Отправлено: 05.04.11 12:46. Заголовок: Никогда не был в Жи..
Никогда не был в Жигулевских горах, но они очень красивы с левого берега Волги. Я думаю, что Самарская Лука-это то место, которое стоит посмотреть, а может и посетить лично. Благо повод для этого имеется- фестивали авторской песни, проводимые под Тольятти в первые выходные июля. Эрзяне, приезжайте-не пожалеете! Именно там смотришь на Волгу и думаешь: «Может здесь Стенька Разин из-за ропщущих на него казаков княжну свою в воду бросил? Кто знает?... Может и не от ропота он это сделал, а как жертвоприношение реке Рав за то, что та его кормит? Кто знает?... Но остатки традиций жертвоприношения реке Рав сохранились в древнеэрзянском фольклоре. Достаточно только пристальней вчитаться в сюжеты песен. В них кроется иной мир, мир древнеэрзянских обычаев и традиций….Это факт, например, песня «Рав ава».
Отправлено: 06.04.11 05:10. Заголовок: Сейчас почти все моб..
Сейчас почти все мобильны, нет проблем приехать куда-то. Если будете в районе Тольятти или Жигулевска в августе, можете остановиться у меня в гостях, я в это время буду в Хрящевке(~40 км севернее Тольятти, на берегу Волги). Добро пожаловать!
Пост N: 155
Зарегистрирован: 20.07.10
Откуда: Челябинск
Рейтинг:
1
Отправлено: 09.04.11 19:49. Заголовок: Земля АнгеИ словно к..
Земля Анге
После ожесточенного штурма враги захватили город. Однако владычица твердыни сумела скрыться, погубив с помощью волшебных огней преследователей. Кто она, «легендарная мордовская царица Анна Патерь»? Почему память о ней прошла через столетия? Думаю, сейчас мы готовы ответить на этот вопрос.
На южной оконечности Самарской луки стоит старинное мокшанское село Шелехметь, известное с 1639 года. В разное время, информацию о селе оставляли знаменитый немецкий учёный энциклопедист Питер Симон Паллас, Академик Петербургской Академии наук Иван Иванович Лепехин, известный археограф и археолог Невоструев Капитон Иванович (1815 – 1872). Некогда цветущая Шелехметь сейчас переживает не самые лучшие времена: в 1928 году, перед коллективизацией в Шелехмети проживало 1246 жителей, а в начале девяностых в семь раз меньше, сейчас же коренного населения практически не осталось, в основном, в село в летний сезон приезжают самарские дачники.
Шелехметь, не смотря ни на что, живет своей жизнью. И эта жизнь полна мифов, легенд и мистических историй. Если повезет, вам расскажут бесчисленные истории: о магии, колдунах, кладах, о том, как по ночам, над вершиной горы Ош-Пандо-Нерь, у подножья которой раскинулось село, видны яркие всполохи, а иногда в Холодный овраг, что расположен за Ош-Пандо залетают светящиеся шары. Однако самые интересные предания вам поведают о главной героине местных легенд, которая в краеведческой литературе именуется легендарной мордовской царицей Анной Патерь или Анкой Патяй. История, записанная в селе Шелехметь К.Ю. Рощевским, звучит так.
«В давние времена, на горе Ош-Пандо-Нерь [ударение на последнем слоге - нерь] жила мордовская царица по прозвищу Шелех [ударение на первом слоге], по имени Анка [ударение на втором слоге]. Сначала, подчинённые к ней обращались: «Анка-потяй» [ударение на последнем слоге - тяй]. Потяй - означает «сестра». Так называла мордва старших. Когда царица стала старой, её стали звать Шелех-мать. С тех пор эти места и село у горы зовётся Шелехметь».
Но однажды пришла беда. Враг покусился на богатства царицы и после ожесточённого штурма захватил город, а Анка укрылась в горах. Далее информаторы говорят разное. По одной версии, на поиски царицы послана целая армия. Рассказывают, враги долго преследовали «женщину на белой лошади». Но, в конце концов, все преследователи погибли, сраженные колдовскими огнями. Анка укрылась в потайных пещерах и погрузилась в волшебный сон. По другой версии, неприятель подкараулил царицу, перебил дружину, царицу угнал в плен. От событий тех далёких лет осталась имя владычицы, остатки укреплений на горе Ош-Пандо-Нерь и печальное пожарище на месте огромного села в Холодном овраге.
Для рассказчиков и слушателей вся совокупность информации об Анне Патерь (Анка Патяй) носит исключительно сказочно - развлекательный характер. По крайней мере, до сих пор лишь члены самарской исследовательской группы «Авеста» предприняли анализ информации о «мордовской царице», проведя параллели между Анной Патерь, хранительницей Чаши Грааля и богатыршей Болиславой. Полагаем, образ «мордовской царицы» более многогранен и интересен, раскрыв его, мы найдем ключ к пониманию мифов и легенд Самарской луки.
Известно, что легенда - некое историческое событие, а миф относится к религиозной стороне жизни народа. В эпосах мокшан и эрзян «мордовская царица Анна Патерь» отсутствует. Но в религиозной практике коренных народов Поволжья ее искать долго не придется, так как наиболее созвучно имени «Анка Потяй», имя верховной Богини эрзян Анге-Патяй.
Кажется, что любой географический обьект на Самарской луке имеет эрзянские корни. Осталось только сопоставить всё, расшифровать.., что Ракшин Олег с успехом и делает. Сюкпря тонеть, Олег.
Огромный эрзянский могильник 14 века на территории современной Самары, похоронено 5000 человек не считая младенцев. Сейчас ведутся раскопки, считается, что рядом с захоронением находится легендарный Самар (Сея мар?). Такой же, но мокшанский могильник у деревни Муранка, период тот же
Отправлено: 13.10.11 09:56. Заголовок: Тайна одного камня
Рцы и будет-повели и созиждуся (Дмитрий Кантемир в письме Петру Великому)
Дмитрий Константинович Кантемир
Известная легенда гласит о том, что в 1722 году Пётр Великий, проплывая мимо Морквашей, увидел парящего в небе орла. Император приказал причалить к берегу, взобрался на Лысую гору и вырубил на скале надпись. Насколько правдоподобна эта история? Что было написано на одном из утёсов Лысой горы у села Моркваши?
Пётр Великий дважды пересекал своё огромное государство по Волге. Во время своего первого путешествия в 1695 году Пётр ночевал на судне у Морквашинского берега - «в 28 день в 8-м часу проехали деревню Морквашу, и против той деревни стали на якорь для погоды; а в 3-м часу якорь вынули и пошли в путь». На Лысую гору преобразователь не поднимался.
Согласно записям в походном журнале за 1722 год, император после вотчины Светлейшего Князя Меншикова - Новодевичье, осматривал город Самару. «10-го После полудня в 3-м часу приехали к Самаре и переменили гребцов, а Его Величество ездил осматривать того города, который огорожен досками. И после того пошли в путь и ехали всю ночь. От Новодевичья до Надеина Усолья 30-ть, от Усолья до Ширяева Буерака 30-ть, от Ширяева до Самары 30-ть». Информация о Морквашах в «урнале» царя отсутствует.
Однако, в XVIII и XIX веках весьма авторитетные люди утверждали - Пётр Алексеевич, якобы, действительно оставил на одном из утесов Лысой горы некую надпись, о содержание которой свидетели сообщают по-разному.
« - Вот этот самый Петров камень и есть, - ответил проводник. - Да я что-то подписи настоящей не могу найти, а она была не давно...Много такого было написано, да видно, нашинские мужики на известку отбили...На большом сером камне действительно ничего не было видно. Наконец нашли одну небольшую табличку, по выражению моего спутника. Довольно крупными латинским буквами стоял загадочный ряд: A.-N.-T.-O.-A.-N.-i; помечен был 1720 год да и только. Больше различить не было возможности. Буквы покрыла плесень, а самый камень сильно выветрился. Надпись царя Петра исчезла...» - записал Дмитрий Садовников.
Илья Ефимович Репин вспоминал:
«...мы узнали, что на ближайшей скале над Волгой Пётр Великий собственноручно на камне высек свое имя. Мы сейчас же туда. Здорово вспотели, пока взобрались; воротнички раскисли, сапоги ошарпались. Действительно, надпись была, хотя местами песчаник от времени и непогоды сильно выветрился, так что разобрать надпись можно было не без труда». Осматривая загадочную надпись, думал ли молодой Репин, что фамилия человека, начертанная на скале, косвенным образом отобразится в его творчестве?
В 1673 году, Константин Кантемир, во время битвы при Хотине, спас от польских гусар гарем султана Магомета IV.
А через три года после этого, запарожские казаки написали знаменитое письмо к хозяину спасенного Кантемиром гарема, султану Магомету IV. Эту сцена запечетлена Ильей Ефимовичем Репиным в картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
- Но при чем тут славная фамилия Кантемиров?
В 1903 году в Сборнике Отделения Русского языка и словестности Императорской академии наук были напечатаны дневниковые записи русского писателя и переводчика Ивана Ивановича Ильинского «Notationes quotidianae».
«Ильинский Иван Иванович - писатель и переводчик. Родом из Ярославля, воспитывался в Московской духовной академии; состоял воспитателем и преподавателем словесности у князя Антиоха Дмитревича Кантемира и вместе с тем переводчиком у его отца (перевёл с латинского языка "Систему, или состояние Мухаммеданския религии", князя Дмитрия Кантемира, СПб., 1722). С 1727 г. был переводчиком при Академии наук; умер в 1737 году в Москве. Ильинский написал "Симфонию, или согласие на священное четвероевангелие и Деяния святых Апостолов"и, по всей вероятности, принимал участие в составлении изданной Кантемиром "Симфонии на псалмы". В доме Кантемира Ильинский вел дневник "Notationes quotidianae"».
В своем дневнике Ильинский подробно описал события в которых принимал участие Светлейший князьДмитрий Константинович Кантемир русский и молдавский политический деятель, господарь Молдавский, русский Сенатор.
По отцовской линии потомок Чингиз-Хана и Тамерлана. Блестяще образованный человек: он кроме молдавского знал турецкий, персидский, арабский, греческий, латинский, итальянский, русский и французский языки. Активно занимался науками, переписывался с Лейбницем. Проживая в Стамбуле, Кантемир открыл первую музыкальную школу и ввёл в музыкальную культуру Османской империи нотную грамоту.
Несколько восточных мелодий, записанные князем, использовал в своих произведениях Моцарт. В день смерти Дмитрия Константиновича 23 августа 1723 года в его поместье был доставлен диплом императора Священной Римской империи, возводящий Кантемира и его потомков в княжеский сан Священной Римской империи. На стене библиотеки Сент-Женевьев в Париже выбито имя Светлейшего князя, члена Берлинской Академии наук Дмитрия Константиновича Кантемира рядом с именами Ньютона и Лейбница.
В 1722 году Дмитрий Кантемир возглавлял походную канцелярию. «Небольшая Турецкая типография», размещенная на одной из галер, где печатались на персидском и татарском языках воззвания и манифесты Петра I, обращенные к народам Прикаспия и Северного Кавказа находилась в ведении князя. Вместе с отцом в поход отправилась семья Кантемира: молодая супруга Анастасия Ивановна Кантемир (Трубецкая),старшая дочь Мария, сыновья Константин, Сербан и Антиох. Нужно отметить следующий факт. Флотилия судов, возглавляемых Петром Алексеевичем и Дмитрием Кантемиром вышла из Казани, где отмечалось 50-летие государя, одновременно, но плыли порознь и соединились в Астрахани с разницей в 20 дней — Кантемир приплыл позже императора. Что странно, так как Светлейший князь Кантемир, говоря современным языком, обеспечивал пропагандистское прикрытие Персидского похода и по идее, должен был возглавлять военную экспедицию. Но Кантемир не спешил, так как сложилась весьма непростая внутриполитическая ситуация: дочь Дмитрия Кантемира, Мария Кантемир, одна из самых образованных и красивых женщин Российской империи, ждала ребенка от Петра I, и, как писалось выше, сопровождала отца в походе. Екатерина I плыла вместе с императором. «В случае рождения сына у княгини, царица опасается развода с нею и брака с любовницею, по наущению Валахского князя» - писал 8 июня 1722 года французский дипломат Кампредон.
Мария Кантемир
11 июня 1722 Иван Ильинский записывает: «Обедали под селом Моркваши, там половина свтелейшаго Князя Меньшикова, другая розных помещиков, а именно Чириковых, Ярцовых. Там гора называется Лысая, на оной на камени князь имя свое и год высекал, недоезжая до Самары 40 вёрст».
Казалось бы искомый ответ найден. Загадочный «латинский ряд» букв вырубил на морквашинской скале не император, а князь Дмитрий Константинович Кантемир, Однако, остается вопрос: что и зачем начертано на «каменной скрижали»? Заставить страдавшего диабетом князя, да ещё после обеда, подняться в гору должна весьма важная причина.
Наиболее вероятный ответ на поставленные вопросы следующий. Во время всего Персидского похода, князь вёл дневниковые записи, изучал археологические памятники: описывал остатки старинных укреплений, собирал исторические материалы о традициях и обрядах местных народов. Как отмечалось выше, вместе с отцом в походе принимали участие дети князя, в том числе любимый сын Дмитрия Константиновича, Антиох Кантемир, будущий русский поэт-сатирик и дипломат. Прогулка на вершину Лысой горы, носила исследовательскую цель: осмотр развалин древнего городища (Городецкая культура. Площадь 2000 кв.м.), а так же променад отца-ученого с домочадцами. Скорее всего, идея оставить автограф потомкам, принадлежит Антиоху Кантемиру, юноше на тот момент было 14 лет - поступок вполне по возрасту. И, конечно, "Соколий камень" ("Пётр", по-гречески "камень") как для Дмитрия Константиновича Кантемира, розенкрейцера высокой степени посвящения, так и для Антиоха, в последствии дружившего с выдающимися европейскими масонами, был объектом весьма символическим.
Что же было высечено на скале? Полного текста мы никогда не узнаем, так что воспользуемся информацией, оставленной И.И. Ильинским и Д.Н. Садовниковым. Переводчик Кантемира сообщил- князь начертал на скале своё имя и дату, следовательно, «загадочный ряд» латинских букв ранее означал имя писавшего. Неизвестно, насколько велеки пробелы между буквами, так что предположим: A.-N.-T.-O.-A.-N.-i, ранее состовляло имя сына князя Антиоха Кантемира.
ANTIOHCANТEMiR ANNO 1722 (от Рождества Христова)
Со временем, в силу разных причин, народная память связала загадочный текст на утёсе Лысой горы с именем Петра Великого. При этом удивительным образом легенда о посещении царём Морквашей во время Персидского похода, перекликается с легендой об основании Санкт-Петербурга.
За двадцать лет до Персидского похода, Пётр Алексеевич осматривал отвоёванные у шведов в ходе Северной войны земли. «Прогуливаясь по острову Ени-саари (ныне Заячий остров) будущий император вдруг остановился, вырезал два дерна, положил их крестом и сказал: «Здесь быть городу»! Место, на котором он принял историческое решение, Пётр приказал отметить каменной плитой с надписью: «От воплощения Иисуса Христа 1703 года мая 16 основан царствующий град Санкт-Петербург Великим государем царем и Великим князем Петром Алексеевичем». В это время в небе появился орёл и начал парить над царём, он следовал за Петром повсюду, а затем исчез. После закладки города Пётр I приказал установить деревянные ворота, которые должны были служить въездом в крепость. Когда ворота были возведены, орёл появился вновь и опустился на перекладину ворот. Когда Пётр в первый раз прошел под воротами, орёл сел на его плечо, и с тех пор постоянно был рядом с императором».
Легенда об основании Санкт-Петербурга - продукт политического мифотворчества, призванная показать божественную харизму Петра Великого. Но доминанта обоих рассказов практически одинакова: Пётр, орёл, камень-плита-скала, надпись, дата - налицо явное наложение одной информации на другую. Как и при каких обстаятельствах «петров камень и орёл» с берегов Невы переместились на волжские берега тема отдельного исследования. Мы же надеемся - самарское краеведение не пострадает от того, что автором легендарной надписи оказался не Пётр I, а ближайший соратник императора, учёный и дипломат Светлейший князь Дмитрий Константинович Кантемир или его юный сын, будущий русский поэт Антиох Кантемир.
Автор: Ракшин Олег Александрович
P.S. Моркваши - измененное в устной передаче словосочетание "Мар кува ашо" (эрз.), то есть "Там, где белый холм"
Источники:
История Петра Великого, сочинение В.Бергмана, Т.6, Спб, 1834
П. Пекарский. Введение в историю просвящения в России XVIII столетия. Изследование П.Пекарского. Спб. 1862 г
«Notationes quotidianae» Журнал Академии Наук переводчика Ивана Ильинского. Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской академии наук, 1903. – Т. 73. - № 1
Археологическая карта Симбирской губернии. В. Н. Поливанов.Симбирск. 1900 год
Походный журнал Петра I Великого императора России. 1695 года. Спб 1853 год.
Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Том IV. 1700-1712. Печатано в типографии II отделения собственной Его Императорского Величества Канцелярии. 1830 год.
Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального Штаба. Симбирская губерния. Часть I. Составил Генерального Штаба полковник Липинский. Печатано в Военной Типографии (в здании Главного Штаба) 1868 год.
Кантемир, Антиох Дмитриевич (1708-1744). Сочинения, письма и избранные переводы князя Антиоха Дмитриевича Кантемира. II: Сочинения и переводы в прозе, политические депеши и письма. С.-Петербург: И. И. Глазунов, 1867-1868. 1868.
Собрание портретов россиян, знаменитых по своим делам воинским, гражданским, по учёности, сочинениям и дарованиям или коих имена по чему либо другому сделались известными свету, в хронологическом порядкек, по годам их кончины с приложением их кратких жизнеописаний. Ч.1, Бекетов П.П., Москва. 1821
Российский родословный сборник, издаваемый Князем Петром Долгоруковым, к.1, Спб, 1840
Самарская Лука - уникальная местность, образованная излучиной самой большой европейской реки Волга. Когда-то давно в этих местах произошел разрыв изгибающихся в складки земных пластов, часть пластов осталась приподнятой, это и есть Жигулевские горы. Автор проекта эрзя Олег Ракшин. http://www.guberniatv.ru/material/8601.html
По моему, это первый фильм такого масштаба, в котором говориться об эрзяно-мокшанской истории Самарской Луки. Как удалось Ракшину Олегу на областном телевидении пробить ж\б стену исторического приоритета титульной нации не понятно. Это сродни, почти что, подвигу (без пафоса). Браво Олег!!!
Отправлено: 22.11.11 20:12. Заголовок: Олеш пишет: По м..
Олеш пишет: [quote]`
По моему, это первый фильм такого масштаба, в котором говориться об эрзяно-мокшанской истории Самарской Луки. Как удалось Ракшину Олегу на областном телевидении пробить ж\б стену исторического приоритета титульной нации не понятно. Это сродни, почти что, подвигу (без пафоса).
Спасибо за добрые слова, Олеш. Подобная работа была бы не возможна без дружного коллектива нашей съёмочной группы. Надеюсь, что в следующем году, порадуем всех заинтересованных новыми фильмами. Паз чангодть!
Минек раськень историясо пек ламо сёрмадови эрзя-мокшонь лепштямотнень кувалмо.Эрзятне ды мокшотне эрьва кува пеняцясть-инязоронтеньгак.Ансяк улить лия примертак.Истя,1767 иестенть Самара ошонть эрицятне сёрмадсть"наказ в Уложенную комиссию",конанть пурнызе Екатерина II инязоравась.Сынь пеняцясть истя:"1750 иестенть киньгак апак кунсоло ды апак мере,Ширяева Вершинань чюваштне ды мордвась кармасть эрямо Самара ошонь эрицятнень модатнень лангса,конат ульнесть Сок леенть маласа ды Семейкинской вирсэ(в градских общих дачах по реке Соку и Семейкинском лесу).Аламо сынсь састь-ды нолдасть Пенза ёндо мордванть"-"новокрещент",конатнеде лововить 125 цёрань ойметь(душ мужского пола).Кинь лангскак апак вано сынь тесэ сокить мода,леднить тикше,керить вирь.А керязь а токамо(заповедной)виренть кисэ минь(ошонь эрицятне) пандтано покш штраф... И не по неоднократным от нас добровольным представлениям реченые из Мордвы и Чуваш новокрещены,куда им по законам надлежит,и за публикованными многими указами и нынешними манифестами,прослушаниям своим не сходят,а,как выше писано,в тех наших градских общих дачах всеми участками поныне пользуются,от чего все градские жители явною их наглостью и усилением крайне притеснены и вынуждены всякой свой скот нынешним временем содержать и пасти за Самарою рекой по дикой степи..." Мейсэ прядовсь те пелькстамось-те шкас сёрмадовт эзть муевть.Ансяк ламодо корты те фактось-Од ды Ташто Семейкинатне эрить ды касыть минек шкас виренть ды Соконть маласо. Саезь кулялопасто "Валдо Ойме",№5,июнь 2011 г.
КРАЙ АМАЗОНОК Девьими горами называли Жигули в древности.Слово"амазонка"происходит от иранского слова"хамазан",что означает"воин".Легенды о женщинах- воительницах несколько веков будоражат воображение самарцев.Есть ли в них хоть доля правды? ЗАПРЕЩЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ.Любопытную историю пересказала в своей книге "Хроника аномальных явлений" исследовательница непознанного тольяттинка Татьяна Макарова.Несколько лет назад двое путешественников по Жигулям оказались свидетелями удивительного обряда в храме неведомого культа.В здании из огромных розовых плит женщины,больше похожие на европеек,в серых грубых одеждах танцевали вокруг костра,время от времени бросая в него какой-то порошок.Закончив танец,жрицы пошли вдоль стен мимо стоящих статуй и у каждого каменного изваяния вдруг начинала загораться огоньком какая-то деталь:фибула на одежде,цветок в каменной причёске...Когда колдуньи направились к выходу,самарцы бросились со всех ног прочь.Днём,вернувшись,они не обнаружили ничего,кроме обычного пейзажа.И хотя произошло событие где-то за гранью нашей реальности, в какой-нибудь временной аномалии,факт,что в ритуале участвовали только женщины,заставляет вспомнить и древнее название Жигулёвских гор- Девьи. ПРИЗРАК АННЫ.В том,что матриархат был в Древнем Поволжье не исключением,а скорее правилом,уверена и краевед Галина Рассохина,обнаружившая в Жигулях остатки храма Солнца.По мнению краеведа,семь тысяч лет назад Самарская Лука была сакральным центром мировой цивилизации,а хранительницами знаний становились исключительно женщины. В преданиях Поволжья рассказывается и об отважной деве Манчихе,бабе -атамане,утопившейся в Волге,когда её окружили враги;и о двенадцати сёстрах- богатыршах.Образ русской богатырши Бориславны,что схоронила добытые у басурман сокровища под скалистым курганом в Жигулях,перекликается с образом мордовской царицы Анны Патерь,что жила в давние времена в крепости на горе Ош-Пандо-Нерь недалеко от Шелехмети.Когда крепость пала под натиском неприятеля,Анна бежала в горы.Легенда рассказывает,что врагов долго преследовала её тень в образе женщины на белой лошади.А у подземелий Жигулей есть своя хозяйка.Как гласит предание,по погибшему Фёдору Шелудяку,сподвижнику Степана Разина,до сих пор печалится владычица,и слёзы её текут в Каменную чашу. В ПОХОД ШЛИ С РУМЯНАМИ.Но не только предания говорят о том,что Самарская область-место жительства деввоительниц и дев-жриц.Старинные карты и раскопки археологов-ещё одно подтверждение статуса региона как"женского края".На итальянской карте 1459 г. наш регион обозначен как"Амазония".В 19 в.известный учёный,академик Семёнов-Тянь-Шанский писал о девах-богатырках,живших в западной оконечности Луки.В 1 тысячелетии в Среднем Поволжье жили савроматские племена,где женщины занимали почётное место,были и жрицами,и хозяйками,и солдатами.Греческий историк Геродот писал,что своё происхождение савроматы берут от браков скифов с прекрасными и воинственными амазонками.По всей области в разное время археологи находили захоронения женщин,рядом с которыми лежали бусы,зеркала,раковины для белил и румян,а также железные кинжалы,конская упряжь и наконечники стрел.Самую впечатляющую находку наши археологи сделали у села Сиделькино Челно-Вершинского района.У захороненной в 3 веке женщины-сарматки лет сорока ещё в молодости была отрублена кисть правой руки каким-то очень острым оружием.Почему далёкие потомки греческих амазонок вынуждены были становиться воинами? По словам учёного секретаря Самарского областного историко-краеведческого музея Д.Сташенкова,мужчины этих племён отправлялись на заработки,нанимаясь по контракту в римские войска,так что женщины оставались не только хозяйками очага,но и заградотрядом на пути врагов. КАК МОЛОДЕЦ ПОЛ ПОМЕНЯЛ.Подвиги этих дев-воительниц скифо-савроматских и сарматских племён и дали имя горам.Так жигулёвская возвышенность почти до середины 19 века носила название Девьи горы.А одна из самых эффектных вершин называлась Девьей горой.Кстати,изучая различные исторические и литературные источники,директор музея истории Усольского края Валентина Шульгина доказала,что Девьей горой когда-то назывался современный Молодецкий курган."Гендерный перекос"в географии произошел где-то в середине прошлого века. "Первое упоминание о Девьей горе сделал ещё в 1634 г. знаменитый путешественник Адам Олеарий.Затем,в середине 19 века,о ней,как о главной в тех местах,упоминают братья Чернецовы,зарисовавшие во время водного путешествия Волгу,- рассказала Валентина Валентиновна.А в 1868 г. в "Материалах для географии и статистики России"Симбирского генерального штаба про ту же гору пишется:"До Морквашинского буерака крутым обрывком спускается к Волге Девичий курган".Молодецким же камнем долгое время называли небольшой курган за горой Лепёшкой.Но уже в книге Г.Обедиентовой"Из глубины веков" Девьей горой называется маленькая гора у подножия Молодецкого кургана.Шульгина считает,что ошибка произошла после создания в этой акватории Волги искусственного моря.Лепёшка,по всей видимости,была затоплена.Прежний Молодецкий курган стал именоваться горой Лепёшкой.А Девья гора"поменяла пол" и стала именоваться Молодецким курганом.Вот так,из-за ошибок в географических справочниках и путеводителях,"женская" гора в "мужском обличье" стала символом волжской природы. (Ксения Настина. "А"и"Ф"(Самара),№32,2012 г.
Отправлено: 19.12.12 14:35. Заголовок: вообще я заинтересов..
вообще я заинтересовался этой темой давно в связи с происхождением слова авары если перевести это слово с эзянского на русский это слово означает женщины с волги геродот утверждал что сарматы произошли при смешивании амазонок со скифами,татищев утверждал что скифы это меря/море,мордва/ тогда нет оснований отрицать местонахождение амазонии на девьей горе кроме того роль женщины -эрзянки в семье по моим наблюдениям даже поглавней мужика будет,да и коня на скаку остановит только крупная женщина,которая могла выжить без мужика погибшего на войне
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 8
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет