: 996
Зарегистрирован: 09.12.09
Откуда: Украина, Киев
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.02.11 10:30. Заголовок: Эрзянь нилькс пишет:..


Эрзянь нилькс пишет:

 цитата:
Сёрмадыцясь лемензэ эссе путо


Истяккак весе содыть, кить сёрмадыцятне. Интернэтстэ Аштема кудодонть: - "пурнавсть кить соды кить, уздонь-аздонь юты ломанть, конат келентькак а содасызь ды редить сы шкадонок, ды ютазь пингетнеде". Арсян пек видестэ ёвтазь. Вана "мордватне" тенест курок пандомо кармить.

Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3554
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.02.11 21:47. Заголовок: Эрзянь Инязоронть 4-..


Эрзянь Инязоронть 4-це № Кармавтомазо


2010 иестэ Россиянь келес эриця эрзятне сакшность озномо Раськень Озксов. Эрзянь вейсэндявксонь прявтнэ лездасть пурнамс ломантнень, муемс транспорт ды с.т. Те иестэнть, кода икелеяк, ламот вий путсть «Эрзянь Мастор» газентань нолдамонтень: сёрмадстомасо, ламот кучнесть сермадовкст, кой-зяро ярмакт. Лиссь 2011 иень ковкерьксэсь. Топавтозь ламо лия тевтькак.

Виень апак вансто, мелень путозь важодемань кис яволявтан сюкпря истятнэнень:

Аношкин Н.И. (Нижней ёнкс),

Биушкина М.Р. (Москов),

Блинов А.Е. (Оренбург ёнкс),

Боляень Сыресь (Украина),

Бурашников А.Д. (Пенза ёнкс),

Гаврилов П.Г. (Красноярск ёнкс),

Грачева Е.Н. (Пенза),

Демин В.И. (Саран ош),

Дригань Толай (Самара ёнкс),

Елисеева Г.Д. (Рязань),

Ермолаев А.И. (Кемерова ёнкс),

Исаев Н.С. (Пенза),

Заварюхин Н.В. (Саран ош),

Лежиков А.Л. (Москов),

Калаганонь Керяз (Вирь Тавла,РМ),

Кирдянов В.П. (Татарстан),

Костюшкин В.Е. (Кемерова ёнкс),

Кузнецов А.М. (Самара),

Кузнецов А.С. (Саратов ёнкс),

Наумов Александр(П.Игнатбуе,РМ),

Прокаев К.В. (Пенза ёнкс),

Размоскин В.М. (Пенза),

Рябов П.С. (Москов)

Тактаев В.Е. (Ицялбуе,РМ),

Степанова Р.Е. (Москов),

Слугин В.С. (Орданьбуе,РМ),

Туркичев А.П. (Пенза ёнкс),

Чекаев Н.П. (Пенза),

Шаронов А.М. (Саран ош),

Эрзяйкин И.Ф. (Саран ош),

Эрюш Вежай (Мурман ёнкс).

Эрзянь Инязорось Кшуманцянь Пиргуж, Саран ош,

2011 иень даволковонь 10 чи


Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Московский



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.02.11 12:47. Заголовок: Газете "Эрзянь ..


Газете "Эрзянь Мастор" и фонду платит мордовская власть, сомнений нет, одни доки

Спасибо: 0 
Сыресь Боляень
администратор




Пост N: 997
Зарегистрирован: 09.12.09
Откуда: Украина, Киев
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.02.11 13:34. Заголовок: А чё не зарегистриро..


А чё не зарегистрироваться, да с фамилией, вот как я, например, да с фото? Московский гость?
Если даже по каким то программам - статьям идут деньги - замечательно. Что в этом зазорного? Это народа деньги, а не Меркушкиных Путиных и прочих... Важно что пишет газета!

Спасибо: 0 
Профиль
Московский



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.02.11 14:26. Заголовок: Газета с осени пишет..


Газета с осени пишет про мордву, мордва стала нац. героем. А газета мордовской, это не видят идиоты и работающие на мордву

Спасибо: 0 
Virjaz



Пост N: 107
Зарегистрирован: 22.10.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.02.11 20:36. Заголовок: Ну здравствуй Сергу,..


Ну здравствуй Сергу, теперь уже Московский.

Допустим
Московский пишет:

 цитата:
Газета с осени пишет про мордву, мордва стала нац. героем. А газета мордовской, это не видят идиоты и работающие на мордву



Газета стала писать про мордву, а
Терюшань Сергу просит прощения у всех ......... и мордвы за свои совершенные поступки.

Так какая разница между вами.

Спасибо: 0 
Профиль
Virjaz



Пост N: 110
Зарегистрирован: 22.10.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.02.11 22:03. Заголовок: Московский пишет: У..


Московский пишет:

 цитата:
У Вас все в порядке с рассудком???? Видимо нет....... С больными дружбы нет.



Терюшань Сергу пишет:
[quote]Уважаемые граждане, написавшие мерзость про меня, прошу включить Вас свои мозги....
Совесть, честь, порядочность у всех отсутствует ????? Если есть что то у ВАС, одумайтесь!!!!!


Ну да, ну да. Судя по знакам препинания (в особенности по их количеству) и по стилистики письма, вы не одно и тоже лицо.

Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3556
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.02.11 23:43. Заголовок: ПУРГАС И ПУРГАСОВА Р..


ПУРГАС И ПУРГАСОВА РУСЬ

<\/u><\/a>

ИЗ СТАТЬИ А.М.ШАРОНОВА "НАРОД ЭРЗЯ И РУСЬ"

**********

Пургасова Русь – княжество первой половины XIII века, возглавляемое эрзянским князем Пургасом. Просуществовало до нашествия татаро-монголов. Занимало обширные территории по среднему и нижнему течению Оки, по средней Волге, Суре, Мокше, Цне. Вело активные военные и экономические отношения с Муромо-Рязанским и Владимиро-Суздальским княжествами, успешно противостояло их экспансии. Под 1228 г. русский летописец пишет об объединенном походе против Пургаса нескольких Владимиро-Суздальских князей во главе с великим князем Юрием: «Тоя же зимы генваря в 14, князь великий Юрьи, и Ярослав, и Констянтиновичи Василко и Всеволод идоша на Мордву, и Муромский князь Юрьи Давидович. И вшедше в землю Мордовскую в Пургасову волость, и жита пожгоша и потравиша, а скоты избиша, села пожгоша, живущих же в волости Пургасове посекоша мечом нещадно, а прочих в плен поимаша…» [91]. Летом 1237 г., как полагают М.Г.Сафаргалиев, А.Е.Захаркина и др., ссылаясь на свидетельство венгерского монаха Юлиана, эрзянский князь с немногими людьми направился в укрепленные места в лесах, чтобы защищаться, если хватит сил, от монголо-татарского нашествия [92]. Во время второго похода в Поволжье в 1238-1239 гг. татарам удалось сломить сопротивление отрядов Пургаса] [93]. Среди князей и царей покоренных народов, приезжавших в Орду за ярлыком на княжение, имя Пургаза не упоминается.

Пургас вел упорную борьбу за независимость эрзянской земли с Камской Болгарией, половцами, русскими князьями, в ходе которой проявил себя как выдающийся государственный и военный деятель. При нем происходила этническая и политическая консолидация эрзянских племен. По П.И.Мельникову, Пургас жил недалеко от г. Кадома на правом берегу Мокши, где ныне расположено с. Пургасово. Согласно преданиям, сохранившимся среди местного населения до наших дней (русских, мокшан, эрзян), на месте с. Пургасово в 12-13 вв. находился город-крепость, являвшийся одним из центров княжества Пургаса. В 40-х гг. 20 в. археолог П.Д.Степанов вел раскопки Пургасова городища в 60 км к востоку от Кадома. С именем Пургаса предание связывает происхождение с. Пурдошки Темниковского района. Города-крепости были также на р. Тёша и Пьяна Нижегородского края. Многочисленные Пургасовы городища на огромном пространстве от Мокши до Оки при её впадении в Волгу и от Оки до Суры свидетельствуют о том, что Пургас был сильным и влиятельным князем, а управляемое им княжество хорошо организованным в военном и социальном отношении.

Летописец княжество Пургаса назвал Русью, ибо оно по своему государственно-политическому статусу и этническому составу населения было подобно другим Русским княжествам. Как русское княжество Пургасову Русь рассматривает В.В.Фомин [94]. Однако он отторгает её от народа Эрзя, хотя князь Пургас летописцем изображается как «мордовский» (эрзянский) князь, а Пургасова Русь однозначно представляется как эрзянское княжество. Статья В.В. Фомина – наглядный пример историографической неадекватности и виртуальной аннексии целого эрзянского государства с проживающим в нем народом. Многие историки ставили вопрос: почему княжество Пургаса названо летописцем Русью. Потому, якобы, что на части его территории проживало русское население и только эта часть будто бы названа Русью. Однако летописец называет Русью всё княжество, а не его часть. По А.И.Маскаеву, данное название появилось потому, что Пургас был русским князем, хотя летопись совершенно определенно называет его «мордовским» князем. Появление «Пургасовой Руси» следует искать в общем контексте русской истории, которая знает Новгородскую Русь, Киевскую Русь, Московскую Русь и т.д. Пургасова Русь одно из подобных этнополитических образований. Русь, по «Повести временных лет», собирательное понятие, обозначившее все те народы, которые в 882 году участвовали в походе Олега на Киев. В их числе, кроме варягов, кривичей и славян, были и близкие эрзе финские племена – чудь, весь, меря, которые затем обрусели: «… и были у него (Олега) варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся Русью» [95].

Военное противоборство Пургасовой Руси с Рязано-Муромским и Владимиро-Суздальским княжествами происходило не на этнической почве, оно было заурядным подобием феодальных захватнических войн, которые велись между всеми русскими княжествами того времени. В подтверждение сказанного отметим, что Рязанская, Муромская, Московская, Владимирская земли были во времена Пургасовой Руси заселены эрзянами. Мнение некоторых историков о том, что летописец княжество Пургаса назвал Русью из-за присутствия в его составе русских людей, является неверным, ибо в XII-XIII веках все русские княжества в основном были наполнены главным образом эрзянами, мерянами, муромой, мещерой, весью и т.д., называвшиеся Русью. Поэтому не было еще объективных предпосылок для противопоставления Руси и Эрзи, которые существовали как единое этническое целое. Отождествляя Эрзю и Русь, летописец не употребляет этноним Эрзя, которую не относит к «мордве». Не делают этого и последующие русские историки. «Пургасова Русь известна летописцам и как «Пургасова волость». «Употребление этого термина весьма значимо, поскольку русские летописцы «волостью» обычно называли княжеский удел с привычной для них системой управления, политической и экономической структурой. Кроме того, термин «Русь» свидетельствует об интегрированности этих территорий в систему русских княжеств и наличии существенного русского населения. В то же время Пургасова Русь явилась логическим завершением, вершиной процессов государственного строительства у мордвы. Она вступила в ожесточенную феодальную войну, которую вели между собой осколки Древней Руси» [96]. Археолог А.Беговаткин высказал особую точку зрения об этнической принадлежности Пургаса. По его мнению, он был мокшанином: «Мне представляется, что за летописной «Пургасовой» мордвой скрыта мордва-мокша, а Пуреш выступает как предводитель мордвы-эрзи и союзных половцев. В пользу этого говорит, во-первых, свидетельство Вильгельма Рубрука о народе моксель и его правителе, погибшем в Германии, во-вторых, следует учитывать то, что на территории эрзянских могильников зафиксированы погребения смешанного мордово-половецкого облика, а Пуреш фигурирует в русских летописях вместе с половцами. Вполне логично предположить, что после кровопролитной войны, которую вели княжества Северо-Восточной Руси с «Пургасовой» мордвой, именно Пургас во главе мордвы-мокши подчинился владыке татар и с целью получения реванша вступил в монгольское войско, направлявшееся на Русь» [97]. Точка зрения А.Беговаткина не учитывает тот факт, что Пургасова Русь полностью была заселена эрзянами, мокшане и половцы на её территории – ветром занесенные горстки людей, не имевшие ни этнического, ни военно-политического значения. Пургас не подчинился татаро-монголам, дал им бой, и, непобежденный, с остатками своего войска скрылся в лесах, перейдя, вероятно, к партизанской тактике борьбы с врагом, ибо для прямого противоборства сил было мало.

В художественной литературе образ Пургаза нарисован в поэме-сказке Я.Я.Кулдуркаева «Эрьмезь» (1935), в романе К.Г.Абрамова «Пургаз» (1988), в повести М.Брыжинского «Половт». Все названные авторы почти одинаково бытовизируют князя и опускают до главы патриархального семейства, ведущего жизнь обычного деревенского человека. Это, безусловно, искажение исторической правды и отступление на много веков назад от достигнутого Эрзей уровня общественного развития. 12-13 вв. – время ускоренного становления у Эрзи феодальных отношений в условиях ожесточенной борьбы с соседними русскими княжествами, половцами, болгарами, с 1237 г – с татарами. Родоплеменные отношения к этому времени остались далеко позади. Гораздо вернее эта эпоха отражена в фольклоре. Если мы возьмем эпического инязора (царя) Тюштяна, являющегося обобщенным образом эрзянских князей, в том числе и Пургаса, то он изображается как истинный государственный деятель и полководец. Живет Тюштян в большом двух или пятиэтажном доме, отличающемся красотой и богатым убранством: окружают его помощники и советники, у него есть сильное войско, он заботится о безопасности эрзянской земли, умело управляет народом, поддерживает среди людей мир и согласие. Тюштян молод, силен, красив, одет в прекрасную одежду, жена его – само совершенство, он ездит на могучем белом коне и т.д. Есть песни, в которых местожительство Тюштяна совпадает с Пургасовыми твердями на Мокше, из чего можно сделать вывод о том, что образ Тюштяна во многом списан с князя Пургаса. Вероятно, и само имя Пургаса имеет прямую связь с Тюштяном. Согласно некоторым преданиям и легендам Тюштян является сыном Пурьгинепаза от его брака с девушкой Литавой. Имя Пургас, возможно, есть трансформация от теонима Пурьгинепаз. Оно указывает на необычное происхождение князя, на покровительство ему небесных сил и самого бога грома и войны Пурьгинепаза, а также подчеркивало его могущество и необычные возможности, способствовало росту его авторитета.

Мифологизация образа Пургаса обусловлена фольклорной традицией 12-13 вв., особенностями народного сознания того времени, стремлением обожествить правителя и тем самым поднять его авторитет.

Библиографические ссылки:

91 Полное собрание русских летописей. М., 1965. Т.Х, с. 94.

92 Очерки истории Морд. АССР, Саранск, 1955, т.1, с. 42.

93 Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, М., 1941, т.2, с. 36.

94 Фомин В.В. Пургасова Русь /В.В.Фомин // Вопросы истории. 2007. № 9.

95 Изборник. Повести Древней Руси. М., 1986. С.27.

96 Юрченков В.А. Мордовский народ: вехи истории. Саранск, 2007.- Т.1. – 460 с. – С. 93.

97 Беговаткин А. Археологические памятники мордвы XII-XIV веков и летописная «Пургасова волость»/ А.Беговаткин // Тезисы секционных докладов Х Международного конгресса финно-угроведов: Фольклористика и этнология. Литературоведение. Археология, антропология, этническая история: III часть /Маар. Гос. Ун-т. – Йошкар-Ола.- 2005. – 300 с. – С. 203.


Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3557
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.11 16:22. Заголовок: Даволков, 8 чи, 1993..


Даволков, 8 чи, 1993 ие. Теезель Эрзянь келень идема Фондось.
8 февраля 1993 года. Основан Фонд спасения эрзянского языка.


Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Маол
администратор


Пост N: 284
Зарегистрирован: 27.02.10
Откуда: Эрзянь Мастор, Нижний Новгород
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.11 18:52. Заголовок: wera, покажите участ..


wera, покажите участника форума, сочинившего статью? К нам-то какие претензии не понятно.
статья расположилась на "аштема-кудо"(по сравнению с этой статьёй, там ещё и не такой негатив найдёте).
Мелькужо в ваш круг негодования просьба не включать, мы к мокшанам относимся ни сколько не хуже чем к другим соседним народам.
про финно-угорских друзей: мы им всегда рады, и они посещают форум. Кстати, даже мы с вами казалось бы близкие народы, но очевидно из переписки выше - вынуждены писать на русском языке(так получается понятней)(на форуме мелькужо общаются в т.ч и на эрзянском, он вообще фигурирует как "эрзянский", думаю по-этому здесь общаются в основном эрзяне в том числе и на эрзянском языке. А Ф-у и др. друзей(!) мы рады здесь видеть ) .
А лишние эмоциональные обвинения участников форума со стороны напоминают попытки спровоцировать, зачем это надо?

"Да - это и есть показатель малообразованности и неинтеллигентности. Сначала (какое бы слово подобрать вместо так напрашивающегося "накакать") наследить, а потом трусливо, с деликатно-вежливым и умным видом, уйти в несознанку."

давайте быть конструктивными. Ну хотя-бы пытаться - сейчас это необходимо.

Спасибо: 0 
Профиль
wera



Пост N: 44
Зарегистрирован: 03.04.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.02.11 00:03. Заголовок: Маол пишет: wera, п..


Маол пишет:

 цитата:
wera, покажите участника форума, сочинившего статью? К нам-то какие претензии не понятно.
статья расположилась на "аштема-кудо"


Возникает вопрос: с какой целью оно перенесёно сюда? Зачем под ним те комментарии? Дайте пожалуйста, конструктивный ответ. Спасибо.
Маол, надеюсь, что Вы разберётесь и признаете, что претензии обоснованны. Вы один из немногих, кто импонировал мне на данном форуме.
Со своей стороны замечу, что мои "претензии" предъявлялись не только и не столько к содержимому в той статье, а также к тому, кем, что и с какой целью написано под ним. И именно данное явление явилось основанием для выдвижения "претензии". И думаю, что отрицать "невиновность" участника форума и притворяться в "непонятках" не корректно с Вашей стороны.
Маол пишет:

 цитата:
про финно-угорских друзей: мы им всегда рады, и они посещают форум.


Где можно увидеть "радость" встречи с друзъями и о посещаемости оными? Я бы тоже с удовольствием пообщалась. Спасибо.
Маол пишет:

 цитата:
(на форуме мелькужо общаются в т.ч и на эрзянском, он вообще фигурирует как "эрзянский", думаю по-этому здесь общаются в основном эрзяне в том числе и на эрзянском языке. А Ф-у и др. друзей(!) мы рады здесь видеть ) .


А мне почему-то открывается страничка "друзей...", а когда её открываю, то их не вижу и не слышу. Странно!
И кто из нас прав?!
Маол пишет:

 цитата:
А лишние эмоциональные обвинения участников форума со стороны напоминают попытки спровоцировать, зачем это надо?


Вы и в самом деле это так считаете? Снова странно! А по мне, так провокаторами являются настоящий форум и некоторые его участники. И по всей видимости (в т.ч. на основании выше мной сказанного), "форум" не удаётся понять не только мне. В противном случае здесь можно было бы наблюдать более "оживлённую" картину и совершенно иную ситуацию.
Маол пишет:

 цитата:
давайте быть конструктивными. Ну хотя-бы пытаться - сейчас это необходимо.


Согласна, что нужно быть конструктивными, а не только таковыми быть пытаться. Это облегчает понимание.
И ещё. Можно Вас попросить уточнить, что Вы имели ввиду, написав "сейчас это необходимо", т.к. мне это непонятно и с чем-либо сопоставить не удаётся. Спасибо.

Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3561
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.02.11 12:48. Заголовок: wera пишет: Возника..


wera пишет:

 цитата:
Возникает вопрос: с какой целью оно перенесёно сюда? Зачем под ним те комментарии? Дайте пожалуйста, конструктивный ответ. Спасибо.



Есть мнение человека, написавшего эту статью. Есть мнение людей о б этом. В том числе и Ваше. Вы имели возможность высказаться по нему. Свободно, вежливо и конструктивно. С соответстующими взглядами, оценками, мнениями.

О цели: дать возможность прочесть и выразить своё мнение. Статья острая. Справедлива или нет? Вы имеете возможность об этом сказать. Вежливо, как Вы правильно призываете. Здесь я с Вами полностью согласен.

О вежливости: внимательно почитайте свои посты на эрзянском форуме. При необходимости могу сделать подборку Ваших постов.

О конструктиве: если Вы потребуете удалить ссылку на не понравившийся Вам материал, размещенный в Интернете, то Админ сделает это, так как Ваше требование будет соответствовать правилам Форума. Это также касается и некорректных постов. Такая практика имеется.
Надеюсь, понимаете, что удаление ссылки на статью с нашего форума, не удалит её с другого ресурса.

"Зачем комментарии?": Действительно, зачем? Под ссылкой половина комментариев Ваша.

С уважением Админ


Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
wera



Пост N: 46
Зарегистрирован: 03.04.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.02.11 15:28. Заголовок: Эрзянь нилькс пишет:..


Эрзянь нилькс пишет:

 цитата:
О цели: дать возможность прочесть и выразить своё мнение. Статья острая. Справедлива или нет? Вы имеете возможность об этом сказать.


О-О-О! Ну это уже от лукавого.
Хотелось бы мне услышать (но, судя по всему и исходя из сделанных мной выводов, этого здесь не последует): что бы Вы сказали, если поменять персонажи местами? (Не стОит отрицать, что такое невозможно). Приплести туда не имеющего никакого отношения к данному конфликту всю нацию (т.е. отодвинуть на задний план суть, а именно - конфликт исключительно личностного характера), выставив её в целом непорядочной (мягко говоря) и облив её нечистотами? При этом приговаривая, мы белые и пушистые и это всего лишь наше мнение... Хотим показаться умнее всех?
Как мной уже было отмечено, данное явление, описанное в статье, происходит сплошь и подряд в отношениях между всеми людьми. Уж такие мы все твари господни и такова наша сущность. Так называемый пресловутый человеческий фактор, в не зависимости от национальной принадлежности, от места работы оных особей и прочих, не чуждых нам, "атрибутов". Уж так распорядилось нами природа. И выступать в поддержку написанного в статье - за гранью разумности.
А теперь начните всё сначала - пытайтесь доказать, что то всего лишь было высказывание личного мнения, а не как оскорбление всей нации. Что преследовались исключительно иные, благовидные цели.

А в общем и в целом: "потому как мы видим исключительно то, что хотим видеть"! Не видим того, что на форуме, предназначенного для общения ф-у и их друзей, общаются лишь несколько представителей исключительно одной "привилегированной" нации. Что при открытии странички "СПб региональная мордовская диаспора" (передёргивать, что слОва "мордовская" не существует - не стОит) о существовании таковой обнаружить представителям данных народностей не удаётся, а происходит лишь общение всё тех же персоналий. И пр.пр.
Так по чьей же вине происходит описанное? Кто влияет на формирование отношений, и в целом общению, на данном форуме? Кто не допускает, и какими такими действиями, осуществление и реализацию предназначений форума?
По всей видимости, все описанные обстоятельства так и останутся не увиденными и не услышанными. Потому как на протяжении длительного времени на форуме не наблюдается никаких изменений как в плане поведенческого характера оных, так и в плане изменения сложившейся ситуации по выше описанному. Просто-нАпросто данным персонам, видимо, не дано признать о своих ошибках по излагаемым доводам. И с этим уже ничего не поделаешь.
Продолжайте, господа.


Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3567
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.02.11 16:44. Заголовок: wera пишет: О-О-О! ..


wera пишет:

 цитата:
О-О-О! Ну это уже от лукавого.



Я так полагаю, это и есть Ваш конструктив. И Вы его имеете возможность высказать и высказались. Почему пропустили тему вежливости? Нет необходимости делать подборку Вших "вежливых" выражений на нашем форуме? Почему не пользуетесь своим правом требовать удаления не понравившейся Вам ссылки или поста? Это Ваше право. Вы им можете воспользоваться. Но не хотите. Значит, эта тема, проблема эрзяно-мокшанских отношений в РМ, всё-таки нужна и Вам?

Мне представляется, что действительно конструктивно прозвучали бы не Ваши личные и весьма надуманные, обвинения участников нашего форума. Если бы Вы дали ссылки на статьи в СМИ, в Интернете, где в противовес автору статьи была бы представлена иная картина, чем представляет её автор, то Ваши цели были бы достигнуты более корректно и конструктивно, и, возможно, Вы получили бы поддержку.

Пользуйтесь правами участника Форума.

С уважением Админ.

Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
wera



Пост N: 47
Зарегистрирован: 03.04.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.02.11 18:52. Заголовок: Эрзянь нилькс пишет:..


Эрзянь нилькс пишет:

 цитата:
эта тема, проблема эрзяно-мокшанских отношений в РМ, всё-таки нужна и Вам?


Правда существует такая проблема в республике? И по всей видимости исключительно у нескольких особей! И давно она возникла у них? Ато я, видите ли, в силу своей недальновидности и наивности этого не замечала и не ощущала себя ущербной и обиженной ими. Как уже писала, имела честь как ранее иметь с ними тесные контакты, так и до настоящего времени имеем прекрасные отношения. Так почему же она возникает лишь у маленького количества "избранных", не в них ли самих всё-таки проблема?
Думаю, имея описанные обстоятельства и события место быть, давно бы уже обиженные земляки встали бы в вашу поддержку, и плечом к плечу смели бы своих обидчиков. Тем более что оных в республике в два раза меньше.
И мне непонятны и в какой-то степени даже смешны действия данного контингента. И поэтому, призываю остановиться и прекратить сочинять и додумывать "проблемы отношений". Они не от ума, а в головах.

И мне "нужна" не несуществующая "проблема эрзяно-мокшанских отношений", а интересует всё остальное, о чём мной неоднократно написано и что упорно не замечается и по ним не дано ни одного ответа-мнения.
Просто некоторым господам-товарищам ну неймётся.

Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3569
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.02.11 20:33. Заголовок: wera пишет: Правда ..


wera пишет:

 цитата:
Правда существует такая проблема в республике? И по всей видимости исключительно у нескольких особей! И давно она возникла у них? Ато я, видите ли, в силу своей недальновидности и наивности этого не замечала и не ощущала себя ущербной и обиженной ими.



Может, действительно, Вам стоит, кроме выражения Ваших эмоций и мнения на нашем форуме дать ссылки на другие источники, опровергающие мнение автора публикации, вызвавшего Ваше недовольство? Или написать статью, опровергающую мнение автора? Мы её здесь разместим. Это было бы более конструктивно, чем просто писать, что " некоторым господам-товарищам неймётся"? Напишите системно, с чем из статьи, размещенной в Интернете, Вы не согласны. Это было бы конструктивно и вежливо.

Критику в адрес нашего форума и его участников Вы высказали. Никто за это на Вас не обиделся, несмотря на её эмоциональность, натянутость и притянутость.
Удаления ссылки, как участник эрзянского форума, Вы не требуете. Значит, Вас устраивает эта тема? И Вы её настойчиво продолжаете. Значит, Вы тоже заинтересованы в её обсуждении. Если так, то давайте её обсуждать спокойно и конструктивно. И вежливо, как это Вам и мне, кстати, очень нравится.

С уважением Админ

Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
wera



Пост N: 48
Зарегистрирован: 03.04.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.02.11 21:59. Заголовок: Эрзянь нилькс пишет:..


Эрзянь нилькс пишет:

 цитата:
Напишите системно, с чем из статьи, размещенной в Интернете, Вы не согласны. Это было бы конструктивно и вежливо.


"Системно" написано сразу после того, как Вами оно здесь было размещено и Вами же даны к нему комментарии. В том числе мной уже написано о том, с чем я не согласна. Очень конструктивно и достаточно вежливо.
Эрзянь нилькс пишет:

 цитата:
кроме выражения Ваших эмоций и мнения на нашем форуме дать ссылки на другие источники, опровергающие мнение автора публикации, вызвавшего Ваше недовольство?


А как это понимать "дать ссылки на другие источники, опровергающие мнение автора публикации"? Что это такое? Они, эти публикации относительно опровержения мнения автора, обязательно должны содержаться (иметься) в каких-то источниках, которые мне необходимо найти и дать на них ссылки? А в случае, если таковые отсутствуют, то тогда.... продолжите, пжл, что?
Эрзянь нилькс пишет:

 цитата:
написать статью, опровергающую мнение автора?


Вот! Это здорово! А написанного мной, изложенного мнения по этому вопросу, разве недостаточно? Разве недостаточно имеющихся возражений. Необходимо написание "статьи"? Что, помимо написанных возражений и доводов, должна ещё содержать та "статья"?
Эрзянь нилькс пишет:

 цитата:
Никто за это на Вас не обиделся, несмотря на её эмоциональность, натянутость и притянутость.


Согласна с остальными. В принципе обижаться-то не за что. Да и особой, выделяющейся из общей концепции общения, эмоциональности с моей стороны выражено не было. Всё происходило на "одной и ровной волне". Потому как всё написанное не оскорбляет ничьи честь и достоинство. Замечу, в отличие от того, что содержится в данной статье и как даны на него комментарии.
Эрзянь нилькс пишет:

 цитата:
И Вы её настойчиво продолжаете. Значит, Вы тоже заинтересованы в её обсуждении.


Нет, дело не в этом. В данный момент я скорее всего выступаю в роли защиты представителя нации, которую, никак не причастную к возникшему между двумя людьми спору, незаслуженно и необоснованно пытаются выставить в неприглядном виде. Тем самым, извольте, затронули в том числе мои личные интересы. Что является не правомерным и не позволительным для достойного и уважающего себя человека. Для чего? В каких-то определённых личных интересах. Так вот, мои возражения состоят в том, чтобы меня не впутывали и не втаптывали туда и те, где и кому этого делать не позволено, ни по чисто человеческим понятиям, ни по закону. Нужно быть достойными и самодостаточными, чтобы научиться решать свои проблемы самостоятельно, цивилизованно и предусмотренными законом способами.
И если бы статья была объективна и освещала суть произошедшего, не затрагивала бы интересов всей моей нации, то мне бы не было никакого дела как до него, так и до раздающихся ему вслед возгласов.
Поэтому, уж будьте любезны соблюдать этику человеческих отношений и не будет возникать такого рода ничтожных "обсуждений". Которые, в том числе (и считаю оправданно), привели к возникновению с моей стороны несколько неприязненных чувств.
И тот факт, что некоторые, понимая о не допустимости своего такого поведения, всё-таки его продолжают, выглядит по крайней мере неприлично и непорядочно. И, как говорят в таких случаях, не им меня судить!
То бишь меня осуждать не за что. Я всего лишь занимаюсь тем, что защищаю от неоправданных нападок себя и свою нацию. Как делал бы любой из вас, будь на моём месте.







Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3573
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.02.11 22:49. Заголовок: wera пишет: То бишь..


wera пишет:

 цитата:
То бишь меня осуждать не за что.



Ваше право, писать или нет статью.

Так Вас никто и не осуждает. Наоборот, Вы имели прекрасную возможность СВОБОДНО, КОРРЕКТНО, ВЕЖЛИВО высказать своё мнение, что и сделали на нашем форуме. Достаточно коректно и вежливо. Для этого и существует форум.
Единственное, что автор статьи не является участником нашего форума. Но Вы можете пройти по ссылке и высказать своё мнение о статье и отношение к ней там. Отношение к нашему форуму и его участникам Вы уже высказали полностью?

Мне представляется, корректное обсуждение эрзяно-мокшанских отношений и полезно и необходимо. Это поможет лучше понимать друг друга. Как Вы считаете?

Вам спасибо за высказанные мнения. На ссылку не обижайтесь. Если она Вас обидела, мы её удалим, если Вы потребуете. По этому вопросу Вы своего мнения так и не высказали. Оставляем или удаляем?

С уважением Админ

Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
wera



Пост N: 49
Зарегистрирован: 03.04.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.02.11 00:30. Заголовок: Эрзянь нилькс пишет:..


Эрзянь нилькс пишет:

 цитата:
Мне представляется, корректное обсуждение эрзяно-мокшанских отношений и полезно и необходимо. Это поможет лучше понимать друг друга. Как Вы считаете?


Не вижу никакой для этого необходимости, а уж тем более пользы. Потому как данной проблемы в их отношениях не существует.
А для того, чтобы что-то считать, относительно "поможет лучше понимать друг друга", прежде всего нужно не находить понимания друг у друга. А так как таковых, как для меня, так и для большинства наших народов, не существует и они веками уживаются и прекрасно ладят друг с другом, то и смысла обсуждать их не вижу. Просто напросто нет иного повода для этого за исключением тех незначительных единичных попыток провокационного характера, на мой взгляд, искуственно создаваемого для определённых личных целей. Как я уже писала, проблема не в отношениях, а в некоторых головах.

Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3558
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.11 22:19. Заголовок: Итоги литературного ..

Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3560
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.11 23:03. Заголовок: Фонд «Пургаз» На 1..


"ЭМ":

Фонд «Пургаз»


На 15 февраля 2011 года пожертвовали на сооружение в г.Саранске памятника Пургазу и героическим предкам народов Республики 4304 человека.

Пожертования принимаются ежедневно по адресу: г.Саранск, ул.Коммуниcтичеcкая, 33/3, каб.527


Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3563
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.02.11 13:57. Заголовок: Чадыковонь 16 чистэн..


Чадыковонь 16 чистэнть - Эрзянь келень Чи.
16 апреля - День эрзянского языка.




Эрзят! Курок сы эрзянь раськень мазый коесь - Эрзянь келень Чись. Сонзэ минь тешкстнетяно чадыковонь 16 читэнть. Кода сонзэ ютавтомс-тешкстамс? Ловнодо тесэ ды лия таркава. Ламо сёрмадовкст тень корява улить "Эрзянь Мастор" кулялопанть таштампаргосонзо.
Эрзяне! Скоро наступит прекрасный праздник эрзя народа - День эрзянского языка. Мы его отмечаем 16 апреля. Как его провести и отметить? Читайте здесь и в других местах. Много статей об этом есть в архиве газеты "Эрзянь Мастор".
Эрзят! Анокстадо Эрзянь келень Чинтень!
Эрзяне! Готовтесь к проведению Дня эрзянского языка!



Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!


Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3564
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.02.11 14:05. Заголовок: Казаки – разбойники?..


Казаки – разбойники?

Современное поколение молодых граждан России вряд ли знают об игре «казаки-разбойники», любимейшей забаве их отцов и дедов. Известно, что эта игра существовала еще в 19 веке. Цель игры: «хорошие» казаки ловят «плохих» разбойников.

Но было время, когда слова "казак" и "разбойник" были синонимами. По отношению к Самаре и Самарской луке это эпоха, так называемых, «волгских воровских казаков». По мнению одних исследователей, казаки занимались исключительно разбоем: промышляли грабежами торговых судов, расположившись в сверхважном для торговцев месте – Самарской луке. Иные исследователи утверждают – волжские казаки хранители земли русской, защищали мирных пахарей от злых кочевников. Считается, казаки-разбойники использовали в общении некий таинственный «воровской» язык. Правда «воровским» сей язык стал после захвата Поволжья Романовыми, когда таможенный центр, известный нам как Самарская лука, объявили вместилищем воров и разбойников. Скажем прямо, секретного в кличах казаков ничего нет, нужно только понять, казаки разговаривали не на русском языке. На каком? Дело в том, что прозвания знаменитых волжских казаков: Ермак, Барбоша, Разин вполне адекватно переводятся с помощью эрзянского языка. Судите сами: Ермак, по-эрзянски Ярмак – деньги, в переносном смысле «наемник», кем, по сути, Ермак Тимофеевич Аленин и являлся. Впоследствии эрзянское словосочетание "ярмак кува" – "там, где деньги", превратилось во всем известную «ярмарку».

Атаман Богдан Барбоша, вероятно, был большим любителем «царской ягоды», раз получил соответсвующее прозвище барбо – крыжовник. И скорее всего, топоним "Барбашина поляна" к прозванию атамана Богдана никакого отношения не имеет, а поименована по ранее произраставшему здесь крыжовнику. Напомню, на Барбашиной поляне находится самый крупный археологический памятник Самары: некрополь, в котором, по осторожным оценкам археологов, похоронены не менее 5000 представителей эрзян.

Фамилия Степана Разина произошла от слова «разя», прозвища эрзян в XVII веке. Отец Степана, Тимофей, писался Разя и до переезда на Дон служил под Воронежем.

В произведениях этнографа и фольклориста Дмитрия Николаевича Садовникова чудом дошли до нас несколько примеров, которые можно прямо отнести ко времени, когда на Самарской луке развернулась борьба за контроль над Волжским торговым путём.

«Вот далеко-далеко показалось судно, которое все ближе подходит к шатру атамана. Бурлаки нагнулись вперед, выбиваясь изо всех сил, волоча лямкой через плечо судно вверх по воде, против течения. Только поравнялись бурлаки, как грозный атаман дает команду: «Лен!» Услышав команду, бурлаки все до единого ложатся на землю, не смея ослушаться приказания грозного атамана».

Так описывает Разинский «беспредел» легенда «Волшебный платочек». Но реально Разин, как человек вежливый, задал корабельщику вопрос:

- Лем! - то есть, - Имя?! Звание?!

И, как видно, корабельщик прекрасно понял слово Степана Темофеевича, в отличие от царских наемников в следющем рассказе. Садовников повествует о боестолкновении стрельцов с разинскми удальцами. Так как смутьянов не берет ни пуля, ни клинок, стрелецкий сержант зарядил пищаль крестом и угодил оным в разинского есаула.

«Стенька видит, что делать нечего, крикнул ребятам:

- Вода! (спасайся, значит)».

Что значит "вода"? Почему не отдать подчиненным нормальный приказ – Отходим! Все нормально, Разин так и сказал -Осторожно! Смотрите в оба! Отходим! - только по-эрзянски: Вадо! Если указание атамана повторялось многократно, русскоговорящим стрельцам послышалось нечто, похожее на слово «вода».

После проведения воровских акций, казаки собирались делить добычу: дуван-дуванить, значит. «В казачьи времена атаман да есаул в нашу родну реченьку Керженку зимовать заходили, тут они и дуван дуванили, нажитое на Волге добро, значит, делили» (Мельников-Печерский. В лесах) Поставьте в текст Мельникова эрзянские слова тува, тувань (тут, на этом месте), повествование приобретет совершенно конкретный смысл.

И, пожалуй, самый известный казацкий кличь – «Сарынь на кичку»!

Словарь В. Даля сообщает: Сарынь, ж. собират. вост. калужск. (сор?) толпа мальчишек, шалунов; толпа, ватага черного народа; сволочь, чернь. Сарынь по улице гомонит. Сарынь на кичку! бурлаки, на нос судна! по преданию, приказ волжских разбойников, завладевших судном. Велика сарынь (толпа), да некого послать.

Короче, считается, сарынь на кичку - приказ убраться корабельной команде на нос судна и не сопротивляться грабежу. Мне думается иное: атаман отдавал приказ подчиненным сырне кочкамс – золото собрать! Нормальный, такой приказ. Да и примеры, приведенные выше, приобретают смысл: «Много золота, да послать некого». Как мы иногда ребенка называем? Правильно, - «Золотце ты мое». Получаем, золотце - детишки на улице гомонят.

Более того, если использовать эрзянский язык в качестве дешифратора знаменитых самаролукских мифов и легенд, они преобретут совершенно иной смысл, но это тема другого разговора.

Олег Ракшин, Самарская лука


Саезьhttp://www.erzan.ru/news/kazaki-%E2%80%93-razbojniki

Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3571
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.02.11 20:42. Заголовок: Кода тешкстамс Эрзян..


Кода тешкстамс Эрзянь келень Чинть?

<\/u><\/a>

Кудосо:
1. Теемс ды понгавтомс эрзянь раськекоцт-флаг.
2. Рамамс, таргамс "Масторава" морокерьксэнть ды лия эрзянь книгат.
3. Таргамс ды нолдамс эрзянь моронь седямо плаштинеть-дискть.
4. Анокстамс ды оршамс эрзянь оршамот.
5. Ёвтамс озолма эрзянь раськенть ды келенть кис.
6. Чокшнэ кирвастемс Инешкипазонь штатолнэ эрзянь раськенть ды келенть кис.
7. Эйкакштнэнень, ласькетненень ёвлемс эрзянь раськенть эрямопингедензэ ды келенек мазычидензэ ды сюпавчидензэ.
8. Морамс эрзянь морот, ёвлемс эрзянь ёвкст.
9. Чоп кортамс ансяк эрзякс, косо аволиде уле.
10. Теемс паро эрзянь тев. Лездамс лия эрзятненень, каземс эрзянь книга, теемс сёрмадстома-подписка "Эрзянь Мастор" кулялопас, "Сятко", "Чилисема" журналтнэс.
11. Ёвлемс - 2011 иесь Эрзянь Инязоронть мереманзо коряс яволявтозь Йовлань Олонь иекс.
12. Ушодомс анокстамо Йовлань Олонь Чинтень. Таштамковонь-сентябрянь васенце читнестэ. Вирь Тавла велесэ.
13. Ёвлемс неень шкань эрзянь койтнеде, содавикс ломантненде, Раськень Озкстонть, Эрзянь Инекужотнеде.
Ды ламо лия мезе ули теемка... Ансяк тейть, эрзя! Ансяк меленк улезэ, эрзянь цёрат-ават!
Инешкипазось лездассо тенк вадрясто-лезэвстэ ютавтомс Эрзянь келень чинть!
Паз, чангодть!

Эрюш Вежай.


Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Virjaz



Пост N: 113
Зарегистрирован: 22.10.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.02.11 21:53. Заголовок: Председателем Гособр..


Председателем Гособрания РМ Конаковым В. В. утвержден график аботы информационных групп в субъектах РФ по подготовки и проведению празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства.

в частности:
ответственный по Нижегородской области Председатель Мордовского культурного центра "Ялгат" Безаев Михаил Иванович, например 16 марта местом проведения будет г. Лукоянов Глава мест. самоуправления Сайгин Александр Иванович, из мордовии прибудут Ширманкина Т.Т. ( Миннац)30-78-27, Кокурин А.В. (фак-т физического воспитания МГПИ) 33-93-26, Гуляев (фак-т электронной техники МГУ) 47-66-69, Панфилов М.А. Доронин А.И. Овтайкин А.И. директор Ичалковского педагогического института ( 83446) 21235, Самсонова Т.В. проректор по НИР МРИО 32-17-35, 89271709881, Кукольный театр "Крошка".

28-28 мая подобное "информирование" пройдет в г. Санкт-Петербург, "дни РМ в г. Санкт- Петербурге из Мордовии прибудут Лузгин А.С. Мишанин Ю.А. Лончина Г. М. ректор МРИО 35-51-29 Мастера искусств Республики Мордовия.

Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3574
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.02.11 23:06. Заголовок: Virjaz пишет: Предс..


Virjaz пишет:

 цитата:
Председателем Гособрания РМ Конаковым В. В. утвержден график аботы информационных групп в субъектах РФ по подготовки и проведению празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства.



Шабаш великой исторической лжи... Сколько средств на неё грохается. Михаил Иванович, не дадите комментарий по своему участию в этом мероприятии?

Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Virjaz



Пост N: 114
Зарегистрирован: 22.10.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.02.11 21:54. Заголовок: Эрзянь нилькс пишет:..


Эрзянь нилькс пишет:

 цитата:
Сколько средств на неё грохается.



17 милиардов рублей

Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3585
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.03.11 22:11. Заголовок: Virjaz пишет: 17 ми..


Virjaz пишет:

 цитата:
17 милиардов рублей



Покш питнезэ те Ине Маньчеманть!

Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Маол
администратор


Пост N: 285
Зарегистрирован: 27.02.10
Откуда: Эрзянь Мастор, Нижний Новгород
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.02.11 13:47. Заголовок: "Возникает вопро..


"Возникает вопрос: с какой целью оно перенесёно сюда? Зачем под ним те комментарии?"
т.к данная статья тем или иным образом затрагивает эрзянскую тематику.(раздел форума - "эрзянская служба новостей")

"В противном случае здесь можно было бы наблюдать более "оживлённую" картину и совершенно иную ситуацию. "
оживлённую картину не увидите и среди народа, его общественной жизни, что уж говорить про форум.

"А мне почему-то открывается страничка "друзей...", а когда её открываю, то их не вижу и не слышу. "
ну например, если я зайду на мокшанский или на др. форум и начну критиковать статьи затрагивающие интересы эрзян(например "эрзяно-татарское нашествие" встречал на одном форуме), с плавным переходом на обвинения некоторых участников форума, а впоследствии всего форума(его идеи) в целом... ну наверное там также далеко не все форумчане ко мне будут дружественно настроены. Это вполне естественно.

wera:"Не вижу никакой для этого необходимости, а уж тем более пользы." >
wera:"То бишь меня осуждать не за что. Я всего лишь занимаюсь тем, что защищаю от неоправданных нападок себя и свою нацию."
как бы, мы не нападаем
А необходимость обсуждения видимо есть

"И ещё. Можно Вас попросить уточнить, что Вы имели ввиду, написав "сейчас это необходимо", т.к. мне это непонятно и с чем-либо сопоставить не удаётся. Спасибо. "

Именно это и имел ввиду. Напряжёнка в подобных вопросах и самим эрзянам не выгодна. Даже логически - ну не нужно это.
Эрзянь нилькс: Вам спасибо за высказанные мнения. На ссылку не обижайтесь. Если она Вас обидела, мы её удалим, если Вы потребуете. По этому вопросу Вы своего мнения так и не высказали. Оставляем или удаляем?




Спасибо: 0 
Профиль
Маол
администратор


Пост N: 286
Зарегистрирован: 27.02.10
Откуда: Эрзянь Мастор, Нижний Новгород
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.02.11 14:34. Заголовок: "Председателем Г..


"Председателем Гособрания РМ Конаковым В. В. утвержден график аботы информационных групп в субъектах РФ по подготовки и проведению празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства."

Ну не время праздновать, не время!







Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3578
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.02.11 23:54. Заголовок: Маол пишет: Ну не в..


Маол пишет:

 цитата:
Ну не время праздновать, не время!



Аволь а шкасто, мик а мезеяк...= Не только не время, но и нечего...

Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3584
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.03.11 22:08. Заголовок: Эрзятнеде сёрмадыть:..

Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 301 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 35
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет