On-line: гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]
Эрязо Эрзянь Масторось! Пингеде пингес эрязо! Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!Erzänj mel, erzänj kel, Erzänj Mastor! Ersän mieli, ersän kieli, ersän Maa! | Эрзя, муить ундоксот! Erzia, muit\' undoksot!

АвторСообщение





Пост N: 226
Зарегистрирован: 19.05.08
Откуда: Самара ёнкс Вирьпуло веле
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.09 14:00. Заголовок: Коноваловская летопись


Хотел бы познакомить форумчан с рассказом Сергея Петровича Писцова об эрзянском селе Коноваловка Борского района Самарской области, это родное село моих родителей и я надеюсь многим будет интересно прочитать о нем.

Огромное спасибо за предоставленный материал Галине Степановне Рягузовой.


С.П. Писцов

КОНОВАЛОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ

От автора

Эта брошюра, которую Вы держите сейчас в руках, содержит в себе короткий рассказ о Коноваловке, о ее героическом прошлом, что создано было руками людей труда за 70 лет Советской власти.

Я родился в том году, когда страну потрясли две революции – Февральская и Октябрьская. Следовательно, оказался свидетелем многих важных событий: от ликвидации кулачества и коллективизации до перестройки. Вся моя жизнь, за исключением 10 лет (с 1937 по 1946 год) прошла там, где я родился, то есть в Коноваловке. Интерес к истории села, когда и как оно возникло, я испытывал с детства. Более основательно занялся собиранием воспоминаний после Великой Отечественной войны, то есть в 1946 году, когда стал работать завучем Коноваловской семилетней школы. Уже тогда директор школы Р.А. Широчкина привлекла учителей и учащихся к сбору материалов об участниках Великой Отечественной войны. А я начал собирать из рассказов старожилов материал об истории своего родного села, записывал его в блокнот. А уж как вышел на пенсию в 1977 году начал оформлять свою летопись. В нее, конечно, вошло далеко не все, что сохраняет память краеведа. Но, надеюсь, даже то, с чем я знакомлю читателей, сейчас вызовет большой интерес.

Вопросами истории села Коноваловки я интересовался с детства, то есть когда был учеником Коноваловской школы колхозной молодежи (ШКМ). Меня интересовала история возникновения нашего села. Кто были первыми поселенцами? Когда они прибыли сюда? Зачем? и т. д. Мне кое-что тогда рассказывали отец, мать, бабушка Катя. Я их слушал, но не записывал. А когда приехал в Коноваловку работать учителем в 1946 году и начал собирать материал об истории своего села, то не только спрашивал, а просил пересказать отдельные моменты 2-3 раза. Все это я записывал и собирал в портфель, а вот как ушел на пенсию в 1977 году, стал это все концентрировать вместе. Приходилось переписывать, пополнять новыми данными, или уточнять что-то.

А сейчас назову я вам имена рассказчиков.
1. Писцов Самсон Лукьянович (1848-1951 г.г.)
2. Карпов Яков Федорович
3. Козлов Анисим Андреевич
4. Тумаев Федор Степанович
5. Чуваткин Павел Трофимович
6. Попов Павел Архипович
7. Писцов Петр Артемьевич
8. Полнуждин Василий Иванович
9. Полнуждина Василиса Васильевна
10. Ефремов Иван Артемьевич
11. Тумаев Василий Петрович
12. Котин Артем Алексеевич
13. Щанькин Прокофий Петрович
14. Тумаев Иван Дорофеевич
15. Котин Иван Флорович
16. Исаев Ефим Илларионович
17. Есипов Осип Борисович
18. Потапов Максим Васильевич
19. Котин Иван Ананьевич
20. Котин Федор Ананьевич
21. Лазарев Александр Филиппович
22. Исаев Федор Иванович
23. Ладин Степан Семенович
24. Щанькин Анисим Мартынович
25. Догонкин Петр Максимович
26. Ладин Иван Федорович
27. Ладин Василий Семенович
28. Вдовин Александр Федорович
29. Лазарев Павел Васильевич
30. Соболев Сергей Трофимович
31. Чуваткин Михаил Алексеевич
32. Писцова Дарья Евстигнеевна
33. Бралгин Александр Кириллович





Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 14 [только новые]





Пост N: 1
Зарегистрирован: 29.11.16
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.11.16 01:28. Заголовок: Potapoff здравствуйт..


Potapoff здравствуйте, не могли бы вы рассказать (или подсказать где искать) если знаете про моих предков Карякиных которые жили в селе в описываемые вами времена.
Моя бабушка пишет:

Переселенцы стали заниматься землепашеством, но это было "рискованное" земледелие, так как из каждых пяти лет хозяйствования два года в Заволжье обязательно были НЕурожайными из-за периодической засухи, иногда нападала саранча и сжирала всю зелень, люди периодически голодали. Твой прадед - первенец Николай говорил, что хлеба ( урожая) никогда не хватало до "НОВИНЫ" - т.е. до нового урожая. И на старости лет однажды он пооткровенничал, что никогда не жил так хорошо, как в его старости в советское время, уж хлеб-то в советское время - в 70 - 80е гг. - был круглый год (за исключением годов войны с Гитлером и до 1960гг.).
Приходилось переселенцам заниматься "отхожими" промыслами. Твоему прапрадеду Карякину Симеону Николаевичу , когда подросли его сыновья: твой прадед Николай - это мой отец, Гаврила. Константин , дочери Мария, Анна, Антонина,- удалось организовать торговлю какими-то вениками,- т.е. торговую лавку, и "поставить" мельницу недалеко от с.Борское , в мордовском селе Коноваловка ( оно существует до сих пор), на берегу верховьев реки Самарки - притоке ВОЛГИ. Видимо, прапрадед Симеон Николаевич был "крепкий, непьющий хозяин" поэтому , даже перебравшись на новые целинные земли, всё-таки сумел "поставить дом", сумел накопить средства и "поставить" (отстроить) мельницу параллельно занимаясь землепашеством. На мельнице работал он сам и его второй сын Гаврила - хороший механик- который обеспечивал непрерывный помол зерна на мельнице. А первенца - Николая он послал учиться на агронома, видимо хорошо понимал цену образованию, полезному для развития сельского хозяйства. На каникулах первенец Николай (мой отец) работал в отцовской лавке. (Кстати, Николай был очень брезгливым от рождения, со скотом заниматься брезговал).
Землю в крестьянской общине- (в селе был общинный строй в пользовании землей)перераспределяли каждую весну по количеству мужчин и мальчиков в семье; на жену и девочек землю не давали (курица не птица, женщин не человек - по Домострою). А в семье Карякиных в то время было 4 мужчины плюс дед - отец Симеона Николаевича -земли у семьи было достаточно. Землю распахивали сохой - т.е. почти первобытный способ обработки почвы и потому малоурожайный.
Ежегодное перераспределение земли, - это обстоятельство спасло жизнь моих и твоих предков в великую засуху 1921-1922гг., нагрянувшую уже в советское время, но тогда пока (ещё даже в проекте ) не было колхозов с их механизированными орудиями труда -тракторами и сеялками, а землю перераспределяли ещё общинным способом.
Причина перераспределения земель заключалась в том, что разные участки земли, как правило, имеют разное плодородие: черноземы, супесь, суглинистая, неудобица, затененность , солнцепек, пересеченность оврагами, удалённось от села и так далее. Община ежегодно меняла хозяев земельных участков исходя из принципа справедливости в пользовании природными преимуществами земель по очереди для всех крестьян.. Община для перераспределения земли нанимала землемера.
В 1921-1922г. семье прапрадеда Симеона Николаевича выделили участок на неудобице, в овраге, где ни рожь, ни пшеница не давали урожай. Он посеял там ячмень, устойчивый к тенистым местам. А летом разразилась великая природная беда -жесточайшая засуха. На хороших, плодородных землях солнце выжгло все посевы, всю траву на пастбищах - никакого урожая крестьяне не собрали - ни зерна для себя, ни сена для скотины. Начался в Поволжье жуткий голод, народ доходил до людоедства. Мне мой отец, твой прадед первенец Николай -рассказал подлинный случай: у них в хозяйстве подрабатывал батрак из местных - Гаврила, честнейший человек, он однажды пришел и сказал, что у него умер ребенок от голода, и они с женой его сварили и съели от невыносимого голода. Люди умирали, скот подыхал. Этот голод описан в учебниках истории. Народ ринулся в города из сельских мест. Правительство советское пыталось чем-то кормить людей в общественных столовых. Это была величайшая народная беда о которой узнал весь мир..
Семью Карякиных от беды спасло то, что в овраге, выделенном им весной на неудобице (в овраге) для посева, в котором не могли расти ни рожь, ни пшеница при нормальной погоде, но все-таки уродился ячмень, так как там солнца было мало. Ну и мельница хотя работала мало, но доход какой-то , видимо, всё же был.


В деревнях начали обобществлять всё - жильё , скот, сохи и т.п. у "крепких" крестьян, начались процессы "раскулачивания". Под этот исторический каток попала и семья Карякиных. У них отобрали мельницу и всё остальное имущество. А поскольку на мельнице работал единственный механик на всё село - второй сын Гаврила, и без него и без мельника никто не сумел "запустить" мельницу в работу - она "встала".
Твой прапрадед Карякин Симеон Николаевич написал письмо лично главе большевистского правительства Владимиру Ильичу Ленину со своими соображениями. В период перестрой в 90-е гг. письмо было опубликовано в газете , то ли в "Правде", то ли в "Известиях" - к сожалению, я не сохранила эту публикацию, хотя и прочитала её. Симеон Николаевич высказывал своё согласие - отказ от права собственности на мельницу, но предлагал взять её в аренду у властей, чтобы она начала опять работать, перемалывать зерно у местных крестьян. Такую же идею сохранить мелкую собственность в руках крестьян в то время поддерживал один из партийных лидеров Бухарин, за что в скором времени был обвинен как враг народа и расстрелян.
Семья Карякиных со взрослыми детьми постепенно перебралась в г. Самару, бросив всё своё имущество в с. Борском. И поступили правильно: тех крестян - "кулаков". "середняков", - которые не согласились добровольно отдать имущество, воинские продотряды "Раскулачили" и выслали из деревень в необжитые районы Сибири и Крайнего севера. Что там осталось от них?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 227
Зарегистрирован: 19.05.08
Откуда: Самара ёнкс Вирьпуло веле
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.09 14:02. Заголовок: Первое поселение у Вязовки


Первое поселение у Вязовки

Почти все старожилы села мне говорили, что в наши края люди стали прибывать во второй половине XVII века, примерно в 1650-1670 годах, т.е. во время царствования Алексея Михайловича Романова.

Как только царем Российским стал Алексей Михайлович, так крестьянам трудно стало, и уезжали кто куда.

Первыми поселенцами были гонимые нуждой крестьяне из села Пролейки Кошкинского (сейчас Елховского) района Куйбышевской области. Главным вожаком был крепкий старик, то ли Иван, то ли Иванов.

Этот старик выбрал место у оврага, вязками поросшего на южной стороне, напротив обрывистого северного берега.

И начали строиться. Овраг они назвали Вязовкой, а новое село Ивановкой.

Здесь они пожили 10, или чуть побольше лет, годика на 2-3, но не больше. Потому, что здесь нет родников в овраге, очень большие трудности с водой, а зимой дважды. Трудно было со стройматериалами и топливом. А зимой это место заваливает снегом. Жители целыми днями кидают снег, чистят дорожки до сараев, до погреба и т. д.

Жители Ивановки стали поговаривать о новом месте и решили переселиться. Два старика Ивановки Нуй-атя и Парь-атя, или старик-жнец и старик-столяр в километрах 7-8 от Ивановки на юго-восток нашли овраг в лесу. Берега оврага как бы сложены из камней, а из-под камней вытекала чистая, родниковая, холодная вода. Овраг они назвали Кевлеем (Кев – камень, лей - родник). Вокруг этого оврага росли коренастые дубы, липы, березы, осины, а ниже на юго-восток – ветла, чернотал, перевитые хмелем. А там, где сейчас Первомайская улица, были моховые болота, осокой, камышом и тростником поросшие, где обитали птицы, звери и т. д.

К северу-востоку расстилались непаханые черноземные степи. Об этом рассказали жителям Ивановки и решили переселиться. Переселение шло быстро.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 228
Зарегистрирован: 19.05.08
Откуда: Самара ёнкс Вирьпуло веле
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.09 14:06. Заголовок: Основание Коноваловки


Основание Коноваловки

Первыми основателями села Коноваловки были Нуй-атя и Парь-атя из родов Щанькиных и Вдовиных.

В разговорной речи, которых и сейчас все еще сохранились кое-какие слова от своих предков. Аяш (нет), дят бася (не говори), проказе (здоровый, красивый), ватазе (красивая, сильная). Вот они и основали улицу, назвали Пролейкой, потому что они сами были пролейские.

Когда стали переселяться, несколько семейств Марсаковых, Поповых и Нуждиных из Ивановки ушли на Кутулук, в Арзамасцевку, в Аверьяновку и в Богдановку.

Хоть не было еще тогда ни радио, ни телефона, а все равно Земля слухами полна была.

Вслед за пролейскими мужиками стали прибывать из Малыклы (это райцентр Ульяновской области) Олдынковы, Пулакшовы и другие. Овраг стал называться Олдынковым. Они основали, а вернее продолжили Пролейку и назвали ту часть Малыклой. На границе между этими улицами у Олдынского оврага основали кладбище и хоронили здесь до строительства церкви. У малыклинских пришельцев в разговорной речи было ясно выражено оканье. Косо – где, ошо – еще и т.д. Вновь пришельцы трудились сутками. Особенно жадные на работу были Олдынковы – Дмитриевы. Распахивали все новые и новые земли. Разводили лошадей, коров, овец.

Сами лечили больной скот. Сами кастрировали бычков и жеребчиков. Словом каждый сам был коновалом и по-видимому село назвали Коноваловкой. Коноваловка, как село существует вот уже примерно 350 лет.

Вскоре после Малыклинских стали прибывать из Мордовии (из села Кужа) Ладины, Сахаровы, Соболевы, Мокшины и заселяться вокруг третьего оврага. Они назвали его Ладин латка, а потом стали называть Ладалатка, т.е. овраг Ладиных, так как их было больше всех. Мокшины заселили низовые этого оврага, а к востоку от Мокшиных заняли Каргины, Сенины, Чуваткины и т.д. Это пришельцы из большого Толкая. Они основали Большую улицу, ныне Чапаевская. А вокруг ладалатка оформилась Кужа, сейчас называется Пролетарской улицей.

Пришельцы из Шенталы – Исаевы, Бралгины, Курнаевы и пришельцы из Коржевки (Съезжего, Богатовского района Самарской области) образовали улицу Верхне-Ленинскую. После всех стали прибывать русские из Тамбова – Объедковы, Нежидовы, Родомакины, Дерябины, Дроновы и т.д. из Костромы – Михеевы, из Тулы – Горбаненковы, из Пензы – Пичугины, из Симбирска – Платоновы, Кудрявкины, Зернаевы и др. А улица Соломка и Моховая, ныне Первомайская, формировались за счет роста численности населения. В конце Большой улицы поселились когда-то татары. Это предки Мироновых, Степановых, Емельяновых. Они сюда приезжали жать хлеб серпом, и несколько семейств из них остались здесь и назвали этот конец татарпе, то есть татарский конец.

Село росло и развивалось не по дням, а по часам, появились специалисты и умельцы-мастера.
Много было плотников,
Столяров и пряшников,
Кузнецов и жестянщиков,
Бондарей и немного лодырей.

Вот имена хороших специалистов:
1. Котин Г.М. – столяр и плотник
2. Заводчиков Ф.М. – мастер на все руки
3. Есипов О.Б. – кузнец
4. Котин И.А. – бондарь
5. Степанов А.Н. – агроном
6. Вдовин И.С. – механизатор
7. Шепелев Д.М. – мастер на все руки
8. Щанькин Т.Д. – мастер на все руки
9. Попов П.А. – мастер на все руки
10. Дронов Б.М. – столяр, плотник
11. Писцов П.А. – столяр, пряшник
12. Марсаков Г. – кожевник
13. Степанов П. – портной
14. Кузнецов В.И. – парикмахер
15. Носов И.Н. – сапожник
16. Емельянов М. – мастер на все руки
17. Гужин И.К. – столяр
18. Адушкин Г.Ф. – мастер на все руки
19. Кузьмин А.И. – вальщик
20. Кудрявкин А.Л. – мастер на все руки
21. Объедков И. – бондарь
22. Давыдов С. – плотник
23. Щанькин М. – жестянщик
24. Исаев Н.В. – мастер на все руки и т.д.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1
Зарегистрирован: 09.10.14
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.10.14 22:04. Заголовок: название села Коноваловка


Коноваловка как название эрзянского населенного пункта образовалось не от русского слова "коновал"-забойщик скота(в частности -коней). Слово образовалось как производное нескольких слов процесса переселения в другую, низменную часть территории в современных границах Коноваловки. Массовый переход людей в местность куда ведёт "коно алу(о)в ки". Чисто прикладное эрзянское название, а никакие не русские скотобои не причём

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 229
Зарегистрирован: 19.05.08
Откуда: Самара ёнкс Вирьпуло веле
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.09 14:25. Заголовок: Нравы и обычаи жителей


Нравы и обычаи жителей

Особенностью Коноваловки явилось то, что она заселялась людьми разных национальностей. Это были преимущественно эрзяне, русские, и мокшане. Случалось, что между ними возникали ссоры и скандалы.

Клички. Многие жители имели прозвища и клички. В них подчеркивали особенности внешности, род занятий, характер человека. Например, тюжа – желтый, пижа – зеленый, аша – белый, равужа – черный, якстере – красный и т.д. Были клички: редька, чеснок, перец, куколь, гречиха и т.д., пожар, горелка, замза, могила, банявой, зарекой, ризнай, бичай, гунай, редкий, деляй и т.д. От любимых кушаний прозывали: лапша, кулага, боза-крас, салма, грузди и т.д. Например, один крестьянин участвовал в русско-турецкой войне, прозвали его туркой. А второй крестьянин служил в Казане, и назвали его Казаном. Другой любил песенку: «За рекой под горой» и его назвали Зарекой. «Копныч», кличка говорит о том, что он хорошо ложил копну. А кличка «стогиньков» произошла от того, что он хорошо клал стога сена и соломы. Кличка «Модыч» означала, что он очень любил заниматься с землей.

Многие клички означали темперамент человека – холодный, горячий, теплый. Безавторитетным давались клички, позорящие личность человека: чичика – блоха, сярка – гнида, лопух, беда, горе, нулов и т.д. Нередко кличка становилась фамилией.

Было время, когда не было железной дороги между Самарой и Оренбургом, а была большая гужевая дорога и по ней проезжали купцы, помещики, цыгане. Делали остановку у Тамашки. Это место называется «Рузава угол», то есть угол русской женщины. По этой гужевой дороге проезжали в свое время А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой. В Коноваловке проживали Ефремовы, которые выходили на эту дорогу грабить купцов. Они их догоняли, грабили и даже убивали. Убитых зарывали в песок рядом с Тамашкой. Сейчас это место называется Захара кладбища (Захар калма). Видимо среди убитых или убийц был Захар. От слова «догоняй» произошла фамилия Догонкин, а фамилия Ефремовы пропала.

И вот уже на моем веку был такой случай: в 1951 году умер на 102 году жизни Самсон Лукьянович Писцов. Как только схоронили его, надо было выписать свидетельство о его смерти. В книге записей фамилии Писцова не было, а была фамилия Стогиньков, то есть кличка Писцовых. Значится батюшка зарегистрировал новорожденного так.

До строительства церкви, т.е. до 1825 г. Всех умерших хоронили на общих кладбищах, а когда умирал колдун, его увозили на Тамашку и через его труп забивали осиновый кол. Также делали с теми, кто заканчивал жизнь самоубийством. Всю процедуру совершали ночью. Как только построили церковь, кладбище сделали на новом месте, т.е. где сейчас хороним. Мне кажется, зря наши руководители разорили это место. Надо бы теперь хоть поблизости от него установить памятник с надписью: «Здесь покоится прах наших первопоселенцев».

Все ходили в церковь молиться и просить у бога детей, кормильцев при старости и при немоготости тоже.

В 1825 г. в селе была построена деревянная церковь в честь святого Михаила Архангела. 21 ноября провели в ней первую службу и Михайлов день стал у нас престольным праздником, который каждый год широко отмечали жители села. Прошло немного времени, и рядом с церковью была построена церковно-приходская школа, а до этого дети обучались в частной квартире. Нанимали квартиру родители детей.

В новой школе обучалось 70-80 детей. Первыми учительницами были: Екатерина Ивановна Лебедева и Мария Николаевна (фамилию второй вспомнить не смогли). Закон божий детям читал первое время дьячок, а потом, через лет 5-6 прибыл батюшка, который работал долго, а когда он умер его схоронили рядом с церковью, на том месте, где сейчас стоит памятник сельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне. Дети обучались 3 года в младшем, в среднем и в старшем классах.

Для церкви привезли 5 колоколов. Вес большого колокола был 156 пудов. Когда нужно было привезти его со станции Марычевка (ныне Заливная), то отправились почти все мужчины села. Ни быков, ни лошадей не брали, а тащили колокол сами на крепких санях. Дело было зимой, и жители, вышедшие на околицу, могли видеть облако-туман, образовавшееся вокруг саней от дыхания разгоряченных людей. По тем временам событие это было незаурядное. Первое время колокола были подняты на церковь. Но как только начинали звонить, купол церкви начинал раскачиваться. Пришлось колокола снять и повесить на специальную колокольню. Звон большого колокола слышно было за 40 км. Все 8 пасхальных дней трезвонили в них.

В 1879 году прибыл в Коноваловку новый священник Иван Дмитриевич Кузнецов. Ему тогда было 25-30 лет. Очень бравый и жизнерадостный. Быстро перезнакомился с мужиками, завоевал авторитет.

Каждый старался ему в чем-то помочь и уважить. Ему выделили луга за Томашкой у разъезда Немчанка и назвали их поповскими, а также пахотные земли и лесные угодья. Иван Дмитриевич давал советы, как надо жить в семье, как надо женить сына, за кого дочь выдавать замуж, как назвать новорожденного и т.д. Ему много помогали Шенталинские мужики и он назвал эту улицу Золотым уголком Коноваловки.

По данным центрального государственного архива на 1 января 1859 года в Коноваловке было 279 дворов, проживало 1140 людей мужского пола и 1206 человек женского пола, или 2346 человек. В среднем в семье было более 8 человек. Главой семьи был старик. А уж к 1900 году численность населения достигла до 6000 душ.

Дома. Дома преимущественно были однокомнатными. С кухней или с пределом были только у самых богатых. Двойных рам в окнах не было, шторок тоже. Крыши соломенные. Под тесом или железом было мало. В доме – стол, скамейка, табуретка, деревянная кровать с подвешенной рядом люлькой. Печку топили кизяком, а голландку – соломой. Зимой комнату освещали слепушкой – это пузырек с керосином и фителем. Потом появились керосиновые лампы 3-х, 5-ти, 7-ми и 10-ти линейные. У самых богатых были даже молнии.

Дети спали на полу, или на полатях. Старики спали на печке, молодожены на кровати. Рядом с кроватью висела люлька с ребенком. А у порога прямо в углу держали на привязи теленка.

Пища. Основная пища – это хлеб, картошка, тыква, капуста. Мясо – только по праздникам и на гулянках (свадьбы, встречи, проводы).

Одежда и обувь. Основной одеждой являлся пиджак из самотканого материала. Шуба зимой, плащ суконный – это у богатых. Поддевка с кушаком у самых-самых богатых. Рубашки, штаны, юбки, кофты – все из самотканого материала. А по праздникам ситцевые. Суконные и бархатные только у богатых. Круглогодичной обувью были лапти. Это абсолютно у большинства. У богатых же были лакированные сапоги, туфли – на лето, а валенки на зиму.

Занятия и досуг. Первое время землю пахали сохой. Севооборот был простой – трехпольный: пар, озимые и яровые. Как только поспеет земля, выезжают сеять яровые. До самой революции, можно сказать, сеяли вручную, только с Нэпа начали сеять конными сеялками. Конечно, время весной никто не терял: сама жизнь заставляла жить по пословице: «Весенний день – год кормит».

Заканчивали сев зерновых, начиналась посадка картофеля на огородах, начинали готовиться к проводам весны. За неделю до Троицы девушки начинают собирать муку. Старушки-умельцы делают из нее 1-2 кадушки бражки. На праздник все наряжаются, выходят на улицы, распевают песни и пляшут, и старушки угощают всех бражкой. В воскресенье после Троицы девчата поют провожальную песню «Вотази», идут в колку (маленький лесок) к Баба-лисьма (бабьему колодцу), так называлось место гуляний. Там пляшут, поют, устраивают игры, плетут венки из листьев клена. Вечером возвращаются домой, а утром на следующий день начинается трудовое лето.

Начинается оно с поделки кизяков. Потом – прополка. Женщины, кроме того, ткут холст, шьют новые рубашки. А потом наступает самая горячая пора – сенокос и уборка. Хлеб жали серпами и ручными косами. И при этом зорко следили друг за другом, чтобы не осталось на поле ни одного колоска. Плохая работа на жатве считалась большим позором.

С большими участками управиться некоторым семьям было трудно. Они нанимали или просили работников. Одно время стали приезжать для этого в село татары, гонимые откуда-то люди. Работали они очень хорошо. Несколько их семей остались и прижились в селе, поселившись в конце Большой или Чапаевской улицы. Этот конец и сейчас еще называют Татарпе – татарский конец. А фамилии у них стали русские – Мироновы, Емельяновы, Степановы.

Вслед за уборкой – молотьба на току цепями, а провеивали зерно на ветру лопатой. Затем за 2-3 дня проводили сев озимых и начинали пахать зябь. В общем, крестьянину с ранней весны до самой поздней осени времени для отдыха не было совсем. Только к празднику Николы, т.е. к 19 декабрю управлялись со всеми делами и можно было отдохнуть. С этого дня и до крещения, т.е. до 19 января были святки. Женщины и девки пряли пряжу. Была в селе девка здоровая, красивая, но не очень умелая – перепутала всю пряжу, и она у нее пропала. Звали девушку Донай Катя. Даже сейчас люди старые, когда видят, как кто-то дело свое перепутает, говорят: «Ты делаешь, как Донай Катя».

Молодые ребята и даже мужики выходили по вечерам помериться силой. На кулачных боях мордовские парни соперничали с русскими. У первых особенно отличились Петр Догонкин и Василий Мокшин, у вторых – Петр Объедков и Павел Лазарев. Иногда такие бои заканчивались увечьями. Такая традиция прекратилась только в 1923 году, когда убит был Никифор Объедков. Для успокоения народа пришлось вызывать милицию. Так нехитро проводили в то время свой досуг сельчане. Каждый год 5 января, то есть в ночь под Рождество девчата ходили под окнами и распевали «колядку», просили подарок в честь рождества Иисуса Христа. Хозяйка выносила им за это, или пирожки, или булочки, или еще что. Девчата с этими подарками находили дом и нанимали его на 2 недели для посиделок. На этих посиделках они встречались со своими женихами. В селе таких посиделок было примерно 10. Вот ребята по несколько человек ходили на них. Эти посиделки продолжались с 7 января (Рождество) и до крещения 19 января. А потом, начиная с Крещения и до Великого поста продолжался мясоед. Из всех праздников жители нашего села широко отмечали маслянницу, т.е. последний день мясоеда. Ее ждали все с нетерпением. Радовались Солнцу, теплу после долгой студеной зимы. В честь кончины зимы и прихода весны появилась маслянница. Ее обычно отмечали накануне Великого поста, т.е. за 7 недель до Пасхи. Каждый стремился хорошо встретить ее. Чтобы заручиться ее добротой к крестьянским делам. Не случайно обязательной любимой едой на масляннице были блины, круглые, румяные, похожие на лик Солнца. Они служили символом светила и солнечного тепла. Хорошо наряженные тройки с колокольчиками на красиво сделанных возках, или санях катали красиво одетых девчат по улицам села. Девчата распевали: «Прощай зимушка зима. Приходи весна-красна. Мы тебя встречаем с радостью, с великой милостью…».

А таких троек в Коноваловке было немало. К проводам зимы все выходили на улицу наряженные, веселые. Везде пели, смеялись, шутили и веселились. Угощали друг друга блинами и выпивкой. Вечером ходили друг другу прощаться, кто может быть с кем ругался, обидел и говорил: «Прости, пожалуйста». А утром, в чистый понедельник начинался Великий пост. Так было в нашем селе до коллективизации.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 133
Зарегистрирован: 22.03.09
Откуда: Эрзянь Мастор, Пургаз
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.09 22:54. Заголовок: :sm36: ..




Эрзянь раськесь ванстови ансяк сестэ,зярдо эрзятне кармить эрямо эрзянь мельсэ. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 230
Зарегистрирован: 19.05.08
Откуда: Самара ёнкс Вирьпуло веле
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.12.09 17:18. Заголовок: До войны и в годы смуты.


До войны и в годы смуты.

К началу ХХ века, как я уже говорил, население Коноваловки возросло настолько, что существовавшая церковь уже не могла всех обслуживать. И.Д. Кузнецов съездил в Самару по поводу строительства второй церкви и там ему, по-видимому, сказали, что делать церковь надо из кирпича. Никаких фондов, как бы сейчас сказали, никто на эти цели не выделял. Священник посоветовался с мужиками, и решили начать производство своего материала.

Кирпич начали делать ниже кладбищ, рядом с дорогой. Мастера были наемные, а подсобными – местные жители. Из этого же кирпича сложили сначала фундамент под новую земскую школу, строительство которой закончили в 1904 году. И сейчас этот дом стоит, живут в нем Виктор Адушкин и Валерий Пронин.

В этом же году начали строить и вторую церковь. Каждый житель стремился внести в это дело свой вклад. Дарили возами хлеб, дарили деньги, привозили скот, да и сами работали. Хлеб и скот поп превращал в деньги. Говорили, что часть из них и себе присваивал.

Новым кирпичным производством заинтересовался и самый богатый в селе мужик – Ананий Филиппович Чуваткин. Построил дом себе и своему сыну Кириллу. Жизнь Анания Филипповича любопытна. Он появился в селе 15-летним подростком, нанялся в работники, а потом вдруг уехал к тетке в Казахстан. Говорят, что она была богата, и он у ней украл горшок с золотыми монетами. Во всяком случае, вслед за Ананием приезжали в село служивые с розыском, но доказать воровство, видимо, не смогли. А парень вдруг стал меняться: появились хромовые сапоги, новая поддевка – куда подевалась прежняя голь!

Оказался Ананий к тому же с головой. Женился, стал справно вести хозяйство и скоро быстро пошел в гору. Подружился с барином из села Страхово. Перед войной стал прибирать к рукам Соковнинку – имел там ферму с управляющим. Однако в 1916 году неожиданно уехал со страховским барином, оставив семью. Говорили, что в Сибирь. Больше его не видели.

Во время, империалистической войны работали у него австрийцы, оказавшиеся в русском плену. Один из них, по фамилии Кайзер, стал его зятем, женившись на дочери. Австриец так и остался в Коноваловке, а в советское время работал машинистом на мельнице.

Производство коноваловского кирпича продолжалось полным ходом. Из него была построена новая школа. Теперь дети стали обучаться в двух школах: церковно-приходской и земской. Появились и свои (местные) учителя – сестры Пелагея Ивановна и Татьяна Ивановна Мокшины, а также Анастасия Федосеевна Миронова, которую, я еще упомяну позже. В обеих школах перед началом империалистической войны обучались примерно 150 детей. А строительство новой кирпичной церкви было прервано с началом войны в 1914 году.

Тут уместно будет упомянуть, что из нашего красного кирпича строились еще и две другие церкви в Борском и Виловатом. Один год строительная бригада работала в одном селе, на другой – во втором, потом в третьем – вот по такому графику. Две церкви построить успели, а третью – нет.

Война осиротила семьи, в селе появились раненые и инвалиды. Вернулся с фронта и наш первый герой Яков Ефремович Дмитриев, кавалерист, награжденный тремя Георгиевскими крестами. Я интересовался у его дочери, проживающей сейчас в Н-Борском, сохранились ли его награды. Ответили, что в ее семье их нет.

Еще один наш земляк Михаил Федорович Кулаков служил на Балтийском фронте и принимал участие в октябрьских событиях в Петрограде. Лично мне рассказывал о штурме Зимнего. Дмитриев и Кулаков были потом рядовыми колхозниками, работали в одной бригаде. Прожили долгую жизнь: умерли в конце 60-х годов.

Уходить еще на одну войну – гражданскую - ни мужики, ни парни больше не хотели. Хотя были и исключения. Добровольно ушел, и со своей лошадью, в Красную Армию Михаил Андреевич Объедков. Он попадал к белым, его пытали, вырезали ремни на спине. Не буду пересказывать хорошо известный эпизод, когда после войны он встретил в одном учреждении Самары бывшего белогвардейца и хотел его убить.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 231
Зарегистрирован: 19.05.08
Откуда: Самара ёнкс Вирьпуло веле
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.12.09 19:11. Заголовок: Установление Советской власти


Установление Советской власти

О первых декретах нового правительства местные жители узнавали от учительницы А.Ф. Мироновой. Большую агитационную работу проводил также один из бедных, но очень любивших выступать на всяких сходах Тимофей Писцов. Вряд ли глубоко понимая смысл всех событий в стране, он, тем не менее, любил повторять такую фразу: «Мы ведем борьбу за демократию».

Первым председателем сельского Совета избрали-назначили самого-самого бедного мужика Михаила Попечителева, совершенно неграмотного пастуха, который отказывался от руководящей должности, но все же недели две ее занимал. В селе тогда появилась частушка:
Раньше был я пастухом,
Кликали Никишкой,
А теперь служу в Совете
Здоровенной шишкой.

Попечителева сменил Сергей Степанищев, середняк, очень активный, пограмотней других.

Был создан в селе и комитет бедноты, его возглавлял Иван Иванович Кузнецов, который впоследствии долгое время работал в колхозе почтальоном. Комбедовцы реквизировали излишки зерна у более зажиточных крестьян. Наверное, продразверстка в стране в те годы была необходимостью, но она же привела и к оскудению запасов семенного зерна у крестьян. В 21-м году на урожае сказалось не только засуха, но и разреженные посевы: поля густо зарастали травой. От голода в том году умерло в селе 3 тысячи человек.

В 1919 году несколько семей под руководством Сергея Алишкина выселились из села и около того места, где сейчас находится Немчанка, образовали коммуну «Планета». Несколько семей выселились и на р. Кутулук. Но просуществовали эти поселения недолго: все вернулись назад. Сергей Трофимович Соболев, один из коммунаров «Планеты», рассказывал мне, что работать особенно в коммуне никто не хотел. Надеялись на помощь государства. И когда все, что было, проели, - разбежались.

В 1919 году появился в селе и первый коммунист. Им стал Петр Семенович Ладин. До 23-го года он был заместителем председателя Борского волисполкома. Потом снова вернулся в село.

После семи лет войн, революции и голода село было сильно разорено и пришло в упадок. Половина полей не обрабатывалось, скота было крайне мало. Зато появилось много сирот и безродных. Нищие ходили по селу и просили милостыню: корочку хлеба, картошечку или еще что-либо. Вся жизнь как бы замерла.

И вдруг буквально за 2-3 года наступило оживление: большевики ввели новую экономическую политику. Крестьянам разрешили распахивать земли по своему усмотрению, держать скота столько, сколько хочешь. Можно было открыть мастерскую, иметь магазин, мельницу, маслобойню, кузницу и т.д. Разрешено было нанимать в помощь работников. Наконец, можно было взять в аренду озера или часть реки. Я помню, как наши рыбаки Юркины, Кузьмины, Раскины возами продавали зимой свежую рыбу. Поскольку план организации колхозов еще и не созрел, то небольшую арендную плату вносили в сельский Совет.

Люди зажили свободнее и веселее. Андрей Иванович Писцов открыл небольшой магазин, Осип Борисович Есипов – кузницу, Павел Архипович Попов заимел маслобойню. В селе было много хороших сапожников, портных, столяров, плотников, жестянщиков, пильщиков. Здесь можно упомянуть И.Н. Носова, Ф. Заводчикова, М. Емельянова, А.Л. Кудрявкина, Л.Г. Щанькина и многих других. Не было социалистического соревнования, но была конкуренция. Каждый мастер стремился завоевать авторитет хорошей работой, сделать красиво и крепко.

В общем, село ожило. Стали образовываться новые семьи. Ежегодно стали справлять до 150 свадеб. В 1922-ом году провели телефон. В 24-ом году Поповы, Захаровы, Кулаковы, Ефремовы и другие образовали новый поселок Захаровку, а Родомакины, Давыдовы и другие в 27-ом году – Немчанку. По-прежнему в селе действовала церковь, и крепко отмечались религиозные праздники.

Народ о наступлении НЭПа рассуждал по-разному. Те, кто больше приобщился к марксистской идеологии, не могли понять, как это можно повернуть к старому, делать уступки тем, кого вначале хорошо поприжали. Но большинство считали, что все возвращается к прежней крестьянской трудовой жизни, такой, какой была до революции. А в некотором отношении даже и лучше. Но вот на один вопрос ответить при этом было непросто: для чего же тогда столько народу во время революции и гражданской войны погубили?

В 25-ом году произошло еще одно важное событие: в селе образовалась партийная ячейка. В нее вошли Н.Н. Шепелев, В.Е. Козин, А.Ф. Миронова и П.С. Ладин. А через год возникла ячейка комсомольцев в составе К.А. Лазарева, И.С. Раскина, Д.И. Козлова и С.С. Ладина. Клавдия Кузнецова (Волгущина), дочь И.И. Кузнецова, училась в Борском и вступила в пионеры.

Коммунисты и комсомольцы довольно активно внедряли новые порядки и обычаи. Они, например, активно повели наступление на религию. Запрещали отмечать религиозные праздники и заставляли отмечать новые – пролетарские: 7 ноября и 1 мая. Заставляли, в буквальном смысле: ходили по домам и угрожали. И можно было видеть на первомайской демонстрации старичка, певшего «Смело, товарищи, в ногу!», хотя днем раньше он в церкви пел псалмы и молился. К новой жизни людей надо было приучать.

Весной 29-го года в последний раз отмечали в церкви пасху. Пожилые люди пришли с куличами на всенощную, чтобы отметить воскресение Христа. А комсомольцы в тот же вечер собрались в школе. И когда поп выносил из церкви голову Иисуса в виде муляжа и возвещал: «Христос воскрес!», комсомольцы тоже вынесли на байковом одеяле своего секретаря и кричали: «Костя воскрес!». Такая вот была насмешка над чувствами верующих.

Слушали комсомольцы по вечерам в Красной школе радио. Один конец антенны Костя Лазарев никого, разумеется, не спрашивая, прикрепил к кресту на церкви, а второй – на шесте у школы. Когда же старушки пытались прогнать богохульника, вышел секретарь партячейки т. Шепелев и показал им наган. Этого было достаточно, чтобы старушки разбежались.

Наконец, частью борьбы с опиумом народа стал бойкот батюшки. И.Д. Кузнецов человеком был образованным и воспитанным. Идя по улице, он со всеми – и стариками, и молодухами, и ребятишками – не только здоровался, но и расспрашивал о жизни. Теперь комсомольцы перестали с «патлатым» здороваться и призывали к этому других.

Во время НЭПа возродилась торговля. Каждое воскресенье в Борском, а в понедельник в Богатом, собирались многолюдные базары. И чего там только не было! Но при НЭПе не было одного: большой преступности и массового воровства, которое распространилось при колхозной жизни. Когда я читаю в нашей газете «Хронику происшествий», то удивляюсь, как много хулиганства и краж происходит в районе. Не могу припомнить, чтобы в 20-е годы, во всяком случае, в Коноваловке, было много преступлений. Конечно, были отдельные случаи воровства, скажем, сосед у соседа что-то прихватил. Но это было нечасто, всем обществом осуждалось, и разбирались с вором сами, без милиции. Крепки были нравственность и традиции крестьянской трудовой жизни.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 232
Зарегистрирован: 19.05.08
Откуда: Самара ёнкс Вирьпуло веле
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.12.09 17:43. Заголовок: Раскулачивание и коллективизация


Раскулачивание и коллективизация

Как только кончились в 29-м году полевые работы, начали раскулачивать зажиточных крестьян, т.е. тех, кто особенно любил землю и умел на ней работать. Решение об этом принимала беднота, и было раскулачено всего 23 хозяйства, 17 семей только лишились всего имущества, включая дома, а 6 семей кроме этого были высланы на Соловки или в Сибирь. Вот кто попал в шестерку: К.А. Чуваткин, Е.К. Шепелев, Н.С. Инжуваткин, П.И. Ильин, Т. Нагаев, М.Серкин. Имущество всех раскулаченных семей передали (а может быть, продали) беднякам. Дома их отчасти использовали для строительства сельского клуба (народного дома), отчасти – растащили.

Совестливые люди эту акцию – раскулачивание – не одобряли, считали неправильной. Говорили, что только К.А. Чуваткина нужно было наказать. Дело в том, что только он имел постоянных работников на своем хуторе в Коптяжево и относился к ним плохо, обижал. Напомню, что отец его в начале революции бежал из села. Кирилл Чуваткин оказался и единственным из раскулаченных, кто вернулся после войны из ссылки вместе со своей женой. Работал он потом в колхозе мельником, сторожем. Умер в начале 50-х. Был крайне неразговорчив и замкнут. Мои попытки поговорить с ним о жизни в ссылке успехом не увенчались.

Вот список раскулаченных:
1. Шепелев Е.К. – с высылкой.
2. Каргин Ф. – без высылки.
3. Нагаев Т.Р. – с высылкой.
4. Чуваткин К.А. – с высылкой.
5. Чуваткин И.А. – с высылкой.
6. Ильин П.И. – с высылкой.
7. Вдовин Арх. – без высылки.
8. Дмитриев Гр. – с высылкой.
9. Щанькин Тр. Гавр. – без высылки.
10. Потапов Неф. – с высылкой.
11. Потапов Иван Терентьевич – с высылкой.
12. Инжуваткин Н.С. – с высылкой
13. Лазарев Г.Я. – с высылкой.
14. Инжуваткин Сем. – с высылкой.
15. Кузнецов И.Д. (поп) – без высылки.
16. Герасимов Павел – без высылки.
17. Попов П.А. – без высылки.
18. Исаев Аким. Мих. – с высылкой.
19. Писцов Ф.М. – без высылки.
20. Писцов А.М. – с высылкой.
21. Каргин Г.Ф. – с высылкой.
22. Шепелев М.К. – с высылкой.
23. Исаев Матв. Мих. – с высылкой.

Еще до раскулачивания некоторые, почувствовав приближение грозы, успели из села удрать. А те семьи, которые пострадали, разбежались по округе, поскольку проживать в селе им не разрешалось. Тайком под покровом ночи, приходили они в село к знакомым или родственникам, а активисты-комсомольцы их выслеживали. Однако большая часть из пострадавших 17-ти семей со временем все же в село вернулась.

Закончили раскулачивание – стали создавать колхоз. Двадцатипятитысячников к нам не присылали. Очевидно, потому, что своих коммунистов было достаточно. Вот их фамилии: С.С. Ладин, Г.В. Писцов, П.М. Догонкин, М.Г. Миронов, П.С. Бралгин, Н.Н. Шепелев, И.П. Исаев, И.К. Курнаев, Н.Б. Есипов, В.Е. Козин, Дм. Ефремов, И. Чуваткин, В.Н. Бутузов, И.М. Потапов, П.Г. Объедков, П.А. Нуждин, А.Н. Степанов, Н.Д. Нуждин, М.И. Родомакин, В.П. Родомакин, А.В. Есипов, Д.П. Ращупкин.

Первым заявление в колхоз подал бедняк-пастух Дм. Горностаев, терять которому было нечего. Вслед за ним еще несколько семейств. А с остальными пришлось немало поработать. Уговаривать, убеждать, а порою и угрожать. Но все равно были такие, кто в колхоз не пошел. Например, Кузьма Ладин, Степан Миронов и некоторые другие. А Федор Адушкин за то, что упорно сопротивлялся и не шел в светлую колхозную жизнь, лишился даже собственного дома: так его обложили непосильными налогами.

Как только 7 ноября 29-го года вышла статья Сталина «Головокружение от успехов», так сразу часть семей из колхоза вышли и забрали своих лошадей и инвентарь. Их у нас называли выворотами. В следующем году получили хороший урожай, смололи и выдали колхозникам муку. Тогда и вывороты, завидуя, сами добровольно стали записываться в колхоз. Но раздача первого урожая была тонкой хитростью. В дальнейшем такой щедрости уже не происходило.

Колхоз в Коноваловке назвали «Красный маяк» первым председателем стал Иван Петрович Исаев. Новая форма оплаты – трудодни – вызывала и неудовлетворение, и насмешку. Тогда говорили: «Что ни делай весь день, а все равно получишь пятак Ульяна». Оказывается, в прошлом жил в семье мужик Ульян, работал он у богатых почти задаром, т.е. за любую работу брал только медный пятак.

И уже тихонько, чтобы не каждый услышал, распевали тогда такую частушку:
Кулаков мы разогнали,
Землю быстро отобрали,
И создали мы колхоз –
Дармоедов целый воз.

В 1931 году в колхоз прибыло три трактора «Интер-22-36», трактористами стали И.М. Шепелев, П.А. Нуждин, И.Г. Мякишин, М.П. Соболев, В.Н. Бутузов, С.Т. Соболев. В это же время открылось сельпо, председателем был избран Д.П. Ращупкин, продавцом стал работать И.И. Кудрявкин. В 33-ем году пришла в колхоз первая машина – полуторка, шоферами стали А.В. Есипов и И.Ф. Ладин. Колхоз «Красный маяк» просуществовал до 1934 года.

В 1930 году в селе открыли школу колхозной молодежи (ШМК), в которой обучались более 700 человек из Виловатого, Марычевки, Ивановки, Аверьяновки, Арзамасцевки, Беловки, Долматовки и Неприка. Первым директором ШКМ была Е.Л. Чеховских, а потом ее сменил Д.П. Чернышев.

По вечерам в клуб и библиотеку собиралась молодежь. Больше стало там бывать женщин. На эту тему острые языки сочинили такую частушку:
Ой, колхоз. Ой, колхоз!
Божье наказание.
Мужики доят коров,
Бабы – на собрании.

Я закончу эту часть рукописи рассказом о судьбе священника И.Д. Кузнецова. Он тоже оказался в числе раскулаченных. Дом у него отобрали, церковь закрыли. Его старший сын Николай, работавший в колхозе счетоводом, шел против отца. Другой сын Владимир, агроном, в середине 30-х был репрессирован, вернулся после войны похожим на тень и через месяц умер. Ну, а самого старого священника сельские активисты гоняли-гоняли, требуя покинуть село, и вынудили, в конце концов куда-то уехать. Навсегда.

Создание колхозов резко изменило весь уклад деревенской жизни. Примириться с новыми порядками для некоторых моих односельчан оказалось не только трудным, но и невозможным. Несмотря на сильное давление, не вступили в колхоз «Красный маяк» Степан Миронов, Кузьма Ладин, Петр Жеребенков, Максим Кругляков, Семен Борисов, Петр Миронов, Максим Козлов. Их лишили земли в полевом севообороте, оставили только огороды размером 0,15 га.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 233
Зарегистрирован: 19.05.08
Откуда: Самара ёнкс Вирьпуло веле
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.12.09 19:16. Заголовок: Сталинское время


Сталинское время

Слово «единоличник» стало в 30-ые годы оскорбительно-ругательным. Единоличных крестьян подвергали унижениям, ограничивали в правах, не допускали даже на собрания в клуб. Особенно активны в таком преследовании были комсомольцы.

И все-таки не вступившим в колхоз удалось как-то сводить концы с концами. Кормились они на заработках. Уходили в другие села, плотничали, валяли валенки, клали печи, шили шубы и пиджаки. Своего скота при такой жизни единоличники не держали.

А в колхозе стал решительно внедряться командный стиль руководства – сверху. В 1931 году по указанию, спущенному из Наркомзема, заставили провести сверхранний сев. Побросали семена вручную в грязь, а местами прямо в снег. Пока ждали, когда можно будет провести боронование, часть посевного зерна склевали птицы, другая часть потеряла всхожесть. Урожай, естественно, получили незавидный.

Точно также плохими выдались 1932 и 1933 годы. На трудодень выдали тогда по 200-300 граммов хлеба. Народ наполовину питался травой. Собирали лебеду, сушили ее в печке, потом траву толкли в ступе. Измельченную массу просеивали и добавляли в муку. И пекли лепешки.

На работу ходили, буквально из-за пайки хлеба. Кто ехал в поле, да еще и с ночевкой, получал свою порцию затирухи. Молодежь вряд ли знает сейчас, что так называлась мучная похлебка с добавлением иногда картошки. Впрочем, если ее правильно приготовить, то поесть можно и с аппетитом.

В 1934 году впервые на трудодень получили более-менее сносное количество зерна – по 4 кг. И в этом же году «Красный маяк» разделили на 5 колхозов: имени Политотдела, «Ленинский путь», имени Красной Армии, Чапаевской дивизии и имени Крупской. В следующем году каждый колхоз уже сеял самостоятельно, и год оказался урожайным. Во всех колхозах дали по 7-8 кг. на трудодень, а в «Красной Армии» даже по 11 кг. Впервые у колхозников появились излишки зерна, которые можно было сдать государству. В обмен на сданный хлеб отоваривали велосипедами, патефонами, костюмами, штиблетами и другими промышленными товарами. Настроение колхозников несколько улучшилось. Также несколько увеличилось поголовье коров и овец (коров завели те, кто их не имел). Однако богатеть, как при НЭПе уже никому не позволялось. Семье разрешалось иметь одну корову, три овцематки с приплодом, свинью, теленка, полуторницу. Вторую корову заводить не разрешалось, а если кто-то и делал это, то мог запросто ее лишиться: скотину просто конфисковали, борясь, таким образом с нарушением Устава колхоза.

Последнее изменение жизни села с появлением колхозов коснулось названий сельских улиц. Чтобы окончательно расстаться с темным прошлым, их переименовали. Улицы Пролейку и Малыклу назвали Октябрьской. Кужа была переименована в Пролетарскую, Шентала и Коржевка – в Верхнеленинскую, Моховая – в Первомайскую, Русская – в Нижнеленинскую, Большая – в Чапаевскую.

Пожалуй, больше всех повезло Соломке. Ее переименовали в Крестьянскую, хоть как-то подчеркнув, что живут в селе все-таки не пролетарии, а бывшие крестьяне. А в Борском несколько лет назад решили стереть название Крестьянской улицы, застеснялись, видимо, своих корней – отметили так еще одну круглую дату.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 135
Зарегистрирован: 16.04.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.12.09 21:58. Заголовок: Potapoff, как здОров..


Potapoff, как здОрово, что у Вашего села оказались такие летописцы! Читаю, и вспоминаю бабушкины рассказы, очень многое перекликается, жаль только ничего не записывала.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 234
Зарегистрирован: 19.05.08
Откуда: Самара ёнкс Вирьпуло веле
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.12.09 18:47. Заголовок: Кнутом и пряником. Репрессии


Кнутом и пряником. Репрессии

Когда говорят, что в первые годы создания колхозов в них была хорошая дисциплина, то в этом нет никакого преувеличения. Но основой дисциплины было не желание работать в колхозе, а скорее боязнь и страх наказания. Строго следили за выходом на работу и выработкой установленного количества трудодней в год. Для мужчин тогда норма была 180 дней. За порчу колхозного имущества, воровство обобществленной собственности, падеж скота наказывали сурово. Законы были просто жестокие. Выпускались агитационные плакаты: «Береги добро!», «Не вреди», «Люби законы», «Держи язык». На них изображались разгильдяи, воры и другие нарушители, зажатые ежовыми рукавицами. Это был и намек на не дающего спуску врагам нарком внутренних дел Николая Ежова.

В то же время хорошие работники поощрялись, в том числе и материально. Им выдавались премии: рубашки, платки, отрезы, ткани и т.д. Едва ли не лучшим поощрением стал велосипед. Его дали за добросовестную работу почтальону И.И. Кузнецову и агроному А.Н. Степанову. Один из лучших шоферов В.М. Лазарев получил от колхоза даже дом. Раньше этот дом принадлежал кому-то из раскулаченных, потом в него перевели правление. А когда построили новое правление, дом подарили передовому шоферу.

По-прежнему в крестьянской жизни почиталось трудолюбие, и осуждалась лень. На работу должны были выходить и мужики, и бабы, и подростки. Бригадир, встречаясь со своим подчиненным, говорил и так: «Что же твой-то парень бездельничает? Ему, поди, уже двенадцать стукнуло? Присылай его завтра на наряд. Подросткам тоже устанавливали норму: 50 трудодней в год.

Но вот что удивительно. При таком жестком контроле, тем не менее, распространились и очковтирательство, и бюрократизм. Было немало случаев, когда делались приписки, а у руководителей формировался кабинетный стиль работы. Некоторые очень искусно могли из мухи раздуть слона, а из слона — Уральские горы.

Самым черным годом довоенной поры стал 1937-ой. Именно тогда сгинули неизвестно куда некоторые односельчане. Т. Н. Чуваткин был председателем ревизионной комиссии колхоза, выступил на одном из собраний с критикой руководства, и на следующее утро его не стало, «за язык» пострадали В. Т. Чуваткин и Петр Каргин. Учительницу Е.Н. Ильину репрессировали как врага народа. 5 лет она провела на шахте в Караганде. Забрали даже безобидного старика И. Ф. Евдокимова по прозвищу «Монах». Весь его «вред»» состоял в том, что вел он уединенный образ жизни и истово молился.

Все для фронта

Только вроде бы немного зажили колхозники, а тут тебе и война. Узнали о ее начале после обеда 22 июня, а в понедельник уже начали проводить мобилизацию. За все время войны на фронт и на заводы забрали около 2-х тысяч человек. Остались в селе старики, женщины и дети. Правда, нескольких крепких мужчин оставили тоже: они возглавляли дела в тракторных отрядах и на фермах.

Через полгода или даже раньше стала почта доставлять похоронки. Почти каждый день слышался в селе крик и плач. Так со слезами на глазах шли женщины на работу. И работали полуголодные, да еще вещи теплые отправляли на фронт. Во время последней войны было убито или пропало без вести около 500 моих односельчан. Не дай бог, чтобы такое могло повториться.

Вернулись после войны в село и некоторые из тех, кто побывал в плену. Чувствовали они себя, пока жив был Сталин, не очень уютно. Были они под подозрением, и если не называли их открыто предателями, то упрекнуть и обидеть за пребывание у врага могли запросто.

Восстановление

Пожалуй, никогда в колхозе так истово не трудились, как после войны. Трактора были еще довоенные, сильно потрепанные. Поэтому за рабочим скотом – лошадьми и быками – следили как за своими глазами. Фермы хоть и были глинобитными, но в них было сухо и чисто. Фуража скоту давали мало, но был он упитанный, потому что каждый колхоз заготавливал сено (кроме сеянных многолетних трав). На фуражных дворах был абсолютный порядок. Корм отпускался строго по весу. О хищении и речи быть не могло.

Колхозники восстанавливали и свои хозяйства. Чтобы заработать лес для строительства дома, нанимались зимой в лесничество. Солому и сено скирдовали в других колхозах, чтобы получше был личный скот. Очень уважаемыми людьми были пастухи индивидуального стада. В каждом конце держали своего пастуха: А.Ф. Исаева, С.П. Соболева, А.И. Нежидова, Г.И. Родомакина, П.П. Емельянова, Н.Е. Раскина, И.Ф. Алексеева.

Надо сказать, что колхозы каждый год рассчитывались с государством. Однако произошли после войны и нежелательные изменения. В тридцатые годы каждый из пяти наших колхозов был многоотраслевым, т.е. разводил коров, овец, свиней, курей, пчел, лошадей, быков. Занимались овощами, разводили фруктовые сады и рыбу в прудах. Была даже одно время звероводческая ферма, на которой держали черно-бурых лисиц. Ребятишки отправлялись с бочкой воды в поле и вылавливали для фермы сусликов.

При Н.С. Хрущеве колхозы стали укрупнять (вместо пяти стало три: им. Красной Армии, Чапаевской дивизии и «Ленинский путь») и специализировать. Сначала отказались от птицеферм и пасек, исчезли куда-то овцы. В музейную редкость стали превращаться лошади.

Но хуже всего то, что руководители колхозов в 50-ые годы не проводили мудрой кадровой политики. Сложилось такое положение, что часть колхозников даже не обеспечивались работой. А когда ее нет сегодня, то невольно задумаешься, что будет завтра. И вот тогда молодежь стала покидать только что построенные дома и уезжать в город или другие села: Аверьяновку, Беловку, Ивановку, Веретяевку и т.д. Так вынуждены были уехать П.И. Есипов, А.А. Михайлов, Ф.К. Родомакин, В.М. Лазарев, Н.И. Мякинин, В.А. Мокшин, Е.А. Мокшин, Н.И. Объедков, В.К. Миронов, Н.Ф. Раскин, Н.И. Храмов, А.Н. Михеев, А.Н. Котин, Н.И. Марсаков, А.А. Полянцев. Н.В. Пупаев и другие.

Последним аккордом в политике раскрестьянивания стало образование в 1967 году на базе колхозов совхоза «Красноармейский». После этого дисциплина и качество труда сразу упали. И пошли мы заметно вниз. Программу новой жизни после организационного собрания по созданию совхоза его первый директор Д.И. Попов объявил так: «Теперь кончилась демократия. Голосовать будете не на собрании, а на большой дороге».

Вот на этом я и закончу свои заметки. Двадцать последних лет еще живы в памяти многих. Найдутся, думаю, люди, которые дадут оценку и нашему застою.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 1893
Зарегистрирован: 17.11.06
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.12.09 22:13. Заголовок: Эрзяне Самарской обл..


Эрзяне Самарской области за землю русскому государству платят по нескольку раз. Мои предки, жители с. Захаркино, в 1752 году купили эти земли за 300 золотых рублей. Огромные по тем временам деньги. Советская власть отобрала эту землю. Теперь эта земля вновь продаётся этим же эрзянам или вообще посторонним людям.

Эрзят, илядо пеле эрямо эрзянь мельсэ.
Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 842
Зарегистрирован: 15.11.06
Откуда: Россия
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.12.09 08:33. Заголовок: Эрзянь нилькс пишет:..


Эрзянь нилькс пишет:

 цитата:
Мои предки, жители с. Захаркино, в 1752 году купили эти земли за 300 золотых рублей.


Мои предки тоже говорили, что покупали у богатых башкир свою землю вдоль левого берега Б.Черемшана
примерно 300 лет назад, цену правда сейчас не помнят. При развале колхозов, членам колхозов выдвались земельные паи,
многие из которых бывшие колхозники вынуждены были продать частным лицам. Сейчас часть этих земель арендуют фермеры,
в том числе с Ульяновской области.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 13
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет