On-line:гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]
Эрязо Эрзянь Масторось! Пингеде пингес эрязо! Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!Erzänj mel, erzänj kel, Erzänj Mastor! Ersän mieli, ersän kieli, ersän Maa! | Эрзя, муить ундоксот! Erzia, muit\' undoksot!

АвторСообщение
эрзянь коень кепедиця




Пост N:8
Зарегистрирован:14.11.06
Откуда:РФ,С-Петербург
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:14.11.06 17:07.Заголовок:Эрзянь ды мокшонь раськетнень ютазь пингедест пачтямне./Историческая справка о эрзя и мокша народах


Внимание!Версия отличающаяся от "научных"

Большая и многонациональна наша страна, наша Великая Родина, и главной силой в любом историческом отрезке был народ, который «творил» историю! Если посмотреть на карту расселения народностей в Поволжье, среди чувашей и мари жили племена эрзя и мокша. Я думаю, многим будет интересно узнать о финно-угорских народах Поволжья — Мокша и Эрзя.
Эти народы является одним из крупных народов волжской подгруппы финно-угорской языковой группы уральской семьи (В финно-угорскую языковую семью, кроме мокшы, эрзи, шокшы, каратев, входят: венгры, финны, эстонцы, марийцы, удмурты, коми, саамы, карелы, ханты, манси, вепсы, ливы, ижорцы).

В границах Республики Мордовия проживает лишь треть всего эрзянского и мокшанского населения - 313420 человек. Компактными группами эрзя расселена в Самарской (116475 человек), Пензенской (86370 человек), Оренбургской (68879 человек), Ульяновской (61061 человек), Нижегородской (36709 человек), Саратовской (23381 человек) областях, а также в республиках Башкортостан (31932 человека), Татарстан (28859 человек) и Чувашии (18686 человек). Также значительное количество проживает также на Урале (42548 человек), в Сибири (65850 человек), на Дальнем Востоке и Сахалине (29265 человек). Кроме России заметные группы живут в Казахстане (30036 человек) и Узбекистане (11914 человек).

Эрзя проживает в восточных районах Мордовии, компактные ареалы ее находятся также в Самарской, Оренбургской областях, Башкирии, Татарии, а также в прилегающих к Мордовии районах Нижегородской и Ульяновской областей и Республики Чувашия.

Мокша расселена в юго-западных районах Республики Мордовия, а также в Пензенской и Саратовской областях, где она проживает как отдельными ареалами, так и вперемешку с эрзей. В других регионах ее численность незначительна.

Группа эрзи, которую в научной литературе принято называть шокша, проживает в западной части Мордовии, то есть в мокшанской зоне: это 15 селений Теньгушевского и 5 селений Торбеевского района. Находясь длительное время в окружении мокшанского населения, указанная группа эрзян подверглась значительному ее влиянию в языке, некоторых элементах быта и культуры. Но это не привело к утрате эрзянского самосознания.

В Камско-Устьинском районе Татарстана в трех деревнях Мордовские Каратаи, Заовражные Каратаи и Шершалан проживает небольшая группа каратаев. В результате длительного проживания среди татар они восприняли их язык, некоторые элементы культуры и быта, но не утратили финно-угорского самосознания. В наши дни так называемая, «каратайская эрзя» все более сближается с русскими, чему способствует их тесное общение, смешанные браки и др.

В литературе также часто упоминаются терюхане. Эта группа эрзи живщая в Терюшевской волости Нижегородской губернии - ныне Дальнеконстантиновский район Нижегородской области. Терюшевская эрзя очень рано вступила в тесные контакты с русскими, поэтому уже в середине XVIII века она перешла на русский язык, хотя еще прочно сохраняла свое самосознание, дохристианские верования и обряды. К началу XX века эта группа полностью обрусела, и практически утратила свое этническое самосознание.


Одно из наиболее ранних известий об этнониме эрзя – «арису» дошло до нас в послании кагана Хазарии (Хазарский каганат - государство, существовавшее до IX века в Прикаспийских степях. Каган - правитель этого государства) Иосифа, датированного Х веком. Вероятнее всего он восходит в своей основе к иранской лексике, иранское - arsan означает мужчина, герой.

Наиболее ранние письменные сведения об этнониме мокша - Moxel содержатся в записках фламандского путешественника XIII века Гильома Рубрука. Он связан с индоевропейским (Индоевропейская языковая семья включает славянские, германские, романские, балтийские, индийские, кельтские, иранские языки) гидронимом (Гидроним - название, связанное с водным источником: рекой, ручьем, озером и т.п.) Мокша: сравните в санскрите проливание, утекание.

Кроме этого хотелось бы напомнить, что очень научно и поучительно написал про эрзянский и мокшанские народы Кастень Серьгу. Читайте его материал здесь К вопросу об иранских заимствованиях в эрзянском языке. - http://erzianj-jurnal.livejournal.com/2697.html

у кого есть еще дополнения? прошу...

Уледе Эрзят, уледе ялгат!!!
Пазчанготь!

http://erzianj-jurnal.livejournal.com/ -Эрзянь Эрий Журнал
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов -51 ,стр: 1 2 All [только новые]


постоянный участник


Пост N:14
Зарегистрирован:15.11.06
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:15.11.06 08:32.Заголовок:Re:


Просьба. Если можно, выложите (у кого есть)краткую хронологию истории народов.
И самые первые упоминания о мокша и эрзя народах.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
эрзянь коень кепедиця




Пост N:50
Зарегистрирован:14.11.06
Откуда:РФ,С-Петербург
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:15.11.06 17:07.Заголовок:Re:


Сувар С. пишет:

 цитата:
Просьба. Если можно, выложите (у кого есть)краткую хронологию истории народов.
И самые первые упоминания о мокша и эрзя народах.



Пингень гайть-Отголоски веков. Хронология важнейших событий.

1-2 век нашей эры формирование эрзянского этноса из Поволжской финской общности.
3-4 век н.э. Эрзяне выделяются как народ.
5 век Упоминание письменное Иордана об эрзянах.
6 век начало формирования мокшанского этноса – конгломерата эрзян и племен степняков, буртасов.
10 век формирование эрзянской государственности столица Обран ош (ныне Нижний Новгород) упоминание в сочинениях К. Багрянородного.
11 век начало колонизаторских походов Русских князей на Эрзянь Мастор.
1003 г. Победа эрзян над Муромским князем Ярославом.
12 век Во главе Эрзянь Мастор избирается полководец и государственный деятель Пургас. Подписание договора о дружбе и взаимопомощи между Эрзянь Мастор и Волжской Булгарией.
13 век начало массовой агрессии и захватнических походов русских князей против эрзян и мокшан.
1229 г. Упоминание в русских летописях о Пургасовой волости (Эрзянь Мастор)
1237-1242 начало захвата эрзянских и мокшанских земель монгольскими завоевателями.
Автор: Пургазонь Викай



Уледе Эрзят, уледе ялгат!!!
Пазчанготь!

http://erzianj-jurnal.livejournal.com/ -Эрзянь Эрий Журнал
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Пост N:2
Зарегистрирован:17.11.06
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:21.11.06 21:57.Заголовок:Re:


erzianj пишет:

 цитата:
1-2 век нашей эры формирование эрзянского этноса из Поволжской финской общности.
3-4 век н.э. Эрзяне выделяются как народ.



Интересно получается - в 1-2 веках эрзянский этнос сформировался,
А в 3-4 выделился. Вопрос - откуда выделился, если это уже самостоятельный этнос.
Ну это так, к слову. Хотелось бы обратить внимание на следующую интересную особенность - у всех волго-вятских финнов в самоназваниях есть сходный корень и почему-то он никого не коробит. Вслушайтесь: Марий - "люди" - самоназвание марийцев; Утморт "народ" - самоназвание удмуртов; Коми-морт - "коми-народ" - самоназвание коми, Маарахвас - "народ своей земли" - одно из самоназваний эстонцев. А еще были Меря и Мурома.
Вслушайтесь - везде один и тот же корень - Мор, Мар, Мур, Мер. Удмурты и Коми просто кричат нам - вы тоже народ - корень "Морт" просто диво как напоминает столь нелюбимое многими Мордвин - а раздница в одной букве - но у братьев удмуртов - "НАРОД", а у нас?

Может все же не стоит так огульно отказываться от памяти тысячелетий, от наших соседей и братьев. Потому как соглашаясь, что мордвин присходит от русского слова "морда", значит оскорблять не только себя, но Марийцев, Удмуртов, Коми, Эстонцев, а также светлую память Мерян и Муромы. Мордва означает - НАРОД. И при Тюште мы и были едины, только позже разошлись несколько в языке и традициях. Но что мешает Эрзе и Мокше по прежнему считать себя НАРОДОМ???



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
эрзянь коень кепедиця




Пост N:81
Зарегистрирован:14.11.06
Откуда:РФ,С-Петербург
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:22.11.06 02:36.Заголовок:Re:


Ильконь Микай пишет:

 цитата:
Мордва означает - НАРОД. И при Тюште мы и были едины, только позже разошлись несколько в языке и традициях. Но что мешает Эрзе и Мокше по прежнему считать себя НАРОДОМ???

в коем месте народ в эрзянском стал обозначаться словом "мордвин"???? я пока прекрасно знаю свой эрзянь кель!

раське

- вот слово НАРОД (если даже разобрать слово "народ" - объединяющий роды, потому что издревле считалось, что народ составлял разросшийся в поколениях РОД)
если разобрать слово РАСЬКЕ - 1. народ, 2. родственник, 3. потомство, 4. побеги( у растений) (Эрзянь-рузонь валкс, Саранск, 1993 год, редактор Щемерова В.С.)

как видно, ваша теория никак не вписывается. тем более, если не ошибаюсь УТМОРТ все-таки мужчина. Надо узнать у знакомых удмуртов.



Уледе Эрзят, уледе ялгат!!!
Пазчанготь!

http://www.erzia.org/ -Эрзянь Лопа
http://erzianj-jurnal.livejournal.com/ -Эрзянь Эрий Журнал
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N:2
Зарегистрирован:21.11.06
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:22.11.06 09:01.Заголовок:Re:


В Европе это тоже имеет место быть . Эллины - греки , мадьяры - венгры , суоми - финны , Deutsche - немцы и т.д. Мордва - русское название эрзи и мокши . И по моему мнению не просто так оно взяло и появилось ! Когда мы говорим мокшекс или эрзякс слово "мордвин" отсутствует , что логично , и по-русски не несёт для нас полного языкового смысла . Долгое время работал с немцами , пардон , это были фризы , саксонцы и швабы . Нелепо , ни так ли ? Знание Hochdeutsch выручали . Языковые различия сопоставимы с нашими ! А протестантский север и католический юг ? Баварец никогда не назовёт себя тюрингцем , а для всех они немцы !!!
Вроде похоже на нашу ситуацию , но только не с нашим благосостоянием .
Бежит Раськесь из деревни , а она - наш генофонд , тает день ото дня !
Я уже давно Республику прошу о разработке механизма финансирования проектов на селе . Вернётся сторицей , тогда и в рубахах белых посидим душевно и Пургаса вспомним и "Келу" ды "Торама" поддержим ! Прошу без обиняков !
Пара вал мархта Равонь Аймакста
Владимир .

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N:1
Зарегистрирован:17.11.06
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:17.11.06 22:01.Заголовок:Вадря ушодкс марто, Андю!


Вадря ушодкс марто, од ялгам. Паро тев теят.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N:1
Зарегистрирован:15.11.06
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:22.11.06 17:16.Заголовок:Re:


Отчасти согласен с Владимиром. Часто самоназвание народа и его обозначение в соседних языках не совпадают. Однако, те же немцы, пардон, дойч, не называют свою страну Германией или Аллеманией, а именно Дойчланд. Почему же Эрзянь Мастор должна называться Мордовией. Пускай ее так называют другие, но себя то набо бы называть по своему. Заметьте, часть российских малых народов уже привела названия своих республик в соответствие с нормами титульного языка: Саха-Якутия, Осетия-Алания, Мари-Эл, Башкортостан и т.п.
Что касается нашего генофонда в деревне. Должен сказать, что там далеко не лучший генофонд. Да, в этнически однородных селах нынешние эрзяне ближе к тем, исконным, т.е. более генетически чистые. Однако, создание семей из мужчин и женщин одного или соседних сел уже давно привело к многочисленным родственным бракам (я не имею в виду браки между братьями и сестрами) практически во всем мире. Отсутствие притока новых генов извне приводит как раз обеднению генофонда, уменьшению числа возможных генетических комбинаций, проявлению наследственных болезней (если у родителей общие предки), а в итоге к появлению элементов вырождения. Встречал статистику, что в изолированных селах частота встречаемости деревенских дурачков на порядок выше - это из той же оперы. Сюда нодо добавить снижение среднего уровня интеллекта, общей жизнеспособности.

Вастомазонок,
Серьгу


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
эрзянь коень кепедиця




Пост N:84
Зарегистрирован:14.11.06
Откуда:РФ,С-Петербург
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:22.11.06 18:20.Заголовок:Re:


Серьгу Канстень пишет:

 цитата:
Вастомазонок,
Серьгу

шумбрачи Сурьгу! Наконец-то вы появились на нашем форуме! У вас много инетресныхс мыслей -выкладывайте, размышляйте,с порьте- форум на то и сделан.

Уледе Эрзят, уледе ялгат!!!
Пазчанготь!

http://www.erzia.org/ -Эрзянь Лопа
http://erzianj-jurnal.livejournal.com/ -Эрзянь Эрий Журнал
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N:2
Зарегистрирован:15.11.06
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:22.11.06 22:21.Заголовок:Re:


Шумбрачи, Андю!
Поговорим паро мель марто.
Пользуясь случаем, поздравляю с открытием форума и сайта. Очень нужное и полезное дело. Я так полагаю, что тебе придется «тянуть» сложное дело администратора по формулированию тематик так, чтобы они были интересены, и, по возможности, имели неоднозначные трактовки. А если разовьется полемика - так это еще интереснее.
Весе паро тенк.
Серьгу


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N:3
Зарегистрирован:21.11.06
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:23.11.06 10:38.Заголовок:Должен сказать, что там далеко не лучший генофонд. Да, в этнически однородных селах нынешние эрзяне


Чем богаты тем и рады ! Вот финны , к примеру , и на 25% своей исконности не тянут . Ничего , number one ! Исконные - это мы все и есть !!!
Урюмонь корхтавксть эса , монь авазе тостонь , Пазчангодти мярихть Пащанга . Колмоксть мярьхть лисемста - эняльди авай .
Сембонди пара вал !

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Пост N:3
Зарегистрирован:17.11.06
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:22.11.06 19:57.Заголовок:Re:


Все мы вышли из общего корня, который археологи называют городецкой культурой.
Но сами себя они как-то идентифицировали, верно?
И поскольку во всех волго-вятских финских языках содержится единый корень - на него я уже указывал выше, можно предположить, что именно он и лежал в основе самоназвания того древнего народа - нашего прародителя. И в их понимании это была самоидентификация себя как единого народа, позже разделившегося на отдельные рода и колена, давшие начала нынешним финским народам.

Или Эрзя и Мокша все-таки имеют каких-то особенных предков?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N:3
Зарегистрирован:15.11.06
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:22.11.06 23:38.Заголовок:Re:


Ремарка к замечанию Ильконь Микая. Он там заметил противоречие в хронологии истории эрзян. Он пишет: «Интересно получается - в 1-2 веках эрзянский этнос сформировался, А в 3-4 выделился. Вопрос - откуда выделился, если это уже самостоятельный этнос». Я тоже это заметил, но сам себе объяснил просто, по аналогии с историей России. Была Киевская Русь с определенным этническим составом. Затем выделилась Русь Московская, постепенно трансформировалась в Российскую Империю с расширенным этносоставом. Потом опять Россия и опять название практически то, но состав в очередный раз изменился (в смысле украинцы и белорусы ушли). Так и с эрзянами. Сначала общеэрзянский базовый этнос. Затем. После выделения мокши – собственно эрзянский народ. Это мое понимание вопроса.
Теперь немного о версии происхождения слова «мордва», как однокоренного к словам морт, марий и т.п. и восходящего к слову «народ». А почему бы нет? Такая версия вполне может иметь место. Но вот в чем закавыка. Те же марийцы, коми или удмутры, по сути, вернули свои самоназвания, поскольку при царе-батюшке носили «гордые» прозвища соответственно черемис, зырян и вотяков. Ситуация со названиями эрзя и мордва зеркально противоположна. Поэтому вполне очевидно, что к нам с полным историческим правом возвращается самоназвание «эрзянский народ». Кроме этого были еще финно-угорские племена, упоминаемые еще Нестором: чудь, весь, парма, печора, ямь, корсь, нарова, лобь, ижора, не имеющих в названиях корней, сходных с морт, мор, мер. Так что, над версией следует еще поработать.
И в заключение несколько слов о фразе Ильконь Микая «Или Эрзя и Мокша все-таки имеют каких-то особенных предков?». Вот умом осознаю, что предки были обыкновенные, а душой хочется, чтобы они были особенными. Знаете, как у евреев. Они богоизбранный народ и на этом строят свое самосознание, позволяющее им сохраняться тысячелетия. И нам бы что-то такое же, хотя бы сказочно-героическое, но особенное


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Пост N:4
Зарегистрирован:17.11.06
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:25.11.06 20:14.Заголовок:Re:


Схожий корень имеют только волго-вятские финские народы. Очевидно северные и прибалтийские финские народы выделились гораздо раньше и потому в их именах не сохранилось древних слов, или же это не их родные имена, а то как их называли соседи - славяне и балты.

И интересно было бы послушать мнения не только эрзи но и мокши по данной проблеме.
Отрадно видеть, что возрождается и растет понемножку наше самосознание, значит эрзя еще поборется за свое место под солнцем.

Но печально, что не слышен в Интернете голос мокшан. Братья, АУ-У-У!!!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
эрзянь коень кепедиця




Пост N:101
Зарегистрирован:14.11.06
Откуда:РФ,С-Петербург
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:25.11.06 23:39.Заголовок:Re:


Ильконь Микай пишет:

 цитата:
Но печально, что не слышен в Интернете голос мокшан. Братья, АУ-У-У!!!

моньгак покш мелем марямс мокшонь кяль, мокшонь тефть Интернетсе -маряви ансяк куш. Косот мокшо ялганок? истят мелест вастомо эсист раськест, оймеёжост....

Уледе Эрзят, уледе ялгат!!!
Пазчанготь!

http://www.erzia.org/ -Эрзянь Лопа
http://erzianj-jurnal.livejournal.com/ -Эрзянь Эрий Журнал
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
эрзянь коень кепедиця




Пост N:133
Зарегистрирован:14.11.06
Откуда:РФ,С-Петербург
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:04.12.06 19:57.Заголовок:Re:


Ильконь Микай пишет:

 цитата:
И интересно было бы послушать мнения не только эрзи но и мокши по данной проблеме.
Отрадно видеть, что возрождается и растет понемножку наше самосознание, значит эрзя еще поборется за свое место под солнцем.

Но печально, что не слышен в Интернете голос мокшан. Братья, АУ-У-У!!!

в том то и дело, что эрзяне как то и в интернете есть, и газету свою "Эрзянь Мастор" выпускают, а вот мокшане где? Кроме журнала "Мокша" я не видел и не слышал, что что то выпускается... так оно?
интересно почему?

Уледе Эрзят, уледе ялгат!!!
Пазчанготь!

http://www.erzia.org/ -Эрзянь Лопа
http://erzianj-jurnal.livejournal.com/ -Эрзянь Эрий Журнал
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N:4
Зарегистрирован:16.11.06
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:26.11.06 11:16.Заголовок:Re:


Изучать историю своего народа конечно нужно, но беда в том, что в истории народов Восточной Европы много темных пятен и всевозможных домыслов. Это оносится также к истории народов эрзя и мокша. И никто лучше кроме них самих не сможет воссоздать свою историю. Много данных о давней истории содержится в языках этих народов. Целенаправленный сравнительный анализ этих языков с определенными языками других языковых семей может дать богатый материал для историка. Лучше знающих эти языки, такой анализ не сможет сделать никто, потому что сравнивать два незнакомых языка очень трудно, а при знании хотя бы одного из них при чтении словаря второго языка ассоциации могут возникать очень легко. Нужно только знать, какие языки выбрать для сравнения. Можна срвнивать, скажем, языки эрзя и мокша с древне-индийским ( нарпимер эрзя, мокша врьгаз «волк» - др.инд. вргас «волк») или иранскими языками. Но эти связи в большой степени уже изучены. Тут новое найти очень трудно. Можна привлечь для сравнения греческий язык (мокша ватракш «лягушка» - греч. батрахос «лягушка» и др.). Тут лексических соответствий очень мало, но они есть, и им надо дать объяснение.
Много параллелей можно найти в албанском языке:

мокша эня «ковш» - алб. энё «сосуд»
мокша ватракш «лягушка» - алб. бреткосё «лягушка»
эрзя качо «бедро» - алб. кофшё «бедро»
эрзя капоркс, мокша копордамс «глотать» - алб. капёрдий «глотать»
эрзя, мокша тяни «теперь» - алб. тани «теперь»

Албанцы являются потомками древних фракийцев, прародина которых была нелалеко от прародины предков эрзи и мокши. Связи албанского языка с финно-угорскими совершенно неизучены, но они могут дать много ценного для воссоздания истории Восточной Европы. Следы фракийского влияния есть в румынском языке, поэтому можна найти параллели и в румынском языке:

эрзя рямигамс «жевать» - румын. румэга «жевать»

Такое сравнение не требует много времени. Нужно просто найти, к примеру, албанско-русский словарь и почитать его. Знающий язык эря (и русский, естественно) легко заметит похожие слова. Не беда, если некоторые параллели окажутся случайными или общими замствованиями. Лишние пары всегда можно убрать из анализа.
Такая работа очень интересна и приносит гораздо больше удовлетворения, чем пересказывание прочитанного у других авторов. Сейчас столько всего понаписано, что найти зерно истины очень трудно. А если знать, где искать, дела пойдут значительно быстрее.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N:77
Зарегистрирован:15.11.06
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:26.11.06 11:51.Заголовок:Re:


Заимствования имеются в любом языке,тут вряд ли можно найти первоисточник(иходный материал).
На других форумах эти попытки пока приносят только разночтения и не способствуют позитивным взглядам
понимания общности истории эрзян и мокшан с другими этносами а рамках границ проживания.
Другой не продуктивный путь,на мой взгляд, это трактовать обнозначно похожести в произношении слов,
особенно этнонимов и топонимов. Тут можно говорить бесконечно долго и не получить для себя ответа.
Такие темы в форумах обычно переходят в соревнования по словестности и красноречию,
в конечном счете переходят в самолюбования. Главное,чтобы поиск общих предков не перешел в принцип:
"Против кого дружить",а способствовал процветанию этноса внутри других этносов,подобно тому ,как разные цветы
украшают общую лужаку в поле.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N:5
Зарегистрирован:16.11.06
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:26.11.06 14:54.Заголовок:Re:


Заимствования бывают разные. Одно дело заимствования из татарского в чувашский, они легко объяснимы. А другою дело лексические параллели между немецким и чувашским:
1. чув. armuti “полынь” (похожие слова есть в других тюркских языцках) - нем. Wermut “полынь”.
2. чув. ătăr “выдра” – д.-герм. *utra, анг. otter , нім Otter „выдра”.
3. чув ăvăs “осина” - д.-герм. *apso, д.-анг. æps, нем Espe “осина”.
4. чув. çak(k) “колоть” (слова этого корня есть в других тюркских языках) - нем. Zacke “зуб, зубец”.
5. чув. čětre “дрожать” (общетюркский корень titr) - нем. zittern “дрожать”.
6. чув. jěkel “желудь” - д.-герм. *aikel, нем. Eichel “желудь”.
7. чув. kěrt “стая” - д.-герм. *herdo, нем. Herde, анг. herd, шв. hjord “стадо”.
8. чув. karta “забор” - д.-герм. *gatdon, нем. Garten, анг. garden “сад”.
9. чув. măkăn’ “мак” - нем. Mohn “мак” (древняя форма *mæhon).
10. чув. pěçen “осот” - нем. Vesen “полба”.
11. чув. palt “быстро” - герм. *balþa, “смелый”, нім. bald “быстро”.
12. чув. papak, pebek “ребенок” (др. тюркские bebi, beba, bebek) – анг. baby „ребенок”.
13. чув. pultăran “борщевник” - нем. Baldrian “валериана”. Латинское название растения Valeriana, внешне похожего на борщевник очевидно изменено под влиянием лат. valere “быть сильным”. Немецкому слову фонетически лучше отвечает тур. baldiran “борщевник”. Название этих растений тюркского происхождения. Когда и в какой индоевропейский язык произошло заимствование, пока не установлено.
14. чув. săpsa „оса” - герм. * wabso «оса» (др.-анг. wæfs, wæps, нем. Wespe), (сюда же сл. osa).
15. чув. tără “верх” – анг. tor “каменний верх”. См. также лат. torus.
16. чув. tu “делать” - нем. tun, анг. do, гол. doen “делать”.
17. чув. vak “прорубь” - д.-герм. *wakwo, нем. Wake, анг. wake, шв. vak “прорубь”.
18. чув. xaltară “мерзнуть” - герм. *kalda, нем. kalt, анг. cold “холодный”.
19. чув. xatăr “бодрый, веселый” - д.-анг. hador, нем. heiter “бодрый, веселый”.
20. чув. xitren “красиво” - д.-анг. cytren “красивый”.
21. чув. xüte “защита” - герм. *hoda, нем. Hut, анг. hood, hat, шв. hatt “защита”.
22. чув. ytla “лишний” - зах.-герм. *ìdla “ничножный, пустой”, нем. eitel, анг. idle, гол. ijdel.

Конечно, все это можно объяснить случайными совпадениями и на этом закрыть тему. Это дело вкуса. А дружить конечно, нужно всем . Не бедем повторять банальные вещи.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N:79
Зарегистрирован:15.11.06
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:26.11.06 15:15.Заголовок:Re:


Спасибо за внимание к чувашским словам. С латиницы мне трудно оценить чего-либо,
большая часть слов в таком виде в разговорной речи не применяется-это вероятно какой-то
диалект,написанный англоязычным переводчиком. Про дружить,раз Вы уже повторили банальность,
я соглашусь. Для эрзян и мокшан предлагаете искать общее с германскими племенами или тюркскими?
У эрзян и чуваш тоже много взаимствований и похожестей,можете посмотреть в том же словаре. На мой взгляд
и менталитет у эрзян и чуваш имеет схожести. Возможно на это сказалось долгое соседство или иные обстоятельства.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N:68
Зарегистрирован:14.11.06
Откуда:Latvija,Riga
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:03.12.06 19:24.Заголовок:Re:





Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N:69
Зарегистрирован:14.11.06
Откуда:Latvija,Riga
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:03.12.06 19:30.Заголовок:Re:

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
эрзянь коень кепедиця




Пост N:134
Зарегистрирован:14.11.06
Откуда:РФ,С-Петербург
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:04.12.06 20:34.Заголовок:Re:


vilkacis пишет:

 цитата:

Еrzän küla:

http://www.folklore.ee/rl/folkte/sugri/mordva/mkyla.htm

паро кулялопась! Эрзякс бы сонде ютавтомондо!
/ хороший сайт! На эрзянский бы его перевести.

а русский вариант отсутствует? это намного уменьшает читаемость, потому что не каждый знает языки...

Уледе Эрзят, уледе ялгат!!!
Пазчанготь!

http://www.erzia.org/ -Эрзянь Лопа
http://erzianj-jurnal.livejournal.com/ -Эрзянь Эрий Журнал
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N:70
Зарегистрирован:14.11.06
Откуда:Latvija,Riga
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:03.12.06 19:34.Заголовок:Re:


о

Čukalo - Čukalõ
Ignadvele - Boļšoje Ignatovo
Andrevele - Andrejevka (varem Malõje Čukalõ)
Oržaņbije - Aržadejevka
Tõrdak - Turdaki
Ordanbije - Ardatovo
Alovele - Nizovka
Sõrevele - Sõresi
Kabavele - Kabajevo
Survele - Sabajevo
Pičale - Nalitovo
Povod’vele - Povodimovo

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N:71
Зарегистрирован:14.11.06
Откуда:Latvija,Riga
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:03.12.06 19:38.Заголовок:Re:


Карта расселения эрзян



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
эрзянь коень кепедиця




Пост N:135
Зарегистрирован:14.11.06
Откуда:РФ,С-Петербург
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:04.12.06 20:52.Заголовок:Re:


vilkacis пишет:

 цитата:
Карта расселения эрзян

пиже тюссо невтезь эрямо таркась ЭРЗЯТНЕНЬ, якстере-инзеень тюссось - мокшонь таркатне.
/ зеленым цветом показаны место проживания ЭРЗЯН, красно-малиновый цвет - мокши.
а недалеко от Bugulma и мои родные места -Odpichevele:



Уледе Эрзят, уледе ялгат!!!
Пазчанготь!

http://www.erzia.org/ -Эрзянь Лопа
http://erzianj-jurnal.livejournal.com/ -Эрзянь Эрий Журнал
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N:75
Зарегистрирован:17.11.06
Рейтинг:1
ссылка на сообщение  Отправлено:26.12.06 00:26.Заголовок:Re:


Андю, муик Захарка веленть, Сергиевский район, вакссонзо Сургут леенть чиресэ, Захарканть ды Адлякуванть ютксо ульнесь Беднота велинесь (п.Речной), Александровка рузонь веленть каршо. Ды невтик. Тосо кайсь эрзянь ломанесь Эрюш Вежай.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
эрзянь коень кепедиця




Пост N:241
Зарегистрирован:14.11.06
Откуда:РФ,С-Петербург
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:29.12.06 01:58.Заголовок:Re:


Эрзянь нилькс пишет:

 цитата:
Андю, муик Захарка веленть, Сергиевский район, вакссонзо Сургут леенть чиресэ, Захарканть ды Адлякуванть ютксо ульнесь Беднота велинесь (п.Речной), Александровка рузонь веленть каршо. Ды невтик. Тосо кайсь эрзянь ломанесь Эрюш Вежай.


вана мезе лись- ансяк велесь апак невте - сон ней ули арась, Вежай леляй?



Уледе Эрзят, уледе ялгат!!!
Пазчанготь!

http://www.erzia.org/ -Эрзянь Лопа
http://erzianj-jurnal.livejournal.com/ -Эрзянь Эрий Журнал
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Пост N:23
Зарегистрирован:17.11.06
Откуда:Россия,Лениногорск ош
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:04.12.06 21:58.Заголовок:Re:


Так мы практически земляки!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
эрзянь коень кепедиця




Пост N:136
Зарегистрирован:14.11.06
Откуда:РФ,С-Петербург
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:04.12.06 23:56.Заголовок:Re:


Ильконь Микай пишет:

 цитата:
Так мы практически земляки!

ино кода!
сатад Раськень Озксов медьковсто Эрзянь Масторов, карматан Самарань ёнксонь эрзятнень пурнамо вейс!

Уледе Эрзят, уледе ялгат!!!
Пазчанготь!

http://www.erzia.org/ -Эрзянь Лопа
http://erzianj-jurnal.livejournal.com/ -Эрзянь Эрий Журнал
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N:172
Зарегистрирован:15.11.06
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:13.12.06 07:46.Заголовок:Re:


erzianj пишет:

 цитата:
Ильконь Микай пишет:

цитата:
Так мы практически земляки!


ино кода!
сатад Раськень Озксов медьковсто Эрзянь Масторов, карматан Самарань ёнксонь эрзятнень пурнамо вейс!


Каждый год проезжаю мимо Новых сосен(еду через Камышлов -Клявлино на Шенталу) в отпуск к сестренке.
В следующем году(где-то 15-17 июня) проезжая мимо буду сигналить,заочно здороваясь.




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
эрзянь коень кепедиця




Пост N:188
Зарегистрирован:14.11.06
Откуда:РФ,С-Петербург
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:13.12.06 12:24.Заголовок:Re:


chuvashon_erzja пишет:

 цитата:
Каждый год проезжаю мимо Новых сосен(еду через Камышлов -Клявлино на Шенталу) в отпуск к сестренке.
В следующем году(где-то 15-17 июня) проезжая мимо буду сигналить,заочно здороваясь.


сюкпря! крман ней содамо косо кие эри! монь тетям Шенталасо прядызеть тонавтнимандо - васенце важодима лув максть тосо - "тракторист широкого профиля"

тынь ули меленк самс "Раськень Озксов"о Чукалвелев Игнатьбуев Эрзянь Масторов омбце медьковонь шлямочисте 2007иесте? паро улевель. Тонь покш эрзянь ойметь! тонь лезкстамось, арсян карми эрявомо!

Уледе Эрзят, уледе ялгат!!!
Пазчанготь!

http://www.erzia.org/ -Эрзянь Лопа
http://erzianj-jurnal.livejournal.com/ -Эрзянь Эрий Журнал
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N:174
Зарегистрирован:15.11.06
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:13.12.06 16:02.Заголовок:Re:


erzianj пишет:

 цитата:
Шенталасо прядызеть тонавтнимандо - васенце важодима лув максть тосо - "тракторист широкого профиля"


Монь весе лелятне икеле те СПТУ№10 прядызь. Сынст лангсо велесе наргильть истя валсо-"Сумашедших полно
только умных 10",аздан мейс истя- весе ней вадря тевсе, ярмакт кудов кандыть,кияк вачодо акулы...


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N:1
Зарегистрирован:12.12.06
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:12.12.06 19:28.Заголовок:Re:


Дорогие друзья, читал в ЖЖ о национальной черте эрзянского народа, к сожалнеию не очень много, возможно кто-нибудь знает о тех же отличиях зрзи от мокши. Слышал одну теорию, что мокша в общем, более хитрый и юркий народ, нежели добродушные простаки эрзяне , а все это якобы потому, что очень очень давно, непонятно откуда на территории проживания мокши осело кочевое племя иудеев...???????.....

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
эрзянь коень кепедиця




Пост N:186
Зарегистрирован:14.11.06
Откуда:РФ,С-Петербург
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:12.12.06 20:05.Заголовок:Re:


oleg пишет:

 цитата:
все это якобы потому, что очень очень давно, непонятно откуда на территории проживания мокши осело кочевое племя иудеев...???????.....

ну это надо где-то прочитать!
хотя это такие сказки, мне кажется...

Уледе Эрзят, уледе ялгат!!!
Пазчанготь!

http://www.erzia.org/ -Эрзянь Лопа
http://erzianj-jurnal.livejournal.com/ -Эрзянь Эрий Журнал
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N:170
Зарегистрирован:15.11.06
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:12.12.06 20:18.Заголовок:Re:


Oleg,приветсвую!
Я думаю хитрый-простой,грубый-почтительный и прочие -не носят этнический характер.
В каждом этносе имеются таковые. У меня имеются товарищи эрзя и мокша(оба водители),
особый отличий не вижу. Языки близки,на мой слух процентов 80-90 существительных
в разговорной речи произносятся схоже, глаголов 90-95. Но по смыслу разговора речь понятна.
Например :
Как тебя зовут?(рус)_____Кода тонть леметь?(эрзя)____ Кода тонь лемце?(мокша).
Меня зовут Володя.____ Монь лемем Олодь____Монь лемозе Олодь.

Все знакомство состоялось...





Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N:173
Зарегистрирован:15.11.06
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:13.12.06 15:56.Заголовок:Re:


Омбоце иесте тень кис саинь отпуск кизна медьковсо. Мачкам шурякам марто тердян тов мольме,ней аздан
кода тевтне кармить се читнестэ. Мелем ули самс, шуряком сонсь пряндо крестизе, ней азды
вадря карми тов молемс?. Козийкамгак крестязь-сон мерсь мартот молян,сон -эрзянка...
Пазось максы шумбрат-сесте пачкодьтяно. Тосо улить таркат косо машинатнень кадомс ,вейке ве
удомс?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
эрзянь коень кепедиця




Пост N:190
Зарегистрирован:14.11.06
Откуда:РФ,С-Петербург
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:13.12.06 16:10.Заголовок:Re:


chuvashon_erzja пишет:

 цитата:
Пазось максы шумбрат-сесте пачкодьтяно. Тосо улить таркат косо машинатнень кадомс ,вейке ве
удомс?


пачкодтяд Инешкепазось максы тененк паро ардома! таркась ламо - вирь, лей...тосо ламо истя удость, толбандят .... кортнимат... кинь улезе мелезе, сайнизь удомо велетнева - эрзятне инжекс сыцятнень банява сайнизь, перина лагксо удовтызь! мон удынь ледезь тикше ланксо покш палаткасо- МЧС путнесь - тозонь кельги полк!!!
пек паро ютакшнось! арсян седе парсте карми сы иенть! ВЕЙСЕ тейсынек Покш Чинть!

Уледе Эрзят, уледе ялгат!!!
Пазчанготь!

http://www.erzia.org/ -Эрзянь Лопа
http://erzianj-jurnal.livejournal.com/ -Эрзянь Эрий Журнал
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N:178
Зарегистрирован:15.11.06
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:13.12.06 18:33.Заголовок:Re:



 цитата:
таркась ламо - вирь, лей...тосо ламо истя удость


Паро. Теньде мон апелян.Мон калонькундамсто яла лей чиресе удан палаткасо,
тол курвастян, калоньям пидян... Мезе эряви ушосо удомс весе мон
пурназь кирьдян.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N:96
Зарегистрирован:14.11.06
Откуда:Latvija,Riga
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:24.12.06 17:28.Заголовок:Re:




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N:223
Зарегистрирован:15.11.06
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:25.12.06 07:44.Заголовок:Re:



 цитата:
тынь ули меленк самс "Раськень Озксов"о Чукалвелев Игнатьбуев Эрзянь Масторов омбце медьковонь шлямочисте 2007иесте? паро улевель. Тонь покш эрзянь ойметь! тонь лезкстамось, арсян карми эрявомо!


Исяк ванынь Мордовиянь килангонь атласонть,тосо моне эзьмуеве Игнатьбуесь(нама Чукал велеськак).
Кона таркасо вешнимка эли сёрмадынк кода тов пашкудимка, кшны киланго эли покш ош тосо ули?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов -51 ,стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
-участник сейчас на форуме
-участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 75
Права: смайлыда,картинкида,шрифтынет,голосованиянет
аватарыда,автозамена ссылоквкл,премодерацияоткл,правканет