On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Эрязо Эрзянь Масторось! Пингеде пингес эрязо! Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!Erzänj mel, erzänj kel, Erzänj Mastor! Ersän mieli, ersän kieli, ersän Maa! | Эрзя, муить ундоксот! Erzia, muit\' undoksot!

АвторСообщение
администратор




Пост N: 964
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.11.08 22:28. Заголовок: Сегодня я говорю на эрзянском!/Течи мон кортян эрзякс!


С сегодняшнего дня я всегда говорю на эрзянском!/Те чистэнть саезь мон свал кортан эрзякс!

Мне понравилась идея коми-пермяков: "Говорим по-коми!", когда движение в защиту коми языка призвало всех, кто знает и хочет знать коми язык, во всех "присутственных" местах говорить на коми языке.

Для эрзян это тем более важно. Особенно там, где эрзяне живут компактно. Настало время уважать свой язык, любить его, развивать его. Настало время сбросить с него клеймо деревенского языка, клеймо неразвитого языка. Мы его сохраняем, мы его развиваем! Мы его сохраним!

Нужно просто сказать себе: -Течи мон кортан эрзякс! Течинь чистэнть мон ней пачк карман кортамо эрзякс! Эрьва косо, эрьва мезде, эрьва кува!

Пусть представители других народов слышат звучание нашего языка. Пусть привыкают к его звучанию. Разговаривать на родном языке - это сейчас модно. Это сейчас классно! Это сейчас необходимо! Это нужно!

Надо утром сказать себе и другим: - Валске марто, эрзя! Валске марто, ялгат! Течи мон кортан эрзякс! Течинь чистэнть мон кортан эрзякс!


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 17 [только новые]


администратор


Пост N: 237
Зарегистрирован: 27.02.10
Откуда: Эрзянь Мастор, Нижний Новгород
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.12.10 22:47. Заголовок: "ШУМБРАЧИ, ОЯТ! ..


"ШУМБРАЧИ, ОЯТ! ШУМБРАТАДА, ЯЛГАТ!
Тердтяно эйсэнк мокшонь ды эрзянь келень тонавтнеме! Занятиятне кармить ютавтовомо 2011 иестэ: даволковсто (февральстэ) саезь панжиковс (майс) филологиянь факультетсэ Н. П. Огарёвонь лемсэ университетсэ (Саран ош, Демократической курось, 69-це кудось). Курсатне ютыть кавксть недлянтень кавто часонь перть. Занятиятнень кис пандомс а эряви! Минь покш мельсэ лездатано сетненень, кить а маштыть кортамо эрзянь ды мокшонь кельсэ, ды бажить тонавтомс тиринь кельтнень. Курсатне алтазь сетненень, кинь ули мелест кортамс эрзякс ды мокшокс.
Бути тынк кармить кодаткак кеквкстеманк, гайстадо тенек: 89271808285 – Данильчев Сантяй эли 89053782915 – Немечкин Василий. Бути ули меленк тонавтнемс тиринь кельтнень, инескеть, сёрмадодо эсенк ланга (Фамилиянк, леменк, тетя леменк; телефононь номерэнк) e-meil-c: danilchev13filolog@yandex.ru эли modmn@mail.ru. Ялгат, оят, минь покш мельсэ учотано тынк эйсэ эрзянь ды мокшонь келень занятиятнесэ! Ёвтнеде весенень те кулянть ланга! Покш сюкпря!"

Саезь "ВКонтакте" лопасто. [img src=/gif/smk/sm36.gif]

ВалдоИнеМаол, первый после самого Сергу!)))))))))))
(председатель военного трибунала эрзянь автономии по осуждению Т.Сергу)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 55
Зарегистрирован: 26.09.08
Откуда: россия, бугуруслан
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.04.09 14:42. Заголовок: Монень а эряви башк..


Монень а эряви башка чи, ды башка тарка истякак весеме таркасо эрзя марто кортан эрзякс. чего и вам желаю.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 1301
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.04.09 21:40. Заголовок: vijan1 пишет: Монен..


vijan1 пишет:

 цитата:
Монень а эряви башка чи, ды башка тарка истякак весеме таркасо эрзя марто кортан эрзякс.



Истя эрявияк! Тонь прянь ветямось - невтемкс лия эрзятнень туртов. Сетненень, кие эзь касо-кенере тонь эрзянь меленть сэрьс.

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 3680
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.03.11 22:39. Заголовок: "Руця" лезэп..


"Руця" лезэпаргось Эрзянь келень Чинть ды мартонзо сюлмавозь тевтнень ютавтсынзе истя:

1. Снежногорск ошсо чадыковонь 1 чистэнть панжови "Эрзянь раськень валдо" ванмо невтимась.
2. Чадыковонь 16 чистэнть Полярной ошсо юты эрзянь промкс, косо карми кортамо "Руця" лезэпаргонть топавтозь, ды сы шкань, тевдензэ.
3. Чадыковонь 17 чистэнть юты "Нейшкань эрий"-"Современник" культурань кудосонть юты ёвнема-невтнема "Эрзянь раськень валдо" ванмо невтимадонть ды эрзянь раськеденть. Ютавтомстонзо невтеви "Эрзянь Раськень Озкс" эриванмо-фильм.
4. Ютавтови невтема-ёвтнема 2011 иень эрзянь ковкерьсэнть корява.





Кода тешкстамс Эрзянь келень Чинть?



Кудосо:
1. Теемс ды понгавтомс эрзянь раськекоцт-флаг.
2. Рамамс, таргамс "Масторава" морокерьксэнть ды лия эрзянь книгат.
3. Таргамс ды нолдамс эрзянь моронь седямо плаштинеть-дискть.
4. Анокстамс ды оршамс эрзянь оршамот.
5. Ёвтамс озолма эрзянь раськенть ды келенть кис.
6. Чокшнэ кирвастемс Инешкипазонь штатолнэ эрзянь раськенть ды келенть кис.
7. Эйкакштнэнень, ласькетненень ёвлемс эрзянь раськенть эрямопингедензэ ды келенек мазычидензэ ды сюпавчидензэ.
8. Морамс эрзянь морот, ёвлемс эрзянь ёвкст.
9. Чоп кортамс ансяк эрзякс, косо аволиде уле.
10. Теемс паро эрзянь тев. Лездамс лия эрзятненень, каземс эрзянь книга, теемс сёрмадстома-подписка "Эрзянь Мастор" кулялопас, "Сятко", "Чилисема" журналтнэс.
11. Ёвлемс - 2011 иесь Эрзянь Инязоронть мереманзо коряс яволявтозь Йовлань Олонь иекс.
12. Ушодомс анокстамо Йовлань Олонь Чинтень. Таштамковонь-сентябрянь васенце читнестэ. Вирь Тавла велесэ.
13. Ёвлемс неень шкань эрзянь койтнеде, содавикс ломантненде, Раськень Озкстонть, Эрзянь Инекужотнеде.
Ды ламо лия мезе ули теемка... Ансяк тейть, эрзя! Ансяк меленк улезэ, эрзянь цёрат-ават!
Инешкипазось лездассо тенк вадрясто-лезэвстэ ютавтомс Эрзянь келень чинть!
Паз, чангодть!

Эрюш Вежай.


Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 3831
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.04.11 17:52. Заголовок: Превей эрзянь ломант..


Превей эрзянь ломантне мерильть: а улевель апарось, косто содавлик паронть питнензэ?

Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 3898
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.05.11 18:06. Заголовок: Эрзянский профессор..


Эрзянский профессор Д. Цыганкин о роли родного языка:

Язык – бесценный дар, которым наделен человек. В нем одухотворяется весь народ и вся его история. Вот почему у любого народа в школе обучению родному языку отводится значительное время. Через материнский язык закладывается тот фундамент, который я назвал бы детством родного языка, его изучение прививает «культурность» (т.е. умение говорить и писать). Посредство родного слова от каждого детского сердца протягиваются нити к тому великому и вечному, имя которому – народ; к тайнам его языка, его культуре, славе его многочисленных поколений. Через родное слово ребенок становится сыном своего народа. Вот почему воспитывать и творить детство родного языка - дело весьма ответственное. Не зря К.Д. Ушинский придавал родному языку воспитательное и познавательное значение. Вспомним в связи с этим его вдохновенные слова о родном языке: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу родной груди родного слова. Оно объяснит ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих людей, с обществом, среди которых он живет, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ… Этот удивительный педагог – родной язык – не только учит многому, но учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегченному методу» [Собр.соч., т. II, с. 558-559].

К сожалению, в практике работы эрзянских и мокшанских школ не всегда осмысливаются эти замечательные мысли большого русского педагога. Прямо скажем, родные мокшанский и эрзянский языки оказались на периферии родного детства. Они не стали языками обучения и воспитания, они лишь – предметы изучения. Есть национальные – мокшанские и эрзянские школы, но нет в них своих полноправных этнических языков. В связи с этим встает вопрос: «Как проблема развития умственных способностей мокшанского и эрзянского школьника увязывается с задачей выбора языка обучения? Какова роль родного языка при этом? Место его в этом процессе?» Прежде всего, выбор языка обучения не следует рассматривать как самоцель. В этой роли язык служит лишь средством приобретения учащимися научной суммы знаний и развития навыков логического мышления. Естественно, что выбор должен падать – при наличии возможности такого выбора – на тот язык, которым ребенок владеет в совершенстве, дает полную возможность воспринимать идею любой сложности, и в то же время любая элементарная идея останется для него пустым звуком, когда преподносится на недостаточно понятном языке.

Действительность знает несколько подходов к решению практических вопросов, связанных с выбором языка школьного обучения. Мокшанская и эрзянская школа в основном в своей работе учитывает то положение, что ребенок – эрзя или мокша – приходит в школу с вполне развитым мышлением, которое выражается в формах родной речи. Поэтому, на наш взгляд, наиболее рациональным и вполне оправданным надо было ввести такой школьный порядок, когда в течение всех лет обучения должно осуществляться на мокшанском и эрзянском языках, а в качестве особого предмета с первого класса вводится русский язык. С седьмого-восьмого класса возможен переход к русскому языку обучения по некоторым школьным предметам. Наше мнение основывается на том, что дети эрзян и мокшан в подавляющем большинстве случаев не владеют русским языком в такой степени, чтобы можно было начать обучение с третьего или четвертого класса на русском языке. Подготовительные классы, однако, в какой-то мере решают эту проблему, но пока что они дают 6-7 летнему ребенку лишь элементарные знания и навыки по русскому языку, что недостаточно для того, чтобы русский язык стал для него языком обучения. Почему все-таки эти знания недостаточны? В чем суть этого сложного явления?

Исследования современных психологов подтверждают, что мышление осуществляется только при условии его непосредственного объединения с языком, речью. Речь – это канал развития интеллекта, и через этот канал речевое развитие способствует развитию мышления. Если школьник не может облечь свою мысль в речевую оболочку, значит, в самой мысли есть изъяны. Кроме того, и это необходимо подчеркнуть, если восприятие слов не стимулирует мышление и внутреннюю речевую деятельность (часто это бывает при изучении чужого языка), то в этом случае обычно наступает так называемая «внутренняя мыслительная немота».

Исходя из этого, можно говорить о двух взаимосвязанных аспектах развития ученика на родном языке: речевом и умственном. Такова диалектическая связь развития речи и мышления. А теперь допустим, что эта связь прервана. К примеру, возьмем случай, когда ребенок хорошо владеет родным мокшанским, эрзянским языком, а обучение в основном ведется на русском, которым он владеет элементарно, а поэтому недостаточно, чтобы учить его на русском языке. Знание русского языка для него не стало инструментом познания, орудием мышления. В этом случае происходит нежелательное для ребенка нарушение неразрывного единства языка и мысли, налицо разрыв в последовательном процессе речевого и умственного развития ребенка. Русский язык не стал пока для него связующим компонентом этих двух взаимосвязанных аспектов. Опасно ли это? Да, и весьма. Последствия такого нарушения оказываются, конечно, не сразу.

Как бы нам ни хотелось, но реальность в данном случае такова, что ученик продолжает думать на эрзя или мокша языке, а его мышление на этой основе не может успешно развиваться, так как на нем он уже почти (кроме как лишь на уроке родного языка) не получает новых научных понятий; а то, что ему преподносится на русском языке, остается для него слабо доступным, поскольку он недостаточно владеет им практически. Некоторыми исследователями и практиками факт нежелательного явления в мыслительной деятельности ученика считается временным, впоследствии-де эта связь восстанавливается, но уже на основе русского языка. Однако это не совсем так. Подобное нарушение этой связи длится все-таки относительно долго, и за это время мозг ребенка перестает создавать необходимые целостные образы, картины реальной действительности. В лучшем случае формируется неполное, нечеткое и неясное представление. Такое нарушение диалектической связи является одним из тех факторов, когда эрзянский или мокшанский ребенок в ряде случаев не может воспринимать объяснения учителя из-за недостатка у него усвоенных языковых знаков чужого языка и отсутствия необходимого навыка. Он не может воспроизводить и продуцировать речь, так как у него слабы навыки знакообразования, и он не усвоил трансформационных правил чужого для преобразования внутренней речи во внешнюю.

Видимо, этот момент перехода от внутренней речи к внешней представляет наиболее трудный участок пути к выражению имеющейся мысли на неродном языке. По данным психофизиологов в начальный период приобщения детей к неродному языку слова русского языка во многих случаях вызывают в сознании лишь перевод на родной язык, поиск эквивалента в родном языке, т.е. они знакомы учащимся на уровне значения, но не на уровне смысла. Нечто подобное отмечается и у студентов национальных отделений пединститута и университета. Так, например, на первых порах у них крайне недостаточны, бедны ассоциации, вызываемые словом русского языка. Поэтому нередко тексты на немецком и английском языках они переводят на русский через посредство родных языков. Навыки воспринимать явления в формах родного языка и в этих формах выражать свои мысли и чувства обладают большой устойчивостью и сохраняют свою силу на всю жизнь.

Таким образом, наличие явления абсолютного речевого механизма на втором языке объективно приводит к педагогическому выводу о том, что до начала обучения на другом языке необходимо практическое овладение языком, овладения навыками восприятия и говорения. Элементарные навыки для этого недостаточны. Недостаточны потому, что непонимание учеником объяснения учителя или ложное понимание в силу субъективной смысловой догадки приводит в итоге к ослаблению внутренних мотивов учения, которое является основой развития познавательной самостоятельности ученика. Такова реальность эрзянской и мокшанской школы. И с ней нельзя не считаться. Самое главное в мокшанской или эрзянской школе – родной язык и литература. С них начинает школьник, входя в первый класс, ими должны и кончиться все школьные науки.



Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 3904
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.05.11 15:08. Заголовок: Федеральный закон &..


-
-Федеральный закон "О языках народов Российской Федерации" от 1991 года, который устанавливливает равноправие языков всех народов России,
- Конституция РФ, где записано право свободы использования родного языка, обучения на нем, получения информации и т.д.


Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 49
Зарегистрирован: 07.12.10
Откуда: Россия, Нижний Новгород
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.05.11 22:53. Заголовок: Эрзянь нилькс пишет:..


Эрзянь нилькс пишет:

 цитата:
Надо утром сказать себе и другим: - Валске марто, эрзя! Валске марто, ялгат! Течи мон кортан эрзякс! Течинь чистэнть мон кортан эрзякс!




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 184
Зарегистрирован: 20.07.10
Откуда: Челябинск
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.05.11 07:36. Заголовок: Весе эрзятнеень,шумб..


Весе эрзятнеень,шумбра валске,маней лембе чи!








Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Пост N: 164
Зарегистрирован: 21.05.09
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.05.11 08:39. Заголовок: "Течи мон кортан..


"Течи мон кортан эрзякс! Течинь чистэнть мон кортан эрзякс!"
Мон свал кортан эрзякс. Свал эряви кортамскак. А те тердемась теке мерят раськень кулома шкасто...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 3906
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.05.11 09:24. Заголовок: Сантяй пишет: А те ..


Сантяй пишет:

 цитата:
А те тердемась теке мерят раськень кулома шкасто...



Эзь туе мелезэть? нардамс?


Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Пост N: 165
Зарегистрирован: 21.05.09
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.05.11 10:27. Заголовок: Мон а содан, нардамс..


Мон а содан, нардамс-арась. Ансяк содан, эрьва чистэ эрьва косо кортан эрзякс апак визде, косо аволинь уле.
А те лиси теке акция. Монь те акциям эрямонь перть моли. Бути "Те чистэ саезь мон свал кортан эрзякс". Мон истя арсян.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 185
Зарегистрирован: 20.07.10
Откуда: Челябинск
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.05.11 13:20. Заголовок: Сантяй пишет: Монь..


Сантяй пишет:

 цитата:
Монь те акциям эрямонь перть моли. Бути "Те чистэ саезь мон свал кортан эрзякс"



Шумбрат,Сантяй,тонть паро "акцият"! А мон вана ансяк тесэ эрзякс кортан и секскак мерян эрзятнеень:

Валске марто, эрзя! Валске марто, ялгат! Течи мон кортан эрзякс! Течинь чистэнть мон кортан эрзякс!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 3908
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.05.11 13:26. Заголовок: Сантяй пишет: Бути ..


Сантяй пишет:

 цитата:
Бути "Те чистэ саезь мон свал кортан эрзякс".



Виде! Витьса.

Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Пост N: 166
Зарегистрирован: 21.05.09
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.05.11 18:50. Заголовок: Шумбра чокшне, Инзей..


Шумбра чокшне, Инзейне! Фотокувонь путомо эзинь тонадт, секс мейсь эзинь терявтне.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 186
Зарегистрирован: 20.07.10
Откуда: Челябинск
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.05.11 09:42. Заголовок: Весеень,шумбра чи,па..


Весеень,шумбра чи,паро мельть,паро тевть!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 191
Зарегистрирован: 20.07.10
Откуда: Челябинск
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.05.11 09:33. Заголовок: Весеень маней,лембе ..


Весеень маней,лембе чи!



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 34
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет