On-line: гостей 2. Всего: 2 [подробнее..]
Эрязо Эрзянь Масторось! Пингеде пингес эрязо! Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!Erzänj mel, erzänj kel, Erzänj Mastor! Ersän mieli, ersän kieli, ersän Maa! | Эрзя, муить ундоксот! Erzia, muit\' undoksot!

АвторСообщение
Эрий



Пост N: 58
Зарегистрирован: 24.06.09
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.10.09 23:03. Заголовок: ЭРЗЯ и "МОРДВА". Сравнительный анализ дел и помыслов.


ЭРЗЯ и "МОРДВА". Сравнительный анализ дел и помыслов.

Продолжим тему.

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 173 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]


Семен



Пост N: 1508
Зарегистрирован: 01.07.08
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.09 12:32. Заголовок: Вячеслав пишет: Инт..


Вячеслав пишет:

 цитата:
Интересно, а что это вы так много внимания уделяете мокшанскому народу, такое чувство что этот народ в чем то перед вами виноват, уже нет других проблем?!



Не виню мокшанский народ, ищу историю эрзян. Жизнь так обернула эрзян под понятие мордва к которой относится мокша, что приходится отделять зерна от плевел. Разделив истории двух разных народов мы будем иметь свою, а мокшане свою.
Сегодня это нужно нам эрзянам!

Вячеслав пишет:

 цитата:
Потому что, из за ваших ошибочных взглядов по отношению к мокшанскому народу, у вас не будет много союзников ни когда!!!




А если не ошибочны? тогда гм гм...

www.erzan.ru. портал "Эрзянь ки" требует соблюдение статей 26 и 29 Конституции РФ Спасибо: 0 
Профиль
Вячеслав



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.09 18:03. Заголовок: Семен пишет: Жизнь ..


Семен пишет:

 цитата:
Жизнь так обернула эрзян под понятие мордва к которой относится мокша, что приходится отделять зерна от плевел.



Первый раз от вас слышу, что только мокша называют себя мордвой, в такой же степени и эрзя именует себя мордвой, совершенно нет ни какой разницы! Если не больше даже, и это на самом деле так!!! Есть определенное количество эрзян, называющих себя именно эрзей, так мокшан не менее таких же! А в основном все себя именуют мордвой, как эрзя так и мокша!

Спасибо: 0 
Семен



Пост N: 1510
Зарегистрирован: 01.07.08
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.09 22:21. Заголовок: Обещанная статья ..


Обещанная статья "СКАЗКИ - ПОДЛИННАЯ ЛЕТОПИСЬ НАРОДА"

Статья подготовила почву для полного пересмотра мордовской истории и открыла обширное поле для эрзянской истории.

www.erzan.ru. портал "Эрзянь ки" требует соблюдение статей 26 и 29 Конституции РФ Спасибо: 0 
Профиль
Вячеслав



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.12.09 10:20. Заголовок: Вообще, хочу сказ..


Вообще, хочу сказать, что унижая,оскорбляя, относясь с издевкой к другому народу, ты в первую очередь себя унижаешь! Сразу можно заметить, что автор этой "статейки" какой то озлобленный на мокшан! Отличия двух народов здесь показываются в форме издевки, превосходства одного народа,над другим, это без всяких споров!!! Может быть когда то, этому автору что плохое сделали мокшане?! А если нет, то человек с нормальной психикой не опуститься до такого!


Спасибо: 0 
Терюшань Сергу



Пост N: 12
Зарегистрирован: 23.06.09
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.12.09 11:26. Заголовок: Вячеслав пишет: Отл..


Вячеслав пишет:

 цитата:
Отличия двух народов здесь показываются в форме издевки, превосходства одного народа,над другим



Уважаемый представитель мокшанского народа. Прошу Вас, обосновывать свои изречения и подкреплять высказывания доказательствами. Есть такое понятие как "обсуждение" статьи, попытайтесь выйти на этот уровень.

Заранее благодарен за понимание.

Сергу.

Спасибо: 0 
Профиль
Вячеслав



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.12.09 10:43. Заголовок: А таких заказных &#..


А таких заказных "статеек" ширпотреб, подобного качества можно знаете сколько понаписать на эрзю-мордву? очень много!!!


Спасибо: 0 
Potapoff





Пост N: 241
Зарегистрирован: 19.05.08
Откуда: Самара ёнкс Вирьпуло веле
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.12.09 12:01. Заголовок: Не понятно, в чем, В..


Не понятно, в чем, Вячеслав, вы видите издевку, в том, что автор предполагает наличие тюркских корней у мокшан.
А что, разве название тюрки оскорбительное у нас в стране?

Спасибо: 0 
Профиль
Паол-маол



Пост N: 14
Зарегистрирован: 23.11.09
Откуда: Атиньбиё
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.12.09 01:14. Заголовок: "Помните Мокши -..


"Помните Мокши - тюрки" - если бы я был бы представителем данного народа, мне было бы, по меньшей мере, неприятно. А люди из этого народа заходят на форум, и видят неуважительное отношение эрзян к себе, соответственно ничего хорошего. "Эрзя - полутюрки" - обидно? а ведь доля правды в этом выражении есть, немного азиатского и в нас присутствует... скулы и др черты лица.


Спасибо: 0 
Профиль
chuvashon_erzja
администратор




Пост N: 860
Зарегистрирован: 15.11.06
Откуда: Россия
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.12.09 06:20. Заголовок: Что тут обидного, от..


Что тут обидного, отдаляетесь от великороссов или еще от кого-то?

Спасибо: 0 
Профиль
vijan1



Пост N: 150
Зарегистрирован: 26.09.08
Откуда: россия, бугуруслан
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.12.09 10:28. Заголовок: Паол-маол, скулы у н..


Паол-маол, скулы у нас, скорее, уральские, из палеоевропейских не имеющие родства с тюрками. Такой тип лица как у эрзян встречается у многих европейских народов, втч у кельтов и.др.

Спасибо: 0 
Профиль
chuvashon_erzja
администратор




Пост N: 862
Зарегистрирован: 15.11.06
Откуда: Россия
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.12.09 14:40. Заголовок: vijan1 пишет: Паол-..


vijan1 пишет:

 цитата:
Паол-маол, скулы у нас, скорее, уральские, из палеоевропейских не имеющие родства с тюрками. Такой тип лица как у эрзян встречается у многих европейских народов, втч у кельтов и.др.



По лицу, думаю, на тюрков и на нетюрков не делят

Вот, например, фото я и Андю, как тут отличишь по лицу, к какой языковой семье кто относится?

Спасибо: 0 
Профиль
vijan1



Пост N: 152
Зарегистрирован: 26.09.08
Откуда: россия, бугуруслан
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.12.09 15:00. Заголовок: Читал об этом немног..


Читал об этом немного в разных этнологических исследоаниях, поэтому и посчитал себя вправе ответить. просто учёные-антропологи чётко отделяют уралоидов от монголоидов, не смотря на внешнее, часто, сходство (в медицине, кстати, это тоже часто встречаеися, например в случае с артритом и артрозами - внешне очень похожие заболевания а вот причины и всё истекающее, а отсюда и подходы к лечению кардинально разнятся, часто такое встречается и в биологии). Тынк башка тевесь, тонсь, арсян, содат косто - эрзятне свал эрясть чуважтнэнь маласо, ды ламо учёнойть нейгак пелькстыть - кона компонентось седе покш чуважонь раськесэнть тюркансесь эли финнэнсесь

Спасибо: 0 
Профиль
chuvashon_erzja
администратор




Пост N: 863
Зарегистрирован: 15.11.06
Откуда: Россия
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.12.09 15:16. Заголовок: vijan1 пишет: Тынк ..


vijan1 пишет:

 цитата:
Тынк башка тевесь, тонсь, арсян, содат косто - эрзятне свал эрясть чуважтнэнь маласо, ды ламо учёнойть нейгак пелькстыть - кона компонентось седе покш чуважонь раськесэнть тюркансесь эли финнэнсесь



Истя . Мон тень коряс а мелявтан. Койсэм, эряви зяро ули вийеть аштемс -кадовомс ломанькс,
кодамо раськень иля уле. Сехте покш лем Модамасторсо - Паро ломань. Нама, Паро ломань улемс эряви
ламо вий, тевесь стака...

Спасибо: 0 
Профиль
vijan1



Пост N: 153
Зарегистрирован: 26.09.08
Откуда: россия, бугуруслан
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.12.09 16:51. Заголовок: Свал минек валонок м..


Свал минек валонок мартот ладить истят паро ломанть минек раськесэнть седе ламо улевельтькак - аволинек срадо Модамасторонь чаманть ланга истя пек. Нейгак кадовинек, ва, тёжашканек, ды теке марто кечкерямодо а лотксетяно)))

Спасибо: 0 
Профиль
Purgine



Пост N: 37
Зарегистрирован: 30.06.09
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.12.09 17:24. Заголовок: Эрзя это нордиды, ба..


Эрзя это нордиды, балтиды и остбалты.

Спасибо: 0 
Профиль
Семен



Пост N: 1519
Зарегистрирован: 01.07.08
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.12.09 17:44. Заголовок: Purgine пишет: Эрзя..


Purgine пишет:

 цитата:
Эрзя это нордиды, балтиды и остбалты



балтиды и остбалты это ЭРЗЯНЕ



www.erzan.ru. портал "Эрзянь ки" требует соблюдение статей 26 и 29 Конституции РФ Спасибо: 0 
Профиль
Purgine



Пост N: 38
Зарегистрирован: 30.06.09
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.12.09 21:04. Заголовок: :sm116: Нордиды - а..


Нордиды - атланто-балтийская раса

Спасибо: 0 
Профиль
Паол-маол



Пост N: 16
Зарегистрирован: 23.11.09
Откуда: Атиньбиё
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.12.09 07:23. Заголовок: :sm102: мон а тень ..


мон а тень эйстэ...

Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 1959
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.12.09 21:52. Заголовок: Вот к чему приводит ..


Вот к чему приводит мордвинизация. Прочтите это

http://modaremni.ru/about_belts/history/part.php?id=mordvinianBelts#

Оказывается эрзянки уже и в "шальварах" ходили... Полнейшая некомпетентность авторов сайта.

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 1975
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.12.09 23:10. Заголовок: Мордва приступила к ..


Мордва приступила к созданию ЕМЯ.
Известия Мордовии:





Прямая линия с Александром ЛУЗГИНЫМ и Михаилом МОСИНЫМ


Председатель Государственного комитета РМ по национальной политике и председатель исполнительного комитета Межрегионального общественного движения мордовского народа ответили на вопросы читателей «Комсомолки»

Еще до начала прямой линии с Александром Лузгиным и Михаилом Мосиным в редакцию поступило огромное количество вопросов. Оно и понятно: вопрос о создания единого литературного мордовского языка обсуждается в республике уже несколько десятилетий. Правда, дальше разговоров дело пока не заходило. Впрочем, в последнее время появились основания думать, что в будущем ситуация изменится. По крайней мере, Александр Степанович и Михаил Васильевич пообещали нашим читателям, что единый язык у мордвы все же появится.

О трудностях

- Здравствуйте! Я заканчивала филологический факультет. Слышала мнение, что, по сути, мокшанский и эрзянский языки являются диалектами, поэтому изначально нужно было создавать единый литературный язык. Будет ли труднее сделать это сейчас?

М.М. - Спасибо за интересный и конкретный вопрос. Действительно, если бы единый литературный язык был создан в двадцатые годы прошлого столетия, в то время никаких проблем бы не возникло, потому что вся мордва говорила на разных диалектах. Тогда в пользу единого языка в то время высказывался целый ряд ученых-языковедов. В частности, предложения создать единый литературный язык публиковались в газете «Якстере сотиця» («Красный пахарь») в Саратове, «Якстере теште» («Красная звезда») в Москве. К единому знаменателю, к сожалению, так и не пришли. Этому был целый ряд вполне объективных причин. Свою роль сыграли репрессии в отношении сторонников единого мордовского литературного языка. Их тогда обвинили в шпионаже в пользу Финляндии. Как бы то ни было, но в результате у нас появилось две литературные нормы. Для эрзянского языка ею стал диалект Ардатовского и Алатырского районов, для мокшанского – краснослободско-темниковский диалект.

Хочу заметить, что 99 процентов народов мира имеют единый литературный язык, хотя говорят на разных крупных диалектах. Возьмите, к примеру, итальянцев: северные и южные почти не понимают друг друга, но, тем не менее, литературный язык у них общий. Это доминанта цивилизованности и государственности нации. Будь у нас сейчас единый мордовский язык, сейчас мы бы выглядели гораздо прогрессивнее, и нам было бы легче предлагать его для изучения русским или татарам, живущим в Мордовии.

- А в чем заключается основная сложность?

- Скорее всего, в стереотипах мышления. Мне сейчас некоторые языковеды даже говорят: мол, если мы создадим единый язык, мокшане и эрзяне вообще откажутся от своих языков. Такой нигилизм среди мордвы, к сожалению, присутствует, поэтому, судя по переписи населения, ее численность и сокращается. Но я приведу такой факт. У нас есть шокшанский диалект. На нем – эрзянском, по своей сути, говорят несколько сел в Торбеевском – мокшанском - районе. Так вот, несмотря на две литературные нормы, диалект продолжает существовать. Так и здесь. Сельчане, которые владеют родным языком, так и будут говорить на своем диалекте. Единый же литературный язык будет создаваться за счет расширения вариативности. Приведу такой пример. В эрзянском языке есть слово «вадря» - «хорошо». Синонимом к нему выступает «паро», мокшанское «пара» и даже заимствование «цеберь». Не будет навязываться какой-то один вариант, изучающие мордовский язык станут знакомиться со всем синонимическим рядом. То же самое касается и морфологии.

Поэтому стереотипы должны уходить, и нам надо коллегиально расширять две «узкоколейки» литературных языков, разрушать преграду между ними. И тогда у нас будет широкий, богатый, единый литературный язык.



О затратах

- Зачем вообще нужен единый язык? Насколько я понимаю, это связано с большими финансовыми затратами. Уже подсчитывалось, во сколько это обойдется?

А. Л. - Пока мы не затрагиваем финансовый вопрос, только пытаемся объяснить, зачем нам это надо. Скажу вот что.

Язык нужен для того, чтобы консолидировать мордовский этнос. С учетом того, что по территории Российской Федерации мордва расселена очень дисперсно, и ее численность, судя по переписи 2002 года, сокращается, нам важно, чтобы именно посредством языка шел процесс объединения мордовского народа. Ведь язык - один из самых ярких символов этноса. Задача состоит в том, чтобы за счет формирования единого языка укрепить мордовскую общность.

Естественно, что языки развиваются по-разному. Они могут отдаляться друг от друга, но их можно и сближать – это называется языковым строительством. И сегодня мы говорим о длительном процессе, в результате которого на первом этапе попросту будет идти сближение наших языков.

- Добрый день, а какой же язык будет взят за основу единого литературного – мокшанский или эрзянский? И какой из них легче?

М.М. – Опасений, что один из языков окажется ущемленным, быть не должно. Языки будут обогащаться! Ведь новая литературная норма объединит не только современные эрзянский и мокшанский языки, но и их диалекты. Задача перед языковедами стоит такая: сохранить языки, ныне существующие, плюс обогатить их за счет расширения вариантных форм. Особенности обоих языков мокшане и эрзяне должны знать. А то не очень красиво получается: самые близкие языковые родственники, а понимать друг друга зачастую просто не хотим. Такого быть не должно, раз мы стремимся сохранить себя как этнос. Иностранцы, которые приезжают к нам изучать мордовский язык, всегда недоумевают по этому поводу. Сами они овладевают и мокшанским, и эрзянским. С их слов скажу, что сначала они изучают эрзянский язык. Он, по их мнению, немного, но все-таки легче. Потом на его основе изучают и мокшанский.



О перспективах

- Здравствуйте, меня зовут Ирина. Скажите, пожалуйста, а работа над созданием единого литературного языка уже ведется?

А.Л. - Да, работа уже началась. В соответствии с Посланием Главы республики Госсобранию, где было сказано о ее необходимости. Я процитирую Николая Меркушкина: «Особое значение приобретает сохранение и развитие языка. Растущая консолидация мордовского народа объективно выдвигает задачу формирования единого литературного языка». Распоряжением Главы Мордовии создана республиканская Комиссия по координации развития мордовских языков и формированию единого мордовского литературного языка. Состоялось расширенное заседание Ученого совета НИИ гуманитарных наук при правительстве РМ по данной проблеме.

М.М. - В МГУ им. Н.П. Огарева прошла научная конференция, посвященная памяти известного лингвиста Александра Феоктистова. На ней работала целая секция по проблеме единого литературного языка. Так что можно сказать: практическая работа в этом направлении уже началась.

- А кто будет заниматься созданием единого мордовского языка и сколько времени это займет?

А.Л. - Заниматься будут, в первую очередь, специалисты-языковеды. Кроме того, привлечем писателей - у них обостренное чувство языка. А что касается сроков, то они весьма отдаленные. Первый, подготовительный, этап рассчитан до 2017 года. За это время должна быть проведена работа по формированию общественного мнения и по подготовке новой учебно-методической литературы. И только после этого будут внесены поправки в законодательную базу.

- А как единый литературный язык будет внедряться на практике?

М.М. – Тут важно еще раз уточнить, на кого, в первую очередь, рассчитано создание единого языка. Большей частью это дети городских школ и школ райцентров, где нет однородной этнической массы, что даже сейчас создает сложности при преподавании мокшанского и эрзянского языков. Кроме того, конечно, диаспора – мордва, проживающая за пределами республики. Для начала будут разработаны экспериментальные учебные пособия для детских садов, школ и вузов.

- А вот интересно, будут ли переводить на единый литературный язык мокшанских и эрзянских авторов?

М.М. - Такой вопрос пока не стоит. Да и вряд ли в нем будет необходимость. Мы ведь говорим о расширении вариативности, а не о категорической замене тех или иных элементов языка.

- Здравствуйте, меня зовут Николай. Не считаете ли вы, что предполагаемый единый язык будет искусственным, наподобие эсперанто, учитывая тот факт, что мокшане и эрзяне часто не понимают друг друга?

М.М. - Как же он может быть искусственным, если создавать его будут из всех элементов современных эрзянского, мокшанского языков и их диалектов? Мы будем создавать экспериментальные учебные пособия, словари, где будем объединять все материалы мокшанского и эрзянского языков, а также толковать различия. А их, по моему мнению, не больше пятнадцати процентов. Так, по подсчетам ученых, грамматика у мокшан и эрзян общая на 85 процентов. И мы хотим, чтобы достоинствами и богатством обоих языков владела вся мордва. Если язык функционирует, он не может быть искусственным.



Об истории

- Связано ли 1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства с какой-нибудь исторической датой?

А.Л. – Таких дат несколько, и приходятся они на начало II тысячелетия нашей эры. Например, автор «Повести временных лет» упоминает мордву в числе народов, плативших дань Руси. Причем надо отметить, что даннические отношения того периода являлись, по мнению специалистов, внутригосударственными. Исследования ученых свидетельствуют о том, что именно Х веком можно датировать начало процесса тесного взаимодействия мордовского народа со славянами в процессе его единения с народами Российского государства. В дальнейшем происходило укрепление и развитие этих связей, формирование, как говорят ученые, единого политического, экономического и культурного континуума.

- Здравствуйте! Если мне не изменяет память, 1000-летие вхождения мордвы в состав России уже отмечалось. Или я что-то путаю?

А.Л. – В 1985 году мы отмечали 500-летие добровольного вхождения мордвы в состав централизованного Российского государства. В 2012 году будет праздноваться 1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства. Как известно, 13 января соответствующий Указ подписал Президент РФ Дмитрий Медведев. Это будет событие общероссийского и даже международного уровня. Юбилейные праздничные мероприятия пройдут и у нас, и в Москве, и в других субъектах Российской Федерации. Например, уже в этом году Дни культуры Республики Мордовия состоятся в ряде регионов России, а в Саранске состоится V съезд мордовского народа. В следующем, 2010 году столица республики примет Конгресс-ассамблею народов Российской Федерации.



О сторонниках и противниках

- Добрый день, скажите, прежде чем было принято решение о создании единого литературного языка, проводился ли какой-нибудь опрос среди жителей Мордовии?

А.Л. – В конце двадцатых годов прошлого века, когда прозвучали первые предложения о создании единого мордовского языка, сторонников было значительно больше, нежели противников. В последнее время в адрес Главы республики поступает много обращений с пожеланиями сделать мордовские языки более доступными для изучения в условиях дисперсного расселения мордвы и создать единую литературную норму. Подобные мнения не раз приходилось слышать и мне лично.

М.М. – Здесь важно понять еще одно обстоятельство. Даже если проводить какой-то опрос, то как сопоставить мнения, например, языковеда и тракториста, который может быть прекрасным специалистом в своем деле, но ничего не понимает в вопросах языкознания. Человек, далекий от науки, может просто не осознавать необходимость создания единого литературного языка.

- Здравствуйте, хотелось бы знать, кого сейчас больше: сторонников или противников создания единого литературного мордовского языка?

А.Л. – Пока много сомневающихся. Поэтому я благодарен «Комсомольской правде», что она взяла на себя такую ответственность и организовала эту «прямую линию». Очень важно объяснить людям, что формирование единого мордовского литературного языка рассчитано не столько на тех, кто хорошо владеет эрзянским или мокшанским. Язык создается для тех, кто сейчас еще ходит в детский сад. А также для представителей мордовского народа, проживающих за пределами нашей республики. Единый литературный язык – это язык будущего. Но создавать его необходимо уже сейчас.

М.М. – Безусловно, у нас есть оппоненты, которые считают, что мордовскому народу не нужен единый литературный язык. Но следует отметить, что никаких разумных аргументов в защиту своей позиции они не приводят. Поэтому я не думаю, что эти люди как-то смогут помешать формированию единого языка. Языку невозможно помешать. Ведь его создают не политики, а языковеды и писатели, у которых обострено языковое чутье.

- А возможно ли создание единого мордовского литературного языка в современных условиях?

М.М. – Да, я считаю, что это вполне возможно. Я знаю многих лингвистов, в том числе из европейских стран, таких как Финляндия, которые уверены, что у мордовского народа есть все предпосылки для этого. И когда я говорю им, что сейчас мы собираемся создавать единый мордовский язык, они отвечают: «Странно, что только сейчас. Это нужно было сделать давно!». Кстати, еще в 1990 году эту мысль озвучили венгерские лингвисты на Конгрессе финно-угорских ученых. Опыт других народов показывает, что это можно и нужно делать. Например, в Эстонии единый литературный язык был создан на основе южно-эстонского и северно-эстонского литературных языков.

Приведу другой пример. Марийцы в 1995 году создали еще одну литературную норму на основе горно-марийского диалекта. До этого у них в качестве литературного языка использовалось луговое наречие. Сделано это было, прямо скажем, на эмоциях в начале 90-х годов прошлого столетия. Что вы думаете – сейчас марийцы уже жалеют, что пошли в 1995- м на поводу у собственных амбиций. Более того, сейчас они готовы вернуться к единой литературной норме, ибо только так возможно сохранение этноса.



Подготовили Наталья Пономарева Андрей Елистратов



ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Заслуженный артист России Николай ЧИНДЯЙКИН:

- Русский народ испокон веков считался самым гостеприимным и отзывчивым. И то, что в свое время мордва вошла в состав Российского государства, - большой плюс в первую очередь для самой мордвы. Потому что, если бы этого не произошло, я думаю, мокша и эрзя как народности могли бы просто исчезнуть с лица земли. А так вместе с русским народом мы смогли пережить все войны и нашествия, которые только были за эту долгую тысячу лет.

Что касается единого национального языка. У каждого народа должен быть литературный язык. В первую очередь он нужен для общения с другими народами. Взять, к примеру, Италию. Как мне известно, в этой стране очень много диалектов. И жители одного города могут не понимать речь жителей другого города, хотя язык считается одним и тем же. А вот для международного общения у них есть так называемый государственный язык, который знают все итальянцы без исключения. На этом же языке там печатаются все газеты и журналы, а также ведется вещание по телевидению. Думаю, что создание такого языка очень важно для любой национальности.









Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Танюш



Пост N: 184
Зарегистрирован: 16.04.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.12.09 00:28. Заголовок: Эрзянь нилькс пишет:..


Эрзянь нилькс пишет:

 цитата:
М.М. – Безусловно, у нас есть оппоненты, которые считают, что мордовскому народу не нужен единый литературный язык. Но следует отметить, что никаких разумных аргументов в защиту своей позиции они не приводят. Поэтому я не думаю, что эти люди как-то смогут помешать формированию единого языка. Языку невозможно помешать. Ведь его создают не политики, а языковеды и писатели, у которых обострено языковое чутье.



Столько уже аргументов было высказано, а Мосину всё мало!! Вот кто, действительно, не терпит противоположного мнения и не желает прислушаться. Однако, с языковым чутьем у него как раз и не всё благополучно!! Кстати, именно именитые писатели и выступают против ЕМЯ - А.М.Шаронов, А.М.Доронин, вот у них-то точно "обостренное языковое чутье"!!!

Спасибо: 0 
Профиль
Паол-маол



Пост N: 24
Зарегистрирован: 23.11.09
Откуда: Атиньбиё
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.12.09 02:30. Заголовок: Они у нас не трактор..


Они у нас не трактористы а языковеды, ученные! Однако почему эти ученные сравнивают как трактористы...Какие итальянцы? какие диалекты, они что подвержены ассимиляции, или 100% населения Италии говорит по-французски, забывая свой язык? какие финны и венгры, они даже не знают что на самом деле происходит, им скажут типа "И конечно же диаспоры за пределами Мордовии" и они думают что действительно, за пределами Мордовии находятся диаспоры где сотни а может и тысячи эрзян и мокшан, только и знают что разговаривают на родных языках и знаете ли не понимают друг друга....ух ты какая проблема -то...КАКАЯ ДИАСПОРА может где-то она и есть...у нас нет. Зато у армян есть - нации которой здесь отродясь не было, они и церковь свою построили и там собираются "поболтать" и обсудить дальнейшие планы. Татары арендуют крутые ночные клубы для татарских дискотек и встреч молодёжи. Национального самопознания у нас почти 0. Сотни тысяч эрзян не знают о происходящем и знать не хотят...Им по барабану что пишет Семен, Эрзянь нилькс , Анажов остальные участники Мелькужо, им неважны наши споры. Они считают что "В Мордовии живет мордва, разговаривает на мордовском языке, я па-мардовски плоха гаварю по етому не буду". При всем этом эти "ученные" чего-то мудрят....мудрить-то уж не над чем !? Даже марийцы здесь не подходят, потому что они мари, горные или луговые но все равно мари это их самоназвание. А мы ЭРЗЯ и МОКША - два народа, давно "выросших" из одного, не мордва мы. Даже финны по чему-то на курточках спортивных любят писать Suomi а не Finland Кто это язык изучать будет, наверное сами "языковеды"вместе с главой...


Спасибо: 0 
Профиль
Танюш



Пост N: 185
Зарегистрирован: 16.04.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.12.09 13:13. Заголовок: "Заслуженного ар..


"Заслуженного артиста России" Николая ЧИНДЯЙКИНа надо заставить выучить, ну и финнов с венграми подключить к этому процессу. Если им так по душе ЕМЯ, так почему бы им (финнам с венграми) не сделать его своим гос.языком?! Кстати, Чиндяйкину стыдно не знать, что язык его предков - древний красивейший язык, это не диалект в отличие от итальянских диалектов, вероятно, Чиндяйкин был двоишником в школе, раз не знает таких простейших вещей.

Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 1980
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.12.09 15:30. Заголовок: Танюш пишет: Никола..


Танюш пишет:

 цитата:
Николая ЧИНДЯЙКИНа



Он, скорее всего, не выучит ни эрзянского, ни ЕМЯского. Его используют как свадебного генерала на "мордовских" мероприятиях. А он, видимо, не понимает этого. Жаль.

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 1996
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.12.09 23:23. Заголовок: Новогодняя мордвиниз..


Новогодняя мордвинизация эрзян:

В новогоднем наряде Саранска появились этнические мотивы
26.12.2009, 17:36 (Новости)
Впервые за историю новогоднего убранства Саранска в городском пейзаже появились элементы национального стиля.

Как сообщили в Дирекции коммунального хозяйства и благоустройства, около музея им. Эрьзи установили два шестиметровых ветряка, расписанных мордовскими узорами. Совсем скоро рядом с ними расположатся двухметровые куклы в стилизованных национальных костюмах мордвина и мордовки.


"Столица С"

Добавить комментарий

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 2019
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.09 22:39. Заголовок: Зачем мокшане присва..


Зачем мокшане присваивают эрзянские песни?

Эх, запоемте-ка песню мордовскую

Лиссь те книгась Оренбургсо. Тиражозо 200 экз. Эйсэнзэ нота марто эрзянь ды мокшонь морот. Теезь эрявикс покш тев. Ансяк вана «мордвась» таго невтинзе сюронзо. Те валонть вельде човоряви весе, мезе превскак а саеви! Канды акандовикс зыян келень ванстомань-кастомань тевентень. Пусмосонть 84 морот. Эйстэст 24 эрзянь моротнень ловизь мокшонцекс. Те кода истя? Кие чумось, мекс истя лиссь, содык азё.


"ЭМ" 28.12.09

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 2020
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.09 22:45. Заголовок: НЕЧТО мордовское В ..


НЕЧТО мордовское

В Саранске с 28 по 31 октября прошло мероприятие, непонятное по сути, и загадочное по названию. По одной, «простонародной» версии - Съезд мордовского народа, по другой, «официальной», съезд межрегионального общественного движения мордовского народа. Предоставив восторженным делегатам, гостям и журналистам месяц для выплеска эмоций в адрес «великого действия», попытаемся разобраться в мордовском «театре абсурда».

Я не зря упомянул о двух версиях одного Съезда. Проанализировав околомордовские СМИ, можно сделать вывод о вопиющей юридической безграмотности «творческой и научной интеллигенции», коварном расчете строителей «мордовского народа». Именно из уст первых, где только можно, слышится о Съезде мордовского народа, тогда как второе понятие, понятие о съезде межрегионального движения, свели к минимуму. Кто думает, что «ЭТИ» съезды одно и тоже, глубоко ошибаются. С прискорбием, но придется «восторженную публику 5 Съезда мордовского народа» опустить, пока что, с небес на землю.

Как ни банально это звучит, юридического понятия (определения) Съезд мордовского народа не существует. Не существует и его юридический статус. По смыслу Федеральных Законов об общественных объединениях, о некоммерческих организациях, о политических партиях, съезд является высшим органом общественных объединений, перечисленных в статье 7 закона об общественных объединениях. Так вот НАРОД, как понятие общественного объединения, не существует. Упоминание о Съезде мордовского народа вы не найдете и в Конституции РМ. Он не является ни государственным органом, ни органом самоуправления, ни политической партией, общественным объединением, религиозной организацией, не является ничем. Сельское поселение с населением в 200 жителей, или общественная организация с 15 участниками, правомочнее почти миллионного съезда.

Так что же БЫЛО в Саранске 28-31 октября? Вероятнее всего, очередной съезд Межрегионального общественного движения мордовского народа. Но и здесь сталкиваемся с такой запутанной ситуацией, что, как говорится, без прокуратуры, да и без министерства юстиции, не разберешься.

Во-первых, съезд движения не может быть пятым, так как «проект устава», как и сама организация, был утвержден в 1999 году на «съезде мордовского народа» который и явился учредительным съездом Движения. После этого созывались еще два – в 2004 и 2009. Произведя несложные арифметические действия получаем - три. Если конечно была соблюдена процедура учреждения общественного объединения. В книге В.К. Абрамова «Мордовский народ от съезда к съезду» c редколлегией в составе Лузгина, Мосина, Цыпиной и Бакутовой опубликована повестка дня съезда мордовского народа 1999 года. В которой из 8 вопросов, вопрос об учреждении движения не стоит. Как можно учредить организацию не внеся в повестку съезда основного вопроса, остается загадкой.

Во-вторых, выше уже говорилось, что у съездовской мордвы туго с арифметикой. Взяв за основу итоги Всероссийской переписи населения 2002 года организаторы определили квоту представительства - один делегат от трех тысяч человек (282 делегата от 843350 человек). Вероятно, решили, что мордва бессмертна и, кроме того, не в состоянии рожать детей, что за семь лет численность её не изменилась.

Если данная ситуация законом не регламентируется и ее можно отнести на маразм организаторов, то другие аспекты делегирования во многом нарушают закон. В соответствии со ст. 3,4, 5,6 ФЗ «Об общественных объединениях» участие граждан в общественных организациях является правом, а не обязанностью. Граждане добровольно принимают участие в общественных объединениях. Организаторы, введя квотирование от общей численности, просто проигнорировали, не посчитали нужным знать мнение этого самого народа от которого они выступают, народа, который и не подозревал о своем участии в Движении. Организаторы не только нарушили федеральные законы, но и свой же Устав. Раздел 7 Устава Движения регламентирует права и обязанности его участников, где говориться: «участниками движения являются гражданами достигшие 18 летнего возраста, … активно принимающие участие в его деятельности. Граждане принимаются в движении на основании личного заявления на общем собрании отделения». Все ли 843350 «мордвы» соответствуют этим критериям? Есть ли у Мосина 843 тысячи письменных заявлений? Уверен, что ни только вся «мордва», но и делегаты не имеют представления о необходимости письменного оформления своего участие в движении.

В одном из своих выступлений Мосин заявил о нелегитимности эрзянского национального Конгресса. Хочется ему посоветовать вначале разобраться в собственном «царстве».

Коянонь Виряз,

По материалам газеты «Эрзянь вановкст»


"ЭМ" 28.12.09

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Терюшань Сергу



Пост N: 36
Зарегистрирован: 23.06.09
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.09 23:11. Заголовок: Тесэ цёрась видестэ ..


Тесэ цёрась видестэ мерсь, те сёрмадксонть седи ламо таркава эряви тонгомс интернэтсэ ды лият сермадомс тень кувалма..

Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 2022
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.09 23:18. Заголовок: Терюшань Сергу пишет..


Терюшань Сергу пишет:

 цитата:
Тесэ цёрась видестэ мерсь,



Окойники те цёранть пельде кармась неявомо эрзянь мель... Панжадо. Те паро.

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Терюшань Сергу



Пост N: 37
Зарегистрирован: 23.06.09
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.09 23:59. Заголовок: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ..


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ"


Статья 7. Организационно-правовые формы общественных объединений

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
общественная организация;
общественное движение;
общественный фонд;
общественное учреждение;
орган общественной самодеятельности;
политическая партия.




Так что же БЫЛО в Саранске 28-31 октября?

Самодеятельность мордовских чиновников!!!!!




Статья 5. Понятие общественного объединения

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели).
Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

Мордовский чиновник нарушил и это положение, заявив о всенародном мордовском съезде.


Спасибо: 0 
Профиль
Nilkss Eri
администратор




Пост N: 143
Зарегистрирован: 22.03.09
Откуда: Эрзянь Мастор, Пургаз
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.12.09 22:58. Заголовок: Терюшань Сергу пишет..


Терюшань Сергу пишет:

 цитата:
Мордовский чиновник нарушил и это положение, заявив о всенародном мордовском съезде.



Те виде!!

Эрзянь раськесь ванстови ансяк сестэ,зярдо эрзятне кармить эрямо эрзянь мельсэ. Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 2030
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.01.10 15:26. Заголовок: О "мордовском об..


О "мордовском общественном движении" и Эрзянь Инекужо.

Автор: Эрюш Вежай / Ерюшов Б.А.
Дата публикации: 03.05.2006
Язык статьи:



Обсуждение хода выполнения решений последнего съезда мокшанского и эрзянского народов - дело нужное. Прежде всего для того, чтобы посмотреть, не уклонился ли Исполком Совета от решения главной задачи, определённой всеми прошедшими съездами наших народов, от задачи спасения наших языков, культур и в целом самих народов от опасности исчезновения.



На мой взгляд, тенденция уклонения от этой задачи в деятельности Исполкома имеет место быть.



Исполком, являясь руководящим органом общественного движения возрождения эрзянского и мокшанского народов постепенно превращается в придаток государственных властных структур, всё меньше и меньше выражающий проблемы эрзянского и мокшанского народов.



Исполком проявлял и проявляет политическое безволие в решении проблемы возвращения эрзянского и мокшанского языков в детские дошкольные учреждения и в школы.



Исполком проявляет неспособность не только решать, но и ставить перед соответствующими госструктурами вопрос о теле- и радиовещании на эрзянском и мокшанском языках.



Исполком занимает молчалинскую позицию, молчаливо одобряя проводимую властью политику ликвидации национальных автономных округов.



Исполком за много лет своего существования оказался не способным создать собственную газету, собственный сайт в Интернете.



Исполком вместо того, чтобы оказывать помощь в создании всё большего количества эрзянских и мокшанских общественных организаций, стремится монополизировать право людей свободно объединяться для защиты своих законных прав и интересов. Это проявляется в попытках Исполкома построить подобие какой-то властной и подконтрольной вертикали «мордовских» организаций, которая, якобы, и должна одна в единственном роде выражать интересы эрзян и мокшан. Это либо ошибка, либо способ недопущения развития общественной самодеятельности наших народов. Эта «деятельность» Исполкома ведёт к такому положению, как, например, в Самарской области. По материалам печати, там проживает 1500 евреев и они имеют 15 общественных организаций, там же проживает почти 100 000 эрзян и мокшан, но имеется всего одна-единственная «Масторава». Подобная же ситуация и в других регионах проживания Эрзи и Мокши.



Исполком занял страусиную позицию при оценке катастрофического сокращения численности эрзянского и мокшанского народов в последние годы, не пытаясь анализировать её причины, и не вырабатывая предложений и мер по восстановлению численности наших народов.



При такой «бурной» работе и таких плачевных её результатах Исполком вдруг занялся контрольной и разоблачительной деятельностью.



Здесь имеется в виду Заявление Исполкома, опубликованное в правительственной печати в связи с проведением Эрзянь Инекужо - Эрзянского конгресса 16 апреля 2006 года. От этого Заявления, состряпанного в стиле «разоблачений» 37-го года веет холодом репрессий тех страшных для страны и народа лет. В нём пока ещё отсутствуют слова «враг народа». А всё остальное скопировано точно. Куда вы приплыли, господа исполкомцы?



Ни одна государственная структура, ни одна общественная организация ни одного народа официально не выступила против проведения эрзянского форума и не обливала политической грязью его организаторов. Только Исполком сподобился на сей «исторический документ», хотя Эрзянский конгресс проводился в соответствии с нормами, закреплёнными в законодательстве РФ.



Исполком вылил ушат политической грязи на лидеров эрзянского национального движения. Зачем?



Материалы Эрзянского конгресса дополняют решения совместных съездов эрзянского и мокшанского народов и выражают те особенности, которые характерны для современного положения и проблем витальности эрзянского народа.



Негоже Исполкому, органу одной общественной организации, принимать на себя и осуществлять цензорские функции над деятельностью другой общественной организации. Этой функции в Уставе Движения возрождения нет.



Вид городов, сёл, школ, учреждений, магазинов, СМИ и т.д. показывает: успехов в деятельности Исполкома в деле возрождения наших народов нет. Причина этого – в уклонении Исполкома от задачи возрождения Эрзя и Мокша народов.



Исполкому следовало бы заниматься не утопическими и абсурдными проектами создания новых языков, не контролем за деятельностью других организаций, а возвращением наших языков в жизнь, в СМИ, в деятельность государственных и общественных организаций, в «лицо» наших школ, учреждений, в «лицо» наших сёл и городов.



Создание самой широкой сети эрзянских и мокшанских культурно-просветительных организаций во всех местах компактного проживания наших народов позволило бы эффективнее добиваться реализации конституционных прав наших народов на жизнь и процветание в нашей многонациональной стране.







Председателю Исполкома Мосину М.В.



Настоящий текст прошу считать моим выступлением на сессии Совета возрождения эрзянского и мокшанского народов и приобщить его к документам сессии.




С уважением Эрюш Вежай/ Ерюшов Б.А.



Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 2042
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.01.10 17:09. Заголовок: Чем озабочена "м..


Чем озабочена "мордва"?

Мордвин-мокша П. Тултаев - глава АФУН:[/b]



О проблемах национального движения и новых объектах культуры, которые будут построены к празднованию 1000-летия единения мордвы с народами России, он рассказал ТАТЬЯНЕ МИХАЙЛОВОЙ.


Я давно работаю в национальном движении, проблемы финно-угров мне хорошо известны.

главное — не создавать в работе националистический крен!

мы формируем план работы на 2010 год, в котором предусмотрены фестивали народного творчества, ярмарки ремесел и традиционных промыслов, музейные выставки.


Решено освободить здание Республиканского краеведческого музея в пользу Трехсвятской церкви

в 2010 году проведем фестивали «Соотечественники», «Классика, браво!», «Декабрьские дивертисменты», «Новое кино России на земле Мордовии». Запланировано много выставок,

Возле памятника Дружбы народов будет создан историко-музейный комплекс, посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства.

проведем реконструкцию РДК и музыкального училища. новый корпус Пушкинской библиотеки.

Задуман проект «Всероссийские филармонические сезоны в Мордовии»

В новом году Дни Мордовии пройдут в девяти регионах — на Камчатке, Алтае, в Приморском крае…

нужно активно и грамотно использовать федеральную программу «Культура России».

Боль за свою родную культуру берет начало где-то на генном уровне.

Буду стараться, чтобы деятельность ассоциации приносила пользу не только Мордовии, но и всем родственным народам.


http://stolica-s.su/index.php?option=com_content&task=view&id=11934&Itemid=60

Эрзяне, делайте выводы сами, будет ли АФУН и этот "общественный" деятель заниматься сохранением Эрьзя народа, культуры и языка? На "крен"а ему проблемы какого-то "субэтноса" и "диалекта"?

О

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Танюш



Пост N: 245
Зарегистрирован: 16.04.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.01.10 22:33. Заголовок: Из интервью этого &#..


Из интервью этого "общественного крена" следует, что он будет заниматься продвижением российских=русских культурных программ, а все истинно национальное он отвергает, называя националистическим, закладывая тем самым негативное отношение к самой национальной идее.

Мордвин-мокша П. Тултаев - глава АФУН, пишет:

 цитата:
Боль за свою родную культуру берет начало где-то на генном уровне.



Интересно было бы узнать, П. Тултаев какую культуру считает родной? судя по этому изречению, он явно не русский, а исходя из смысла интервью - явно не мокшанин. Обычный среднестатистический российский иван непомнящий, а что он делает в АФУН в таком случае???


Спасибо: 0 
Профиль
chuvashon_erzja
администратор




Пост N: 867
Зарегистрирован: 15.11.06
Откуда: Россия
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.10 08:59. Заголовок: Танюш пишет: Интере..


Танюш пишет:

 цитата:
Интересно было бы узнать, П. Тултаев какую культуру считает родной? судя по этому изречению, он явно не русский, а исходя из смысла интервью - явно не мокшанин. Обычный среднестатистический российский иван непомнящий, а что он делает в АФУН в таком случае???



Мон неикшныя кода сон гармоньсэ моры, мезе ёвтан -парсте машты http://www.youtube.com/watch?v=m3qUqejQgho
Койсэм, а эряви капшемс газетэнь ловномодо мейле ломаньденть берянь валт сёрмалемс, эряви икеле эсинзэ марто кортамс.
Газетасо шайтан содасы мезде сёрмалейтне сёрмадыть ...
Кода меремс, бюрократиясь эрьва раськесэнть вийев(омбо енкссонть минектеяк вийев), сехс а эряви сеске весень бюрократиянь аппаратонть марто човорямс.
Сыресь Боляень пишет:

 цитата:
"...если невозможно бороться с процессом, нужно его возглавить".


Истяяк виде улемка, миньсь а капшитяно тевс кундамо, лиятне муивить...


 цитата:
Боль за свою родную культуру берет начало где-то на генном уровне.



Теньде эсинзэ эряви кевкстнемс, мезе ёвты...


Спасибо: 0 
Профиль
Сыресь Боляень
администратор




Пост N: 158
Зарегистрирован: 09.12.09
Откуда: Украина, Киев
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.10 10:15. Заголовок: Седи а беряньстэ......


Седи а беряньстэ....

Спасибо: 0 
Профиль
chuvashon_erzja
администратор




Пост N: 870
Зарегистрирован: 15.11.06
Откуда: Россия
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.10 16:30. Заголовок: Сыресь Боляень пишет..


Сыресь Боляень пишет:

 цитата:
Седи а беряньстэ....



Сыресь, паро улевель, зярдо тон теевлить невтькс мезень коряс(рузкс цитата) тень сёрмадык, моне эзь чаркодеве .


Спасибо: 0 
Профиль
Сыресь Боляень
администратор




Пост N: 175
Зарегистрирован: 09.12.09
Откуда: Украина, Киев
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.10 17:32. Заголовок: Седи а беряньстэ! - ..


Седи а беряньстэ! - Играет неплохо. Кунсолыя кода седи ды моры. Те Тултаевде...

Спасибо: 0 
Профиль
chuvashon_erzja
администратор




Пост N: 874
Зарегистрирован: 15.11.06
Откуда: Россия
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.10 17:50. Заголовок: Сыресь Боляень пишет..


Сыресь Боляень пишет:

 цитата:
Те Тултаевде...


Истя, монь эсинь колмо гармонень, монсь коли-коли озан, сайса гармоненть ды мелем витиса .
Церам прядсь муз.школа, сон парсте баянсо седи, гармоньсэяк парсте машты.
Монь улить шуянь, тулань ды тальянка гармонень. Ней вешнан новгородской гармонь, ули
бажамом тедидете сонзэ рамамс. Эрьва гармонесь эсинзэ вайгельсэ питней, чумом нолдык аламошкеде
офф топ ...

Спасибо: 0 
Профиль
Сыресь Боляень
администратор




Пост N: 177
Зарегистрирован: 09.12.09
Откуда: Украина, Киев
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.10 20:37. Заголовок: Монгак аламодо седяк..


Монгак аламодо седякшнан... Паро бу пурнавомс кодаяк
Паряк кизна... Мон паро ломань марто те сёксня вастовкшнынь. Туршатов Витя лемезэ. Чукалсо эри. Тергимим кизна ревень сывелень рестамо. Паряк вастовттано...

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 173 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 11
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет