On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Эрязо Эрзянь Масторось! Пингеде пингес эрязо! Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!Erzänj mel, erzänj kel, Erzänj Mastor! Ersän mieli, ersän kieli, ersän Maa! | Эрзя, муить ундоксот! Erzia, muit\' undoksot!

АвторСообщение
администратор




Пост N: 2111
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.10 22:42. Заголовок: Готовимся к Раськень Озкс-2010


Готовимся к Раськень Озкс-2010

Эрзят! Ялгат! Кода анокстатано 2010 иень Раськень Озксонтень?
Эрзяне! Друзья! Как готовимся к Раськень Озкс-2010?


1. Фонд "Руця", в который вхожу, подготовит и проведёт конкурс эрзянского национального костюма. Для этого учреждает три приза: 1-е место -10000 рублей, 2-е место - 7000 рублей, 3-е место - 5000 рублей. Денежный фонд собирается эрзянами г.Полярного и Санкт-Петербурга. К нему может присоединиться любой желающий. Готовятся дипломы призёрам.

2. Планирую отпуск и прибываю для оказания помощи в организации Раськень Озкс за 5-6 дней заранее.


3. Готовлю национальную эрзянскую рубашку-панар.

4. Приглашаю на Раськень Озкс родных и знакомых.

5. Набираю горсти земли в узелок (пакет) для ритуала обновления Маара.

6. Учу слова эрзянской песни-гимна "Вирев молян".


Прошу поделиться участников форума о своих приготовлениях к Раськень Озкс.

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 96 , стр: 1 2 3 All [только новые]


администратор




Пост N: 1001
Зарегистрирован: 15.11.06
Откуда: Россия
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.06.10 19:11. Заголовок: volgin Andrei пишет:..


volgin Andrei пишет:

 цитата:
Дело только за нами.



Кратко можете с формулировать Ваше предложение(от первого лица): Я предлагаю и сделаю...?
Почему спрашиваю? На форуме многие знают что что-то надо делать и уже нет смысла применять
это слово -надо, пора начинать писать я сделаю. Надеюсь поняли меня и не обидетесь...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 43
Зарегистрирован: 18.03.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.06.10 23:55. Заголовок: В условиях взятого в..


В условиях взятого в стране курса на выведение новой национальности-"россиянина" из сплава этносов населяющих нашу страну, полагаю, что-то делать необходимо начиная с себя. Оглянуться на своих дедушек и бабушек. Если они живы, то мигом записывать с их слов то что им рассказывали о их народе их дедушки и бабушки. Если их нет, то хотя бы посетить их могилы и привести их в порядок. По возможности, восстановить свою родословную как можно глубже и дальше. Узнать о своих предках: кем они были, чем занимались.Это поможет определиться с пониманием себя в этом мире и своего места в этой жизни. Воспитание в себе культурного и духовного стержня, уверен,пригодиться в будущем и поможет в трудную минуту. Банальные вещи. Но как трудно сделать первый шаг! Как трудно выкроить время чтобы порыться в родительском фотоальбоме на предмет старинных фотокарточек, вытащить из старинного деревенского сундука прадедовский панар или бережно хранимую в плотной бумаге и осыпающуюся по краям от времени и моли стопку восковых пластинок для рамок, оставшуюся от деда-пчеляка.....
По большей части "дело за нами" относится к молодому поколению до 30, поглощенному вопросами зарабатывания "длинного рубля", устроительством материальной стороны личной жизни, втягиваемого в не совсем понятные общественно-политические процессы, не задумывающемуся о своих корнях и ТЕРЯЮЩЕМУ оттого свою ДУШУ.
По большей части "дело за нами"- предложение подумать и осмыслить происходящее, направленное к растерявшимся в современных реалиях и потому сомневающимся крещеным эрзянам,никак не могущим найти лада между православием в формате РПЦ с ее догматами о "язычестве" и верой предков. Ведь вера в Христа-это тоже вера их бабушек и дедушек, то есть их предков! Однако, отказ от православия как условие присутствия и участия в Раськень Озкс-2010,кажется, НИКТО и НИКОГДА не ставил! Потому что отказавшись от Бога(в каком бы Он ни был обличии-Христа или Инешкипаза) вряд-ли такой человек будет положительным примером для других эрзян и принесет пользу.
Однако, от слепой веры в Христа тоже мало толку.Никто не хочет задуматься, либо напрочь отрицается мысль о том, что "эрзянь раськень кемемась" (ЭРК)-это тоже путь к Богу и поиск Истины. И здесь нет противоречия и конкуренции с православием. Мало кто задумывается о том, что христианство и вера наших предков столкнувшись еще в 10 веке образовали совершенно новый и неизвестный "цивилизованному" миру"сплав филосовских взглядов", который некоторые открыто называют Русским Православным Язычеством. Да, да! Что философия наших древних предков, воспитанная на эрзянской национальной вере нашла свой выход в формате христианства! И понимание этого пришло только во времена Патриарха Никона, когда при его участии Русское Православное Язычество подверглось жестоким гонениям и "отделилось" от государственной церковной власти в форме "раскольничества". А это значит, что, ЭРК-предтеча христианства на Руси, как минимум. А Римская католическая церковь соотнеся себя и "сплав" веры наших предков с христианством ужаснулось и иначе как ортодоксальной ее не назвала. Оттого и РПЦ на западе имеет название-(ROC)Russin ORTODOX Church, то есть "Русская ОРТОДОКСАЛЬНАЯ Церковь", потому, что имея общий базис-христианство все-равно МЫ не такие как ОНИ. РПЦ как управленческий институт и носитель вероучения подозрительна и чужда западной модели христианства. Оттого и диалог между Римским Папой и (ROC) до сих пор не налаживается, а церкви, в связи с различиями взглядов в методологии и трактовке не объединяются.
Влияние веры наших предков на "религию власти" и роль в ее становлении на территории РФ более, чем нам кажется. Это важно знать! А со знанием приходит и уважение. При данных обстоятельствах понятие "христопродавчества", отказа от веры, или вопросы перехода из одной веры в другую теряют свою актуальность, а значит каждый крещеный эрзянин (считающий себя таковым по генам или по мыслям) должен переживать и чувствовать личную ответственность за веру предков и Раськень Озкс...
"Дело за нами"- это и вопрос лично к себе: а кие мон и мезе мон тесе тейсть, ды теян? Если мои родители меня чему-то не научили, потому что еще раньше родители родителей не додали им этого, то я прерву эту традицию. Мои дети будут знать что их предки-эрзя и сами они-эрзя. Буду учить их гордиться своим именем, буду включать им дома и в дороге группу "Ойме" с ее "Кавто терат тикше ледить", давать какие-то основы языка. Чтоб у них был свой "нилькс", чтобы знали свои "корешки" и пускали их в землю-Мастораву, а не летали легкомысленными былинками по миру: куда ветер-туда и они...



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 653
Зарегистрирован: 16.04.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.06.10 09:24. Заголовок: volgin Andrei пишет:..


volgin Andrei пишет:

 цитата:
При данных обстоятельствах понятие "христопродавчества", отказа от веры, или вопросы перехода из одной веры в другую теряют свою актуальность, а значит каждый крещеный эрзянин (считающий себя таковым по генам или по мыслям) должен переживать и чувствовать личную ответственность за веру предков и Раськень Озкс...



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 1007
Зарегистрирован: 15.11.06
Откуда: Россия
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.06.10 19:55. Заголовок: Вопрос остается откр..


Вопрос остается открытым. Можем отложить его на какое-то время, нужное для осмысливания.

Посмотрите еще раз самое первое сообщение в теме, какие-то из пунктов плана подготовки к празднику выполнили?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 99
Зарегистрирован: 18.08.09
Откуда: РФ, Саранск
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.06.10 09:08. Заголовок: chuvashon_erzja пише..


chuvashon_erzja пишет:

 цитата:
акие-то из пунктов плана подготовки к празднику выполнили?


Я готов ехать, имею огромное желание и возможность для этого. Выучил Вейсэ, эрзят, виевтяно! )))

БУРДЮМ ИВАНОВИЧ Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 44
Зарегистрирован: 18.03.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.06.10 23:36. Заголовок: На форуме и в ин..






На форуме и в интернете по теме Раськень Озкс говорилось, что в последний раз Озкс проводился в первой половине 17 века. В актах Московского государства том 1 на стр.296 – 297 имеется следующее о том сообщение:

№ 264-й. Отписка Алатырскаго воеводы о розыске про съезд мордвы и черемис в Алаторском у. в д. Чукалъх.

Алатырскiй воевода Дмитрiй Толочановъ да подъячiй Григорiй Рукавов в отписке, полученной в Розряде 20 октября, доносили: «В твоей государеве грамоте, за приписью твоего государева дьяка Михаила Данилова, писано к нам, а велено в Алатаре в съезжей избе выписать из записных книг и велено сыскать всякими сыски подлинно: мордва и черемисы съезжались в Алаторскомъ уезде Чукалъхъ для помина родителей по отпуску ли, и кто их и сколь давно отпускал и памяти им о том даваны ли, и кто имены и которых городов и сколько котораго города мордвы и черемисы было, в не было ли у них какого воровскаго умышленья, и ка¬кое они волшебство делали, лошади секли и русских людей для чего к себе не припускали? а которые pyccкie люди в те поры (мимо) тое их деревни ехали, и они по тем людем из луков и из пист.... стреляли ль, и кого именем пострелили.... им говорили, как по них стреляли? в стреленых на ту мордву в черемису в Алаторе челобитье было ль, и раненых осматривали ль? и записка тем раненым есть ли, и что тем раненым по их челобитью учинено? и много ли на том съезде мордвы и черемисы было, и наперед сего у них такой съезд бывалъ ли, и сколь давно и в которых деревнях, и для чего съезд был, и многiе ль люди на том съезде были, и не было ль у них на том съезде какого воровскаго умышленья? да о том о всем велено к тебе, государю, отписать.
И по той твоей государеве.... грамоте того ж числа послали мы въ Алоторскiй уезд стародубца Ивана.... дина да Рословца Никиту Толбузина, а велели алаторскую мордву розныхъ дере¬вень поставити перед собою; и Иван.... и Никита Толбузин алаторскую мордву перед нами поставили, и мы против твоей государевы грамоты алаторскую мордву роспрашивали порознь. А что перед нами в роспросе сказали, и мы те их роспросныя речи послали к тебе, государю, к Москве под сею отпискою; а раненым людем роспросу и росписи на Алатаре в съезжей избе не сыскано».
Распросныя речи. 138 г. сентября в 25 д. передъ стольником и воеводою, перед Дмитрiем Никифоровичем Толочановым, да перед подьячим Григорiемъ Рукавовым алаторскаго уезда розных деревень мордва в роспросе сказали:
Дер. Игнатовы мордвин Андрюшка Игнатовъ сказал по своей вере по шерти за себя и за своих товарищей, за всю деревню: в прошлом, в 13 г., после Великодня, на семик, был де он в деревне в Новых Чукалъх у мордвина. у Соваика Мечасова, и в тот де день была деревни Старых и Новых Чукал у мордвы мольба над их родители, по вере осыпали землею — мар; а были на той мольбе Арзамасская и Нижегородская мордва с женами и с детьми, а кто именем была мордва, того он не ведает. А была де такая мольба тому де лет с пятьдесят и больше; а никакого воровскаго умышленья у них не бывало и лошадей не секли, а русских людей не припущали, что по государеве грамоте заказ нам был, что русским людем у нас у мордвы нашего молебнаго питья не пить и ествы не есть; а русскiе всякiе люди тут прiезжали и смотрили, как они по своей вере землею мары осыпали, а по них из луков и из пищалей не стреляли, а были де они на той мольбе без луков и без пищалей, только было с женами и с детьми. Да в прошлом де, в 137 г., после Великодня на другой недели в четверг была такова ж мольба в Алаторскомъ уезде у мордвы дер. Ордатовы, да дер.... чушевы, да дер. Урусовы, да дер. Тетилгъевы.
Деревни Старыхъ Чукалъ- мордвин Сустат Секшенев за себя и за товарищей своих, за всю деревню, по своей вере по шерти сказал: в прошлом де, в 137 г., после Великодня на седьмой недели в четверг была де у них мольба у пяти деревень по своей вере, как де их деды и отцы наперед сего делали, осыпали землею мары: а были на той мольбе их же братья мордва с женами и детьми их, и племя Арзамасскаго уезда дер. Кельдюшевы Чалетка Пятов с своим племенем, да Нижсгородскаго уезда, а коей деревни — того он не ведает, мордвин Ботякш Аишкеев с своим родом и со племенем, да Алаторскаго уезда розных деревень мордва: дер. Пермеевы Урняй Кузминъ да Сай Гущсвы дети своим родом и со племе¬нем, дер. Стараго Ожердева Баюш Учаев своим родом и со племенем всею деревнею, дер. Андреевки Губа Бошаев своим родом и со племенем всею деревнею, дер. Ермурзины Старко Ермелзин своим родом и со племенем всею деревнею, дер. Отяшевы Тотайко Торшанов своимъ родом и со племенем, тое ж деревни Ушам Отюшев своим родом и со племенем, и тутошних окольных деревень мордва, а сколько их но смете, того им не ведомо. А черемисы у них на той мольбе не были; а воровства и воровскаго заводу и умышленья у них никакого не было, а лошади и коровы резали свои по своей вере на ту мольбу, а русских люде к себе молебнова есть не припущали, для того, что по государеве грамоте заказ у них наперед того был, русским людем у нас у мордвы их молебнаго питья не пить и ествы не есть; а как они но своей вере мольбу делали, засыпали землею мары, и в те де поры смотрить прiезжали многie всякiе русскiе люди, а из луков и из пищалей по них не стреляли и никого не ранили, были на той мольбе без ружья. А была де такая мольба наперед сего лет с пятьдесят и больше; да в прошлом же де, в 137 г., после Великодня на другой недели в четверг была де такая ж мольба в Алаторском уезде в дер. Ордатове, да в дер. Кечушеве, да в дер. Урусове, да в дер. Тегингееве. А как они мольбу у себя делали, и у них из приказа от воеводы памятей не было.
Да алаторская ж мордва, которые тут на мольбе были, дер. Пермеевы и иных деревень, Урняйко Кузмин с товарищи, сказала по своей вере по шерти те же речи, что сказал Чукальской мордвин Сустатка Секшенев.

Помета: «Выписать в доклад из прежней и из нынешней отписки и поднести тотчас».

(Москов. ст. столб. № 54, лл. 74—80).

Вышеприведенный документ несомненно является ценным источником в котором запечатлелась одна из важнейших сторон жизни и культуры эрзянского народа-народное моление -Раськень Озкс, и его взаимоотношений с властью.
Более внимательное прочтение текста документа и анализ изложенных в нем обстоятельств позволили вкратце восстановить следующую картину нравов, обычаев, взаимоотношений того времени.
Итак, Московский Царь прослышав про необычный «съезд мордвы» через донесения государевых людей, а также по наущению иерархов от церковной власти, нетерпимых к иноверцам, оттого и вероятно доносивших царю про мордву с приставкой словосочетаний «воровские умышления», «волшебство», «стрельба по русским людям» решил получить информацию про «съезд мордвы» из разных источников и послушал рассказы о том путешествующих людей. Исходя из донесенного до его сведения и услышанного от очевидцев царь какие-либо радикальные шаги предпринимать не стал, а дал указание-«грамоту» Алатырскому воеводе разобраться на месте: что произошло на коею ответить «отпискою».
В «грамоте» перед воеводою ставились конкретные вопросы:
1.Мордва и черемисы съезжались на помин родителей с разрешения ли своих хозяев, и если да, то кто их отпустил, на какое время, из каких городов и в каком количестве съезжались?
2.Не было ли у них при этом какого-либо «воровского умышления», то есть антиобщественной или антигосударственной цели?
3.Как они молились своему Богу, а не Иисусу Христу, и почему не допускали при этом к себе русских людей, знать «волшебство делали»?
4.Безобразничала ли мордва, стреляла ли по проезжим и вообче русским людям, а те жаловались ли на то в Алатырь начальству, осматривали ли раненых и как на эти жалобы отреагировала местная Алатырская власть?
5.Много ли собралось на съезде мордвы и было ли подобное раньше?
Вот основные вопросы, волновавшие центральную власть в те годы. Характер вопросов от статистических до вопросов, касающихся государственной безопасности. Широкий, скажем прямо, спектр поставленных перед воеводою вопросов.
Широкий круг вопросов предполагает широкий спектр методов получения на них ответов. Среди возможных методов дознания в документе предлагается просмотреть все «записные книги» и «сыскать всякими сыски подлинно» -то есть другими всевозможными методами. Фактически, своеобразный карт-бланш. Очевидно, что Власть была обеспокоена непонятными сборами мордвы, которая не пускала в свои обряды и свой круг посторонних.
Однако по тексту следует, что Алатырский воевода из всех имевшихся в его распоряжении методов дознания воспользовался только «расспросными речами». Упоминания в документе о пыточных дел мастерах и близких к этому методов не имеется. Что к чести Алатырского воеводы.
Заметим, что в 17 веке между обстоятельствами по поводу которых шло дознание и методы дознания находятся в прямой зависимости друг от друга. И если бы воевода имел в последствиях озкса-смертоубийство(что на самом деле не могло быть и не было), то наверняка применил бы пытки. Следовательно, воевода в случае с исполнением царского поручения-не рьяный исполнитель-держиморда, а местная власть с признаками вдумчивости и разумности.
Вызывает уважение и действия воеводы по тактике «расспросных речей». Были выбраны двое людей-Толбузин Никита и некий стародубец Иван, чья фамилия не сохранилась в древнем тексте и перешла в книгу «Акты Московского государства» в виде многоточия, которые для большей объективности мордву «роспрашивали порознь». Результат расспросных речей-краткое описание озкса. При этом особенно отмечаются такие признаки озкса как «…мольба над их родители…», собирались на съезд «…мордва с женами и с детьми…», «…никакого воровскаго умышленья у них не бывало…»,«…из луков и из пищалей не стреляли, а были де они на той мольбе без луков и без пищалей…». Итак, отсутствие угроз центральной власти мирный, я бы сказал- семейный характер Озкса налицо. Это определило наперед отношение светской, государственной власти к эрзянам, их вере и культуре, но не отношение официальных религиозных деятелей...
«А русских людей не припущали»,- объясняет воевода словами Андрюшки Игнатова-«что по государеве грамоте заказ нам был, что русским людем у нас у мордвы нашего молебнаго питья не пить и ествы не есть». Упоминание о государевой грамоте не употреблять русским молебной еды и питья свидетельствует об осведомленности центральной власти о мордве как таковой и ее вере. Негативно-подозрительное к ней отношение обусловлено в первую очередь желанием владеть и управлять территориями и людьми ее населяющими («…кто их и сколь давно отпускал…», «…которых городов и сколько котораго города мордвы…»), а уж потом религиозными претензиями и религиозным характером московской власти, («…какое они волшебство делали…»).В продолжение мысли отвлечемся и вспомним, что через сто лет не светская, а религиозная власть в лице Епископа Сеченова в 1743 году основываясь и используя указ Сената по которому велено было все татарские мечети «новопостроенныя за запретительными указами, а наипаче в таких местах, где татары, восприявшие веру греческого исповедания, жительство имеют, сломать и впредь строить отнюдь не допущать» не задумываясь открыл «крестовый» поход против мордвы. (Снежневский).
Тем не менее повлиять радикально на ситуацию со съездом мордвы ни местная, ни центральная власть, ни даже религиозная в 17 веке пока не могут.(Московия была еще слаба после Смуты).
Из текста донесения воеводы так же следует, что кроме моления в дер.Чукалы подобные же озксы проходили и в других деревнях. Приводится их перечисление: в дер. Ордатове, в дер. Кечушеве, в дер. Урусове, в дер. Тегингееве. Разрешение на них мордва не спрашивала-«…у них из приказа от воеводы памятей не было...».(Жители вышеуказанных деревень, полагаю, должны гордиться своей родиной, предками и языком!)
«А черемисы у них на той мольбе не были». Это еще одно интересное обстоятельство, которое ставит под сомнение утверждение о братском захоронении под дер. Чукалы марийских, чувашских, эрзянских и др. воинов. Развивая мысль-Озкс в дер. Чукалы изначально имеет не финно-угорский природу, а чисто эрзянскую, что, впрочем, вовсе не исключает участия в нем представителей других национальностей. Наоборот- только его обогащает.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 2638
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.07.10 23:24. Заголовок: volgin Andrei пишет:..


volgin Andrei пишет:

 цитата:
Вышеприведенный документ несомненно является ценным источником в котором запечатлелась одна из важнейших сторон жизни и культуры эрзянского народа-народное моление -Раськень Озкс



Сюконян, ялга, паро мельполадксот кис.= Благодарю, друг, за хороший комментарий.

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 705
Зарегистрирован: 16.04.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.07.10 23:28. Заголовок: volgin Andrei пишет:..


volgin Andrei пишет:

 цитата:
«А черемисы у них на той мольбе не были». Это еще одно интересное обстоятельство, которое ставит под сомнение утверждение о братском захоронении под дер. Чукалы марийских, чувашских, эрзянских и др. воинов. Развивая мысль-Озкс в дер. Чукалы изначально имеет не финно-угорский природу, а чисто эрзянскую



Андрей, спасибо!!! очень ценный материал и замечание в отношении исключительно эрзянской природы Раськень Озкса!!!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 2659
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.07.10 12:05. Заголовок: Течи сырган Раськень..


Течи сырган Раськень Озксов.

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 2660
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.07.10 07:20. Заголовок: 2010 иень Раськень О..


2010 иень Раськень Озксось ютавтовсь. Учотано тосо улицятнень пельде валт-мельть сонзэ кувалма. Мезесь мельс тусь. Мезесь эзь. Кодамо лезэ кандсь сонсь тосо улицясь ютавтомазонзо.

Раськень Озкс 2010 состоялся. Ждем от участников впечатлений, мнений, фоторепортажей. Что удалось, что нет. Какую посильную помощь оказал сам участник проведению Раськень Озкс.

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 722
Зарегистрирован: 16.04.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.07.10 22:59. Заголовок: Валт-мельть 2010 иен..


Валт-мельть 2010 иень Раськень Озксось кувалма

Раськень Озкс начался для меня за два дня до его непосредственного проведения. В Большое Игнатово меня и Людмилу Круглову – эрзянку из Челябинска, привез Олег - сын талантливого резчика Александра Алексеевича Наумова. С Александром Алексеевичем я познакомилась в июне-месяце на выставке резчиков в городе Сестрорецке, незадолго до своей поездки на Раськень Озкс. Хватило и дня, чтобы почувствовать жизненные устремления друг друга и успеть подружиться. Александр Алексеевич – умелец на все руки: он не только великолепный резчик, но и опытный печник, мастер по каминам, ему, как никому другому, подходит меткая эрзянская характеристика «кедьсуров». Именно ему и было поручено изготовление священного Штатола для Раськень Озкса.
Работы были в самом разгаре. Необходимо было нарастить штатол до требуемой высоты. Мне посчастливилось принять участие в этом ответственном процессе – ломать хворост для костра, на котором разогревался воск – шта. Костер при этом не должен быть слишком большим, так как нельзя допускать закипания воска. После отливки штатол необходимо как можно скорее охладить, чтобы воск застыл и штатол принял правильную устойчивую форму. На изготовление священной свечи уходит 250 кг воска, при цене 300 руб. за килограмм нетрудно подсчитать, что общая стоимость составляет 75 000 руб. К счастью, эрзянские пчеловоды понимают значимость Раськень Озкса, и, по мере возможности, помогают собрать необходимое количество воска-шта.
Для проведения Раськень Озкса были направлены бюджетные средства, которые использовались по моим наблюдениям на следующие мероприятия:
1) Установка сцены для праздничного концерта и ее демонтаж по окончанию;
2) Концерт фольклорных ансамблей;
3) Предоставление и доставка до места проведения и обратно радиоаппаратуры;
4) Приобретение жертвенного быка;
5) Устройство палаточного городка;
6) МЧС, скорая помощь, милиция;
7) Питьевая вода;
8) Скамейки для зрителей, которых было явно маловато.
Возможно, что-то выпало из поля моего зрения, не обессудьте, это не сознательно, а всего лишь от недостатка информации. Но мне было бы небезынтересно посмотреть хоть краем глаза на отчет о постатейном расходовании денежных средств на проведение Раськень Озкса. И думаю, что такую информацию мордовские чиновники обязаны опубликовать, так как речь шла о значимой сумме.
Что бросилось в глаза и не понравилось? Это практически полное отсутствие рекламной компании о предстоящем проведении Раськень Озкса в самой автономной Республике. Мордовия обошла молчанием это знаковое событие, и мало кто из ее жителей был в курсе, что именно проходило на мааре у села Чукалы Большеигнатовского района. Чиновники Мордовии пытались, на мой взгляд, извратить саму суть Раськень Озкса, нарушить сакральный характер всеэрзянского моления. Именно с этой целью и была установлена концертная площадка практически у подножия священного маара, именно здесь мордовские функционалы начали свои «праздничные» песнопения, именно отсюда шла постоянная угроза для эрзянского священнодействия.
Но всё же, моление состоялось несмотря ни на что. Состоялось то, ради чего съехались на эту молельную поляну эрзяне со всех концов России, то, во имя чего каждый из нас привез сюда горсть своей родной земли, на которой мы в настоящее время живем, трудимся, мечтаем, растим детей. Мы возложили эту землю на курган наших предков, тем самым дав им знать, что эрзяне живы, что время последнего часа еще не пробило, что у нашего народа есть жизненные силы, а, значит, есть будущее.
Да, преемственность поколений, к сожалению, нарушена, сакральная цепь разорвана. Но мы пытаемся вновь и вновь ее связать, восстановить разорванное звено.
Взявшись за руки, ощущая горячую ладонь рядом стоящего, скандируя:
- ЭРЗЯТ, САДО!
- ЭРЗЯТ – ЯЛГАТ!
- ЭРЗЯТ – ЭРЗЯТ!!!
мы шли в одной цепи, спирально ее закручивая, и с каждым витком спирали чувство ЕДИНЕНИЯ росло в нас. Кто был в той цепи, тот ощутил это несомненно. Причем, в центре спирали подъем был столь велик, что люди просто бросились в едином порыве обнимать друг друга. И я поняла, что это и есть тот самый главный миг, ради которого я здесь. Для меня это был самый мощный аккорд, тот самый сакральный смысл, который я стремилась постичь.


<\/u><\/a>


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 571
Зарегистрирован: 09.12.09
Откуда: Украина, Киев
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.07.10 09:51. Заголовок: Шумбрат уледе, ялгат..


Шумбрат уледе, ялгат!
Танюш пишет:

 цитата:
Но мне было бы небезынтересно посмотреть хоть краем глаза на отчет о постатейном расходовании денежных средств на проведение Раськень Озкса. И думаю, что такую информацию мордовские чиновники обязаны опубликовать, так как речь шла о значимой сумме.


Было бы очень интересно, но ни за что не напечатают...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 2662
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.07.10 09:51. Заголовок: Сюконян, Танюш!..


Сюконян, Танюш!

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 214
Зарегистрирован: 26.09.08
Откуда: россия, бугуруслан
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.07.10 10:54. Заголовок: Сюкпря монь пельдеяк..


Сюкпря монь пельдеяк - таго эзь лисе пачкодемс ды валдо мельсэ сёрмадозесь кенярдовтымим.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 45
Зарегистрирован: 18.03.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.07.10 17:33. Заголовок: 11 июля 2010 года 0..


11 июля 2010 года 01.00 часов. Ночь. Я въехал во двор советского проекта панельной пятиэтажки, где находится квартира, в которой живу. Невдалеке у соседнего подъезда на лавочке сидела группа молодых людей. Пили, кажется, (точно не разглядел) пиво и разговаривали на молодежном наречии великого и могучего языка. (Слух не подвел).
Где я? Неужели дома? После 11 часов "беспосадочного" переезда на «Камазике» и около 700 км. расстояния я снова дома! В славном городе герое-Набережные Челны! Не верится! Хотя нет, лукавлю. Лукавлю, что дома, лукавлю, что в славном… Еще как посмотреть, ведь там где я живу нет такого празника как всеэрзянский праздник «Раськень Озкс-2010», который проводился 10 июля 2010 года в течении одного дня в с. Чукалы Большеигнатовского района Республики Мордовия.
И ощущение дома у меня не терялось. Потому что в доброжелательной обстановке среди впервые увиденных мною людей (но единомышленников и друзей-однозначно), в атмосфере эрзянской языковой среды чувствовал себя очень комфортно. Проще-своим среди своих.
Кажется, что один день, в течении которого проводился праздник-всего лишь миг в бесконечной череде событий. Но только не для эрзянского народа! В течение этого дня участниками «Раськень Озкс-2010» перед гостями была приоткрыта и продемонстрирована забытая многовековая славная история наших великих и древних предков.
Не вдаваясь в подробности «Раськень Озкса-2010», которые известны всем желающим, можно утверждать, что праздник удался. Это сомнению не подлежит. Однако, не могу обойти своим вниманием некоторые моменты организации и проведения праздника.
Итак. Малая анонсированность мероприятия. Несмотря на то, что Раськень Озкс носит статус государственного праздника в Республике Мордовия, о нем практически ничего неизвестно ни в самой Республике, ни в ее столице-Саранске. На въезде в Мордовию из Ульяновской области кроме буквенной стеллы-обозначения «РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ» меня встретил выцветший от солнца плакат-постер с изображением женщины в национальном костюме и более чем странной надписью, смысл которой заключался в следующем: «Республика Мордовия-территория свободная от наркотиков». Не совсем понятно, что этот плакат-постер хотел мне сказать как гостю, едущему на Раськень Озкс?
Ориентируюсь по своим впечатлениям. По ним и пишу. Для сравнения: в Татарстане его многонациональный народ обязательно поделится с Вами своей радостью и вежливо напомнит о скором проведении национального праздника-Сабантуй, в селе, в городе, в столице…
Боюсь ошибиться, но на всем протяжении трассы от Морга Велесэ до Саранска других плакатов-постеров не встречал. Боюсь ошибиться. То же самое в Саранске. То же самое от Саранска до Б.Игнатова.
Довелось немного послушать местного радио. Про Раськень Озкс-ни слова, но зато узнал, что в честь единения в Саранске выстроят мордовскую деревню…Чудно! (ударение на букве «о»)
Более или менее серьезное официальное упоминание о Раськень Озксе встретил только на растяжках при въезде в Б.Игнатово и на въезде на само место проведения Озкса. Итого-два. Но если бы не самодельные деревянные указатели, прикрученные к бетонным столбикам где-то скотчем, где-то вбитые в землю с надписями, выполненными от руки: «Раськень Озкс 6 500 м.» и т.д., коих было не менее четырех, я бы долго еще плутал по местным асфальтовым и грунтовым Большеигнатовским дорогам. Кто их поставил-сюкпря тонеть.
Не совсем понятно: как самодельные деревянные указатели, карта праздника и расписание мероприятий, выполненные вручную фломастером сочетаются с государственным статусом проводимого события? Негосударственный подход, но дело людей с активной гражданской позицией. Кто этим занимался-спасибо им.
Далее. Не совсем понятно: как обрядовый праздник родового моления сочетался с реализацией (платной и бесплатной) крепких спиртных напитков. Между прочим, среди них была и водка «Эрзя». Нонсенс. Неужели водка-испокон веков национальный напиток? Для мордвы-возможно. Но не для эрзи.
Не совсем понятно: почему ребята из ульяновской области привезли на Озкс сувенирную продукцию с надписью на кепках и футболках: «Мон ЭРЗЯ», «Международный ЭРЗЯНСКИЙ фестиваль Раськень Озкс-2010» (упор на ЭРЗЯ, думаю, понятен), а в 15-20 метрах расположился какой-то (официально-государственный) лотерейный ларек с «мордовской» агитацией за «мордовский миллион» (с упором на МОРДВУ, естественно)? Что, неужели в Ульяновской области живут эрзя, а в Саранске-только мордва?
Неужели в Саранске не понимают бесперспективность борьбы за «мордовский миллион», потому что национальное самосознание и эрзянский язык с колен эта акция не поднимет, и сокращение школ с изучением эрзянского языка не остановит. Ведь люди, поняв это, быть «мордвой» и иметь дело с «мордвой» не захотят, а даже без одного эрзи миллиона никогда не соберется!...
Боюсь ошибиться в количестве людей на празнике, но что-то около 3,5 тысяч человек. В основном из близлежащей местности, откуда легко и быстро можно приехать на Озкс. Но география прибывших, судя по номерным знакам автомобилей была заметно шире: Украина, Самарская, Ульяновская, Пензенская области, Татарстан. Часть прибыли на личных автомашинах, часть на автобусах. Это значит, что автобус или машина, например, из Самары должны ехать всю ночь, чтобы поспеть утром к началу Озкса. Либо необходимо приехать накануне вечером. Но негде переночевать. Не совсем понятно, почему в Большеигнатове или поблизости нет возможности построить гостиницу, чтобы люди к началу Озкса были выспавшиеся и отдохнувшие, а не сразу с дороги? Места много, молодежи пойдет и в палатке, а вот старшему поколению-не уверен.
Не совсем понятно: неужели Раськень Озкс-это дело только прибывших на праздник людей? Неужели всех эрзян и мокшан, живущих в России и за ее пределами всего-то 3,5 тысячи человек? Да нет, конечно. Людей на Озксе было много, но будь гостиница-народу было бы еще больше!
Недостаточное официальное информационное обеспечение через СМИ о предстоящем празднике и недостаточная инфраструктурная обеспеченность-это про то-чего не хватало. Зато национальной «мордовской» символики на кепках молодых ребят, державшихся группой и наблюдавших за выборами на Эрзянь Атянь Эзем было предостаточно. «Мы- мордва! Сохраним национальность-сохраним себя!»-читалось на них.
«Мы- мордва…сохраним себя!» Господи-Азор-Инязор! Задумывались ли эти ребята, что наименование «мордва»-это чужеродная для эрзян приставка, данная русскими. В древнерусских летописях «мордвой» обозначались дикие, живущие по своему закону, непонятные и потому чуждые для русичей племена. Судя по тем же летописям русичи ходить в гости и печь пироги с «мордвой» не собирались. Прошло время, и «мордва» обрусела, превратившись в русского мужика. А историки и этнографы уже по эрзянскому национальному костюму изучают и восстанавливают русский национальный костюм, свадебный обряд и т.д. Эрзянский женский костюм занимает первые места на выставках за границей, а остатки эрзянского и мокшанского народов упорно не хотят признавать под их самостоятельными наименованиями, сызмальства вдалбливая: «Ты мордва.., ты мордва.., ты мордва!». Апофеоз- акция «мордовский миллион».
Какой-то нонсенс! Задумывались ли они, что наши предки никогда не звали себя: «Минь мордвась!», но звались: «Минь ЭРЗЯТ!»? Задумывались ли они, почему фраза: «Мы- мордва…сохраним себя» написана по-русски, а не по-эрзянски или по-мокшански? Да потому что по-эрзянски: «Минь мордвась!» звучит абсурдно и оскорбляет память наших древних и великих предков. Задумывались ли они в связи с этим: КТО хочет сохранить «мордву», КАКУЮ «мордву» и для КОГО?
Не забота ли это-такими лозунгами сохранить себя для русских больше, чем сохранить самих себя для себя и своих будущих поколений…?
Однако, пестрящие кепки «Мы-мордва!» справедливости ради понемногу, но все же растворялись в потоке бело-красно-черных цветов национальных костюмов прибывавших на Озкс эрзянских женщин. И возле Маара уже стали появляться точно такие же, но другие кепки, в которых надпись: «Мы мордва!» была закрашена, и над ней от руки выведено: «Минь эрзят». Отрадно. Это значит, что на смену чуждому наименованию «мордва» (морденс-мор-общая смысловая нагрузка синонимического ряда, обозначает понятие «СМЕРТИ») приходит родное национальное самоназвание-«ЭРЗЯ» (эрий-эриця- общая смысловая нагрузка синонимического ряда обозначает понятие-«ЖИЗНИ»). Это значит, что ЭРЗЯНЕ ВЫБИРАЮТ ЖИЗНЬ! И свой, отличный от официального путь сохранения и развития нации!
На «Раськень Озксе-2010» прошли очередные выборы Инязора всего эрзянского народа. Они привлекли не меньшее внимание, чем мероприятия официальной части, проходившие в стороне. А по своей важности и значению, наряду с зажжением Штатола, произнесением озолмы и др. были, по моему мнению, наиболее содержательным событием Озкса.
Из всех впечатлений не могу подобрать слова, чтобы описать как дышал и не надышался знойным воздухом Раськень Озкса, как слушал и ненаслушался, доставлявшей удовольствие красивой эрзянской речью от окружавших меня представителей старшего поколения и молодых ребят моего возраста (вот удивительно!) и совсем еще юных 9-13 летних девчушек.
Да, было много хорошего, но жаль, что не все хорошее удалось увидеть. Не до конца налюбовался красивыми резными фигурками, не до конца присутствовал на конкурсе национального эрзянского женского костюма, не довелось поговорить подольше с кем хотел. А всему виной-кузнечики, в изобилии прыгавшие в разные стороны из-под ног, от которых в восторге был мой 6-летний сын Даниил и который тянул за руку вместе с ним их ловить. Не сержусь на него. Он-мое будущее. С ним, для него и ради него приехал на Озкс.
Уезжал в 14.00 часов. Не удалось остаться до самого конца. Впереди предстояла дальняя неизвестная дорога через просторы Нижегородской области и Республики Чувашия. Но с собой увез дружеские эрзянские рукопожатия с добрыми пожеланиями скорейшей встречи, кусочек ароматного воска от Штатола, чтобы напоминал запах Раськень Озкса, да намоленные священные хлеба, которые по приезду через жену-рузаву с чистым сердцем (священный хлеб-чистые мысли) передал не очень любимой теще-рузаве и приехавшим с ее стороны гостям из Израиля в качестве дара и напоминания об Эрзянь Мастор, и которыми я и мои близкие поминали своих предков на Петров день (Велень Озкс), проходившем 12 июля 2010 года Татарстан енксо, Черемшанбуень, Ташто Кутушвелесэ калмолангсо. Да, еще кепку-подарок из рук самого Кшуманцянь Пиргужа, Инязора всего эрзянского народа моему сыну Даниилу, чья голова не засорена «мордовскими» штампами, как у иных взрослых, но который по моему наущению вполне понятно и ясно уже сейчас гордо может произнести: «Мон эрзянь ломань!».


http://s43.radikal.ru/i101/1007/50/7c88fb284084.jpg<\/u><\/a>


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 2670
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.07.10 18:00. Заголовок: :sm36: ..




Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 96 , стр: 1 2 3 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 8
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет