On-line:гостей 6. Всего: 6 [подробнее..]
Эрязо Эрзянь Масторось! Пингеде пингес эрязо! Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!Erzänj mel, erzänj kel, Erzänj Mastor! Ersän mieli, ersän kieli, ersän Maa! | Эрзя, муить ундоксот! Erzia, muit\' undoksot!

АвторСообщение
администратор




Пост N:440
Зарегистрирован:15.11.06
Откуда:Россия
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:25.07.07 05:50.Заголовок:Эрзянский обрядовый праздник Раськень Озкс глазами чуваша


Эрзянский обрядовый праздник Раськень Озкс глазами чуваша


У финно-угорских народов России с 1999 года возродился замечательный эрзянский обрядовый праздник Раськень Озкс. В 2007 году он состоялся 14 июля, во вторую субботу июля, как и в 1999 и 2004 г.г, на эрзянском кургане вблизи с.Чукалы Больше-Игнатовского района Мордовии .
Место выбрано не случайно, по рассказам старейшин на этом месте захоронены около 11 тысяч воинов: эрзян, марийцев, чуваш, удмуртов после битвы с ногайцами. Братская могила выполнена в виде кургана, под курганом каменный саркофаг с останками, поговаривают на нем имеются старинные надписи, но узнать суть надписей мне пока не удалось. Озкс здесь проводился до 1629 года, затем был запрещен царским указом. «Раськень Озкс» можно на русский язык перевести, как народное (родовое) моление. По-эрзянски «раське» - народ, родня, «озномс»- молиться, «озкс» – моление. Кроме молений предкам и самого праздника, на Раськень Озкс эрзяне решают текущие вопросы всех эрзян и планируют перспективное развитие этноса.

Ландшафт места проведения «Раськень Озкс» представляет из себя ложбину вдоль речушки с небольшим лесочком. Трава в ложбине выкошена в виде 2-х полянок:

Большая поляна для торжества молений и гуляний, малая поляна (на другом берегу речушки через мосток от большой) для торжественного обеда, на котором после молений каждому предлагается суп с мясом жертвенного быка.
С восходом солнца из села приводят жертвенного быка, торжественно украшенного цветами. Я приехал на место молений около 5 часов утра и бык уже был заколот, сам процесс наблюдать мне не удалось, да и из стари процесс жертвоприношения он был не доступен всем желающим. К моему приходу на малой поляне уже начали свежевать заколотого особым способом и раскладывать по правому периметру малой поляны треноги с котлами для варки супа. Всего, я насчитал 30 котлов. Для растопки костров привезли целую машину дров. Быка свежевали мужчины, как мне сказали специально назначенные для этого Инязором, а мясо варили женщины.
С 2-х сторон большой поляны располагаются холмы высотой около 5 метров, в центре большой поляны расположен курган с братской могилой и Маар.

По-эрзянски «маар»- это курган (холм), который на протяжении многих веков насыпается эрзянами во время проведения Озкса. Горсть земли привозится каждым эрзянином с места проживания. Так как моя жена эрзянка, то я привез пакет чернозёма из сада тёщи, которая проживала на одной улице с домом, где я родился…
На вершине Маара на деревянном пьедестале располагается восковая священная свеча -Эрзянь Штатол. Для изготовления Штатола применяется только пчелиный воск, который собирается всеми эрзянами между проведениями Озкса.

Мне рассказывала бабушка, что по преданию пчелиный воск применяется, как знак благодарности пчеле, которая обещала Богу, плодится каждый день и выполнила свое обещание. Я видел, как приехали на автобусе эрзяне из Самарской области и привезли воск для изготовления Штатола следующего Озкса.
Размеры Штатола можно увидеть на фото… По тексту будут встречаться официальные эрзянские названия я буду их помещать в скобках.


Оглядев место проведения Раськень Озкс можно предположить, что Советом Старейшин Эрзян (Эрзянь Атянь Эзем) проведена огромнейшая организационная работа.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов -16 [только новые]


администратор




Пост N:441
Зарегистрирован:15.11.06
Откуда:Россия
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:25.07.07 05:51.Заголовок:Re:


Эрзянь Атянь Эзем является высшим постоянным представительным общественным органом эрзянского народа, действующим в период между Раськень Озкс. Сессии Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Эрзянь Атянь Эзем формируется путём выдвижения Старейшин из эрзянских поселений сёл, городов и общественных организаций на соответствующих собраниях (промксах) из наиболее авторитетных и известных общественной деятельностью людей, идентифицирующих себя как ЭРЗЯ, признающих и поддерживающих Декларацию «Об официальном названии эрзянского народа».
До начала молений действующий Великий Царь Эрзян (Эрзянь Инязоро) Мусалёв Григорий Дмитриевич (Кшуманцянь Пиргуж) созвал на холме, напротив Маара Совет Старейшин Эрзян. Организационно это выглядит просто: на холме установлены полукругом деревянные скамейки, на которых усаживаются представители регионов компактного проживания эрзян. Отсюда эрзянское название Совета - Эрзянь Атянь Эзем, что означает Скамья Старейшин Эрзян. Он напомнил, что Эрзянь Инязоро - выборная должность и на этом Раськень Озкс необходимо вновь провести выборы. С согласия Старейшин Инязор Пиргуж попросил провести перевыборы своих заместителей - Эрзянь Чирязов - Ерюшова Б.А (Эрюш Вежай) и Четвергова Е.В. (Нуянь Видяз). Эрзянское «чиряз» - князь.
Выборы проводятся абсолютно демократично. Эрюш Вежай, известный эрзянский поэт и писатель, начал готовить процедуру выборов. Он назначил из Совета Старейшин ответственных за подсчет голосов, мне поручил быть независимым наблюдателем за выборами от чувашского народа. Эрюш Вежай, также кратко напомнил Старейшинам, что им будут розданы чистые листы бумаги, в которых они смогут написать фамилию или имя нового Эрзянь Инязоро, сложить лист пополам и передать его ответственным за подсчет голосов. Всё происходит перед глазами, подлог практически невозможен, бумага роздана и Старейшины передают уже заполненные бумажки. После подсчёта голосов, 15-ю голосами «За» и одним «Против» на должность Эрзянь Инязоро переизберается вновь - Мусалёв Григорий Дмитриевич (Кшуманцянь Пиргуж). Он даёт согласие исполнять эту должность, произносит краткую речь с благодарностью и словами верности Эрзя народу. С этого момента прежний Совет Старейшин Эрзян считается распущенным и Кшуманцянь Пиргуж приступает к назначению нового Эрзянь Атянь Эзем.

Вначале назначаются два заместителя Инязора (Эрзянь Чиряз): Эрюш Вежай и Нуянь Видяз, затем Чирязы регионов проживания эрзян, в том числе один Чиряз на всю заграничную диаспору эрзян. В процессе назначений Старейшины предлагают Инязоро внести изменения в составе Совета Старейшин. Таким образом было одобрено предложение ввести дополнительно должность Чиряз г. Самары в помощь действующему Чиряз Самарской области, т.к. там компактно проживают очень много эрзян, и одному в городе и по области должным образом организовать работу порой трудно.

После окончания выборов Великий Царь Эрзян (Эрзянь Инязоро) Кшуманцянь Пиргуж приглашает всех присутствующих принять активное участие в главной части Раськень Озкс – молению.
Чуточку меня омрачило то, что администрация Мордовии посчитала возможным совместить обрядовый праздник Раськень Озкс с народными гуляньями, начали крутить музыку на русском языке, затем к микрофону на трибуне вышли всевозможные чиновники и начали произносить номенклатурные благодарственные речи руководителям Мордовии всех уровней за то, что такой праздник стал возможным…

Благодаря решительной речи Эрзянь Инязоро древняя процедура проведения Раськень Озкс была восстановлена, эрзяне быстро собрались вокруг Маара со Штатолом. Эрзянь Инязоро находится на пьедестале Штатол, в руках деревянный посох Цётмар. От малой поляны, где был принесен в жертву бык, к Маару движется процессия: женщина ведущая моление - Озава с братиной в руках – Яндава -родовая посуда. Внутри Яндава горит малая родовая свеча (штатол). За ней идут известный не только в Эрзянь Мастор, но и далеко за рубежом – фольклорный ансамбль «Торама» и театрализованная группа народных героев Эрзянь Мастор. Слышится пронзительный голос трубы Торама Инязора Тюшти… Озва и её помощники поднимаются на Маар к Штатол и поздравляет всех присутствующих и приглашает старейшин принять участие в зажжении Штатол.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N:442
Зарегистрирован:15.11.06
Откуда:Россия
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:25.07.07 05:51.Заголовок:Re:


Одному из Старейшин – Лауреату премии Фонда спасения эрзянского языка в 2007 году им. Анатолия Рябова Гайнинькай Пичай, - поручается право от родовой свечи зажечь Эрзянь Штатол – символ объединения эрзянского народа, надежды на процветание и воли к счастливой жизни. Старейшина поднимается по стремянке на вершину и от родовой свечи зажигает огромное пламя Эрзянь Штатол, раздаются возгласы одобрения и радости присутствующих. Озава предлагает собравшимся повторять за ней жесты и слова, приподняв руки ладонями к небу, обращается с молитвой к Инешкипазу - Великому Создателю. Текст молитвы произноситься построчно, каждая строка за Озава повторяется присутствующими.

Инешкипаз, Вере Чипаз!
Тон, марицясь, кода тикше касы,
Тон, неицясь, кода пеште панжи,
Неемизь, марямизь!
Сюконятано пильгезэть,
Пшкадтяно валдо оймезэть,
Верев кепедьсынек кеденек,
Масторов нолдасынек сюкпрянок.
Ознотано эрицянок кис,
Ознотано раськенек кис,
Энялдтано эйденек кис,
Паксясо видезенть кис,
Кардазсо ракшанок кис.
Инешкипаз! Макст тенек
Сэтьме, лембе пиземеть,
Валдо, маней чить,
Чачост-касост сюронок,
Касост-кепедевест тяканок,
Раштыцят улест аванок.
Макст Масторонтень ладямо,
Вейке-вейкень вечкема.
Лисьмакс парот лисезэ,
Леекс эрьметь чудезэ,
Кенкшпряваяк совазо,
Кенкшалгаяк ютазо.
Минь Тонеть - Шумбра кши!
Тон миненек - шумбрачи!
Паз, чангодть! Паз, чангодть!
Паз, чангодть!


Великий Создатель, Всевышний
Солнцебог!
Ты, слышащий, как растет трава,
Ты, видящий, как цветёт орех,
Увидь нас, услышь нас!
Кланяемся Тебе в ноги,
Обращаемся к Твоей светлой душе,
Вверх поднимаем руки,
К земле отпускаем поклоны,
Молимся за людей наших,
Молимся за народ и родственников наших,
Просим за детей наших,
За посевы в поле,
За скот во дворах.
Великий Создатель! Дай нам Тихих, теплых дождей,
Светлых, солнечных дней,
Да уродятся хлеба,
Да вырастут-поднимутся дети,
Да плодовитыми будут наши женщины.
Дай Земле мира ,
Любви друг к другу.
Пусть родником истекает Твое добро,
Пусть рекой течёт всякая Твоя помощь,
Чтоб и над дверью входила,
Чтоб и под дверью проникала.
Мы Тебе - Хлеб Почтения!
Ты нам - здоровья!

Боже, даруй благоденствие!
Боже, даруй благоденствие!
Боже, даруй благоденствие!

Эрзяне верят, что после этих молитв на Озкс прибудут души предков и будут праздновать Раськень Озкс вместе с ними. Затем произноситься молитва одним из Старейшин, посвященная предкам.

Эрзянь покшт, покштинеть,
Покштянь покшавинеть!
Сырк мерезэ, покштинеть,
Матразь-оймазь киськиненк,
Кепсть мерезэ, бабинеть,
Раужо човаля модыненк.
Вана тердтядызь Озксов
Кши-салонок варчамо,
Пурень-брагань корштамо.
Ашо кедьсэ панинек,
Шожда мельсэ пидинек.
Садо ваксозонок, ё
Човоряводо юткозонок,
Начтынк коське турвиненк,
Пештинк вачонь пекиненк,
Таньшкавтынк сэпей кургиненк.
Кинь лемезэ кундави,
Кинь лемезэ стувтови,
Илядо кежиявто,
Илядо ордашкале.
Весе тынь - седейсэнек,
Весе тынь - минек верьсэ.
Минь тынк эйстэ лисинек,
Минь тыненк велявттано.
Садо, весе садо!
Илязт уле ве ёндо ваныцят,
Илязт уле сельмень сявадыцят.
Пачкодезэ, молезэ!
Паз, чангодть!


Эрзянские праотцы-прадеды,
Праматери праотцов!
Пусть вздрогнет, прадеды,
Ваша сдавленно-спокойная кожа,
Пусть подымется, праматери,
На чёрный бисер похожая земля ваша.
Вот приглашаем вас на Озкс
Попробовать хлеба-соли,
Испить пуре и браги.
Белыми (т.е. чистыми) руками стряпали,
С лёгкими помыслами варили.
Придите к нам,
Смешайтесь с нами,
Намочите сухие губы ваши,
Наполните пустые желудки.
Подсластите горькие рты.
Чьё имя вспомнится,
Чьё имя запамятуется,
Не обижайтесь,
Не сердитесь.
Все вы - в наших сердцах,
Все вы - в нашей крови.
Мы от вас произошли,
Мы к вам вернёмся.
Придите, все придите!
Пусть не будет со стороны глядящих,
Пусть не будет завидующих.
Пусть идет-дойдет до всех!
Боже, даруй благоденствие!

Моления продолжаются театрализованным представлением Явление Великих (Инетнень Ютамост), Озава приглашает к Штатол древнего царя эрзян Тюштю, она представляет его словами: «Веко-вечную жизнь царю Тюште!» - «Пингеде-пингес Эрзянь Инязорне Тюштяне эрямо».

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N:443
Зарегистрирован:15.11.06
Откуда:Россия
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:25.07.07 05:52.Заголовок:Re:



К Штатол поднимается артист, одетый в старинные доспехи и мечом в руках - это легендарный Царь эрзян Тюштя. Из глубины веков он приветствует современных эрзян, кратко говорит, что он сделал для эрзянского народа и что нужно делать потомкам.

Озава последовательно приглашает к Штатол Великих Царей (Инязоро) древности: Пургаз, Алабуга, Баюш…. Затем приглашаются древние воины, участвовавшие в битвах за независимость эрзян:
Боляень Акай, Эрзямассонь Олёна, Василень Несмеян, Алексеень Кузьма. Действие продолжают герои современности, в чьих жилах имеется эрзянская кровь: Рябов Анатолий, Чапаев Василий, Степан Эрьзя, Артур Моро, Люлякина Серафима, Надькин Дмитрий, Йовлань Оло… Все они повествуют потомкам за что боролись и от чего погибли. Этим действием (Явление Великих) эрзяне выстраивают в единое целое все поколения – Эрзянь Раське.

Действие продолжает шествием вокруг Маара по ходу солнца лошади с запряженной сохой - Обряд обведения черты вокруг Маара. По мифу эрзян, лошадь была подарена Эрзе Богом - Инешкипазом. Лошадь, как считают эрзяне, символ трудолюбия и его причисляют к священным животным. Лошадь темного цвета, очень спокойно прошла по кругу, хотя много людей фотографировали её беспрестанно.

Лошадь под уздцы ведет Чиряз Эрюш Вежай, сошники приподняты над землёй пахарем. Круг, очерченный сохой вокруг Маара – символ бесконечности пути Инешкипаза и самой Жизни, созданной Им.

За сохой Озава организует вереницу эрзян, которые проходят по кругу и высыпают вдоль подошвы Маара, землю – начался обряд рассева привезенной с собой земли на Маар. Когда все желающие высыпали землю на Маар, Озава собирает длинную цепочку из взявшихся за руки эрзян, которая растягивается вокруг всей большой поляны.

Играет музыка и поется песня «Вирев молян» («Пойду в лес»). Затем вереница из людей начинает скручиваться в тугую спираль в центре поляны вокруг Озавы, воздав руки к небу произносятся радостные возгласы и спираль медленно распадается, эрзяне начинают собираться на курган к Скамье Старейшин (Атянь Эзем). Скамья старейшин – это расположенные в 2-3 ряда по 3-4 скамьи, куда усаживаются Совет Старейшин и все известные эрзяне. На Атянь Эзем обсуждаются все важные политические и социальные вопросы, проводятся награждения заслуженных эрзян.

Параллельно с Атянь Эзем проводятся различные спортивные состязания и развлекательные конкурсы.


Хорошей традицией стало проведение конкурса «Руця». Руця - это верхняя женская эрзянская одежда, очень красочная… Конкурс проводится фондом «Руця», победители награждаются значительными денежными призами – до 30 тыс.р. Здесь огромную работу проводит Чиряз Эрюш Вежай, он же великолепно провел конкурс и награждение.

Дело в том, что я не знал, что Инязор пригласил на праздник представителей этнических традиционных религий, в том числе: чуваш, мари, удмуртов. Делегация приехала на 2-х автомобилях немного опоздав, практически успели только к Атянь Эзем.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N:444
Зарегистрирован:15.11.06
Откуда:Россия
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:25.07.07 05:53.Заголовок:Re:


Когда моления закончились, начался короткий дождь, и я пережидал окончание дождя под древом. Дождь утих, и я увидел на кургане возле Атянь Эзем человека в чувашском халате, я поспешил туда и увидел писателя Кибеч и Федора Мадурова. Поздоровался и представился по-чувашски. Они также тепло приветствовали и меня. И тут, о неожиданность…, появился Николай (Admin chuvash.org) со своим супер фотоаппаратом. Я был чрезвычайно рад, прямо какое-то чудо: на Раськень Озкс смог познакомиться со всеми виртуальными знакомыми. К сожалению, подробно поговорить не удалось, чувашская делегация получила приглашение выступить на Атянь Эзем. Выступили Ф.Мадуров и Кибеч, который подарил Инязору и 2-м его помощникам Чирязам свою книгу молитв. В ответ Инязор подарил им большую книгу по истории эрзян. Интересное предложение высказал Ф.Мадуров: утверждая, что язык это главная часть в сохранении этносов, он предложил обратиться от сообщества эрзян, чуваш, марийцев, удмуртов к правительству России с предложением уже с 1 сентября этого года во всех школах, где компактно проживают этнические группы, проводить уроки трудового воспитания и физической культуры на языках этих этносов. Эти предметы не нуждаются в сложных методических пособиях, достаточно принять на работу (поручить из имеющихся) учителя со знанием этого языка. Хороший шаг! Далее выступали представители марийцев, удмуртов, эстонцев, американцев и русских. Русские – корреспонденты радио и телевидения России, много снимали и брали интервью, не знаю можно ли будет что-то из этого увидеть по телевидению?

В заключении Инязор Пиргуж отметил, что с ни одним народом Мира у эрзян нет конфронтаций, очень лестно отзывался он о русском языке, благодаря которому сейчас он общается с представителями других народов России. Самое для меня непонятное то, что я не видел там представителей мокшан – самых близких к эрзянам по языковой группе народ? Меня информировали, чтобы приглашения им были разосланы…


Когда все проблемы были обсуждены и приняты решения, Инязор Пиргуж всех приглашает на совместную трапезу на малую поляну, где уже сварен в 30-ти котлах суп с мясом жертвенного быка. Всем эрзянам было заранее сообщено, чтобы приносили с собой свою посуду и ложки для трапезы, для нас гостей, приготовили одноразовую посуду.
Желающие могли принять трапезу на лугу или за столами, в каждую миску обязательно положили кусок мяса. Желающим разносили и предлагали продегустировать эрзянский квас- поза или более крепкий напиток - пуре, похожий на бражку…

Были проведены спортивные состязания, как традиционно эрзянские: метание топора, поднятие бревна, борьба на песке, так и по гирьевому спорту. Самый сильный эрзянин –Дригань Толай из Самарской области поднял гирю 32 кг более 90 раз! Были организованы торговые точки и ларьки с эрзянскими народными промыслами.

К 17 часам торжество в основном закончилось, гости стали разъезжаться , а местные могли еще долго продолжать праздник. В старину Озксы могли продолжаться несколько дней, сейчас проводятся в один день.
Правительство Мордовии объявило Раскень Озкс национальным праздником в 2004 году.


Сразу после трапезы чувашская делегация заторопилась обратно, поговорить времени так и не осталось. Очень кратно побеседовал с Ф.Мадуровым по пути к его автомобилю ОКА . С Николаем тоже не удалось подробно и спокойно поговорить, он проводил съёмку, кроме того играла громкая музыка и было трудновато разговаривать. Нужно бы приехать еще раз в Чебоксары для спокойного общения.
Зная, что Алина Аркадьевна интересуется эрзянами диалекта шокша я познакомился на Раскень Озкс с известнейшим эрзянским поэтом, автором эпоса “Масторава” А.М Шароновым. Он знает шокшанский и подтвердил, что это эрзянский диалект, в котором имеются незначительные отличия от литературного эрзянского. По крайней мере я с ним разговаривая на эрзянском языке не обнаружил ни одного отличия, пришлось попросить его привести какие-то примеры отличий. С ходу он смог вспомнить не более трех существительных и один глагол.

Не могу не познакомить Вас с Князем (Чиряз) эрзян Чувашии Николаем Виняевым (Миколь). Великий Князь Эрзян (Эрзянь Инязоро) на Совете Старейшин при назначении его на эту должность тепло отозвался о его работе с эрзянами в Чувашии, по-отцовски представил его как «молодой Старейшина». Живет и работает в г. Алатырь ( г.Ратор по-эрзянски). Он очень хорошо отзывался о руководстве Чувашии в контексте молодежной политики, хвалил поп. музыку на чувашском языке. По его мнению поп. музыка на этнических языках способствует поднятию интереса у молодежи к родному языку.
Миколь информировал, что сейчас он всемерно поддерживает и продвигает в Чувашии развитие поп.музыки на эрзянском языке, есть молодые перспективные эрзянские певцы . Один диск с эрзянской поп.музыкой я купил, будет интерес смогу разместить у нас на форуме.

Флаг эрзянского народа (Раськень Коцт) трехцветный: чёрный –земля(Масторава), красный - цвет крови и огня- символ жизни на земле, белый - Божественность, священность(Тоначи). Внизу под флагом божественные символы: восьмиконечная звезда и цвета флага, в центре символ древа жизни.

Если бы был, и надеюсь вскоре будет такой обрядовый праздник в Чувашии для чуваш, я приезжал бы обязательно. Теперь я понимаю эрзян, специально приехавших на один день из Германии на этот Великий праздник – Эрзянь Раськень Озкс...

Благодарю Петрянь Андю за приглашение на Раскень Озкс 2007 и за помощь в написании этой статьи.
© Тимĕрке Митяй,
специально для «Эрзянь Раськень Вальма»



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N:445
Зарегистрирован:15.11.06
Откуда:Россия
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:25.07.07 11:44.Заголовок:Re:


Ули вейке кевстемам...


Раскень Озксо модалангс Эрзянь Коцтонть алов ульнесь путозь истямо, Пазавань кордямо, артовкс.
Вана теде покшсто мон невса коцтонть лангсо артовкстнэнь.


Раскень Озксонть Монь эзинь кенере кевкстнеме кодамо артовкстнэнь смустест, истяк койсем сехте
куншкасо невтезь, мода потсто лиси, Эрзянь Эрямо Чувтось(Древо жизни), тарадондо лисить Эрзянь Масторов. Сехте вере Эрзянь Тештесь…

Кияк содасы домкасто неть артовкстнэнь смустесть?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован:01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено:25.07.07 22:07.Заголовок:Re:


chuvashon_erzja пишет:

 цитата:
Кияк содасы домкасто неть артовкстнэнь смустесть?



Теде сехте парсте ёвтнесы Аношонь Тумай лелясь, Эрзянь культурань музеенть прявтось: Нижегородская область, г. Лукоянов, пл.Мира, РДК, Музей Эрзянской культуры, Аношкин Николай Иванович

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




Пост N:446
Зарегистрирован:15.11.06
Откуда:Россия
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:26.07.07 07:20.Заголовок:Re:


Эрий пишет:

 цитата:
Теде сехте парсте ёвтнесы Аношонь Тумай лелясь


Сюкпря теть ялгай каршо валот кис! Те фотосонть сон?

Эзинь кенере мартонзо кортамо, ванан сон эсинзе тевсе талны(сонензэ а коли). Меринь мейле аламодо ютазь
кевкстяса, ды мейле эзь муеве... Тесэ кияк артовкстнэнь смустест а сёрматсынде дык сестэ сонендзэ сёрма сёрмадан.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован:01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено:26.07.07 22:37.Заголовок:Re:


chuvashon_erzja пишет:

 цитата:
Те фотосонть сон?



Сон.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован:01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено:27.07.07 19:29.Заголовок:Re:


"Эрзянский обрядовый праздник".

Вечкевикс ялга!
Тон аламодо, койсэм, алкиньгавтык Раськень Озксонть смустензэ, зярдо лемдик сонзэ рузокс " обрядовый".
Сон аволь "обрядовый", сон - Весеэрзянь Покшчи, конасонть, кода пелькст улить койть-кирдаткак (обряд).

Раськень Озкс - это Всеэрзянский праздник моление, в котором есть элементы обряда. Но он не узко обрядовый. Он широкий светский всеэрзянский праздник с элементами обряда эрзянской этнтческой веры.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




Пост N:447
Зарегистрирован:15.11.06
Откуда:Россия
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:28.07.07 14:25.Заголовок:Re:


Эрий пишет:

 цитата:
Тон аламодо, койсэм, алкиньгавтык Раськень Озксонть смустензэ


Те мекс Тынь истя монь чаркодевимизь, арсемазомгак эзь ульне алкиньгавтомс те Покш чинть . Зярдо Тынь допрок ловнынк сёрмадовксом,неинк мон сонзэ сёрмадовксонть прядомсто лемдия Великий праздник – Эрзянь Раськень Озкс. Эрзянь Раскень Озкс - неть валтэсе моне а неяви светской смустесь. Буди Озкс -сестэ васенце смустесь рузокс ёвтазь -обряд, мейле(кода юты Озксось)
койсем сы шкась светской тевтнень ютавтомо-теемс...
Рузокс теманть лемензэ сёрмадыя видстэ ...глазами чуваша, мон чуваш. Чумом нолдынк мельс эзь туеве дык... Зярдо Тынь ульниде Раскень Озксо-учан Тынк сёрмадовксонк. Мезе седей куншкас совась-сеньде сёрмадынь. Те монь эсинь коем, аволь светской властень, сёрмадыя мезе неинь...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован:01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено:28.07.07 21:28.Заголовок:Re:


chuvashon_erzja пишет:

 цитата:
Те мекс Тынь истя монь чаркодевимизь, арсемазомгак эзь ульне алкиньгавтомс те Покш чинть . Зярдо Тынь допрок ловнынк сёрмадовксом,неинк мон сонзэ сёрмадовксонть прядомсто лемдия Великий праздник – Эрзянь Раськень Озкс.



Весе пек парсте невтезь-сёрмадозь!!!
Ансяк эряволь рузокс сёрмадомс аламодо лиякс, койсэм, "Всеэрзянский". Сон васняяк Весеэрзянь, теде аволь весе эрзятне содыть.

Оло, те Эрюш сёрмады тесэ. Мон ней Питерсан, вастневинек Андю марто.
Сюконян теть пильгезэть Жигулёвскоев ускомам кис. Весе лиссь ладс. Сазором марто якинек Тимашовав, Захаркав, ютынек Беднота велиненть кудо юртнэва, ульнинек тосонь калмазырьсэнть, лецтинек покштянок лемест.
Сюконян эрязасто сёрмадозь сёрмадксот кис Раськень Озксонть кувалма. Сон пек вадря!
Эрюш

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




Пост N:448
Зарегистрирован:15.11.06
Откуда:Россия
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:29.07.07 15:48.Заголовок:Re:


Эрий пишет:

 цитата:
Оло, те Эрюш сёрмады тесэ


Ней тедеяк мелявтан,а парсто сёрмадозенть кис
Мон сёрмадокшнынь Андюнене- те ёвтнеманть мон анокстыя чувашнэне,
эрзятнене эряволь аламодо лиякс сёрмадомс. Ней сёрмадовсь истя,кода сёрмадовсь...
Эрзятнене эряволь бу сёрмадомс всенеде Чирязтнеде, арсян тоне те тевесь теде малав.
Буди эряви,тонь койсэ, полавтомс рузокс сёрмадозь ёвтнеманть лемензэ-каршо а молян, полавтык .


 цитата:
Весе лиссь ладс. Сазором марто якинек Тимашовав, Захаркав, ютынек Беднота велиненть кудо юртнэва, ульнинек тосонь калмазырьсэнть, лецтинек покштянок лемест.


Те пек паро, чуваштнеяк истя лецтить атятнень. Чачома таркас молемась чувашонь кемемасонть- Пазонь баславазь тевесь!
Васенце заповедесь малав истя сёрмадозь(аволь чувашск, рузкс сёрмадса ) :

1. Чти предков своих,предки -наши корни! Живи так, чтобы предкам не было стыдно за твои дела...






Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован:01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено:29.07.07 17:14.Заголовок:Re:


chuvashon_erzja пишет:

 цитата:
1. Чти предков своих,предки -наши корни! Живи так, чтобы предкам не было стыдно за твои дела...



Пек вадря коесь! Тонсь неик Раськень Озксонть ютавтомстонзо - эрзянь ды чуважонь койтне - пек малавикст.
Иля мелявто сёрмадозенть кис. Таго мерян - сон пек вадря. Монь мелесь - те монь мелесь. Асатыксэсь аволь покш. Сон - технической. Сёрмадозенть а колы. Монь меленть ансяк лиясто сёрмадомсто кирдть эсь мельсэть.
Эрюш

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




Пост N:449
Зарегистрирован:15.11.06
Откуда:Россия
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:30.07.07 05:22.Заголовок:Re:


Эрий пишет:

 цитата:
Асатыксэсь аволь покш.


Паро. Андю мерсь эсиндэ ёндо нееманть эрзякс сёрмадсы, арсян сестэ теде паросто чаркодеви ловныцятнене
Эрзянь Раскень Озксось.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован:01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено:30.07.07 23:17.Заголовок:Re:


chuvashon_erzja пишет:

 цитата:
Эрзянь Раскень Озксось.



Ней кундан парстине витнемензэ тонь Эрзянь Валпаргонть ды анокстамо 2008 иень ковкерьксэнть, кона алтави Пургаз Инязоронтень ды карми тердеме Эрзя раськенть стявтомо тензэ Лецтнемкс.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




Пост N:2029
Зарегистрирован:17.11.06
Рейтинг:4
ссылка на сообщение  Отправлено:03.01.10 14:56.Заголовок:Эряви кундамс 2010 и..


Эряви кундамс 2010 иень Раськень Озксонть анокстамо. Кадык сон юты вадрясто!

Тема: Почему финно-угорские сайты молчат об этом?
Anonymous (24.07.2007, 19:57)
Эрзянский обрядовый праздник Раськень Озкс глазами чуваша
Автор: Тимĕрке Митяй, «Эрзянь Раськень Вальма»
Дата публикации: 24.07.2007
Язык статьи:

У финно-угорских народов России с 1999 года возродился замечательный эрзянский обрядовый праздник Раськень Озкс. В 2007 году он состоялся 14 июля, во вторую субботу июля, как и в 1999 и 2004 гг., на эрзянском кургане вблизи с.Чукалы Больше-Игнатовского района Мордовии.

Место выбрано не случайно, по рассказам старейшин на этом месте захоронены около 11 тысяч воинов: эрзян, марийцев, чуваш, удмуртов после битвы с ногайцами. Братская могила выполнена в виде кургана, под курганом каменный саркофаг с останками, поговаривают на нем имеются старинные надписи, но узнать суть надписей мне пока не удалось. Озкс здесь проводился до 1629 года, затем был запрещен царским указом. «Раськень Озкс» можно на русский язык перевести, как народное (родовое) моление. По-эрзянски «раське» - народ, родня, «озномс»- молиться, «озкс» – моление. Кроме молений предкам и самого праздника, на Раськень Озкс эрзяне решают текущие вопросы всех эрзян и планируют перспективное развитие этноса.

Ландшафт места проведения «Раськень Озкс» представляет из себя ложбину вдоль речушки с небольшим лесочком. Трава в ложбине выкошена в виде 2-х полянок.

Большая поляна для торжества молений и гуляний, малая поляна (на другом берегу речушки через мосток от большой) для торжественного обеда, на котором после молений каждому предлагается суп с мясом жертвенного быка.

С восходом солнца из села приводят жертвенного быка, торжественно украшенного цветами. Я приехал на место молений около 5 часов утра и бык уже был заколот, сам процесс наблюдать мне не удалось, да и из стари процесс жертвоприношения он был не доступен всем желающим. К моему приходу на малой поляне уже начали свежевать заколотого особым способом и раскладывать по правому периметру малой поляны треноги с котлами для варки супа. Всего, я насчитал 30 котлов. Для растопки костров привезли целую машину дров. Быка свежевали мужчины, как мне сказали специально назначенные для этого Инязором, а мясо варили женщины.

С 2-х сторон большой поляны располагаются холмы высотой около 5 метров, в центре большой поляны расположен курган с братской могилой и Маар.

По-эрзянски «маар»- это курган (холм), который на протяжении многих веков насыпается эрзянами во время проведения Озкса. Горсть земли привозится каждым эрзянином с места проживания. Так как моя жена эрзянка, то я привез пакет чернозёма из сада тёщи, которая проживала на одной улице с домом, где я родился…

На вершине Маара на деревянном пьедестале располагается восковая священная свеча -Эрзянь Штатол. Для изготовления Штатола применяется только пчелиный воск, который собирается всеми эрзянами между проведениями Озкса.

Мне рассказывала бабушка, что по преданию пчелиный воск применяется, как знак благодарности пчеле, которая обещала Богу, плодится каждый день и выполнила свое обещание. Я видел, как приехали на автобусе эрзяне из Самарской области и привезли воск для изготовления Штатола следующего Озкса. Размеры Штатола можно увидеть на фото… По тексту будут встречаться официальные эрзянские названия я буду их помещать в скобках.

Оглядев место проведения Раськень Озкс можно предположить, что Советом Старейшин Эрзян (Эрзянь Атянь Эзем) проведена огромнейшая организационная работа.

Эрзянь Атянь Эзем является высшим постоянным представительным общественным органом эрзянского народа, действующим в период между Раськень Озкс. Сессии Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Эрзянь Атянь Эзем формируется путём выдвижения Старейшин из эрзянских поселений сёл, городов и общественных организаций на соответствующих собраниях (промксах) из наиболее авторитетных и известных общественной деятельностью людей, идентифицирующих себя как ЭРЗЯ, признающих и поддерживающих Декларацию «Об официальном названии эрзянского народа».

До начала молений действующий Великий Царь Эрзян (Эрзянь Инязоро) Мусалёв Григорий Дмитриевич (Кшуманцянь Пиргуж) созвал на холме, напротив Маара Совет Старейшин Эрзян. Организационно это выглядит просто: на холме установлены полукругом деревянные скамейки, на которых усаживаются представители регионов компактного проживания эрзян. Отсюда эрзянское название Совета - Эрзянь Атянь Эзем, что означает Скамья Старейшин Эрзян. Он напомнил, что Эрзянь Инязоро - выборная должность и на этом Раськень Озкс необходимо вновь провести выборы. С согласия Старейшин Инязор Пиргуж попросил провести перевыборы своих заместителей - Эрзянь Чирязов - Ерюшова Б.А (Эрюш Вежай) и Четвергова Е.В. (Нуянь Видяз). Эрзянское «чиряз» - князь.

Выборы проводятся абсолютно демократично. Эрюш Вежай, известный эрзянский поэт и писатель, начал готовить процедуру выборов. Он назначил из Совета Старейшин ответственных за подсчет голосов, мне поручил быть независимым наблюдателем за выборами от чувашского народа. Эрюш Вежай, также кратко напомнил Старейшинам, что им будут розданы чистые листы бумаги, в которых они смогут написать фамилию или имя нового Эрзянь Инязоро, сложить лист пополам и передать его ответственным за подсчет голосов. Всё происходит перед глазами, подлог практически невозможен, бумага роздана и Старейшины передают уже заполненные бумажки. После подсчёта голосов, 15-ю голосами «За» и одним «Против» на должность Эрзянь Инязоро переизберается вновь - Мусалёв Григорий Дмитриевич (Кшуманцянь Пиргуж). Он даёт согласие исполнять эту должность, произносит краткую речь с благодарностью и словами верности Эрзя народу. С этого момента прежний Совет Старейшин Эрзян считается распущенным и Кшуманцянь Пиргуж приступает к назначению нового Эрзянь Атянь Эзем.

Вначале назначаются два заместителя Инязора (Эрзянь Чиряз): Эрюш Вежай и Нуянь Видяз, затем Чирязы регионов проживания эрзян, в том числе один Чиряз на всю заграничную диаспору эрзян. В процессе назначений Старейшины предлагают Инязоро внести изменения в составе Совета Старейшин. Таким образом было одобрено предложение ввести дополнительно должность Чиряз г. Самары в помощь действующему Чиряз Самарской области, т.к. там компактно проживают очень много эрзян, и одному в городе и по области должным образом организовать работу порой трудно.

После окончания выборов Великий Царь Эрзян (Эрзянь Инязоро) Кшуманцянь Пиргуж приглашает всех присутствующих принять активное участие в главной части Раськень Озкс – молению.
Чуточку меня омрачило то, что администрация Мордовии посчитала возможным совместить обрядовый праздник Раськень Озкс с народными гуляньями, начали крутить музыку на русском языке, затем к микрофону на трибуне вышли всевозможные чиновники и начали произносить номенклатурные благодарственные речи руководителям Мордовии всех уровней за то, что такой праздник стал возможным…

Совет эрзянских старейшин после выборов

Благодаря решительной речи Эрзянь Инязоро древняя процедура проведения Раськень Озкс была восстановлена, эрзяне быстро собрались вокруг Маара со Штатолом. Эрзянь Инязоро находится на пьедестале Штатол, в руках деревянный посох Цётмар. От малой поляны, где был принесен в жертву бык, к Маару движется процессия: женщина ведущая моление - Озава с братиной в руках – Яндава -родовая посуда. Внутри Яндава горит малая родовая свеча (штатол). За ней идут известный не только в Эрзянь Мастор, но и далеко за рубежом – фольклорный ансамбль «Торама» и театрализованная группа народных героев Эрзянь Мастор. Слышится пронзительный голос трубы Торама Инязора Тюшти… Озва и её помощники поднимаются на Маар к Штатол и поздравляет всех присутствующих и приглашает старейшин принять участие в зажжении Штатол.

Одному из Старейшин – Лауреату премии Фонда спасения эрзянского языка в 2007 году им. Анатолия Рябова Гайнинькай Пичай, - поручается право от родовой свечи зажечь Эрзянь Штатол – символ объединения эрзянского народа, надежды на процветание и воли к счастливой жизни. Старейшина поднимается по стремянке на вершину и от родовой свечи зажигает огромное пламя Эрзянь Штатол, раздаются возгласы одобрения и радости присутствующих. Озава предлагает собравшимся повторять за ней жесты и слова, приподняв руки ладонями к небу, обращается с молитвой к Инешкипазу - Великому Создателю. Текст молитвы произноситься построчно, каждая строка за Озава повторяется присутствующими.

Инешкипаз, Вере Чипаз!
Тон, марицясь, кода тикше касы,
Тон, неицясь, кода пеште панжи,
Неемизь, марямизь!
Сюконятано пильгезэть,
Пшкадтяно валдо оймезэть,
Верев кепедьсынек кеденек,
Масторов нолдасынек сюкпрянок.
Ознотано эрицянок кис,
Ознотано раськенек кис,
Энялдтано эйденек кис,
Паксясо видезенть кис,
Кардазсо ракшанок кис.
Инешкипаз! Макст тенек
Сэтьме, лембе пиземеть,
Валдо, маней чить,
Чачост-касост сюронок,
Касост-кепедевест тяканок,
Раштыцят улест аванок.
Макст Масторонтень ладямо,
Вейке-вейкень вечкема.
Лисьмакс парот лисезэ,
Леекс эрьметь чудезэ,
Кенкшпряваяк совазо,
Кенкшалгаяк ютазо.
Минь Тонеть - Шумбра кши!
Тон миненек - шумбрачи!
Паз, чангодть! Паз, чангодть!
Паз, чангодть!

Великий Создатель, Всевышний
Солнцебог!
Ты, слышащий, как растет трава,
Ты, видящий, как цветёт орех,
Увидь нас, услышь нас!
Кланяемся Тебе в ноги,
Обращаемся к Твоей светлой душе,
Вверх поднимаем руки,
К земле отпускаем поклоны,
Молимся за людей наших,
Молимся за народ и родственников наших,
Просим за детей наших,
За посевы в поле,
За скот во дворах.
Великий Создатель! Дай нам Тихих, теплых дождей,
Светлых, солнечных дней,
Да уродятся хлеба,
Да вырастут-поднимутся дети,
Да плодовитыми будут наши женщины.
Дай Земле мира ,
Любви друг к другу.
Пусть родником истекает Твое добро,
Пусть рекой течёт всякая Твоя помощь,
Чтоб и над дверью входила,
Чтоб и под дверью проникала.
Мы Тебе - Хлеб Почтения!
Ты нам - здоровья!

Боже, даруй благоденствие!
Боже, даруй благоденствие!
Боже, даруй благоденствие!

Эрзяне верят, что после этих молитв на Озкс прибудут души предков и будут праздновать Раськень Озкс вместе с ними. Затем произноситься молитва одним из Старейшин, посвященная предкам.

Эрзянь покшт, покштинеть,
Покштянь покшавинеть!
Сырк мерезэ, покштинеть,
Матразь-оймазь киськиненк,
Кепсть мерезэ, бабинеть,
Раужо човаля модыненк.
Вана тердтядызь Озксов
Кши-салонок варчамо,
Пурень-брагань корштамо.
Ашо кедьсэ панинек,
Шожда мельсэ пидинек.
Садо ваксозонок, ё
Човоряводо юткозонок,
Начтынк коське турвиненк,
Пештинк вачонь пекиненк,
Таньшкавтынк сэпей кургиненк.
Кинь лемезэ кундави,
Кинь лемезэ стувтови,
Илядо кежиявто,
Илядо ордашкале.
Весе тынь - седейсэнек,
Весе тынь - минек верьсэ.
Минь тынк эйстэ лисинек,
Минь тыненк велявттано.
Садо, весе садо!
Илязт уле ве ёндо ваныцят,
Илязт уле сельмень сявадыцят.
Пачкодезэ, молезэ!
Паз, чангодть!

Эрзянские праотцы-прадеды,
Праматери праотцов!
Пусть вздрогнет, прадеды,
Ваша сдавленно-спокойная кожа,
Пусть подымется, праматери,
На чёрный бисер похожая земля ваша.
Вот приглашаем вас на Озкс
Попробовать хлеба-соли,
Испить пуре и браги.
Белыми (т.е. чистыми) руками стряпали,
С лёгкими помыслами варили.
Придите к нам,
Смешайтесь с нами,
Намочите сухие губы ваши,
Наполните пустые желудки.
Подсластите горькие рты.
Чьё имя вспомнится,
Чьё имя запамятуется,
Не обижайтесь,
Не сердитесь.
Все вы - в наших сердцах,
Все вы - в нашей крови.
Мы от вас произошли,
Мы к вам вернёмся.
Придите, все придите!
Пусть не будет со стороны глядящих,
Пусть не будет завидующих.
Пусть идет-дойдет до всех!
Боже, даруй благоденствие!

Моления продолжаются театрализованным представлением Явление Великих (Инетнень Ютамост), Озава приглашает к Штатол древнего царя эрзян Тюштю, она представляет его словами: «Вековечную жизнь царю Тюште!» - «Пингеде-пингес Эрзянь Инязорне Тюштяне эрямо».

К Штатол поднимается артист, одетый в старинные доспехи и мечом в руках - это легендарный Царь эрзян Тюштя. Из глубины веков он приветствует современных эрзян, кратко говорит, что он сделал для эрзянского народа и что нужно делать потомкам.

Озава последовательно приглашает к Штатол Великих Царей (Инязоро) древности: Пургаз, Алабуга, Баюш…. Затем приглашаются древние воины, участвовавшие в битвах за независимость эрзян: Боляень Акай, Эрзямассонь Олёна, Василень Несмеян, Алексеень Кузьма. Действие продолжают герои современности, в чьих жилах имеется эрзянская кровь: Рябов Анатолий, Чапаев Василий, Степан Эрьзя, Артур Моро, Люлякина Серафима, Надькин Дмитрий, Йовлань Оло… Все они повествуют потомкам за что боролись и от чего погибли. Этим действием (Явление Великих) эрзяне выстраивают в единое целое все поколения – Эрзянь Раське.

Действие продолжает шествием вокруг Маара по ходу солнца лошади с запряженной сохой - Обряд обведения черты вокруг Маара. По мифу эрзян, лошадь была подарена Эрзе Богом - Инешкипазом. Лошадь, как считают эрзяне, символ трудолюбия и его причисляют к священным животным. Лошадь темного цвета, очень спокойно прошла по кругу, хотя много людей фотографировали её беспрестанно.

Шествие лошади с сохой вокруг Маара

Лошадь под уздцы ведет Чиряз Эрюш Вежай, сошники приподняты над землёй пахарем. Круг, очерченный сохой вокруг Маара – символ бесконечности пути Инешкипаза и самой Жизни, созданной Им.

За сохой Озава организует вереницу эрзян, которые проходят по кругу и высыпают вдоль подошвы Маара, землю – начался обряд рассева привезенной с собой земли на Маар. Когда все желающие высыпали землю на Маар, Озава собирает длинную цепочку из взявшихся за руки эрзян, которая растягивается вокруг всей большой поляны.

Играет музыка и поется песня «Вирев молян» («Пойду в лес»). Затем вереница из людей начинает скручиваться в тугую спираль в центре поляны вокруг Озавы, воздав руки к небу произносятся радостные возгласы и спираль медленно распадается, эрзяне начинают собираться на курган к Скамье Старейшин (Атянь Эзем). Скамья старейшин – это расположенные в 2-3 ряда по 3-4 скамьи, куда усаживаются Совет Старейшин и все известные эрзяне. На Атянь Эзем обсуждаются все важные политические и социальные вопросы, проводятся награждения заслуженных эрзян. Параллельно с Атянь Эзем проводятся различные спортивные состязания и развлекательные конкурсы.Были проведены спортивные состязания, как традиционно эрзянские: метание топора, поднятие бревна, борьба на песке, так и по гирьевому спорту. Самый сильный эрзянин – Дригань Толай из Самарской области поднял гирю 32 кг более 90 раз! Были организованы торговые точки и ларьки с эрзянскими народными промыслами.

Хорошей традицией стало проведение конкурса «Руця». Руця - это верхняя женская эрзянская одежда, очень красочная… Конкурс проводится фондом «Руця», победители награждаются значительными денежными призами – до 30 тыс.р. Здесь огромную работу проводит Чиряз Эрюш Вежай, он же великолепно провел конкурс и награждение.

Дело в том, что я не знал, что Инязор пригласил на праздник представителей этнических традиционных религий, в том числе: чуваш, мари, удмуртов. Делегация приехала на 2-х автомобилях немного опоздав, практически успели только к Атянь Эзем.

Конкурс "Руця"

Когда моления закончились, начался короткий дождь, и я пережидал окончание дождя под древом. Дождь утих, и я увидел на кургане возле Атянь Эзем человека в чувашском халате, я поспешил туда и увидел писателя Кибеч и Федора Мадурова. Поздоровался и представился по-чувашски. Они также тепло приветствовали и меня. И тут, о неожиданность…, появился Николай (Admin chuvash.org) со своим супер фотоаппаратом. Я был чрезвычайно рад, прямо какое-то чудо: на Раськень Озкс смог познакомиться со всеми виртуальными знакомыми. К сожалению, подробно поговорить не удалось, чувашская делегация получила приглашение выступить на Атянь Эзем. Выступили Ф.Мадуров и Кибеч, который подарил Инязору и 2-м его помощникам Чирязам свою книгу молитв. В ответ Инязор подарил им большую книгу по истории эрзян. Интересное предложение высказал Ф.Мадуров: утверждая, что язык это главная часть в сохранении этносов, он предложил обратиться от сообщества эрзян, чуваш, марийцев, удмуртов к правительству России с предложением уже с 1 сентября этого года во всех школах, где компактно проживают этнические группы, проводить уроки трудового воспитания и физической культуры на языках этих этносов. Эти предметы не нуждаются в сложных методических пособиях, достаточно принять на работу (поручить из имеющихся) учителя со знанием этого языка. Хороший шаг! Далее выступали представители марийцев, удмуртов, эстонцев, американцев и русских. Русские – корреспонденты радио и телевидения России, много снимали и брали интервью, не знаю можно ли будет что-то из этого увидеть по телевидению?

В заключении Инязор Пиргуж отметил, что с ни одним народом Мира у эрзян нет конфронтаций, очень лестно отзывался он о русском языке, благодаря которому сейчас он общается с представителями других народов России. Самое для меня непонятное то, что я не видел там представителей мокшан – самых близких к эрзянам по языковой группе народ? Меня информировали, чтобы приглашения им были разосланы…

Не могу не познакомить Вас с Князем (Чиряз) эрзян Чувашии Николаем Виняевым (Миколь). Великий Князь Эрзян (Эрзянь Инязоро) на Совете Старейшин при назначении его на эту должность тепло отозвался о его работе с эрзянами в Чувашии, по-отцовски представил его как «молодой Старейшина». Живет и работает в г. Алатырь ( г.Ратор по-эрзянски). Он очень хорошо отзывался о руководстве Чувашии в контексте молодежной политики, хвалил поп. музыку на чувашском языке. По его мнению поп. музыка на этнических языках способствует поднятию интереса у молодежи к родному языку.

Миколь информировал, что сейчас он всемерно поддерживает и продвигает в Чувашии развитие поп.музыки на эрзянском языке, есть молодые перспективные эрзянские певцы . Один диск с эрзянской поп.музыкой я купил, будет интерес смогу разместить у нас на форуме.

Когда все проблемы были обсуждены и приняты решения, Инязор Пиргуж всех приглашает на совместную трапезу на малую поляну, где уже сварен в 30-ти котлах суп с мясом жертвенного быка. Всем эрзянам было заранее сообщено, чтобы приносили с собой свою посуду и ложки для трапезы, для нас гостей, приготовили одноразовую посуду.

Желающие могли принять трапезу на лугу или за столами, в каждую миску обязательно положили кусок мяса. Желающим разносили и предлагали продегустировать эрзянский квас - поза или более крепкий напиток - пуре, похожий на бражку…

Флаг эрзянского народа (Раськень Коцт) трехцветный: чёрный – земля (Масторава), красный - цвет крови и огня - символ жизни на земле, белый - Божественность, священность (Тоначи). Внизу под флагом божественные символы: восьмиконечная звезда и цвета флага, в центре символ древа жизни.

Если бы был, и надеюсь вскоре будет такой обрядовый праздник в Чувашии для чуваш, я приезжал бы обязательно. Теперь я понимаю эрзян, специально приехавших на один день из Германии на этот Великий праздник – Эрзянь Раськень Озкс...

Источник: Коминарод.ру


Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
-участник сейчас на форуме
-участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 55
Права: смайлыда,картинкида,шрифтынет,голосованиянет
аватарыда,автозамена ссылоквкл,премодерацияоткл,правканет