On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Эрязо Эрзянь Масторось! Пингеде пингес эрязо! Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!Erzänj mel, erzänj kel, Erzänj Mastor! Ersän mieli, ersän kieli, ersän Maa! | Эрзя, муить ундоксот! Erzia, muit\' undoksot!

АвторСообщение
Семен



Пост N: 1133
Зарегистрирован: 01.07.08
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.08.09 12:00. Заголовок: Эрзянская служба новостей/Эрзянь кулянь невтемакуро. (продолжение)

www.erzan.ru Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 301 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All [только новые]


Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3371
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.12.10 22:21. Заголовок: Эрзянь мелесь ёвтаз..


Эрзянь мелесь ёвтазель Украинасо. Эрзянская точка зрения высказана в Украине.



Валось ульнесь ёвтазь украинань кельсэ. Тезэнь путозь нуркинестэ.


Здравствуйте!
Я буду говорить на украинском языке. Этому есть две причины.
Первая: то о чём я буду говорить, представители правительства Мордовия знают лучше меня и я хотел бы обратиться к присутствующей в зале украинской стороне.
О второй причине, я скажу чуть позже.

Итак! Как часто звучало сегодня в зале слово "мордва"! Звучало из уст, как господина Лузгина, так и господина Мишанина. Откуда взялось это слово, пример многовекового оскорбительного отношения сразу к двум народам: мокша и эрзя? Многие века этой кличкой неблагозвучно подчёркивалось отношение к „нерусским“.
Мордвин, мордовка, мордва, морда, мордоворот, мор, морденс… И приучили же народы называть себя таким образом! Нашли объяснение происхождению! Мол, иноземец такой-то, тогда-то назвал живущий там-то народ словом «морденс»! И почему же мы должны так себя называть? Какое нам вообще до этого дело, если в наших языках нет таких слов? Мы эрзя и мокша!
70 лет назад нас было полтора миллиона человек и все говорили на родных языках! Сегодня вряд ли осталась и половина, а говорящих на родном языке 20 – 30 %. Почему же так случилось? Мы помним, чем объяснялось создание автономии для народов эрзя и мокша. Мы помним , что случилось в 37-м с теми, кто поверил, что пришло время позаботится о языке и народе! Мы помним, как были закрыты все эрзянские училища за пределами Мордовии. И что теперь?
Следствием политики властей Мордовии есть то, что за её пределами эрзянский язык сохранился лучше! И язык и обычаи! Приезжайте в Саранск, походите по улицам – вы не услышите там эрзянского языка! Если только случайно. Соотношение издаваемой периодики несравнимо с соотношением национальностей. Эрзянскую газету «Эрзянь Мастор» прокуратура Мордовии пыталась закрыть с усердием достойным лучшего применения! И мы поверим, что прокуратуре не было указания от руководства Республики? Я приезжаю в село, начинаю говорить на родном языке а мне делают замечание: -ты говоришь как эрзянский националист»! Вот так! Если русский националист – то это патриот? А если эрзянский патриот или украинский- то это националисты!

Так каким опытом приехала с нами делиться делегация из Мордовии? Как уничтожать языки?
При нынешней власти у нас у самих такого опыта «полные штаны». Подойдите к киоскам, поищите газеты и журналы на украинском языке! Найдёте с трудом, при полном изобилии всяких «отдохни, оттянись», и т.д на «великом и могучем» Нам такой опыт не нужен. Наконец присутствующие должны знать ещё об одной попытке уничтожить эрзянский язык. Так сказать «контрольный выстрел».
Руководство Республики придумало создать «Единый литературный мордовский язык»! И господин Лузгин, присутствующий здесь, один из приверженцев этой идеи. Мы дискутировали с господином Мишаниным в перерыве, и он утверждал, что это не так. Но! Вот интернет под боком и вот слова Александра Лузгина: - Да, работа уже началась. В соответствии с Посланием Главы республики Госсобранию, где было сказано о ее необходимости. Я процитирую Николая Меркушкина: «Особое значение приобретает сохранение и развитие языка. Растущая консолидация мордовского народа объективно выдвигает задачу формирования единого литературного языка». Распоряжением Главы Мордовии создана республиканская Комиссия по координации развития мордовских языков и формированию единого мордовского литературного языка. Состоялось расширенное заседание Ученого совета НИИ гуманитарных наук при правительстве РМ по данной проблеме.» конец цитаты.
Это противоречит здравому смыслу, делать из двух языков один. Ясно, что говорить на нём никто не будет и цель состоит в уничтожении двух живых языков. И аргументы, что мол всё равно эрзя и мокша друг друга понимают не выдерживают никакой критики. Да! Понимают! Сейчас, когда использование русских слов в обоих языках подходит к 80 -90 процентам. Как там? «Вопросось конешна интересной ды содержательной»! Вот он язык над которым трудится целый институт! Теперь я назову вторую причину того, почему я говорил на украинском. Я услышал как-то от фаната «мордовского» языка, что мол мокшанский и эрзянский, это как украинский и русский. Так вот, я утверждаю, что разница между мокшанским и эрзянским существенней, чем между украинским и русским, а значит, все владеющие русским легко поняли, о чём я говорил.
Ещё раз, друзья, если кто-то при вас будет употреблять это позорное слово «мордва» -скажите ему, что нет такого народа, нет мордовского языка. Есть народы мокша и эрзя, есть языки эрзянский и мокшанский. Людей понимающих это становится всё больше и больше, и остановить этот процесс уже не сможет никто!


Боляень Сыресь. Киев ош


Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
volgin Andrei
moderator




Пост N: 91
Зарегистрирован: 18.03.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.10 08:47. Заголовок: Среди множества исто..


Среди множества исторических упоминаний об Эрзянах как народе предлагаю Вашему вниманию статью А.Смирнова «Замътки о мордвъ и памятникахъ мордовской старины въ Нижегородской губернiи» 1893 год.
Чем примечательна данная статья? Почему она заслуживает того, чтобы быть выложенной широкому читателю?
Полагаю, что ее объем вполне «форматен» для широкого читателя и тезисно содержит в себе краткие сведения о культуре и быте эрзян. Внимательного читателя, они наведут на некоторые размышления.
Сведения из статьи о географическом местоположении описываемой «мордвы» вместе с единичным упоминанием в тексте об эрзянах не оставляют никаких сомнений утверждать, что речь идет об эрзя-народе и можно с полной уверенностью термин «мордва» ЗАМЕНЯТЬ на «эрзя».
Статья взята с электронного ресурса Российской государственной библиотеки, но попытки выложить ее фотографическую копию натолкнулись на проблему нечитаемости текста. В связи с чем, ее текст был набран от руки. Текстовая версия максимально учитывает особенности написания слов фотографической версии статьи.
Это значит, что в ряде привычных для современного слуха слов, таких как: «нравственные», «религиозные», «семейные» окончания приведены по версии статьи от 1893 года и выглядят как: «нравственныЯ», «религiозныЯ», «семейныЯ» и т.п.
В ряде слов звук «И» по аналогу из статьи А.Смирнова был отображен знаком «i»( слова «многiя», «мелкiя», «добродушiя» и т.п.)
В связи с невозможностью подбора соответствующего знака на клавиатуре для обозначения звука «е» в дореволюционных словах типа «внЕшния», «головЕ», «нЕсколько» был использован наиболее похожий к знаку из авторской версии статьи-«Ъ»(твердый знак). При этом слова стали выглядеть следующим образом: «внЪшнiя», «головЪ», «нЪсколько». Твердый знак- «Ъ» использовался также в конце слов для обозначения твердости звука.
Из всех нововведений при наборе текста по понятным причинам позволил себе слово «мордва» занести в кавычки. Полагаю, что, конечно, это не добавляет современному прочтению статьи такой «изюминки» как буква «i» и твердый знак «ъ», но напомнит читателю, что под этим словом все-таки понимается Эрзя-народ.
Возможно, упомянутые оговорки затруднят восприятие текста, однако при условии неспешного прочтения, неудобства скоро пройдут и чтение окажется полезным не только узкому кругу специалистов-этнографов, но и широкой аудитории.
Несмотря на недостаточную конкретизацию терминологии «мордва» с точки зрения современного читателя с уважением и признательностью отношусь к написанной А.Смирновым статье. И не беда, что А.Смирнов, а также некоторые историки и политики не разделяют «мордву» (или не видят за ней эрзян и мокшан), а беда в том, что несознательные эрзя и мокшот, обладая, как говорит А.Смирнов в высшей степени слабым национальным самосознанием считают что они «мордва» и точка, и гордо произносят это в присутственных местах. Пример для них- описываемые А.Смирновым Тогаевские и Кармалейские крестьяне, которые ни языка, ни обычаев не сохранили и превратились в угрюмых и замкнутых личностей, изгоев среди окрестных русских деревень. И в этом, я считаю, кроется одно из обстоятельств-составляющих системной причины высокого уровня суицидальности среди финно-угорских народов России.
Однако, отвлекаюсь на рассуждения. Вот текст статьи.

«Замътки о «мордвъ» и памятникахъ «мордовской» старины въ Нижегородской губернiи»

Первыми насельниками теперешней Нижегородской губернiи въ пространствъ между Окой и Сурой были «мордва». Самый Нижнiй Новгородъ и по мъстным преданiям и по лътописнымъ свъдениямъ и по ученымъ изслъдованиямъ расположенъ на мъстъ прежняго «мордовскаго» города. Мало культурное и слабо сплоченное «мордовское» племя недолго противостояло натиску русскихъ дружинъ, пришедшихъ Окою и Волгою съ Запада и Съверозапада, и по необходимости уступило имъ свои насиженныя мъста. От Терюшевской «мордвы» въ настоящее время сохранились только жалкiе остатки главнымъ образомъ в селъ Маломъ Терюшевъ, Нижегородскаго уъзда. Это село было когда-то, повидимому, центром «мордовства», по крайней мъръ въ религiозной области. Еще въ 1879 году здъсь была цъла Кереметь-роща съ въковыми липовыми и дубовыми деревьями, извъстная у русскихъ крестьянъ подъ именемъ «мордовскаго моленья». Жители этой деревни сохранили «мордовскiй» языкъ, и многiя женщины, особенно старухи, говорятъ, и теперь весьма плохо понимаютъ русскiй языкъ; они же у окрестныхъ крестьянъ слывутъ знахарями и колдунами. Что же касается села Большого Терюшева, то жители его совершенно обрусъли, давно оставили свои «мордовскiе» наряды, облеклись в русскую крестьянскую одежду, а то такъ и въ городскiе «спинжаки съ желетками». В 1879 году по словамъ одного мъстнаго жителя, у нихъ в селъ оставалось не болъе 10 древних стариковъ и старухъ, помнящихъ еще «мордовскiй» языкъ; теперь, навърное, и ихъ уже нът в живыхъ. Впрочемъ, въ окрестностяхъ Терюшева много мордовскихъ селъ и деревень, гдъ «мордовскiй» элементъ еще весьма значителенъ. Проъзжающаго по тъм мъстамъ русскаго поражаютъ женщ ины съ характернымъ плоскимъ, но красивымъ лицомъ «мордовскаго» типа: блондинки съ густымъ румянцемъ на щекахъ, съ легко выдающимися скулами и неъсколько приплюснутымъ носомъ; нарядъ ихъ чисто «мордовскiй»: бълыя, расшитые красной и черной шерстями рубахи (кажется ихъ зовутъ поньками, или понявами), расшитые головные уборы, бълыя пушинки, или заячья бълая шерсть надъ ушами, назади у косы или на спинъ на рубахъ разныя блестящiя побрякушки, бусы, мелкiя раковинки и даже, кажется, деньги. Мущины-«мордва» также одъваются нъсколько иначе, чъм русскiе: вместо русской синей или ситцевой рубашки на нихъ холстовыя бълыя, у ворота нъсколько расшитыя, съ черной или синей изъ тесьмы оторочкой.
«Мордва» Нижегородскаго уъзда, по сравненiю с «мордвою» Арзамасскаго и Лукояновскаго уъздовъ, которыхъ намъ приходилось видъть, въ одеждъ болъе опрятны, а лицомъ болъе красивы, въ особенности молодыя женщины.
Об Арзамасскомъ «мордовскомъ» царствъе (именно ц а р с т в ъ, по мъстным преданiямъ) намъ приходилось слышать только то, что центром его был город Арзамасъ.
Въ настоящее время въ окрестностях Арзамаса «Мордвы» ближе 17 вер. нътъ. Ближайшее къ Арзамасу «мордовское» село Великiй Врагъ уже значительно обрусъло. Чъмъ далее на югъ и на юговостокъ от Арзамаса, тъмъ «мордовский» элементъ цъльнъе и нетронутъе русскимъ влiянiемъ.
Лукояновскiй уъздъ, занимающiй юговосточный уголъ Нижегородской губернiи, особенно богатъ «Мордвой». Тамъ еще почти нетронутые русской культурой уголки, гдъ порусски мало мальски сносно говорятъ только мущины, а многiя женщины особенно старухи не знаютъ ни слова русскаго. Но тамъ же есть совершенно обрусъвшiя «мордовскiя» села. Къ числу этихъ обрусъвшихъ «мордовскихъ» селъ принадлежитъ село Тогаево съ своей небольшой приходской деревушкой Кармалеями. По мъстному преданiю, Тогаево, или, върнъе Кармалеи служили когда-то центромъ бывшаго здъсь «мордовскаго» «царства». Село Тогаево находится въ 3-хъ верстахъ отъ заштатнаго города Починокъ, а деревня Кармалеи менъе, чъм въ полуверстъ отъ Тогаева.
Окрестное русское населенiе во главъ съ «культурными» Починками сдълало Тогаево и въ особенности Кармалеи какой-то притчею во языцъхъ. Всевозможныя сказки и побасенки, осмъивающiя человечъскую недалекость, недомыслiе и невъжество, прилагаются во всём починковскомъ районъ ни къ кому другому, какъ к Кармалеямъ и Кармалейцамъ.
Жителей Тогаева и Кармалей называютъ «березовиками» за бълизну ихъ волосъ и лица, служащую, кажется, наравнъ съ нъсколько выдающимися скулами, плоскимъ лицомъ и приплюснутымъ слегка носомъ, существеннымъ признакомъ «мордовскаго» типа.
Жители Тогаева и Кармалей ни языка, ни обычаевъ, ни украшенiй «мордовскихъ» не сохранили. Въ образъ жизни они ничъм не отличаются отъ окрестныхъ русскихъ крестьянъ. Но нужно признать въ ихъ характеръ нъкоторыя особенныя черты, несвойственные крестьянамъ ближнихъ селъ и деревень. Нътъ въ них обычнаго русскаго добродушiя, мягкости характера, общительности; вмъсто этого они отличаются грубостью, недовърчивостью, угрюмостью и замкнутостью. Не разъ намъ приходилось проъздом черезъ Тогаево заговаривать съ крестьянами этого села, но ръдко удавалось вызвать ихъ не то что на откровенность, но просто на разговоръ. Можетъ быть, благодаря этой чертъ своего характера-замкнутости, тогаевскiе и кармалейскiе крестьяне не пользуются симпатiями окрестнаго населенiя и служатъ предметомъ всевозможныхъ остротъ, насмъшекъ и обидныхъ для самолюбiя побасенокъ.
В 6 верстахъ от Тогаева и въ 2-хъ верстахъ от Байкова есть принадлежащее крестьянамъ послъдняго села поле, называемое «Мордовским»(«Степаново» тожь»). Оно примыкаетъ к ръкъ Руднъ. Въ часто случающихся на немъ обвалахъ мъстные крестьяне находятъ, по ихъ словамъ, какiе-то «большiе ножи», очевидно, холодное военное оружiе. Не служило ли это поле полемъ битвы? Видъть эти ножи намъ не приходилось, но намъ на этом «Мордовском» полъ лично приходилось видъть слъды когда-то бывшаго здъсь жилья-глиняные черепки и обожженный кирпичъ. Говорятъ, что тутъ же находятъ человеческiе скелеты и старыя деньги. Въ селъ Байковъ 10 летъ тому назадъ, при рытьъ фундамента подъ новую каменную церковь, находили множество человъческих скелетовъ. Особенное вниманiе при этомъ привлекъ к себъ один скелетъ-гигантъ, удивительно хорошо сохранившiйся, благодаря, въроятно, тому, что онъ былъ заключенъ въ толстую долбленую дубовую колоду, которая тоже отлично сохранилась. Скелетъ этотъ принадлежалъ исполину-женщинъ, потому что на головъ отлично сохранились замъчательной длины и толщины коса, заплетенная въ нъсколько прядей, и украшенiя въ видъ какихъ-то побрякушекъ, раковинокъ и мелкихъ монетъ.
Селенiе это, имъющее болъе 1000 душъ, очевидно, давнишнее. До 70-хъ годовъ прошлаго столътiя оно принадлежало Троицко-Сергiевой Лавръ, а потомъ крестьяне его числились то коннозаводскими, то удъльными, то просто казенными.
Въ 2 верстахъ отъ села Дуракова есть какое-то кладбище, и дождями часто вымываетъ человъческiе трупы. Мъстность эта носит названiе «Мордовской горы». Мнъ не приводилось слышать, чтобы въ этой «Мордовской» горъ находили оружiе. «Мордовская гора» у дураковскихъ крестьянъ пользуется весьма дурной репутацiей: не дай Богъ запоздать и ъхать здъсь въ полночь: «непремънно какая-нибудь нечисть напугаетъ, собъетъ съ дороги, заведетъ въ оврагъ, сломаетъ экипажъ» и т.п. даже лошади будто въ этомъ мъстъ начинаютъ ни съ того ни съ сего дрожать, а то такъ отъ нихъ повалитъ густой паръ. Такой взглядъ на нечистоту этой «Мордовской» горы поддерживается немало тъм, что во многихъ мъстахъ ея въ сырое время показываются блуждающiе огоньки, въроятно, над могилами зарытых здъсь труповъ. На югъ от Починокъ и Тогаева, верстахъ 15 отъ нихъ и въ 2-хъ отъ своего приходскаго села Маресева на Руднъ (барское Маресево) есть деревня Погиболка. Въ верстъ от нея указываютъ 2 или, кажется, болъе четвероугольныхъ кургана, очень большихъ,-сажен по 30 въ длину по 10 въ ширину и довольно еще высокихъ, съ мало опустившимися краями; одинъ изъ нихъ, кажется, даже не распаханъ, а другiе хотя и распаханы, но всетаки представяютъ довольно значительныя возвышенiя на ровной поймъ ръки Рудни.
Если нерусское названiе села служитъ указанiемъ на первоначальное его нерусское происхожденiе и на нерусскихъ его первыхъ насельниковъ, то къ числу обрусъвшихъ «мордовскихъ» селъ, мы думаемъ, можно отнести въ Лукояновскомъ уъздъ значительное ихъ число. Скажемъ по нъскольку словъ о болъе или менъе намъ извъстныхъ селахъ. Въ Лукоян. уъздеъ есть два села Маресева: одно Маресево на Руднъ, вблизи котораго расположены упомянутые нами выше курганы, вблизи деревни Погиболки; другое Маресево Больше или базарное. Крестьянки лежащих вблизи Маресева на Руднъ селъ-Дуракова, Шишадеева, Никитина, Василевки, Усада и нъкоторых другихъ носятъ до сего времени головной уборъ, очень близкiй къ «мордовскому»; весьма высокiй и узкiй волосникъ съ навъсомъ напередъ. Въ самомъ Маресевъ этихъ волосниковъ не носятъ; въроятно, давнишнiе владътели этого села Философовы вывели ихъ; перечисленныя же въ окрестностяхъ Марсева села кръпостного, помъщичьяго права не знали, а были или удъльнаго въдомства, или коннозаводскаго, а потому, въроятно, у жителей ихъ и остался этотъ древнiй («мордовский») уборъ ихъ предковъ.
Не обрусъвшее «мордовское» населенiе Лук. уъзда весьма значительно, особенно въ средней и юговосточной его части. «Мордовскiя» села здъсь весьма обширны: кажется нът «мордовскаго» села, въ которомъ было бы менъе 1000 душъ, а есть села въ 2 и въ 3 тысячи. Села эти слъдующiя: Ичалки, Кендя, Лобазки, Печи, Чиргуши, Иванцево старое Кельдюшево, Николай-Даръ и др. Лукояновскiе «мордва» зовутъ себя-эрзяне и не смъшиваютъ себя съ терюханами и мокшанами. Отличительныя внъшнiя черты ихъ почти тъ же, что мы указали у «мордвы» Нижегородскаго уъзда -терюханъ, а именно: бълизна кожи съ избыткомъ румянца на щекахъ, особенно у женщинъ, плоское лицо, небольшой нъсколько приплюснутый носъ, голубые или свътло-серые глаза, выдающiяся нъсколько подъ глазами скулы и короткая шея. По сравнению с «мордвой»-терюханами, Лукояновская «мордва» выше ростомъ, коренастъе и вообще высмотрятъ много здоровъе. Въ одеждъ у нихъ преобладающiй цвът –бълый; рубахи женщинъ замысловато расшиты преимущественно черными и красно - коричневыми шерстями; на головъ у женщинъ узкiе, но высокiе волосники съ навъсомъ изъ плетенаго кружева напередъ; на спинъ пониже пояса, на груди и, кажется, на воротникъ рубашки расшитый шерстями и украшенный раковинками, бусинками, иногда монетами и другими блестящими побрякушками четырехугольникъ; подъ ушами у нихъ или пушинки или бълая заячья шерсть. Мущины по одеждъ не отличаются отъ русскихъ развъ только выдадутъ ихъ такъ называемые «мордовскiе» лапти, отличающiеся отъ русских тъмъ, что у нихъ отсутствуютъ набитые лыкомъ, или соломой борты и тъмъ, что они сплетены изъ крупныхъ лыкъ на прямую колодку; вмъсто веревочныхъ лапти у нихъ привязываются обыкновенно ременными оборами.
По характеру Лукояновская «мордва» -народъ в вышей степени миролюбивый, тихiй и даже трусливый. Сельскiе и волостные писаря считаютъ мъста въ мордовскихъ селахъ самыми выгодными и хлъбными.- По развитiю Лукояновскiе «мордва» народъ весьма недалекiй. Если русскаго назовутъ «мордвинъ», то это названiе служитъ для него весьма нелестной аттестацiей.-Русскiй языкъ «мордва» знаютъ плохо, есть женщины, вовсе не говорящiя по русски. Впрочемъ, школы въ «мордовских» селахъ, особенно умножившiяся за послъднiя 20 летъ, дълаютъ свое дъло.
Надо отдать честь «мордвамъ»: от обученiя дътей грамотъ они не сторонятся, какъ русскiе въ нъкоторыхъ селахъ Лук. уъзда, и если нътъ мъста въ своей сельской школъ, такъ они отправляютъ дътей учиться то въ сосъднюю школу, то къ членамъ мъстнаго причта.-Нацiональное самосознанiе «мордвы» въ высшей степени слабо: они какъ будто даже стыдятся своего «мордовскаго» происхожденiя, стараются, что можно перенять у русскихъ и даже друг друга стараются перещеголять знанiем русскаго языка, который они любятъ употреблять даже въ разговоре между собой.
Пъсенъ «мордва» почти не поютъ, да своих пъсенъ у нихъ как будто и нътъ вовсе, а въ избыткъ чувствъ, они пробавляются русскими народными пъснями.
За великую честь для себя считаютъ «мордва»-выдать дочь за русскаго, въ русскую семью и даже даютъ за ней большое приданое, чтобы только добиться этой чести, тогда какъ у русскихъ обычно женихъ даетъ выкупъ отцу невъсты ,а равно также платится женихъ-«мордвинъ» и въ томъ случаъ, когда он беретъ за себя дъвушку изъ «мордовской» семьи. Однако случаи, когда бы «мордовская» семья породнилась съ русской весьма ръдки; только развъ очень зажиточнымъ «мордвамъ», а такихъ между ними немало,-удается заполучить въ свою семью русскую сноху. Причиной этого ръдкаго счастiя «мордвина» служитъ, конечно, надменный и пренебрежительный взглядъ русскихъ на «мордву», а главнымъ образомъ то, что въ Лукояновскомъ уъздъ нътъ, кажется, вовсе селъ со смъшаннымъ русскимъ и «мордовскимъ» населенiемъ, и русскiя дъвушки на сторону, тъм болъе въ исключительно «мордовскую» среду, идутъ неохотно. Намъ извъстны случаи, когда выданная въ «мордовское» село за «мордвина» русская сбъжала съ «тоски» отъ мужа. Однако, несмотря на очевидную непрочность такихъ смъшанныхъ браковъ, «мордва» тъшатъ свое тщеславiе и стремятся родниться съ русскими.
Хозяева «мордва» отличные: хлъбъ у нихъ всегда родится лучше, чъмъ у русскихъ, скотъ ихъ крупнъе и сытнъе русского. Особенно они любятъ лошадей: въ Лобазкахъ и Кельдюшевъ намъ извъстны крестьяне, выращивающiе тысячныхъ жеребцовъ.
Помимо земледълiя многiе изъ «мордвы» занимаются торговлей: скупаютъ у русскихъ сало, хлъбъ, кожи, пеньку, ленъ, мочало и т.п. сельскiя произведенiя для перепродажи. У многихъ есть маслобойни, взбивающiя конопляное масло изъ перекупного семени на тысячи рублей.-Но самымъ излюбленнымъ предметомъ ихъ торговли служатъ почему-то куриныя яйца, которыя они съ ранней весны начинаютъ скупать по русскимъ селамъ и везутъ на сотняхъ поводъ въ Нижнiй на ярмарку. «Мордва»-хорошiе огородники: по первому колесному пути они уже развозятъ по русскимъ селамъ выгнанный ими въ скотныхъ избахъ раннiй зеленный лукъ, обмънивая его преимущественно на яйца.
Нравственныя, религiозныя и семейныя начала у «мордвы» Лукояновской стоятъ довольно высоко. Въ области религiи большихъ знанiй у нихъ нътъ, но самая въра ихъ тверда и искрення. Не мудрствуя много, всякую икону они считаютъ за «Миколу-Бога».-Вообще нужно сказать, что «мордва» Лукояновскаго уъзда-народъ весьма симпатичный. Жалъть-ли, радоваться-ли тому, что свой нацiональный обликъ они теряютъ очень быстро? Можно съ увъренностью сказать, что при такой симпатiи ко всему русскому лътъ черезъ 50 они совершенно обрусъютъ.

А.Смирнов


Печатано по опредъленiю Совъта Общества Археологiи, Исторiи и Этнографiи при Императорскомъ Казанскомъ Университетъ.

И д. Секретаря И.Смирновъ.

Казань. Типо-литографiя университета. 1893 год.



Помни имя свое-Эрзя!


Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3418
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.12.10 23:05. Заголовок: volgin Andrei пишет:..


volgin Andrei пишет:

 цитата:
Среди множества исторических упоминаний об Эрзянах как народе предлагаю Вашему вниманию статью А.Смирнова «Замътки о мордвъ и памятникахъ мордовской старины въ Нижегородской губернiи» 1893 год.
Чем примечательна данная статья?



Андю, койсэм сёрмадовксось тонь икельць валот марто кучомка "Эрзянь Масторс". Кучсак?

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Маол
администратор


Пост N: 233
Зарегистрирован: 27.02.10
Откуда: Эрзянь Мастор, Нижний Новгород
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.10 11:22. Заголовок: "«мордовское» се..


"«мордовское» село Великiй Врагъ уже значительно обрусъло."

)))) Ничего не обрусело, Смирнов преувеличивает. Великий Враг - эрзянское село и поныне! Был там.

"Пъсенъ «мордва» почти не поютъ, да своих пъсенъ у нихъ как будто и нътъ вовсе"

ну это бред, одна бабушка из В.Врага(Инелей) эрзянскую песню пела...до сих пор жалею, что не записал.

Упс, терюхане такие же эрзя, это подтверждено 100%-ой эрзянской топонимикой и гидронимикой Д-Константиновского и близких ему р-онов, так что отделять не стоит.

"что при такой симпатiи ко всему русскому лътъ черезъ 50 они совершенно обрусъютъ. "
в совковое время серьёзное просвещение народа проводилось, в эрзянских школах изучался эрзянский язык, в лукоянове существовало "мордовское пед училище", где по большей части готовили педагогов эрзянского языка.
Так что до сего времени как-то дотянули.



ВалдоИнеМаол, первый после самого Сергу!)))))))))))
(председатель военного трибунала эрзянь автономии по осуждению Т.Сергу)
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3386
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.10 17:04. Заголовок: БОЛЬНАЯ ШКОЛА Глухот..


БОЛЬНАЯ ШКОЛА
Глухота. Продолжение темы. См.в № 20/340
****
Саранск. 1-е декабря 2010 года. Институт усовершенствования учителей (по теперешнему РАПКРИ). Девять часов утра. Встреча с учителями родных языков — эрзянского, мокшанского, татарского, русского — членов правления Фонда спасения эрзянского языка.
Г.Д.Мусалев, инязор, председатель правления Фонда сделал обзор о критическом положении эрзянского и других языков нерусских народов, о работе Фонда по его улучшению, о необходимости увеличения числа часов, отводимых на преподавание этих языков в школе и других учреждениях образования. Инязор с болью сердца отметил, что воспитательный процесс в детских садиках Саранска и районных центров, где нередко число детей коренного народа достигает 90-98 процентов, ведется исключительно на русском языке. То есть эрзянский язык уничтожается в зародыше.
Руководитель Фонда познакомил слушателей с деятельностью газеты «Эрзянь Мастор» в сфере защиты прав человека и народов, о мерах, принимаемых по спасению эрзя языка от ухода в небытие. Касался он и других форм работы Фонда.
Более подробно о работе газеты «Эрзянь Мастор» рассказал её главный редактор Евгений Четвергов.
Он напомнил о низкой, в пределах четырех тысяч, зарплате значительной части учителей. Назвал этот факт постыдным для Российского государства. Параллельно с этим причиной нищенской зарплаты, столь недостойной оценки учительского труда назвал пассивность, равнодушие ко всему, даже забитость самих учителей, отсутствие у них чувства патриотизма и вообще гражданственности.
Слабым, самым узким местом системы школьного образования, является отсутствие в ней задачи воспитания подлинного патриота. Вместо любви к родному языку, литературе, истории, частью которой является, вне сомнения, исконная эрзянская религия, культуре в целом школа приучает молодежь жить в духе лживого, так называемого военного патриотизма. Не умеющий стрелять, убивать, не готовый быть пушечным мясом, по разумению школьного учителя, патриотом быть не может. Был когда-то военный коммунизм, а теперь…
В ответ на слова одной учительницы о том, что возрождение эрзя и мокша языков идет, о том, что даже в школах Саранска ведутся занятия по этим языкам, Евгений Четвергов ответил предельно кратко: это имитация, факультативами язык не оживить. Какое возрождение, когда вместо уроков родного языка в садиках и школах власти, чтобы скрыть угасание двух финноязычных народов, занялись организацией песенно-плясовых фестивалей, юбилеев, встреч, круглых и полукруглых столов…
Ведущая собрания Татьяна Кемайкина временем гостей не ограничивала. Они, кстати, им не злоупотребляли. Встреча носила спокойный доброжелательный характер. После столь насыщенной фактами, примерами, столь актуальной информации можно было ожидать град вопросов. Увы, в ответ—…давящее на психику молчание, тишина. Не верилось! Это означало одно: у приехавших на «усовершенствование» мозг настроен на другую волну, на приём информации совершенно иного рода и от иных лиц. Такой настрой мыслительного аппарата и отторжение им иных мыслей, иной информации называют зомбированием. Поэтому беда, нависшая черной тучей над нашими языками, вопрос «быть им или не быть?» не тронули душу «сеющих доброе вечное». Олимпийское спокойствие не покидало их даже от озвучивания факта обращения родителей учащихся Кочкуровской средней школы в районную прокуратуру и Министерство образования Мордовии об исключении из учебного плана эрзянского языка. Не изведав никаких чувств, слышали, но не услышали известие о том, что в детском садике поселка Атяшева, где более 200 детей, и почти все дети эрзян, эрзянский язык выставлен за порог этого учреждения. Такое же положение во всех десяти эрзянских районах. Нет, это не расшевелило, не возмутило учительствующую публику!
Ответом на глухоту стала реплика одной учительницы: мы-де люди маленькие (понимай, подневольные), вот вы, Фонд и газета, и стучите в двери обитателей верхних этажей. Эта фраза—портрет учителя и в фас, и в профиль. Ею глаголит обывательщина и то, что «Эрзянь Мастор» так заявившая до этого её и не видела, не знала и знать не хочет о функционировании почти два десятка лет Фонда спасения эрзянского языка. И это учительница… эрзянского языка!
Ни одна из присутствующих на газету «Эрзянь Мастор», понятно, не подписалась. Неинтересная? Дело не в этом. Эта газета – не их. Их, ими столь обожаемая газета—«Власть». Вот на неё подписались бы все! Некоторые по два экземпляра. Подсказала эта газета опустить бюллетени во время прошлых выборов в Госдуму в пользу «Единой России» и опустили. Вот и захрипели от безголосья коммунисты. Именно они, учителя, помогли тому, что в ГД сегодня 96% - члены «Единый России», помогли по существу реставрации однопартийной системы.
Всякий и каждый знает, многие народы (как сообщество особей), проживающие в границах России до крайности пассивны, равнодушны, до предела услужливы. Недаром гуляет не совсем лестное словечко «быдло» (рабочий скот). Попы, правда, подобрали елейно ласковое выражение – «пастырь и паства». Скот все-таки звучит грубовато, а тут божьи создания – «белошерстные барашки».
Откуда они, эти уничижительные ярлыки? Эти «быдла с «барашками»?
Из школы. Учитель-раб не может воспитать гражданина, тем более патриота, человека, готового постоять за честь своей Родины. Не может создать самостоятельно мыслящего, умеющего искать правду, гармонично развитую личность. Он может плодить лишь себе подобных. Каков поп—таков приход. Каков учитель – таков ученик, таков, получается, народ.
Язык эрзянский, как и языки других национальных меньшинств, находится у края ямы. Кто её выкопал? Творец? Нет! Привели к яме наш язык опять же безголосые учителя, в их авангарде – учителя эрзянского языка. Это ударная сила, которой командуют московские и саранские языконенавистники.
Нуянь Видяз


Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Олен1



Пост N: 11
Зарегистрирован: 07.12.10
Откуда: Россия, Нижний Новгород
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.10 18:52. Заголовок: На отечественных кар..


На отечественных картах на территории Эрзянь Мастор не нанесено название ни одного эрзянского города или селения, словно это была пустыня или пустой лес. Как правило, нанесены границы русских княжеств, Волжской Булгарии, а между ними на значительной, якобы пустой территории, пишется слово «Мордва». Русская историография войну против Эрзянь Мастор практически замалчивает.

Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3388
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.10 23:24. Заголовок: Олен1 пишет: На оте..


Олен1 пишет:

 цитата:
На отечественных картах

= на русских картах.
На некоторых иностранных картах отделно отмечены территории Эрзи и Мокши.

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3399
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.12.10 23:33. Заголовок: Эрзят! "Масторав..


Эрзят! "Масторава" эрзянь ине вал ёвтамонть Чинзэ марто! Ацамковонь 21 чистэнть - эрзянь Кенярксчи. Те чистэнть а стувттано теемс паро эрзянь тев. Лецтясынек, мезе сёрмадозь "Масторава"-сонть ды лездатано вейке вейкенень.

Из Резолюции 2-го Конгресса Эрзя народа
(16 апреля 2006 года)


- Эрзянский Конгресс считает необходимым активнее использовать День эрзянского языка – Эрзянь келень Чи (16 апреля) для воспитания любви и уважения к родному языку и объявляет об учреждении Дня «Масторавы» - «Масторавань» Чи (21 декабря, чинь раштамочи), посвящённого эпосу и истории народа.

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Инзейне1
moderator




Пост N: 89
Зарегистрирован: 20.07.10
Откуда: Челябинск
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.12.10 23:48. Заголовок: ВЕСЕ ЭРЗЯТНЕНЬ "..


ВЕСЕ ЭРЗЯТНЕНЬ ,"МАСТОРАВА " ЧИ МАРТО!!!!



Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3412
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.12.10 16:42. Заголовок: По данным «Ethnologu..


По данным «Ethnologue», число носителей эрзянского языка насчитывает 517.575 человек в мире, в том числе 440.000 в России. Здесь мы имеем несоответствие с российской переписью, ибо не может быть, чтобы от эрзи осталось 84.000 человек, но язык эрзи знало бы почти полмиллиона! Хотя, вероятно, здесь имеет место жуткое сокращение эрзянского народа, чьи дети записываются уже русскими. Так, Рeзолюция 3-го Конгресса народа эрзя от июля 2009 года фиксирует сокращение численности эрзя на 300.000 человек за последние 20 лет! Конгресс назвал этот факт «демографической катастрофой эрзянского народа», обратил на это внимание всех структур государственной власти, общественности и требует незамедлительно принять меры по её предотвращению.

Сейчас на эрзянском говорят в Республике Мордовия и в близлежащих регионах: в Нижегородской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Оренбургской, Ульяновской областях, а также в Чувашии, Татарстане и Башкортостане. Существует диаспора в Армении, Эстонии, Казахстане и некоторых странах Средней Азии. Не сложно представить, какая обширная страна Эрзя была в далеком прошлом!


Из Интернета.
http://blogs.mail.ru/mail/igrigen/5524588AAEDA23FC.html<\/u><\/a>

Поищите "родину" пельменей, самовара, гармошки, на какие языки осмысленно переводится слово "кокошник", многие "славянские" географические названия в России... обнаружите много неожиданного. Вот, например недавно прочитал статью. Вот цитата:"Многое мне прояснил альбом «Мордовский народный костюм», который я посмотрел на круглом столе. Когда на меня стали смотреть с фотографий русые люди в рубашках-косоворотках с брюками заправленными в характерно завязаны лапти, то я был сконфужен. Ведь примерно так представляют себе русский национальный костюм. А оказывается, что это одеяние ... эрзя-мордвинов.

А когда мне сказали, что Рязань - это искаженное Эрзянь, а Арзамас действительности Ерзя-мас - Земля эрзян, то я вообще задумался об этногенезе того, что мы называем русским народом"....

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3413
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.12.10 17:15. Заголовок: Первый Герой Советск..


Эрзянь раськень маралятне. Теде эряви содамс эрзятненень.


Первый Герой Советского Союза Татарстана по национальности ЭРЗЯ.

<\/u><\/a>

Родился в 1906 году, 23 декабря.
Павел Алексеевич Цаплин
командир танковой роты испанских республиканских войск, капитан. Родился в селе Эрзянское Афонькино ныне Черемшанского района Республики Татарстан в семье крестьянина. Национальность - Эрзя. Член ВКП(б) с 1937 года. В 15 лет остался без родителей, они умерли в голодные 1921-1922 годы. Воспитывался в детском доме. Образование среднее. В 1923 году был призван в Красную Армию. В 1926 году окончил Тульскую военную пехотную школу. Молодой красный командир командовал комендантским взводом 1-й стрелковой дивизии, затем - стрелковым взводом 2-го Ульяновского стрелкового полка. В 1932 году окончил Ленинградские бронетанковые курсы и был назначен командиром танковой роты. Участник национально-революционной войны испанского народа 1936-1939 годов. В составе танковой бригады Д.Г. Павлова участвовал в боях под Мадридом и Теруэльском направлении. Был дважды ранен. Награжден орденом Красной Звезды. В бою на Теруэльском фронте танк Цаплина был подбит. Экипаж из потерявшей ход боевой машины в течение 8 часов отстреливался от наседавшего противника, нанося ему большой урон. На Харамском фронте после того, как его танк был подбит, вывел его из строя, чтобы он не достался врагу, и, отстреливаясь из личного оружия, пробивался к своим. Во время одной из яростных танковых атак у города Арчена в командирскую машину попал вражеский снаряд. Цаплина тяжело ранило, но он остался в строю и продолжал руководить боем. Вскоре от большой потери крови капитан скончался на занятой его танкистами позиции. Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 27 июня 1937 года за образцовое выполнение специальных заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и проявленный в этом деле героизм капитану Цаплину Павелу Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза. Он стал первым Героем Советского Союза уроженцем Татарстана. Похоронен в городе Арчена, недалеко от Мурсии, на военном кладбище. Награжден орденами Ленина, Красной Звезды. В родном селе его именем назван улица, на здании школы установлена мемориальная доска с его именем, имя героя носит школьная дружина. В краеведческом музее школы есть посвященный ему раздел.

Эрзят, ялгат!
Кие соды, кие эрзятнень ютксто ульнесь СССР-нь васенце Героекс-маралякс?

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3414
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.12.10 17:53. Заголовок: Тесэ эрить эрзят: h..

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3415
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.12.10 18:05. Заголовок: Кевкстема эрзянь ава..


Кевкстема эрзянь аватненень:
Чинь Раштамо чистэнть эрзятне панильть "пештинеть" ламбамо чапакссто. Пачалго лангсо, скалонь ойсэ. Неть "пештинетнесэ" каванильть шабратнень, инжетнень. Минек велесэ (Самара ёнкс) ярсыльть "пештинеде" ламбамо ловсо марто, велькс марто, ламбамо велькс марто, седе чуросто - чапамо ловсо марто. Коесь истямоль: мень седе ламо панят пештинеть, сень седе ламо сы иестэнть кармить вирьсэ пешттьнеде.
Ават! Кие соды, кода-мейстэ паневить неть "пештинетне"? Сёрмадынкая тесэ путмост-рецептэст!
Пек тантей те эрзянь коесь!


Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Инзейне1
moderator




Пост N: 92
Зарегистрирован: 20.07.10
Откуда: Челябинск
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.01.11 20:42. Заголовок: Эрзянь нилькс пишет:..


Эрзянь нилькс пишет:

 цитата:
Кевкстема эрзянь аватненень:



Аволь ансяк эрзянь аватне содыть кода панемс Рощувань пештетнень,эрзянь цератнеяк парсте содыть.
Астраханень эрзясь Богатов Миколь ,евтась тень кода сонзэ авазо панснесь Рощувань пештнень.

Лисьмань ведь+велькс = солавтозь тувонь потмо лем+ ашот почт+сода+ сал+аламожка томбазь сакар =нень сё вейсэ човурямс ды ичемс почт марто кеме чапаксось тееви тейть эстэнзе кувака сурине сурун эчксэ, ды потом пеельсэ печксик по 1-1,5см ды коштос пачалгосо.

Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3453
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.01.11 21:49. Заголовок: Инзейне1 пишет: Аво..


Инзейне1 пишет:

 цитата:
Аволь ансяк эрзянь аватне содыть кода панемс Рощувань пештетнень,эрзянь цератнеяк парсте содыть.
Астраханень эрзясь Богатов Миколь ,евтась тень кода сонзэ авазо панснесь Рощувань пештнень.



Сюкнян!

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3416
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.12.10 18:33. Заголовок: Телень налксемкат эр..


Телень налксемкат эрзянь цёрынетненень.

Курок каникулат. Эряви муемс паро тевть цёрыненк туртов. Минь вишка пингстэ налксилинек "жарсо" (эрзянь хоккей), кирякстнинек сазазкесэ, сокссо. Вечкилинек "лов гювонь" (гуень) нолднемеяк. "Лов гювось" теевиль истя. Саеви тумонь эли селеень чувто пелькс. Неть чувтнэ вадрят эсь скакачисэст ды парсте валакавлевить. Кувалмозо гювонть улезэ- ломанень кедьсэ. Эчкезэ пря песэ - саевель кедьс - 5-6 см. Пря песь сювови петькелень кондямокс, ансяк седе пштикс улезэ аламодо. Пуло песь (3/4 пелькст) састыне човиньгавтови пес. Кувалмозо тееви истямокс: зярдо сайсак кедезэть (вить кедьсэ) гуенть прязо лиси кедьстэть икелев 8-10 см-ка, пулось, зярдо сон боказот лепштязель кедеть ало, аламодо лисевель кавалалдот удалов. Гювось парсте лаксеви-валакавтневи.
Чокшнэ, ярдо якшамось экшэнди, гуесь валнови ваканкасто кельме ведьсэ, эеви-эевгады. Пезнавтови ловс ды валнови. Валнови кавто пестэ. А весть, зярыяксть. Сестэ седе валанясто эенди.
Омбоце чистэнть эйкакштнэ лисить ушов, пирев-паксяв, ды нолднить гювтнэнь. Нолдневи гювось истя: вить кедесь - мендязь кенерьпакарьсэ, гювонть кирдят прянзо аламодо удалга, икелев лиси кедьстэть 6-10-нь см. Пулозо лепштяви кавалалга, аламодо седе ало.Теят ахолкс, ды виевстэ нолдасак гювонть валаня-кавшаня лов ланга. Нолдамка сонзэ ансяк варьгасо!
Нолдамодо икеле гювось ёзави ловсо, улезэ седе валаня.
Васов, ёзмолсо туи, ловганть те эрзянь "лов гювось"! Теи ловсонть варинеть, кирнявтни, мекев ловс чопавтни! Муеви кадозь киванзо вельде. Пек паро мельсэ нолдневи. Чийневаткак мельганзо пек парсте. Кие седе васов нолдасы?!
Эрзянь цёрынетне ,те эрзянь налкшкесэнть налксезь, ансяк седеяк шумбралгадыть, кеняркшныть телентень, телень читненень, касыть шумбра-виев эрзянь цёракс.

Эрзянь тетят, тееде истят гювт эсь эйкакштнэнень! Терявтодо!

Эрюш Вежай


Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3419
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.12.10 21:29. Заголовок: Из Интернета: "Н..


Из Интернета:
"Нация возникает тогда, когда люди, несмотря на разные убеждения, осознают общие интересы и объединяются для защиты своих прав. "

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
wera



Пост N: 26
Зарегистрирован: 03.04.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.12.10 21:57. Заголовок: Эрзянь нилькс пишет:..


Эрзянь нилькс пишет:

 цитата:
Из Интернета:
"Нация возникает тогда, когда люди, несмотря на разные убеждения, осознают общие интересы и объединяются для защиты своих прав. "


Что к большому сожалению не скажешь про ....

Спасибо: 0 
Профиль
Virjaz



Пост N: 67
Зарегистрирован: 22.10.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.12.10 22:28. Заголовок: Это определение, из ..


Это определение, из всего "многообрация" определяющих нацию, самое запутаное и взаимоисключающее.

Вероятно, оно опубликовано на "супердемократическом" сайте.

Спасибо: 0 
Профиль
wera



Пост N: 27
Зарегистрирован: 03.04.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.12.10 03:03. Заголовок: Virjaz пишет: Это о..


Virjaz пишет:

 цитата:
Это определение, из всего "многообрация" определяющих нацию, самое запутаное и взаимоисключающее.


Не соглашусь. Считаю, что по-настоящему цивилизованные люди, и вовсе не по науке из того или иного супердемократического сайта, а исключительно осознав и просчитав, что их общие интересы на самом деле принесут бОльшую для всех пользу, ежели их личные убеждения, то ставят их (интересы) превыше, отбросив ненужные, мешающие для достижения этой "выгоды", убеждения и, объединившись, защищают свои права.
Впоследствии воздастся за "потерянные" убеждения.


Спасибо: 0 
Профиль
Virjaz



Пост N: 69
Зарегистрирован: 22.10.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.12.10 22:07. Заголовок: wera пишет: Не согл..


wera пишет:

 цитата:
Не соглашусь. Считаю, что по-настоящему цивилизованные люди, и вовсе не по науке из того или иного супердемократического сайта, а исключительно осознав и просчитав, что их общие интересы на самом деле принесут бОльшую для всех пользу, ежели их личные убеждения, то ставят их (интересы) превыше, отбросив ненужные, мешающие для достижения этой "выгоды", убеждения и, объединившись, защищают свои права.
Впоследствии воздастся за "потерянные" убеждения.



Сравнивать ЭРЗЯНСКИЙ и мокшанский языки, "по-настоящему цивилизованная" мокшанская титрук лучше получается.

Спасибо: 0 
Профиль
wera



Пост N: 29
Зарегистрирован: 03.04.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.12.10 00:50. Заголовок: Virjaz пишет: Сравн..


Virjaz пишет:

 цитата:
Сравнивать ЭРЗЯНСКИЙ и мокшанский языки, "по-настоящему цивилизованная" мокшанская титрук лучше получается.


Ну да, существует два вида цивилизованности: мнимая и реальная, кичиневатая (от слова кичИтся) и терпеливо-сдержанная. Кто есть кто, на мой взгляд, не сложно догадаться.
Можно ещё меньшим шрифтом написать "мокшанский" и более крупно "эрзянский", с подчёркнуто-пренебреженческим смыслом, но от этого "такого рода народ" никогда не добьётся ни каких-то приоритетов для себя, ни превосходства, ни какого бы то ни было хотя бы малейшего улучшения своего положения. А наоборот, с такими бредовыми убеждениями, да с таким цинично-брезгливым отношением в том числе к своим однокоренным народам всё глубже будет затягиваться в бездну и .... пропасть.
Честно говоря у меня складывается такое впечатление, что под маской добродетелей вами проводится работа с целью разрушения.

Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3425
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.12.10 23:15. Заголовок: Од ие марто оят-ялга..


Од ие марто оят-ялгат! С новым годом!

Вал "Эрзянь Мастор" кулялопанть прявтонть пельде.

<\/u><\/a>

Од иесь – те валонь кирдема Ютазенть, удалов Кадозенть икеле. Мезе теить, кодамо лезэ кандыть эсь Раськентень? Мезе эзь тееве? Мезе теемаль? Неть кевкстнематне сыть превзэть.

«Эрзянь Мастор», кодамо кулясо кецневтимизь, кодат тевть топавтозельть 2010 иестэ?

Весемеде покш изнявксось, прянь апак шна, вана кодамо: стакачитнень лангс апак вано, сакшнынь тыненк иень перть, ловныцят, комсьнилеексть. Виенэк корос – те аволь аламо. Эряволь пачколемс ниленьгемень кавксоксть! 48-ть! Лиякс ёвтазь, таргозонзо весть. Те бажамось кирдеви превсэнек кемкотоводо ламо иеть. Тееме сонзэ уликчикс… кодаяк а тееви. Тувталось? Аволь вейке. Васенцесь – арасть ярмакт. Омбоцесь – пек резы-сэреди Эрзянь Раськесь. Аламот кадовсть ярмаконь (лезэнь) каицятнеде.

Паз, чангодть!

Ульнесть-арасельть тенк сёрмадыцят 2010 иестэ?

Сынтемест аволинь пачколе тынк сельме икелев. Пештсть ды пештить сермань паргонок Мацьказонь Лефай (Москов), Дригань Толай (Самара енкс), Аношонь Тумай (Н-Новгород ёнкс), Эрюш Вежай (Мурман ёнкс), Прокаень Константин (Пенза ёнкс), Калаганонь Керяз, Шарононь Сандра, Сазононь Лева, Казаконь Петя покштянок (Саран ош), меельсе шкастонть парсте невтизь перань пштичист Боляень Сыресь (Киев) ды Равонь Андю (Татарстан). Кецневтекшнымизь Вирява…

Паз, чангодть!

Кие тенк лезды финансо?

Васняяк, тешкстаса, сермадыцятне. Улить истят, конат сермадстомасо «ЭМ»-ть лангс лездыть—лиснеме шкастонзо. Карксамга сюконян Грацень Катянень, Пензасо эриця авантень. Марят, Катя сазорнэм? Мель путовольткак истя лиятнеяк, теевлинь мон эрьва таргосто лисницякс! Сюкпря Туркичень Сантурнэнь, Исаень Микольнень, Прокаень Костянень (Пенза), Аношонь Тумайнень (Н.Новгород). Сюк-сюк Пачалгонь Толайнень (Коптяжвеле, Оренбург ёнкс), Рябонь Пашанень (Москово ош), Кирдянонь Васянень (Татарстан), Гайниньканкь Пичайнень (Красноярск чире), Кирсанов В.П. (Самара). Весемеде берянть тевтне Ульян ёнкссо.

Паз, чангодть!

Кодат, мелем содамс, «Эрзянь Масторонть» ловныть Модамасторонть келес?

А пеняцян. Иень перть совсесть сайтэзэм 9295-сть 41 масторсто! Весемеде ламо, содави, ловность эйсэм Россиясо – 4666 ломанть. Россия мельга эскели Украина. Тесэ ловныцям 196. Колмоце таркасот Американь сюлмавозь Штатнэ – 127. Мейле молить Кувейт, Германя… Берянь те, иень перть панжтнизе интернет-вальмам ансяк вейксэксть Суомис. Россиясо, весемеде сеедьстэ совсесть сайтэзэм: Московось – 413, Мордовия Республикась, Нижней Новгородось – 125, С.-Петербургось – 74, Пермань чиресь – 57, Самара ёнксось – 44…. Весемезэ 45 таркава. Малав 10 тёжат Интернет- ловныцят! Кецневти.

Паз, чангодть!

Ават тонь, «ЭМ», эрзянь келень идема Фондось. Кода сон топавты лемензэ?

Сон, авам, - васенце нежем. Ветямкурозо (прявтось Кшуманцянь Пиргуж) ламо вийть путсь «ЭМ»-с сёрмадстомантень. Вешнесь, пшкалесь, энялдсь, кармавтсь – теевемс монь ловныцякс. Кенярдовты: 2011-ес Мордовиясо «ЭМ»-с сермадсть, мелень коряс, седе ламо!

Паз, чангодть!

Кодат лия тевть топавтсь газетадонть башка Фондось?

2010 иень весемеде Ине тевесь – Эрзянь Раськень Озксось. Сон ютавтовсь, кода свал, Чукалвелесэ медьковонь 10-це чистэ. Сакшность озномо, покштянь покштяст лемень кундамо сисем тёжа малава эрзят. Весемеде ламо ульнесть Пенза ды Самара ёнкстнестэ. Ульнесть сакшныцят мик Китайстэ! Покш тевекс ловома эрзянь ковкерьксэнь нолдамонть. Кеветеецеде! Проектэнть авторозо – Эрюш Вежай, тиражонть теицязо Алексей Годунов. Сравтни, 3000 экз-т, Кшуманцянь Пиргуж. Седейшкавань сюкпря, цёрат, тенк! «Мордвинэнь чиденть» мейле лавшолгадсь Эрзянь келень Чись. Ялатеке 2010 иестэ ютавтовсь, 2009 иень коряс седе келейстэ.

Паз, чангодть!

Неть тевтнеде минь, ловныцятне, содатано, ловнынек. Мезе лия теевсь?

Мон, «ЭМ»-сь, ды Фондонь прявтось якинек эрзянь келень покшчис Обран ошов, Лукоян ошов, Самарав, Пензав. Неть арднематне лездыть муемс «ЭМ»-тень ловныцят, миемс аволь аламо книгат, ковкерькст, газетат, журналт, моро марто дискт. Те макссь, куш аламошка, лезкс ярмаксояк. Сынь пек эрявкшныть «ЭМ»-ть нолдамсто ды ловныцятненень пачтямсто.

Паз, чангодть!

Кодат тевенк литературань паксясонть?

Мон, «ЭМ»-сь, уш ёвтнинь, 2010 иестэ эрзянь келень Фондось, видьстэ мерезь, Кшуманцянь Пиргуж, нолдызе книгатнестэ книганть, Шарононь Сандрань «Масторава» эпосонть. Тиражозо… 500 экз. Пек аламо. Теньгак стака микшнемс. Те корты вейкеде – пектеяк пек лавшомсть, рузыясть эрзятне, коськсь вельть эрзянь келесь. Аламолгадсть ловныцятне кода эрзянь, истя рузонь кельсэяк.

«Масторавадо» башка лиссь Нуянь Видязонь «Эрязденть арсезь» ледстнемань книгазо. Тиражозо 500 экземплярт.Теяк путовкс эрзянь келень ванстомантень.

Вана истя, нурькинестэ ёвтазь, эрясть, тейсть тевест минек Идицянок, Эрзянь Фондось ды сонзэ, кой-зярдо шождасто, а кой-зярдо аволь пек, лексиця тейтерезэ—«Эрзянь Мастор» газетась.

Од ие марто, церат ды ават, сыреть ды одт, эйкакшт! Кемтяно, 2011 иень Якшаматянь кептерезэ карми седеяк сюпав аволь ансяк жомкасо ды ламбаськайсэ, а пародояк паро тевсэ, паро мельсэ, кецьневкссэ. Кемтяно, эрзянь келесь, минек кенярксонок ды покштояк покш мелявксонок, карми лексеме седе шождасто! Шумбрачи весенень Од иень читнестэ ды свалдояк свал


<\/u><\/a>


Эрзят! Ялгат! Ловнотано "Эрзянь Мастор" кулялопанть од нолдавксонть тесэ:
http://www.erzia.saransk.ru/<\/u><\/a>

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3427
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.12.10 23:57. Заголовок: Сыця 2011 иесь карми..

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3431
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.10 18:33. Заголовок: Эрзянь нилькс пишет:..


Эрзянь нилькс пишет:

 цитата:
Сыця 2011 иесь карми алтавомо Йовлань Олонень.



Ялгат, арсинк те тевенть ды ёвтынк меленк, кода ютавтомс Йовлань Олонь иенть? Кода, мезе тенек ютавтомс сонзэ лецтнемга эрьва эрзянь велесэнть, ошсонть, вейсэндявкссонть, эрзянь кудораськесэнть-семиясонть?
Неть мельтне пек лездавольть парсте ютавтомс те тевенть.

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Инзейне1
moderator




Пост N: 90
Зарегистрирован: 20.07.10
Откуда: Челябинск
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.10 22:44. Заголовок: ВЕСЕ ЭРЯТНЕЕЬ , ОД И..


ВЕСЕ ЭРзЯТНЕНЬ , ОД ИЕ МАРТО!
Те штатолоь ,кирвастезь эрзянь штатолстонть ,кона палсь Раскень Озксо.




Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3434
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.10 23:28. Заголовок: Инзейне1 пишет: Те ..


Инзейне1 пишет:

 цитата:
Те штатолоь ,кирвастезь эрзянь штатолстонть ,кона палсь Раскень Озксо.





Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Virjaz



Пост N: 73
Зарегистрирован: 22.10.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.10 23:47. Заголовок: wera пишет: Считаю,..


wera пишет:

 цитата:
Считаю, что по-настоящему цивилизованные люди, и вовсе не по науке из того или иного супердемократического сайта, а исключительно осознав и просчитав, что их общие интересы на самом деле принесут бОльшую для всех пользу, ежели их личные убеждения, то ставят их (интересы) превыше, отбросив ненужные, мешающие для достижения этой "выгоды", убеждения и, объединившись, защищают свои права.






«Мы имеем все основания говорить о российском народе как о единой нации» (из речи президента Путина на совещании по национальным отношениям в Чебоксарах, февраль 2004 года).

годом позже, в президентском послании-2005, появились гораздо более детальные рассуждения о «цивилизаторской миссии российской нации», для которой «идеалы свободы, прав человека, справедливости и демократии» являются «определяющим ценностным ориентиром».


Вы интеллектуальная мадам вероятно Путина читаете по ночам, потому и посты ваши (маленькая буква -пренебрежительный смысл) в большинстве своем в ночное время. Понимаю что он тоже питерский, ..."но от этого никогда не добьётесь ни каких-то приоритетов для себя, ни превосходства, ни какого бы то ни было хотя бы малейшего улучшения своего положения. А наоборот, с таким цинично-брезгливым отношением :

wera пишет:

 цитата:
Хватит уже всем толдычить одно и то же подряд! Самому не надоело?



wera пишет:

 цитата:
Такое впечатление, что попала в какую-то неонацистскую группировку!



wera пишет:

 цитата:
А вам не кажется, что это форум ОГРАНИЧЕННОГО количества эрзян, желающих отречься от своих корней ради того, чтобы почувствовать себя в ином обличии, ежели есть данное свыше естество. Чем наделила природа-матушка!






в том числе к своим однокоренным народам всё глубже будет затягиваться в бездну и .... пропасть.


Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3441
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.10 23:59. Заголовок: Мокшотнеяк тейсть эс..

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Маол
администратор


Пост N: 240
Зарегистрирован: 27.02.10
Откуда: Эрзянь Мастор, Нижний Новгород
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.12.10 00:35. Заголовок: "Что к большому ..


"Что к большому сожалению не скажешь про ...."-

-"мордву".

ВалдоИнеМаол, первый после самого Сергу!)))))))))))
(председатель военного трибунала эрзянь автономии по осуждению Т.Сергу)
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3451
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.12.10 23:28. Заголовок: ОД ИЕ МАРТО, ЭРЗЯТ! ..

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Инзейне1
moderator




Пост N: 94
Зарегистрирован: 20.07.10
Откуда: Челябинск
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.01.11 14:36. Заголовок: РОЩУВА ЧИ МАРТО ,ЭРЗ..


РОЩУВА ЧИ МАРТО ,ЭРЗЯТ!




Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3476
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.01.11 23:24. Заголовок: Эрзянь од ломантне к..


Эрзянь од ломантне кортнить тесэ:
http://vkontakte.ru/groups.php<\/u><\/a>


Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3478
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.01.11 23:58. Заголовок: ..




Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3483
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.01.11 21:45. Заголовок: Варштынк: http://mar..

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Virjaz



Пост N: 78
Зарегистрирован: 22.10.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.01.11 22:28. Заголовок: Эрзянь нилькс пишет:..


Эрзянь нилькс пишет:

 цитата:
Ней мезе? Эрзятнень ансяк вейке кись - курокке теевемс рузокс?



Не надо торопиться. Статья показывает об отсутствие в руководстве страны представление о национальных взаимоотношениях, национализме и отсюдо, естественно, вытекает об отсутствие у руководства страны национальной политики. А это, в многонациональной стране, является роковой ошибкой. Как является для эрзянского народа роковой трагедией создание МАССР.

В настоящее время государственная политика в национальном вопросе, вернее отсутствие таковой, ведет к ошибкам во всех областях государственного функционирования. Что ведет, или к развалу, или коренной реорганизации. На мой взгляд, это единственное что необходимо, для сохранения эрзянской нации.
Та что не надо мешать им.

Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3485
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.01.11 22:59. Заголовок: Virjaz пишет: Та чт..


Virjaz пишет:

 цитата:
Та что не надо мешать им.

Virjaz пишет:

 цитата:
Та что не надо мешать им.

?

А эряви мешамс рузыявтомс эрзятнень?

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Virjaz



Пост N: 81
Зарегистрирован: 22.10.10
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.01.11 08:32. Заголовок: Эрзянь нилькс пишет:..


Эрзянь нилькс пишет:

 цитата:
А эряви мешамс рузыявтомс эрзятнень?



Разговор то не об этом. Предложения Медведева не только русифицирует народы, а наоборот противопоставят народы друг другу. Не только другие народы русским, но и русские не захотят русифицировать татар, карел, чеченцев, русские также хотят самоиндифицироваться. Кремль действует также как и во времена СССР, "русский старший брат", кремль не понимает, что у каждого народа есть своя национальная городость.
И главное, Кремль путает националистов с державниками. А это противоположность.

Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3487
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.01.11 22:20. Заголовок: Virjaz пишет: И гла..


Virjaz пишет:

 цитата:
И главное, Кремль путает националистов с державниками. А это противоположность.



Мейсэ тесэ карадо каршо аштемась?

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Эрзянь нилькс
администратор




Пост N: 3484
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.01.11 22:15. Заголовок: Тесэ пек парсте моры..


Тесэ пек парсте моры эрзякс паро эрзянь цёра:
http://vkontakte.ru/gsearch.php?section=audio&c<\/u><\/a>[q]=Евгений%20Самаркин

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 301 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 22
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет