On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Эрязо Эрзянь Масторось! Пингеде пингес эрязо! Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!Erzänj mel, erzänj kel, Erzänj Mastor! Ersän mieli, ersän kieli, ersän Maa! | Эрзя, муить ундоксот! Erzia, muit\' undoksot!

АвторСообщение
Эрий



Пост N: 58
Зарегистрирован: 24.06.09
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.10.09 23:03. Заголовок: ЭРЗЯ и "МОРДВА". Сравнительный анализ дел и помыслов.


ЭРЗЯ и "МОРДВА". Сравнительный анализ дел и помыслов.

Продолжим тему.

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 173 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]


Семен



Пост N: 1260
Зарегистрирован: 01.07.08
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.10.09 23:14. Заголовок: ИСТОКИ ЭТНОСА : ПОЯ..


ИСТОКИ ЭТНОСА :
ПОЯВЛЕНИЕ ДРЕВНЕМОРДОВСКИХ ПЛЕМЁН

Геродот — "отец истории" — описы-вает их:

«Андрофаги. «Среди всех племен самые дикие нравы у андрофагов. Они не зна-ют ни судов, ни законов и

являются кочевниками. Одежду носят подобную скифской, но язык у них осо-бый. Это единственное племя людоедов в той стране».

сайта Зубова Поляна click here

www.erzan.ru Спасибо: 0 
Профиль
profi



Пост N: 42
Зарегистрирован: 22.03.10
Откуда: казахстае, караганда
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.10 10:08. Заголовок: Семен пишет: «Андро..


Семен пишет:

 цитата:
«Андрофаги. «С


в названии есть 50 процентов
андр-ант-анты-известные всем племена
ро-ра-место нахождения племени -волга
фаги-это конкретно наименование племени-фряги или фризы-это племя на территории бельгии

Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 1775
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.10.09 18:28. Заголовок: Позиция ЭРЗИ и "..


Позиция ЭРЗИ и "мордвы" на прошлом съезде в 2004 году. На днях "мордва" проведет свой очередной съезд. Куда он поведёт "мордву"?

О съеде мордвинизаторов - 2004

Так можно назвать состоявшийся в ноябре 2004 года в г.Саранске 4-й мордовский съезд. Закрытость, кулуарность, эрзянофобия, замалчивание и обход проблем выживания эрзянского и мокшанского народов - такова была атмосфера этого мероприятия на фоне катастрофического сокращения численности двух финно-угорских народов за последние всего лишь десять лет. Эта атмосфера, созданная организаторами съезда, объяснима с точки зрения политической ситуации как в России в целом, так и в регионах. Политика, называемая «курсом укрепления вертикали власти», входит в противоречие с оставшимися от периода демократического всплеска формами выражения интересов народов в виде их съездов. Запретить, отказаться от их проведения пока нельзя. А если проводить, то надо дать их народу хоть что-то сказать. Осталось только взять под контроль это «что-то».

Мордовскому съезду (а он действительно был мордовским, а не эрзянским. Может мокшанским?) эта контрольная функция удалась замечательно. Список выступавших был утверждён заранее. Задача недопущения нежелательных «элементов» из числа эрзянских «раскольников» была воплощена в жизнь русскоговорящим президиумом. Этот съезд был самым «русскоговорящим» по ведению и выступлениям. Для тех, чьи выступления были «нежелательны», была заготовлена отговорка: «Вы записались позже других, можете выступить на какой-нибудь секции».

Чтобы не было «лишних проблем», его организаторы не выставили микрофон в зале. Он появился только на последнем заседании в третий день. Установка - исключить нежелательные выступления на пленарных заседаниях, была выполнена.

Самостоятельный выход к трибуне Эрзянь Инязора, Председателя Фонда спасения эрзянского языка Мусалёва Григория Дмитриевича (Кшуманцянь Пиргуж), его взволнованное обращение к залу и президиуму съезда, вызвало агрессивную реакцию его услужливой (или невежественной?) части, его нетерпимость выслушать иное, не совпадающее со сценарием мнение о положении Эрзя народа. Президиум съезда не остановил оскорбительные выкрики из зала. Подобное происходило и при оглашении мной итогов заседания Эрзянской межрегиональной секции. Когда я садился на своё место, сзади сидевший мокшанин (не думаю, что он представляет мокшанский народ) громко обозвал меня за моей спиной. Неужели и такие провокационные «заготовки» были у организаторов этого съезда?

Несмотря на желание «не пущать» независимо мыслящих, иначе оценивающих ситуацию, мордвинизаторам не удалось достичь в полной мере.

На съезде достаточно чётко проявились две группы делегатов, отличающихся как по политической позиции, так и по национальной самоидентификации. Это - эрзя и мордва.

Эрзяне, преодолевая организационное и психологическое давление, вновь нашли в себе смелость и волю создать дополнительную, независимую межрегиональную эрзянскую секцию, целью которой определили: оценка современного положения эрзянского народа и определение путей его выживания в условиях катастрофического сокращения его численности.

Несмотря на то, что состав делегатов основательно фильтровался чиновниками, выразили желание работать в составе ЭЭК (Эрьваёнксонь эрзянь куро - Межрегиональная эрзянская секция) 36 делегатов из 11 республик и областей. Этот список был представлен президиуму съезда с просьбой оказать секции помощь с помещением. На что г. Конаков, эрзя по происхождению, ответил: «Не будет у вас эрзянской секции, и не будет никакого помещения.»

Президиум съезда, отметив, что создание дополнительных объединений делегатов не противоречит демократическим нормам, всё-таки попытался не допустить работы ЭЭК. В помещении эрзянской секции было действительно отказано. Заседание секции прошло в тесном помещении Фонда спасения эрзянского языка.

Этот факт лишний раз подтверждает: власти Мордовии не желают конструктивно работать с оппозицией, а именно - с той частью эрзянского народа, которая не приемлет политику мордвинизации, которая любит и ценит своё историческое имя Эрзя, выступает за сохранение эрзянского языка, культуры, народа, которая не желает называться ни «мордвинами», ни «мордовцами», ни «мордва-эрзя», ни «мокшэрзя», которая настойчиво идентифицирует себя только как Эрзя, именем, которое дали нам предки тысячи лет назад. И это, не считаясь с прессингом «по всему полю», везде и всюду, включая настойчивые «рекомендации» во время переписи записываться только под псевдоэтнонимом (кличкой) - «мордва».

Вторая группа делегатов, большая по численности (на съезде), представляла группу мордва.

Идентифицируя себя этим псевдоэтнонимом, эта группа безоговорочно, автоматом, приняла сценарий заорганизованного съезда-совещания. Мордва практически без поправок голосовала за любое предложение или документ президиума даже тогда, когда название проекта документа не соответствовало названию съезда.

Председательствующий объяснил этот факт редакционной ошибкой. Но так ли это? Ведь это была основная резолюция съезда. Президиум проверил и убедился, в тумане эрзянофобии и укрепления единообразия мордва готова голосовать за любую бумагу сверху. Выражу опасение, что когда придёт депеша о ликвидации Мордовии, эта мордва также единогласно «голоснёт» и её.

О закрытости съезда от внешнего мира, финно-угорской общественности и прессы также нельзя не сказать. Весь финно-угорский мир на этом съезде представил В.Марков, председатель Консультативного Комитета финно-угорских народов. Его посадили в заднем ряду президиума и дали выступить с приветствием. Он тоже не заметил опасности уничтожения нашего народа. Говорил о вещах «глобального масштаба».

Эрзянофобия была лейтмотивом многих мордовских выступлений (на русском языке, «чтобы все понимали», где и кто сейчас главный враг).

Независимую, существующую только на весьма и весьма скромные общественные средства газету эрзян «Эрзянь Мастор», её редактора Е.Четвергова, взвалившего на свои плечи титаническую работу по просвещению родного народа, не пинал только самый ленивый делегат-мордвин.

Почему-то больше всех «Эрзянь Мастор» и Е.Четвергов мешают даже не М.Мосину, которого «ЭМ» действительно часто и жёстко критикует, а М.Безаеву - главному мордовцу из Нижегородской области. Ещё ему мешает подвижник, настоящий герой современной эрзянской истории Аношонь Тумай (Аношкин Николай Иванович),создатель единственного в мире Музея эрзянской культуры в г.Лукоянове Нижегородской области.

Особенно отличились на этом съезде правоохранительные органы. Они оградили съезд от террористов, попутно арестовали и оградили делегатов от плакатов, подготовленных Эрзянской межрегиональной секцией ( а именно - Руслан Моро, Юлия Игошева и др.), на которых были написаны такие «опасные» слова, как: «Поддерживаем Указ (Главы Мордовии) об изучении эрзянского и мокшанского языков в школах»; «Восстановить национальные программы «Сияжар»; «Глубокое изучение эрзянского и мокшанского языков - в школы»; «Нас стало меньше на 350000!». Вот от каких «крамольных» мыслей эрзян «охраняли» государственные «силовики» делегатов-мордовцев, чиновников, уважаемого Николая Меркушкина, не менее уважаемых Михаила Мосина и Валерия Маркова, от которых-то и зависит, будет ли жив эрзянский язык и эрзянский народ.

Чем эти плакаты были опасны для организаторов съезда, для общественности? Неужели уже и выставление таких плакатов на съезде подрывает «вертикаль власти»?

Однако, пренебрегая преградами, Эрзянская межрегиональная секция - Эрьваёнксонь эрзянь куро (ЭЭК) всё-таки приняла две резолюции: «О нарушении прав эрзянского народа на 4-м мордовском съезде...» и «О 4-м мордовском съезде и Конгрессе эрзянского народа».

В первый ЭЭК обращает внимание организаторов съезда и эрзянской общественности на нарушение пропорциональности представительства эрзян как в составе делегатов съезда, так и выборных органов.

Во второй - констатирует, что при подобном не конструктивном подходе эрзяне далее не могут связывать судьбу своего народа только с «мордовскими» съездами». Настало время для созыва форума эрзянского народа, на котором бы были обсуждены причины катастрофического сокращения его численности и выработаны пути устранения угрозы его полного уничтожения.


Эрюш Вежай, эрзянь чиряз.

2005 ие, якшамков, 10 чи


Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Семен



Пост N: 1286
Зарегистрирован: 01.07.08
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.10.09 18:45. Заголовок: Смогут ли делегаты с..


Смогут ли делегаты съезда во время праздников и веселья, между съездами финно-угров, осознать, что «потешный мордовский исполком», а равно и сам съезд, это не часть веселого мероприятия, а «инструмент» антигосударственного процесса, с помощью которого «мордовцы» намерены отнять гражданские права россиян????

www.erzan.ru Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 1777
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.10.09 23:07. Заголовок: Семен пишет: Смогут..


Семен пишет:

 цитата:
Смогут ли делегаты съезда во время праздников и веселья, между съездами финно-угров, осознать, что «потешный мордовский исполком», а равно и сам съезд, это не часть веселого мероприятия, а «инструмент» антигосударственного процесса



Очень сомневаюсь.

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 1778
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.10.09 13:38. Заголовок: Позиция эрзянина: Т..


Позиция эрзянина:

Трубадуры ложного языка (ТЛЯ)


В настоящее время мордвинисты с подачи чиновников РМ немало говорят и пишут о создании единого мордовского литературного языка (ЕМЯ) на основе пока ещё живых действующих эрзянского и мокшанского языков.

Вопрос о создании ЕМЯ, как думается, будет рассматриваться на съезде представителей «мордовского» народа в ближайшее время. Его создание поручено группе лингвистов-мордвинистов, которые обещают язык—суррогат сотворить за 8 лет, к 2017 году.

Я считаю эту затею аферой. Ничего путного у мордвинстов не получится, ибо для создания полноценного единого мордовского языка (ЕМЯ) нет у них никаких предпосылок, а именно: отсутствует единый мордовский словарь (ЕМС), нет теоретической, научной базы. Научной основой служила версия Бубриха в мордовском варианте, которая после выхода в свет версии по «словарю В.Даля» (автор К.Прокаев) («ЭМ» за 2000-2009 гг. и 2-й том «Энциклопедии Мордовия», 2004) потерпела фиаско. Авторы энциклопедии Мордовия поступили честно, не поставив рядом с термином «Mordens» русское слово «мордва», ибо эти понятия не идентичны и по времени—VI в. «Mordens», XII в. – «мордва», и по транскрипции – mordens-mordva. Мордвинисты до сих пор утверждают, что русское слово «мордва» происходит якобы от иранского «мард» - «человек», «самец».

Версия же по «словарю В.Даля» более достоверно, ибо в ней русское бранное слово «морда» и немецкое слово «morden» строго идентичны с готским словом «Mordens», как по времени (VII в.) так и по транскрипции: морда-мордас, morden-mordens.

Этой версией нам удалось доказать, что термин «мордва» - не этноним, а псевдоэтноним, прозвище эрзя и мокша народов, ибо русское слово «мордва» происходит от бранного слова «морда» и поэтому оно не может служить именем для эрзи (самоназвание) и Мокши (самоназвание народов). Кличку «мордва», угнетающую душу двух древних народов – Эрзю и Мокшу – необходимо сбросить и называться своими именами: эрзя-эрзянка, мокша-мокшанка. Только таким путем можно спасти эти народы и саму Республику Мордовия. С обретением национальных имен в паспортах народы Эрзя и Мокша без всякого сомнения численно будет увеличиваться. Авторы ЕМЯ хотят продлить время, в котором свободолюбивые, гордые Эрзя и Мокша народы себя чувствовали бы не хозяевами на своей земле, а изгоями, субэтносами – людьми второго сорта.

Авторы ЕМЯ языка—мордовские трубадуры 21 века. Если средневековые французские трубадуры – поэты, певцы –прославляли своих героев, писали возвышенные стихи, то мордовские авторы—трубадуры лживого языка (ТЛЯ). Они прославляют ЕМЯ, которого не признают Эрзя и Мокша народы и не позволят им уничтожить язык, благодаря которому создан великий эпос «Масторава» (автор А.Шаронов).

Мы повторяем и требуем:

- немедленно прекратить пропаганду превосходства мордовского несуществующего ЕМЯ над родным эрзянским языком!

(см.газ. «ЭМ», 20.08.09.)


Константин Прокаев, г.Никольск Пензенской обл.


Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
profi



Пост N: 73
Зарегистрирован: 22.03.10
Откуда: казахстае, караганда
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.04.10 14:53. Заголовок: Эрзянь нилькс пишет:..


Эрзянь нилькс пишет:

 цитата:
ы повторяем и требуем:

- немедленно прекратить пропаганду превосходства мордовского несуществующего ЕМЯ над родным эрзянским языком!



Я конечно не имею голоса,так как живу в другой стране,но почему власти против этого на мой взгляд рационального подхода к проблеме
языка
Кому от того ,что эрзянский и мокшанский язык будут самостоятельно развиваться будет плохо.
Переход на емя-это лишнее звено в государстве,а самое главное -этот выдуманный язык принесет вред всем
чиновникам потеря денег,эрзянам и мокшанам потеря суверенитета друг от друга и обидет наших предков,так как приняв язык емя,произойдет отказ от языка наших отцов
Я предлагаю опросит всех эрзян и мокшан с целью на развитие языков из налоговых отчислений на культуру
Например каждый россиянин платит налоги .1 процент от этого налога тратится на культуру.
эрзянин ,мокшанин,русский-подписывается что эта часть налога отправляется на счет развития эрзянской,мокшанской и русской культуры соответсвенно
Это кардинально изменить положение дел
Если мокшане не наберут денег на развитие своей культуры-то это означает что язык этот никому не нужен
Аналогично и с другими языками народов России


Спасибо: 0 
Профиль
Семен



Пост N: 1288
Зарегистрирован: 01.07.08
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.10.09 18:34. Заголовок: Кличку «мордва», уг..


Кличку «мордва», угнетающую душу двух древних народов – Эрзю и Мокшу – необходимо сбросить и называться своими именами: эрзя-эрзянка, мокша-мокшанка. Только таким путем можно спасти эти народы и саму Республику Мордовия.

Истя!

www.erzan.ru Спасибо: 0 
Профиль
Onta



Пост N: 1
Зарегистрирован: 09.09.09
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.10.09 09:44. Заголовок: Дело не в том как пр..


Дело не в том как прозвали Нас, а в том как мы себя поставили в данной ситуации!!!

Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 1800
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.10.09 14:59. Заголовок: Onta пишет: Нас, а ..


Onta пишет:

 цитата:
Нас, а в том как мы себя поставили в данной ситуации!!!



Верно. Раб соглашается с кличкой. Свободный человек с кличкой не соглашается и реагирует на это.

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 1808
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.10.09 23:07. Заголовок: Можно сравнить оценки мордовского съезда и эрзянского конгресса.


Можно сравнить оценки мордовского съезда и эрзянского конгресса.


В Саранске завершил работу Съезд мордовского народа
By MariUver
Вчера в столице Мордовии завершил свою работу V съезд мордовского (мокшанского и эрзянского) народа, открывшийся 28 октября. В работе съезда принимали участие 310 делегатов и свыше сотни почетных гостей из 23 регионов России.

В первой половине дня в рамках работы тематических секций делегаты съезда обсуждали вопросы национального образования и культуры, развития книгоиздания и средств массовой информации, взаимодействия общественных организаций и властных структур в развитии мордовского этноса, сохранения языка, этнокультурных ценностей и формирования национального самосознания, гармонизации межнациональных отношений.

По итогам работы межрегионального форума принята резолюция, в которой отражены основные направления работы по укреплению и развитию мордовской самобытности.

Завершился съезд фольклорно-этнографическим фестивалем «Зов Масторавы».

Источник: Столица С


Всё прекрасно у мордвы! Проблем нет.

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 1810
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.11.09 12:43. Заголовок: Мордволлион: чиновни..


Мордволлион: чиновники хотят вернуть мордву в число миллионных народов
Как сообщил 28 октября газете "Известия Мордовии" Председатель госкомитета по национальной политике Республики Мордовия Александ Лузгин, при проведении Всероссийской переписи населения в 2013 году он ожидает возвращение мордовского народа в статус миллионного этноса.

По мнению господина Лузгина резкой витализации мордовского этноса будет способствовать работа мордовских общественных организаций, например, Съезда мордовского (мокшанского и эрзянского) народа и властных структур республики. В частности, уже начата работа с национальными диаспорами и подготовка для нее кадров национальной интеллигенции.

"Другой задачей станет повсеместное использование новейших технологий в работе по сохранению традиционного языка и культуры. Это должно включать внедрение дистанционного обучения и мультимедийных проектов в Мордовии и регионах с компактным проживанием мордвы. Традиции должны идти рука об руку с современностью", - отметил господин Лузгин.

Однако на пути строительства единой мордовской нации стоит не проблема внедрения высоких технологий, а непристижность мордовской идентичности в глазах городского населения, наличие радикальной эрзянской национальной оппозиции, не хотящей становится мордвой, и экономически мотивированная миграция за пределы зон расселения эрзян и мокшан.

Кроме того, мордва - лидер ассимиляционных процессов в Европе. Так, за период с последней Всесоюзной переписи 1989 года до первой Всероссийской в 2002 году этнос уменьшился с 1 млн. представителей до 840 тыс. человек.

Каким образом, кроме административного принуждения, можно будет собрать миллион мордвы в 2013 году - пока неизвестно.

Напомним, ранее планировалось провести очередную Всероссийскую перепись населения в 2010 году, но из-за экономического кризиса федеральные власти приняли решение отложить глобальное исследование на 3 года. Эксперты либерально-оппозиционного толка связывали перенос сроков с нежеланием властей публиковать реальные данные о социально-экономическом положении страны. Русские националисты считают, что решение продиктовано резким вымиранием русского населения, которое власти не хотят обнародовать.

Источник: Kominarod.Org

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Семен



Пост N: 1311
Зарегистрирован: 01.07.08
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.11.09 13:09. Заголовок: Технологии производ..



Технологии производства мордвинов click here

www.erzan.ru Спасибо: 0 
Профиль
Nilkss Eri
администратор




Пост N: 109
Зарегистрирован: 22.03.09
Откуда: Эрзянь Мастор, Пургаз
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.11.09 21:31. Заголовок: Семен пишет: Технол..


Семен пишет:

 цитата:
Технологии производства мордвинов click here



Виде.

Эрзянь раськесь ванстови ансяк сестэ,зярдо эрзятне кармить эрямо эрзянь мельсэ. Спасибо: 0 
Профиль
Семен



Пост N: 1365
Зарегистрирован: 01.07.08
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.11.09 10:39. Заголовок: Мордва или Мартихор ..


Мордва или Мартихор

Чешским профессором В. Томашеком была предложена трактовка слова «мордва» и он выводил ее этнонима «мордва», который, по его мнению, состоит из двух частей – mord (человек) и xwa (от компонента «ва», означающего «пожирающий»).

Так возник этноним mordxwa (мордва), обозначающий человек — пожирающий, то есть, человек – людоед.

Эту расшифровку поддержал финский языковед, фольклорист Х.Паасонен подтвердивший ее поздними ссылками о дикости и людоедстве мордвы. Данную теорию разделял и академик А.Шахматов.

Конечно же, такая теория происхождения мордвы из ужасного зверя мартихор не устраивала многих, в следствии чего теорию раскритиковали.

Между тем эрзянский язык так же раскрывает значение слова «морд», мор- яд, от сюда же происходит и почти русское слово «смерть». Про эпидемию уносящую жизни людей эрзяне говорили,- сы мор (приходит смерть). Мор (яд) во множественном числе будет звучать МОРТ. Таким образом, словом "мор", эрзяне обозначали и многие эпидемические смертельные болезни, и собственно массовые убийства (морить). Есть и аналог и у германцев Mord,- то есть убийство, при том словарь профессора Герхарда Кеблера уточняет: Mord – умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах. В языке фарси (Иран) и его диалектах фонетически наиболее близким словом к этнониму мордва есть слово морде (диалектн. мерде), морден с семантическими значениями «мертвец», «умирать». Очень забавный фрагмент из словаря Фасмера: «мордва́ -- ругательство по отношению к евреям и детям (Добровольский) -- распространено вплоть до Смоленска, где слово мордва́н употребляется также в знач. "проказник".

Созвучно и с франц. mordache "зажим", Les mordants кусающиеся, лат. mordaх "кусающийся", англ. Murders убийства.

Русские слова, «морда», «мордовать», вышедшее из употребления «смерд», так же несут негативный характер и собственно не дают мордовскому народу повод для гордости.



Именно это стало поводом для мордовских лжеисториков отправиться в поиски значения корня «морд» по всему миру, чтоб спрятать истину. Историки забыли, что про мордву сообщали западноевропейские источники и именно там нужно искать значение слова, а так же в народах, которые соседствовали с мордвой и таким народом были эрзяне, но мордовских историков занесло в иранские языки. В прочем из иранских языков, значение «морденс», пришлось притягивать «за уши». К месту будет подмечено у эрзян был запрет на вступление в брак с мордовой. Вот такой «родной» и близкий народ мордва и эрзя.

Время рассказать читателю о западноевропейских источниках и приведем сообщение Юлиана, (13 в.), в котором рассказывается о мордве и его нравах: «Мордвины- язычники и до того жестоки, что у них считается не годным тот, кто не убил много людей. Если кто-нибудь у них идет по дороге, несут перед ним головы всех людей, убитых им, и чем больше голов, тем лучше он сам. Из черепов делают чаши и охотно пьют из них. Жениться тому нельзя, кто не убил человека», ставит собственно точку на этом вопросе подтверждая жестокие нравы этого народа.

Между тем глава Республики Мордовия Н.Меркушкин и его команда активно культивируют возрождение мордовского народа. Неужели мордовская власть решила возродить былую «славу» мордвы и использовать, в том числе тотем мордхва или мартихор», это же тогда, в какое время занесет Россию?

Мартихор – вымышленное сверхъестественное существо, символизирующее чуму. На символику чумы указывала красная семантика. Плиний Старший сообщает, что, согласно Ктесию, врачу Артаксеркса II Мнемона, в краю эфиопов «живет зверь, которого они именуют мантихор; у него три ряда зубов, они, смыкаясь, заходят один за другой, подобно зубьям гребня; лицо и уши у него человеческие, глаза кроваво-красные, туловище, как у льва, и хвост, заканчивающийся жалом, как хвост скорпиона; голос его напоминает пение флейты и трубы, звучащих одновременно; он весьма проворен и пожирает мясо всех прочих тварей».
Флобер развил это описание, введя в оборот слово «мартихор», на последних страницах «Искушения святого Антония»: «Мартихор – гигантский красный лев с человечьим лицом и тремя рядами зубов... Мартихор прыщет во все стороны иглами из своего хвоста, как стрелами. Капли крови сыплются градом на листву деревьев».
Мартихор изрыгал чуму из пасти, другим способном поразить болезнью служили дротики хвоста – таким образом мартихор губил целые армии, если они пытались продвигаться в пустыню.
Источ.: Борхес Х. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.
Семен Кузьмин


www.erzan.ru Спасибо: 0 
Профиль
Вячеслав



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.11.09 14:07. Заголовок: Ну какой еще компоне..


Ну какой еще компонент "ва" -пожирающий?. "Ва" это же собирательное, "трава,татарва,литва,мордва".
А слово мор как яд,чума,эпидемия в эрзянский пришло из русского. Мор — божество смерти в Древнем Риме. Так что это слово пришло к нам еще с древнего рима.

Спасибо: 0 
Семен



Пост N: 1368
Зарегистрирован: 01.07.08
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.11.09 15:44. Заголовок: Вячеслав пишет: Ну ..


Вячеслав пишет:

 цитата:
Ну какой еще компонент "ва" -пожирающий?. "Ва" это же собирательное, "трава,татарва,литва,мордва".
А слово мор как яд,чума,эпидемия в эрзянский пришло из русского. Мор — божество смерти в Древнем Риме. Так что это слово пришло к нам еще с древнего рима



Так это к мордве от русов пришло и из Рима, а вот у эрзян это было раньше чем в Древнем Риме. Отсюда выводы.
Что касаемо "ВА" так это опять же касается мордвы.

МАРИХОР -сташный зверь

У эрзян АВА (женщина) в ед. числе АВАТ -мн. число.

www.erzan.ru Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 1867
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.11.09 23:17. Заголовок: МОРДВА ПРОВЕЛА СВОЙ ..


МОРДВА в октябре 2009 года ПРОВЕЛА СВОЙ СЪЕЗД. До сих пор нет в СМИ ни принятых "мордвой" документов, ни откликов представителей "мордовского" народа о своём съезде.

Наконец, "Эрзянь Мастор" опубликовала отзыв эрзянина Николая Аношкина об этом съезде. Предлагаем его вниманию посетителей Эрзянь Мелькужо:


ХРЕБЕТ МОРДОВСКОГО ПРЕВОСХОДСТВА

Будучи делегатом предыдущих съездов, ехал на 5-й мордовский без особого оптимизма. Как организатор III-го эрзянского Конгресса в Лукоянове предполагал, да так оно и оказалась, к моей персоне будет проявлено особое внимание. Но зря опасались организаторы: на этот раз оппозиции инакомыслящих участников не оказалось. И съезд шёл как партийное собрание. Третий эрзянский Конгресс делегатов на съезд не выбирал, ограничился наблюдателями. По приезду в Саранск, мною председателю Государственного комитета Республика Мордовия по национальной политике Лузгину А.С было вручено несколько экземпляров брошюры с материалами III Конгресса эрзян. Попросил его с данными документами Конгресса ознакомить Президиум мордовского съезда. Выразил ему свою озабоченность по поводу единого мордовского языка. Министр заверил, что вопрос ЕМЯ на съезде рассматриваться не будет. Действительно, на торжественном открытии съезда Глава Республика Николай Меркушкин сказал следующее: « … это дело научных конференций и времени». И всё же не удержался, попросил съезд поднять руки, кто поддерживает идею создания единого мордовского языка. Больше половины зала дружно подняла руки, Глава заулыбался. Перед съездом властью проделана большая пропагандистская работа по «промыванию» мозгов. Об этом вещает обилие печатной продукции: «Все мы—Россия. 1000 лет вместе», «Любимая Русь и Мордва», «Вернуть мордве статус миллионного народа», «Мы—Мордва», также культурные программы. Неинформированность большинства сидящих в зале была налицо. При такой аудитории съезду можно принять что угодно! Уверен, если возникнет вопрос об упразднении Республики и Глава даст команду, все проголосуют «за».

Второй день съезда—это работа секций. С 13.00— отчёт руководителей секций. Прошли без запинки. Особенно ратовал за мордву профессор-историк Владимир Абрамов, призвал в 2013 году при переписи населения России всем записаться мордвином или мордовкой. При работе секций были и здравые выступления, к примеру, профессора Дмитрия Цыганкина: «...эрзянский и мокшанский языки загнаны в угол и они становятся не востребованными молодежью. Уже же вижу выхода из этого тупика». Большому моему удовлетворению, профессор Осип Поляков повторил при отчёте мои слова: «Язык народа—от бога. Что от бога—то свято. Храни язык как себя!» Но, увы, мордовские власти думают иначе. Если не волоком, то катом хотят сотворить единый мертворожденный язык и этим погубить два, пока, живых. Капкан захлопнется. Навсегда. Поэтому подвергаются гонениям те, кто не вписывается в их политику, кто против ликвидации народ Эрзя и приватизации его богатой героической истории. Только этим можно объяснить новое низложение автора поэтического произведения эпоса «Масторава» Александры Шаронова. Новое издание «Масторавы», даже в подарочном варианте, но под другими именами, в ряд почета его не поставит. Состоялась помпезная презентация «книги-книг», как назвал ее Глава республики, хотя он вряд ли её прочитал. И не стоит читать, ибо в ней изобилие грамматических ошибок с первых строк.

Президиум съезда, к горечи нашей, не обмолвился даже добрым словом в адрес движения «Масторава, которому исполнилось в этом году 20 лет. В состав Совета съезда из 57 человек, не ввели троих ветеранов, уважаемых далеко за пределами Мордовии, тех, кто начинал эрзянское возрождение—Александа Шаронова, Григория Мусалева, Евгения Четвергова. Председательствующий Валентин Конаков резко оборвал моё предложение, продемонстрировал жёсткость и неуважение к инакомыслящим. Мордовский хребет превосходства не прошибешь, он закостенел.

Николай Аношкин, делегат 5-го мордовского съезда, директор музея эрзянской культуры

От редакции. Почему-то автор не отметил такую "мелочь". Когда выдвигали кандидатов в состав Совета, Григорий Мусалев, председатель Фонда спасения эрзянского языка, находился в тюремной камере. Это беззаконние было совершено, конечно же, не без подсказки отдельных членов мордовского президиума.




Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 1868
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.11.09 23:22. Заголовок: Эрзянь нилькс пишет:..


Эрзянь нилькс пишет:

 цитата:
Выразил ему свою озабоченность по поводу единого мордовского языка. Министр заверил, что вопрос ЕМЯ на съезде рассматриваться не будет. Действительно, на торжественном открытии съезда Глава Республика Николай Меркушкин сказал следующее: « … это дело научных конференций и времени». И всё же не удержался, попросил съезд поднять руки, кто поддерживает идею создания единого мордовского языка. Больше половины зала дружно подняла руки, Глава заулыбался.



Эта половина зала проголосует даже за переход Мордовии на китайский язык. Если Меркушкин скажет.
Это послужит ему для дальнейшего проталкивания своей маразматической идеи ЕМЯ.

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 1879
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.11.09 15:06. Заголовок: ПОЗИЦИЯ МОРДВЫ ПО ОТ..


ПОЗИЦИЯ МОРДВЫ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЕМЯ, ИНСТРУМЕНТУ УНИЧТОЖЕНИЯ ЭРЗЯНСКОГО НАРОДА И ЯЗЫКА:

"на открытии съезда Глава Республика Николай Меркушкин сказал следующее: « … это дело научных конференций и времени». И всё же не удержался, попросил съезд поднять руки, кто поддерживает идею создания единого мордовского языка. Больше половины зала дружно подняла руки, Глава заулыбался." Из статьи Н. Аношкина в газете "Эрзянь Мастор"

Наверное, также улыбался и создатель гильотины, и также улыбались и те кто расстреливал профессора А.Рябова...
5-й мордовский съезд очень хорошо показывает, до какого уровня маргинальности, т.е. беспамятства, может и способна власть довести собственный народ. Сначала до "добровольного" отказа от своего имени в пользу клички, а потом и от родного языка в пользу любого другого, даже абсолютно абсурдного.
Даже после гипноза человек помнит своё имя. А вот после мордвинизации, оказывается, человек ничего не помнит, ни имени, ни истории, ни языка, ни заветов предков хранить своё имя и язык...


Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 1886
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.11.09 21:28. Заголовок: Приоритеты творчеств..


Приоритеты творчества мордовских народных писателей:

Народный писатель Мордовии Михаил Петров отметил 85-летний юбилей
Народному писателю Мордовии Михаилу Петрову исполнилось 85 лет. Он написал повесть "А было так…", посвященную послевоенной жизни мордовского села. Широко известны его исторические романы о полководце Румянцеве-Задунайском и адмирале Ушакове.
РИА "Инфо-РМ"


Русские полководцы Румянцев-Задунайский и Ушаков - национальные герои мордовского народа?
Интересно, писателем какого народа Мордовии является "народный писатель Михаил Петров"?

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 1901
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.12.09 23:21. Заголовок: Согласно выводам МОР..


Согласно выводам МОРДОВСКИХ языковедов, якобы на рубеже 1 тысячелетия до н.э. существовал "общемордовский" язык.
Из которого, якобы, затем возникли эрзянский и мокшанский языки. Именно этот тезис позволил им сделать маразматический вывод о необходимости сейчас из эрзянского и мокшанского слепить ЕМЯ.

Есть другая, замалчиваемая мордвой версия, а именно:

1. В указанное время существовал ЭРЗЯНСКИЙ язык того времени.
2. В результате длительного (500-600 лет) нахождения южной части эрзян под влиянием тюркских языков Хазарского каганата образовался из ЭРЗЯНСКОГО, сначала как диалект ЭРЗЯНСКОГО, мокшанский диалект, который в настоящее время стал самостоятельным языком нового народа МОКША.

Как участники форума оценивают эту НЕМОРДОВСКУЮ версию?


Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Танюш



Пост N: 151
Зарегистрирован: 16.04.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.12.09 00:02. Заголовок: Эрзянь нилькс пишет:..


Эрзянь нилькс пишет:

 цитата:
В результате длительного (500-600 лет) нахождения южной части эрзян под влиянием тюркских языков Хазарского каганата образовался из ЭРЗЯНСКОГО, сначала как диалект ЭРЗЯНСКОГО, мокшанский диалект, который в настоящее время стал самостоятельным языком нового народа МОКША.



И всё-таки мне кажется, что мокшане - это совершенно другой народ, отличный от нас - эрзян, уж слишком разные образы жизни у этих народов. А после прочтения статьи-отчета Звездина, в которой он дал развернутую характеристику и эрзян, и мокшан, у меня и сомнений никаких не осталось.
У меня создалось мнение, что мокшане просто напросто переняли у эрзян язык, обычаи и даже эрзянских Богов, и происходил этот процесс особенно активно в последнее 100-летие.

Спасибо: 0 
Профиль
Семен



Пост N: 1460
Зарегистрирован: 01.07.08
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.12.09 00:13. Заголовок: Танюш пишет: переня..


Танюш пишет:

 цитата:
переняли у эрзян язык, обычаи и даже эрзянских Богов




Тут вопрос, переняли ли? Думаю нет. Об этом написали только в книгах. на самом деле мордва не понимает сути эрзянской веры.
наглядное доказательство тому черный мордовский эпос с Богом-САТАНОЙ.

www.erzan.ru Спасибо: 0 
Профиль
Танюш



Пост N: 152
Зарегистрирован: 16.04.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.12.09 01:00. Заголовок: Мокшане переняли тол..


Мокшане переняли только названия, только то, что на поверхности. Я общалась с ними на мокшанском форуме, они никак не могли в толк взять, что АВА - это в первую очередь МАТЬ, и только потом женщина, я билась-билась, пыталась им это объяснить, но они наотрез отказались это понимать. Да и Веру нашу они считают языческой.
Так что, действительно, мокшане не чувствуют, Семен пишет:

 цитата:
не понимает сути эрзянской веры



Могу это подтвердить.


Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 1905
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.12.09 21:33. Заголовок: Семен пишет: нагляд..


Семен пишет:

 цитата:
наглядное доказательство



И неучастие мордвы в Раськень Озкс, попытки сорвать его спомощью РПЦ, власти и "Единой России".

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Семен



Пост N: 1458
Зарегистрирован: 01.07.08
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.12.09 23:33. Заголовок: О..


О ПРОИСХОЖДЕНИЕ МОРДВЫ-МОКШИ

Первое письменное свидетельство с упоминанием о мордве датируется VI в. и встречается в труде византийского епископа Иордана “Готика”. Нам известно, что это - время великого переселения народов, (условное название совокупности этнических перемещений в Европе 4—7 вв.), когда на исторической арене появляются гунны. Двинувшись с Приуралья, они около 370 перешли Волгу и затем вместе с покорёнными ими аланами обрушились на готов, занимавших Северное Причерноморье.
Гунны (греч. Hunnoi, лат. Chunni, Hunni) - кочевой народ, сложившийся во 2— 4 вв. в Приуралье из тюркоязычных хунну. Те, в свою очередь, кочевой народ, сложившийся в Центральной Азии в начале 1-го тыс. до н. э. из монголоидных аборигенов и европеоидных выходцев из Северного Китая, прикочевавших во 2 в. из Центральной Азии (БСЭ).
Гунны мн. 1) Кочевые племена, сложившиеся во II-IV вв. в Приуралье из тюркоязычных хунну и местных угров и сарматов. 2) Представители этих племен. 3) перен. Жестокие, невежественные люди. (Автор Т. Ф. Ефремова).
Таким образом, первое упоминание о «морденс» совпадает с гуннским нашествием и появлением на берегах Волги тюрко-язычных народов с монгольскими чертами народа. В том, что мордва-мокша имела и имеет монгольские черты - в этом нет ни какого сомнения. «По своему антропологическому облику древние финно - угры принадлежали к уральской расе. В процессе продвижения в западном направлении и смешивании с европеоидным населением они в разной степени европеизировались» (Н.Ф. Мокшин книга «Мордва» стр. 44).
О двух типах мордвы-мокши, свидетельствуют и антропологические исследования, проведенные К.Ю.Марком. Темный грациальный, узколицый, европеоидный тип мордвы-мокши, - преобладает на юго-западе Мордовии. Субуральский тип,- мордвы мокши доминирует на северо-западе Мордовии.
Мордовские ученные безосновательно заявляют, что якобы 1500-1700 лет (время гуннского нашествия) тому назад мордовский народ, согласно одной научной теории, имел единую культуру и разговаривал на одном общемордовском языке. При этом привести в качестве подтверждения саму эту теорию, ознакомив с её доказательной базой, себя не утруждают. Однако вынужден заметить, что эта бездоказательная «теория» всего лишь предположение, а не факт.
Тем не менее, с помощью подобный ложных теорий мордовские историки пытаются привязать происхождение мордвы-мокши к городецкой культуре, то есть сфальсифицировать родство эрзя и мордвы-мокши.
Для этой же цели из истории было полностью изъято первое военное столкновение мокшан с эрзянами во времена гуннского нашествия. Тем самым было положено начало общей истории мордвы-мокши с эрзянским народом как одной общностью, под объединяющим названием мордва. Преследуемая цель мордовскими историками была успешно достигнута, при этом было похоронено не только героическое прошлое эрзян, но и история древней Руси. Для достоверной реконструкции истории Руси и эрзян необходимо разорвать мордовский узел. И мы это сделаем.
Вот о чем вещает мордовская история: «Основополагающее участие в формировании древней мордвы приняли племена городецкой культуры, проживавшие с VIII века до н.э. по начало нашей эры в западной части Среднего Поволжья и в переднем Поочье. В первых веках нашей эры из городецкой этнической общности выделяются южная группа племен в Верхнем Посурье (так называемая пензенская, мордва - мокша), другая на Нижней Суре и в бассейнах рек Теша, Пьяна, Мокша и Цна (эрзя)». Собственно и на этом доказательная база мордовской теории заканчивается и начинается повествование: «территориальная разобщенность обусловила их связи с разными этносами, что порождало особенности в языке, антропологическом облике, культуре и быте тех соплеменностей, на базе которых сформировались эрзя и мокша».
Указывая на то, что мордва-мокша , по сравнению с эрзянами, сильно видоизменилась в силу различия территории проживания и влияния иных соседствующих этносов, авторы данной теории явно скрывают истинное происхождение мордвы, Ими упускается из вида тот этнос, черты которых имеет мордва-мокша, тот этнос, в котором бесследно растворилось эрзянское население верхнего Посурья до границы Волгоградской области.


Терюшань Сергу


www.erzan.ru Спасибо: 0 
Профиль
profi



Пост N: 6
Зарегистрирован: 22.03.10
Откуда: казахстае, караганда
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.10 07:52. Заголовок: о переименовании


Я читаю о требовании эрзя и мокши о переименовении их и думаю в чем проблемма,почему власти против переименования.Провести референдум среди всех жителей Мордовии и если большенство будет за переименование -переименовать
Другое дело деньги.Сколько будет стоить это переименование и кто будет платить.
Это нужно выяснить до референдума и сумму ,которую нужно внести раскидать на всех учавствующих в голосовании.
если референдум скажет нет,то и оставайтесь мордвинами.К примеру китайцы-кличка поднебесной а себя они называют чина или хина

Спасибо: 0 
Профиль
Танюш



Пост N: 376
Зарегистрирован: 16.04.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.10 10:10. Заголовок: profi пишет: Я чита..


profi пишет:

 цитата:
Я читаю о требовании эрзя и мокши о переименовении их



Ошибаетесь: речь идет не о переименовании, а о праве называться истинным именем. Разница существенная!

Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 2262
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.10 21:35. Заголовок: Танюш пишет: а о пр..


Танюш пишет:

 цитата:
а о праве называться истинным именем. Разница существенная!



Даже не существенная, а ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ.

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
profi



Пост N: 51
Зарегистрирован: 22.03.10
Откуда: казахстае, караганда
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.04.10 13:41. Заголовок: Эрзянь нилькс пишет:..


Эрзянь нилькс пишет:

 цитата:
Даже не существенная, а ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ.


наконец я разобрался со всеми этими тонкостями и когда пойду менять паспорт потребую записать в графе национальность эрзя

Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 2380
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.04.10 14:00. Заголовок: profi пишет: потреб..


profi пишет:

 цитата:
потребую записать в графе национальность эрзя



Успеха!

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 1902
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.12.09 23:57. Заголовок: Мордва-мокшанская ве..


Мордва-мокшанская версия некой истории. На мокшанском языке. Кто может перевести смысл?

«МОКШЭРЗЯТНЕ ЭРЯСТЬ И ЭРЯЙХТЬ ЛАДЯЗЬ СЕМБЕ НАРОТТНЕНЬ МАРХТА!» (на мокшанском)
Автор: В. Нестеров
Дата публикации: 10.12.2009
Язык статьи:


2012 кизоня топоди 1000 киза ся пингста, мзярда мокшэрзянь народсь Россиянь лия нароттнень мархта ушедсь эряма фкя государстваса. Тя илать оцю значенияц и мокшэрзянь, и Россиянь сембе нароттнень эряфса.
Тячиень номерса тя оцю событиять колга эсь мялензон-арьсеманзон азондсыне мокшэрзянь общественнай содаф деятельсь, историческяй наукань докторсь, профессорсь Н.Ф.Мокшин.
—Фактсь, што 1000 кизонь илать етафтоманц колга нолдась Указ Россиянь Президентсь Д.А.Медведев, сонць корхтай эсь колганза. Сяс мес тяфтама Указ Россиять историяса нолдаф васенцеда.
Конешна, тяда инголивок странасонк етафневсь лама илада. Кепотьксонди, Казань ошть 1000 кизонь юбилеец. Соньге етафтоманц коряс ульсь Указ. Но сон лемтьфоль аньцек фкя ошень иланди. А мокшэрзянь илать етафтоманц коряс Указсь лемтьф целай народонди! Сяс тя документсь уникальнай.
Тяда башка, мокшэрзянь народть иланц етафтоманц колга нолдась Постановления Россиянь Правительствась. Тя документть кемокстазе эсь подписьсонза Российскяй Федерациянь Правительствать Председателец В.В.Путин. Эсонза азф илань Оргкомитетть, конанди Председателькс арась В.В.Путин, персональнай составоц. Мордовиять ширде тоза сувафтфт Мордовия Республикань Оцюнясь Н.И.Меркушкин, мокшэрзянь народонь общественнай движениянь Исполкомть председателец, профессорсь М.В.Мосин и республикань лия содаф ломатть.
Тяфта жа эряви азомс, што оргкомитетть составс сувасть ся региононь сембе руководительхне, коса компактнайста эряйхть мокшэрзятне. Синдедост башка—Москувонь и сембе Русень патриархсь Кирилл, актерсь и режиссерсь О.Табаков и лия содаф ломаттне, кинь ункссна мокшэрзянь народста. Сяс, монь койсон, ули тиф сембось, штоба минь 1000 кизонь иланьке етафтоволь афкуксонь Российскяй уровеньца. Лиякс мярьгомс, етафтоволь стане, штоба сон сембе пингс лядоль Россиянь нароттнень мялямса.
1000 кизонь илась, монь койсон, сядонга козякофтсы Россиянь культурать. Тяда башка, кемокстасы родинаньконь народонзон еткса ялгаксшить и фкя-фкянь мархта ладямать. Сяс мес илань мероприятият етафтовихть Россиянь эрь регионца, коса эряй минь народоньке. И эсост, конешна, лия нароттне няйсазь мокшэрзянь культурать сембе ширензон, народнайста сявомок профессиональнайти молемс. А тейнек, кода содаф, ули мезе теест няфтемс. Да и синьге минь иласонк няфтьсазь эсь искусстваснон и культураснон. И сембось тя нинге сяда пяк маласькофтсыне нароттнень, синь искусстваснон и культураснон фкя-фкянди. А кда лятфтамс сянь, што минь народоньке эряй странаньконь пцтай эрь регионцонза, то эряви азомс: мокшэрзянь 1000 кизонь илась тисыне ня тефнень марнек Россияса!
Россиянь аф сембе нароттне эряйхть тяшкава дисперснайста, кода мокшэрзянь народсь. Улема, аньцек татароннесь лацонк эряй Россиянь пцтай эрь регионца.
И мокшэрзятне фалу эрясть и эряйхть эрь вастса ладязь сембе нациянь нароттнень мархта. Тяда башка, мокшэрзятне сидеста тиендихть марстонь семьят лия народонь ломаттнень мархта. И тяста мон мезевок кальдяв аф няян. Меколанкт, тя корхтай сянь колга, што минь народоньке аф пели «соламада» лия народса или культураса. Сяс мес сон марясы эсь прянц вии народкс. И мзярда тейне корхтайхть, кле, мокшэрзятне пяк курок рузыякшнихть, мон ня ломаттненди мярьгондян тяфта: «Афкукс, тя процессь моли. Но монь дивандафтсамань аф сон, а ся, што, нинге кунардонь пингста сявомок мокшэрзянь народсь кемоста ванфтсыне традициянзон. И кодамовок рузыямада аф пели!». Лиякс мярьгомс, мокшэрзятне коса афольхть эря, пряснон фалу лувондсазь мокшэрзякс.
Да и рузонь, и мокшэрзянь нароттне эсь менталитетснон коряс пяк малат. Рузсь мокшэрзять мархта фкя-фкянь шарьхкодихть пяле валста. Тя шарьхкодемась ладявсь нинге 1000 кизода инголе. Эста, мзярда мокшэрзянь народсь рузонь и лия нароттнень мархта тисть, кеподсть, кемокстасть и араласть Российскяй государствать—минь марстонь Родинаньконь эса.

Источник: Мокшень Правда

Выделены многочисленные русизмы.

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Семен



Пост N: 1461
Зарегистрирован: 01.07.08
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.12.09 01:08. Заголовок: КАК ПОЯВИЛАСЬ БУКВА ..


КАК ПОЯВИЛАСЬ БУКВА «Ф» В ЭРЗЯНСКОМ ЯЗЫКЕ.

Буква «Ф» в эрзянском языке «чужая», а ее носителем является мокша- мордовский язык и заимствованные иностранные слова. Вот примеры из мокша-мордовского языка: фкя – один, фтала- позади, аф –не, лефкс-детенышь, лофца- молоко, морафтомс- читать, мяляфтомс- запомнить, офта- медьведь, цефкс- соловей, эвфтемс- напугать, шуфта- дерево, эряф- жизнь.
Резкий фонетический контраст между эрзянским и мокша-мордовским языком нужно было сгладить, для этого и ввели в эрзянский язык букву «Ф». Так в эрзянском языке появились слова: фабрика, фабрикант, факультет, фанатик, фантаст, фармакология, фармакопея, фашизм, фельдмаршал, феодал, фея, фермер и т. д. Из трёх сот подобных слов заслуживают внимания только два: флот – плот (эрз.) и фата- квата ( платок- на эрз.Б.Блодинский р-он) В исконно эрзянских словах звук "п" и «кв» был заменен на чуждый эрзянскому "ф". Эти «эрзянские слова» включены в эрзянско-русский словарь под редакцией академика Б.А. Серебрянникова и доктора филологических наук М.В.Мосина.
Были попытки внедрения буквы «Ф» в центр слова, но не прижился чужой звук в эрзянском языке.


Терюшань Сергу

В качестве наглядности привожу пример:

2012 кизоня топоди 1000 киза ся пингста, мзярда мокшэрзянь народсь Россиянь лия нароттнень мархта ушедсь эряма фкя государстваса. Тя илать оцю значенияц и мокшэрзянь, и Россиянь сембе нароттнень эряфса.
Тячиень номерса тя оцю событиять колга эсь мялензон-арьсеманзон азондсыне мокшэрзянь общественнай содаф деятельсь, историческяй наукань докторсь, профессорсь Н.Ф.Мокшин.
Фактсь, што 1000 кизонь илать етафтоманц колга нолдась Указ Россиянь Президентсь Д.А.Медведев, сонць корхтай эсь колганза. Сяс мес тяфтама Указ Россиять историяса нолдаф васенцеда.
Конешна, тяда инголивок странасонк етафневсь лама илада. Кепотьксонди, Казань ошть 1000 кизонь юбилеец. Соньге етафтоманц коряс ульсь Указ. Но сон лемтьфоль аньцек фкя ошень иланди. А мокшэрзянь илать етафтоманц коряс Указсь лемтьф целай народонди! Сяс тя документсь уникальнай.
Тяда башка, мокшэрзянь народть иланц етафтоманц колга нолдась Постановления Россиянь Правительствась. Тя документть кемокстазе эсь подписьсонза Российскяй Федерациянь Правительствать Председателец В.В.Путин. Эсонза азф илань Оргкомитетть, конанди Председателькс арась В.В.Путин, персональнай составоц. Мордовиять ширде тоза сувафтфт Мордовия Республикань Оцюнясь Н.И.Меркушкин, мокшэрзянь народонь общественнай движениянь Исполкомть председателец, профессорсь М.В.Мосин и республикань лия содаф ломатть.
Тяфта жа эряви азомс, што оргкомитетть составс сувасть ся региононь сембе руководительхне, коса компактнайста эряйхть мокшэрзятне. Синдедост башка—Москувонь и сембе Русень патриархсь Кирилл, актерсь и режиссерсь О.Табаков и лия содаф ломаттне, кинь ункссна мокшэрзянь народста. Сяс, монь койсон, ули тиф сембось, штоба минь 1000 кизонь иланьке етафтоволь афкуксонь Российскяй уровеньца. Лиякс мярьгомс, етафтоволь стане, штоба сон сембе пингс лядоль Россиянь нароттнень мялямса.
1000 кизонь илась, монь койсон, сядонга козякофтсы Россиянь культурать. Тяда башка, кемокстасы родинаньконь народонзон еткса ялгаксшить и фкя-фкянь мархта ладямать. Сяс мес илань мероприятият етафтовихть Россиянь эрь регионца, коса эряй минь народоньке. И эсост, конешна, лия нароттне няйсазь мокшэрзянь культурать сембе ширензон, народнайста сявомок профессиональнайти молемс. А тейнек, кода содаф, ули мезе теест няфтемс. Да и синьге минь иласонк няфтьсазь эсь искусстваснон и культураснон. И сембось тя нинге сяда пяк маласькофтсыне нароттнень, синь искусстваснон и культураснон фкя-фкянди. А кда лятфтамс сянь, што минь народоньке эряй странаньконь пцтай эрь регионцонза, то эряви азомс: мокшэрзянь 1000 кизонь илась тисыне ня тефнень марнек Россияса!
Россиянь аф сембе нароттне эряйхть тяшкава дисперснайста, кода мокшэрзянь народсь. Улема, аньцек татароннесь лацонк эряй Россиянь пцтай эрь регионца.
И мокшэрзятне фалу эрясть и эряйхть эрь вастса ладязь сембе нациянь нароттнень мархта. Тяда башка, мокшэрзятне сидеста тиендихть марстонь семьят лия народонь ломаттнень мархта. И тяста мон мезевок кальдяв аф няян. Меколанкт, тя корхтай сянь колга, што минь народоньке аф пели «соламада» лия народса или культураса. Сяс мес сон марясы эсь прянц вии народкс. И мзярда тейне корхтайхть, кле, мокшэрзятне пяк курок рузыякшнихть, мон ня ломаттненди мярьгондян тяфта: «Афкукс, тя процессь моли. Но монь дивандафтсамань аф сон, а ся, што, нинге кунардонь пингста сявомок мокшэрзянь народсь кемоста ванфтсыне традициянзон. И кодамовок рузыямада аф пели!». Лиякс мярьгомс, мокшэрзятне коса афольхть эря, пряснон фалу лувондсазь мокшэрзякс.
Да и рузонь, и мокшэрзянь нароттне эсь менталитетснон коряс пяк малат. Рузсь мокшэрзять мархта фкя-фкянь шарьхкодихть пяле валста. Тя шарьхкодемась ладявсь нинге 1000 кизода инголе. Эста, мзярда мокшэрзянь народсь рузонь и лия нароттнень мархта тисть, кеподсть, кемокстасть и араласть Российскяй государствать—минь марстонь Родинаньконь эса.


и пример эрзянского текста где буква "Ф" отсутствует напроч

Чирязонь теште.


Раськень Озксонь анокстамонь меельце эвтемань читне улнесть вадрядояк вадрят. Манейть, лембеть, кувакат. Истямо читнестэ, мерят, ойметькак сэрей менельганть ливтни-укшны, тува, кува раужиньке налткекс-салмукскекс неявозь ювныть цянакатне, кува пачк нееви ашо парсеень кондямо шожда сувнэтне венстизь локсеень сёлмост певтеме менеленть келес. Лембе ялткетне састыне пувсить сынст чивалгома ёндо чилисемав.
Эрзятне ванды пурнавить ине покшчис. Сеть, кинь ойместэ эзь нардавт эрзянь мелесь, эрзянь койтне-илатне, палозь палыть те чинтень анокстамо тевтнесэ. Тевтнеде… Пест арасть… Эрявить важодиця машинаткак, кедтькак, валдо превтькак. Ломантнеде аламо, ансяк сеть, кить састь те ине чинтень, анокстамонзо-ютавтомонзо, кемить – весемезэ топавтови шкастонзо.
Кода эно. Тевтнень вети сонсь Пиргуж эрзянь Инязорось. Ломанесь кеме, теке ламо пингень тумонь мукорь. Сон таргошка тия лаки. Ардтни тей-тов. Пиже валскестэ талай вес маряви кемевтиця-меревтиця вайгелезэ. Васня Кшуманця ды Игнад велесэ, мейле Чукалсо, мааронть перькава, ды мейле мекев… Истя чинь чоп. Чамазо чинть каршо тюжт мери шумбрачинь вийсэ. Валдо сельмесэнзэ, мелявкстнэнь пачк неяви эрямонь вий ды маней, виев потмо ёжо.
Вакссонзо – кеме нежеть, нардев лездыцят: Гайнинькань Пичай, Кирдянонь Васяй, Юринь Михал… Сынь сизема а содыть, шканзо молеманть а марить. Лаказь лакить тевтнень топавтомсто. Лиякс эрзятне а маштыть, зярдо кундыть мельс туиця тевс.
Покштнэ важодить - мельгаст пштисэ вана ва колмоце чи пштисэ ванныть колмо цёрынень весемень неиця сельминеть…
Колмоце чи мааронть ваксс чиньстямо марто малавикс велестэнть чийнить неть кеменьшка иесэ эрзянь цёрабайтне. Мезеяк тесэ а юты пшти сельмест вакска…
Вана од цёрась витни мааронь кевенть. Цёрынетне чарыть перькаванзо: - Те мень кев? – Мень тешкс истямо мазый теезь лангсонзо? – Кие кевенть теизе?..
Теке киска левкст чарыть цёрынетне эрзянь мазый, од цёранть перька. Налкстыть тензэ. Тона кшувавтсынзэ, иляст меша. Сеть, теке озяскеть, ливтить ве ёнов, шкань ютазь одс маар кевенть перька пурнавить…
Тосо вана солавтыть шта, конанть эйстэ мейле валовтови Пазонь Штатолось. Гувны пси толгельсэ толпандясь. Тей кантневи ведь, тесэ лазновить пенгть… Тияяк велить пакшатне. Тенст эряви содамс, кода солавтови штась, мейсь эряви ведесь, кода валови Штатолось…
Маласо вирьнесэнть анокстави ведень саема ды симема тарка. Вирев латконть потмова чуди чудикерькс. Ведезэ – сиянь, ванькс, тантей. Лисьмапрятне, косто саеви чудикерьксэсь – а васолот. Секскак ведезэ симемскак маштови. Содасть минек покштятне, кува озксонь ютавтома таркатнень кочкамс! Цёрынетне лездыть Пичай лелянтень сёлтонь теемстэ. Синтрить тарадткеть пирявкскентень, ацыть коське тарадсо яннэнть, кона вети сёлткенть малас, теить ютамо-чалгамо тарка, пильгест ломантнень иляст начко ведень саемстэ.
Весе, мезе иляст тее тесэ покш ломантне, пек тукшны цёрынетнень мельс. Мейле мон некшнынь Раськень Озксонть ютавтомсто неть цёрынетнень. Сынь пштистэ вансть, кода стявтыльть Штатолонть, кода ютась Штатолонь кирвазтемась, Инешкипазнэнь ды покштятнэнень Пшкадемась, мааронь одкстомтомась, раськекирьксэнь теемась… Эрьва косо сынь ульнесть, эрьва ков кенерьсть…Штереть…Ёрот…
Ансяк сехте пек мельсэм кадовсь вана се…
Чокшнэ ёнов, зярдо тевтне прядома лангсольть, минь, эрзянь Чирязтнэ, тердинек Инязоронть ютавтомо истямо Раськень Озксонь икелень коенть: лисьмапрянь ведьсэ Инязоронь шлямо. Тень туртов теезель сёлтке, чиреванзо ацазель ансяк ледезь, тантейстэ качадыця тикше. Путынек Инязоронть тикшенть лангс ды ваньксстэ ванькс ведьсэ валнынек-шлинек прясто пильгс! Инязорось мик урнось-ирнэсь истямо мельспародонть ды зярдо стясь тикшестэнть кеме пильгензэ лангс – икеленек вельмесь теке од цёра: Ванькс! Виев! Валдо ойме! Кеняркс варштавкс! Алкуксонь эрзянь Инязор!
Те коенть лангс, сельмень пезнавтозь, вановтонь апак сайне, пштистэ вансть неть цёрынетне. Каявсь сельмезэм эйстэст вейкесь: ашола прине, валдо, превей сельмине. Кевкстимизь сон, келя, те мень кой истямо? Те кие истямось – Эрзянь Инязоро? Мень теште поводезь Чирязтнэнь ды Инязоронть мештьсэ?
Зярс оршнинек, Пичай чирязось лембестэ кутмордынзе цёрынень лавтовонзо ды ёвлесь тензэ эрзянь Инязортнэде. Невлесь тензэ: - Вант! Те вана икелеть алкуксонь эрзянь Инязорось!- Тона аволь пилесэ, панжадо сельмсэ-оймесэ кунсолось… Неявсь, арсеманзо верьга-васолга ливтнесть…
Меельцекс Пичай лелясь кевкстизе цёрыненть: - Мезе, ней содат, кие те, эрзянь Инязорось? Тона ахолдась прясонзо. Пичай поладызе кевкстеманзо: - Ули мелеть, зярдо касат, улемс эрзянь Инязорокс?
Цёрынесь таго ахолдась прясонзо ды кеместэ мерьсь: - Ули! Карман Инязорокс!
Пичай, кеме, сэрей эрзянь цёрась, састыне саизе цёрыненть кавто кавалалдо ды кепедизе виев кедьсэнзэ цёрыненть верев, менельс: - Ванодо, эрзят! Вана кодамо эрзянь цёра касы тенек Инязорокс!
Мон саия кирьгастом чирязонь тештенть ды понгавтыя цёрыненть мештьс: - Кирдть, цёра, Чирязонь тештенть! Те чешксэсь невтьсы теть кинть, кода теевемс эрзянь раськень Инязорокс!
Омбоце чистэнть, Толай чирязось, кона теизе ды казизе тень те кандтнема тештенть, марявсь, аламодо а мельсэ, кевкстимим: - Мекс Чирязонь Чешксэнть-тештенть а канднят?
Визделгадынь икелензэ, мейле ёвтния – кинь мештинесэ ней Чирязонь тештесь. Толай атясь мельспаросо мерсь: - Паро тев теить… Инязор касы…
Монгак тенень кеман: - Каст, Эрзянь Инязор!

---- ------ -----

Эрюш Вежай 2007 ие.


www.erzan.ru Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 1906
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.12.09 21:36. Заголовок: Семен пишет: КАК ПО..


Семен пишет:

 цитата:
КАК ПОЯВИЛАСЬ БУКВА «Ф» В ЭРЗЯНСКОМ ЯЗЫКЕ.



Видестэ невтезь.

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Лазырь Сашкунь
постоянный участник




Пост N: 99
Зарегистрирован: 01.06.07
Откуда: Косто: Россиянь Мастор, Дзержинск ош, Обран ёнкс
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.12.09 22:59. Заголовок: Семён пишет: Буква ..


Семён пишет:

 цитата:
Буква «Ф» в эрзянском языке «чужая»


Виде!!!

http://lazalyk.narod.ru/

Уледе шумбрат, уцяскавт! Илядо зярдояк сёлно ялганк марто, арседе сынест парось, ды те парось сы тыненк мекев!
Спасибо: 0 
Профиль
Танюш



Пост N: 153
Зарегистрирован: 16.04.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.12.09 11:45. Заголовок: Убедительная статья,..


Убедительная статья, Сергу!

Спасибо: 0 
Профиль
Семен



Пост N: 1463
Зарегистрирован: 01.07.08
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.12.09 17:17. Заголовок: Спасибо Танюш...


Спасибо Танюш.

www.erzan.ru. портал "Эрзянь ки" требует соблюдение статей 26 и 29 Конституции РФ Спасибо: 0 
Профиль
Potapoff





Пост N: 239
Зарегистрирован: 19.05.08
Откуда: Самара ёнкс Вирьпуло веле
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.12.09 23:05. Заголовок: Об отличиях эрзи и м..


Об отличиях эрзи и мокши много интересного у Пургине в его живом журнале http://purgine.livejournal.com/

Спасибо: 0 
Профиль
Семен



Пост N: 1465
Зарегистрирован: 01.07.08
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.12.09 23:13. Заголовок: Potapoff пишет: Об ..


Potapoff пишет:

 цитата:
Об отличиях эрзи и мокши много интересного




Посмотрел материал, "сердце кровью".

Мокшанские древности





Это город Арзамас. Вещи идентичны и все остальные тоже

Выставка археологических экспонатов, добытых из могильников Крюково-Кужновского, Елизавето-Михайловского, Лядинского , а так же Давыдова городища, расположенных в Моршанском и Тамбовском районах.
В экспозиции представлено более 300 предметов, связанных с историей и культурой мордвы мокши, населявшей северо-восточную часть Тамбовского края в VII-XII веках. Здесь еще и славянские украшения, оружие среднецнинской мордвы, хазарская утварь, разные виды мужских и женских украшений мордвы, хазар, булгар, муромов. Представлены: меч каролингского типа, хазарские сабли, снаряжения всадников. Отдельный зал посвящен Давыдову городищу - уникальному памятнику средневекового военного зодчества VII-XII веков, изучение которого началось лишь в 2006 году.


Это эрзянские вещи!!!!!
Так просто выдаются за мокшанские.

www.erzan.ru. портал "Эрзянь ки" требует соблюдение статей 26 и 29 Конституции РФ Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 173 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 19
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет