On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Эрязо Эрзянь Масторось! Пингеде пингес эрязо! Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!Erzänj mel, erzänj kel, Erzänj Mastor! Ersän mieli, ersän kieli, ersän Maa! | Эрзя, муить ундоксот! Erzia, muit\' undoksot!

АвторСообщение
администратор


Пост N: 246
Зарегистрирован: 27.02.10
Откуда: Эрзянь Мастор, Нижний Новгород
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.01.11 20:35. Заголовок: Эрзя в ХХI веке. Условия для сохранения народа.


Эрзя в ХХI веке. Условия для сохранения народа.

Российская Федерация – многонациональное государство, в котором проживает множество народов, большинство из которых имеют свои национальные автономии. Это делает нашу страну уникальной в своём роде, но в последнее время народы России сталкиваются с рядом серьёзных проблем, которые не только препятствуют нормальному развитию этносов, но и ставят под угрозу само существование некоторых наций страны в ближайшем будущем. Предыдущие переписи населения страны (1989 г., 2002 г.) выявили катастрофический уровень депопуляции некоторых, скажем так не самых малых народов, имеющих численность св. 100 000 человек.(карелы, мокша и эрзя и др.)
Эрзя – коренной, финноязычный народ междуречья Волги, Оки и Суры и Мокши. Как и народ мокша, эрзяне так же являются коренным населением Мордовии. Ситуация с мокшанским и эрзянским народами является ну просто безобразной, которая не поддаётся нормальному объяснению. Наши народы до сих пор не признаются официально, а определяются как этносы «мордвы»(другие финно-угорские народы имеют этнонимы на русском языке ещё с начала советских времён(мари, удмурты, коми, саами и др), мы же до сих пор находимся под «экзоэтнонимом»). Напомним, что всего при переписи населения(2002) было зарегистрировано более 840 тыс. эрзян и мокшан(были определены как «мордва»). При этом из них мордва–мокша - 46 тыс., мордва-эрзя - 84 тыс. Как видим, если сложить показатели эрзи и мокши – 840 тыс. явно не выйдет, вопрос кто же тогда эти 700 тыс.? - Это те, кто не определяет себя как мокша или эрзя, это те, кто определяет себя как «мордва», т.е это либо нигилистически настроенные люди, либо не проинформированные о существовании кроме эрзян ещё и мокши или кроме мокшан ещё и эрзи(ведь как раз эрзю и мокшу «мордвой» называют – здесь происходит путаница). Кстати следует отметить, что цифра численности эрзи и мокши 2002 года почти на 300 000 меньше чем при переписи 1989года, тогда эрзян и мокшан было свыше миллиона человек по стране. Представьте, за 13 лет численность народов сократилась почти на треть, если учитывать нынешнюю численность – поразительные цифры. Если дела так же продолжатся, то до безвозвратного исчезновения народов будет достаточно 20-ти лет(!).
В данной статье хочется определить основные причины такой депопуляции эрзян и выявить минимальные условия, способные сохранить народ (кстати, не самый малый, ныне численность эрзян составляет около 600 тыс. чел.).
Естественно при желании можно всё списать на глобализацию, но это будет лишь поводом лишний раз помолчать о понятии «этноцид», с учётом того, что у нас федеративное гос-во.
И так, рассмотрим основные причины «нежелания» оставаться частью родного народа, пользоваться родным языком, уважать и обогащать родную культуру:
- Социально-экономическая невыгодность
- Политика дезинформации и информационной изоляции
- Отсутствие патриотического воспитания, а точнее антипатриотичное воспитание
Естественно для того чтобы реально сохранить народ необходимо решать одновременно и каждую из выше перечисленных проблем, т.к как они непосредственно связанны между собой.
Социально-экономическая невыгодность быть частью народа эрзя, пожалуй, является основной причиной. Для изучения этой проблемы нужно коснуться истории: В ХVI веке последние самостоятельные земли эрзян (Эрзянь Мастор) были взяты под контроль Иваном Грозным, и попали в политическую и экономическую зависимость от Московского государства(экономическое подчинение). Верхушкой власти эрзян теперь были промосковские помещики, которые подчиняли всё новые эрзянские земли и их население. Прекратили существование эрзянские города, теперь они обрусели и стали городами Московского гос-ва. Ведь если взглянуть на карту или на краеведческие сводки, то можно легко заметить, что, почти все районные центры эрзянских земель «основаны» не ранее XVI века. Путь от эрзянского села до русского города можно представить в виде последовательности: эрзянское село(власть-старейшинство, язык - эрзянский) => эрзянский город(власть – старейшинство, чиряз или инязор, язык – эрзянский) => эрзянско-русский город(с этого времени определялся как «русский город»)(власть – московские ставленники(эрзяне и русские(определение этническое а не идеологическое)), и их дружина(эрзяне и русские), язык – эрзянский и русский.) => русский город (власть – помещики, бояре, духовенство(русские (определение языковое идеологическое, но не этничнское)), язык – русский, эрзянский). Примерами таких городов могут служить Арзамас, Ермишь, Ардатов, Сергач и др. Касаемо домонгольского периода - к таким городам относятся Рязань, Муром и др. В качестве доказательства принимается эрзянская топонимика гидронимика, сказания, легенды и исторические данные.
В XVII веке неблагоприятная экономическая ситуация зависимых эрзянских земель вынуждает их народы активно участвовать в войне против властей под предводительством С.Разина. Итогом которой в Поволжье являются «кровавые чистки» эрзянских районов (ныне Лямбирский, Ромодановский р-оны Мордовия, Арзамасский, Починковский и др р-оны Нижегородская обл.) а так же массовая казнь повстанцев и им сочувствующих в Арзамасе(казнено почти 11 тыс. чел). Потом восстание под предводительством Е.Пугачёва. После начинается массовая христианизация (духовное подчинение), ликвидация старейшинства, всё эрзянское, традиционное теперь считается примитивным, диким, недостойным, теперь православие начинает считаться верхом цивилизованного развития. Социальное неравенство, унижения («мордва, а не крещённая», «мордовская морда», «упрямый как мордвин», «обитавшие, племена мордвов…» и мн. др.) - естественно это не могло не сказаться на национальном самосознании эрзян, теперь в сознании эрзян с помощью политики и религии было выработано убеждение о «второсортности» народа. Целые сёла уходили за Волгу не желая креститься, поднимались восстания против христианизации и скверной экономической ситуации (восстания терюханских эрзян, в Нижегородской губернии).
В советский период начинается просвещение народа, открываются национальные школы, училища, появляется Мордовская автономия (МАССР), созданная для сохранения наших народов, колхозы, печатные издания носят эрзянские названия – начинается рост числа населения. Но после 50-х всё меняется, начинают закрываться национальные отделения в училищах, постепенно прекращается преподавание родных языков в школах. Начинается строиться «советский народ», становится понятно, что быть «мордвином» в этой системе не выгодно, знание эрзянского – ничего не даёт, оно лишь мешает, мешает детям интегрироваться в русскоязычное общество. В «перестроечные времена» происходит массовая изоляция детей родителями от эрзянского языка под предлогом того, что ребёнку надо будет учиться, потом работать, а «мордовский» ему только мешать будет. Это приводит к небывалому уровню русификации эрзянского населения.
Эта проблема ныне приняла вообще катастрофический размах. Произошёл развал сёл, село- фактически единственная ныне национальная административно-территориальная единица эрзян, т.е то, что является единственной общественной площадкой нашего народа – народ устремился в города в поисках экономического благополучия, где обрусение происходит за максимум 2 поколения (следствие отсутствия эрзянской социально-экономической и информационной сферы в городах в том числе и столице Мордовии – в Саранске). Т.е развал сёл напрямую связан с ускорившейся ассимиляцией эрзян. Я Решением этой проблемы можно представить в таком виде: создание национальной хозяйственно-экономической системы («национальной», т.е эрзянской), национализация предприятий, фирм и хозяйств в которых работают в основном эрзяне, расположенные в эрзянских регионах (национальные экономические резервации, которые являлись бы частью экономики того или иного региона). Национальная экономическая сеть имела бы филиалы не только в эрзянских сёлах а так же городах, где проживает много эрзян. Основой этой сети могли бы служить пищевая продукция, сельхоз деятельность, лёгкая промышленность, строительные материалы и др. Кроме этого необходимо создать федеральные концепции «национального непрерывного образования» и «национально-культурного центра» (выгодного для прживания национального села, посёлка или города на основе экономического развития). Естественно всё это лишь фантазии, но именно решение проблем «невыгодности» даст шанс народу на существование, а в будущем, возможно, и на развитие. Государство уже давно начало попытки сохранить малые народы, но стоит учесть, что не решать вопросы «выгодности» - значит тратить средства впустую и значит не заниматься вопросами сохранения в принципе - лить воду в бездонную бочку.
Следующей причиной ассимиляции и нигилизма среди эрзян является отсутствие эрзянской информационной и медиасферы а так же дезинформация. Что касаемо эрзянского населения вне Мордовии, то эрзянских источников информации там нет вообще, в Мордовии соотношение общероссийских и национальных СМИ является крайне неудовлетворительным и не соответствует требованиям, такое кол-во эрзянских печатных изданий, телепрограмм, радиопередач и т.д ни сколько не способствует сохранению национального самосознания. Основная часть эрзянского населения ничего не знает о своём народе, о территории проживания, о истории, о национальных героях. Научные работы о народных традициях и промыслах посредственного качества, они не только не вызывают интереса, они несут крайне расплывчатую информацию, не имеющую научной конкретики. Кроме того, в СМИ очень редко используется этноним нашего народа – эрзя, чаще заменяется на экзоэтноним «мордва» под значение которого попадает и мокша и эрзя вместе. Некоторые учённые Мордовии считают, что разницы между тем как себя называть на русском языке «мордва» или эрзя – нет, но это не так. Сегодня 100% эрзян владеют русским языком многие по большей части только русским языком и пользуются, по-этому введение официального использования родного этнонима в русском языке – необходимость, в противном случае это грозит утратой национального самосознания и соответственно последующей ассимиляцией , ведь понятие «мордва» - экзоэтноним(в добавок негативно окрашенный, не видно причин держаться за него, если от него нет никакой пользы и он не несёт научной конкретики.) и в эрзянском языке такого слова нет. Кроме того понятие «мордва» распространяется и на мокшанский народ, таким образом появляются неясности. Существуют два народа эрзя и мокша из-за родственности эти народы определялись другими народами одним понятием «мордва», но стоит учесть, что мокшане на родном языке называют себя мокша, литературный язык – «мокшень кяль»(на нем выпускаются книги, газеты, изучают в школе), точно так же и эрзяне – называют себя эрзя, литературный язык «эрзянь кель»(изучают в школе, пресса, книги). Каждый из этих языков имеет ряд диалектов. У эрзян есть так называемый изолированный диалект эрзянского языка(шокшинский диалект) на котором разговаривают этнографическая группа эрзян – шокша. Неважным определение вопроса «мордва или эрзя и мокша» на русском языке можно будет считать лишь тогда, когда 90% эрзян и мокшан в обыденной жизни будут использовать родной язык(эрзянским или мокшанский), и не будут иметь проблем с русификаций. Вообще об этой проблеме «мордва – эрзя и мокша» написано много, на это нужно обратить внимание.
Для решения проблемы отсутствия информации или её труднодоступности требуется создание эрзянского информационного поля в местах проживания эрзян, а так же его доступность – включил радио (нужную волну), пришла газета – попал в это поле. Этим полем можно считать совокупность эрзянских печатных изданий, телепрограмм, радиопередач, фильмов, рекламы, музыки, ресурсов Интернета. Важным пунктом в выявлении информационной достоверности и повышения национального самосознания является восстановление эрзянской топонимики(т.е использование этнических названий эрзянских населённых пунктов на топографических картах). Что касаемо образования: концепция «непрерывного национального образования» заключается в том, что эрзяне должны получать «беспровальное» образование – в национальной автономии начиная с детского сада, оканчивая университетом и курсами повышения квалификации (в связи с «национальной экономикой») должен присутствовать обязательный национальный аспект (эрзянский или мокшанский) и развитие двуязычия.
Тема образования целиком и полностью перекликается с другим важным условием сохранения народа – патриотическим воспитанием(заключатся не только в любви к большой родине, но и к родному народу и его традициям). Ныне у эрзян патриотическое воспитание(если брать аспект любви к родному народу, к его истории, культуре) – по большей части отсутствует, а скорее даже наоборот – эрзяне относятся к своему народу, своей национальности с неким сарказмом и во многих случаях даже имеют отвращение к своему происхождению( прямой результат нерешённости вопроса «мордва или эрзя». Ведь и правда, эрзяне просто не знают причин для гордости своим происхождением, из СМИ часто можно услышать о некой исторической недоразвитости нашего народа по сравнению с русским православным миром, что не верно в принципе, ведь роль эрзян в том же православии значительная (Аввакум, патриарх Никон и др.) и вообще в Истории России - пока изучена не сильно, но уже сегодня можно сказать, что роль эрзян в становлении Российского Государства и этногенезе русского народа была так-же значительной. Что касаемо эрзянского народа, то «примитивность» (целенаправленно обозначаемая историками) лишь результат экономико-политического положения народа, при этом умалчивается богатство исследуемых археологами древних эрзянских захоронений. В детских садах и школах не прививают любовь к своему народу, а скорее наоборот, естественным ныне считается умалчивание о своём происхождении, вопросы касаемые эрзянского народа считаются недостойными изучения и решения. Ещё в 1990-м году в резолюции съезда общества «Масторава» в Саранске звучало такое пожелание: «в учебные программы школ и вузов включить изучение фольклора, истории, этики, эстетики и философии эрзи и мокши» и ряд других, но власти Мордовии по всей видимости посчитали что без этого будет легче.
Чтобы решить эту проблему нужно придерживаться следующих путей: ещё с дошкольного возраста необходимо детям передавать знания о эрзянском народе, его фольклоре, его героях. Объяснять нужность В школах ввести в программу изучение эпоса «Масторава»(А.М Шаронов). Так же в программу нужно внести изучение истории эрзянской земли.
Лишь решив проблемы невыгодности, отсутствия эрзянского информационного поля(должно занимать не менее 30% от общероссийской информации) и отсутствия патриотического воспитания можно будет говорить о попытках сохранить народ. Да, помимо этих проблем существует проблема дисперсности населения, которую так-же нужно решать, это скорее факт усиливающий негативное воздействие на народ от не решённых основных вопросов . Сегодня основными методами «возрождения» являются фестивали, семинары, юбилеи и т.д, конечно-же они смогут принести пользу лишь в том случае, когда будут решены основные выше указанные проблемы. Не решая эти основные проблемы, все эти фестивали и т.д. можно сравнить с попытками посеять хлеб в январе…
Власти Мордовии(тем кто должен заниматься этим) могут сколько угодно опираться на такие отмазы как «просто народ не хочет..» или «народ не желает…», «мы не можем заставить, если сам народ не захочет..» «Не хотение» или «не желание» народа в этом случае лишь результат, - результат бездействия со стороны власти. «Народ не хочет» - есть результат нерешённости вышеперечисленных пунктов.


ВалдоИнеМаол, первый после самого Сергу!)))))))))))
(председатель военного трибунала эрзянь автономии по осуждению Т.Сергу)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 15 [только новые]


администратор




Пост N: 967
Зарегистрирован: 09.12.09
Откуда: Украина, Киев
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.01.11 22:19. Заголовок: Шумбрат уледе, ялгат..


Шумбрат уледе, ялгат! Эрязо Эрзянь масторось!!! Маол, тон сёрмадык? Пек парсте!!! Арсян ансяк, те кирдивиенть марто, мезеяек а полавтови... Те сонзэ койзэ. "Малороссия, Лифляндия и Финляндия суть провинции...... Эти провинции нужно удобными способами привести к тому, чтобы они обрусели...." Екатерина Вторая.1764 г. из указания генерал-прокурору князю А.Вяземскому. Вот один из направляющих векторов имперской политики. Успехи же её налицо...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 62
Зарегистрирован: 21.02.10
Откуда: Российская Федерация, Новокузнецк
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.11 08:32. Заголовок: Маол, вадрясто сёрма..


Маол, вадрясто сёрмадозь! Монгак мартот вемельсан.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 3460
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.11 12:54. Заголовок: Маол пишет: Условия..


Маол пишет:

 цитата:
Условия для сохранения народа



Пароль невтемс сёрмадыцянть лемензэ. Невтьсак? Алкуксонь лемензэ, эли арсезь лемензэ (псевдоним). Ды кучомс "ЭМ"-с.

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Пост N: 247
Зарегистрирован: 27.02.10
Откуда: Эрзянь Мастор, Нижний Новгород
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.11 13:41. Заголовок: Маол - сёрмадыцясь :..


Маол - сёрмадыцясь

ВалдоИнеМаол, первый после самого Сергу!)))))))))))
(председатель военного трибунала эрзянь автономии по осуждению Т.Сергу)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 3463
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.11 23:29. Заголовок: Маол пишет: Маол - ..


Маол пишет:

 цитата:
Маол - сёрмадыцясь



Паро.
Те лемсэнть ало сёрмадстсынекак?

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 2
Зарегистрирован: 01.11.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.11 23:33. Заголовок: Сёрмадозь парсте, ан..


Сёрмадозь парсте, ансяк теть сёрмадматнестэ кодамояк тев арась, эрзянь школатнень дальше пекстнеть.
Те ансяк сеть школатне, конатнень мон содасынь. Мордовиясо Ичалковской районсо ульнесь Селищенской школа конась ней велесэнтькак арась. Учениктнень кармасть усксеме рузонь велес, косо молеть ансяк факультативть. Те иестэнть ещё вейке эрзянь школа а карме, Папулевскоенть пекстасызь, а ведь теть велетнестэ ламо эрзят тусть, ютыть 20 иеть эйкакштне а кармить содамо што теть велетнесэ тонавтнесть эрзянь кель.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 3464
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.11 23:41. Заголовок: Василень пишет: Сёр..


Василень пишет:

 цитата:
Сёрмадозь парсте, ансяк теть сёрмадматнестэ кодамояк тев арась, эрзянь школатнень дальше пекстнеть.
Те ансяк сеть школатне, конатнень мон содасынь. Мордовиясо Ичалковской районсо ульнесь Селищенской школа конась ней велесэнтькак арась. Учениктнень кармасть усксеме рузонь велес, косо молеть ансяк факультативть. Те иестэнть ещё вейке эрзянь школа а карме, Папулевскоенть пекстасызь, а ведь теть велетнестэ ламо эрзят тусть, ютыть 20 иеть эйкакштне а кармить содамо што теть велетнесэ тонавтнесть эрзянь кель.



Сестэ мезть эряви тейнемс тенек?

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 3
Зарегистрирован: 01.11.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.01.11 11:24. Заголовок: А мекс статьясь сёрм..


А мекс статьясь сёрмадозь рузокс, Маол пеле малавиксэнзэ а чарькодьсэзь эрзякс? Сестэ мезть васолга якамс?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 972
Зарегистрирован: 09.12.09
Откуда: Украина, Киев
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.01.11 12:00. Заголовок: Василень пишет: А м..


Василень пишет:

 цитата:
А мекс статьясь сёрмадозь рузокс,


Сеть, конат эрзякс кортыть тонть ды монь корятне, неть тевтнень истяяк содасызь. Миненек эряви сравлемс те содамонть ломань юткова. Минек масторга ды лиямасторгаяк. Пек ламо манчезь кирдивийсэнть эрзятне стувтызь келест. Рузонь келенть содасызь. Ловносызь. Теде башка, те сёрмадовксонть эряви кирдивиентеньгак неемс. Саран ошсо, Московсо, лиятаркаваяк. А эряви арсемс кирдивийденть теке ве берянь ломанде. Тосо эрьва кодат улить. Сёрмадомс тенест эрзякс? А чарькодьсызь. Бути эрявмо карми эрзякс ютавтомс Маолонь сёрмадовксонть - ютавтсынек...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 971
Зарегистрирован: 09.12.09
Откуда: Украина, Киев
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.11 23:43. Заголовок: Василень пишет: анс..


Василень пишет:

 цитата:
ансяк теть сёрмадматнестэ кодамояк тев арась, эрзянь школатнень дальше пекстнеть


Чатьмонемадонть нать седе ламо тевесь лиси? Иля истовто: "ВАСНЯЯК УЛЬНЕСЬ ВАЛ"!!! Бути Маолонь кондякс тёжат кармить арсеме ды кортамо - тевесь шашты. Эрьва (кувакаськак) кись ушодови васенце эскелькстэнть, Василень.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 3465
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.11 23:50. Заголовок: Сыресь Боляень пишет..


Сыресь Боляень пишет:

 цитата:
Чатьмонемадонть нать седе ламо тевесь лиси? Иля истовто: "ВАСНЯЯК УЛЬНЕСЬ ВАЛ"!!! Бути Маолонь кондякс тёжат кармить арсеме ды кортамо - тевесь шашты. Эрьва (кувакаськак) кись ушодови васенце эскелькстэнть, Василень.



Пек виде!

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 4
Зарегистрирован: 01.11.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.01.11 20:18. Заголовок: РУСИФИКАЦИЯ: свидете..


РУСИФИКАЦИЯ: свидетельствуют фото


Эрзянское село Селища в Ичалковском районе Мордовии – самое крупное. Было. В школе обучалось более 800 детей. В ней звенела, понятно, эрзянская речь. Это вызывало у сидящих за дубовыми столами крутое раздражение. Разве это допустимо? И была поставлена цель: уничтожить, стереть это старинное село с лица земли. С чего начать? Конечно же, со школы! Для этого в полурусском сельце Береговые Сыреси построили (кстати, на средства, которые выделены были на ремонт школы в татарском селе Лямбирского района) современное здание школы. В эрзянских же Селищах двухэтажного деревянное здание, вроде бы из-за ветхости, закрыли (фото). На территории бывший школы возвели… церковь!

План ликвидации села составлялся загодя. В Береговые Сыреси заблаговременно был переселен Сельский Совет. Теперь в Селищах ни школы, ни Совета, нет и клуба , который был сожжен, нет, следовательно, и села. Последним островком надежды была больница на 20 мест. В последних числах ноября сего года и на неё положили крест. Остались одни воспоминания.

А как чувствует себя селищенская детвора в русской школе, где русских детей раз-два и обчелся? Об этом повествуют фотографии. Ни слова по-эрзянски на стенах, ни звука на уроках. Во время перерывов ещё можно услышать обрывки эрзянской речи, но скоро придет конец и им. Русская директор школы, русские учителя, вдобавок ко всему предательски лицемерный, удушающий эрзя язык факультатив. Уместно будет вспомнить слова поэта: «… Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…»

Было село—нет села. Девятибальная волна имперского шовинизма смыла его.

Учителя, все жители Селища и соседних эрзянских сел (Сакулька, Полдаська…) весной этого года намерены провести референдум с требованием: Сыресевской школе статус эрзянского!

Гайнинькань Пичай, ноябрь 2008 г.

***


Комментарий. Где же были учителя сел, которых постигла беда? Что, они не видели, куда ведут дороги, не знали? Знали. Но молчали. Боялись строгого ока начальника? Уволит с работы, урежет зарплату, допустит ещё какую пакость? Все это так. Но так он может поступить по отношению к одному, двоим, но слова не скажет, если скажут своё «я» десять-двадцать-сто. У народа за сотни лет национального гнета вытравили самое ценное, то, что из людей делает народ—чувство солидарности, поддержки друг-друга, чувство локтя. Без него, что птица без крыльев. Только благодаря солидарности, еврейский народ выжил, сохранил свою самобытность, возродил свой язык, не стал достоянием истории. Вот с кого надо брать пример, у кого поучиться.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 76
Зарегистрирован: 22.10.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.01.11 22:55. Заголовок: Маол пишет: национа..


Маол пишет:

 цитата:
национализация предприятий, фирм и хозяйств



А вот про это пожалуйста, по подробнее

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 77
Зарегистрирован: 22.10.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.01.11 13:39. Заголовок: Маол пишет: Эрзя в ..


Маол пишет:

 цитата:
Эрзя в ХХI веке. Условия для сохранения народа.



Похвально, что делаются попытки оценить прошлое, настоящее и будующее народа Эрзя. И составление хотя бы подобие "условий", плана или хотите назовите программы, но пока что получается по Черномырденски:

"Что мы не строим, все равно получается Советский Союз".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 3481
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.01.11 22:40. Заголовок: "Мне папа говори..


Мы - народ Эрзя!

"Мне папа говорил не зря!
Что он ЭРЗЯ и я эрзя,
И трогать нас никак нельзя !
Ведь мы - НАРОД и все - ДРУЗЬЯ !!!"


Автор: duet-fiord. И-вальмазо тесэ: http://www.chitalnya.ru/work/214321/<\/u><\/a>

<\/u><\/a>

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 19
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет