On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Эрязо Эрзянь Масторось! Пингеде пингес эрязо! Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!Erzänj mel, erzänj kel, Erzänj Mastor! Ersän mieli, ersän kieli, ersän Maa! | Эрзя, муить ундоксот! Erzia, muit\' undoksot!

АвторСообщение



Пост N: 1
Зарегистрирован: 21.04.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.04.10 20:57. Заголовок: Открылся инет-портал Меряния - Мерянь Мастор - Merjamaa




Дорогие друзья, представляю Вашему вниманию новый портал посвященный древнему финно-угорскому народу Меря и его сегодняшним потомкам. На сайте будут
публиковаться разнообразные материалы по археологии, истории, мифологии,
краеведению, языку народа Меря.


Добро пожаловать - http://merjamaa.ucoz.ru<\/u><\/a>

Приглашаем к сотрудничеству краеведов, историков и просто всех заинтересованных в теме Мерянии. ;)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 173 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]





Пост N: 143
Зарегистрирован: 22.03.10
Откуда: казахстан, караганда
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.05.10 14:06. Заголовок: vijan1 пишет: РЕПЕШ..


vijan1 пишет:

 цитата:
РЕПЕШТЯ


пешт -это орешек,а что означает приставка ре

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 16
Зарегистрирован: 21.04.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.05.10 19:03. Заголовок: Вот ссылочка на обещ..


Вот ссылочка на обещанный материал по Мерянским волхвам)

Мерянские волхвы древней Руси



Многие интересующиеся историей России наверняка помнят про восстание языческих волхвов в Ростовской земле произошедшее в 1071 году.

Принято считать, что эти волхвы славянские языческие священники. А были ли они ими в действительности?

По мнению П. И. Мельникова – Печерского, русского этнографа-беллетриста и писателя 19 века, автора этнографических записок «Очерки Мордвы», волхвы, пришедшие из Ярославля в Ростовскую область и на Белоозеро, определенно принадлежали, к финскому племени. В Ростовской земле, близ Ростова и Ярославля жили Меря, племя одного происхождения с современной Эрзей живущей в республике Мордовия, Нижегородской, Тамбовской и Рязанской областях, и судя по всему имевшее одинаковые с ней религиозные языческие обряды.

Ссылка на статью - click here

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 585
Зарегистрирован: 16.04.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.05.10 21:43. Заголовок: merjan andy пишет: ..


merjan andy пишет:

 цитата:
В Ростовской земле, близ Ростова и Ярославля жили Меря, племя одного происхождения с современной Эрзей живущей в республике Мордовия, Нижегородской, Тамбовской и Рязанской областях, и судя по всему имевшее одинаковые с ней религиозные языческие обряды.



Отличная статья! мне понравилась, обычаи очень подробно воспроизведены и автор чутко уловил родственное сходство эрзян и мерян.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 17
Зарегистрирован: 21.04.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.06.10 07:28. Заголовок: Святой Камень в дере..


Святой Камень в деревне Чёлохово (Западная Мещёра)



Когда путешествуешь по Мещёрской земле, возникает ощущение что христианство так до конца и не утвердилось здесь. Слишком уж много почитаемых в народе Камней, Священных Рощ и источников. Велика тяга местного населения к дышащей язычеством глуши здешних болот и лесов. Много архаики сохранили местные старообрядцы. После Никановской церковной реформы именно старообрядцы сохранили остатки языческих культов, и пронесли их через века. Именно в старообрядческой среде до сих пор живут языческие обычаи почитания Камней, Источников и Рощ.



Об одном из таких святых мест, где я побывал 12 июня, мой сегодняшний рассказ.

В пяти километрах к западу от города Егорьевска сохранился удивительный историко – природный артефакт Мещёрско-Мерянской эпохи. У деревни с не этимологизирующимся от славянских языков названием Челохово в лесу на кургане стоит деревянная часовня Святого Никиты, неподалеку лежит огромный гранитовый Камень. По локальным поверьям, сам Бог говорит из валуна, но услышать его голос может только чистый душой человек. Поклонение камням характерно для финно-угров, на это указывает в своих работах финская исследовательница дославянского наследия Центральной России Арья Альквист. Она указывает на широкое почитание камней как на этногенетическую особенность локальных Русских культур, вобравших в себя мощный финно – угорский субстрат. Геологи говорят, что камень принесен в край болот и топей последним ледником из Карелии, что по своему весьма символично для этого древнего финно – угорского края.

Ссылка на статью - http://merjamaa.ucoz.ru/news/svjatoj_kamen_v_derevne_chjolokhovo_zapadnaja_meshhjora/2010-06-14-32<\/u><\/a>

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 18
Зарегистрирован: 21.04.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.06.10 08:20. Заголовок: История этно-террит..



История этно-территориальных автономий в России. Новый взгляд.



Первая в России статья профессионального историка об истоках национально-территориальных автономий в России на примерах так называемых. "Мерьских станов".

«КУЛЬТУРА ВЛАСТИ И ВЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ». К ВОПРОСУ О ДВОЙСТВЕННОСТИ КОЛОНИЗАЦИИ ВЕРХНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В IХ-Х ВВ>>

События средневековой российской истории продолжают привлекать самое пристальное внимание отечественных и зарубежных исследователей.

Столь глубокий интерес к проблеме объясняется целым рядом объективных причин. Во-первых, в силу специфичности регионального положения, российский опыт это - квинтэссенция западных и восточных традиций. Во-вторых, проблема власти в России давно приобрела особые черты, что блестяще отражено в сочинениях российских литературных классиков. В-третьих, проблема типологизации российского управленческого аппарата важный элемент дискуссии о схожести и различиях российской государственности, важной частью которой, бесспорно, является построение особой культуры власти и характера верховной власти при включении Верхнего Поволжья, то есть территории современных Ярославской и Костромской областей, в состав Киевского государства.

http://merjamaa.ucoz.ru/news/istorija_ehtno_territorialnykh_avtonomij_v_rossii_novyj_vzgljad/2010-06-23-41<\/u><\/a>

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 19
Зарегистрирован: 21.04.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.07.10 08:04. Заголовок: Вичуга. Родные лица ..


Вичуга. Родные лица предков.



Вичуга - один из самых молодых исторических городов России. Город расположен на расстоянии около 400 км к северо-востоку от Москвы, к югу от реки Волги, в 30 км от города Кинешмы. Через Вичугу проходит железная дорога Москва — Кинешма, автомобильная дорога Иваново — Кинешма.

[img] http://www.ivx.ru/images/ray/439.png<\/u><\/a>[/img]

Город Вичуга образовался в 1925 году путём объединения трёх десятков населённых пунктов (19 рабочих посёлков, 5 промзон, одного села и 5 деревень). Развитые инфраструктуры вокруг трёх главных фабричных центров до сих пор сохраняют относительную самостоятельность, что является особенностью города. Город назван по имени железнодорожной станции (первоначальное её название Новая Вичуга). Станция же своим названием обязана старейшему населённому пункту окрестностей — селу Вичуге (в 1938 г. бывшее село преобразовано в посёлок Старая Вичуга).

Публикуем подборку деревенских фотографий 1930-1950 гг. сделанных в окрестностях Вичуги.





Далее смотрите здесь -
http://merjamaa.ucoz.ru/news/vichuga_rodnye_lica_predkov/2010-07-05-45<\/u><\/a>

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 20
Зарегистрирован: 21.04.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.07.10 10:48. Заголовок: Камень у деревни Кин..


Камень у деревни Киндяково (Яхрома. Дмитровский район МО)




Продолжаются мои путешествия по святым местам Мерянии. 6 июля посетил знаменитый Киндяковский камень под Яхромой (Дмитровский район Московской области)



В окрестных сёлах до наших дней дошла традиция почитания этого большого валуна, который называют Киндяковский камень . Относится к категории мегалитов. Валун лежит в болотистой местности, в нескольких шагах от реки Кимерши. (В названии реки явно читается этноним Меря)


Продолжение смотрите здесь - http://merjamaa.ucoz.ru<\/u><\/a>


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 2672
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.07.10 18:28. Заголовок: Лем валтнэ эрзянь= Н..


Лем валтнэ эрзянь= Названия эрзянские:
http://uralistica.ning.com/profiles/blogs/svyatoj-kamen-u-derevni<\/u><\/a>


Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 21
Зарегистрирован: 21.04.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.07.10 07:38. Заголовок: Яхрома и Кимерша - э..


Яхрома и Кимерша - эрзянские? как можно их перевести?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 2677
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.07.10 08:47. Заголовок: merjan andy пишет: ..


merjan andy пишет:

 цитата:
Яхрома и Кимерша - эрзянские? как можно их перевести?



Конечно, перевести их не просто. Топонимика Эрзянь Мастор и то в русском написании представляет собой часто загадку. Намример, на русских картах пишется эрзянское село "Кельвядни". Попробуйте в этом русском варианте прочесть его настоящее эрзянское название: "Кельме ведне"="Холодная вода". Без знания эрзя языка это просто невозможно.

Так что надо подумать, поразмышлять. По-моему, гдет-то об этих названиях писал покойный профессор Сетин.

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 216
Зарегистрирован: 26.09.08
Откуда: россия, бугуруслан
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.07.10 11:54. Заголовок: Яхрома - где-то чита..


Яхрома - где-то читал6 яхра(мер.)=ярв(эстон)=ярви(фин)=эрьке(эрзякс)= озеро, яхрома=эрьке мастор-озёрный край. У Ткаченко, кажется.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Пост N: 100
Зарегистрирован: 27.02.10
Откуда: Эрзянь Мастор, ало песэ
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.07.10 11:25. Заголовок: Поразила гидронимика..


Поразила гидронимика границы Костромской и Нижегородской областей (Шиликша, Шилякша, Арья, Вая, Виргаз,Ламба,Тургуш(ниж. обл(север))
(Молокша, Шилекша, Шокша, Унжа(костр.обл.(юг))

А вот гидронимика и топонимика Эрзянь Мастор - Шелокша(дальн. конст. р-он. Ниж.обл) Шилокша(Кулебакск. р-он Ниж.обл)Туркуши(Ардат. р-он Ниж. обл.)Вергизаи(Бутурлинск. р-он. Ниж. обл) Б.Аря(Лукоян. р-он. Ниж. обл)Ялокша(керженский заповедник)Шокша(Мордовия, Теньг. р-он)Иржа(Ард. р-он. Ниж. обл) Шилекша(Богородск. р-он. Ниж. обл.) Унжа(Рязанск. обл. район Елатьмы)

Что там с официальной версией?? Кто населял север Нижегородск. области и Костромскую обл???Марийцы?? Они что знали эрзянский??? И с чего ето они считают, что Мари есть Меря и наоборот.........интересно


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 25
Зарегистрирован: 21.04.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.07.10 11:07. Заголовок: Маол Очень интерес..


Маол

Очень интересные факты. Можно было бы написать неплохой историко-краеведческий очерк на эту тему

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 24
Зарегистрирован: 21.04.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.07.10 11:06. Заголовок: Мерянский мёд Поволж..


Мерянский мёд Поволжья

О происхождении географических названий.



В Ярославской области, в Борисоглебском районе, есть речка Пуре, левый приток Устья. В Ивановской области, в Пестяковском районе, — река Пурех (Пурешок), левый приток реки Ландеха, на ней стоит районный поселок Пестяки. Левый приток реки Лух-Пурешка. В Нижегородской области, в Чкаловском районе, — село Пурех.

Название Пуре, Пурех и Пурешка имеют "медовое происхождение". Территорию нынешних Ярославской, Ивановской, Нижегородской и некоторых других областей в прошлом населяло племя Меря, родственное по языку Эрзянам, Марийцам, Коми, Эстонцам, Финнам. В ранней истории Меряне известны под своим именем, а позднее — под именем Суздальцев, Ростовцев и Белозерцев , по территориальному проживанию. Вот географические названия, оставшиеся от Мерян: реки — Ока, Клязьма, Нерль, Лух, Теза, озеро Неро, города — Кострома, Пучеж, Шуя и пр. Под влиянием Русской государственности, культуры, письменности и православной церкви Меряне утратили свой язык и вошли в состав Русского народа, вошли со своими обычаями, бытом и порядками, земледельческим и ремесленно-производственным укладом, со своим трудолюбием, стойкостью и терпением.



Далее читать здесь - http://merjamaa.ucoz.ru/news/merjanskij_mjod_povolzhja/2010-07-19-55<\/u><\/a>



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 2722
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.07.10 20:18. Заголовок: :sm36: ..




Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 26
Зарегистрирован: 21.04.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.07.10 09:31. Заголовок: Юмол - Чудский Бог Н..


Юмол - Чудский Бог Неба из новгородской грамоты XIII века




Берестяны́е гра́моты, письма и записи на коре берёзы (бересте), — памятники письменности Руси XI—XV вв. Берестяные грамоты всегда представляли первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни наших средневековых предков, и истории их языка.

Существование берестяной письменности было известно и до обнаружения грамот археологами. В обители св. Сергия Радонежского «самые книги не на хартиях писаху, но на берестех» (Иосиф Волоцкий). По В. Л. Янину, в музеях и архивах сохранилось немало поздних документов, написанных на бересте (XVII—XIX веков; даже целые книги). Этнограф С. В. Максимов видел в середине XIX века берестяную книгу у старообрядцев на Мезени. На берегу Волги близ Саратова крестьяне, роя силосную яму, в 1930 году нашли берестяную золотоордынскую грамоту XIV века.

Большинство найденых в Новгороде берестяных грамот — частные письма, носящие деловой характер (взыскание долгов, торговля, бытовые указания). К этой категории тесно примыкают долговые списки (которые могли служить не только записями для себя, но также и поручениями «взять с такого-то столько-то») и коллективные челобитные крестьян феодалу (XIV—XV века)



Кроме того, имеются черновики официальных актов на бересте: завещания, расписки, купчие, судебные протоколы и т. п.

Сравнительно редки, следующие типы берестяных грамот: церковные тексты и литературные и фольклорные произведения, например такие как заговоры.

Особый интерес представляет новгородская берестяная грамота № 292 — грамота, найденная в 1957 году при раскопках в Новгороде, являющаяся древнейшим из известных документов на Чудском финно-угорском языке. (Напомним, что в средневековом Новгороде был Чудский административный район - Чудский конец) Документ датируется началом XIII столетия.

Далее читать здесь - http://merjamaa.ucoz.ru/news/jumol_chudskij_bog_neba_iz_novgorodskoj_gramoty_xiii_veka/2010-07-27-56<\/u><\/a>

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 2747
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.07.10 11:16. Заголовок: :sm36: ..




Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Пост N: 108
Зарегистрирован: 27.02.10
Откуда: Эрзянь Мастор, ало песэ
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.07.10 16:13. Заголовок: Не просто так СМИ ос..


Не просто так СМИ освещают "археологические раскопки" Новгорода и его окрестностей...да и люди известные едут туда "посмотреть" на процесс...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 27
Зарегистрирован: 21.04.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.07.10 21:09. Заголовок: Эрзянь нилькс Благ..


Эрзянь нилькс

Благодарю)

Маол

что вы имеете ввиду?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 28
Зарегистрирован: 21.04.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.08.10 10:31. Заголовок: Ойконимы ростовской ..


Ойконимы ростовской Мери.

А.Ю. Данилов, А.Л. Каретников. Ойконимы ростовской Мери


Окрестности озера Неро (Меро)

В последнее время история финно-угорского племени Мери привлекает все больше внимания специалистов различных областей: археологов, лингвистов, и, к сожалению, пока в меньшей степени, этнологов. К сегодняшнему дню накоплена огромная источниковая база, сделаны важные теоретические обобщения. Но в конечном итоге представители каждой из отраслей знания столкнулись с общими трудностями – имеющимися в распоряжении лишь одной из наук методами и источниками невозможно выйти на новый уровень осмысления поставленной проблемы. Стало очевидным, что решение многих вопросов древнего периода Верхнего Поволжья, как и выход на новые аспекты изучения Мерянского этноса, будет возможен лишь при синтезном подходе, рожденном во взаимодействии усилий нескольких наук.

Цель данной статьи – показать перспективность междисциплинарного исследования (археология – топонимика) истории ростовской Мери. Говоря о «ростовской Мере», мы подразумевает ближайшую к Ростову Великому округу, в первую очередь, одну из летописных территорий расселения этого народа – бассейн озера Неро. Данное понятие не является произвольно географическим – исследованиями доказана не только значительная концентрация рассматриваемого этноса вокруг Ростова, но и существенная специфика данной области в сравнении с иными местами массового проживания мери – как в материальной культуре, так и по лингвистическим данным.

В нашем случае таким реальным выходом из сопоставления источников может быть совмещенная карта археологических памятников VII-X вв. и топонимов финно- угорского происхождения.

Современные исследователи Мерянского языка утверждают, что он звучал на просторах, в частности, Ярославского края значительно позже последних летописных упоминании Мери (возможно, до 18 в. – на это указывает хорошо сохранившаяся микротопонимика, что говорит о длительном взаимодействии двух языковых культур). Лингвисты при расшифровке топонимического материала аппелируют к таким языкам, как прибалто-финские и саамский, констатируя многослойность финно-угорской топонимики, возникновение которой можно объяснить либо длительным существованием здесь Мери, язык которой за это время подвергся серьезной эволюции, либо (что вероятнее всего) восприятием Мерянским населением топонимов, созданных предшествующими народами. На сегодняшний день еще не выработано общей точки зрения и в вопросе о границах расселения Мери, в первую очередь в северном направлении. Археологами практически не исследовано ярославское Заволжье, установить этническую принадлежность его населения на рубеже 1-2 тыс. н.э. пока не представляется возможным, в то время как топонимика говорит о длительных и интенсивных финно-угорско-славянских контактах на этой территории и о распространенности топонимов Мерянского типа вплоть до современной Архангельской области. Данные археологии и топонимики как нам видится должны будут в будущем выработать комплексный подход в дальнейшем изучении Мерянского наследия.



ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ - http://merjamaa.ucoz.ru/news/ojkonimy_rostovskoj_meri/2010-08-26-60<\/u><\/a>

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 407
Зарегистрирован: 23.06.09
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.08.10 16:53. Заголовок: Просмотрел текст, ес..


Просмотрел текст, есть интересные моменты. Очень не понравилось, что используется фраза "мордовский язык" нет такого языка и тот кто это использует является не образованным человеком.
Не понравилось большое количество слов в тексте "финно-угры", если заниматься изучением, нужно быть конкретным, и использовать четкие, адекватные понятия, эрзянский язык, марийский язык, вепский язык и т.д.

портал "Эрзянь ки"
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 652
Зарегистрирован: 09.12.09
Откуда: Украина, Киев
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.08.10 12:56. Заголовок: Терюшань Сергу пишет..


Терюшань Сергу пишет:

 цитата:
тот кто это использует является не образованным человеком.


НЕ ФАКТ! Может быть просто недостаточно информированый (это поправимо), но хороший и образованный человек!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 781
Зарегистрирован: 16.04.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.08.10 22:16. Заголовок: На мой взгляд, замеч..


На мой взгляд, замечания Сергу сделаны по существу. Фраза "финно-угорские языки" при чтении у меня постоянно вызывало вопрос" а какие именно?? А "мордовский язык" у меня вызывает полное отторжение.
Хотя в целом статья интересная.
С недавних пор меня заинтересовала этимология названия РОСТОВ, объяснение, данное в википедии: "В настоящее время разные источники воспроизводят «легенду» об основании Ростова, выводящую название от словосочетания «Россов стан» и приписывающую это основание некоему царевичу Россу-Вандалу", не вызывает у меня доверия.
Для меня в название РОСТОВ слышится наше эрзянское РОШТОВА - РОЖДЕСТВО.
merjan andy, а что думаете по этому поводу Вы? - хотелось бы услышать Ваше мнение.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 29
Зарегистрирован: 21.04.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.08.10 09:55. Заголовок: Статью писал не я, п..


Статью писал не я, по этому могу только поставить в скобках объясняющие сноски.

Кстати, (пужан (Морд.) – «увядать») слово пужан, эрзянское или мокшанское?

Танюш пишет:

 цитата:
"В настоящее время разные источники воспроизводят «легенду» об основании Ростова, выводящую название от словосочетания «Россов стан» и приписывающую это основание некоему царевичу Россу-Вандалу"



вероятнее всего легенду придумали на рубеже 19-20 веков местные краеведы)
Танюш, вполне возможно, что название Ростов восходит к Роштова. Будем дальше копать ;)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 813
Зарегистрирован: 16.04.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.08.10 10:16. Заголовок: merjan andy пишет: ..


merjan andy пишет:

 цитата:
Танюш, вполне возможно, что название Ростов восходит к Роштова. Будем дальше копать ;)



Будем)) мне кажется это очень важный момент, недаром же Ростов один из Великих городов Руси.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 700
Зарегистрирован: 09.12.09
Откуда: Украина, Киев
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.08.10 10:56. Заголовок: Интересно, а Ростов ..


Интересно, а Ростов был к моменту христианизации или нет. Если был, то Роштува - Рождество - не при делах...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 30
Зарегистрирован: 21.04.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.09.10 11:03. Заголовок: Сыресь Боляень к м..


Сыресь Боляень

к моменту крещения уже был.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 31
Зарегистрирован: 21.04.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.09.10 11:06. Заголовок: Алексей Федорченко: ..


Алексей Федорченко: "Меря - синоним заветного в каждом из нас"



Из интервью: "Меря - синоним заветного в каждом из нас". Так и есть. Русское из глубины = мерянское.

На Венецианском кинофестивале, который начинается 1 сентября, Россию в основном конкурсе будет представлять фильм Алексея Федорченко "Овсянки"

— Ваш новый фильм очень красивый, словно его снял не российский режиссер. Но самое любопытное в нем — это история. Директор целлюлозного комбината везет тело своей жены, чтобы похоронить ее там, где они когда-то провели вместе медовый месяц. Это было на самом деле?

— Это чисто игровая картина, которая рассказывает о взаимоотношениях двух мужчин и одной женщины, которые считают себя представителями народа Меря. Хотя Меря здесь — это, скорее, синоним заветного в каждом из нас, это мы — внутренние, самые глубокие и искренние. Такой финно-угорский народ действительно когда-то существовал и населял территорию Поволжья, но полностью ассимилировался еще в XVI веке, сегодня сохранились лишь археологические артефакты, свидетельствующие о том, что он существовал. Мы со сценаристом Денисом Осокиным постарались реконструировать некоторые обряды и верования этого народа, но фактически создали мир, которого нет и не было. В воссозданной нами жизни люди-Меря намного больше, чем мы с вами, дорожат своими близкими, потому что не верят в жизнь после смерти и прощаются навсегда. От этого им горше, но от этого в их жизни больше любви. А "красоту" фильма сделали замечательный оператор Михаил Кричман, художники Андрей Панкратов и Алексей Потапов. Ну и, конечно, природа Северного Поволжья, Коми и Урала.

Далее читайте здесь - http://merjamaa.ucoz.ru/news/aleksej_fedorchenko_merja_sinonim_zavetnogo_v_kazhdom_iz_nas/2010-09-01-67<\/u><\/a>

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 32
Зарегистрирован: 21.04.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.09.10 21:19. Заголовок: Здравствуй, дерево! ..


Здравствуй, дерево!



О том, что дерево — живое существо, мы вспоминаем редко. Особенно, если собираемся его спилить. Даже джиперы, проводящие в лесу если не бОльшую, то лучшую часть времени, тоже часто удивляются, когда узнают эту непреложную истину биологической науки. Меж тем, отношение к деревьям как к живым и даже одушевленным нашим соседям изначально заложено в традициях всех народов, живущих в лесной зоне. В том числе и у русских. Но постепенно христианская, а вслед за ней и марксистско-ленинская идеологии вытесняли из народного сознания эти представления, восходящие к языческим временам.

Впрочем, по счастью, не везде и не у всех.

Гармоничные отношения с природой и традиционное экологическое сознание, еще столетия назад объявленные пережитком прошлого, существуют, как ни странно, в человеческом обществе и по сей день. Особенно там, где насаждение новых религий не было излишне рьяным. При этом традиционное мировоззрение вбирало в себя и перерабатывало новые реалии, одновременно встраиваясь в них. В результате новые и старые верования переплетались самым причудливым образом, позволяя людям выстраивать гармоничные отношения с окружающим их миром и населяющими его существами. А также, что может быть еще более важно, с собственными представлениями об этом мире, что немало способствует поддержанию порядка в голове и душевному равновесию.
Край священных рощ

Одно из таких мест — Заветлужье, дальний лесной угол на стыке Нижегородской, Костромской и Кировской областей. Эта земля издавна обжита различными племенами волжско-финского происхождения. Считается, что из ныне живущих здесь народов первыми в междуречье Ветлуги и Вятки появились ссимилировавшие мерю, удмуртов и других своих родных редшественников марийцы. Те, что в древнерусских летописях именовались черемисами, и что периодически на взаимовыгодной основе поддерживали то одного, то другого князя в междоусобной борьбе, а позже включились в непростые военно-дипломатические отношения Москвы с Ордой. Они и в наши дни составляют значительную часть местного населения.


Почитаемые родники у заветлужских марийцев — большая редкость. Этот, у шоссе около деревни Березята, обустроил несколько лет назад местный главный лесничий Сергей Вахонин, тем самым создав новую культовую традицию.

Далее читайте здесь - http://merjamaa.ucoz.ru/news/zdravstvuj_derevo/2010-09-08-71<\/u><\/a>

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 34
Зарегистрирован: 21.04.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.09.10 08:32. Заголовок: Поездка на культовый..


Поездка на культовый мерянский камень из села Неёлово.



До сих пор на территории России, находится немало камней и других природных объектов, почитаемых местными жителями. Со многими из них связан ряд языческих обрядов, часто принявших христианские формы, обычаев, суеверий, легенд и преданий. Им приписывают всевозможные магические качества: например, считают, что они могут влиять на судьбу человека, обладают лечебными свойствами и т.д.
Мы называем такие природные объекты - культовыми. Существует по крайней мере, две причины отнесения валунов к категории культовых памятников. Во-первых, это сохранение вплоть до настоящего времени комплекса обрядов возле таких камней, где сам валун и изображения на нем прямо связаны с отдельными языческими или христианизированными персонажами. Во-вторых, на многих из них имеются знаки и изображения, с которыми связаны соответствующие предания или они используются как культовые. Так углубления, колодчики, изображения стоп, рук, надписей известных на многих камнях нашего Севера, могут считаться ритуальными и в тех случаях, когда легенды и предания уже не сохранились.



село Неёлово

За последние годы, на территории Верхнего Поволжья краеведами было выявлено не мало культовых камней. Сегодня вниманию наших читателей предлагаем один из них. Информацию о нём нам поведал краевед и местный житель сёла Неёлова Александровского района Владимирской области Владимир Александрович Тарасов.

В суботу 18 сентября, мы решили разведать его место положение. Село Неёлово располагается в 100 км на Север от Москвы, в Александровском районе Владимирской области, на классической территории летописной Мери.

Далее читайте здесь - http://merjamaa.ucoz.ru/news/poezdka_na_kultovyj_merjanskij_kamen_iz_sela_nejolovo/2010-09-19-77<\/u><\/a>

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 3028
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.09.10 10:34. Заголовок: :sm36: :sm36: ..


[img src=/gif/smk/sm36.gif] [img src=/gif/smk/sm36.gif]

Пошлите этот материал в редакцию "Эрзянь Мастор". Мне представляется, интересным он будет и на ресурсе Uralistika/

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 35
Зарегистрирован: 21.04.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.09.10 13:08. Заголовок: Эрзянь нилькс Благ..


Эрзянь нилькс

Благодарю Вас за наводку!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 36
Зарегистрирован: 21.04.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.10.10 08:36. Заголовок: НОВОСТИ ПОРТАЛА за 4..


НОВОСТИ ПОРТАЛА за 4 ОКТЯБЯРЯ


Синий Камень в деревне Веледниково. Истринский район Московской области



Наш воскресный мото выезд 26 сентября был посвящён ещё одному удивительному свидетелю древних времен – Синему камню, лежащему неподалеку от села Веледниково в Истринском районе. На информацию о нём я набрёл у геокэшеров. Они нашли его совершенно случайно пробираясь на квадроциклах сквозь чащу леса. Первое, что привлекает в нём внимание, это огромных размеров чаша выдолбленная в нём. Этим камень напоминает своего собрата с Чёртового Городища под Козельском.

Приглядевшись мы обнаружили ещё одну чашу явно естественного происхождения, с небольшой доработкой человека. Находится она чуть выше искусственной. Рядом имеются многочисленные сколы. Перед нами лежал явно древний поклонный камень.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ - http://merjamaa.ucoz.ru/news/sinij_kamen_v_derevne_velednikovo_istrinskij_rajon_moskovskoj_oblasti/2010-09-28-82<\/u><\/a>


Дьяковское городище "Дятлова Поляна"


Реконструкция городища

После Веледниковского Синего Камня мы решили посетить дьяковское городище "Дятлова Поляна", расположенное в 2,5 км на юго-юго-запад.

На территории Москвы и области есть много мест, которые на протяжении сотен лет хранили свои древние имена. Большая часть московских топонимов восходит к средневековью. Совсем по другому обстоит дело гидронимами, т.е. с названиями рек. По мнению ученых, их финские и балтские имена оставлены населением, жившим на этой земле задолго до возникновения в средние века русского народа. Что за люди населяли эти места? Что представляла собой их культура? Археологам хорошо известны памятники, оставленные древним населением Москворечья. Это городища и селища, многие из которых возникли еще в I тысячелетии до н. э., когда в Восточной Европе наступил железный век.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ -
http://merjamaa.ucoz.ru/news/djakovskoe_gorodishhe_djatlova_poljana/2010-09-29-83<\/u><\/a>


Летающий храм озера Нестиар (Нижегородская область)


Село Нестиары Нижегородской области, растянувшись хороводом вокруг озера, переходит в деревеньку Заозерье; человеческие жилища опоясывают озеро Нестиар подобно ожерелью. Озеро Нестиар находится в нескольких десятках километров от знаменитого озера Светлояр, о котором мы писали не так давно, и тоже является мощным местом Силы.

Эти два святых озера образуют как бы единый сакральный организм, в котором ничто не оказывается главным, подчинённым. Здесь незримо витают древние божества языческих мари которым и сейчас молятся местные жители в облике икон, почитаемых деревьев и источников... Местные и не осознают до конца какие они двуеверцы.



Вокруг них леса и болота, родная среда, которая кормит — там люди добывают дрова, грибы, ягоды и зверя и ходят к ним со своими радостями и бедами.. Так было и двести и тысячу лет назад. Так будет. Сколько продлится это равновесие, не знает никто.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ -
http://merjamaa.ucoz.ru/news/letajushhij_khram_ozera_nestiar_nizhegorodskaja_oblast/2010-09-30-84<\/u><\/a>

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 157
Зарегистрирован: 18.04.09
Откуда: Казахонь Мастор(Казахстан), Актобе
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.10.10 10:52. Заголовок: Шумбрат, ялгай! А ор..


Шумбрат, ялгай! А ормаменты,узоры улить? Хочу сделать вам красивые обои для рабочего стола.

Минь аволь Мордва, Минь ЭРЗЯТАНО!

Тон верьгизат, мон верьгизан.
Пейтне пштить, сельметне кежейть.
Тон а сокат, мон а изан.
Сэтьминетне – эрямс нежеть...
Дмитрий Таганов
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 37
Зарегистрирован: 21.04.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.10.10 08:04. Заголовок: Ёлусь поёлусь! орнам..


Ёлусь поёлусь! орнаментами пока что не занимался. но их много в сети. можно поискать например "вышивки костромы" и тд, в том же духе. ;) Обои это будет здорово!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 38
Зарегистрирован: 21.04.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.10.10 08:06. Заголовок: Подмосковное озеро И..


Подмосковное озеро Ижво. Возвращаясь к истокам



Если не брать во внимание заповедную Мещёру, Подмосковье сложно назвать озёрным краем. Однако относительно крупные озёра попадаются даже на западе региона, где их совсем немного. На память здесь сразу приходят озёра Сенежское и Тростенское в Солнечногорском и Истринском районах соответственно. Но есть в этих краях озёра гораздо более скромных размеров, но с не менее интересной историей, во всяком случае топонимической. Именно ей и будет главным образом посвящён нижеследующий рассказ.

На западе Истринского района, в Новопетровском сельском округе и 55 километрах от столицы, расположено озеро Чудцевское. Разглядывая карту, на него и внимание-то не сразу обратишь, ближайшие деревни-ориентиры: Чудцево, Пречистое и Кучи. Первоначально это озеро привлекло моё внимание своим названием — я узнал о его существовании из статьи Сергея Голубчикова «Сквозь пласты истории» (http://znamenie.org/content/view/335/62/), где оно рассматривалось как указание на место обитания здесь финно-угорского населения — чуди. Сам по себе факт обитания здесь финно-угров достаточно удивителен, поскольку все окрестные гидронимы, рассматривающиеся как дославянские: Нудоль, Локнаш, Истра, Дарна и другие - этимологизируются из балтийских языков, а дьяковская археологическая культура железного века, памятники которой покрывают собой большую часть Московской области была, как считается, разноэтничной — финно-балтийской. Тем не менее, есть и ещё один финно-угорский след в Истринском районе — деревня Меры, ещё в средние века звавшаяся Меря...



Попытки уточнить с помощью интернета происхождение и возраст названия Чудцевское (а это было необходимо, чтобы достоверно связать его с чудью) особо ни к чему не привели, удалось только найти изрядно расстроившее меня обрывочное упоминание без всяких ссылок на литературу о том, что озеро раньше называлось Ижевское. Всё же надежда на чудскую связь не угасала, и тут в московской исторической библиотеке мне посчастливилось ознакомиться с замечательной книгой Истринская Земля (М., 2004). Приведённые там сведения, казалось, начисто опровергли все «чудские» гипотезы относительно названий Чудцево и Чудцевское:

«В старину Чудцевское озеро называлось Ижво, и, очевидно, от него получила название административная единица, Ижевский стан Дмитровского уезда, в котором и находилось Чудцево до Екатерины II. Когда-то деревней Чудцево, до XIX в. называвшейся Тютчево, несомненно владели помещики Тютчевы, хотя прямых указаний на это и не найдено. Но Тютчевым принадлежало соседнее Васильевское, об этом есть документальное свидетельство. (Акты феодального землевладения и хозяйства. ч. 2, №287).» Истринская земля, стр. 608.

Автор Эколог - Читать далее здесь - http://merjamaa.ucoz.ru/news/ozero_izhvo_vozvrashhajas_k_istokam/2010-10-13-87<\/u><\/a>

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 39
Зарегистрирован: 21.04.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.10.10 08:35. Заголовок: Мерянские боги Росто..


Мерянские боги Ростовской земли


Знаменитый Синий камень озера Неро (Трясловский валун)

В последние годы у наших людей появился повышенный интерес к сакральной истории родины. Предметами интереса и поиска становятся культурные и природные объекты, зачастую не имеющие официального статуса "исторического памятника" (например в отличие от Синь-Камня в Переславле). Как правило, все эти места и объекты почитаемы жителями окрестных деревень и городков и считаются священными.


Почитание «священных» мест и объектов до сих пор играет в традиционной культуре русского народа весьма важную роль. В Ростовской земле было известно немало языческих требищ у священных камней, называемых в народе Синими. На северо-восточном берегу Плещеева озера в 0,5 км к северо-западу от Александровой горы лежит всем известный, легендарный Синий камень. Местное население почитало его божеством и поклонялось ему, что возмущало служителей церкви как идолопоклонство и богоотступничество: «В нем же вселися демон, мечты творя и привлачая к себе ис Переаславля людей: мужей и жен и детей их и разсевая сердца их в праздник великих верховных апостол Петра и Павла. И они слушаху и к нему стекахуся из году в год и творяху ему почесть». Одним из подобных мест в современной Ярославщине можно считать район бывшей Угодичской волости Ростовского уезда, расположенный близ мерянского озера Неро. В нём расположено несколько крупных камней, локально почитаемых местным населением по сию пору.

Читать дальше click herehttp://merjamaa.ucoz.ru/news/merjanskie_bogi_rostovskoj_zemli/2010-10-18-90<\/u><\/a>

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 40
Зарегистрирован: 21.04.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.10.10 10:05. Заголовок: Синие камни урочища ..


Синие камни урочища Старые Старки. Щелковский район Подмосковья.




В начале 2000 годов московский краевед И.Д. Маланин обнаружил несколько любопытных Синих камней в Щелковском районе Подмосковья. Топоним Синий камень остался в тех местах вероятнее всего в наследство от народа меря, жившего на этой территории. Многие исследователи считают, что именно так меряне обозначали свои поклонные камни. Позднее с полной русификацией в этих краях мери, люди постепенно забыли о значении этого топонима. Никто из местных деревенских жителей, по указаниям которых исследователи находят синие камни, никогда не могут объяснить, почему именно этот камень называется Cинь-камнем, а другие находящиеся рядом не имеют названия. Цвет камней здесь совершенно не причем. Нередко Синь-камни может быть, например, красным!



И так. как сказано выше краеведу Маланину удалось найти Синь-камни в Щелковском районе Подмосковья, и в своей статье он оставил достаточно ориентиров, что бы поработав с документами, можно было их найти. Это и сделали московские геокэшеры. 24 октября мерянский краеведческий актив сотоварищи повторил их путь.


Читать дальше http://merjamaa.ucoz.ru/news/sinie_kamni_urochishha_starye_starki_shhelkovskij_rajon_podmoskovja/2010-10-26-92<\/u><\/a>

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 43
Зарегистрирован: 21.04.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.11.10 12:04. Заголовок: Кокошник - Мерянски..



Кокошник - Мерянский космос



Археологические материалы по мерянским территориям Верхней Волги убедительно говорят о том, что женщины меря на голове носили не только венчики и очелья с височными кольцами, но и кокошники, которые мы знаем по поздней русской культуре 18-20 веков. Это высокие головные уборы на жёсткой основе.

Название кокошник имеет финское происхождение: «кёкко» - курица, «кокош» - петух, эти старофинские термины применительные к домашней птице использовался наряду с привычными сегодня русскими как минимум до начала 18 века, а в поговорках сохранился и по сей день – подобно тому, как до сих пор используется в провинции термин «кока» - родная сестра матери.



Головной убор мерянки, жительницы Алабужского городища 7 в. н. э.


ДАЛЕЕ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ - [url]http://merjamaa.ucoz.ru/news/kokoshnik_merjanskij_kosmos/2010-11-12-99[/url]
[/img]

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 3291
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.11.10 12:51. Заголовок: merjan andy пишет: ..


merjan andy пишет:

 цитата:
«кёкко»



кекердемс (эрз.) = кудахтать
гогорькшнемс (эрз.) = крякать

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 173 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 12
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет