On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Эрязо Эрзянь Масторось! Пингеде пингес эрязо! Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!Erzänj mel, erzänj kel, Erzänj Mastor! Ersän mieli, ersän kieli, ersän Maa! | Эрзя, муить ундоксот! Erzia, muit\' undoksot!

АвторСообщение
администратор




Пост N: 1189
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.01.09 16:54. Заголовок: Эрзяне против эвтаназии своего народа.


Э В Т А Н А З И Я*


Procurare**Эрзи А.А. Сергиенко, новым мокшанам

Ю. Мишанину, Н. Савкину, В. Кирдяшову

************************

Господа Procurare, вы подготовили документы для закрытия единственной независимой эрзянской газеты «Эрзянь Мастор», которая в течение последних 14 лет освещает жизнь и проблемы народа Эрзя, находящегося на грани вымирания, или по-вашему эвтаназии.

Господа Procurare! Если голос газеты в защиту своего народа – экстремизм, то чем являются следующие факты истории и современной жизни народа Эрзя?

Вторжение войск русских князей в эрзянские земли, захват эрзянского города Обран и основание на эрзянской земле Нижнего Новгорода.

Трёхсотлетняя война Московского государства против мирного Эрзя народа, завершившаяся захватом Эрзянь Мастор, обложением данью Эрзя народа, введением крепостного права над Эрзя народом, лишением права эрзян на свою землю, реки и леса, раздачей их помещикам, церквям и монастырям.

Насильственное крещение и «обращение» Эрзя народа в русское православие, сопровождавшееся разрушением и сожжением эрзянских калмазырей-кладбищ, кереметей, традиционных мест проведения молений, запрещением проводить Озксы и хоронить по эрзянским обычаям.

Многовековое использование эрзянского народа в качестве донора для ведения бесчисленных и кровопролитных войн с целью расширения и сохранения империи.

Массовые казни через колесование, четвертование и так далее 11 тысяч эрзянских повстанцев в Эрзямасе в 1670-1671 годах.

Сожжение по приказу Юрия Долгорукого Алёны Эрзямасской живьём в срубе.

Сожжение сотен эрзянских сёл за поддержку восставших.

Четвертование Акая Боляя в Краснослободске.

Жестокое подавление Терюшевского восстания в 1743-1745 гг. Сожжение на Сарлейском кладбище Васильева Несмеяна, командующего отрядами восставших.

Репрессии против эрзянских «националистов» в 30-е годы прошлого века. Расстреляны и уничтожены в лагерях создатели Автономной республики Эрзи и Мокши, лучшие представители национальной интеллигенции, создатели советской национальной системы образования и культуры.

Ликвидация национальных педагогических училищ в Лукоянове, Малом Толкае, Бугуруслане, Кузнецке, Петровске, Сосновоборске, Саранске... Прекращение преподавания эрзянского языка в ВУЗах и техникумах, школах и детских садах.

Закрытие эрзянских газет и журналов в областях, республиках и районах с компактным проживанием Эрзя народа (Пенза, Куйбышев, Ульяновск, Оренбург, Новосибирск, Горький, Чувашия, Татарстан, Башкирия).

В настоящее время.

За последние 63 года, то есть в течение жизни одного поколения, мы потеряли 42% своего народа! (см.таблицу)

Численность (тыс. чел.) Прирост (в %)
----------------- ------------------------------------------------------ -----------------------------------------------------------------
1926г. 1939г. 1959г. 1970г. 1989г. 2002г. 1926-1939г.г. 1939-1959г.г. 1939-2002г.г.
------------------ -------------------------------------------------------- -----------------------------------------------------------------
Эрзя
и Мокша: 1340 1456 1285 1263 1132 844,5 +8,4% -11,8 % - 42%


Численность (тыс. чел.) Прирост (в %)
1926г. 1340
1939г. 1456
1959г. 1285
1970г. 1263
1989г. 1132
2002г. 844,5
1926-1939гг. +8,4%
1939-1959гг. -11,8 %
1939-2002гг. -42%

Заметила ли страна такую потерю? Нет.

Выяснила ли страна причины этой демографической катастрофы? Нет.

Намечены ли меры по восстановлению численности Эрзя и Мокша народов? Нет.

Нет эрзянских национальных школ, детских садов.

Клубы, дома культуры работают только на русском языке, эрзянский язык не используется ни на одном уровне государственного и общественного управления и власти.

Эрзянскому языку нет места в экономической, политической и социальной жизни, его нет, или мизер, на радио, телевидении.

Имело место негласное запрещение указывать при проведении переписи населения национальность ЭРЗЯ по «техническим» и другим надуманным причинам.

Все вывески, объявления на улицах, учреждениях, дорогах, магазинах, в сфере услуг только на русском языке.

Имели место факты открытого давления в адрес эрзянских делегатов при создании эрзянских секций во время «общемордовских» съездов и негласный телефонный запрет: не предоставлять помещения для проведения Эрзянского конгресса-Эрзянь Инекужо с угрозами уволить тех, кто посмеет предоставить помещения . Прилично одетые молодые люди во время съездов вежливо «предлагали» некоторым делегатам больше не приезжать.

Арестовывались плакаты в защиту эрзянского языка и задерживались милицией эрзяне, их державшие.

Эрзяне, публично выступающие по проблемам сохранения Эрзя народа, увольняются под различными предлогами с работы или получают угрозы об увольнении.

Редактор газеты «Эрзянь Мастор» Нуянь Видяз ( Е.Четвергов), председатель Фонда спасения эрзянского языка Кшуманцянь Пиргуж (Г.Мусалёв), незаконно задерживались милицией и представителями спецслужб.

Председатель Фонда спасения эрзянского языка не был допущен выехать на Всемирный Конгресс финно-угорских народов (Таллинн, 2004год)

Представители Фонда спасения эрзянского языка не допускаются к участию в работе консультативного Комитета финно-угорских народов.

На документы и обращения, высланные в адрес Ассоциации финно-угорских народов РФ, Консультативного Комитета финно-угорских народов, с просьбой предоставить возможность работать в них представителям, избранным Эрзянским конгрессом 2006 года, не получено никакого ответа ни со стороны М.Мосина, ни со стороны В.Маркова.

Представители этих организаций, созданных и финансируемых властью, не посчитали для себя нужным присутствовать на Эрзянском Конгрессе-Эрзянь Инекужо 16 апреля 2006 года в Саранске.

Можно предположить, что и на 5-й Конгресс финно-угорских народов в Ханты-Мансийске (июнь 2008г.) представители от Эрзянского конгресса вряд ли будут допущены.

Судилище над эрзянским рунопевцем, автором национального эпоса «Масторава» А.М. Шароновым с целью лишения (хотя бы частичного!) его авторских прав.

Взломан и разрушен Эрзянский народный портал в Интернете – Эрзянь раськень вальма.

Представители власти сорвали проведение обрядовой части всеэрзянского национального праздника-моления Раськень Озкс-2007.

Спецслужбы под предлогом отсутствия разрешения(?!) на съёмки задержали эстонских туристов, приехавших по приглашению на эрзянский праздник, пытались изъять отснятый на Раськень Озкс материал. Видимо, эрзянский Раськень Озкс является стратегически секретным объектом России, который снимать нельзя?

И, наконец!

Вами, господа, запущено дело по закрытию эрзянской газеты «Эрзянь Мастор». За её правду, смелость и открытость.

Эрзянскую газету вы судите не на эрзянском языке на земле Эрзи и Мокши. Прокурор – украинец. Его помощники – мокшане. Кто вам дал право судить и закрывать газету другого народа?

Это всё делалось и делается в стране, в которую по официальной версии «добровольно вошёл» наш мирный, неагрессивный, спокойный народ.

Господин Прокурор, господа мокшанские ученые, чем является это?

Каким словом вы предложите эрзянам назвать эти результаты «добровольного» вхождения в Русь-Россию, чтобы при этом эрзяне не были обвинены ни в экстремизме, ни в «разжигании»?

Эвтаназией Эрзя народа?

Но нет. Мы в небытие «добровольно» не уйдём.

Под письмом в защиту газеты «Эрзянь Мастор», которую некоторые «мордовские» историки и политики пытаются называть «желтой газетёнкой для сельской местности», за короткое время открыто подписались около тысячи человек разных национальностей со всех концов страны: русские, эрзяне, коми, карелы, татары, чуваши, украинцы, белорусы

Разве может собрать такой интернационал друзей газета, «разжигающая» межнациональную рознь? Дружбу народов и взаимоподдержку в протесте против чиновничьего произвола – вот что показал сбор подписей в поддержку «Эрзянь Мастор».

Среди подписавшихся – представители всех слоёв общества: рабочие, крестьяне, служащие, учителя, врачи, инженеры, предприниматели, журналисты, учёные, пенсионеры, студенты, военнослужащие, работники культуры…

Тысячи людей говорят вам, новые прокураторы:

- Руки прочь от независимой эрзянской газеты!

- Это наша газета! Она нам нужна! В ней нет «экстремизма» и «разжигания»! Она пишет правду о тяжелом положении Эрзя народа, его языка и культуры. Именно она является сейчас «Эрзянь видечи (правдой)»!

Но три придворных учёных и один прокурор этого не слышат… Почему?! В Мордовию пришли времена прокуратора Пилата? Значит, это возможно?

Жизнь во власти порождает глухоту совести? Почему?! Это результат укрепления «вертикали власти»?

Эрюш Вежай,

Член Совета Движения за возрождение Эрзя и Мокша народов

Эвтаназия (греч. - хорошая смерть) - практика преднамеренного прекращения (или сокращения) жизни, существования …


* Эвтаназия - от греч.хорошая смерть, содействие уходу из жизни

** Procurare - от лат. заботящийся


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 12
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет