On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Эрязо Эрзянь Масторось! Пингеде пингес эрязо! Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!Erzänj mel, erzänj kel, Erzänj Mastor! Ersän mieli, ersän kieli, ersän Maa! | Эрзя, муить ундоксот! Erzia, muit\' undoksot!

АвторСообщение



Пост N: 21
Зарегистрирован: 23.06.09
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.12.09 20:08. Заголовок: Бинарность мордвы


Читая форум Мелькужо, понравилась предложенная идея одного из участников, воплощаю ее в жизнь.


УВЫ, ПОГАСИТЬ ПЫЛ КРИТИКИ ЕМЯ НЕ УДАЕТСЯ

ТОСТЫ PR-КОМПАНИЙ

***

Принимая решение быть или не быть Единому Мордовскому, хочу пожелать осознать все возможные последствия его создания для еще живых эрзянского и мокшанского языков. Хотелось бы, чтобы решая судьбу языков, делегаты 4-го мордовского Съезда руководствовались прежде всего собственными этическими критериями, а не номенклатурными выкладками и доводами разного рода научных и административных авторитетов. В сентябре в Московском Доме национальностей в рамках выставки-презентации состоялась достаточно мощная PR-компания по внедрению в сознание московских представителей эрзянской и мокшанской диаспоры правомочности термина Мордва и как следствие необходимости создания ЕМЯ. Сам регламент мероприятия не предполагал диалога или дискуссии на эту тему и создалось впечатление, что вопрос этот в Москве нареканий и возражений не вызывает. При всем моем уважении к выступавшему Николаю Федоровичу Мокшину, как к автору интересных книг по истории и быту эрзянского и мокшанского народов, выступление его не отличалось новизной и было, чего греха таить, крайне популистским. Высказанная им в начале выступления мысль, что вопрос, как именовать народ, должны решать не его представители, которых Николай Федорович назвал почему-то агрономами и специалистами по колорадским жукам, а ученые-историки и лингвисты, мне не понятна, более того—противна. Я всю жизнь думал, что именно народ выбирает себе Имя, причем не в угоду кому-то или чему-то (я имею ввиду иностранные летописи и манускрипты). В этом истинная суть понятия СВОБОДА—самому выбирать Имя, Бога, Путь. Если же иначе, то завтра кому-то придет в голову добавить к термину Мордва прилагательные из тех же древних русских летописей, а что тогда - кем будем? Боюсь провокаций в адрес газеты, но уж такие ученые мужи, как Николай Федорович, должны эти прилагательные знать, поэтому их не перечисляю.

Выстроенный им лингвистический ряд, ЛИТВА-ТАТАРВА-МОРДВА, также, на мой взгляд, не состоятельный. Нередко бываю в Литве - поэтому знаю, самонаименование государства литовцев -LIETUVA принято ими не в угоду восточного соседа. Более того, упомянутый далее термин ТАТАРВА , лучше бы вообще выступающим не упоминался. Если в русских летописях МОРДВА упоминается не так часто, то насчет ТАТАРВЫ еще школьные учебники по истории высказались однозначно и крайне негативно.Термин этот нынешние учебники не упоминают и ,наверное, правильно делают, ибо и в официальных исторических документах и летописях нередко использовались откровенные ругательства. А с учетом того, что с Литвой и с ордынцами у русских в те давние века были в основном враждебные отношения, то и сам отказ от термина МОРДВА был бы признаком истинного содружества русского, эрзянского и мокшанского народов.

У эрзи и мокши название соседа практически не отличается от самонаименования русских, почему тогда так яростно отстаивается явная ассиметрия имен народов? В общении с людьми я не стесняюсь называть себя эрзянином, при этом на недоуменные вопросы несведущих, объясняю, что эрзя и мокша известны русским и другим народам, как мордва. Многие слушают с непоказным интересом, удивлением и уважением. Истина проста, только уважающие себя будут уважаемы другими. Есть опыт двойного (федеративного и республиканского) наименования субъектов Российской Федерации, чем не компромиссное решение и кто решил, что эта тема закрыта и не подлежит реанимированию. Да и сама РФ, кому—Россия, а кому—Российская Федерация.

Упомянул Николай Федорович и пресловутую бинарность мордвы, как бы, даже с сожалением.

Но подробно останавливаться на вопросе, как данная бинарность возникла, не стал. И здесь тоже есть доля спекулятивности, нежелания преподносить истинные факты. Очевидно, что нельзя связать единый мордовский панар, когда традиции его шитья разные. Бинарность мордвы вынуждает любого здравомыслящего, руководствующегося элементарной логикой, признать, что нет единой мордовской истории, культуры, что эрзя и мокша шли каждые своим нелегким путем, не только впитывая культуру и традиции соседей, но и взаимно обогащая их.

Уже этих факторов достаточно для того, чтобы эрзя и мокша чувствовали себя равноправными членами большой семьи. Уважение к представителям другого народа и заключается в признании за ними права на их собственную историю, традиции, языка, имени. Для меня лично, мордвин—человек предубежденный, не знающий, не видящий или не признающий различий между двумя народами, стесняющийся родного языка.

Популизм доклада Николая Мокшина заключался и в том, что использовал некрасивый, на мой взгляд, прием захваливания мордвы, по принципу лучше переборщить, чем недосластить. Факт, что финно-угры в значительной степени участвовали и продолжают участвовать в этногенезе русских, был преподнесен не как очевидный факт, а как, только вчера выявленная докладчиком, сенсация. Конечный призыв оратора при очередной переписи записываться всем мордвой меня, не убедил. Я подумал, наверное, так в средние века, вербовали по глухим деревням наемников из невежественных крестьян. И факты однобоки, и все как-то просто, незамысловато, без проблем.

Следующим в Доме национальностей выступил Келин Иван Иванович. Я не понял, почему высказанная им мысль, что через несколько лет необходимость в мокшанском и эрзянском языках отпадет, не вызвала никакой реакции зала, даже вздоха сожаления. А ведь выступал директор республиканского книжного издательства, не понаслышке представляющем истинное положение языков и их печатного выражения. Поэтому обращаюсь к делегатам - если вы не те же равнодушные и праздные, задумайтесь! Честно, положа руку на сердце, ответьте самим себе: не пользуетесь языком эрзянским или мокшанским сегодня, будете ли говорить на едином мордовском завтра? Если нет, то или воздержитесь от голосования, или проголосуйте против ЕМЯ. Значит, НЕ ВЫ вправе решать и судьбу ЖИВЫХ языков. Иначе, не напомнит ли вам это, как выносились приговоры инквизиторами разных времен и народов? В создании «языка межэтнического общения» нет необходимости, такой язык уже есть и большинство им владеет лучше родных. Не лучше ли принять меры по популяции живых языков по примеру Марий Эл.

Были и еще нарекания в адрес Ивана Ивановича в связи с его оскорблениями Александра Шаронова, но об этом не на этот раз. Скажу лишь, что и здесь прием использовался некрасивый - присвоение титулов и имен в отсутствии оппонента в народе именуется оговором и часто имеет обратный эффект.

Еще раз напомню , что данная PR -компания была организована под эгидой республиканского комитета по национальной политике. Такова текущая официальная национальная политика и, надеюсь, в ваших, делегатских, полномочиях, влиять на нее.

Напоследок. Наш соплеменник, адмирал и сенатор Мордвинов, еще в начале 19-го века озвучил мысль, руководствоваться которой призываю вас, представителей эрзянского, мокшанского, мордовского народов. «Человек, будучи существо, подвластное страстям и подверженное ошибкам разума, имеет ли право по природе своей, отнять у подобного себе то, что, при раскаянии, не в силах он вернуть?

Искренне Ваш Борюшонь Андямо, г.Москва


Елена Ч. поясняет о чем идет речь: Дуализм / двойственность. Основная характеристика всех природных процессов, поскольку они содержат в себе две противоположные фазы или стороны. При усложненном подходе двойственность представляет собой систему, основанную на взаимно уравновешенных силах противоположных полюсов. Фазы, или стороны, могут быть симметричными (т.е. одинакового размера и силы) либо ассиметричными, последовательными, одновременными. Примерами двойственных последовательных фаз: день и ночь, зима и лето,



Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 44 , стр: 1 2 All [только новые]





Пост N: 40
Зарегистрирован: 22.03.10
Откуда: казахстае, караганда
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.10 08:02. Заголовок: Терюшань Сергу пишет..


Терюшань Сергу пишет:

 цитата:
Дуализм


как по вашему на каком языке призывали рюриковичей новгородские словене и меря
вот вам истоки двойственности
судя по летописи финноугры были равноправны с русами
австровенгерская империя -разговаривала на смешаном готско-венгерославянском языке-то же элементы дуализма
рязяне и эрзяне -это что
мы имеем дело с асиммиляцией,кто у власти тот и правит языками
-я думаю это затянувшийся исторический процесс по ассимиляции эрзян словянами
посмотрите на карту франции 888 года ,она состоит из разных провинций,говорящих на разных языках
а сегодня франция единная и язык у них один государственный и шансов на отделение как у басков от испании почти нет
касаясь сегодняйшей мордовии,так количество мокшан+эрзя не является большенством
предположим власть станет ориентироваться на эрзян,а их всего 30 процентов значит она слетит при первых же демократических выборах


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Пост N: 25
Зарегистрирован: 27.02.10
Откуда: Эрзянь Мастор, Атиньбиё
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.10 10:31. Заголовок: слетит в любом случа..


слетит в любом случае, существование эрзянского народа не выгодно, т к исторические факты, связанные с эрзянским народом не соответствуют "исторической концепции" (православная вера - всегда добровольна, Ю.Всеволодович - святой князь, "добровольное присоединение" и мн. другое). История эрзя народа полностью противоречит этим убеждениям, а вот мокшанская история вполне под них подходит(Пуреш(мокшень оцязор) воевал на стороне владимирского князя против эрзянского инязора Пургаза во времена начала колонизации, мокшане не поднимали восстания против насильной христианизации).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 2360
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.10 22:49. Заголовок: Маол пишет: мокшане..


Маол пишет:

 цитата:
мокшане не поднимали восстания против насильной христианизации).



Может потому, что они побывали и в мусульманстве? Легко меняют веру в зависимости от обстоятельств? Вчера - мусульмане? Сегодня - в РПЦ. Завтра? В конфуцианстве?

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1871
Зарегистрирован: 01.07.08
Откуда: Н.Новгород
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.10 22:57. Заголовок: Эрзянь нилькс пишет:..


Эрзянь нилькс пишет:

 цитата:
Завтра?



Думаю мусульмане

Портал "Эрзянь ки". http://www.erzan.ru/
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO http://erzianraske.forum24.ru/
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 44 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 32
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет