Пароль вана истямо вадря куляпусмо(информация) теельть лия эрзятне эсест ёнкстнэва. = Было бы хорошо, если такую информацию здесь поместили бы эрзяне других областей. Сюконян, Виян.=Благодарю, Виян.
Пароль вана истямо вадря куляпусмо(информация) теельть лия эрзятне эсест ёнкстнэва. = Было бы хорошо, если такую информацию здесь поместили бы эрзяне других областей. Сюконян, Виян.=Благодарю, Виян.
Седе паро улевель, кодак Виян те информациянть тон сёрмадовлик ды тонговлик минек Эрзянь Википедияньте, арсян тон тов совсят, кой-мезе сёрмалить ярсамопельде, ды шумбрачи ды орьматьнень коряс. Ансяк эряви теть тото теемс совамолем (Логин) - те эряви мезень кис, вант - минек эрзянь википедиясонок улить кирдицят (модераторт лиякс), кодак кармат совсеме эсить леметь ало, сесте тонь карми эсить ловомалопат (статситикась), ды мейле тоньгак путсынек кирдицякс. Эрзятнеде аламо Вий Кепидицяноксонть!
Сёрмадт Оренбургонь ёнкссто: http://myv.wikipedia.org/wiki/Оренбургонь_ёнкс, теске максы эрзякс буень лемтнень, ды эрьва буеденть ды веледенть лия сёрмадовкс. Сасытнге тевесь карми молеме!
Лездак. Кодак улить фотокувт буень прявт ошонть, велетьнень - те пек паро, карматан сынткак тонгомо!
здравствуйте,меня зовут Наталья ,я из Курска. Мой покойный папа родом из села Кузайкино. неожиданно для меня было узнать, что это мордовское село,очень хочется узнать историю своих предков и знать кто же я.
Отправлено: 24.02.10 23:07. Заголовок: Музей эрзянской куль..
Музей эрзянской культуры г.Лукоянов (Аношкин Н.И) и портал "Эрзянь ки" (Терюшань Сергу) благодарят всех эрзян Нижегородской области посетивших выставку "Раськень Валдо" в обласной библиотеке имени В.И.Ленина
Отправлено: 06.07.10 18:32. Заголовок: Родители наши увезли..
Родители наши увезли нас из села Кузайкино в дошкольном возрасте. На лето иногда попадали в родное село.Выросли в Оренбургской области г. Бузулук получили образование, вырастили детей, воспитываем внуков. Сейчас попадаем в село от случая к случаю, как говорят в наши годы встречаемся на свадьбах и похоронах. Про село мало что знаем а хотелось бы, население вроде было не малочисленно . Но самое удивительное сохранился храм, но про него вообще ничего не известно. Многие по разговорам выйдя на пенсию собираются вернуться так как сохранились дома от родителей, есть на селе газ, более менее пригодный водопровод с водой, да еще с какой водой.
Отправлено: 12.07.10 14:02. Заголовок: 3 июля я выезжал отд..
3 июля я выезжал отдыхать на природу и в незнакомой компании из 10 человек нашел 5 эрзян,трое из которых говорят на эрзянском языке я вообще в Караганде нахожу легко представителей эрзя и меня почти сразу признают за своего Правда у всех в паспорте написано мордвин Скажите это значит ,что после мордвина по паспорту эрзя стать нельзя ? Интересно сколько наших родственников вернулось в россию после развала ссср
bublikova-n, а точнее - дело в том, что этноним "Кузайкино" - встречается довольно часто. У нас в Лениногорском р-не Татарстана это эрзянское село, но вот другие не факт.
Мокшин: фактором, влияющим на падение численности мордвы, является пропаганда частью эрзянского народа того, что они отдельная от мокшан нация. Эта идея повсеместно обнародуется, оглашается на съездах, проводится по каналам СМИ. Эрзяне приравнивают этноним «мордва» к кличкам вроде «хохол», «чурка». Боюсь, мы сами подрываем труды наших предков, их борьбу за развитие, сохранение национального колорита родного народа. В преддверии переписи представителям мордовской национальности важно помнить, что главное – не столько знание родного языка, сколько национальное самосознание. Мы – мордва, и нам есть, чем гордиться!
д.Бессоново.Тетюшский р-н,Татария(ранее Ундоровская волось,Симбирский уезд) В документах 1679 года упоминаются в Казанском уезде две деревни Безсонова: Подлесная и Напольная обе населенныя мордвою и как можно заключить из документов, расположенныя одна недалеко от другой. Исчезла-ли одна из них или обе оне слились потом в одну - это остается в области предположений, но только в 1686 году, и по документам позднейшаго времени, известна лишь одна мордовская деревня "Безсоновка", близ которой, "по смежеству с дачей села Новаго Воскресенскаго, что на Ундоровских горах", дано было казанцу Федору Алексееву Зеленому 50 четвертей государевой порозжей земли в оброк**), в самой же деревне частных владельцев никогда не было.
Во время генеральнаго межеванья (в 1794 г.) д. Безсонова была населена "из мордвы новокрещенными ясашными крестьянами", коих было тогда 931 душа (444 муж. и 487 жен.) Cело в Тетюшском р-не, близ границы с Ульяновской обл., в 42 км к Ю.-З. от г.Тетюши. На 2000 — 226 жит. (по переписи 1989 преобладает мордва — 67%). Ср. школа, дом культуры, б-ка. Полеводство, свин-во. Изв. с 1678. До 1860-х гг. жители относились к категории удельных (до 1797 — дворцовых) крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, пчел-вом, плотничным и шерстопрядильным промыслами. В нач. 20 в. в Б. функционировали школа, неск. шерстопрядильных заведений. В этот период земельный надел сел. общины составлял 2107,5 дес. До 1920 село входило в Ундоровскую вол. Симбирского у. Симбирской губ. В марте 1939 было передано из Куйбышевской обл. в состав Больше-Тарханского р-на ТАССР. С 12.10.1959 в Тетюшском р-не. Число жит.: в 1859 — 1043, в 1910 — 1983, в 1949 — 1028, в 1958 — 842, в 1970 — 532, в 1979 — 364, в 1989 — 235 чел.
Мои предки Тарычевы из этого села,отследил от1740 года ссо слов родственников в деревне говорят на Эрзянском языке. В поисках корней своей Фамилии,обнаружил Тарычевых в Нижегородской обл. их корни из д.Алемаево ,Шатковский р-н(тоже эрзя) Может кто поможет выяснить о связи этих деревень. Откуда было переселение эрзи ,туда или от туда? Зарание благодарю!
Отправлено: 24.02.12 07:53. Заголовок: если точнее не перес..
если точнее не переселение,а освоение новых и новых территорий вдоль берегов реки РАВ т.е. Волги.. В нашихместах довольно распространена среди эрзян фамилия РАВОТКИНЫ , люди с РАВА... Никто из соседних этносов и народностей не называют Волгу РАВом только мы эрзяне вот насколько мы имеем глубокую и древнюю историю....
Переселение шло на восток. От "благ добровольного единения".
Миколь пишет:
цитата:
если точнее не переселение,а освоение новых и новых территорий вдоль берегов реки РАВ т.е. Волги..
Ага ! Так оно и было. Жили- были наши соплеменники тысячи лет в достатке и обустроенные на Оке- Раве. Да только однажды из-за реки к ним прикарябался полуголодный ,новый, с горящими глазами "неизменно миролюбивый" сосед.
А наши что ? Да, какой-то каприз от безделья среди лютой зимы появился. Стукнуло в голову, Ортя: "Охай, слушай, что то скучно жить стало, а не поискать ли нам всем вместе каких -нибудь приключений" ? Точно,Ортя. А давайте всем родом бросим эту постылую, налаженную жизнь и айда жить за Рав, куда глаза глядят, в чистое поле. И как я сам до этого не додумался . Всё решено, среди ночи и двинемся.
Показательны деревни с названием Марезь Веле (Маресево . Большое, Малое), расположенные в ряде областей РФ. Миролюбивый большой брат столетиями гнал этот род от от нынешнего Нижнего до моря- Каспийского. На новом месте,каждый раз он упрямо сохранял старое название.
Я бы осторожнее относился к этим определениям. Так как захват, колонизация и русификация Эрзянь Мастор в русской историографии скрываются точно за этими же определениями.
Отправлено: 24.02.12 08:00. Заголовок: Очень интересен вопр..
Очень интересен вопрос где в каком месте произошло рождение нашего народа небезитересны в этом плане проводимые раскопки рязано-окских могильников, хотя имеются разные версии об их происхождении но все же большинство из исследовалей относят ихк древней эрзе..
Вопрос, конечно, интересный. Многие погрузились в него полностью,.... забыв, что народ существует только до тех пор, пока каждый эрзя будет хранить прежде всего ЭРЗЯНЬ КЕЛЬ.
с,Алемаево Шатковский р-н. (эрз. — Алавеле). Патроним: основан до 1596 г. мордвином Алемаем (Гераклитов,1930; Трубе,1962), выходцем из с. Корине Население — эрз.
Привожу исторический документ о заселении эрзей моей родины Николаевского района Ульяновской области, 55 процентов население района эрзя....."В межевых (отказных книгах) старых лет по Казани,хранящихся в настоящее время в Московском государственном архиве древних актов есть документ,в котором записано 27 июня 1691 года мордве деревни Маресьево Арзамаского уезда Иванке Тремаскину из деревни Болтасьево подъячим Скугаревским по их челобитным было отмежевано земли от вершины речки Канадейки вниздо речки Ардовати(правая сторона )по речки Ардовати в верх до большого озера ( ныне Белого Озера ) и до Боянгульской вершины.. Челобитчики, как далее записано в нем просили землю, которойисстари владели отцы и ддеды их и поныне владеют бортными ухожаями близ Сызрана по речкам Канадейке. Арзялейке и другими речками . В 1696 году издеревни Ботасьево что 55 км. от г. Ардатова переехало в наш край 24 двора и положили начало с. Болтасьево...Из данного историческогодокумента следует что в этих местах имели бортные ухожаи и жители с Баево Алатырского уезда....... Очень авторитетен в этихвопросах в своих трудах Гераклитов .....советую почитать..
Отправлено: 24.02.12 18:00. Заголовок: А келинть ланго коне..
А келинть ланго конечно истя. но минь эрзятне миник районсынть кадувиникь модавтому... Мииинить паинык"од московинь бояртныне " и те пек покш бедась.... АРАСЬ ВЕЛЕСЬ, ЮМИ КЕЛЕСЬ...
Отправлено: 24.02.12 20:50. Заголовок: Миколь пишет: А кел..
Миколь пишет:
цитата:
А келинть ланго конечно истя. но минь эрзятне миник районсынть кадувиникь модавтому... Мииинить паинык"од московинь бояртныне " и те пек покш бедась.... АРАСЬ ВЕЛЕСЬ, ЮМИ КЕЛЕСЬ...
Отправлено: 25.02.12 06:37. Заголовок: Рароды рождаются в д..
Рароды рождаются в деревнях,а умирают в городах..А родные милые эрзянские и не только СЕЛА и ДЕРЕВНИ погибают на глазах.. А деревни и села это сплав тяжелого крестьянского труда и истинной самобытной культуры.. Сохранится эрзянское село будет жив и народ, погибнет национальное село народа не будет... И как горько сознавать народа с тысячилетней историей....
Пост N: 450
Зарегистрирован: 27.02.10
Откуда: Эрзянь Мастор, Нижний Новгород
Рейтинг:
2
Отправлено: 25.02.12 15:25. Заголовок: Как сохранить село п..
Как сохранить село при нынешних рыночных реалиях? То что при гибели села погибнет народ - факт, но то что при сохранении села сохранится народ - далеко не факт. Сёла начинали русифицироваться ещё в далёкие 18-19 века и раньше, сёла русифицировались и во времена советов(несмотря на серьёзные меры по сохранению языка). А уж с учётом сегодняшних принципов информационно-технологического воздействия - русификация села - дело 1-2 поколений. Поэтому требуется равноправие информационной сферы компактного проживания эрзян, условия для применения языка в социуме, тогда можно продлить эрзяязычие в сёлах. Ещё нужно повышать уровень национального самосознания, чтобы люди свои корни не затаптывали.
Меньше всего "советы" заботились о сохранении языка, культуры, традиций народов, включая и русского. Они не заботились, они (были вынуждены) обучать "нацкадры" для того, что бы разрушить традиционный уклад жизни, консерватизм во взаимоотношениях между членами общины, без разрушении которого невозможно было создать "советское общество".
Именно с момента "включения" эрзи в строительство великой страны, когда массово молодежь покидала села и рассеялась на огромной территории началась убыль эрзи, но это началось когда массово в национальную среду было внедрены "ценности" советского общества, а внедрялись эти ценности с помощью централизованной школьной программы обучения, с постепенным переходом с эрзянского обучения на русский.
Маол пишет:
цитата:
Поэтому требуется равноправие информационной сферы компактного проживания эрзян, условия для применения языка в социуме, тогда можно продлить эрзяязычие в сёлах. Ещё нужно повышать уровень национального самосознания, чтобы люди свои корни не затаптывали.
Это предлагается не в этой стране, да и в других за нас ни кто не будет делать. Нужен совсем другой подход.
Пост N: 452
Зарегистрирован: 27.02.10
Откуда: Эрзянь Мастор, Нижний Новгород
Рейтинг:
2
Отправлено: 25.02.12 23:51. Заголовок: "Меньше всего ..
"Меньше всего "советы" заботились о сохранении языка, культуры, "
Они хотя бы вид делали. Вне Мордовии во многих сельских школах преподавался эрзянь кель, к каждой готовились преподаватели в ближайших "мордовских" училищах, оттуда и писатели появлялись, интеллигенция. А эрзятне всё-ровно эзть вечке те предметэнть, мерильть - пек уж стака сон, ды а эрявикс.
"Это предлагается не в этой стране, да и в других за нас ни кто не будет делать. Нужен совсем другой подход."
сельских школах преподавался эрзянь кель, к каждой готовились преподаватели в ближайших "мордовских" училищах, оттуда и писатели появлялись, интеллигенция.
Отправлено: 26.02.12 20:26. Заголовок: Маол пишет: Вне Мор..
Маол пишет:
цитата:
Вне Мордовии во многих сельских школах преподавался эрзянь кель, к каждой готовились преподаватели в ближайших "мордовских" училищах, оттуда и писатели появлялись, интеллигенция.
Ни А. П. Рябов, ни А. Моро, В. Радаев, Кулдыркаев, Глухов (первый редактор "Якстере теште"), и другие первые эрзянские "писатели и интеллигенция" в сельских школах эрзянь кель не изучали, а если и изучали то это было до революции и естественно до советской власти.
Лет 5-6 назад с Четверговым решили проанализировать у кого из представителей эрзянского национального движения какое образование ( имелось в виду высшее и средне-специальное), перебрали фамилий 40 по всей России. Пришли к интересному выводу, В ЭРЗЯНСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ НЕТ НИ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА КТО ЗАКОНЧИЛ ЭРЗЯНСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ в высшем учебном заведении.
Пост N: 454
Зарегистрирован: 27.02.10
Откуда: Эрзянь Мастор, Нижний Новгород
Рейтинг:
2
Отправлено: 26.02.12 21:18. Заголовок: "Ни А. П. Рябов,..
"Ни А. П. Рябов, ни А. Моро, В. Радаев, Кулдыркаев, Глухов (первый редактор "Якстере теште"), и другие первые эрзянские "писатели и интеллигенция" в сельских школах эрзянь кель не изучали, а если и изучали то это было до революции и естественно до советской власти."
А есть список тех, кто изучал?
"ЭРЗЯНСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ НЕТ НИ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА КТО ЗАКОНЧИЛ ЭРЗЯНСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ в высшем учебном заведении."
Ну высших учебных заведений, да ещё и с эрзянским факультетом можно посчитать на больших пальцах одной руки(особенно в 30-50-е).
А каков всё-таки вывод? Школы и училища с изучением языка - это было негативным явлением?
Пост N: 21
Зарегистрирован: 29.10.11
Откуда: Самара
Рейтинг:
0
Отправлено: 26.02.12 21:52. Заголовок: Маол пишет: А есть ..
Маол пишет:
цитата:
А есть список тех, кто изучал?
Изучали эрзянский язык в школе....Числав, Втулкин, Ревизов, Кемаль, Инжеватов, Сетин, Арапов, Люлякина, Чувашов. Это Маол на вскидку.
Маол пишет:
цитата:
ЕТ НИ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА КТО ЗАКОНЧИЛ ЭРЗЯНСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Тоесть, эрзянская крестьянская девочка Кемайкина Раиса поступает в педагогический на предмет русского языка опять кровавая советская власть виновата??? Оригинаааааааально...
Ну высших учебных заведений, да ещё и с эрзянским факультетом можно посчитать на больших пальцах одной руки
Скажу по другому. В движении, нет специалистов изучавшие эрзянский язык профессионально, на филологическом факультете МГУ им. Огарева, по специальности "Языки народов россии (мокшанский/эрзянский)", или МГПИ им. Евсевьева, по специальности "учитель родного языка мокшанского, эрзянского, или Ичалковского педучилища, или какого-то другого.
Маол пишет:
цитата:
А каков всё-таки вывод? Школы и училища с изучением языка - это было негативным явлением?
вывод такой, главная цель советской школы обучения "нацменьшинств" не забота об их национальном самосознании, а в скорейшее вовлечение эрзян, как "производственной силой - людскими ресурсами" в хозяйственную структуру страны, с целью скорейшей победы коммунизма во всем мире. В результате усилившейся рассредоточености эрзян, получили нарушение национальной связи отдельных субъектов от национальной общины, носителями языка, исчезла потребность в нац языке, заменившаяся впоследствии языком межнационального общения - русским.
Для Оригинааааааалов... выражусь еще проще, в ДВИЖЕНИИ нет профессиональных преподавателей эрзянского языка.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет