volgin Andrei
|
| moderator
|
Пост N: 52
Зарегистрирован: 18.03.10
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 26.07.10 07:38. Заголовок: С первого по четверт..
С первого по четвертое июля 2010 года на Федоровских лугах, недалеко от Тольятти в первые выходные июля прошел 37-й международный фестиваль авторской песни, собравший авторов, исполнителей и поклонников жанра бардовской песни со всего мира. Несмотря на то, что фестивали проходят каждый год на одном и том же месте ни один из фестивалей не похож на предыдущий. Официально фестиваль посвящается какому-либо памятному событию или дате. На него приглашаются известные люди в качестве гостей фестиваля. Однако, кроме официальной части для каждого приезжающего-отдыхающего фестиваль запоминается прежде всего своим неповторимым духом свободы, равенства и братства, простотой общения между людьми, составляющими, пожалуй, неофициальную сторону грушинского фестиваля. Это значит, что несмотря на свой социальный статус все равны между собой и разумно-свободны в выражении собственных взглядов. Фестиваль-особая территория, на которой можно встретить и кришнаитов и коммунистов, по-особенному выделяющих свою индивидуальность. В «Городе мастеров» можно встретить настоящих кузнецов, сработавших на твоих глазах подкову из бесформенного куска железа или слепить с ребенком из глины незамысловатую фигурку-свистульку. Можно просто вживую послушать выступающих исполнителей авторской песни, лежа на туристическом коврике-пенке всего-то в 2-3 метрах от самого исполнителя. 37-й Грушинский фестиваль запомнился постоянно повторяющимся вслух да «на полную катушку», непонятным и оттого таинственным призывом: «Володя, Володя!». Что означал этот призыв-непонятно. И еще запомнился Юрием Шевчуком на субботнем концерте, спросившим во вступлении у Горы: «Какого Володю зовут? Про какого Володю идет речь?», и певшим после этого песни про Родину, про власть и генерала КГБ… И Евгением Евтушенко, выступавшим на субботнем концерте для Горы чуть ранее Шевчука. Для меня в масштабе узкого круга добрых друзей 37-й Грушинский фестиваль запомнился в том числе и Эрзянским Флагом… Эрзянский национальный флаг на 37 международном (Федоровские луга) был поднят в первый фестивальный день 1 июля 2010 года вечером на «поляне Бороды» на высоте примерно 3 метров от земли. Почетная честь вознести его над лагерем досталась почти местному парню – аборигену Субаеву Саньку, который пользуясь преимуществами спортивного телосложения перед некоторыми «семейными животиками» ловко натянул веревку меж 2-х деревьев на которую и был закреплен «Эрзянь Раськекоцт». Визуально Флаг располагался по центру лагеря (коих на Федоровских лугах было бесчисленное множество). В дальнейшем вокруг Него разместились наши палатки, а Он тоже стал гостем Грушинского фестиваля и составил общество с отдыхавшими из Тольятти, Казани, Набережных Челнов, и ребятами из Сергиевского района Самарской области. Сам лагерь был разбит недалеко от эстрады в стороне от основных пешеходных дорожек. Однако, среди верениц танцующих под барабаны кришнаитов, одетых в ярко-пестрые сари, среди топавших строевым шагом в красных футболках с советской символикой современных комсомольцев, среди просто беспартийно-отдыхавших Эрзянский Национальный Флаг стал заметным ориентиром и связующим стержнем-частью нашего палаточного лагеря, спрятанного в зелени местных деревьев и кустарников. Было приятно смотреть как случайные ветерки, путаясь в ветках растущих на Федоровских лугах деревьев и кустарников, несильно раскачивали Его, осторожно наполняя собой, как парус. Хорошо, если на фестивале Он был не единственный… По ряду причин не смог отмониторить ситуацию на Мастрюковских озерах, но более или менее могу утверждать, что на Федоровских лугах был только один Эрзянский Флаг-мой. Немного грустно, но, с другой стороны, на первый раз-очень даже неплохо. Нисколько не испортилось настроение и не обиделся за то, что ребята по ошибке называли его «мордовским». Небольшая корректировка между понятиями «мордва»-«мордва-эрзя»-«эрзя» расставили все на свои места. Молодость, здравомыслие и желание познавать "вдали от цивилизации", возможно на время, но победили штампы. Еще немного времени и перебрав свои фамилии мы установили, что «русская» фамилия «Норкин», по своему корню-«норка» с опредеделенной долей вероятности может указывать на наличие в роду у носителя этой фамилии эрзянских корней. Еще некоторое время и абориген Субаев Санек –коренной житель Сергиевского района Самарской области с удивлением произнес: «а у меня мать-«эрзячка!?», но об этом, по его словам, он раньше как-то не задумывался: мордовка и мордовка… Еще через некоторое время у кого-то оказался польский след… Чего только не обнаружили! Душевная и по-доброму непринужденная обстановка этому способствовали весьма. Грустно, но 4 июля 2010 года после субботнего концерта пришлось вспомнить про родные края. В 04.00 часов утра засобирался в путь, когда все только собирались спать. Сложив вещи и взглянув на Флаг решил, что пока лагерь стоит- Флаг должен быть. Негоже забирать его. Договорился, что когда лагерь свернут, то его аккуратно снимут и обязательно привезут на следующий фестиваль. Пусть это станет началом доброй традиции-собираться компанией вместе под Эрзянским Национальным триколором. На Грушинском было классно, но все-же несколько вещей сделать не удалось. Не получилось пойти с Флагом «в народ»-Флаг был один и высоко. Не получилось поднять его на Гору и размахивать им во время концерта-Флаг был без древка, был один и высоко. Не получилось увидеть «Володю», которого все упорно искали и звали все 4 дня фестиваля. Не получилось… Бог с ними, я уехал в полном удовлетворении от сделанного, так и не поняв, однако, про какого «Володю» кричал народ на фестивале. Но шаг сделан. Уверен, что после моего отъезда из разных концов фестивальной поляны в утренних сумерках на всю округу еще продолжалось изредка доноситься: «Володя, Володя!». А в лагере над «поляной Бороды» в утренней дымке остался тихо развиваться бело-красно-черный Эрзянский Национальный Флаг. Субаев Санек закрепляет флаг. <\/u><\/a> Флаг утром <\/u><\/a> Флаг вечером <\/u><\/a> P.S. С 31 июля по 1 августа 2010 в г.Волжск Марий Эл пройдет фестиваль им. Баранова. Кто поддержит Эрзянский Флаг на Баранке?
|
Эрзянь нилькс
|
| |
Пост N: 2760
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг:
6
|
|
Отправлено: 29.07.10 00:46. Заголовок: Терюшань Сергу пишет..
Терюшань Сергу пишет: цитата: | (Газета "Эрзянь Мастор") Однако газета не ограничивается перечислением исторических персоналий татаро -мокшанской знати, на этом "татарский след" не обрывается, а тянется далее - так лауреатом премии им.А.П.Рябова 2009 года Фонд "спасения эрзянского языка" назначает Ирека Дамировича Биккининна, «Азатлык» («Свобода») корреспондент радиостанции, редактор «Татарской газеты» . Прочтите выдержку из газеты, может быть вы поймете, за что присуждена премия, лично нам пока не понятно: Биккинин Ирек Дамирович родился 25 марта 1956 года в с. Татарская Тавла ныне Лямбирского р-на Мордовии, в семье служащих. Татарин. Журналист, общественный деятель, член Союза Журналистов России (1997). Окончил Мордовский государственный университет: факультеты — механизации сельского хозяйства (1982), филологический (1990). В 1972-82 – крутильщик Саранского кабельного завода, тракторист, инженер, слесарь, бригадир тракторной бригады, электрик совхоза им. Чапаева Лямбирского района; 1982-92—инженер-конструктор, начальник отдела маркетинга Саранского экскаваторного завода; 1992-97—заместитель директора консультативно-внедреич. фирмы «Опыт». С 1997 г. - главный редактор «Татарской газеты». Один из руководителей общества татарской культуры «Якташлар» (с 1991 г.). Автор статей по истории и культуре мишарей и проблемам ислама. Составитель первого в Мордовии сборника фольклора мишарей «Рэхмэт, эни!» («Спасибо, мама!», 1996), сборника стихов X. Такташа «Возвращение на родину» (2000). Редактор первой в мире татарской электронной газеты в Интернете (1999) с текстами на татарском, русском и английском языках. Удостоен звания «Татарин года- 2001». (Газета "Эрзянь Мастор" №327 от 13.04. 2010 г.) На наш взгляд комментарии излишни... Зададимся вопросом, который несколько лет назад задавал яркий деятель эрзянского народа Эрюш Вежай "Почему эта Ложь появилась именно сейчас? Кому она нужна? |
| Мельвановикс ялга! Цитирование моих слов в таком контексте - это провокация. Ибо не каждый читатель знает, что они не имеют отношения к имени лауреата. Просил бы автора быть корректнее в цитировании. Если, конечно, это сделано не специально. Я уважительно отношусь к решению Фонда спасения эрзянского языка, так как знаю, что И. Биккинин удостоен звания лауреата за личный вклад в дело защиты газеты "Эрзянь Мастор" от попыток её закрытия в судебном порядке. Вместе с редактором газеты участвовал в её защите на процессе. Админу не понятен столь агрессивный тон последних публикаций Терюшань Серьгу, которые напоминают начало развертываемой кампании против газеты "Эрзянь Мастор" и Фонда спасения эрзянского языка. Админ просил бы авторов этих публикаций воздержаться от такой кампании на Эрзянь Мелькужо.
|
Эрзянь нилькс
|
| |
Пост N: 2763
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг:
6
|
|
Отправлено: 29.07.10 15:14. Заголовок: Эрзят, ялгат. Терявт..
Эрзят, ялгат. Терявттано велявтомс малавгады тевентень, 2010 иень эри ломанень сёрмацтомантень?= Эрзяне, друзья. Попробуем вернуться к теме переписи населения 2010 года? Памятка для эрзян и людей, имеющих эрзянские корни, к предстоящей переписи населения 2010 года. ЗНАЙТЕ СВОИ ПРАВА И ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ИМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 2010 года! 1. Вы имеете полное и неотъемлемое право идентифицировать свою национальность и своих детей как ЭРЗЯ, называть себя, своих детей, родных и близких как ЭРЗЯ, и записать свою национальность и национальность своих детей как ЭРЗЯ, а не как «мордвин» или «мордовка». Это право гарантировано Конституцией РФ, ст. 26.1: "Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности." 2. Вы имеете полное и неотъемлемое право указывать в качестве родного языка, как своего, так и своих детей, ЭРЗЯНСКИЙ язык, а не «мордовский». В Пост. Госстандарта РФ от 31.07.95 есть перечень национальностей и языков РФ. В перечне национальностей под № 042 записано : ЭРЗЯ, в перечне языков под № 264 записано: язык ЭРЗЯНСКИЙ. «Мордовского» языка нет в природе. Есть живой ЭРЗЯНСКИЙ ЯЗЫК. 3. Вы и ваши дети имеете полное и неотъемлемое право называть в числе языков, которыми владеете дополнительно, кроме русского, ЭРЗЯНСКИЙ, а не «мордовский». 4. Не верьте переписчикам, «мордовским» и иным агитаторам, что слова ЭРЗЯ, ЭРЗЯНЬ переводятся на русский как «мордва». Это ложь. Наша национальность ЭРЗЯ переводится на русский только как ЭРЗЯ! Под псевдоэтнонимом «мордва» скрываются два народа одновременно, это народ Эрзя и народ Мокша. 5. Использйте только термины ЭРЗЯ, ЭРЗЯНСКИЙ ЯЗЫК. Пишите так: Национальность: ЭРЗЯ, а не «мордвин» или «мордовка». Родной язык: ЭРЗЯНСКИЙ, а не «мордовский» Владение языками: ЭРЗЯНСКИМ, а не «мордовским». ПОМНИТЕ! Правильная идентификация своей национальности и родного языка позволит лучше решать проблемы спасения и сохранения ЭРЗЯ народа и ЭРЗЯНСКОГО языка. Мы призываем вас к сохранению слова ЭРЗЯ - нашего исторического имени нашего народа! Мы призываем вас к сохранению ЭРЗЯНСКОГО языка, ЭРЗЯНСКОЙ культуры и истории! Эрзянь Инязор Пиргуж-Инязор Эрзя народа. Эрзянь Атянь Эзем-Совет Старейшин Эрзян. Эрзянь Инекужонь Тевтопавтома Куро-Исполком Конгресса Эрзя народа. Эрзянь келень идема Фондось-Фонд спасения эрзянского языка. «Руця» эрзянь фондось-Эрзянский фонд «Руця». Эрзянь ломанень вейкс курось-Эрзянская община РМ. «Эрзянь Мастор» кулялопась-Газета «Эрзянь Мастор». Мезе эряви тенек теемс кадовозь шканть перть?=Что нам можно сделать в оставшееся время?
|
Танюш
|
| |
Пост N: 758
Зарегистрирован: 16.04.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг:
2
|
|
Отправлено: 01.08.10 14:11. Заголовок: ИНТЕРВЬЮ С ТЕРЮШАНЬ ..
ИНТЕРВЬЮ С ТЕРЮШАНЬ СЕРГУ - В сентябре прошлого года в интернете появилась сенсационная статья Александра Марковича Шаронова «Народ Эрзя и Русь: в фокусе русского неславянина»<\/u><\/a>, где во всеуслышание декларировалось, что «основная масса русских людей исконной России являются генетическими эрзянами». Данная статья вызвала обостренный интерес к своей истории у эрзянского лектората. Статья, безусловно, далеко не бесспорная, но национальная гордость автора за свой народ и его исторический путь настолько захватывала и вдохновляла, что невозможно было остаться просто равнодушным читателем. Сергу, а Вы поддерживаете утверждению Александра Марковича об эрзянских корнях Руси? Я больше чем уверена, что ответ будет положительный, поэтому сразу задам следующий вопрос, какие аргументы в пользу этого на Ваш взгляд наиболее убедительные? Сергу Терюшань: Я не просто поддерживаю, я уверен в эрзянских корнях Руси. Общеизвестно, что про русов, русов-арса (артания) говорится в текстах арабских космографов VII-X вв. Фактически все они сходятся на том, что «русов» три группы и находятся они в Куябе, Славии и Артании (Арса). Локализация русов (раске) на реке Ра (Волга) доказывается множественными упоминаниями в различных источниках. Поисками недосягаемой Арты-Арсы занимались многие историки, но тема оказалась недоступной для их понимания. Что же смущало историков? Исследователи, связывая Арсу с берегами реки Волга (Рав) и городом Арзамас, наталкивались в этой местности на «мордву племени «эрзя», которую относили к финно-угорскому народу. Поиски легендарной Арсы на этом прекращались: не может же быть «мордва» руссами, от которых пал Хазарский коганат и содрогалась Булгария! Политические мотивы так же сдерживали исследования в данной области. Историки, изучающие арабские источники, отправляли «русов» подальше от «мордовских земель», которые на самом деле являлись эрзянскими. Наш этнос растворяется, уходит в никуда, у нас нет правдивой истории, постепенно исчезает эрзянский язык, обычаи все гуще замешиваются с мокшанскими, даже наши национальные одежды пытаются смешать с мокшанскими и превратить эрзян и мокшо в обезличенную мордву. На мой взгляд, здесь вина в первую очередь мордовской автономии, управлять однородной массой всегда проще, а мы - народ, помалкиваем, нам все кажется, что национальные языки и культура - это проблема, которая выведенного яйца не стоит, мы примиряемся с уничтожением наших национальных культур. Самое интересное, при этом уничтожается в первую очередь именно русская самобытность, которая корнями уходит в эрзянские культурные традиции, и это упорно никто не хочет замечать. Никакими финно-уграми здесь и не пахнет - "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!" Эрзянь раське и русские - одна этническая общность. Есть несколько вариантов объяснения слова Русь, и все они вытекают из эрзянского языка: Русь -розь (рожь) - рудаз (руда) – раське (народ). - Сергу, мне известно, что Вы занимаетесь изучением истории Эрзянь Мастор, а, вернее, ее реконструкцией, так как эрзянская история неоднократно перекраивалась: сначала царскими династиями, а затем и советской номенклатурой. Как кратко Вы можете охарактеризовать мордовскую историю? Сергу Терюшань: - «Мордовская» тема для большинства россиян - национальная экзотика. Редкий профессиональный историк пытался разобраться в этом вопросе. Суть же вопроса проста и лежит на поверхности, а именно: мордва тщательно пытается спрятать былое величие и всю подлинную историю Руси. Официальная наука преподносит россиянам и всему мировому сообществу в качестве аксиомы единство мордовского этноса и его бинарность "эрзяне – мокшане". С целью дезинформации «хранители» единой лжеистории Руси и мордвы внушают мысль о единстве «мордовского» народа, а ярким тому доказательством, якобы, служит окончание «ва» у слова «морд-ва». Как понимаете, такая аргументация далека от науки. И именно из таких лженаучных доказательств и состоит вся история мордовского народа. Каждый желающий ознакомиться с историей мордвы должен это хорошо запомнить. - Сергу, Вы считаете, что эрзяне и мокшане это разные народы? Какие факты заставили Вас сомневаться в их национальном единстве? Сергу Терюшань: - Именно так! Я родился в Нижегородской области на исконно эрзянской земле, которую мордовские историки признают местом формирования эрзянского этноса. Эта древняя земля взрастила не одно поколение эрзянского народа. За последние сто лет, впрочем, как и раньше, каких- либо серьезных связей между эрзя и мокша народами на этой земле не наблюдалось, так как на Нижегородскую область приходилось всего два небольших мокшанских села, переселенцев с Пензенской губернии. Язык мокшан существенно отличается от эрзянского, при общении без великого русского просто не обойтись. Антропологический облик эрзян и мокшан также имеет различия: у мокшан явный монголо-тюркский компонент, разрез и цвет глаз, темная пигментация кожи. Имеются отличия в менталитете и национальной одежде. Женщины-мокшанки носили штаны и по восточному повязывали платок на голове, мужчины по мусульманскому обычаю были обрезаны. Ближайшими родственниками для мокшан могут быть татары, марийцы, чуваши, а не эрзяне. К тому же, мной было проведено исследование мокшанской религии («Религия отражает историю и культуру народа»<\/u><\/a>), в ходе которого было подтверждено родство мокшан с татарами. Этих фактов вполне достаточно, чтобы утверждать: мокша и эрзя – совершенно разные народы. - Эрзянский язык традиционно принято относить к уральской языковой семье, если быть еще точнее - к финно-угорской ее ветви. Наслышана, что Вы придерживаетесь иной точки зрения, пожалуйста, поделитесь своими мыслями по этому поводу. Что именно подтолкнуло Вас усомниться в научности традиционного взгляда? Сергу Терюшань: Дело в том, что, традиционный взгляд нельзя назвать научным и вот по какой причине. В «Истории формирования мордовского этноса» Н.Мокшиным утверждается: «По своему антропологическому облику древние финно-угры принадлежали к уральской расе. В процессе продвижения в западном направлении и смешивания с европеоидным населением они в разной степени европеизировались». Как известно, уральская раса занимает промежуточное положение между европеоидной и монголоидной расами (ханты, манси, северные алтайцы и некоторые группы хакасов). По одной из версий, прародина уральских народов находилась в северной части Западной Сибири, в районе между нижней Обью и Уральскими горами, но так считают не все ученные, поэтому данный вопрос является спорным. Но в любом случае мы можем поставить свой вопрос, кто европеизировал уральцев и финно-угров? Как известно в 5-3 тыс. до н. э на территории современной России славян еще не было, но светловолосые, голубоглазые европейцы жили и влияли на внешний облик уральцев, это вытекает из самой теории и не отрицается уралистикой. Эрзян долгое время относили к финно-угорскому миру, но каких-либо уральских, монгольских, компонентов в эрзянах не найдено, поэтому науке невольно приходится признать, что уральские народы различаются между собой расами и, как понимаете сами, эрзяне относятся к европеоидной расе, а если точнее - к атланто –балтийской расе. Вот тут и возникают серьезные противоречия, которые разваливают традиционную точку зрения, и способствуют пониманию того, что именно предки эрзян европеизировали уральцев и древних финно-угров. Именно поэтому эрзянские языковые маркеры встречаются в уральских и во всех финно-угорских языках. Более подробнее можете узнать об этом, изучив статью "МЕЖДУ ФИННАМИ И УГРАМИ. МОРДВА И ОРДА ПРОТИВ РУСИ В 21 ВЕКЕ Часть II"<\/u><\/a> - После выхода Вашей статьи "МОРДОВСКАЯ И ФИННО-УГОРСКАЯ ОРДА ПРОТИВ РУСИ В 21 ВЕКЕ" разгорелись споры вокруг финно-угорской языковой общности, объективной оправданности ее создания. В связи с этим возникает вопрос, насколько верно относить эрзян к данной общности, и существует ли реальная научная основа для ее существования? Сергу Терюшань: Попытки научно доказать выдвинутую гипотезу финно-угорского родства всегда были далеки от академизма, что касается научной концепции, согласно которой эрзян отнесли к финно-уграм, то ее нет. В основе этой акции - политика и финансовые выгоды. Празднование "Единения мордвы с народами РФ" с бюджетом 17 миллр. рублей - наглядное тому подтверждение. Ученые финно-угроведы мечтают найти следы мифического уральского пранарода и столь же надуманного уральского праязыка, но до сих пор им это не удалось сделать и , я уверен, что и в дальнейшем не удастся. Финно-угристы старательно не замечают эрзянский народ, двулично подменяя его мордовским, хотя они прекрасно знают о мощном влиянии эрзянской культуры на весь Волго-Уральский регион, кроме того, некоторые лингвисты считали именно эрзянский язык санскритом для всех остальных языков финно-угорской группы, и это ни для кого не секрет. - Стал уже «притчей во языцех» тот печально известный факт, что чиновники Мордовии всеми силами пытаются доказать близость мокшанского и эрзянского языков и создать на их базе единый мордовский. Ваше отношение к этому? В реальности насколько близки эрзянский и мокшанский языки, соответствует ли действительности заявления о совпадении их лексики до 80-85%? Сергу Терюшань: - Единый мордовский язык – преступление против моего родного эрзянского народа. Создание ЕМЯ - сугубо чиновничья затея, которая преследует политические цели мордовской элиты, в числе которых и ликвидация эрзян как этноса, при помощи лишения языка, культуры, истории и национальных традиций. Известный филолог-лингвист М.Н.Коляденков еще 1955 году указал на существенные различия между эрзянским и мокшанским языками. Впрочем, не нужно быть специалистом в области языкознания, нужно просто прочитать текст на мокша-мордовском языке и многое откроется: Эрь народть развитиянц колга корхтай кяленц «информационнай емкостец». Древнегреческяй мыслительхне, конатнень Архимед апряказень аньцек фкя направлениянь содаманкса: види и кержи, талакоткшнесть, што «небосводсь шары Модать перьф шапканя лаца» и вещатнень улихть кафта туфталсна: аля и тядя, алясь—валда, тядясь—шобда…» Обратите внимание на неприсущие эрзянскому языку звуки и сочетания звуков, такие как: «ф», «рх», «кя», «фкя», «рьф», «лх», «йх». В отличие от эрзянского, в мокшанском языке практически отсутствует звук «Ч» вместо него используется «Ш», грамматические и фонетические различия языков на лицо. Принимая в расчет большое количество слов, имеющих общую основу, но отличающихся по своему звуковому составу, можно уверенно говорить о том, что фонетика мокша-мордовского языка сильно видоизменилась под влиянием эрзянской и русской, она стала подражательной, однако при этом сохранила характерные для тюркских языков фонемы. Например: эрз. сея - мокш. сява - «коза», эрз. экше - мокш. эше - «холод», эрз. сывель - мокш. сиволь - «мясо», эрз. чопода - мокш. шобда -«темный», эрз. икеле - мокш. инголе - «впереди», эрз. перька - мокш. Перьфке - «вокруг» и т. д. Положа руку на сердце, можно свидетельствовать о потере мокшанским языком самостоятельности, тем более мордовская наука даже не знает от какого именно тюркского языка происходит мокша-мордовский языка. Поэтому я считаю, говорить о сходстве эрзянского языка с мокша-мордовским просто некорректно. Взгляните еще раз на текст на мокшанском языке: «Кирдемок мяльса Мордовия Республикань Оцюнять Н.И.Меркушкинонь Мордовия Республикань Государственнай Собранияти Посланиянц эряфс етафтоманц, Демографическяй и миграционнай политикать коряс Координационнай Советсь 21 январьста Мордовия Республикань Государственнай Собраниять заседаниянь залсонза етафтовсь семинар-совещания. Пуромкссь лемтьфоль населениянь Всероссийскяй переписти анокламати и Российскяй Федерациянь субъекттнень эса, коса эряйхть мокшет и эрзят, профориентационнай тевть вятеманцты. Тянди водендафт республикань вузса тонафни диаспораста саф студенттне». После прочтения этого отрывка можно смело утверждать о сходстве 95% лексики мокшанского языка с русской и рекомендовать объединить их. - Сергу, занимаясь воссозданием эрзянской истории, Вы, как никто другой, знаете, где скрываются истоки эрзянского народа? На какой земле зародился наш род, и какие археологические культуры способствовали его становлению? Сергу Терюшань: - Память о предках свята. Эрзяне всегда отводили максимум внимания сохранению всего, что связанно с предшествующими поколениями, то есть с предками, и благодаря национальной вере, фольклору передавали эту информацию своим потомкам. Важнейшим источником для нас, современных эрзян, на сегодня является эрзянский эпос «Масторава» под авторством А.М.Шаронова, который раскрывает происхождение и историю эрзя-народа. К сожалению, где находится обетованная земля эрзян, пока неясно, эрзянский эпос, как и многие другие религии, начинает свое повествование со всемирного потопа и это время можно связывать с заселением Волжско-Окского междуречья эрзянами, которые стали осваивать заболоченную территорию и возводить РА- горы для устройства поселений. Что касается археологических культур, то рекомендую прочитать мою статью «История Эрзянь Мастор»<\/u><\/a> , это достаточно объемная тема. - 10 июля этого года в в с.Чукалы Большеигнатовского района Мордовии состоялся Всеэрзянский «Раськень Озкс». Как Вы считаете, не потерял ли он свое изначальное значение в наши дни? Сергу Терюшань: Раськень Озкс оказывает мощное воздействие на пробуждающую этническую систему. Энергетическое ядро, возникающее во время проведения обряда, заряжает энергией этнос. После проведения обряда возникает энергетическая связь между ее активными представителями. Все это напрямую влияет на возрождение древней эрзянской культуры, веры и чувства генеалогического родства с древнейшим эрзянским народом. По сути эрзянский Раськень Озкс является генератором, питающим этнос. Но в том виде, в каком озкс проводился в последнее время, оставлять его нельзя. Поэтому мы выступаем за возрождение чисто эрзянского Раськень Озкса без участия мордовских чиновников. Основная масса эрзян, кстати, нас поддерживает. - Невозможно обойти молчанием Вашу критику деятельности Мордовского республиканского общественного Фонда спасения эрзянского языка и независимой газеты «Эрзянь Мастор». Думаю, что решиться на такую резкую критику было нелегким делом. Ни для кого не секрет, что среди определенной группы эрзян бытует мнение, что тем самым Вы вносите раскол в ряды эрзянских активистов. Каковы истинные причины такого решительного шага? Чем обусловлена Ваша непримиримость и нежелание идти на компромисс? Сергу Терюшань: Сложившаяся ситуация в среде эрзянского народа требует кардинального пересмотра давно устаревших взглядов Мордовского республиканского общественного Фонда спасения эрзянского языка и независимой газеты «Эрзянь Мастор». Причины честно и правдиво изложены в двух статьях, с которыми можно ознакомиться на портале "Эрзянь ки"<\/u><\/a>, на мой взгляд, ошибки слишком серьезны, чтоб о них умалчивать или делать вид, что все хорошо. Многие вопросы поднимались мной среди эрзянского актива, но ситуация оставалась прежней, никому не хотелось конфликтов с "ЭМ". Между тем, общаясь с подписчиками газеты "ЭМ", считающими себя то эрзей, то мордвой, то мордвой-эрзя, я не переставал удивляться, пришлось задуматься как такое вообще возможно? Пересмотрел подшивки газеты и выяснил, что у нее нет эрзянского стержня, газета базируется на данных мордовских историков, то есть на ложной мордовской истории. А ведь истина проста – невозможно, культивируя мордовское прошлое, взрастить эрзянский этнос. Распространение мордовской литературы, музыки и скандально известных дисков с надписью "МЫ МОРДВА" вообще губительно для эрзянской молодежи. Возможно, именно по этой причине вокруг газеты и фонда не концентрируется эрзянская молодежь, это еще одна серьезнейшая проблема будущего эрзянского этноса. Что касается разговоров о расколе - это полная ерунда. Да, есть те, кому поднятые вопросы не понравились, но я уверен, это первая их реакция. В дальнейшем все нормализуется. В противном случае, продавцов книг "мордвась" и их защитников молодежь перестанет воспринимать как эрзян. Я думаю, они это понимают, поэтому сделают правильные выводы. - И последний вопрос: в свете предстоящей переписи что бы Вы хотели пожелать своим соотечественникам? Сергу Терюшань: Хотелось бы, чтоб каждый эрзянин и эрзянка сегодня почувствовали ответственность за судьбу своего эрзянского народа, его настоящее и будущее. Мы живём в России, и всякий проживающий в ней народ должен иметь равные шансы на историческую перспективу. Мордва - чуждое нам явление, это аномалия или, я бы даже сказал, отклонение от умственного развития. Мы – эрзяне! Мы не продадим своё гордое имя ЭРЗЯ на псевдоэтноним «мордва» и не станем марионетками Н.Меркушкина, не каких-либо других мордвинизаторов… Мы эрзянами были, эрзянами являемся и ими останемся навсегда! Интервью у Сергу Терюшань взяла Вирява (Т.Ротанова)
|
Сыресь Боляень
|
| |
Пост N: 617
Зарегистрирован: 09.12.09
Откуда: Украина, Киев
Рейтинг:
2
|
|
Отправлено: 04.08.10 21:19. Заголовок: Сергу сёрмадсь: ..
Сергу сёрмадсь: "Мы обращаемся к людям готовым поддержать идею создания чисто эрзянского Раськень Озкс без участия мордовского правительства" Шумбрат уледе, эрзят! Сергу, невть сеть эрзятнень лангс, конат каршо те тонть мелентень молить? Арсян арасть истят! Моньгак, мелесь тонть марто вейке. Кевкстемась кода тень теемс? Кинь марто? Арсян весе вейсэ !!! Ярмактнэнь нама мусынек. Нама мазы ули те тевесь. Ансяк! Кодамояк, арсян, виськс арась Мордовиянь ярмактнэнь те тевентень нолдамс, неть ярмактнэ ломанень ды эрзятненьгак. Тень марто азортнэ улевельть Озксонть минек! Эрзянь! Кода тень тень теемс? Эряви арсемс. Бути а туить неть валтнэ мелезэть, мерян - паро, эряви теде кортамс вейсэ. Пшкадян омбоцеде. Шумбрат уледе, ялгат! Ули истямо вал "конструктивность". А содан кода ёвтамс эрзякс. Мон арсян весе кортамотне миненек эряви ветямс те валонть кондякс "конструктивно"! Озксось ютась. Бути минь карматано пелькстамо "ветиця аванть оршамопелензэ перька, ды чумот вешнеме - те мезеяк а канды эрзянь тевентень. Ёвтазь весть, ды паро... Весе кортамотнень эряви ветямс - кода седе парсте анокстамс, ды ютавтомс сы Эрзя Раськень Озксонть. Тень кувалт арсян истя. 1 - Озксонть ютавтомс эряви эрзянь ярмак лангс. (Бути кирдивиесь максы ярмакт, паро, эряви сетненьгак саемс, неть ярмактнэ а кирдивиенть, а Мордовиясо - Россиясо эрицятнень. Бути мезеяк аноксты- ютавты, теяк паро. Ансяк, азорось Озкссонть улевель минек! 2 - Анокстамонь шкастонть, эряви "инициативанть" кирдивиенть кедьстэ нельгемс. Секс нейке эряви пурнамс Эрзянь Озксонь Анокстамо Куро. Кевкстема, кода теемс сонзэ "законнойкс"? Куронтень совавтомс седе ламо одт ломанть. Ней весе вачказь атятнень лангс. Миненек кадовсь ансяк сынст сёлномась . Монь кондякс, куросонть улевельть Инязорось, Эрюш, Сергу, Пичай, Тумай... паряк моньгак сёрмадсамизь ... Куронте сюконямс - тердемс Маризь Кемалень. Нетнеде башка эрявить ломанть эрзятнень эрямо таркатнестэ... Курось кадык пурнави весть -кавсть иестэнть. Ярмакт вешнетяно, ды кеман, муйдяно те тевентень. 3 - Кода ютавтомс Озксонть, кие мезе аноксты - Куронть мельспрамось. Мон арсян: - Озксонть эряви ушодомс чилисемстэ, пурнавомс тень коряс весенень малава велетнева (удомо ломантне нолдыть мелень ваннозь) 12 медьковонь чистэнть. Озксонть ютавтомсто эрявить кеменьшка ломанть радиосюлмавкс марто эрьва кува... Ламо мезде арсян, теде кортатано седе тов... Ялгат виевтяно вейсэ! Ансяк вейсэ- ды шкась сась!!! Шка ёртнемс кевтнень ды шка пурнамс кевтнень...
|