On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Эрязо Эрзянь Масторось! Пингеде пингес эрязо! Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!Erzänj mel, erzänj kel, Erzänj Mastor! Ersän mieli, ersän kieli, ersän Maa! | Эрзя, муить ундоксот! Erzia, muit\' undoksot!

АвторСообщение
администратор




Пост N: 306
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.04.07 20:39. Заголовок: Съезд мордвинизаторов-эрзянофобов.



Съезд мордвинизаторов-эрзянофобов.
Дата:
2005-01-13

Так можно назвать состоявшийся в ноябре 2004 года в г.Саранске 4-й мордовский съезд. Закрытость, кулуарность, эрзянофобия, замалчивание и обход проблем выживания эрзянского и мокшанского народов - такова была атмосфера этого мероприятия на фоне катастрофического трёхсоттысячного сокращения двух финно-угорских народов за последний всего лишь десяток лет.
Эта атмосфера, созданная организаторами съезда, объяснима с точки зрения политической ситуации в России в целом, так и в регионах. Политика, называемая "курсом укрепления вертикали власти", входит в противоречие с оставшимися от периода демократического всплеска формами выражения интересов народов в виде их съездов. Запретить, отказаться от проведения съездов властям - ещё нельзя. Проводить их, соблюдая демократические нормы, - уже нельзя.
А если проводить - значит, никуда не денешься. Надо дать там народу хоть что-то сказать. Осталось только взять под контроль это "что-то".
Мордовскому съезду (а он действительно был мордовским, а не эрзянским. Может мокшанским?), эта контрольная функция удалась замечательно.
Список выступавших был утверждён заранее. Задача недопущения нежелательных ораторов из числа эрзянских "раскольников" была воплощена в жизнь русскоговорящим президиумом. Этот съезд был самым "русскоговорящим" по ведению и выступлениям. Для тех, чьи выступления были "нежелательны", была заготовлена отговорка: "Вы записались позже других, можете выступить на какой-нибудь секции".
Чтобы не было "лишних проблем", его организаторы не выствили микрофон в зале. Он появился только на последнем заседании в третий день. Установка - исключить нежелательные выступления на пленарных заседаниях, была выполнена. Это удалось.
Самостоятельный выход к трибуне Эрзянь Инязора, Председателя Фонда спасения эрзянского языка Мусалёва Григория Дмитриевича (Кшуманцянь Пиргуж), его взволнованное обращение к залу и президиуму съезда, вызвало агрессивную реакцию его консервативной (или невежественной?) части, его нетерпимость выслушать иное, не совпадающее со сценарием мнение о положении Эрзя народа. Президиум съезда не остановил оскорбительные выкрики из зала. Подобное происходило и при оглашении мной итогов заседания Эрзянской межрегиональной секции. Когда я уже садился на своё место, сзади сидевший мокшанин (не думаю, что он представляет замечательный мокшанский народ) громко обозвал меня за моей спиной. Неужели и такие провокационные "заготовки" были у организаторов этого съезда?
Несмотря на желание "не пущать" на съезд независимо мыслящих, иначе оценивающих ситуацию людей, мордвинизаторам не удалось достичь этого в полной мере.
На съезде достаточно чётко проявились две группы делегатов, отличающихся как по политической позиции, так и по национальной самоидентификации. Это - эрзя и мордва.
Эрзяне, несмотря на организационное и психологическое давление, вновь нашли в себе смелость и волю создать свою, дополнительную, независимую межрегиональную эрзянскую секцию, целью которой определили: оценка современного положения эрзянского народа и определение путей его выживания в условиях катастрофического сокращения его численности.
Несмотря на то, что состав делегатов основательно фильтровался чиновниками от власти, выразили желание работать в составе ЭЭК (Эрьваёнксонь эрзянь куро - Межрегиональная эрзянская секция) 36 делегатов из 11 республик и областей. Этот список был представлен президиуму съезда с просьбой оказать секции помощь с помещением. На что г. Конаков ответил: "Не будет у вас эрзянской секции, и не будет никакого помещения."
Президиум съезда, отметив, что создание дополнительных объединений делегатов не противоречит демократическим нормам, всё-таки попытался не допустить работы ЭЭК. В помещении эрзянской секции было действительно отказано. Заседание секции прошло в тесном помещении, арендуемом редакцией газеты "Эрзянь Мастор".
Этот факт лишний раз подтверждает, что у власти Мордовии нет желания конструктивно работать с оппозицией, а именно - с той частью эрзянского народа, которая не приемлет политику мордвинизации, которая любит и ценит своё историческое имя Эрзя, выступает за сохранение эрзянского языка, культуры, народа, которая не желает называться ни "мордвинами", ни "мордовцами", ни "мордва-эрзя", ни "мокшэрзя", которая настойчиво идентифицирует себя только как Эрзя, именем, которое дали нам славные предки тысячи лет назад. И это несмотря на прессинг и давление "по всему полю", везде и всюду, включая настойчивые "рекомендации" во время переписи записываться только под псевдоэтнонимом (кличкой) - "мордва".
Вторая группа делегатов, большая по численности (на съезде), представляла группу - мордва.
Идентифицируя себя под этим псевдоэтнонимом, эта группа (в большинстве - русскоязычная)безоговорочно, автоматом, приняла сценарий заорганизованного съезда-совещания. Мордва практически без поправок голосовала за любое предложение или документ президиума даже тогда, когда название пректа документа не соответствовало названию съезда. Так, например, мордовцы голоснули единогласно за резолюцию съезда с ошибочным названием. На это обратил внимание президиума и всего съезда председатель эрзянского культурно-просветительного общества "Эрзянь вайгель", делегат из Москвы С.Д. Дмитриев.
Председательствующий объяснил этот факт редакционной ошибкой. Но так ли это? Ведь это была основная резолюция съезда. Президиум проверил и убедился, в тумане эрзянофобии и укрепления единообразия мордва готова голосовать за любую бумагу сверху. Выражу опасение, что когда придёт бумага о ликвидации Мордовии, эта мордва также единогласно голоснёт и её.
О кулуарности, камерности, закрытости съезда от внешнего мира, финно-угорской общественности и прессы также нельзя не сказать. Весь финно-угорский мир на этом съезде представил В.Марков - Председатель Консультативного Комитета финно-угорских народов. Его посадили в заднем ряду президиума и дали выступить с приветствием. Он тоже не заметил опасности уничтожения для нашего народа. Говорил о вещах "глобального масштаба".
Эрзянофобия - была лейтмотивом многих мордовских выступлений (на русском языке, "чтобы все понимали", где и кто сейчас главный враг).
В независимую, существующую только на весьма и весьма скромные общественные средства, газету эрзян "Эрзянь Мастор", её редактора Е.Четвергова, немолодого уже человека, взвалившего на свои плечи титаническую работу по просвещению родного народа, не плевал и не пинал её только самый ленивый делегат-мордвин.
Почему-то больше всех "Эрзянь Мастор" и Е.Четвергов мешают даже не М.Мосину, которого "ЭМ" действительно часто и жёстко критикует, а М.Безаву - главному мордовцу из Нижегородской области. И ещё ему страшно мешает ещё один бескорыстный человек и подвижник, настоящий герой современной эрзянской истории - Аношонь Тумай (Аношкин Николай Иванович),создатель единственного в мире и стране -Музея эрзянской культуры в г.Лукоянове Нижегородской области. Кстати, тоже уже немолодой человек.
В традициях эрзян старших называть уважительно - "леляй". Не отсюда ли "русское" слово лелеять? Почитать бы М.Безаеву эрзянскую Библию "Масторава". В ней - наши обычаи, мораль и философия. Не плюй в колодец - в нём глаза богини Ведявы...
Правоохранительные органы особо отличились на этом съезде. Они оградили съезд от террористов, попутно арестовали и оградили делегатов от плакатов, подготовленных Эрзянской межрегиональной секцией ( а именно - Руслан Моро, Юлия Игошева и др.), на которых были написаны такие "опасные" слова, как: "Поддерживаем Указ (Главы Мордовии) об изучении эрзянского и мокшанского языков в школах"; "Восстановить национальные программы "Сияжар"; "Глубокое изучение эрзянского и мокшанского языков - в школы"; "Нас стало меньше на 350000!". Вот от каких "крамольных" мыслей эрзян "охранили" государственные силовые структуры делегатов-мордовцев, чиновников, уважаемого Н.И.Меркушкина, не менее уважаемых М.Мосина и В.Маркова, от которых-то и очень зависит, будет ли жив эрзянский язык и эрзянский народ.
Чем эти плакаты были опасны для организаторов съезда, для общественности, сотрудники силовых структур не объяснили. Неужели уже и выставление таких плакатов на съезде подрывает "вертикаль власти"?
Однако, несмотря на такую атмосферу съезда, Эрзянская межрегиональная секция - Эрьваёнксонь эрзянь куро (ЭЭК) всё-таки приняла две резолюции: "О нарушении прав эрзянского народа на 4-м мордовском съезде..." и "О 4-м мордовском съезде и Конгрессе эрзянского народа".
В первом ЭЭК обращает внимание организаторов съезда и эрзянской общественности на нарушение пропорциональности представительства эрзян как в составе делегатов съезда, так и вего выборных органах.
Во втором - констатирует, что при подобном не конструктивном подходе эрзяне далее не могут связывать судьбу своего народа только с "мордовскими" съездами". Настало время для созыва форума эрзянского народа, на котором бы были обсуждены причины катастрофического сокращения его численности и выработаны пути ослабления угрозы его полного уничтожения.
Одна из первейших задач - стать плечом к плечу и устранить угрозу уничтожения эрзянского языка, замаскированную в решении мордовского съезда за формулировкой М.Мосина - "модернизация мордовского языка".


Эрюш Вежай, эрзянь чиряз.

2005 ие, якшамков, 10 чи.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 50 , стр: 1 2 All [только новые]





Пост N: 180
Зарегистрирован: 01.07.08
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.10.08 10:35. Заголовок: Novel77 пишет: моя ..


Novel77 пишет:

 цитата:
моя позиция одной фразой: Нет нацизму!




Скажите, а в России сейчас есть нацизм? чтоб говорить о таких проблемах нужны основания, для этого. лично у Вас есть основания такому беспокойству?
Мой сосед очень боится крокодилов и переживает что при встрече с крокодилом у него будет разрыв сердца. Я не шучу, реальный страх 47 летнего мужчины.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 192
Зарегистрирован: 01.07.08
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.10.08 16:17. Заголовок: Я жду Ваш ответ?..


Я жду Ваш ответ?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 674
Зарегистрирован: 15.11.06
Откуда: Россия
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.10.08 08:52. Заголовок: Семен пишет: Novel7..


Семен пишет:

 цитата:
Novel77 пишет:

цитата:
моя позиция одной фразой: Нет нацизму!



Полагаю, с этим все согласны, очевидное повторять нет нужды.
Я предлагаю не пользоваться неопределёнными терминами, т.е терминами, которые сегодня очень запутаны и загнаны кем-то в текущие рамки
приличия, возможно из-за надзора. По этой причине все могут понимать(пугаться ) непонятных терминов по-своему.
Очевидным может быть то, что если есть нации, то может быть и национализм в той или иной форме.
Не могу вспонить, но кто-то из англоязычных писал про национализм примерно следующее: "Свою дочь я люблю больше кузины, а кузину больше соседки. Но из этого не слудует, что я ненавижу соседку!". Выводы про само определение национализм могут быть разные у разных людей. поэтому обсуждать нет смысла. Обсуждать надо без нигелизма и ярлыков действия конкретных лиц и конкретные явления, а не абстрактную угрозу. Нет смысла обсуждать о том, о чём невозможно договориться без определения общих правил.

Я предполагаю, что многие могут путать определения из периода "холодных" войн, пытаясь применить их к текущей ситуации. Есть прежние ярлыки, например из книг теории научного коммунизма, которые легко можно развешивать на любые фразы собеседника и заставлять его без вины оправдываться( так иногда делает Жириновсикй ), надеясь на то, что во оправдательной речи найдется слабое место, на которое тоже можно повесить следующий ярлык. Ярлыки многие люди могут принимать за абсолютную правду- это риск никогда не дойти до истоков истины, где можно найти принципы согласия между собеседника. При этом, в лучшем случае, собеседники обольют друг-друга водой из стакана
или еще хуже . Спрашивается, зачем встречались, тратили свою энергию?

А можно было обсудить, почему не получилось найти общий язык между мокшанами, эрзянами и пр. в конкретном вопросе?
Что предлагает каждая сторона для того, чтобы найти этот общий язык, если не сейчас, то в перспективе ?
Одно мнение есть-автора статьи, другие мнения( не ярлыки) приветствуются. Хорошо то, что автор с нами на форуме и может
дать свой анализ сегодняшней(прошло 4 года) ситуации в этом вопросе. Что это было:
- плохая предварительная подготовка съезда,
- административные трудности в проведении съезда,
- несогласованная повестка съезда,
и т.д.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 63
Зарегистрирован: 15.10.08
Откуда: Нижний Новгород
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.10.08 09:47. Заголовок: chuvashon_erzja пише..


chuvashon_erzja пишет:

 цитата:
Полагаю, с этим все согласны, очевидное повторять нет нужды.
Я предлагаю не пользоваться неопределёнными терминами, т.е терминами, которые сегодня очень запутаны и загнаны кем-то в текущие рамки
приличия, возможно из-за надзора. По этой причине все могут понимать(пугаться ) непонятных терминов по-своему.
Очевидным может быть то, что если есть нации, то может быть и национализм в той или иной форме.
Не могу вспонить, но кто-то из англоязычных писал про национализм примерно следующее: "Свою дочь я люблю больше кузины, а кузину больше соседки. Но из этого не слудует, что я ненавижу соседку!". Выводы про само определение национализм могут быть разные у разных людей. поэтому обсуждать нет смысла. Обсуждать надо без нигелизма и ярлыков действия конкретных лиц и конкретные явления, а не абстрактную угрозу. Нет смысла обсуждать о том, о чём невозможно договориться без определения общих правил.



Согласен, в здоровом национализме я не вижу ничего плохого, этот термин не заслужено получил негативную окраску, что нельза сказать про нацизм (фашизм). Но отсутствие понимания между людьми часто вызвано тем что над ними давлеют стереотипы под которые они подгоняют свое мышление...
я ни хочу никого обидеть, но это свойственно многим, в том числе местным форумчанам, в том числе и мне...
так что важно сразу договариваться о терминах, чтоб все их понимали одинаково...

 цитата:

Я предполагаю, что многие могут путать определения из периода "холодных" войн, пытаясь применить их к текущей ситуации. Есть прежние ярлыки, например из книг теории научного коммунизма, которые легко можно развешивать на любые фразы собеседника и заставлять его без вины оправдываться( так иногда делает Жириновсикй ), надеясь на то, что во оправдательной речи найдется слабое место, на которое тоже можно повесить следующий ярлык. Ярлыки многие люди могут принимать за абсолютную правду- это риск никогда не дойти до истоков истины, где можно найти принципы согласия между собеседника. При этом, в лучшем случае, собеседники обольют друг-друга водой из стакана
или еще хуже . Спрашивается, зачем встречались, тратили свою энергию?


абсолютно точно...

 цитата:

А можно было обсудить, почему не получилось найти общий язык между мокшанами, эрзянами и пр. в конкретном вопросе?
Что предлагает каждая сторона для того, чтобы найти этот общий язык, если не сейчас, то в перспективе ?
Одно мнение есть-автора статьи, другие мнения( не ярлыки) приветствуются. Хорошо то, что автор с нами на форуме и может
дать свой анализ сегодняшней(прошло 4 года) ситуации в этом вопросе. Что это было:
- плохая предварительная подготовка съезда,
- административные трудности в проведении съезда,
- несогласованная повестка съезда,
и т.д.



очень здраво, другое дело не у всех хватает терпения объяснять свою позицию, и они скатываются на хамство в отношении собеседника...
предложение обсудить с организатором, принимается...

Говорить правду легко и приятно. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 884
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.10.08 23:10. Заголовок: Novel77 пишет: очен..


Novel77 пишет:

 цитата:
очень здраво, другое дело не у всех хватает терпения объяснять свою позицию



Видеть валот, цёра. Вана истя кортамось седе лезэв карми улеме... Улть шумбра, мокшонь ялга!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 68
Зарегистрирован: 15.10.08
Откуда: Нижний Новгород
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.10.08 09:01. Заголовок: Эрзянь нилькс пишет:..


Эрзянь нилькс пишет:

 цитата:
Видеть валот, цёра. Вана истя кортамось седе лезэв карми улеме... Улть шумбра, мокшонь ялга!



раз уж вы пишите на мой пост, переведите если не трудно...
чтоб я мог как то прокомментировать....

Говорить правду легко и приятно. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 196
Зарегистрирован: 01.07.08
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.10.08 09:49. Заголовок: chuvashon_erzja пише..


chuvashon_erzja пишет:

 цитата:
писал про национализм примерно следующее: "Свою дочь я люблю больше кузины, а кузину больше соседки. Но из этого не слудует, что я ненавижу соседку!".



Но сосед, все таки узрит в этом нацизм и начнет с вами борьбу по полной. как вариант.
Вопрос что делать чтоб такого не случалось, чтоб, люди понимали так как есть на самом деле? совесть, честь , достоинство, воспитание, культура. Думаю вот чему необходимо уделить внимание и приложить усилия.
С чего начать вот вопрос?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 676
Зарегистрирован: 15.11.06
Откуда: Россия
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.10.08 10:37. Заголовок: Семен пишет: С чего..


Семен пишет:

 цитата:
С чего начать вот вопрос?


Наверно с соседа, пригласив его на беседу . Культура и воспитание культурой -инструмент для взаимопонимания.
Самое трудное может оказаться победить в себе гордыню, путая её с честью и достоинством. Взаимопонимание обычно лежит
на границах свободы обоих собеседников. Свобода(честь,достоинство...) одного собеседника не должна ограничивать
свободу другого. Гордыня не должна мешать видеть эту границу-это искусство и этому придется учиться.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 201
Зарегистрирован: 01.07.08
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.10.08 11:51. Заголовок: chuvashon_erzja пише..


chuvashon_erzja пишет:

 цитата:
Гордыня не должна мешать видеть эту границу-это искусство и этому придется учиться.



Тонавлемс эряви весе эрямо пельсе, кустима ланга куземс верев превсе

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 681
Зарегистрирован: 15.11.06
Откуда: Россия
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.10.08 09:35. Заголовок: Видеть валот, цёра. ..



 цитата:
Видеть валот, цёра. Вана истя кортамось седе лезэв карми улеме... Улть шумбра, мокшонь ялга!



Мой примерный перевод :

Правильные слова, юноша! Вот такой разговор будет более полезен... Будь здоров, дружище мокшанин !

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 50 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 12
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет