Пост N: 103
Зарегистрирован: 14.11.06
Откуда: Latvija, Riga
Рейтинг:
0
Отправлено: 28.12.06 00:30. Заголовок: Re:
С одной стороны, живя за пределами своего государтва, на много меньше возможностей учить свой язык. С другой стороны, если это традиционное меньшинство для Татарстана и живёт компактно (например, сёлами), то расставка языков должана быть иной: 1) эрзянский (родной традиционного нацменьшинства) 2) татарский (язык государства, обязательный) 3) русский (федеральный) - если брать швейцарскую модель, то эта позиция опускается 4) иностранный
Но жизнь за пределами своего государства накладывает свои трудности. Другое дело - сама Мордовия. Там расскладка должана быть иной: 1) эрзянский или мокшанский (обязательный) 2) мокшанский или эрзянский (второй обязательный) 3) русский (или эта позиция опускается) 4) иностранный
Вопрос, конечно, также в справедливости границ. Действительно ли Эрзянь Мастор должна быть уменьшена до границ Мордовии?
Конечно, если многие народы живут вперемешку компактными группами, тогда границу установить трудно. Возможно, что подошёл бы опыт Швейцарии. Там вся страна разделена на небольшие кантоны, в каждом из которых свой язык, на нём они учатся, на нём говорят, на нём общаются с органами власти, и сами органы власти используют этот язык.
Роль государства в сохранении языка велика. Если управление происходит на эрзянском (законы принимаются на эрзянском, всё делопроизводство ведётся на эрзянском, чиновники говорят на эрзянском), тогда и необходимость в языке появляется сама по себе. Без знания языка человеку будет трудно жить в Мордовии. Тогда не возникнет вопрос учить или не учить. Государство просто будет обязано обеспечить изучение этого языка для всex своих граждан, чтобы все они могли чувствовать себя полноценными гражданами своего государства.
Пост N: 238
Зарегистрирован: 14.11.06
Откуда: РФ, С-Петербург
Рейтинг:
0
Отправлено: 28.12.06 01:19. Заголовок: Re:
Ильконь Микай пишет:
цитата:
Мой сын вовсю распевает эрзянские песни и первое стихотворение, которое он выучил тоже было на эрзянском, но разговаривая со сверстниками из родной деревни я боюсь, что моему сыну будет не с кем поговорить на эрзянском языке - причем причина не в государственном подходе, а в обычном человеческом нежелании напрягать своих детей в изучении еще одного языка.
у меня всегда так в детсвте было, приезжая к бабушке в эрзянское село Одпичевеле, с друзьяме в сельском клубе разгвоаривал по- эрзянски, на что мои сверстники по русски отвечали: "городской приехал и разговаривает по эрзянски..давай по-русски", на что я всегда отвечал: "мон ошсояк кортневан рузкс, ие езинь корта тиринь кельсе, ды ней карман рузкс кортамо? акарман. мон эсинь велесе!" (я и в городе по-русски погооврю, год не разговаривал на родном языке, и теперь буду по-русски гвоорить? не стану. я в своей деревне! ) - теде мейле веси ушодыльть коратмо монь марто эрязкс! (после этого все начинали гвоорить по-эрзянски!) - вот она правило от обратного! докажи важность и нужность!
Ильконь Микай пишет:
цитата:
Так зачем же он нужен такой красивый, и певучий язык???
нужен потому что нам его предки дали, мы должны его пердать своим детям!!! иначе для чего они жили? ради продолжения ЭРЗЯНЬ БУЕ(РАСЬКЕ) /(ЭРЗЯНСКОГО РОДА(НАРОДА))!!!
Откровенно раздражает деятельность Комитета по нац.политике ! Или не могут или не дают ! Не получится решить такую задачу только на местечковом уровне ! Я только-что вернулся из деревни . Разговаривал с урюмским учителем краеведения . Русский , иностранный , татарский - обязательны ! Если дети ещё свой начнут изучать , то сил не хватит . Я уверен , что не изучается ни мокшанский ни эрзянский в татарских сёлах Мордовии . Им вроде получается никто не мешает . Если учитель краеведения не несёт национального просвещения , то наверное это принесёт батюшка из вновь открытой церкви ?!? Во-первых он в селе не живёт , во-вторых мокшень кяль ему не нужен , в-третьих его проповеди будут явно не из Масторавы ! Нужен селу хозяин со здоровым национальным самосознанием для материального и духовного благосостояния . Шансик ещё имеется !
Пост N: 241
Зарегистрирован: 15.11.06
Откуда: Россия
Рейтинг:
0
Отправлено: 29.12.06 12:56. Заголовок: Re:
Опыта политической борьбы у меня нет,но тут ситуация похоже подталкивает эрзян и мокшан активнее участвовать в выборах всех уровней ,где можно будет в рамках Российских законов реализовать на практичке все права этносов,гарантированные Конституцией и всевозможными международными соглашениями. Активнее участвовать -значит грамотным активистам самим выдвигать свои кандидатуры в местные органы власти. То ,что Вы рассказали может решиться на уездном уровне или организацией простого схода жителей,т.к верно подмечено никто не мешает -имеется законная база,не хватает одного интузиаста во властных структурах,которого могут выбрать сами жители. Если у ВАс имеется в этом селе знакомые ,которые могут организовать обучение языку,то осталось их выбрать в депутаты местного совета для обеспечения финансовой поддержки. Это конечно оптимистический прогноз,но это ресурс ,по моему,эрзянами и мокшанами не использован в полной мере.
Пост N: 53
Зарегистрирован: 17.11.06
Откуда: Россия, Лениногорск ош
Рейтинг:
1
Отправлено: 31.12.06 20:15. Заголовок: Re:
Пора брать за основу еврейский опыт сохранения своего народа - почти 2 тысячи лет они были рассеяны по всему миру, давно должны были раствориться в разноязыкой среде, но нет - выжили, сохранили язык и веру, восстановили собственное государство.
Главное, чтобы было желание сохранить себя, и начинать с самых низов, с себя и не кивать на государственное равнодушие. Евреев на кострах жгли, только за то, что они евреи. У нас все-таки ситуация полегче.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 21
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет