On-line:гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]
Эрязо Эрзянь Масторось! Пингеде пингес эрязо! Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!Erzänj mel, erzänj kel, Erzänj Mastor! Ersän mieli, ersän kieli, ersän Maa! | Эрзя, муить ундоксот! Erzia, muit\' undoksot!

АвторСообщение
администратор




Пост N:3802
Зарегистрирован:17.11.06
Рейтинг:6
ссылка на сообщение  Отправлено:22.04.11 11:07.Заголовок:Власти закрывают школы, музеи, дома культуры в эрзянских сёлах.


Власти закрывают школы, музеи, дома культуры в эрзянских сёлах.

Здесь размещайте информацию о закрытых и закрываемых школах, музеях, домах культуры в эрзянских населенных пунктах.




Без школы село умрет
Дата: 20 Апр 2011 Автор: NashaGazeta Наш край Оставить комментарий (0)
ПоделитьсяАктивная краеведческая работа ведется в школе села Мордовский Белый Ключ Вешкаймского района. Меж тем, школа находится на грани закрытия.

Напомним, в прошлом номере «НАШа газета» рассказывала о том, что школа в Мордовском Белом Ключе не прошла комплектования на следующий учебный год и ее планируется закрыть. Это вызвало волну возмущения среди сельчан и педагогического коллектива. Вопрос оказался настолько серьезным, что районная власть «разрулить» его не смогла. В конце апреля в район ждут с визитом губернатора области Сергея Морозова и начальника российской таможенной академии, уроженца села, генерал-полковника Виктора Чечеватова. Предполагается, что судьбу школы решат только высокие гости. Ситуация может показаться смешной, но только не для жителей села. Которые уверены – без школы и без того хиреющее село обречено на гибель.

Мордовобелоключевской школе, как, впрочем, и каждой школе области есть чем гордиться. Здесь работает группа «Поиск» которая реализует проект «Сохраним родные истоки». Цель его – сохранение исторической памяти своей малой родины и эрзянского народа.

В составе поисковой группы под руководством Альфии Ажиной работают Елена Николаева, Светлана Митякина и Александр Юркевич.

- Мы собрали, – рассказывает Альфия Ажина, – богатый материал о земляках, обрядах, фольклоре эрзи. И хотели бы выступить с инициативой создать Атлас о выдающихся людях Ульяновской области, представителях народа эрзя. А также издать сборник эрзянских фольклорных произведений нашего края и составить видеотеку записей эрзянских обрядов.

С проектом группа «Поиск» выступила на XI Всероссийском конкурсе «Я – гражданин России» и стала финалистом областного конкурса в числе лучших 11 школ Ульяновской области.

Этот проект – не единственное направление деятельности детей и взрослых маленького эрзянского села. Областная мордовская национально-культурная автономия присылает в Мордовский Белый Ключ газеты и книги, организует ежегодные фестивали национальной песни. Настоящим хранителем фольклорных традиций эрзя народа в селе стали народный хор «Боярава» и детская фольклорная группа «Нешкине». Они – участники областных фольклорных фестивалей. Трижды в селе проходил областной фольклорный фестиваль «Эрзянь Моро – пингеде пингес». «Боярава» ежегодно принимает участие в фестивале, который проводится в эрзянских селах нашей области в Николаевском, Новомалыклинском, Павловском, Кузоватовском районах.

(В тексте использовался псевдоэтноним "мордва" и производные от него).


Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов -6 [только новые]


администратор




Пост N:3803
Зарегистрирован:17.11.06
Рейтинг:6
ссылка на сообщение  Отправлено:22.04.11 11:14.Заголовок:Закрывают и эрзянски..


Закрывают и эрзянские музеи.

МУЗЕЙ СОЗДАЕТ «КНИГУ ПАМЯТИ»


С этой проблемой Музей за все свои годы жизни вплотную не сталкивался. Работа по Великой Отечественной войне для музея Эрзянской культуры не была главной. Однако нынешние беды этноса напрямую зависят от этих военных лет. 2011 год –вершина, с которой просматривается не только прошлое, но и будущее. Как это случилось, такой сильный, многочисленный народ Эрзя, ныне на последнем дыхании. Конечно, спусковым курком бед стала война. Это война идет и сейчас. Обезлюдели наши села. Враги не топчут наши земли, беда идет с другой стороны. Это нынешняя политика, нещадящая коренной сельский народ. «Малая Родина» гибнет, в прямом смысле. Если война отняла работящие людские ресурсы, реформы политиков добивают кормилицу землю, а с нею и будущее, мой эрзянский народ.

Иваньбие- древнее эрзянское, село, уходящее корнями в седую старину Эрзянь Мастор. Силушка его в мужиках. Их плечи выносили все невзгоды во все времена. В послевоенное время отстроили село, от соломенных крыш и избушек перешли в добротные дома со всеми удобствами. Но не живут в них их дети. Они разъехались, развеялись, исчезли как народ. А дома скупают горожане под дачи и еще хуже вселяются в них бомжи. Местная власть их охотно прописывает, ныне ведь жизнь—рынок. Но вот выкинули огромный сельский музей из административного здания, проданного частному лицу и никакого стыда и совести перед памятью тех, кто жизнь положил за нас, за свое родное село. А музей хранит последнее напоминание о них. Вот и взялся Музей эрзянской культуры со скандалом, восстанавливать порушенное. Музей восстановлен в сельском клубу, хотя и не полностью. Ценное, из музея утащили мародеры, часть экспозиции отдали в местную школу. Но вот опять новость, школу закрывают. Наступаем на те- же грабли.

При восстановлении музея стало очевидно, что лозунг: ничто не забыто- никто не забыт» не сработал. Так Музей эрзянской культуры втянулся в восстановление памяти и ныне ведет работу , создает «Книгу памяти села».

Николай Аношкин



Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N:3804
Зарегистрирован:17.11.06
Рейтинг:6
ссылка на сообщение  Отправлено:22.04.11 11:21.Заголовок:В Мордовии под запре..


В Мордовии под запретом эрзянские песни?

Этноцид Эрзя и Мокша народов

Н.И. Меркушкину, Главе Республики Мордовия

******

Очередной раз обращаю Ваше внимание, как руководителя национальной Республики, на продолжающийся этноцид Мокша и Эрзя народов со стороны творческих лиц и организаций Республики Мордовия, а конкретно на работу творческих работников Мордовской государственной филармонии.

8 января 2011 года в 16 часов был проведён Рождественский концерт в РДК г. Саранска, ПЛАТНЫЙ.

Вместо оплаченного мной предполагаемого удовольствия, я получила огромнейшее унижение и оскорбление своего достоинства. В течение продолжительного времени за весь концерт были исполнены 2 песни на мокшанском языке группой «Келу», которые к Рождеству никакого отношения не имеют. Причём, выбраны песни совершенно неудачные и на фоне ансамбля «Разгуляй» выступление певцов «Келу» было безликим, неинтересным, просто серым. Это неудивительно, ведь руководителем «Келу» назначили человека, не владеющего ни мокшанским, ни эрзянским языком. И как следствие, отсутствие у руководителя заинтересованности в лучшем представлении культуры Мокша и Эрзя народов.

При этом, великолепные костюмы артистов Филармонии оплачены за счёт бюджета Республики Мордовия.

Многие из певцов носят почётное звание «заслуженный работник культуры Республики Мордовия» и « народный артист Республики Мордовия». Но при этом уничтожают песенную культуру народа, с брезгливостью относятся к языку своего народа и к песням своей матери у колыбели. Возмутительный факт!

Люди расходились после концерта униженные, и тихо разговаривали на мокшанском, эрзянском языках.

Песен на эрзянском языке вообще не было. Меня, мокшанку, возмутил факт «сталкивания» лбами мокшан и эрзян, которые по Конституции Республики Мордовия являются равными.

Эта грязная политика, проводимая в национальной Республике, вызывает негодование. Мокшане и эрзяне жили и живут в уважении друг к другу.

На основании изложенного я требую:

1. Остановить унижение Мокша и Эрзя народов на своей родной земле, на земле наших предков, считая нас людьми второго сорта.

2. Чтобы предостеречь нас от унижений и оскорблений, указывать в вывесках Филармонии «концерт для всех, кроме мокшан и эрзян».

С данной просьбой я уже обращалась ранее после концерта группы «Росичи», которые исполняли песни на цыганском, украинском и русском языках, живя на мордовской земле и питаясь хлебом, выращенным руками Мокша и Эрзя народами и пользуясь благами, созданными ими, но при этом унижая народы Кормильцы.

3. Остановить геноцид Мокша и Эрзя народов!

4. Лишить названия «Мордовская государственная филармония» филармонию, которая к Мокша и Эрзя народам отношения не имеет, и, руководство которой унижает коренные народы.

Замечу, что проводимая Вами политика этноцида принесла плачевный результат -численность Мокша и Эрзя народов катастрофически уменьшается, коренное население уезжает с исконно мордовских земель.

Опомнитесь! Ведь Вас тоже родила и вырастила мокшанка.

М.А.Попова, г.Саранск

3 марта 2011 г.


От ред.: у автора «мокш-эрзянский народ».


Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Пост N:50
Зарегистрирован:17.09.10
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:23.04.11 09:36.Заголовок: удивительно, если о..




 цитата:
удивительно, если она не в курсе... или мы только можем статейки умные пописывать да стишки...


А почему она обязана быть в курсе???
И отчего у нас так любят учить посторонние врачей - лечить, поэтов - писать стихи, будто так хорошо знают это дело. Начните с себя изменять этот мир
Вана а варштамальгак те валтнэнень - аволинь сокардавояк ансяк каштмолемскак а кода...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N:3823
Зарегистрирован:17.11.06
Рейтинг:6
ссылка на сообщение  Отправлено:23.04.11 11:02.Заголовок:vijan пишет: ансяк..


vijan пишет:

 цитата:
ансяк каштмолемскак а кода...



Сюконямот теть паро валот кис, цёра.

Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N:3811
Зарегистрирован:17.11.06
Рейтинг:6
ссылка на сообщение  Отправлено:22.04.11 17:57.Заголовок:николаич: в историче..


николаич: в историческом музее Мало маресевской восьмилетней школы десятки лет хранился комплект женской национальной одежды, судя по всему. единственный в Чамзинском районе, пулай, панго и прочее... осенью школу , наконец закрыли, и теперь эрзянского костюма видать, больше в чамзинском районе больше нет... если кому то на этом сайте судьба этого костюма и музея вообще интересна, могу дать телефон бывшего директора этой школы, который многие годы создавал этот музей... или позвоните Маризь Кемаль... удивительно, если она не в курсе... или мы только можем статейки умные пописывать да стишки...

Портал "Эрзянь ки"

Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N:3835
Зарегистрирован:17.11.06
Рейтинг:6
ссылка на сообщение  Отправлено:23.04.11 21:47.Заголовок:Юра Шаляев: В Косог..


Юра Шаляев:
В Косогорах тоже школу закрыли. По той же причине. Теперь эрзянских детей возят в русскую школу в Б. Березники. Почему бы не собрать из нескольких сёл детей в одну эрзянскую школу?

Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
-участник сейчас на форуме
-участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 80
Права: смайлыда,картинкида,шрифтынет,голосованиянет
аватарыда,автозамена ссылоквкл,премодерацияоткл,правканет