On-line:гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Эрязо Эрзянь Масторось! Пингеде пингес эрязо! Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!Erzänj mel, erzänj kel, Erzänj Mastor! Ersän mieli, ersän kieli, ersän Maa! | Эрзя, муить ундоксот! Erzia, muit\' undoksot!

АвторСообщение
moderator




Пост N:546
Зарегистрирован:20.07.10
Откуда:Челябинск
Рейтинг:3
ссылка на сообщение  Отправлено:12.10.13 16:49.Заголовок:«Кельмелисьмалеень лисьмапря»







Э Т Н О П А Р К

на роднике «Кельмелисьмалеень лисьмапря»




Начало благоустройства относится к 1960 годам , после строительства шоссейной дороги на Новосёлки и Пичингуши с Гагинской дороги. Инициатором был школьный учитель Арбузов А. И., поддержан местным председателем колхоза Пергаевым. Место это всегда было сырое, выходили сильные родники по всему оврагу, идущему через рощу Лукаш к реке Ежати. На этой территории в радиусе пяти км располагаются старинные эрзянские сёла : Крапивка (Ташто Пичиньгужо) и Пичиньгуши, Новосёлки (Од веле) и Чиргуши. Сохранились до наших времён культовые места молений этих деревень. Одно из них «Лугакужо» был восстановлен музеем эрзянской культуры. Ко времени строительства дороги, естественный сток воды из родников был запружен, образовалось болото. Чтобы спасти верхний родник, было прорезано русло для стока в сторону реки Шнары. Позднее был построен пруд. Заслуга учителя Арбузова в том, что он поставил роднику деревянный сруб и сделал пешеходные мостки. К роднику потянулись люди. Со временем обсадили место ивами и тополями. Пройдя несколько лет, сын Арбузова Иван Алексеевич Понин, будучи руководителем Лукояновского автотранспортного предприятия благоустроил это место для отдыха для своих работников. Построена беседка, поставлен постоянный мандал для шашлыка, из дубовых половиц соорудили столы и скамьи.

В 2008 году подключился к благоустройству родника и молебной рощи-поляны Лугакужо музей эрзянской культуры, был проведен первый фольклорный праздник, собравший около 200 человек. Праздник понравился людям, и нами, работниками музея было решено заложить традицию на каждую последнюю субботу июля. В 2011 году районный отдел культуры организовал первый межрегиональный фестиваль эрзянской песни. Проведено три таких фестиваля. В плане благоустройства места фестивали принято оформить место парковой скульптурой. На общественных началах было исполнено и поставлено несколько скульптур, посвященных эрзянскому фольклору. Идея этнопарка возникла после строительства скульптурной композиции из семи персон эрзянской истории нижегородчины «памятник предкам» и открытием мемориальных плит героям истории прошлых веков. В 2012 году состоялось официальное открытие этнопарка. Лето 2013 года этнопарк пополнили скульптурой «Кудоатя» и скульптурной монументальной композицией «Иненармунь». Этими памятниками определили центр мемориальной зоны. Однако в плане изготовление новых работ, галерею скульптур: Олёне-ушмодею; Несмеяну Васильеву; Кузьме Алексееву.Решение музея ответственное, в первую очередь перед эрзянским народом. Этим героям Россия не ставила памятников. Нам т.е. отцу и сыну Аношкиным придётся рубить образы исторических лиц, а не просто парковую скульптуру. В первую очередь идею должны поддержать эрзяне- дело принципиальное. Для чего все наши усилия общественников и районной администрации. В народе растёт ностальгия по умирающим родным сёлам. Этнопарк и проводимые здесь фестивали вдохновили многих людей, что не всё еще потеряно. Возрождается культура и память предков, и не далёко в то время, когда люди будут возвращаться в родные сёла, к родительским домам. Чувство Родины обостряется, именно с этого места начинается Родина. К этому приложили руки работники культуры Лукояновского районного отдела культуры и спорта и поддержаны Лукояновской районной администрацией.




Материал подготовил Николай Аношкин
.



















Эрязо Эрзянь Масторось! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов -4 [только новые]


moderator




Пост N:547
Зарегистрирован:20.07.10
Откуда:Челябинск
Рейтинг:3
ссылка на сообщение  Отправлено:20.10.13 08:54.Заголовок: ЭТНОПАРК – РОЖДЁН..


ЭТНОПАРК – РОЖДЁННОЕ ЧУДО КУЛЬТУРЫ

В одном из летних номеров газеты «Московский комсомолец» вышла статья «Пургасова Русь на юге Нижегородской области». Хотя автор данного материала весьма скептически и с осторожностью просветил работу эрзянского музея и фестиваль песни, который прошёл в этнопарке, не иначе как националистические игры, в этой статье есть достаточно серьёзные оценки. Во первых, работа по возрождению национальной культуры переместился на «родник», т.е. в Этнопарк, созданный музеем эрзянской культуры. И в этом есть доля правды. Ежегодно, в последнюю субботу июля заложили традицию проведения фольклорного праздника, межрегионального фестиваля эрзянской песни. Кроме этого руками актива музея и общественников благоустроена вокруг родника территория, удивительно красивого места, света, простора. Наша работа, то есть отца и сына Аношкиных по изготовлению парковой скульптуры придало территории национальную окраску. Здесь эрзянская земля, эрзянский дух. Реет на мачте не съемной флаг- символ треколор эрзянского народа. Здесь дух истории,

Которому ныне придаёт эрзянский мемориал предкам- нижегородцам. Здесь установлены скульптуры фольклорных персонажей, Ведяве, Мастораве, Вирьаве, Иненармунь, Кудо-атя и другие. Работа выполняется на общественных средствах и по инициативе общественников.

В начале 90-х годов, вокруг созданного в Саранске общественниками-эрзянами Фонда спасения эрзянского языка, начала собираться постоянная группа эрзян, заинтересованная возрождением эрзянской культуры. Среди них часто бывал и я, директор эрзянского музея из г. Лукоянова. При общении рождались различные идеи, только воплощение их было не простым делом. В первую очередь утвердили выпуск своей эрзянской газеты, через год 20 сентября 2014 года смогли выпустить первый номер. Вдохновленные успехом у нас рождались замыслы, к примеру, иметь своё эрзянское подворье и соответствующее оформление по сюжетам национального фольклора. Прошли годы, об этом все забыли, родился новый почин построить в Саранске памятник инязору Пургазу.

При всей своей национальной наивности и порядочности, организаторы акции не ожидали такого ожесточенного сопротивления со стороны мордовских властей. Мордва-мокша чиновники по сей день не дают надежды, что памятник Пургазу будет установлен в столице Мордовии Саранске. Идёт сбор денег, который Фондом, продолжается по сей день. Собранна приличная сумма и то, что жертвуют на памятник люди и других национальностей, в том числе и мокша, для властей Мордовии не аргумент.

В 2008 году, осознав бесперспективность акции Фонда, я принял решение своими руками воссоздать желание эрзян 90 годов - иметь свою национальную территорию. Увы, почин Музея никем не был поддержан. Но эрзянское упорство взяло верх, взялся за свой счёт, своими силами оформить и закрепить за эрзянами национальный пятачок земли. В 2011 году при открытии 1-го межрегионального фестиваля, открыли монумент предкам. На глазах у людей были слёзы. Такого подарка от нас никто не ожидал и даже глава района Виктор Аганин, снимавший покрывало со скульптурной группы, был удивлён. Руководителями района на следующий год официально открывают этнопарк, а перед этим в конце июня, на деньги собранные от эрзян России и г.Киева открыты мемориальные плиты 10 героям эрзянской истории. На территории появился плакат, что «строится этнопарк эрзянами России». И это пока, действительно так. Лето 2013 года показало наши возможности, что мы способны выйти на более серьёзные работы. Открытие мемориальной композиции «Иненармунь» и «Кудо-атя» завершили композицию мемориальной зоны. Однако, пришла новая идея открыть скульптурные портреты летом 2014 году пока трём героям эрзянской истории, которым Россия равнодушна, но без помощи эрзян, притом активной - нам не обойтись.

343 года в забвении имя великой дочери России и Эрзянь Мастор. Это Алёна Арзамасская – героиня Отечественной войны эрзя народа 1670- 1671 г.г.. Уроженка Выездной слободы под Арзамасом. После потери семьи, будучи ещё молодой, чтобы не быть проданной крепостником-барином уходит в монастырь. Монахиней-старицей была недолго. В 1670 году бежит из монастыря и возглавляет отряд крестьян из 300 человек, громит барские усадьбы. Осенью этого года под её началом было уже 7 тысяч человек. Соединяется с конницей Разина 2 тысячи «вершников», разбивает войско Долгорукова под с. Поей. Олёна-ушмодей и атаман Фёдор Сидоров берут Темников. В начале декабря повстанцы были разбиты, Олёна и еще 8 атаманов были пленены богатеями Темникова и переданы царским карателям. По приказу князя Юрия Долгорукова ,Олёна была обвинена в «воровстве» и колдовстве, сожжена живой в срубе. Музей эрзянской культуры весной 2014 года установит гранитную мемориальную плиту на месте встречи войска Олёны-ушмодея с Разинской конницей. Летом будет изготовлена скульптура памятник героине и установлена в мемориальном комплексе этнопарка.

Васильев Несмеян- предводитель антиправославной войны 1743-1745 г.г.. Волостной староста, пользовался большим авторитетом у народа. 18 мая 1743 г. В Терюшевской волости поднялось стихийное восстание жителей сёл против вандализма солдат под руководством епископа Нижегородского и Алатырского Дмитрия Сеченова, который уничтожал кладбища язычников д.Сарлей, Армонихи, Порцово. После появления в Терюшевском уезде воинских команд, возглавил 6 тысячное крестьянское войско. В течении нескольких месяцев на территорию волости не допускались власти и их воинские части. 26 ноября 1743 года у деревни Лапшихи произошло сражение, где плохо вооруженные крестьяне были разбиты гренадёрами и драгунами. 282 человека подверглись разным мерам наказания. Помощники Несмеяна были повешены, его живым сожгли на кресте. Сопротивление народа продолжалось и в 1745 году.

Алексеев Кузьма. Родился в деревне Большое Сеськино 1774 году.

1804 – 1810 годах руководил национально-религиозным движением эрзян. Он проповедовал мысль о необходимости перехода от насильственных методов ликвидации крепостной и религиозной зависимости к ожиданию скорого ее падения на основе возвышения эрзянской веры и разрушения христианства. Эрзяне будут свободны, не будут принадлежать помещикам и платить оброк, а будут первыми людьми, потому что все господа оденутся в эрзянские платья и будут такие же эрзяне. Он произносил эти мысли на собраниях, молениях. Со стороны властей по доносу попов Кузьму несколько раз подвергали наказаниям. 12 сентября на эрзянском молении, где участвовало более 4 тысяч человек, Кузьма и его помощники были арестованы, их судили. Кузьму Алексеева после наказания плетьми выслали в Иркутскую область. О судьбе его дальше сведений нет.

Три героя, три судьбы, три эпохи истории Родины и эрзя народа. Память о них должна восторжествовать! Только своими руками, мы эрзя прославим мир предков, создадим своё эрзянское чудо.

Николай Аношкин
.










Эрязо Эрзянь Масторось! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N:5672
Зарегистрирован:17.11.06
Рейтинг:7
ссылка на сообщение  Отправлено:20.10.13 20:47.Заголовок:Инзейне1 пишет: ЭТН..


Инзейне1 пишет:

 цитата:
ЭТНОПАРК – РОЖДЁННОЕ ЧУДО КУЛЬТУРЫ



Мелезэм пек тусь Тумай атянть мелезэ, теемс рунгокерсевкст ине эрзянь маралятненень! Артовкстнэяк пек вадрят! Васняяк Эрзямасонь Эленансесь!

Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N:548
Зарегистрирован:20.07.10
Откуда:Челябинск
Рейтинг:3
ссылка на сообщение  Отправлено:20.10.13 20:52.Заголовок:ВАСТОМАТ ИНЕШКИПАЗО..


ИНЕШКИПАЗОНТЬ МАРТО ВАСТОМАТ -1

Покш тевсэ эсненек кутнить ильведевксь. Энень арасть, кинь тевтне кель прясо. Сынь парокс эсь пря таргить, вечкить манчамо, ды а эсь тевинть эстеск понгавтомо. Ванодо прявт, кодамо мон важодиця, тыниньк тевень кандыця, мон партиясо «Единая Россия», мон церквяв якан. Тыниньк икеле алкукс мордвин, эрзятнень икеле манчан «мон эрзянь ломань». Истятнень паз оймсэ арась. Сынь ярмакто ды винадо эсь пря микшницят. Эрзянь превсэ , рузонь кельсе те ломаненть лемдить «недоумки». Эрзянь фольклорсо улить истят геройть.

Недоумкатне(чопачатне) пек авечкить пазне путыцятнень ойменть, лиясто кепедицятнень тиринь раськенть, ярмактумо, эсь мельсэ ды арсемасо. Теньде мон а весть домкасто арсинь, кодамо прясон ащи «духоборство», вельмавтомо эрзянь ойменть. Чаркодицятне перькан аламо – ансяк пазонте шкадьме эряви молемс. Касынь оля чисэ, пазонь баславамось ульнесь ансяк авань. Атеист-аволь, кемиця –аволь. Инешкипазонть эстэ содамо карминь эрзянь покш тевсэ. Чаркодьме карминь косо религия, косо политика. Ансяк оймень коряс ариянь толне кемемась. Эснензэ арась кодамояк урьчи, ломанесь пазонь эйкакш, вечкевикс эйкакш. Превень касомась- пазонь тев.

Мировойть религиятне аволь пазонь. Пазось вейке- верепаз, Чипаз, Инешкипаз. Сондейстэ аэрявить молитватне, аэрявить озкс палтне. Сон учни пельденек парт тевть, ды покш превть.

Истямо философиясо эрян, важодян. Эрзянь тевенте ян теян икеле молицякс. Чаркудян, пиньгем путан алкукс пазонь тевсэ.

Улить –арасть содамот онынь. Кавсть ульнинь пазонть икеле. Сонзе маринь, кортынь мартунзо, вачтынь лангозунзо.

Кевсти невтеме пиньгем- кецень кирдян мазый покш лаз. Лангава молить мазыйть валдо сулейть. Чаркудян-те пиньгем, раужо кикст а неян. Пазонте кеняркс вальгейсэ мерян : те мезе, сырне?» , марян « седе кеме!» Эчке валтнень пелев велявты зеркала-лазонть, сельмень токизе покш валдо. Чопулгатсь сельмень. Чаркудинь- теинь пежеть. Вай, чаула пря!
Аламошка ютазь сельмень кармазть нееме. Икелень эчке кундо (пень) монь серсэ. Поцон покшт рангамо мель. А содан кода жаль те чувтось. Ванан, кецень пиньгень лазось. Мон пазонте пшкадинь:- пуца пиньгем чувтонть вельмавтомкс.»
Марян- путык!» Машницян лазонть марто, ков путомс, верев, пилявтозонть лангс, алой,сантнене. Асодан. Печкемс пиньгенть эсте панкс, арасть васыньпеельть! Сельмень кепидинь, чочконть перька тапардавозь тусть касомо ёлотне, кувака чова каль лопа. Те оноть мельга ие эзь прядовк, омбоце он. *Пазось ютавтымим свадьбань кольца пачка, икелень ащи покш Иненармунь. Кизна цёрань марто керсинек эте Иненармуненть, теинек свадьбань кольцатнень. Мон ютынь пачкаск онсэ, эрзянь цёра Саша Учеваткин нинзе марто ютась эрзянь фестивальсэ, сюкунясть Иненармуниньте. Тарго ютась цёрам урьваксь, ютась одырьванть марто эсь кедь теевксынть пачка Иненармунсть икелей. Чачь од эрзянь кой. Инешкипазось невтизе ков ды кода путомкс машнициам. Ды ванна. ванкшнозь фототнень, чаркудинь чувтолопатнень, од, кассы ломатнень, кине кепедемкс раськенть.
Алкукс тамашат!
Аношонь Тумай.

* Инешкипаз взял меня под локоть и провёл через кольца к большой птице, которая задрав голову и крылья к небу........




ВАСТОМАТ ИНЕШКИПАЗОНТЬ МАРТО - 2[/font]

« Cамая большая ценность жизни – это жизнь.»

В.Песков


РАЗМЫШЛЕНИЕ


Мир вокруг нас - в нём живой человек. Нас отделяет от всего живого разум, так думает каждый. Разум определяет личность, способность к честолюбию. Если признаться честно, осознание своего Я – и есть самооценка. Понимание своей исключительности, нормальное и правильное решение, ведь душа у каждого своя, неповторимая, единственная.

Внутренняя дисциплина человека определяет поведение в среде таких же неповторимых людей. От меры испорченности идёт наше бытие. Всё зависит от возрастной группы, через которую проходит человек. Каждый день – это общение, с близкими и совсем незнакомыми людьми, с которыми и мир не пересекается. Они, в одно и то же время, живут, как бы в параллельном мире. Это человеческое общество – цивилизация. С плодами цивилизации мы в тесном контакте, т.е., разум, проявляется везде. Энергия мысли качественно меняет жизнь. Когда в теле молодость и здоровье – зрячий не видит мир, у него одно, стремление к цели. Человек на закате жизни уходит в философию и в прошлое. Нередко, сломленные души, от близкой потери тянутся к религии, находят покой в вере, перестают думать.

Но мир, что окружает нас, остаётся - не познанным. И в миг, когда погаснет сознание и исчезнет в душе разум – остановится время. Ценность жизни в оставленном наследии. Чем оно прочнее, тем правильнее. Кроме этого человеку дан выбор, шанс. С клетки жизни, где в гены запрограммированы на жизнь, реализуется во времени - человеку дано право постичь разума бога, но жизнь коротка. Не слепая вера ложных религий, а знания подымают к богу. Эти знания упрочняют цивилизацию, плодами знаний мы пользуемся. Человеческая мысль не знает пределов, она высвечивает микромир и открывает элементарные частицы материи или прорывается в глубины космоса. Мысль разума – есть инструмент бога. Если на кончике пера открывается частица- «бозон», физики- ядерщики на коллайдэре частицу фиксируют – это ли не чудо мысли и науки! За холодный ядерный синтез отвечает другая частица и человек, который ее открывает, называет его именем своего народа «эрзя-эрзион». Это и есть приближение к богу, блага, полученные от знаний на практике -определяет время. Все чаще мы слышим, что и сам человек бессмертен, после физического умирания тела, его душа- энергия сохраняет память и материальную индивидуальность. Как знать! Может жизнь продолжается в энергетической матрице. Но в какие утопии ведут религии, призывая к богу - уводят от бога, то есть от постижения его тайны. Подлинная цель жизни – разгадка жизни, а это учёба, знания, наука, свобода разума и воли. Это величие и ценность личности. Человек не может оставаться рабом, даже в духовном плане. В каждую секунду наше светило Солнце заряжает клетки жизнью не только человека, а Земля защищает Жизнь от жёстких ветров и холода космоса. Человек и его разум -дитя рожденный великими стихиями. Это знали предки при каменном веке, это утверждает ныне наука. Мир материи разнообразен, но первичной являются энергии. Энергия способна конденсироваться, рождая плазму, газ, жидкость и переходить в твёрдую материю. В материальном мире идёт конденсирование космических ритмов в энергию постоянных, и человек тоже, на клеточном уровне продукт мироздания. Плазма жизни уходит в энергию, а солнечная энергия движет жизнь. Тайна непостижимой жизни при всех её современных наших неурядицах – дорогой подарок, который должен служить живому человеку, всем живущим на земле народам. Жизнь бесценна, как для конкретного человека, осознающего себя, так и для этноса. Если культура и само существование на грани, то Возрождение – это философия, в первую очередь для тех, кто является носителем языка. Эрзянину, эрзянке посвящаю размышления и желаю верной дороги. . Николай Аношкин.




Эрязо Эрзянь Масторось! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N:5673
Зарегистрирован:17.11.06
Рейтинг:7
ссылка на сообщение  Отправлено:20.10.13 21:47.Заголовок:Эрзянь мазычинь куро..


Эрзянь мазычинь курос путынь Тумай лелянть сёрмадовксонзо корява вана истямо путовкс:

http://uralistica.com/group/erzia/page/2161342:Page:200439?xg_source=activity

Эрязо Эрзянь Масторось!
Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
-участник сейчас на форуме
-участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлыда,картинкида,шрифтынет,голосованиянет
аватарыда,автозамена ссылоквкл,премодерацияоткл,правканет