On-line:гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Эрязо Эрзянь Масторось! Пингеде пингес эрязо! Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!Erzänj mel, erzänj kel, Erzänj Mastor! Ersän mieli, ersän kieli, ersän Maa! | Эрзя, муить ундоксот! Erzia, muit\' undoksot!

АвторСообщение
Семен



Пост N:1133
Зарегистрирован:01.07.08
Рейтинг:1
ссылка на сообщение  Отправлено:29.08.09 12:00.Заголовок:Эрзянская служба новостей/Эрзянь кулянь невтемакуро. (продолжение)



EKN=ESN. ERZINFORM. ЭКН=ЭСН.
Эрзянь кулянь невтемакурось.
Эрзянская служба новостей.




Эрзят! Ялгат!
Ловнодо минек кулятнень эрьва чистэ! Чинек-венек!
Тынськак пачтядо кулят эрзянь раськеденть!

Эрзяне! Друзья!
Читайте наши новости ежедневно! Круглосуточно!
Сами присылайте новости об Эрзя народе!




www.erzan.ru Спасибо: 0 
Профиль
Ответов -301 ,стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All [только новые]


Танюш



Пост N:860
Зарегистрирован:16.04.09
Откуда:Россия,Санкт-Петербург
Рейтинг:2
ссылка на сообщение  Отправлено:15.09.10 11:51.Заголовок:С целью выявления фа..


С целью выявления фактической численности эрзянского народа в России и за рубежом
инициативной группой эрзян проводится

ИНТЕРАКТИВНАЯ ПЕРЕПИСЬ ЭРЗЯН

ЭРЗЯНЕ, СТАНЕМ ЧАСТЬЮ ЦЕЛОГО, ВОЗРОДИМ НАШ ЭТНОС!

ИНТЕРАКТИВНАЯ ПЕРЕПИСЬ 2010

Анкета

№ п/п Наименование пунктов

1 Фамилия Имя Отчество

2 Место рождения

3 Дата рождения

4 Контактный телефон

5 Адрес постоянного местопроживания

6 Национальность

7 Степень владения эрзянским языком (выбрать нужное):
7.1. владею свободно
7.2. понимаю, но не говорю
7.3. не владею

8 эл. почта

Призываю принять участие. Перепись производится здесь:
ИНТЕРАКТИВНАЯ ПЕРЕПИСЬ ЭРЗЯН<\/u><\/a>


Спасибо: 0 
Профиль
volgin Andrei
moderator




Пост N:63
Зарегистрирован:18.03.10
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:16.09.10 08:28.Заголовок:В июле 2010 года в ..


В июле 2010 года в с.Старые Кутуши Черемшанского района (района, граничащего с Самарской областью) Республики Татарстан было проведено анкетирование местных жителей на предмет выяснения их отношения к собственной национальной принадлежности.
Людям были предложены вопросы, касающиеся их отношения к собственным предкам, их отношения к своим детям, их отношения к себе. Вопросы кроме трех стандартных касающихся возраста, пола и социального положения звучали так:
Владеете ли вы:
А)мордовским языком
Б)мордва –эрзянским(мокшанским) языком
В)эрзянским языком
Д)русским

Имеете ли родителей, предков или родственников одной из следующих национальностей:
А)мордва
Б)мордва-эрзя(мокша)
В)эрзя(мокша)
Г)затрудняюсь ответить

Разговаривали (разговаривают)ли они с Вами на:
А)мордовском языке
Б)мордва-эрзянском(мокшанском) языке
В)эрзянском(мокшанском) языке
Г)русском языке

Если да, то рассказывали ли Вам Ваши родители, предки или родственники о своем национальном происхождении:
А)да
Б)нет

Если рассказывали, то как они называли(объясняли) себя и свое происхождение:
А)мордва
Б)мордва-эрзя(мокша)
В)эрзя(мокша)
Г)русский
Д)другие
Е)затрудняюсь ответить

Испытываете ли гордость за своих предков:
А)да
Б)нет
В)не знаю
Г)не думал
Д)затрудняюсь ответить

Желаете ли Вы, чтобы Ваши дети (внуки) знали их культуру, обычаи:
А)да
Б)нет

Знаете ли народные мордовские, мордва-эрзянские (мокшанские), эрзянские (мокшанские) праздники:
А)нет
Б)Да - Какие?

Каким языком пользуетесь в быту и на работе:
А)мордовским языком
Б)мордва –эрзянским(мокшанским) языком
В)эрзянским языком
Д)русским

Желаете ли чтобы его знали ваши дети(внуки)?
А)Да
Б)нет
В)не знаю
Г) не думал

При общении с представителями других национальностей заявляли ли Вы о том что вы:
А)мордвин
Б)мордвин-эрзя
В)эрзя
Г)русский
Д)не было случая
Е)не заявлял

Какова Ваша национальность:
А) мордвин
Б)мордвин-эрзя(мокша)
В)эрзя(мокша)
Г)русский
Д)затрудняюсь ответить

Испытываете ли гордость за свою национальность?
А)да
Б)нет
В)не знаю
Г)не думал
Д)затрудняюсь ответить

Известно ли Вам о предстоящей в октябре 2010 года переписи населения?
А)да
Б)нет

Первая половина вопросов была созвучна второй половине и, по сути, повторялась, но в другом виде. Например вопрос: «Разговаривали ли они (имеется ввиду предки, родители) с вами на: (идет перечисление вариантов ответов языков)?» во второй части анкеты задан в другой форме в следующем виде: «Каким языком пользуетесь в быту и на работе (идет перечисление вариантов ответов языков)?» Вопрос: «Рассказывали ли Вам Ваши родители, предки или родственники о своем национальном происхождении?» во второй части анкеты поставлен в следующей редакции: «При общении с представителями других национальностей заявляли ли Вы о том что вы (далее идет перечисление вариантов ответов)?». Вопрос: «Испытываете ли гордость за своих предков?» созвучен вопросу: «Испытывает ли гордость за свою национальность?»
Наличие прямых связей между вопросами само по себе предполагало ожидаемую идентичность ответов на вопросы первой половины анкеты с ответами на вопросы из второй половины анкеты. Однако подобные ожидания себя не оправдали.
Ответ почему так произошло кроется либо в неискренности респондентов, либо варианты предложенных ответов были необычны для анкетируемых, привели их в замешательство и в известной степени поколебали привычные для них устои. Склонен ко второму варианту, так как исследование было анонимным и указания анкетных данных респонденту условием заполнения анкеты не ставилось.
Заранее предполагая, что люди не захотят связываться с анкетой при составлении вопросника пришлось сразу отказаться от вопросов респонденту по указанию своих паспортных данных, иначе анкетирование было бы обречено на заведомый провал. Лишним подтверждением тому стала беседа с добровольным переписчиком-жителем с.Старые Кутуши Черемшанского р-на Республики Татарстан Рабиным Николаем Арсентьевичем 1947 года рождения. С его слов на предложение заполнить анкету анкетируемые относились с недоверием и подозрительностью. «Кому это надо?», «А зачем?»-вот неполный перечень вопросов, которые он слышал на предложение поучаствовать в опросе. При заполнении анкеты в одной из семей между мужем и женой возник скандал, в ходе которого женщина, на утверждения мужа по поводу указания национальности «Эрзя» заявляла что она «Мордовка» и ссылалась на некогда советский паспорт, в котором была записана таковой.
По итогам проведенного мероприятия личное мнение самого переписчика-Рабина Н.А. по большинству лиц, согласившихся ответить на вопросы и тех, кто отказался по поводу отношения к своим Эрзянским корням ограничилось одним его словом: «Бестолковые…».
И все же передавшееся мне вместе с анкетами чувство глубокого разочарования при первичном осмотре анкет сменилось на чувство робкой надежды.
Передо мной 20 анкет, 20 листов формата А-4 с напечатанными на обоих сторонах листа стандартными вопросами и подчеркнутыми под ними вариантами ответов.
Анкеты поделены мной на 3 условные возрастные группы, своеобразные «покштят», «тетят-ават» и «нуцькат». Деление происходило исходя из ответов о возрасте самих опрашиваемых. Представляется, что каждому возрасту и следовательно каждой группе в разрезе отношения к эрзя-народу и эрзя-предкам от которых произошел респондент, по жизни присуща своя характеристика.
Итак, первая-младшая возрастная группа-люди в возрасте от 20 до 33 лет, когда в человеке много молодости и здоровья, ему все можется и открыты все пути, но человек свою энергию тратит на личностные утилитарные потребности. В этот период человек меньше всего думает о своем происхождении и эрзянских корнях и не пытается заглянуть в далекое будущее. Кратко возрастной период и группу можно охарактеризовать фразой-«можется, но не очень хочется».
Вторая-средняя возрастная группа. Это жизненный период, когда человек находится в зените своего познания мира. Он уже переступил определенную черту, оглядывается назад, что сделано и намечает новые рубежи в своей жизни, концентрация его внимания с удовлетворения эгоистических потребностей собственной личности плавно переходит на семью и работу. И вот здесь он задумывается: а что он может и хочет дать своим детям? А для этого неизбежно становится перед вопросом: «Кто я?». Сделав небольшое усилие он обнаруживает под «мордовским» покрывалом интересные обстоятельства собственной истории, истории своего рода. Как правило, человеку в этот период «хочется и можется». В этом возрасте есть, конечно, и такие, которым все по боку и они вполне довольствуются тем, что проживают по жизни чужим умом. Такие люди тоже принимали участие в анкетировании.
Третья-старшая возрастная группа. Она связана с периодом выхода на пенсию, когда очень и очень хочется передать свой опыт и мудрость, но можется все меньше по причинам объективно не зависящим от человека (болезни, взрослые дети, спешащие покинуть отчий дом, иногда рвущиеся даже на войну)
Таким образом, по первой возрастной группе (нуцькат) от 20 до 33 лет оказалось 5 анкет. По второй возрастной группе (тетят-ават) от 34 до 55 лет оказалось 10 анкет. По третьей возрастной группе (покштят) от 56 и больше-5 анкет. Не знаю, что помешало или могло помешать очень коммуникабельному добровольному переписчику Рабину Н.А. 1947 г.р. собрать больше анкет старшей возрастной группы, так как в селе у него достаточно знакомых жителей его возраста. Каков ответ на этот вопрос можно только догадываться.
Среди первой возрастной группы (5), самой молодой, все анкетируемые кроме одного утвердительно ответили, что имеют среди своих предков «МОРДВУ». Один затруднился ответить: кто его предки, но (судя по ответам в анкете) он сам владеет и «мордовским» и русским языком, и его предки разговаривали с ним и на «мордовском» и на русском языке, но о своем национальном происхождении, ему не рассказывали. Тем не менее, он горд за них, желает, чтобы его дети знали их язык, культуру и обычаи, но сам себя по национальности идентифицирует как «русский»! Кроме него еще у одного анкетируемого на вопрос: «Рассказывали ли Вам Ваши родители, предки или родственники о своем национальном происхождении?» обвел букву с ответом: «нет». Кроме перечисленных двух у третьего (одного из всей группы) его родители и предки рассказывали, что они «русские» и общаются с ним на русском языке, но сам себя он идентифицирует как «МОРДВИН», об этом заявлял при общении с представителями других народов и горд за свою национальность.
Что мы имеем по этой группе? Несмотря на малое, возможно, недостаточное количество исследовательского материала данные по группе очень разнородны, но все же можно обозначить как тенденцию такие, на первый взгляд, противоположные друг другу векторы движения: «МОРДВА В РУССКИЕ» и «РУССКИЕ В МОРДВУ». Однако, если первый вариант наиболее очевиден и часто встречающийся, то второй вариант имеет смысл только при условии «мордовских» корней и памяти о том респондента, самоидентифицировавшего себя «русским».
Как вывод, думаю, обоснованно можно считать, что в младшей возрастной группе (нуцькат) из 5 анкет в 3-х (условные 60%) в головах молодежи много пробелов в вопросе исключительного понимания собственной национальной идентичности.
Вторая возрастная группа (тетят-ават). От 33 до 55 лет. Самая многочисленная (10 анкет).4 анкеты из 10 указали, что владеют «ЭРЗЯНСКИМ», «МОРДВА-ЭРЗЯНСКИМ» языком, указали про своих родителей или предков что они «ЭРЗЯ» или «МОРДВА-ЭРЗЯ», которые владеют «ЭРЗЯНСКИМ» или «МОРДВА-ЭРЗЯНСКИМ» языком. Сразу оговорюсь, что указание респондентом владения «МОРДВА-ЭРЗЯНСКИМ» языком не означает утверждения о наличии такого языка в природе или национальности как 100 % истину в последней инстанции. Это просто один из вариантов выбранного им ответа, из предложенных на выбор респонденту.
Из вышеупомянутых 4-х «эрзянских» и «мордва-эрзянских» анкет средней возрастной группы остановлюсь на 2-х. В них респонденты указали, что считают своих родственников и предков-«ЭРЗЯ», а те рассказывали им о своем происхождении на «ЭРЗЯНСКОМ ЯЗЫКЕ», и что они «ЭРЗЯ», а сами респонденты указывают на владение «ЭРЗЯНСКИМ ЯЗЫКОМ». Только разница между этими двумя анкетами в том, что в одной респондент испытывает гордость за своих предков, а второй не знает как к ним относится. А тот, кто испытывает гордость поясняет, что на работе и в быту преимущественно пользуется «РУССКИМ ЯЗЫКОМ», а тот, который не знает как относится к своим предкам-«ЭРЗЯНСКИМ ЯЗЫКОМ». Обои горды что они -«ЭРЗЯ», только вот какая незадача: никто из них об этом при общении с представителями других национальностей не заявлял! Первый –просто не заявлял, а у второго-не было случая.
Куда проще дело с остальными анкетами. Кто заявился «МОРДВОЙ»-тем проще всего. МОРДВА. Известное дело! Мордва! Мордву знают. В Татарстане, тем более в сельской местности быть представителем нетитульной нации и тем более нерусским вообще неплохо. Не вдаваясь в подробности: как там вас зовут, а? А? А-а-а-а! Вот! Мордва! Ну да, конечно! И все и повсеместно знают «мордву»!
Полагаю, в этом случае у «ЭРЗИ» хуже всего и труднее дело обстоит когда после заявления, что он «ЭРЗЯ», на непонимающие или недоумевающие выражения лиц приходится «выдавливать» из себя приставку-«мордва», чтобы поняли… Вот так…
Нет, так нельзя! Ни в коем случае! ЭРЗЯ-и все! Кто такие «мордва»-не знаю, их не касаюсь. Я –Эрзя! У меня свое имя, своя дорога и свое дело. Впервые слышите?- Ваши проблемы! Учите историю. «Мордва?»-нет, определенно это не про меня, спросите от кого услышали…
Исследуя вторую часть анкет (6 штук) людей, которые не упомянули среди владения языком, предков, национальности ничего «эрзянского», но «мордовское» и даже «русское» можно отметить, что в этой подгруппе у анкетируемых ровно половина (3 анкеты) предки рассказали о своем «мордовском» происхождении, а вторая половина «мордовских» предков вообще своим потомкам о себе ничего не сообщала. Или, если хотите, иными словами, в данных «мордовских» анкетах (6 штук) через одного связь между «мордвой»- родителями и их детьми в разрезе передачи информации о происхождении уже утрачена. Такие дети, не получив от отцов сокровенного знания и завета чтить и блюсти себя в национальности своих предков записываются в «русские» (1 анкета из 3-х). В подгруппе (3 анкеты) где «мордва»-предки передали знание своим детям о своем «мордовском» происхождении также одна анкета в которой респондент записался «русским».
Одинаковая тенденция обрусения (вектор движения: «МОРДВА В РУССКИЕ») в вышеупомянутых двух подгруппах(3+3) средней возрастной группы (34-55 лет) совершенно нетипична для первой условной подгруппы (4 анкеты) в которых, как говорилось ранее, респонденты называют среди предков и указывают «ЭРЗЯНСКИЙ» и «МОРДВА-ЭРЗЯНСКИЙ» язык…
Немного о понятии «мордва-эрзя». Ставя себя на место сельских жителей приходишь к выводу, что для деревни в национальной республике это мера скорее вынужденная, которая, тем не менее, ущемляет права и унижает национальное достоинство «ЭРЗЯ».
Все-таки «вынужденность» не может исключать жесткого критического подхода к словосочетанию «мордва-эрзя». На слух и смысл звучит парадоксально. По сути то-чего не может быть! В таких случаях говорят- «ни рыба ни мясо». Однако, что грех для сельского жителя, городскому-анафема. Именно в городе институты и театры, именно в городе музеи и библиотеки, именно в городе искусство и культура. Именно в городе у человека вместо работы в поле и на приусадебном хозяйстве появляется свободное время, когда можно призадуматься и сравнить и понять и отделить в своем сознании, наконец, «мордву» от «эрзи», а мух от котлет. Простите за образность. Именно в городе…
Однако, сельская молодежь (от 20 до 30), попав в городские условия первоначально занимается вопросами выживания, закрепления в городе и решения бытовых проблем. Ей не очень хочется вспоминать и тем более возвращаться в деревню, где ежедневно приходится ПОНУЖДАТЬ себя к каждодневному тяжелому, малооплачиваемому труду, связанному с землей и на земле. Прошли те времена, когда к представителям «непыльной работки» относились с пренебрежением. И сельскую молодежь, покидающую отчий дом в поисках лучшей жизни амбарными запорами не удержишь.
Отдаляясь от дома, потеряв с ним связь, они растворяются в городе и теряют язык, превращаясь в «мордву», а то и сразу в «русских». Потому что не знают, что на нем говорили и будущий патриарх Никон, и Лидия Русланова и Степан Эрьзя, но знают его как язык, с которым связана ТЯЖЕЛОЕ ДЕРЕВЕНСКОЕ ЖИТЬЕ-БЫТЬЕ, лишенное надежд и перспектив развития. Редкие городские, вчерашние деревенские находят в себе силы передать язык и традиции предков своим детям.
При данных обстоятельствах с сельского меньше спроса. Да не менее ответственности за судьбу своего народа. Потому что их примеру следуют другие, более младшие поколения. Потому что сельская местность-глубинка- хранительница и продолжательница народных традиций и языка.
Размываемое в условиях городского жительства зерно эрзянской самоидентификации в сельской местности еще немного хранится. В городских условиях это здравомыслие подменяется ввинчиванием под корку пустых переживаний бесконечных мыльных сериалов по зомбоящику.
Именно в деревнях развивалось песенное народное творчество, именно оттуда пошли эрзянские национальные цвета и вышивка, народный костюм, именно там проходят Велень Озксы, именно там компактное проживание эрзян еще дает возможность сохранить язык и передать его следующему поколению. Еще пока…
Старшая возрастная группа (покштят). 5 анкет респондентов в возрасте от 56 лет и старше. Из них первая подгруппа-три анкеты в которых опрашиваемые твердо указали что их предки «мордва», которые передали своим детям знания о своем происхождении как «мордва», сами идентифицируют себя как «мордва», желают чтобы язык традиции и обычаи знали их дети и внуки, горды за себя и своих предков, а вот остальные две анкеты образующие вторую условную подгруппу, где респонденты так же заявили, что их предки-«мордва» и они разговаривали с ними на «мордовском» языке, однако у одного родители объясняли что они «ЭРЗЯ» у другого- «МОРДВА-ЭРЗЯ». Тот (вернее та, пол указан женский) у которой предки идентифицировались «ЭРЗЕЙ» не задумывалась о том: испытывает ли гордость за своих предков, и при ответе на последующие вопросы заявляет себя «мордовкой», но стоит ли этим гордится-тоже не думала. Вывод напрашивается сам собой: без ПОНУЖДЕНИЯ собственной личности задуматься над словами своего старшего поколения, человек лишается права наследовать его имя по прямой, и вместе с тем носит имя-ярмо, данное старшим поколением другого племени. Уверен, пока человек не научится задумываться над словами-будет носить его и дальше. Интересно, не правда ли?
Во второй анкете тот, у которого предки идентифиировались «МОРДВОЙ-ЭРЗЕЙ» заявил, что считает себя «ЭРЗЕЙ», с представителями других национальностей заявлял, что он-«ЭРЗЯ» и горд за свою национальность, но о предстоящей переписи населения не знает.
В средней возрастной группе (10 анкет) так же один респондент, заявившийся «ЭРЗЕЙ» не знает о предстоящей переписи. В младшей возрастной группе (нуцькат) только 2 анкеты (новоиспеченные русские мордовского происхождения) не знают о переписи. Из всей «мордовской» группы по всем трем возрастам только один респондент в средней возрастной группе не знает о переписи. Остальные в курсе происходящих в государстве общественно-политических событий. И, видимо, получают эти «знания» не иначе как через общероссийские телевизионные новостные каналы, вещающие понятно на каком языке.
Малое количество анкет не позволяет считать анкетные данные точным отображением закона больших чисел и до известной степени делает результаты анкетирования условными, однако прямые и обратные процессы в структуре взаимоотношений «Эрзя»-«мордва-эрзя»-«мордва»-«русский» налицо. Думаю, вектор движения к постепенной русификации эрзян в приведенном ряду понятен, так же как и понятен вектор, в котором эрзянам следует двигаться. И он не значит движение вспять, а означает- к истокам. Он так же означает необходимость КАЖДОДНЕВНОГО ПОНУЖДЕНИЯ эрзя собственной личности к действиям по развитию собственного языка и культуры и тем самым доказыванию своего права жить под этим солнцем и заявлять: «Я есть Эрзя». Иначе-отберут имя.
Просматривая и анализируя анкеты кроме прозвучавших ранее выводов сделаю еще несколько.
Этноним и самоидентификация человека как Эрзя-не гарантия, что человек передаст свои знание и уважение к предкам своим детям, а его дети запишутся таковыми. Как не гарантия, что «мордва» передаст свои знания о себе своим детям. Основной и главный вывод, который мне представляется можно сделать по анкетированию-это то, что «мордва»-это не самоцель, а промежуточное звено в меняющемся мире между понятиями «Эрзя» и «Русский». Но отличие «Эрзя» от «мордвы» в том, что «Эрзя» на шаг впереди в познании себя и окружающего мира и потому ближе к истине и, если хотите, к Богу. То что «мордве» спускается на блюдечке с голубой каемочкой от небесных щедрот властьимущих с предложением немедленно поглотить «Эрзя» само добывает честным трудом, подчас с кровью и потом и тем живо и тем проживает.
При всей неоднородности и противоречивости результатов, полагаю, анкетирование показало, что связь, преемственность поколений в формате «Эрзя-Эрзя» некогда была прервана, ей на смену пришел формат передачи информации «Эрзя-Мордва», а тот в свою очередь был полностью подменен на формат «Мордва-мордва». А «мордва» не производит «мордву», а только «русских»! «Мордва» не способна к самовоспроизводству и потому неизбежно обречена на исчезновение!
Большая часть «мордвы» отметила, что знает о предстоящей переписи населения. Я уверен, что заявившие себя «мордвой» не только респонденты, но и «мордва» по убеждению, на чистом русском языке расскажут своим детям и внукам об их «великих мордовских» корнях, гордо заявят о своей национальности переписчику, а если ее (мордву) попросят, то гордым твердым шагом пойдет на выборы и поставит отметку в бюллетене за кого надо. Но понуждать себя к дальнейшим поискам своих корней она не станет, потому что споткнется о необходимость разъяснить разницу между «мордвой», «мордвой-эрзей» и «эрзей». И заблудится в терминологии как в трех соснах, и выйдет из положения с предложением не заморачиваться на частности, а считать всех «мордвой». Их дети, не получив внятного ответа по поводу продолжения темы «мордва», видя фальш и неубедительные ответы отцов, уедут в город, или сразу в Москву, оттуда осудят родителей и запишутся русскими.
Что касается «ЭРЗЯ», то возвращаясь к анкетированию в границах отдельного населенного пункта в Республике Татарстан представляется, что принадлежность к «Эрзя» или самоидентификация с «Эрзя» в отрыве от жизни не панацея от существующих общепринятых заблуждений и безкультурья. Среди 4-х «эрзянских» и «мордва-эрзянских» анкет средней возрастной группы только в одной анкете, человек назвавшийся «мордвой-эрзей» заявил, что знает народные «мордовские», «мордва-эрзянские», эрзянские праздники. Такая же ситуация среди 5 анкет первой возрастной группы (нуцькат) и среди 5 анкет старшей возрастной группы (покштят). Только в старшей группе в отличие от ранее упомянутых на предложение указать конкретные праздники прозвучало: «Как у всех христиан». Остальные, подчеркнули, что знают праздники, но перечислить их затруднились. Все. Это культурный уровень.
С культурой, просвещением плохо как у «мордвы» так и у «эрзи». Но смею надеяться, что «эрзя» в своем поиске и борьбе за самоназвание сделали значительно больший шаг вперед в плане возрождения культурного наследия нежели «мордва».
Несмотря на явный дисбаланс между «эрзянским» и «мордовским» в ответах, думаю, одна из целей анкетирования была достигнута. Кругозор людей, идентичных по культуре и языку, живущих анклавом вдали от Мордовии и других населенных пунктов с таким же эрзянским населением был расширен. Расширен через предложение ознакомиться со всеми вариантами ответов, коих было множество. У людей был выбор, который они сделали. Полагаю, не окончательный. И вообще до переписи они еще своего выбора не сделали. Но кто считал себя «ЭРЗЕЙ» лишний раз нашел подтверждение, что это не только слова отцов и прадедов, а всем известный факт. А кто написался «мордвой» или «мордва-эрзей», возможно, призадумается над правильностью своих ответов, потому что университетов не кончали, а следовательно «мордва» не по убеждению, а по заблуждению.
И все-же анкетирование вселяет надежду, что те немногочисленные респонденты, заявившие себя «ЭРЗЯНАМИ» твердо скажут переписчику, что они ЭРЗЯ и пусть собственноручно запишут в переписном листе об этом и подчеркнут код 107 (национальность ЭРЗЯ). В недалеком будущем на избирательном участке им предложат карандашом сделать свой выбор, чтобы потом его стереть и поставить шариковой ручкой галочку в нужном месте. Но ЭРЗЯ должны помнить, что карандашный графитовый стержень хрупок и требовать шариковой ручки. Шариковой же ручкой собственноручно должны сделать отметку в переписном листе о своей национальной принадлежности. Только так и никак иначе. Иначе-отберут имя и предадут его забвению, а заветы дедов и прадедов будут попраны. Помни имя свое-Эрзя!


Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N:3005
Зарегистрирован:17.11.06
Рейтинг:6
ссылка на сообщение  Отправлено:16.09.10 10:36.Заголовок:volgin Andrei пишет:..


volgin Andrei пишет:

 цитата:
«мордва» не производит «мордву», а только «русских»! «Мордва» не способна к самовоспроизводству и потому неизбежно обречена на исчезновение!





Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N:3008
Зарегистрирован:17.11.06
Рейтинг:6
ссылка на сообщение  Отправлено:16.09.10 15:54.Заголовок:Ловнодо, эрзят! Лисс..


Ловнодо, эрзят! Лиссь "Эрзянь Мастор" кулялопанть од нолдавксось. Сёрмадкстнэ эрзянь ды рузонь кельсэ.= Читайте, эрзяне! Вышлел новый номер газеты "Эрзянь Мастор". Статьи на эрзянском и русском языках.

http://www.erzia.saransk.ru/arhiv.php<\/u><\/a>

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N:3009
Зарегистрирован:17.11.06
Рейтинг:6
ссылка на сообщение  Отправлено:16.09.10 15:58.Заголовок:ПЕРЕПИСЬ 2010. Мордо..


ПЕРЕПИСЬ 2010. Мордовская школа фальсификации


С приближением переписи населения 2010 обостряется вопрос, касающейся национальной принадлежности граждан. Казалось, чего проще? Граждане,в зависимости от самоопределения, сами укажут в переписном листе свою национальную идентичность . Так было бы в случае, если заинтересованные силы не ставили нужные им цели. В 2002 году перед «мордвой» стояла одна задача: помешать эрзянским общественным

организациям в разъяснении гражданам их конституционных прав в определении национальной идентичности. Сейчас же, добавилась еще одна: «сотворение» миллионного народа. В условиях демографического спада, высокой смертности, продолжающейся ассимиляции и высоких темпов отъезда из республики, прежде всего молодого населения, из-за социально-экономической политики властей, выполнить эту задачу будет непросто. И так думает подавляющая часть населения, и как, ни странно, с подачи … мордовских СМИ. Наблюдается единодушие между мордовскими властями и национальными «оппозиционерами» и в определении снижения численности «общего» мордовского населения – около 40%.

А есть ли проблема «миллионного мордовского населения»? Ознакомившись с данными переписи 2002 года, не только развеются, а возникнут новые вопросы. Согласно письму №8-0-14/65 от 03.02.2009 года: «… по данным Всероссийской переписи населения 2002 года: мордва – 843350 человек; мордва-эрзя – 84407 человек, из них: эрзя – 6869, терюхане – 15 человек...». Если эрзю и терюхан включили в одну группу с мордвой-эрзей, то сама группа мордва-эрзя в группу мордвы не входит. Это же касается и мордвы-мокши. Откроем Основные итоги переписи населения 2002 года, раздел №5 «Национальная принадлежность и владение русским языком». Численность мордвы, мордвы-мокши и мордвы- эрзи учитывается раздельно и составляет соответственно (цифры округленные) 845 000, 50000 и 84000 человек, что соответствует письму Росстата. Сложив цифры, получим численность «сборной» мордвы - 979 000. До миллиона не хватает – 21000.

С учетом умения мордовских властей делать 100% результат, нет никаких оснований сомневаться в достижении «миллионной нации». И для этого не нужно часть русских вписать мордвой. У нас есть аудиозапись с главами сельских поселений, где они рассказали о задании сбора через родственников информации (ФИО, телефонов и мест работы) о покинувших Мордовию. По их утверждению, перед переписью пройдет акция, в ходе которой будут обзваниваться, по собранной информации, с целью «уговорить» записаться мордвой. Для чего так нужна шумиха про «миллионик»? В случае достижения «миллионного народа», можно будет заявить о «правильной» национальной политике мордовских властей.

Не обойдется и без фальсификаций. Об этом говорит и анализ переписи 2002 года. Тогда властями использовались административные, финансовые, информационные ресурсы в пропаганде «мордвинизма» и манипуляции с итогами переписи. Такие действия привели к уродливым результатам. Собранные и проанализированные статистические данные федерального и республиканского уровня показали вопиющее неравенство в информировании населения и всю ложность догмы «единства мордвы».

На первый взгляд, соотношение мордвы и эрзи (учитываем и мордву-эрзю), 843350 и 84407, составляет как десять к одному. Но это на первый взгляд. Согласно письму Росстата №8-0-14/879 от 31.08.2010 и Мордовиястата №13-02/58 от 30.03.2009 года сообщают, что в Мордовии мордвой-эрзей и эрзей назвались, соответственно, 73802 и 5161 человек, в сумме 78963 человека, а мордвой около 150 000, то есть разница чуть менее, чем в 2 раза. Но и здесь не все однозначно. Львиная доля «мордвы» проживает в крупных промышленных городах. Например, в Саранске: мордвы- 59940, эрзи – 12609, меньше в 5 раз; Чамзинский р-он: мордвы – 12900, эрзи – 967, в 12 раз. В то же время сельские районы показывают обратную статистику. Ардатовский

р-он: мордвы- 2089, эрзи – 12355 преобладание эрзян в 6 раз, Атяшевский р-он: мордвы – 117, эрзи 15403, в 132 раза, Большеигнатовский р-он: мордвы – 226 человек, эрзи – 6223, в 27 раз. Во-вторых, вдали от

«признанных эрзянских районов», например, Теньгушевский р-он: мордвы – 3875, эрзи – 174, преобладание мордвы в 22 раза, Торбеевский р-он с учетом двух СЧИТАВШИХСЯ эрзянских сел (Дракино, Кажлодка) эрзей назвали себя только 57 человек.

Такая же картина и во Всероссийском масштабе из 84407 человек, назвавшихся эрзя, 78963 проживают в Мордовии! То есть более 92 % !!! А где остальные 2/3 эрзян, якобы проживающих за пределами Мордовии? Где Самарская область, Татарстан, Чувашия, Нижегородская, Пензенская, Чувашия, где Москва и Питер? Такая же ситуация и с «чистыми» эрзянами. В России такими записались 6869 (из них Мордовия 5161 человек), Ульяновская область792 человека (вместе 5953), на всю остальную Россию приходиться оставшиеся - 916 !!! эрзян ( это ПОЗОР!). Одна Ульяновская область «дала» эрзян почти столько же, сколько ВСЯ РОССИЯ. Парадоксальность ситуации заключается в том что, в области нет ни эрзянской организации, ни эрзянских активистов. Уникальна ситуация в Большеигнатовском районе Мордовии. Здесь «чистыми» эрзянами указали 3510 человек, больше чем вся Россия с Мордовией. Это заслуга, вне сомнения, Кшуманьцянь Пиргужа и тех жителей района, которые поверили и поддержали его в сохранении чистоты души и морали, остались верными памяти предков, своих отцов и дедов, сохранили любовь к своей Родине, своим матерям.

Итоги переписи 2002 года показывают верность «теории» «эрзя-мордвин—русский». Именно в городах и вдали от Родины происходит изменение самосознания эрзян. Город в результате смешения культур, религий,

менталитета уничтожает национальное самосознание. Потеряв связь с национальным духом, человек сам теряется и принимает наиболее легкое, безответственное поведение. И в оправдание своей слабости придумывает «обезличенное общественное направление» - без традиций, языка, норм поведения, национальных обязанностей. Советизм, интернационализм, россиянизм, мордвинизм. И кто поддерживает эти «направления» должны именоваться одним словом – манкурты.

Результаты переписи 2002 года в Мордовии, рушат все разговоры о «единстве мордовского народа». Прослеживается четкое разграничение эрзян и мокшан

по месту их проживания. В «мокшанских» районах эрзяне исчисляются единицами: Ковылкинский – 26 человек, Атюрьевский – 16, Ельниковский - 25, Инсарский – 65, Кадошкинский – 29, Темниковский – 31. Между тем

«эрзянские» районы Ардатовский – 12355, Атяшевский – 15403, Б.Березниковский – 6055, Дубенский – 10115, Кочкуровский – 7068. Обратная ситуация с мокшанами. И лишь в городах происходит смешение с

дальнейшей метаморфозой в мордву, и в следующем поколении в русские.

В. Коянкин, аналитический отдел общественной организации « Эрзянская община»



Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N:3011
Зарегистрирован:17.11.06
Рейтинг:6
ссылка на сообщение  Отправлено:16.09.10 17:45.Заголовок:Обращение! Эрзянск..


Обращение!


Эрзянский народ, выскажем решительное нет термину-прозвищу мордва и так называемому не существующему единому мордовскому языку на предстоящей 14-25 октября Переписи населения Российской Федерации.

Пишите в графе национальность: эрзянская, эрзянский или эрзя, в графе язык—эрзянский.

Единодушно продемонстрируем, что мы – эрзянский народ и наше суверенное право так именоваться.

Геннадий Ошкин, г. Москва


Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N:3012
Зарегистрирован:17.11.06
Рейтинг:6
ссылка на сообщение  Отправлено:16.09.10 17:48.Заголовок: П А М Я Т К А эрзя..




П А М Я Т К А эрзянам к переписи - 2010

***

Шумбрачи, эрзя!

Иля леметь стувтне!

Народ Эрзя есть в Перечне переписи 2010 года.

В этом перечне в списке народов и национальностей РФ месте под цифровым кодом 107 написано ЭРЗЯ!

Без кличек "мордва", "мордва-эрзя", "мордовец" и т.д.

Сохрани родное имя своего народа потомкам!

***


Записывай свою национальность только ЭРЗЯ!

***

Помните! Мордвинизация—это скрытая форма русификации.


Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N:3014
Зарегистрирован:17.11.06
Рейтинг:6
ссылка на сообщение  Отправлено:16.09.10 21:43.Заголовок:"ЭМ" 15.09.1..


"ЭМ" 15.09.10

МЫ ПОМНИМ О НЁМ...


(К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А.А.КУМАНЕВА)

***

28 августа исполнилось 100 лет со дня рождения талантливого педагога, мудрого человека, воспитателя нескольких поколений учителей, бывшего директора Лукояновского педагогического училища Александра Александровича Куманева. «ЭМ» уже писала об этом. Я чуть дополню сказанное ею.

Уверена в том, что все знавшие этого человека, все выпускники Лукояновокого педучилища времён Куманёва с большой теплотой, благодарностью и восхищением вспомнят об Александре Александровиче как о директоре, мудром и красивом человеке, для многих очень близком и родном. Я одна из этих многих и не могу прилюдно хоть немного не рассказать о нём тем, кому не посчастливилось жить, учиться и работать в одном с ним месте и времени. Я считаю дела и личность Куманёва лучшим достоянием нашего города и нашей страны: людей, испытавших на себе влияние этого человека можно встретить от Прибалтики до Сахалина.

В маленькой газетной статье не раскроешь всего, что связано с именем Куманева и его делом, поэтому я только коснусь некоторых сторон его деятельности как директора педучилица (ныне колледжа), управляющего процессом подготовки учителей, и мудрого человека, умеющего понимать других людей, особенно тех, кто хотел стать учителем, и видеть хорошее, что есть фактически в каждом человеке.

Как директор А.А. Куманёв умело сформировал педагогический коллектив, подбирая таких преподавателей, которые не только знаниями, но и личностными качествами положительно влияли на учащихся. Мне, как не очень многим другим посчастливилось, это не парадные слова, учиться и потом работать под руководством Александра Александровича.

В его делах, как директора, было много от Макаренко и Сухомлинского, он чтил скромные педагогические находки Крупской, знал предложения педагогов-новаторов и народной педагогики. Все это удачно сливалось с его природным умом, жизненным опытом и любовью к человеческому началу в людях.

В годы учёбы в училище мне казалось, что Куманёв всё про всех знает, как это ему удавалось?

Чёткая цепочка—классный руководитель, актив группы, общее собрание учащихся и преподавателей. Со всеми этими группами он работал сам, дополняя ежедневной работой с отдельными учащимися или преподавателями. В его маленьком кабинете всегда был кто-нибудь с каким-то вопросом или по вызову, или он сам был у кого то на уроке, выступал на собраниях или присутствовал на каких-то мероприятиях. Многое, сказанное Куманёвым на общих собраниях становилось аксиомой поступков, а то и всей жизни наших выпускников. Для примера: сказал как-то на собрании Александр Александрович, что на распределение выпускников надо идти не с мыслью устроиться на тепленькое местечко по ходатайству влиятельного папочки, а с мыслью поехать туда, где нужен Родине. Подавляющее число выпускников так и поступали.

Как-то на общем собрании речь шла о том, что брать с собой, когда поедешь на работу. Не перины, сервизы.., а прежде всего библиотечку нужных в работе книг. Это было поддержано педкабинетом во главе с И.И.Цветковым, и несколько поколений выпускников собирали библиотечки с нужными книгами, начиная с 3 курса.

Сила убеждения в выступлениях Куманева была столь велика, что его, затаив дыхание, слушали не только учащиеся педучилища, а и любой во взрослой аудитории. Авторитет его в городе и районе был непререкаем.

Из Учения Макаренко в системе работы Куманева чётко просматривались: воспитание в коллективе, через коллектив для коллектива в сочетании в индивидуальной воспитательной работой, создание и хранение традиций, уважение к человеку...

Из советов Сухомлинского, на мой взгляд, удачно использовалась в системе работы училища чуткое, внимательное отношение к каждому ученику. Правильность и нужность использования этих педагогических находок подтвердились в воспитательной работе большинства выпускников того времени.

Особое внимание директор Куманёв уделял воспитанию личности будущего учителя. В училище успешно внушалась, что учитель не просто хороший человек, а ещё и широко эрудированный, активный общественник, лектор, хороший семьянин, пример для детей и взрослых. Позором надо считать дела и поступки, про которые окружающие скажут с презрением: «А ещё учитель!» Это только кое-что, что я написала о Куманёве-директоре.

А Куманёв-человек? Всех слов об этом много, а главные, по-моему, следующие: умный, мудрый, чуткий, многосторонне эрудированный, красивый внешне, а также в мыслях и делах. РЕДКИЙ ЧЕЛОВЕК. Таких людей на Земле не очень много.

Уже 35 лет нет с нами Александра Александровича, а он живёт в моей памяти и памяти моей семьи как близкий человек, с кем мы мысленно советуемся в трудных жизненных ситуациях, особенно в вопросах воспитания детей и поступках работников народного образования. «А как бы сказал Куманёв? А как бы он поступил? Ответы на эти вопросы по-куманевски придают уверенность в наших мыслях и поступках.

Такие человеческие качества Куманева позволяли ему помочь многим выпускникам исправить серьезные ошибки в жизни, поверить в себя и стать хорошими людьми и учителями.

Государство оценило дела Александра Александровича. Кроме военных наград он отмечен высоким званием Заслуженный учитель школы РСФСР и награжден медалью Крупской. Не случайно о нём писали известные журналисты такие как Аграновский, Руденко, Соколовская, Усманов. В книгах Куманева «Раздумья о будущем», «Жажда жизни» освещены многие стороны жизни и мыслей Куманёва, но, мне кажется, что будут написаны и другие, более солидные книги.

Имя А.А.Куманёва стоит в ряду известных всей стране работников народного образования. А мы, знавшие его близко, храним светлую память об этом Человеке.

Думаю, что многие, знавшие Куманева, в эти последние дни августа вспомнят его и скажут добрые слова и расскажут о нём представителям будущих поколений учителей.


А.Карельская-Савлева, выпускница Лукояновкого

педучилища 1952 года


Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Танюш



Пост N:865
Зарегистрирован:16.04.09
Откуда:Россия,Санкт-Петербург
Рейтинг:2
ссылка на сообщение  Отправлено:16.09.10 21:49.Заголовок:На Эрзиане есть инте..


На Эрзиане есть интересный рассказ об Александре Александровиче, а также его замечательнейшие стихи:

Тимофей Тимин. АРМИЯ УЧИТЕЛЯ КУМАНЕВА<\/u><\/a>

Приятного чтения!


Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N:3015
Зарегистрирован:17.11.06
Рейтинг:6
ссылка на сообщение  Отправлено:17.09.10 10:11.Заголовок:Эрзят, варштынк, код..

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N:3016
Зарегистрирован:17.11.06
Рейтинг:6
ссылка на сообщение  Отправлено:17.09.10 10:53.Заголовок:Эрзянь кулялопа! Ке..

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N:3017
Зарегистрирован:17.11.06
Рейтинг:6
ссылка на сообщение  Отправлено:17.09.10 10:55.Заголовок:Друзья! 25 сентября ..


Друзья! 25 сентября газете "Эрзянь Мастор" исполнится 16 лет. Поздравьте газету, её создателей. Поздравления, пожелания можно писать и здесь.

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Инзейне1
moderator




Пост N:24
Зарегистрирован:20.07.10
Откуда:Челябинск
Рейтинг:1
ссылка на сообщение  Отправлено:17.09.10 11:47.Заголовок:Вечкевикс,Эрзянь кул..


Вечкевикс,Эрзянь кулялопа!Чачома чи марто!
<\/u><\/a>

Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N:3018
Зарегистрирован:17.11.06
Рейтинг:6
ссылка на сообщение  Отправлено:17.09.10 11:51.Заголовок:http://s48.radikal.r..

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Маол
администратор


Пост N:169
Зарегистрирован:27.02.10
Откуда:Эрзянь Мастор,Нижний Новгород
Рейтинг:1
ссылка на сообщение  Отправлено:17.09.10 12:13.Заголовок:http://s42.radikal.r..

ВалдоИнеМаол, первый после самого Сергу!)))))))))))
(председатель военного трибунала эрзянь автономии по осуждению Т.Сергу)
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N:3019
Зарегистрирован:17.11.06
Рейтинг:6
ссылка на сообщение  Отправлено:17.09.10 14:59.Заголовок:Вадря, Маол...


Вадря, Маол.

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Терюшань Сергу



Пост N:545
Зарегистрирован:23.06.09
Рейтинг:2
ссылка на сообщение  Отправлено:18.09.10 17:23.Заголовок:Инзейне1, Вы монитор..


Инзейне1, Вы мониторите эрзянские ресурсы. Вы вообще спите???

Еще Вы общаетесь с Олен???

Спасибо за ответ.
Сергу

портал "Эрзянь ки"
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO
Спасибо: 0 
Профиль
Инзейне1
moderator




Пост N:25
Зарегистрирован:20.07.10
Откуда:Челябинск
Рейтинг:1
ссылка на сообщение  Отправлено:18.09.10 17:38.Заголовок:Эряви киненьгак "..


Эряви киненьгак "алкуксонь "эрзятнень мельга ванснемс ,а то тейдядо кодамояк апаро тев,истякак уж "алкуксонь"эрзятнень кис моень вискс.

Спасибо: 0 
Профиль
Терюшань Сергу



Пост N:546
Зарегистрирован:23.06.09
Рейтинг:2
ссылка на сообщение  Отправлено:18.09.10 17:54.Заголовок:Инзейне1 пишет: Эря..


Инзейне1 пишет:

 цитата:
Эряви киненьгак "алкуксонь "эрзятнень мельга ванснемс ,а то тейдядо кодамояк апаро тев,истякак уж "алкуксонь"эрзятнень кис моень вискс.



Чарькодия мелеть!!

Иля визде монь кис, монь эсинь прям ули

портал "Эрзянь ки"
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO
Спасибо: 0 
Профиль
Терюшань Сергу



Пост N:547
Зарегистрирован:23.06.09
Рейтинг:2
ссылка на сообщение  Отправлено:18.09.10 18:17.Заголовок:Инзейне1, я удивлен..


Инзейне1, я удивлен, что вы с Олен можете предъявить нам кроме полнейшего бреда.
Эрзянь нилькс вон просто удаляет посты, посты на самом деле серёзные для эрзян, видимо есть что скрывать

портал "Эрзянь ки"
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N:3021
Зарегистрирован:17.11.06
Рейтинг:6
ссылка на сообщение  Отправлено:18.09.10 18:31.Заголовок:Терюшань Сергу пишет..


Терюшань Сергу пишет:

 цитата:
Инзейне1, я удивлен, что вы с Олен можете предъявить нам кроме полнейшего бреда.



Кардамо кавто чис.= Бан два дня.

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Сыресь Боляень
администратор




Пост N:795
Зарегистрирован:09.12.09
Откуда:Украина,Киев
Рейтинг:2
ссылка на сообщение  Отправлено:18.09.10 21:13.Заголовок:Терюшань Сергу пишет..


Терюшань Сергу пишет:

 цитата:
Инзейне1, Вы считаете А.Болькина более деятельным патриотом чем Терюшань Сергу?


Два вопроса: Это так важно для тебя? Успокойся, я МЕНЕЕ деятельный!
Почему это ты с Людой на Вы? Ты чего, даже с ней горшки побил? Ну ты и..... не скажу, забанят...
Что касается поздравления, приучи себя, пожалуйста, к тому, что не твоё дело (и не моё тоже ) кто, как, кого поздравляет. Это очень личное дело и не нуждается в чьём то одобрении!

Терюшань Сергу пишет:

 цитата:
Эрзянь нилькс вон просто удаляет посты, посты на самом деле серёзные для эрзян,


Очень серьёзные, особенно те, где ты их обзываешь по всякому...... )


Спасибо: 0 
Профиль
Олен



Пост N:13
Зарегистрирован:29.08.10
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:19.09.10 17:18.Заголовок:Терюшань Сергу пишет..


Терюшань Сергу пишет:

 цитата:

Инзейне1, я удивлен, что вы с Олен можете предъявить нам кроме полнейшего бреда.


Про бред,кто несет Олен с Инзей1 ,это сложно сказать.Тут у нас"Служили 2 товарища-ага"есть.иногда такой бред несут ,что читаешь и уже даже не обидно а смешно.Особенно на на ту же Олен и Инзей.которые доверяли им и пытались поддержать и помочь.Ребята почему вы не цените дружбы!!!Неужели получаете удовольствие в клевете и в наговоре ,и в извращении фактов.ну что бойцы невидимого фронта в перед и с песней,далеко пойдете.

Спасибо: 0 
Профиль
Терюшань Сергу



Пост N:548
Зарегистрирован:23.06.09
Рейтинг:2
ссылка на сообщение  Отправлено:18.09.10 18:30.Заголовок:Инзейне1, Вы целыми ..


Инзейне1, Вы целыми днями находитесь и мониторите эрзянские сайты, между тем фактически не участвуете в обсуждениях из редко критикуете Терюшань Сергу. Инзейне1, Вы считаете А.Болькина более деятельным патриотом чем Терюшань Сергу?
Если это так, то как можно было разместить вот это поздравление???

<\/u><\/a>

портал "Эрзянь ки"
эрзянский институт АШТЕМА-КУДО/ASHTEMA-KUDO
Спасибо: 0 
Профиль
Танюш



Пост N:879
Зарегистрирован:16.04.09
Откуда:Россия,Санкт-Петербург
Рейтинг:2
ссылка на сообщение  Отправлено:18.09.10 22:28.Заголовок:Чьим же праздником я..


Чьим же праздником является «Раськень Озкс» - эрзянским или мордовским?

«"Дела" мордвы на эрзянском Раськень Озкс» - именно с таким названием на форуме «Мелькужо» появилась заметка администратора ресурса Эрзяь нилькс. И всё бы ничего - ведь критика двигатель прогресса, если бы не следующее предложение текста: «Мордовские власти, объявив Раськень Озкс региональным праздником, делают следующее…».
Лично у меня сразу родился вопрос, чьим же праздником является «Раськень Озкс» - эрзянским или мордовским? Я сразу решил проверить, нет ли какого-либо указа по Республике Мордовия по данному поводу.
Искать пришлось не долго, и вот перед нами
«УКАЗ Главы РМ от 17.06.2004 № 80-УГ
"О ПРОВЕДЕНИИ НАЦИОНАЛЬНО-ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРАЗДНИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ"»


Читать далее...<\/u><\/a>


Спасибо: 0 
Профиль
Маол
администратор


Пост N:170
Зарегистрирован:27.02.10
Откуда:Эрзянь Мастор,Нижний Новгород
Рейтинг:1
ссылка на сообщение  Отправлено:18.09.10 23:45.Заголовок:Остаётся лишь один в..


Остаётся лишь один вопрос: для чего же истинные эрзяне(Терюшань Сергу и Танюш) приезжали на "мордовский" праздник и продолжают искать виновных на "мордовском" мелькужо?

ВалдоИнеМаол, первый после самого Сергу!)))))))))))
(председатель военного трибунала эрзянь автономии по осуждению Т.Сергу)
Спасибо: 0 
Профиль
Инзейне1
moderator




Пост N:26
Зарегистрирован:20.07.10
Откуда:Челябинск
Рейтинг:1
ссылка на сообщение  Отправлено:19.09.10 06:01.Заголовок:Интересно,а откуда Т..


Интересно,а откуда Терушань Сергу знает как проходила подготовка Раскень Озкс 2010?Кто ему рассказал,он что там был?Вы все прекрасно знаете когда он приехал и в качестве кого он приехал,не в качестве ли фотокорресспондента или просто гостя?А его ждали,на него надеялись!А я была там все три дня подготовки и все видела и все слышала и горжусь этим!Я видела как сам Инязор косил траву,а ведь ему не 35 лет,как Сергу Терушань,я видела ,как Эрюш и Пичай искали воду и носили ее из далека,так,как все близлежащие колодцы из-за 40 градусной жары высохли.Я видела и слышала ,кстати Вирьава тоже об этом знает,как Инязор и Эрюш боролись с властями Мордовии против того пролога праздника ,который ими был предложен,они боролись за каждую запятую,и кстати,власти Мордовии ,всю ночь переделывали сценарий пролога,который репетировали со слов режиссера ,целый месяц,я сама лично разговаривала с режиссером и Вирьава об этом тоже знает.Я знаю как Инязор и все остальные ,кто готовил Озкс были не довольны и местной администрацией ,что те не принимали участие в подготовке Озкса,что привезли мало скамеек для гостей,что не организовали вовремя доставку воды в 40 градусную жару,что местные власти не там установили сцену ,для своего Мордовского праздника и еще за много чего мои друзья ругали местную администрацию..............Я много чего видела и многое могу рассказать Сергу Терушань, и это только мой обьективный взгляд и только мои мысли и не под чьим влиянием на Раскень Озкс я не была и как любит говорить один мой,очень хороший друг и брат,:"Люда,не сотвори себе кумира",а кумира я на Раскень Озкс и не сотворила ,а кумиром моим был сами все знаете кто............ я об этом сейчас сильно жалею,что повелась за "своим"кумиром.Мне человеку,который не так давно ,со своим эрзя народом ,и который еще не во всем разобрался ,кто ,что и зачем,но многое понявшем за это время ,кто с кем и кто за кого стыдно за "своего "кумира.Я долго молчала ,да я за всеми наблюдала и делала свои выводы и вчера видимо созрела ...............Помните ,как то Сергу сказал про меня,Люде Кругловой досталось больше всех,тут он был прав,мне не то что досталось больше всех,просто я все воспринимаю близко к сердцу и мне обидно и горька за тех людей ,которые приехав на Озкс ели ,пили за одним столом ,кстати спасибо за этот СТОЛ Саше Болькину, спали на одной постели ,это я про себя и Вирьаву,называли друг друга САЗОРКА,теперь про все это забыли ,а я все это помню до мельчайших подробностей и еще буду рассказывать своим внукам,как я,впервые в жизни попала на такое мероприятие и как провела эти три замечательных дня в моей жизни.Я не знаю была ли я еще так счастлива ,как в эти дни.

Что я еще хочу сказать: ЯЛГАТ,ЭРЗЯТ,САТЫ МИНЕНЕК РАКАВТОМС ВЕСЕНЬ,ДАВАЙТЕ АРСЕТЯНО ,КОДА МИНЬ КАРМАТАНО КЕПЕДЕМЕ МИНЕК ЭРЗЯНЬ РАСКЕНТЬ,КОДА МИНЬ СЕРМАДСЫНЕК ЭСЕНЕК ПРЯНОК ЧЕТАМСТОСТЬ!САТЫ СЕВНОМС,САТЫ ВЕСЕНЬ РАКАВТОМС ,ВЕСЕ АРСИТЬ КОДАМО ЭРЗЯНЬ МАСТОР НЕ ЭРЗЯТНЕ ПУРНЫТЬ ТЕЕМЕ,ЕСЛИ ЭСЕСТ ЮТКСО ЮТЫ ИСТЯМО АПАРО ТЕВ.

Весеень паро мель марто ,тынк ИНЗЕЙНЕ.

P.S. И последнее ,а меня Мордовские власти запугивали ,за то ,что я раздавала ЭРЗЯНЬ КОЦТ .

Спасибо: 0 
Профиль
Танюш



Пост N:881
Зарегистрирован:16.04.09
Откуда:Россия,Санкт-Петербург
Рейтинг:2
ссылка на сообщение  Отправлено:19.09.10 10:06.Заголовок:Инзейне1 пишет: мен..


Инзейне1 пишет:

 цитата:
меня Мордовские власти запугивали ,за то ,что я раздавала ЭРЗЯНЬ КОЧТ .



Люда, я раздавала агитационные листовки к предстоящей переписи, и никто мне ни слова не сказал, никаких угроз я не слышала ни от кого. А вот панику ты пыталась посеять с этими флажками - это факт.
Кстати, спасибо, Андю - он сделал замечательнейшее фото, запечатлев именно этот момент:
<\/u><\/a>

Насчет "борьбы" за сценарий даже говорить не стоит - было обычное обсуждение, не более. Я присутствовала при этом и видела, как Тултаеву боялись слово поперек сказать. Немного изменили сценарий, его начало, переместив акцент на моление. Все проходило спокойно, особых прений не было, мордовские чиновники без особого сопротивления шли навстречу. Кстати, опять- таки непонятно, почему не настояли на запрете прыжков с парашютами, этот момент надо было отстаивать. А так получился очень даже симпатичный спортивный праздничек для молодежи. Какая-то девочка в одноклассниках даже написала, что Раськень Озкс ей очень понравился, но желательно, чтобы было побольше спортивных мероприятий. А Маол сделал замечательное фото этих парашютов и выставил на обозрение, между строк его осуждения невольно читается восхищение молодого человека этим, действительно, впечатляющим зрелищем.
В результате единственно, кто высказал властям Мордовии открыто свое отношение к готовящемуся Раськень Озксу оказалась я, остальные промолчали, меня никто не поддержал. Потому что все боялись "испортить отношения" с властями, и тем самым "расстроить" и без того расстроенный Раськень Озкс.
Я открыто сказала Тултаеву о том, что я из Питера приехала на древнее эрзянское моление, а не на их мордовский концерт, концерты могу и в Питере посмотреть. Сказала, что эрзяне со всей страны и из-за рубежа собираются почтить память своих предков и просить за будущее своих детей. Мордовский концерт неуместен. И еще спросила, в какие костюмы -эрзянские или мокшанские, будут одеты исполнители мокшанского ансамбля "Келу", который участвовал в концерте, и который любит мешать национальные костюмы. Моя короткая речь очень не понравилась, конечно, в первую очередь Тултаеву, он даже в лице изменился - не ожидал, видимо, что кто-то слово против скажет. Но что самое удивительное для меня было - не понравилось то, о чем я говорила или как говорила, Эрюшу, он мне сказал тогда - Зря, не надо было так.
Эрюш, а как надо? Надо пресмыкаться перед ними, идти у них на поводу, по их мордовской широкой дороге??? Что же вас связывает с этой мордвой??? Я не поверю, что вы боялись - вы все в этом движении не первый год, прошли и огонь, и воду, и медные трубы, должны быть закаленные как никто.
То, что Григорий Дмитриевич Мусалев уже после того, как все разошлись подошел ко мне и сказал: "Спасибо, ты - единственная, кто сказал им правду" (дословно не помню, извините, что-то в этом роде было сказано), только подтверждает, что именно так и было - мордве свое "нет" сказала только я.
Я никогда бы не стала писать об этом, если бы вы не вынудили это сделать своими высказываниями.



Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N:3024
Зарегистрирован:17.11.06
Рейтинг:6
ссылка на сообщение  Отправлено:19.09.10 11:04.Заголовок:Танюш пишет: Насчет..


Танюш пишет:

 цитата:
Насчет "борьбы" за сценарий даже говорить не стоит



Стоит, Танюш.
Вы поучаствовали только в одном эпизоде в Раськень Озкс-20010. И Вас положительно оценили. А организаторы Раськень Озкс эту борьбу за Раськень Озкс ведут с 90-х годов. Вас положительно оценили за участие только в одном Раськень Озкс. А Вы отрицательно оценили вклад всех остальных. Многолетний вклад. С сотнями трудных эпизодов. В которых Вы не участвовали, так как не участвовали в эрзянских мероприятиях.
Вы объявили Раськень Озкс "мордовским". Именно этого добивается мордовская власть. Ваши цели совпадают.

О связи с "мордвой": ну не пройдёт эта Ваша провокация, Танюш.
Вам надо очень много грязи вылить для этого. А Вы ещё мало её накопили. Ваше обвинение идёт пока последним в обвинениях в связи с КГБ, ЦРУ, Моссад, ФСБ, историческом мошенничестве, сепаратизме, национализме, симпатиях к чеченским террористам (Маштозь эрзянтень), разжигании межнациональной розни, ненависти к русским, к мокшанам, к РПЦ и т.д. Теперь добавилось и Ваше обвинение от "истинной эрянки" в связях (конечно, тщательно скрытых!!!! О которых "догадались"(?) только Вы.!!) Спасибо. Ваш голос уже заметен в этом экзотическом хоре. Успеха.
И ещё. Вас никто не вынуждал делать никаких заявлений ни против Эрзянь Атянь Эзем. Ни против Инязора, Ни против Фонда спасения эрзя языка. Ни против газеты "Эрзянь Мастор", ни против Раськень Озкс, ни против участников Мелькужо. Это делали и делаете Вы сами. И при этом Вам никто не намекает на "связи" Ваши.
Как Админ информирую Вас: мы отличаем Ваши нападки от критики. Конструктивную критику в адрес эрзянских институтов от имени "истинных эрзян" мы поймём. А нападки и попытки их дискредитировать на Эрзянь Мелькужо - этого не допустим. Делайте это на своём ресурсе.

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 1 
Профиль
Инзейне1
moderator




Пост N:27
Зарегистрирован:20.07.10
Откуда:Челябинск
Рейтинг:1
ссылка на сообщение  Отправлено:19.09.10 18:05.Заголовок:Сергу Терушань ,поль..


Сергу Терушань ,пользуясь своим превосходством на сайте АК и зная,что большинство посетителей сайта Мелькужо ,не посещают АК всевозможными средствами пытается там облить грязью эрзян ,которые принимали активное участие при подготовке Озкса 2010.
И вовсе ,Сергу Терушань ,я не отвечала на твои вопросы по поводу "Чей Озкс ?"Я хотела показать кто ты и что ты сделал для Озкса 2010 , а еще мне очень хотелось показать то единство эрзян ,которое было на Озкс,а ты ,Сергу Терушань это не почувствовал,так как основной целью твоего посещения был не Озкс.........
Сергу признайся нам всем ,ЗАЧЕМ ТЫ ПРИЕЖАЛ НА ОЗКС 2010?Может мы поймем тебя и примим таким какой ты есть.!

Спасибо: 0 
Профиль
Лазырь Сашкунь
постоянный участник




Пост N:119
Зарегистрирован:01.06.07
Откуда: Косто: Россиянь Мастор,Дзержинск ош, Обран ёнкс
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:20.09.10 02:39.Заголовок:Маол пишет: истинны..


Маол пишет:

 цитата:
истинные эрзяне(Терюшань Сергу и Танюш)



Ялгат! Содатадо, мон ламо шкань перть ванстовинь редямот-судямот мельгаст ды сынь истямо вана мельс: Сергу сёвнозевсь весе ломантнень марто, конат кош-косо а пракшныть ве мельс мартонзо. Ве ёно свал лияды ансяк Танюш, конась пек виевстэ ашти сонзэ вановкстнэнь кисэ. Койсэм, сон сонсь (Танюш) тень чаркуди. Мейсэ, кодамо чумось ули Эрзянь Нильксэнь, Инязоронь, ды лият... Сынст тевест кандыть раськентень ансяк паронть! Сынь алкуксонь Эрзят! Теденть содыть пек ламо ломанть... Сынст эйс совсить рузтнэ, мокшотне эрзятне ды с.т.! Мекс тон, Сергу сынст лангс кеж саят, мезень кисэ? Тон весе неят ансяк эсеть варштавкскесэнть, те пек а видестэ! Улить лият мельть, конатнень марто истя жо эряви ловомс! Нама, тонь перевсэть улить ламо паро арсемат, но бути сынь кош-кинень марявить а видевекс, тон сеске жо ушолят сынст казямосто керямс-лазномс! Мезекс истя тейнят? Невтть, коть вейке ломань лангс, кинь марто тон тесэ эзить сускавто? (Танюш иляк лово). Паряк, истят арасть! Арсек оштё весть эсеть кортамот ды теветь лангас. Иля кежиявто монь лангс сёрмадомань кисэ, ёвтан монь мелем тень корява.

http://lazalyk.narod.ru/<\/u><\/a>

Уледе шумбрат, уцяскавт! Илядо зярдояк сёлно ялганк марто, арседе сынест парось, ды те парось сы тыненк мекев!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрдэ



Пост N:5
Зарегистрирован:21.09.10
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:21.09.10 19:47.Заголовок:В Н.Новгороде в ближ..


В Н.Новгороде в ближайшее время будет оформляться общественная организация "Эрзя - Мокшанский клуб", инициативная группа, работает над созданием своего сайта.

Спасибо: 0 
Профиль
Лазырь Сашкунь
постоянный участник




Пост N:120
Зарегистрирован:01.06.07
Откуда: Косто: Россиянь Мастор,Дзержинск ош, Обран ёнкс
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:21.09.10 23:30.Заголовок:Эрдэ пишет: "Эр..


Эрдэ пишет:

 цитата:
"Эрзя - Мокшанский клуб"



Почему "Эрзя - Мокшанский", а не "Эрзянский" или "Мокшанский"? Кто стоит у истоков этой общественной организации??? Нам в области хватает промордовского "Ялгат". В городе уже есть одна мордовская организация, а вот Эрзянской нет пока ни одной! Эрдэ, может всё-таки, стоит подумать о переименовании?

http://lazalyk.narod.ru/<\/u><\/a>

Уледе шумбрат, уцяскавт! Илядо зярдояк сёлно ялганк марто, арседе сынест парось, ды те парось сы тыненк мекев!
Спасибо: 0 
Профиль
Сыресь Боляень
администратор




Пост N:807
Зарегистрирован:09.12.09
Откуда:Украина,Киев
Рейтинг:2
ссылка на сообщение  Отправлено:22.09.10 06:56.Заголовок:Лазырь, шумбра ульть..


Лазырь, шумбра ульть! Иля кунсоло, те атиненть. Лемензэ смустенть содасак? Эрдэкстнемс - клясть, проклинать. Ды чаманзо- лемензэ кекши! Мезе паро учомс истятнеде? Нама манчи! Те сон мусколи Нижноень эрзятнень кувалт, конат "покордызь" а кунсломасост...

Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N:3057
Зарегистрирован:17.11.06
Рейтинг:6
ссылка на сообщение  Отправлено:22.09.10 22:10.Заголовок:"Эрзянь Мастор&#..


"Эрзянь Мастор" кулялопась. 15.09.10:

<\/u><\/a>

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Dudr
moderator


Пост N:10
Зарегистрирован:11.08.10
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:23.09.10 14:13.Заголовок:http://lenta.ru/news..

"Погоди-ка! Я не русский чтобы это терпеть!" Спасибо: 0 
Профиль
Лазырь Сашкунь
постоянный участник




Пост N:121
Зарегистрирован:01.06.07
Откуда: Косто: Россиянь Мастор,Дзержинск ош, Обран ёнкс
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:23.09.10 18:16.Заголовок:Сыресь Боляень пишет..


Сыресь Боляень пишет:

 цитата:
Иля кунсоло


Сыресь, Мон а пурнан киньгак кунсоломо. Содан, кодамояк парочись а карми эстэнзэ, мекевланк ансяк...

http://lazalyk.narod.ru/<\/u><\/a>

Уледе шумбрат, уцяскавт! Илядо зярдояк сёлно ялганк марто, арседе сынест парось, ды те парось сы тыненк мекев!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N:3061
Зарегистрирован:17.11.06
Рейтинг:6
ссылка на сообщение  Отправлено:23.09.10 22:55.Заголовок:Таштамковонь 25 чист..


Таштамковонь 25 чистэнть "Эрзянь Мастор" кулялопантень топодить 16 иеть.= 15 сентября газете "Эрзянь Мастор" исполнится 16 лет.

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N:3062
Зарегистрирован:17.11.06
Рейтинг:6
ссылка на сообщение  Отправлено:24.09.10 10:45.Заголовок:Маштови эрзянь келен..


Маштови эрзянь келенть тонавтнемстэ= Пригодится при изучении эрзянского языка:

http://www.ling.helsinki.fi/~rueter/Projects/Erzya/erjush_kezerenj_Etym.xml<\/u><\/a>

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N:3068
Зарегистрирован:17.11.06
Рейтинг:6
ссылка на сообщение  Отправлено:24.09.10 20:48.Заголовок:Истя тейнесть Пиргуж..

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Ответов -301 ,стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All [только новые]
Тему читают:
-участник сейчас на форуме
-участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 37
Права: смайлыда,картинкида,шрифтынет,голосованиянет
аватарыда,автозамена ссылоквкл,премодерацияоткл,правканет