On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Эрязо Эрзянь Масторось! Пингеде пингес эрязо! Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!Erzänj mel, erzänj kel, Erzänj Mastor! Ersän mieli, ersän kieli, ersän Maa! | Эрзя, муить ундоксот! Erzia, muit\' undoksot!

АвторСообщение
администратор




Пост N: 3667
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.11 23:01. Заголовок: История и документы эрзянского национального движения.


История и документы эрзянского национального движения.

Эрзят! Ялгат!
Тесэ кармить пурнавомо лецтнемат ды тевконёвт Эрзянь Тевденть. Ловнодо, содадо, ёвтадо эсь меленк, мезе теезель вадрясто, кодат ульнесть ильведькст, ков молемс, мезе теемс ней ды сы шкатнестэ Эрзя раськенек вансома тевсэнть.


Васенце путовксось: Кода кемекстазель Эрзя раськенть алкуксонь лемезэ.

1 Конгресс Эрзянского народа.

1 Конгресс Эрзянского народа.
Эрзянское национальное пробуждение началось весной 1989 г. Тогда у слабеющей тоталитарной системы уже не хватало сил и воли держать под жестоким контролем общественную активность в гигантской империи. Ядро зарождающего эрзянского актива собиралось в крохотной комнате журнала Чилисема. Её хозяйкой была Маризь Кемаль. Однако, скоро эрзянская фаза этой инициативы несмотря на предупреждения и протест перешла в – мордовскую. На мой взгляд, этому способствовало несколько причин. Многовековое отравление мордовским ядом живого эрзянского организма, присоединение активных, внешне приятных мокшан и неудержимое желание получить максимум за короткое время. Но встать на эрзянский магистральный путь, единолично впервые указанным и ярко освещённым Маризь Кемаль было не дано. Это её сильно огорчало, и нередко она отказывалась участвовать в мордвинских делах, безуспешно пытаясь этим остановить заблудших, обречённо бредущих в мордовский тупик соотчественников.
Моё участие в работе этой структуры относится к началу осени 1989 г. Под названием Масторава весной следующего года она будет зарегистрирована. А единственный её съезд был проведён в августе 1990 г. Описание произошедших в этом движении событий с 1989 по 1992 г. короткой строкой невозможно. Поэтому, эти события пока пропущу. Если будет интерес к этому бурному времени и к истокам уже эрзянского национального движения, сочту за честь поделиться увиденным.
Теперь о своих делах. В чём состояла моя миссия. Личный субъективный взгляд. В конце 1992 г. уже после загадочной внезапной смерти лидера организации Д.Т. Надькина состоялся 1 Конгресс Финно-угорских народов в г. Сыктывкаре. С трибуны этого авторитетного форума под аплодисменты мне впервые удалось провозгласить, что среди нескольких тысяч этносов населяющих нашу Планету не одно тысячелетие существует народ Эрзя, с недобрым умыслом спрятанный под экзоэтноним «мордва». «Казни» пресловутых эрзянских «сепаратистов-раскольников», позднее организованные мордвой в отместку за это, описывать сейчас не буду. Это отдельная тема. А тогда из части Масторавы выделилась небольшая группа всё ещё колеблющихся и имеющих растерянный вид эрзян. Но с ними уже можно было попытаться очистить эрзянское движение от ставшей уже всем ненавистной, мордовщины. Вспоминаю, как сам себя наставлял и принуждал: если не сделаю сейчас это я, то никто другой этого делать не будет. Как организовать заново национальное движение, теперь только эрзянское, было ясно. Сомнения исчезли.
1. Должно быть зарегистрировано общественное движение с конкретной уставной целью образования в России эрзянского национального очага в виде автономного округа.
2. Создание печатного органа.
3. Регистрация нескольких эрзянских ассоциаций (женских и т.п.)
4. Проведение Конгресса эрзянского народа и принятие Декларации об официальном названии.
5.Вступление Эрзянского народа в члены Организации Непредставленных Народов.
Практически все эти поставленные задачи, невзирая на многие трудности, были выполнены.
В 1993 г. в Минюсте зарегистрировал Движение за равноправие и развитие «Эрзянь Мастор». Вейкетекс улемань ды касомань кис молема. Основной пункт его Устава: Образование в соответствии с Конституцией РФ Эрзянского автономного округа.
В том же году подготовил Устав и инициировал регистрацию Ассоциации эрзянских женщин «Эрзява», которую возглавила Маризь Кемаль. Реакция мокшанок была угадана заранее. Они скоро тоже пришли за уставом. Знали бы крёстного отца своей «Юрхтавы».
В течение 1993-94 г. для создания в местной прессе положительного образа мне периодически удавалось публиковать информацию о целях и задачах Эрзи. Так осенью 1994 г. получил возможность опубликовать в многотиражной газете большую статью, где заранее объявил о проведении весной 1995 г. 1 Конгресса Эрзянского народа. Также были установлены хорошие отношения с ОНН и с одним из её руководителей – Леннартом Мяллем. Наша делегация постоянно приглашалась для участия в работе этой организации.
В конце 1994 г. была завершена подготовка давно задуманного своего проекта: выпуска независимой газеты Эрзянь Мастор. Вначале никто не верил в успех задуманного. Но со временем скептиков не стало. Пошли возражения по названию. Пусть будет название нейтральное – Вальма. Запомнилась ирония Кемаль: Вальма, Ортат, Орта кочкарят. Но мои аргументы всё - же одержали победу. Название Эрзянь Мастор сплотит наш народ. Вернёт ему из дымки веков почти утраченное геополитическое название своей Родины, создаст светлый образ страны для миллионного, рассеянного не по своей воле народа, будет крепостью против агрессии мордвинистов. Нечто подобное было с присвоением имени, созданному Е. Четверговым Фонда спасения языка. Чьё имя будет у Фонда? Жмёт плечами. Без имени будет плохо. Ну, тогда - Макара Евсеева. Оно не сработает. Фонд должен носить имя мученика. Это А.П. Рябов. Тогда он был редко кому известен. Правота выбора позже подтвердилась. Для старта Фонд получил сильные крылья. На презентацию, съехались его родственники из разных городов, собралось много людей, и был большой энтузиазм. Здесь же были собраны пожертвования. Часть из них, позже была использована для выпуска наспех составленного Е. Четверговым первого номера газеты. Однако, мордва с остервенением потом отнимут у Фонда это трагическое имя.
Подготовка 1 Конгресса Эрзянского Народа не потребовала у нас больших усилий. Было решено провести его синхронно со 2 съездом Мордвы. При этом снимались все технические вопросы. Эрзянские активисты обеспечили сбор 98 делегатов. Я написал давно назревший проект Декларации об официальном названии Эрзянского народа. Одно единственное заседание оперативно было проведено вечером 23 марта 1995 г. в Доме политпросвещения ОК КПСС. Конгресс прошёл без привычного ритуального пафоса. Заседание было поручено открывать молодому морскому офицеру Б.А. Ерюшову. На повестке дня было два вопроса: Принятие Декларации о самоназвании народа и образование рабочего органа Конгресса- исполкома во главе с председателем. Затем слово было предоставлено мне для изложения вопроса о необходимости эрзянской идентификации и оглашения проекта Декларации. Конгресс единодушно и с энтузиазмом её принял. Председателем исполкома был избран А.А. Малов. А осенью 1995 г. мы с ним приняли участие в работе совещания ОНН в Тарту. Здесь делегации от десятков народов мира единогласно приняли резолюцию с одобрением представленной нами Декларации. Вот и всё.
Принятую Декларацию мне тогда с трудом удалось опубликовать лишь в одной многотиражной газете. С той поры прошло 16 лет. Обстоятельства давно меня отлучили от активных эрзянских дел. Однако, не скрою мне было приятно узнать, что нашлись эрзяне, проведшие ещё два Конгресса, а Декларация бережно сохранена и переведена на десяток основных языков Мира. Вызывает лишь огорчение, что она до сих пор никем не положена на столы Глав: государства, правительства и субъектов РФ. Из-за этого сегодня мордовская власть игнорирует ясно выраженную мирную волю нашего народа. На наши бюджетные деньги, без оглядки на мораль, по субъектам России неистово курсируют, извлекая себе выгоду от пропаганды идеи «единой мордвы» засланцы, из под одежд которых видны уши древних эрзянских языковых спутников. У них цель проста. Мешающая их господству, вызывающая раздражение эрзянская история должна быть завершена навсегда. А как быть нам? Может принять правила игры и, наконец, успокоиться, полагаясь на понимание и решение нашей проблемы всевозможными «братьями-друзьями», расплодившимися и кишащими гебнёй «Афунами-Мафунами», прочими «Центрами-Комитетами»? Согласен, с этим, Эрзя?!
Арис. Эйзюрков . 23 –це чи . 2011 ие.
ЭрзяМастор.



Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]


администратор




Пост N: 3776
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.04.11 22:11. Заголовок: ..


<\/u><\/a>


Доклад
мандатной комиссии 3-це Эрзянь Инекужо-3-го Конгресса эрзянского народа

На 3-й Конгресс эрзянского народа было избрано 39 человек из 9-и регионов Российской Федерации: из городов Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Пенза, Республики Мордовия, Нижегородской, Пензенской, Самарской, Мурманской, Тульской областей, Красноярского края.
Прибыли и зарегистрировались — 31 делегат. 8 делегатов из Республики Чувашия не смогли прибыть из-за транспортных проблем. Все делегаты эрзянского Конгресса транспортные и иные расходы, связанные с прибытием на Конгресс оплатили собственными, как правило личными, финансовыми средствами.

Более 51% делегатов имеют высшее образование, 49% - средне-специальное и среднее, 60% проживают в городах, 40% - в сельской местности.

100% делегатов идентифицируют свою национальность как ЭРЗЯ.

На Конгресс прибыли и зарегистрировались в качестве наблюдателей преставители от мокшанского( 1чел.), русского ( 4 чел.) и мордовского (1 чел.) народов, всего 6 человек.

В работе Конгресса принимает участие Эрзянь Инязор — Пиргуж (Мусалев Г. Д.), создатель национального эпоса «Масторава» - доктор наук, поэт Шаронов А.М.

В качестве гостей на Конгрессе присутсвуют председатель госкомитета по национальной политике Республики Мордовия, заместитель министра образования РМ, представители Мордовского государственного университета.

На Конгрессе аккредитованы и работают представители 8 представителей СМИ: журналисты газет «Эрзянь Мастор», «Столица-С», Лукояновской районной газеты, журналисты телевидения и радио ГТРК «Мордовия», Нижегородского отделения РТР, радио Лукояновского района.

Мандатная комиссия подтверждает полномочия всех делегатов 3-го Конгреса эрзянского народа.


Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 3777
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.04.11 22:16. Заголовок: Решение 3-це Эрзянь..


<\/u><\/a>


Решение
3-це Эрзянь Инекужо

О наблюдателях от эрзянского народа на мордовском съезде.

Учитывая, что:
выборы делегатов на мордовский съезд, проводятся из числа мордовского народа
эрзянский Конгресс считает:
мордовские съезды по своему составу не могут представлять эрзянский народ,
мордовские съезды не ставят своей задачей сохранение Эрзя народа и эрзянского языка.
мордовские съезды являются инструментом «мордвинизации» эрзянского народа,
на мордовских съездах грубейшим образом нарушалась пропорциональность представительства эрзянского народа как по составу делегатов, так и в руководящих органах съездов,
руководители мордовских организаций и съездов в своих заявлениях низводят Эрзя народ до уровня «субэтноса», а эрзянский язык до уровня наречия или диалекта несуществующего «мордовского языка», что является грубым нарушением ст.26 и ст. 29 Конституции РФ,
решения мордовских съездов могут повлечь за собою полное лишение права эрзян называться народом Эрзя и пользоваться эрзянским языком,
участие эрзян в принятии решений мордовских съездов может дать «мордвинизаторам» моральное право для лишения Эрзя народа своего исторического имени и эрзянского языка,

3-й Конгресс эрзянского народа ограничивается направлением лишь наблюдателей от Эрзя народа на собираемый 5-й съезд мордовского народа-

Мусалёва Григория Дмитриевича – Инязора эрзя народа, Председателя правления Фонда спасения эрзянского языка,
Шаронова Александра Марковича – доктора наук, создателя эпоса «Масторава».

3-це Эрзянь Инекужо
2009 ие, аштемков, 20 чи,
Луга Ян ош


Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 15
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет