On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Эрязо Эрзянь Масторось! Пингеде пингес эрязо! Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!Erzänj mel, erzänj kel, Erzänj Mastor! Ersän mieli, ersän kieli, ersän Maa! | Эрзя, муить ундоксот! Erzia, muit\' undoksot!

АвторСообщение
эрзянь коень кепедиця




Пост N: 75
Зарегистрирован: 14.11.06
Откуда: РФ, С-Петербург
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.11.06 16:48. Заголовок: У эрзян была своя Жанна Д’Арк – Олёна Арзамасская


Алёна Арзамасская (в эрзянском произношении Олёна Эрзямасонь) — соратница Степана Разина одна из предводителей крестьянского восстания XVII века.

История разинского бунта донесла имья этой женщины-атамана, которую писательница Н. Кончаловская в своей книге «Наша древняя столица» называет первой русской (?) героиней, а Б. Бялик в очерке «Алена Арзамасская» сравнивает ее с героиней французского народа Жанной Д`Арк.

Крестьянская дочь, из села Выездная Слобода под Арзамасом (Арзамас от эрз. «Эрзямас» -древняя столица эрзян), известно, ещё в молодости её насильно выдали замуж за пожилого крестьянина, но тот прожил недолго и вскоре она стала вдовой. От нужды она постриглась в монахини в женском Николаевском монастыре под Арзамасом. Здесь она обучилась грамоте, узнала народное врачевание. Монастырский быт тяготил её. Поэтому, услышав о восстании крестьян под началом Степана Разина, ушла из монастыря, собрала вокруг себя крестьян, недовольных боярами-вотчинниками, и присоединилась к Разину. Степан Тимофеевич как мог помог отряду Алены, её отряд объединился с отрядом Фёдора Сидорова и она стала во главе почти 7000 восставших крестьян. И заняла Темников. Алена два месяца управляла городом.

Но на подавление восстания шли царские войска. Сжималось кольцо карателей. Под городом произошло сражение. 20 ноября 1670 года войско Алёны было атаковано царскими войсками и разгромлено. 4 декабря Алёна была захвачена в Темникове. К командовавшему царскими войсками князю Юрию Долгорукому привели захваченных в плен попа Савву, бывшего вместе с повстанцами, и атамана Алену с ее помощниками.
Савву и помощников Алены повесили по преданию на Рябчиковой горе за рекой Мокшей, а Алену сожгли на костре на площади в Темникове. Когда разгорелся костер Алена обратилась к народу, крикнув : «Когда бы все так воевали, как я, князь Юрий навострил бы от нас лыжи». Память о первой русской женщине-героине, мужественной крестьянке Алене, смело вставшей против поработителей за народное счастье, хранится в памяти народной.


более полная информация с фоторафиями+ ссылкой на сюжет о Алене-атаманше смотрите в Эрзянь журнал



Уледе Эрзят, уледе ялгат!!!
Пазчанготь!

http://erzianj-jurnal.livejournal.com/ -Эрзянь Эрий Журнал
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 42 , стр: 1 2 All [только новые]


администратор


Пост N: 182
Зарегистрирован: 27.02.10
Откуда: Эрзянь Мастор, Нижний Новгород
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.10.10 19:09. Заголовок: Пытаюсь нарисовать А..


Пытаюсь нарисовать Алёну Арзамасскую, но информации о ней крайне мало. Можно сказать ничего не известно. Может поразмыслим по анализируем данного исторического персонажа, кроме того я не совсем уверен в том, что она эрзянка в силу опять таки отсутствия фактов и докозательств. Какая она могла выглядеть? Каков мог быть характер, монахиня не монахиня, эрзянка не эрзянка...в общем хочется раскрыть данную тему...

ВалдоИнеМаол, первый после самого Сергу!)))))))))))
(председатель военного трибунала эрзянь автономии по осуждению Т.Сергу)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 454
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.09.07 00:25. Заголовок: Эрзямасонь Олёна


http://www.torama.ru/erziana/index.php?section=photoarchive&id=141

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 48
Зарегистрирован: 15.01.07
Откуда: Абхазия, Сухум
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.12.07 00:46. Заголовок: Память о первой русс..



 цитата:
Память о первой русской женщине-героине


?
Есть ли документальные или косвенные свидетельства о её этнической принадлежности?


Нагдзара акузаайт Апсны Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 186
Зарегистрирован: 19.05.08
Откуда: Самара ёнкс Вирьпуло веле
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.05.09 00:30. Заголовок: Наткнулся в Википеди..


Наткнулся в Википедии на интересную статью "Девы-Воительницы", просматриваются кое-какие аналогии:

 цитата:
Дева-воительница, женщина-воин — архетипичный образ, вымышленный женский персонаж, зачастую королевской крови, которая обладает сильным характером и занимается типично «мужским» делом, обычно войной, (хотя порой и ремеслом).



 цитата:
По средневековой литературной традиции дева-воительница, лишаясь невинности, лишалась и своей воинской силы, становясь обычной женщиной. Тем не менее, это условие соблюдения девственности не обязательно встречается. Точно также не является обязательным принадлежность к королевскому роду, хотя в классических примерах выполняются оба требования.


...известно, ещё в молодости её насильно выдали замуж за пожилого крестьянина, но тот прожил недолго и вскоре она стала вдовой (ИМХО возможно так и оставшись девственной).
Арзамас от эрз. «Эрзямас» -древняя столица эрзян. Возможно, конечно это только домыслы, ее род восходил к эрзянским инязорам, девушка отличалась необыкновенной силой и умом.

 цитата:
Общепринятых гипотез о истории сложения данного женского образа, его предпосылках и развитии нет. Существует несколько разных версий происхождения, а также и мнений о том, насколько значимой подобная концепция была вообще.

Например, Пегги Сэндей выдвигает идею о том, что общества, в которых доминировали ритуалы поклонения Природе, были гиноцентрированными, и что модель такого общества можно увидеть в древнескандинавском язычестве и северной викке (природной магии), получившим отражение в мифологических образах северных дев-воительниц, валькирий[1]. Таким образом, подобные образы дев-воительниц — пережиток служительниц религиозного культа, магического обряда.


...От нужды она постриглась в монахини в женском Николаевском монастыре под Арзамасом.




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 1569
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.06.09 23:53. Заголовок: Мазылгавтозь ванмосо..


Мазылгавтозь ванмосо.

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Пост N: 28
Зарегистрирован: 27.02.10
Откуда: Эрзянь Мастор, ало песэ
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.04.10 22:27. Заголовок: Так сон эрзява ульне..


Так сон эрзява ульнесь?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 2391
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.04.10 22:47. Заголовок: Маол пишет: Так сон..


Маол пишет:

 цитата:
Так сон эрзява ульнесь?



Эрзянь ава.

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 17
Зарегистрирован: 21.02.10
Откуда: Российская Федерация, Новокузнецк
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.04.10 03:37. Заголовок: Шумбрачи! Ули истямо..


Шумбрачи! Ули истямо пусмо. Лемезэ "Олячинть кисэ". Сёрмадыезэ Ине Абрамов! Сюконятано, эрзят, Сонензэ! Пусмосонть вадрясто сёрмадозь Олёна Арзамаскаядо. Ловнодо, ялгат!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.10 19:00. Заголовок: erzia пишет: Сюконя..


erzia пишет:

 цитата:
Сюконятано, эрзят, Сонензэ!



Тихо ночью над Тёшей рекою.
Дух свободы над нею плывёт.
Дух эрзянки — Алёны с мечтою,
О народе свободном, живёт.

Девой Богу она здесь молилась,
Счастье жизни просила нам дать.
В небе где-то молитва сокрылась,
Атаманом пришлось деве стать.

Птицей вольной вела свои сотни,
Дальше тысячи шли уж под ней.
Господа убегали из вотчин -
То Алёна гнала палачей.

Вместе с Разиным билась, хотела,
Жизнь свободную нам подарить…
Стая воронов, чёрных слетелась —
Чтобы деву с мечтою спалить.

Жанну д. Арк — почитают французы,
В мире всех почитают борцов,
Только мы поснимали картузы,
Перед памятью гнёта творцов.

Жанна д. Арк и Алёна — эрзянка
Жизнь отдали, за царство свобод,
Но Алёна у нас партизанка —
Жанну чтит весь французский народ.

Спи Алёна, прекрасная дева,
Помним, любим сегодня тебя!
Кто стоял с тобой справа и слева,
Слава всем на века, навсегда!

Тихо ночью над Тёшей рекою.
Дух свободы над нею плывёт
Дух Алёны — эрзянки с мечтою,
О народе свободном живёт.



Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




Пост N: 2442
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.10 20:03. Заголовок: Миколь пишет: Тихо ..


Миколь пишет:

 цитата:
Тихо ночью над Тёшей рекою.
Дух свободы над нею плывёт.
Дух эрзянки — Алёны с мечтою,
О народе свободном, живёт.




Вана истя кармась раштамо эрзянь валморо шкинемась=поэзиясь! Аволь "мордвань".
Вадрясто. Койсэм, тон истя парсте кортат эрзякс, эрзякскак тонь парсте лисевель. Терявт!

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 118
Зарегистрирован: 23.06.09
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.10 20:14. Заголовок: Эрзянь нилькс пишет:..


Эрзянь нилькс пишет:

 цитата:
Вадрясто. Койсэм, тон истя парсте кортат эрзякс, эрзякскак тонь парсте лисевель. Терявт!




М.И. Безаев сегодня заработал два комплимента от эрзян..
Эрзянь Нилькс сонзэ эрзякс алиси сермадомс.

м.и. арак эрзянь тевс саты важодемс мордвась лангс сынь и тонь пазкить, а тон ачарькодят!!!!

арат эрзянь тевс, тон кармат сермадмо эрзянь кельсэ.

портал "Эрзянь ки"
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 2443
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.10 20:17. Заголовок: Терюшань Сергу пишет..


Терюшань Сергу пишет:

 цитата:
М.И. Безаев сегодня заработал два комплимента от эрзян..



Теньсэ берянь арась.

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 119
Зарегистрирован: 23.06.09
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.10 20:22. Заголовок: Эрзянь нилькс пишет:..


Эрзянь нилькс пишет:

 цитата:
Теньсэ берянь арась.



а мон эзинь мере берянь, мон менринь мезе меринь.)))

берянесь вана косо ули;

М.И. ванок мезе церась сермады, тон тензэ мекс истя максат сермадомо????

Без языка
За полвека Россия потеряла двадцать наречий разных народов страны
Виктор Девицын
"Российская газета" - Федеральный выпуск №5160 (81) от 16 апреля 2010 г.
Версия для печати / сохранить материал


16 апреля в Мордовии отметят День родного языка. Праздничные мероприятия пройдут и во многих регионах РФ, где компактно проживают эрзяне и мокшане.
Однако дату 16 апреля если и можно назвать праздником, то лишь с определением "грустный": сфера применения эрзянского и мокшанского языков с каждым годом сужается. Все меньше остается людей, свободно владеющих этими языками.
К сожалению, не только эрзяне и мокшане испытывают языковой дискомфорт. У народности сету (сами они называют себя "сето"), что проживает в Печорском районе Псковской области, последним оплотом родного языка осталась деревенька Сигово. Здесь живут 87 человек, свободно владеющих сетусским наречием эстонского. Благодаря им в деревне сохранился музей-усадьба "Сето".
- Но динамика не внушает оптимизма, - говорит Эне Лыйв, хранительница фондов народности сету. - Перепись-1989 зарегистрировала в районе около 950 человек, назвавшихся сето. А теперь нас не осталось и двухсот.
По ее словам, молодежь из деревни уезжает (некоторые - в райцентр, а большинство - в Эстонию), население сокращается. Да и что молодежи делать в деревне, от которой до ближайшей автобусной остановки почти три километра?
Малокомплектную деревенскую школу закрыли, но благодаря силе традиций сетусский язык на бытовом уровне знают все сиговцы. А те, кто уехал в Печору, могут даже посещать уроки сетусского языка в райцентровской школе - он преподается на факультативной основе.
На что бы ни сетовали сету, они все равно в более выгодном положении по сравнению с иными коренными народами страны: под боком близкородственная Эстония, куда всегда можно уехать.
Татары же, чуваши и многие другие аборигены России не на шутку обеспокоены ситуацией, сложившейся в национальных школах: под угрозой оказалось преподавание родных языков. А следовательно, и будущее самих народов, поскольку аксиому "нет языка - нет народа" никто не отменял.
Тревогу у коренных народов России вызывает 309-й федеральный закон (принят в конце 2007 года. - Прим. ред.), исключивший из государственного стандарта образования национально-региональный и школьный компоненты.
На прошлой неделе в органы власти были направлены резолюции и обращения, в которых представители коренных народов предложили чиновникам и депутатам рассмотреть возможность отмены ФЗ-309, а также воссоздания Палаты национальностей и министерства национальностей РФ.
Эти документы "в первом чтении" принял форум представителей общественных организаций Российской Федерации по вопросам сохранения и развития родных языков коренных народов России, который прошел в Чебоксарах в конце февраля.
Суть ФЗ-309, по мнению участников совещания, в следующем: найдутся на местах деньги для включения национально-регионального компонента - он в школах будет, а если нет - то и спросить за срыв урока родного языка не с кого.
В Нижегородской области, к примеру, преподавание мордовских языков не ведется, последние факультативы (они держались на энтузиазме сельских учителей) приказали долго жить еще несколько лет назад. С обучением татарскому здесь полегче...
Представитель от коми в столицу Чувашии не прибыл. Зато Иван Мануев, член совета конгресса бурятского народа, рассказал, что жители Усть-Ордынского и Агинского Бурятских автономных округов после объединения с Иркутской и Читинской областями соответственно остались даже без мизерной поддержки:
- В единичных школах, где еще сохранилось обучение бурятскому, учат без пособий.
Об ущербности национального образования напомнил и Янгурчи Аджиев, представитель ногайского народа в Дагестане:
- Не хватает учебников, нет возможности получать образование на родном языке, на грани исчезновения находится ногайская культура.
Необходимы отмена ФЗ-309, воссоздание Палаты национальностей и министерства национальностей РФ, уверены представители коренных народов.


Мон мартонзо вастовинь те чинть икеле, кортынек эрзянь тевде ды эрзянь кельде, а те мезде сермадозь???

Виктор, тон тев совсят, те тон мезде тев сермадыть????


портал "Эрзянь ки"
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 2445
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.10 20:32. Заголовок: Терюшань Сергу пишет..


Терюшань Сергу пишет:

 цитата:
берянесь вана косо ули;



Невтик седе манейстэ-чарькодевиксстэ, мезесь тесэ, те сёрмадовкссонть, берянь. Аволь весе чарькодьсызь коряванзо мелеть.

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 120
Зарегистрирован: 23.06.09
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.10 20:40. Заголовок: Эрзянь нилькс пишет:..


Эрзянь нилькс пишет:

 цитата:
Невтик седе манейстэ-чарькодевиксстэ, мезесь тесэ, те сёрмадовкссонть, берянь. Аволь весе чарькодьсызь коряванзо мелеть.



ПРОСТЯМИЗЬ, КАРШО ВАЛ ЁВТАМС ШКАМ АРАСЬ, ЛИЯ ТЕВЕМ УЛИ СЕДИ ПИТНЕЙ. Витяне мон ванды гайнян ды ёвтаса мелем сонзэ сермадксонзо кувалма.

портал "Эрзянь ки"
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 2448
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.10 20:46. Заголовок: Терюшань Сергу пишет..


Терюшань Сергу пишет:

 цитата:
ПРОСТЯМИЗЬ, КАРШО ВАЛ ЁВТАМС ШКАМ АРАСЬ, ЛИЯ ТЕВЕМ УЛИ СЕДИ ПИТНЕЙ. Витяне мон ванды гайнян ды ёвтаса мелем сонзэ сермадксонзо кувалма.



Паро.

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.10.10 23:59. Заголовок: Терюшань Сергу пишет..


Терюшань Сергу пишет:

 цитата:
М.И. Безаев сегодня заработал два комплимента от эрзян..

Меня можно назвать кем угодно, но прости господи я никогда не был и не буду.

И лопотать перед микрофоном тоже никогда не буду. И бегать вокруг да около участников Раськень Озкса, а потом писать чушь, тоже не буду.

Так что не вам решать кто я эрзя или берянь эрзянь. Время покажет.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Пост N: 460
Зарегистрирован: 16.04.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.10 19:14. Заголовок: Миколь, парсте сёрма..


Миколь, парсте сёрмадыть! По сути замечательно!!! , а над размером стоит поработать, но этому можно научиться))

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.10 21:49. Заголовок: Танюш пишет: Миколь..


Танюш пишет:

 цитата:
Миколь, парсте сёрмадыть!

Те стихне а монь, те монь тетянь ялгандо Безаевынь. Мон сынь сессияс, тонавлян ды Михал Иванычень кесэ эрян. Мон курсовой ды мезть теян сондэ компьютерсэ, ловнань сондэ стихнень, ловнан те форумонть ды вот максынь тев. Сон а мери стихнень тев максомо, позури эснень, но кеже чизэ юты.
Мекскак токо ялгань март, тоже эрзянь терань эйкакш ачаркудтям, мекс тынь авечксыньк сондэ. Евтан тениньк если а сон минек областне минь бы а улинек сода эрзянь чиде. Тесэ кортатадо сон мордвин ды мордвин, а сон весе мероприясто минек март, миньденек превт путы, содадо минь эрзят. Тетянь март озыть чекшнэнь перк кортлить, кода эрзянь тевтнень теемс. Вано содадо курок эрзянь музей панжови Пикшнясо. А ведь те тевенть кармась тейме икелей Михаил Иваныч, сон минек Болдинань администрацияньк заводизе, Мордовиясто аламошка ярмакт вейш те тевеньте. Пикшнянь ломанть тев подключил. Мон тендэ мерян мекс а кортлят те тевтнеде, сон раки, касат чаркудят.
Так что спасибо, но я так писать не могу. А вот стихотворение, которое мне очень нравится про его лес и землю.

24.08.08. – Какинский лес

Спасибо эрзянская матерь – земля,
Что жизнью земной наградила меня,
Дала мне отца и любимую мать
И бабушку, мудрость, чью мог воспринять.

Дала мне леса, чтоб ходил я по ним,
Небесную синь над простором родным…
Подарки дала: ясный солнечный день,
Покрытый опятами старенький пень,

На просеке лужу с водой-бирюзой,
С склонённой над нею травой-муравой…
Нагнулся, водички черпнул я рукой
И смыл пот солёный с лица, с головой,

На шею полил и на потную грудь...
Ах, матушка, милая! Вечно ты будь.
О солнце, родное, прошу, её грей,
Тепла для родимой земли не жалей.



Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




Пост N: 2457
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.10 21:59. Заголовок: Миколь пишет: Те ст..


Миколь пишет:

 цитата:
Те стихне а монь, те монь тетянь ялгандо Безаевынь.



Сестэ эряволь путомс Пезай Михалынь лемензэ алост. Лиякс лиссь - тонь тесэ шнатано.
Пезай Михалынь оймезэ, койсэм, зярс явтозь кавтов. Ве пельксэсь мелявты Эрзя раськенть кис, омбоценть казизе "мордватненень". Валморонзо шнан. Эйсэнзэ неяви эрзянь ойме. Тевензэ берянть. "Мордватненень" урендить.

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.10 22:51. Заголовок: Эрзянь нилькс пишет:..


Эрзянь нилькс пишет:

 цитата:
"Мордватненень" урендить.

Мон аздан кинь мезе уренди. Тынь седе покшт ломать содатадо кода мезе теймекс. Токо евтан минь ульнинек мордват и весе велесэ кортлясть а ней содатам минь эрзят. Те Безаев евтась. Таго кинь кодат тевтне? Минь миньс эинек сода кодат минь ломатьне. Деданок содасть, а тетянок аванок евлесть уже мордва. Народонть кадызь ды каизь сон а чумо. Мон повнян кода Михал Иваныч чинесь кода тейсть эрзянь покч чи Пикшнясо, кода весень тев тейме тергесь, кода якас начальник ланга, лездамо чи (ловсот, сахарт, товт....) вешнесть Романыч марто, а косо лиятне ульнесть, конатне Пикшнянь церат?

А ки директорось минь Сергу содатам ды кинь сон. Мон Пикшнясо арсян.



Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




Пост N: 2469
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.10 23:01. Заголовок: Миколь пишет: Мон а..


Миколь пишет:

 цитата:
Мон аздан кинь мезе уренди. Тынь седе покшт ломать содатадо кода мезе теймекс. Токо евтан минь ульнинек мордват и весе велесэ кортлясть а ней содатам минь эрзят. Те Безаев евтась. Таго кинь кодат тевтне? Минь миньс эинек сода кодат минь ломатьне. Деданок содасть, а тетянок аванок евлесть уже мордва. Народонть кадызь ды каизь сон а чумо. Мон повнян кода Михал Иваныч чинесь кода тейсть эрзянь покч чи Пикшнясо, кода весень тев тейме тергесь, кода якас начальник ланга, лездамо чи (ловсот, сахарт, товт....) вешнесть Романыч марто, а косо лиятне ульнесть, конатне Пикшнянь церат?

А ки директорось минь Сергу содатам ды кинь сон. Мон Пикшнясо арсян.




Цёра, тень кис, нама, сюконяк се цёрантень. Минь некшнынек апаро тевензэяк эсенек сельмсэ, апаро кортамонзояк эрзятнень каршо "мордвань съезднэсэ". Секскак мон меринь: сонзэ оймезэ кавтов явсь. Пелезэ - эрзянь, пелезэ - мордвань. Стака сонензэ истя эрямс. Ансяк эрьва ломанесь эри эсензэ превсэ. Инешкипазось лездассо тензэ муемс виде кинть.

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.10 23:31. Заголовок: Эрзянь нилькс пишет:..


Эрзянь нилькс пишет:

 цитата:
Минь некшнынек апаро тевензэяк эсенек сельмсэ, апаро кортамонзояк эрзятнень каршо "мордвань съезднэсэ".

Скевса. Токо Доронина март кортынь. Ули минек Болдинань районсо Пикшнясо пек эрзянь важодиця Любовь Петровна, сон евтась истя: кияк кроме Безаевдэ не посмел евтамо вал эрзянь кис. Сон скамундо стясь каршо Оренбургинь прявтонте, конась кортась, что надо кончать с эрзей и мокшей мы мордва. Сон мерсь эряви лоткавтомкс те кортамотнень и тевтнень минь ульнинек и ультям эрзят ды мокшот, истямо минденек кадтьсть наследия. И эряви весе теемс, чтобы эрзянь келесь кадувуль, а ежели Кузьмин (мокша) превезе емавтомо есиндэ кельзэ, кадык емавты.
Так что может Вы Нилькс не вкурсе его выступления, а пользуетесь слухами. После зимней сессии, когда прочел, что единственный кто выступил за эрзян был Е.И. Аношкин я специально ездил к Любовь Петровне (она была делегатом съезда) и спрашивал выступал ли Н.И. Аношкин на пленарном заседании, она ответила нет. Говорит: крикнул после голосования за членов совета, чтобы ввели туда Шаронова и Мусалева, но было уже поздно голосование прошло.
Мне кажется многое передергивается. Кого-то Михаил Иванович зацепил лично, он это может, по себе знаю.


Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




Пост N: 2472
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.10 23:41. Заголовок: Миколь пишет: к что..


Миколь пишет:

 цитата:
к что может Вы Нилькс не вкурсе его выступления, а пользуетесь слухами.



Цёра, монь лемем Эрюш Вежай. Мон парсте содаса тонь ялганть. Кунсолокшныя сонзэ ды некшныя монсь. Эсь сельмсэм. Секс мелем эсень, аволь лия ломанень пельде, мейсэ эйсэм стякодо, эйсэм апак сода, чумондат. Инешкипазось лездассо сонензэ паро тевсэнзэ. Апаро тевензэ кадык сонсь витни. Сатост превензэ ды виензэ. Паро тевензэ каршо эрзятне шнасызь. Тон вана шнат. Шнак. Тонь тевесь. Кармить лия ломантне нееме паро тевть, лиятнеяк кармить шнамо. Улест тевть. Мелесь полавтови ансяк тевсэ, аволь валсо. Мелезэм тусь валморозо, мон шныя. Аволь туе, а шнавлия. Койсэм, лия эрзятнеяк истя теевельть ды тейнить.
Ульть.

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.10 22:00. Заголовок: А вот еще его стихот..


А вот еще его стихотворение про Алену Арзамасскую.

Она — моя народна слава
ноябрь 2005

Она, эрзянской стала славой,
Восстала против палачей.
Господь на это дал ей право —
Идти супротив их мечей.

От рабства дева нас спасала,
Народный гнев в себе несла,
Судьба — к предателям попала,
Порода сучья донесла.

Её схватили, сруб сосновый
Для казни возвели, чтоб сжечь
Пришёл палач, душой грошовый
И сунул деву, словно в печь.

То темниковский воевода,
Алёну милую сжигал.
Он был из княжеского рода,
Народ поганый род проклял.

И род проклятый его сгинул,
А дух Алёны — он живой.
Хоть казни год давно уж минул,
Но образ девы в нас с тобой.

Она — величие народа,
Господь создал её для нас…
С ней дал понятие — свобода,
И звёздный наш, народный час.



Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Пост N: 124
Зарегистрирован: 23.06.09
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.10 22:10. Заголовок: Миколь пишет: Вано ..


Миколь пишет:

 цитата:
Вано содадо курок эрзянь музей панжови Пикшнясо. А ведь те тевенть кармась тейме икелей Михаил Иваныч, сон минек Болдинань администрацияньк заводизе, Мордовиясто аламошка ярмакт вейш те тевеньте. Пикшнянь ломанть тев подключил. Мон тендэ мерян мекс а кортлят те тевтнеде, сон раки, касат чаркудят.



Сермадан рузкс.

Эрзянский музей в с.Пикшень открылся осенью прошлого года. 20 февраля в Нижнем Новороде на выставке "Раськень Валдо" демонстрировался нами фильм об этом музее, который сняло ТВ и показало по местному телевидению.

Музей был открыт администрацией района по ходатайству туристической фирмы которая работает с музеем А.С. Пушкина в Б.Болдино.

Сейчас попробую показать фильм.


портал "Эрзянь ки"
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.10 22:30. Заголовок: Терюшань Сергу пишет..


Терюшань Сергу пишет:

 цитата:
Сейчас попробую показать фильм.

Сергу, слов нет вы знаете много, но купились на передачу Чуянова, а официального открытия еще не было.
Отец сказал будет где-то в июне.
А фишка дяди Миши как раз и была в том, чтобы музей работал в паре с Болдинским Пушкинским музеем. Он говорил, пусть туристы попьют эрзянского молочка, послушают песни, глядишь про нас будут знать больше. Вы ведь не знаете как пробивался дом под музей, какие были сложности. Как переводили из одной собственности в другую, хотя жили в Пикшени. Надо помогать дядя Сергу землякам, а не только критиковать.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Пост N: 126
Зарегистрирован: 23.06.09
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.10 22:38. Заголовок: Миколь пишет: Вы ве..


Миколь пишет:

 цитата:
Вы ведь не знаете как пробивался дом под музей, какие были сложности. Как переводили из одной собственности в другую, хотя жили в Пикшени.



Действительно!!! Куда мне!! В. Любаев мой сосед, дальше смысла пояснять думаю нет.....

портал "Эрзянь ки"
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.10 23:01. Заголовок: Терюшань Сергу пишет..


Терюшань Сергу пишет:

 цитата:
В. Любаев мой сосед, дальше смысла пояснять думаю нет.....

Да не беспокойся так уж дядя Сергу, что забесокоился? Смысла действительно нет.
Только директор это не есть открыватель. Надо просто честно признаться, что не знал как создавался музей и все встанет на свои места.
Извини, что я уж так прямо, но у меня работа такая, мне врать нельзя.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Пост N: 125
Зарегистрирован: 23.06.09
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.10 22:27. Заголовок: Директор музея Васил..


Директор музея Василий Никифорович Любаев, племянник эрзянского поэта П. Любаева

Об открытии музея наш портал сообщал еще год назад



Открывается эрзянский музей


В эрзянском с.Пикшень Б.Болдинского района, Нижегородской области ведется работа по открытию эрзянского национального музея, «Этно кудо».

Такую информацию сообщил В.Н. Любаев (племянник эрзянского поэта П.Любаева), назначенный на должность директора музея, пока на общественных началах. Василий Никифорович сообщил, что такое решение принято руководством Б.Болдинского района. По замыслу организаторов, создаваемый музей планируется включить в туристический маршрут.

Таким образом «Этно кудо» может стать первым эрзянским туристическим центром на земле Эрзянь Мастор.

Василий Никифорович является также автором книги о с. Пикшени, которая сейчас печатается в типографии г. Саров, презентация книги ожидается 26 сентября на праздник «Велень покш чи».


Источник "Эрзянь ки"

портал "Эрзянь ки"
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 129
Зарегистрирован: 23.06.09
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.10 23:42. Заголовок: В обществе "ЯЛГА..


В обществе "ЯЛГАТ" в Н.Новгороде, активных членов около 600 человек, участвуют в делах организации до 6000 человек, совет состоит из 12 человек. Постоянно собираемся от 6 до 60 человек.
М.Безаев.

об этом говорилось им 1 год назад, Но мне об этом не знать. не знать мне что Л. Доронина не выбиралась в качестве делегата.

Уважаемый Миколь, Вы так высказываетесь как будто вы с Б.Болдинского района, но ведь это не так!!!!

М.И. Хорош шифроваться!!


портал "Эрзянь ки"
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.04.10 01:07. Заголовок: Терюшань Сергу пишет..


Терюшань Сергу пишет:

 цитата:
Уважаемый Миколь, Вы так высказываетесь как будто вы с Б.Болдинского района, но ведь это не так!!!!

М.И. Хорош шифроваться!!

Сергу, между делом я написал научную работу, которая станет потом дипломной. Постараюсь позвать тебя на защиту. В работе будут освещены вопросы правового регулирования пользования землями коренных народов и вопросы сохранения мест их компактного проживания. К стати тему подсказал Безаев. Мы с ним нашли выход как это совместить в рамках земельного кодекса, с выдвижением идеи сохранения собственности за народами.
Что касается количества членов и так далее ответить не могу. Я с ним на эту тему не говорил, а вот то, что Любовь Петровна Доронина была избрана на районной конференции жителей Болдинского района (эрзян) делегатом 100% правда. Можете заехать, когда поедете навестить родной дом и спросить. Правда она мне сказала, что жалеет не пришлось ей съездить туда из-за празднования своего 60-летия, но к ней поздравить с юбилеем заехала вся Нижегородская делегация и ей все рассказывала Светлана Аранкулова из Акузова. Дорониной я верю, она врать не будет. Да и вы сами знаете, как она все, что связано с эрзянами принимает близко к сердцу. Помните как она поссорилась с одним человеком?
Вот такие подробности дядя Сережа, а вы этого не знали.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Пост N: 130
Зарегистрирован: 23.06.09
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.04.10 07:18. Заголовок: Миколь пишет: дядя ..


Миколь пишет:

 цитата:
дядя Сережа, а вы этого не знали.




Миколь пишет:

 цитата:
я специально ездил к Любовь Петровне (она была делегатом съезда) и спрашивал выступал ли Н.И. Аношкин на пленарном заседании, она ответила нет. Говорит: крикнул после голосования за членов совета, чтобы ввели туда Шаронова и Мусалева, но было уже поздно голосование прошло.
Мне кажется многое передергивается. Кого-то Михаил Иванович зацепил лично, он это может, по себе знаю.




Ну М.И Вы театрал!!!! Раксемкат!!!минек тев Бажецкий совси, так сон истя жё корты Павел-дэ, Павел тов, Павел тев, Павел чиезь аксялов))))))

портал "Эрзянь ки"
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 834
Зарегистрирован: 09.12.09
Откуда: Украина, Киев
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.10.10 23:20. Заголовок: Кажется мы ушли от т..


Кажется мы ушли от темы! А какое хорошее было начало!!!
Маол пишет:
цитата:
Пытаюсь нарисовать Алёну Арзамасскую, но информации о ней крайне мало. Можно сказать ничего не известно. Может поразмыслим по анализируем данного исторического персонажа, кроме того я не совсем уверен в том, что она эрзянка в силу опять таки отсутствия фактов и докозательств. Какая она могла выглядеть? Каков мог быть характер, монахиня не монахиня, эрзянка не эрзянка...в общем хочется раскрыть данную тему...

Я тоже попытаюсь:
Когда реставрируют старую картину, то иногда под слоем краски обнаруживают совсем иное...
1670 год! Это было давно (документы уничтожены и преписаны) и недавно (документы сохранились за рубежом)!
Что повлияло на создание образа Алены Арзамасской?
С точки зрения самодержавия - она преступница. В народе же верят, что она заступница. Последнее мнение развито далее историками коммунистами!
Итак, в 1670 году Алёна Арзамасская возглавила борьбу с эксплуататорскими классами! Вот ложь, которая устраивает историков и до и после 1917 года. И те и другие предпочитают рисовать Алёну Арзамасскую как "русскую" героиню. Это очень далеко от истины. Зато это замечательно вписывается в рамки кампании начатой ещё, "исторической комиссией", по указанию Екатерины Второй.
Кто забыл, напомню главные задачи той "комиссии"!
-убедить весь мир в том, что "центр" Руси находился в 1000 км. от Киевской Руси, в Орде?!
-убедить весь мир в существовании "Суздальской Руси", нигде и никогда до Екатерины не упоминавшейся!
-убедить весь мир в том, что Москва создавалась киевскими князьями.(хотя известно, что в переписи 1257 года Москвы еще не было!.
-убедить весь мир, что Московия это Русь, а жители - славяне.
-создать миф об "иге Орды", хотя Московское княжество было надёжным оплотом Орды в борьбе с оккупированными Ордой народами.

И так далее, хотя этого достаточно.
И вот вам героический образ русской женщины образца 1670 года!
А где же правда?
А правда в том, в чём ни придворные историки, ни их последователи советские "правдописцы" ,ни за что, не хотели бы признаться!
Война 1670 года не была народно освободительной, она было НАЦИОНАЛЬНО - ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ войной!
Но это ломает "праздник души" и мешает время от времени праздновать "....летие ДОБРОВОЛЬНОГО вхождения .... народа в состав России!"
Если в тридцатых годах прошлого века, учителей для эрзянских школ готовили 17 училищ, то без статистики понятен процент эрзяноговорящих в наших краях . Это 1930! А каков же он был (этот процент) ТРИСТА!!! лет назад? Переселение народов началось лет через сто с лишним! Ещё не везли крестьян с юго-запада, ещё не повалили немцы в Поволжье. Так кто там у нас жил в Арзамасе? Темникове? Саранске? И вокруг этих городов? ЭРЗЯНЕ!!!
Есть ещё один момент.
Число воинов под руководством Алены Арзамасской доходило до 2000 человек. Я не верю, что эрзяне пошли под начало к русской женщине. НУ НЕ ВЕРЮ!!! Или я вообще не знаю ничего об эрзянах и сам не эрзя! И управлять этим войском на чужом для воинов языке, думаю было невозможным.
Исходя из этого, я для себя уяснил, что Алёна Арзамасская могла быть только эрзянкой и скорее всего не монахиней "русскаого" православного монастыря, а эрзянской Озавой. Это объясняет то, почему 2000 мужчин так легко встали под её начало. Впрочем, это моё мнение. Имею право ошибиться...



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.10.10 23:55. Заголовок: Сыресь Боляень пишет..


Сыресь Боляень пишет:

 цитата:
С точки зрения самодержавия - она преступница.

С точки зрения любого самодержавия даже районного, мы все преступники и националисты. Это было и будет вечно на Руси. Приходящий к власти кормится от народа, а не работает на народ. А что на Украине разве не так?

Что касается кем Алена Арзамасская могла стать и кем была? Это вопрос жизни и смерти. Каждый человек ищет свой путь, зачастую не используя опыт предков. Она тоже искала свой путь, но как сильная личность определилась и стала исторической личностью, понимая, что ей при той власти не жить. Да и любая власть не любит тех кто поднимает голову.

Что касается где, что про нее прочитать? Ныне открываются многие тайны, но все, что связано с эрзянским, мордовским спрятано и думаю, что еще долго будет тайной.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




Пост N: 837
Зарегистрирован: 09.12.09
Откуда: Украина, Киев
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.10.10 07:53. Заголовок: МИБезаев пишет: А ч..


МИБезаев пишет:

 цитата:
А что на Украине разве не так?


Уважаемые господа (и товарищи) мелкие великодержавные шовинисты, При чём тут Украина? Вас что то задело из моего поста? Ах да, я "наехал" на "Нашу любимую Родину"? Что подвигло, тебя, Михаил, обратится к "замечательному" совковому принципу дискуссии "сам дурак"? Мол, а что, на Украине разве не так! Ну конечно же так, Миша! Так и не иначе! Как там у классика "Судьба людей повсюду та же: Где благо, там уже на страже Иль просвещенье, иль тиран."
Кстати, буду очень благодарен, друзья, если вы будете писать "В Украине", а не "На Украине". Для большинства украинцев это так же важно и принципиально, как для участников нашего форума: "Эрзя а не мордвин?".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.10.10 10:27. Заголовок: Сыресь Боляень пишет..


Сыресь Боляень пишет:

 цитата:
Ну конечно же так, Миша! Так и не иначе! Как там у классика "Судьба людей повсюду та же: Где благо, там уже на страже Иль просвещенье, иль тиран."

Прости, не хотел обидеть, просто вот то славяно-норманское общественное образование коим являлись и Киевская Русь и Московия породили определенное поведение, образ жизни в котором есть лизоблюдство, а люди имеющие честь они были всегда преступниками перед той или иной властью.
Вот то, что я хотел сказать.
Рад, что ты откликнулся на мой пост, жалею, что не получилось переговорить летом, но у меня были не простые обстоятельства и мне пришлось срочно уехать с Раськень Озкса.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор


Пост N: 183
Зарегистрирован: 27.02.10
Откуда: Эрзянь Мастор, Нижний Новгород
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.10.10 18:37. Заголовок: "Поучительные до..


"Поучительные досуги Иоганна Фриша или примечательные и вдумчивые беседы, в которых речь идет о полезных и поучительных материях, а также каждый раз сообщается о важнейших событиях нашего времени. 26 беседа. Альтона, 1677 г.:

Он [Разин] был большого роста, неуклюжим, с такими широкими плечами, каких я ни у кого не видел. Однако талия у него была, как у девушки. Его лицо достаточно ясно отражало его упорный нрав. Оно не изменило цвета до самого конца и не выказывало ни малейших признаков чувствительности.

Через несколько дней после его [казни] была сожжена монахиня, которая, находясь с ним [заодно], подобно амазонке, превосходила мужчин своей необычной отвагой. Когда часть его войск была разбита Долгоруковым, она, будучи их предводителем, укрылась в церкви и продолжала там так упорно сопротивляться, что сперва расстреляла все свои стрелы, убив при этом еще семерых или восьмерых, а после того, как увидела, что дальнейшее сопротивление невозможно, отвязала саблю, отшвырнула ее и с распростертыми руками бросилась навзничь [135] к алтарю. В этой позе она и была найдена и пленена ворвавшимися [солдатами]. Она должна была обладать небывалой силой, так как в армии Долгорукова не нашлось никого, кто смог бы натянуть до конца принадлежавший ей лук. Ее мужество проявилось также во время казни, когда она спокойно взошла на край хижины, сооруженной по московскому обычаю из дерева, соломы и других горючих вещей, и, перекрестившись и свершив другие обряды, смело прыгнула в нее, захлопнула за собой крышку и, когда все было охвачено пламенем, не издала ни звука."


"Двадцать второе продолжение «Европейского дневника», или двадцать третья часть ежедневных исторических рассказов, в которых говорится о достопримечательных событиях, произошедших в оставшиеся месяцы 1670 и в первые три месяца 1671 г. ... Франкфурт-на-Майне. У издателя Вильгельма Ферлина, 1671 г.:

Что касается Степана Разина, то он все еще доставляет московиту так много хлопот, что тот вынужден был совсем уйти из Лифляндии со своим страшным войском, поскольку [московит] доведен до такой крайности, что нуждается в помощи шведов, без которой ему, как видно, не справиться [с мятежником]. С этой целью он послал в Стокгольм полковника Стадена, урожденного рижанина, который просил [шведов] не оказывать поддержки упомянутому Разину, предлагая за это отойти от всех оспариваемых рубежей и дать шведской короне удовлетворение, как только от нее поступит помощь. 30 Все польские дворяне, находящиеся в Московии, тоже должны были пойти на выручку [войску], но назад их вернулось так мало, словно их водили на убой."

интересные факты....читал бы это Козьма Минин....

"Если в тридцатых годах прошлого века, учителей для эрзянских школ готовили 17 училищ, то без статистики понятен процент эрзяноговорящих в наших краях . Это 1930! А каков же он был (этот процент) ТРИСТА!!! лет назад? Переселение народов началось лет через сто с лишним! Ещё не везли крестьян с юго-запада, ещё не повалили немцы в Поволжье. Так кто там у нас жил в Арзамасе? Темникове? Саранске? И вокруг этих городов? ЭРЗЯНЕ!!! "

Согласен, но известно, что Выездная Слобода - это казачье село, основанное ещё в 16 веке(1554), якобы для защиты Арзамасского края в период Черемисских войн(официальная версия). Конечно скорее всего эти самые казаки эрзянами были, но почему-то об этом информации нет...не нашёл по крайней мере.


ВалдоИнеМаол, первый после самого Сергу!)))))))))))
(председатель военного трибунала эрзянь автономии по осуждению Т.Сергу)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 841
Зарегистрирован: 09.12.09
Откуда: Украина, Киев
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.10.10 19:25. Заголовок: Маол пишет: Выездна..


Маол пишет:

 цитата:
Выездная Слобода - это казачье село, основанное ещё в 16 веке(1554)


Кто говорит?
Маол, эрзяне казаками может быть и были, но этим татарским, кстати, словом чаще (из многих источников) назывались касимовские (и не только)"татары", кто то говорит и/или мещера. Т.е. казаки эти не пришли с Дона или с Днепра, а, скорее, наоборот. Кроме того наличие их и основание сёл, никак не характеризует национальный состав местности. Судите сами: Так, в 1570 г., во времена правления Ивана IV Грозного, мещёрские сторожи были расписаны следующим образом: «1) Стоять в поле. Из Алаторя 6 детей боярских и 12 казаков. Из Темникова, Кадома и Шацка 12 детей боярских и 22 человека из татар. А всего казаков 50, татар 135. Впрочем, что -то точно судить по переписаным грамотам - трудно... Наверное до сих пор с грифом секретно эта информация...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Пост N: 184
Зарегистрирован: 27.02.10
Откуда: Эрзянь Мастор, Нижний Новгород
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.10.10 19:24. Заголовок: "Донос воеводы к..


"Донос воеводы князя Щербатова Константина Осиповича (55 лет) руководителю правительственных карательных войск по борьбе с восставшими народами князю Долгорукову Юрию Алексеевичу (68 лет).

Утро 14 (28 по старому стилю) октября 1670 года: «Воеводе и князю Юрию Олексиевичу Долгорукову. Как ты, князь, велел мне идти с ратными людьми под Пои и Мамлеево и воров у беглой инокини Алёнки воевать, так я, с божьей помощью, и сделал. Бой при Поях был зело жестоким, ибо воры вышли не только пешими, но и вершными, сабельными, с пушками, кое отняли у князя Петра Урусова. Три раза сечь была лютой, и поле усеялось убитыми людьми и конями. Только ночь помешала перебить мне всех воров, и они в лесу схоронились. Их атаманы Сенька Свищев и Тимошка Белоус убиты. Воровка же Алёнка гадаю побежит с остатками людишек к Мамлееву, куда я и перекинул своих вершных и пеших, и бог даст, утром, супостатку встречу и разобью. Полоненных воров я расспрашивал с пристрастием и повесил, а ихние распросные речи посылаю тебе».

Утром этого же дня вершные лазутчики доложили воеводе: «Воров в лесу нет, пушек ни одной, порохового зелья ни единой бочки, лошадей нет, раненных не оставлено, а мука, пшено и гречка из мешков высыпаны и растоптаны».....

Кто она? Сколько ей было лет? Откуда родом? Судя по доносу воеводы Щербатова, она намного их моложе (не случайно показал их возраст), иначе Алёнкой (девчонкой) не назвал. Значит, она, Олена, была в расцвете сил, красива, умна, мужественна. Нет, это вовсе не тот портрет работы Обухова, который стал хрестоматийным – аскетическое мужское лицо, которое нам пытаются навязать мордовские издатели. По многим источникам Олена родом из-под Арзамаса, из села Выездная Слобода. В любом случае она там жила. После смерти мужа, возможно и ребенка, гибели родителей, определилась она в монастырь, где освоила грамоту...."

Аношонь Тумай "ПАЗОНЬ ТЕРДЕМА"

Поя-соседнее село Оно русское, но название-то эрзянское(Пойвеле, называют эрзяне это село)
на счёт её возраста,...каратели и Боляева назвали Акайка и Разина - Стенька. Хотя естественно, что пожилая женщина не стала бы так отважно сопротивляться как об этом пишет Фриш("...подобно амазонке, превосходила мужчин своей необычной отвагой. Когда часть его войск была разбита Долгоруковым, она, будучи их предводителем, укрылась в церкви и продолжала там так упорно сопротивляться, что сперва расстреляла все свои стрелы, убив при этом еще семерых или восьмерых...)


ВалдоИнеМаол, первый после самого Сергу!)))))))))))
(председатель военного трибунала эрзянь автономии по осуждению Т.Сергу)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 42 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 20
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет